что является единицей лексического кода языка
Что является единицей лексического кода языка
46. Продолжите определение «ОНР — это __________________».
• системное недоразвитие всех компонентов языковой системы
47. Р.Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как __________________ дефекты, при которых нарушена система языка.
• фонематические
48. Речевые нарушения не характеризуются следующими особенностями:
• Они соответствуют возрасту говорящего
49. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?
• кинестетический
50. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация)?
• 11
51. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:
• представление о фонеме
52. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию):
• корковая
53. Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:
• органическое повреждение мозжечка
54. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения
• устранение неправильного звукопроизношения
55. Что не относится к причинам функциональной дислалии?
• укороченная уздечка языка
56. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
• черепно-мозговая родовая травма
57. Что является единицей лексического кода языка:
• слово
58. Что является единицей морфологического кода языка:
• морфема
59. Что является единицей синтаксического кода языка?
• предложение
60. Что является единицей фонологического кода языка:
• фонема
Тест с ответами: “Логопедия”
I вариант.
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств:
а) черепно-мозговая родовая травма +
б) неправильная речь окружающих
в) двуязычие в семье
2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата:
а) блуждающий
б) обонятельный +
в) тройничный
3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +
4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР
5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
а) 3 блок
б) 2 блок +
в) 1 блок
6. Необходимо выбрать основной биологический фактор возникновения алалии:
а) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы +
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы
7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
а) системного подхода
б) онтогенетический
в) комплексного подхода +
8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря +
б) обогащение и активизация предикативного словаря
в) формирование и развитие артикуляторной моторики
9. Что такое ОНР:
а) нарушение произносительной стороны речи
б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата
в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +
10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами:
а) органическая
б) неврозоподобная +
в) невротическая
11. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать:
а) органическое повреждение мозжечка +
б) органическое повреждение продолговатого мозга
в) органическое повреждение экстрапирамидной системы
12. Несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
а) блок программирования, регуляции и контроля
б) блок приема переработки и хранения информации +
в) блок регуляции тонуса и бодрствования
13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
а) гласных +
б) согласных
в) согласных щелевых
14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
а) гортанный
б) головной
в) грудной +
15. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) дизорфографические +
б) орфографические
в) каллиграфические
16. Что является единицей фонологического кода языка:
а) звук
б) фонема +
в) слово
17. Что является единицей лексического кода языка:
а) словосочетание
б) предложение
в) слово +
18. Что является единицей синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание
19. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
а) о первичной неполноценности органов артикуляции
б) об отставании в формировании фонематического слуха
в) о продвижении в формировании фонематического слуха +
20. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
а) нарушение фонематического слуха
б) нарушение обобщенного оптического образа буквы +
в) нарушение фонетического слуха
II вариант.
1. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций +
б) нарушение фонетического слуха
в) нарушение фонематического слуха
2. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
а) алалии
б) заикании +
в) дислалии
3. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
а) заикании
б) дислалии
в) дизартрии +
4. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:”
а) “Вот мой дом”
б) “Вот моя собака” +
в) “Вот мой парашют”
5. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
а) замены графически сходных букв
б) изменение формы, времени глаголов
в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +
6. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
а) ступень становления синтетических приемов чтения
б) ступень синтетического чтения +
в) ступень слого-аналитического чтения
7. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе:
а) кинестетический +
б) зрительный
в) тактильный
8. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
а) замены
б) пропуски
в) искажения +
9. Что такое ФФНР:
а) нарушение произносительной стороны речи +
б) нарушение слоговой структуры слова
в) несформированность лексико-грамматических категорий
10. Какой темп речи характерен для заикания:
а) ускоренный
б) прерывистый +
в) замедленный
11. Что такое логопедия?
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
12. Что является предметом логопедии как науки?
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
13. Структура речевого дефекта это:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+
14. Под “педагогическим процессом, направленным на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением, понимается:
а) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие+
г) декомпенсация
15. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это:
а) недоразвитие речи+
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития
16. Как называется замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка:
а) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития+
17. Выберите причины речевых нарушений, которые были выделены М.Е. Хватцевым:
а) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические+
б) анатомо-физиологические, психические, функциональные
в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические
г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные
18. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это:
а) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух+
19. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это:
а) атаксия
б) гиперкинез+
в) парез
г) синкенезия
20. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это:
а) контаминация
б) персеверация+
в) антиципации
г) аккомодация
Что является единицей лексического кода языка
В слове фонемы объединяются в звуковые последовательности. Имеются правила сочетания фонем друг с другом. В русском языке наиболее распространены такие слоговые модели, как: СГ (согласный-гласный), ГС, СГС, ССГ. Только из согласных слог состоять не может, как и не может содержать в себе два гласных.
В литературе имеются указания и на раннюю зависимость звукового кода языка от жестовой системы и пальцевого пракси-са. Л. Брюль сообщает, что примитивные языки содержат объемный пласт жестовой (пальцевой) системы коммуникации. Лингвист В. В. Иванов замечает, что, например, «индейцы умеют думать руками». Появление на этой базе способности к членораздельному артикулированию связывается некоторыми авторами с началом становления звуковой речи вообще.
Слова-понятия приобретаются на базе овладения предметом. Слова обозначают единичные предметы (мама — это только моя мама, киска — только моя киска). Затем слова становятся представителями класса предметов: мама — все мамы, киска — все кошки). Далее значение слова еще более усложняется. Появляются метафоры, синонимы, антонимы.
Лексическая система языка (лексический код) — это совокупность содержащихся в нем слов. Слова, усваиваемые людьми, не хранятся в памяти в виде суммы, а организованы в группы в соответствии с выработанными человечеством представлениями о классификации предметов и явлений окружающего мира.
Для того, чтобы освоить классификацию предметов, необходимо вначале выделить в предмете наиболее простые эмпирические признаки (форма, размер, цвет, материал и пр.) Главным из эмпирических признаков являются функциональные.
Начальные значения слов размыты (генерализованы): «киска» для маленького ребенка — это и кошка, и мамин воротник, и плюшевая подушка (пример А Н. Гвоздева). Постепенно возрастающая дифференциация лексических значений обеспечивает способность относить предметы к определенной категории, т.е. классифицировать. Слово, с одной стороны, выступает в виде обобщенного зрительного образа, а с другой — как представитель той или иной категории предметов.
Тест с ответами по теме: «Логопедия»
1. Ошибки письма по классификации А.Н. Корнева разделяются на следующие группы:
а) смешение, пропуски, замены букв и слогов, персеверации, антиципации букв и слогов, отсутствие заглавной буквы в начале и точки в конце предложения+
б) антропофонические и фонологические
в) ошибки звукобуквенной символизации, графического моделирования фонематической структуры слова, ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения
г) фонематические, лексико-грамматические, оптические, орфографические, зеркальное написание букв
2. Название центрального механизма, который лежит в основе эфферентной моторной аграфии при афазии:
а) нарушение кинестической организации моторной стороны устной речи
б) нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи+
в) нарушение акустического восприятия речи
г) нарушение актуализации и построение структуры фразы
3. Специфические ошибки, которые характерны для фонематической дислексии:
а) замены графически сходных букв
б) нарушение иннервации речевого аппарата
г) нарушение звуко-слоговой структуры слова +
4. Что такое различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте?
а) системное недоразвитие речи
б) общее недоразвитие речи+
в) фонетико-фонематическое недоразвитие речи
г) моторная и сенсорная алалия
5. Количество уровней общего недоравития речи, которые были выделены Р.Е. Левиной:
а) 4 уровня
б) 3 уровня+
в) 2 уровня
г) 5 уровней
6. Определите вид дисграфии, который предполагает собой отражение в письме неправильного звукопроизношения:
а) акустическая дисграфия
б) аграматическая дисграфия
в) артикуляторно-акустическая дисграфия+
г) оптическая дисграфия
7. Отметьте типичные ошибки при аграматической дисграфии:
1. искажения морфологической структуры слова,нарушениях предложно-падежных конструкций и т.д.+
б) недоразвитие звукового анализа и синтеза, проявляющееся в нарушениях структуры предложения и слова
в) заменами букв, соответствующих фонетически близким звукам
г) заменами, пропусками букв, соответствующих заменам в устной речи
8. ____ видов дисграфий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева.
а) 8
б) 6
в) 5 +
г) 7
9. Этот уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития:
а) I уровень
б) II уровень
в) III уровень+
10. Определите, что характерно для первого уровня общего недоразвития речи:
а) общение осуществляется через использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов
б) общение осуществляется через использование небольшого количества нечеткопроизносимых обиходных слов, звукоподрожданий и звукокомплексов+
в) на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений
11. Что такое алалия?
а) нарушение произносительной стороны речи
б) органическое нарушение речи периферического характера
в) временная функциональная задержка речевого развития
г) органическое нарушение речи центрального характера+
12. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать органическое повреждение:
а) мозжечка +
б) продолговатого мозга
в) экстрапирамидной системы
13. Определите, несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
а) блок программирования, регуляции и контроля
б) блок приема переработки и хранения информации +
в) блок регуляции тонуса и бодрствования
14. На этих звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
а) гласных +
б) согласных
в) согласных щелевых
15. Нерезко выраженное ОНР (ОНР IV уровня) подробно представлено и описано в работах этого автора:
а) Р.Е. Левиной
б) О.В. Правдиной
в) Т.Б. Филичевой+
г) М.Е. Хватцева
16. О каком нарушении можно говорить в случае использовании ребёнком в речи грамматических структур, характерных для более раннего нормального речевого развития:
а) общее недоразвитие речи
б) задержка речевого развития+
в) системное недоразвитие речи
г) о всех нарушениях равнозначно
17. Определите, что такое нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи+
б) общее недоразвитие речи
в) системное недоразвитие речи
г) задержка речевого развития
18. Что такое отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития?
а) афазия
б) алалия+
в) аграфия
г) алексия
19. Голосовой регистр, который следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
а) гортанный
б) головной
в) грудной +
20. Стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил, называются так:
а) дизорфографические +
б) орфографические
в) каллиграфические
21. Причина моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций +
б) нарушение фонетического слуха
в) нарушение фонематического слуха
22. Отметьте, при каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
а) алалии
б) заикании +
в) дислалии
23. При данном нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
а) заикании
б) дислалии
в) дизартрии +
24. Выберите предложение, правильное правописание которого требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:
а) “Вот мой дом”
б) “Вот моя собака” +
в) “Вот мой парашют”
25. Выберите специфические ошибки, которые характерны для фонематических дислексий:
а) замены графически сходных букв
б) изменение формы, времени глаголов
в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +
26. Отметьте, причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +
27. Данное речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР
28. Определите, что является единицей фонологического кода языка:
а) звук
б) фонема +
в) слово
29. Единица лексического кода языка:
а) словосочетание
б) предложение
в) слово +
30. Единица синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание
Что такое слово как основная единица лексической системы языка?
Содержание:
Слово — важнейшая единица языка, оно заключает все многообразие окружающего мира вещей, событий, явлений, чувств, оценок.
Определяющая функция слова как совокупности звуков — номинация.
Совокупность всех слов языка называют его лексическим кодом. Можно сказать, что слово является единицей лексического кода языка.
Что является номинативной единицей языка?
Номинативной единицей языка является лексема, обладающая функцией именования предметов, действий, явлений. За каждым словом закреплено определенное лексическое значение — исторически сложившаяся в сознании носителей языка соотнесенность между звуковым образом и реалиями вещного мира.
По критерию номинации выделяются слова собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.
Что такое лексические единицы собственно номинативные? Это лексемы, непосредственно называющие предмет, действие, признак. Модально-оценочная функция отсутствует. Например: читатель, ехать, желтый, он, сидящий.
Во второй группе слов выявляются экспрессивно-синонимические характеристики. Эти лексемы зафиксированы в словарях, существуют самостоятельно и выступают как синонимы номинативных: писака, журналюга, работяга. Помимо номинации, они дают оценку называемому явлению: например, бардак — это не просто беспорядок, а высшее проявление этого качества.
Что представляет собой слово как единица лексической системы языка? Узнайте ответы на эти и подобные вопросы в статье
Слово как единица лексической системы языка изучается различными разделами науки: фонетикой, морфологией, грамматикой.
Единица лексического кода языка рассматривается в первую очередь с точки зрения семантики. По различным критериям выделяются группы значений:
Слово как основная единица лексической системы языка обладает категорией полисемии, то есть может иметь несколько значений. Образуются они разными способами: