химическая технология материалов современной энергетики код специальности

ОКСО: 240600 — Химическая технология материалов современной.

КлассификаторКодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
ОКСО240600Химическая технология материалов современной энергетики

Уточняющие коды

Запись в классификаторе с кодом 240600 содержит 4 уточняющих (дочерних) кода.

КодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
240601Химическая технология материалов современной энергетики65Инженер
240602Технология разделения изотопов51Техник
52Старший техник
240603Химическая технология редких элементов и материалов на их основе65Инженер

Схема

Схема иерархии в классификаторе ОКСО для кода 240600:

Комментарии

По коду 240600 классификатора ОКСО пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник

Карьера и зарплаты выпускников специальности «Химическая технология материалов современной энергетики» (18.05.02, специалитет) в России

средняя цена обучения (год)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Химическая технология материалов современной энергетики в вузах России

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 47451 рублей/месяц.

Кем работать

Изучая данную специальность, студенты получают знания, связанные с ядерной энергетикой, радиацией, правилами эксплуатации ядерных энергетических установок.

Чаще всего после окончания ВУЗа выпускники работают инженерами разной направленности: химиками, материаловедами, технологами, проектировщиками, ядерщиками.

Сферами профессиональной деятельности становятся:

Квалифицированных специалистов, способных проводить анализ ядерных процессов и разрабатывать методы, способные улучшить основные показатели, ждут в научно-исследовательских центрах, компаниях, занимающихся энергетикой, атомных станциях.

Перспективы

Программа обучения готовит специалистов в области технологий, связанных с ядерными процессами. Эта специальность чрезвычайно редкая, а потому – востребованная. Энергией, в том числе ядерной, человек будет пользоваться всегда, а значит, профессионалы в данной области будут цениться высоко.

Уже в период обучения студенты поддерживают связь с предприятиями военно-промышленного комплекса и предприятиями, занятыми добычей и переработкой цветных металлов. Вполне возможно, что впоследствии эти предприятия станут местом их дальнейшей профессиональной деятельности.

Кроме того, выпускники, освоившие данную специальность, могут претендовать на рабочие места в Научно-исследовательских центрах, энергетических компаниях, атомных, электрических, гидроэлектростанциях и подстанциях, предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в высших учебных заведениях, предприятиях ядерно-оружейного комплекса.

Заработная плата работников, связанных с энергетикой, достойная и варьируется от 35 тысяч рублей для новичка до 70 и более тысяч рублей для сотрудника с опытом работы.

Карьера по специальности Химическая технология материалов современной энергетики — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

Источник

Химическая технология материалов современной энергетики код специальности

На кафедре теоретической и прикладной химии (ТиПХ) осуществляется подготовка инженеров по специальности 18.05.02 «Химическая технология материалов современной энергетики», специализация «Ядерная и радиационная безопасность на объектах использования ядерной энергии».

Форма обучения: очная
Срок обучения: 5,5 лет (Специалитет)
Вступительные испытания: Математика (ЕГЭ); Русский язык (ЕГЭ); Физика (ЕГЭ)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ

В современных условиях атомная энергетика — один из важнейших секторов экономики России. Динамичное развитие отрасли является одним из основных условий обеспечения энергонезависимости государства и стабильного роста экономики страны. Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. Cейчас отрасль остро нуждается в квалифицированных специалистах в области ядерной безопасности и инженерной радиоэкологии.

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУЧАТ:

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО:

Специальность «Химическая технология материалов современной энергетики» охватывает различные области деятельности выпускника. Широкий спектр инженерных и специальных дисциплин, включающих основы ядерной физики, радиохимии, дозиметрии, физики и химии твердого тела, общую химическую технологию, технологию основных материалов современной энергетики, радиационное материаловедение, защиту от электромагнитных полей, радиобиологию, радиационную экологию и др. позволит работать выпускникам на любом промышленном или производственном предприятии химико- или физико-технологической направленности инженерами-материаловедами, инженерами-химиками и химиками-технологами. Благодаря полученным знаниям выпускники смогут успешно трудиться на добывающих и обогатительных предприятиях, предприятиях строительной, металлургической, химической нефтеперерабатывающей или пищевой индустрии.

Кроме того, диплом инженера по данной специальности позволит выпускникам работать в области высокоинтеллектуальных направлений авиационно-космической и атомной отрасли, включая технологии топливного ядерно-энергетического цикла. Это предприятия Государственных корпораций «Роскосмоса» и «Росатома», в том числе атомные электростанции, проектные и научно-исследовательские институты, Государственные научные центры, научно-производственные предприятия оборонно-промышленного комплекса, надводного и подводного кораблестроения, такие как: Курская, Смоленская, Ленинградская, Нововонежская АЭС, ГНЦ «НИИ Атомных реакторов», АО «Нижегородский машиностроительный завод», АО «ПО «Севмаш», АО «ОКБМ Африкантов», РКК «Энергия» им. Королева, Центр подготовки космонавтов им. Гагарина и др.

Работа в атомной и авиационно-космической отрасли – это не только широкие карьерные возможности, но и настоящий вызов для молодых специалистов, которые хотели бы решать значимые для страны задачи с использованием самых передовых разработок и технологий. Нужны специалисты, владеющие современными знаниями и технологиями, готовые перенять опыт предыдущих поколений и продолжить развитие отрасли.

Подробную информацию о содержании учебных программ и условиях поступления можно получить по адресу:

308012, г. Белгород, ул. Костюкова 46,

БГТУ им. В. Г. Шухова

e-mail: kafnx@mail.ru, yrndo@mail.ru

Кафедра теоретической и прикладной химии

Тел./Факс +7(4722) 54-96-04; +7(4722) 55-16-62

Источник

240600 Химическая технология материалов современной энергетики. Государственный образовательный стандарт

Министерство образования Российской Федерации

_____________ В.Д. Шадриков

Регистрационный № 225 тех\дс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

655200 “ Химическая технология материалов современной энергетики ”

Вводится с момента утверждения

“ Химическая технология материалов современной энергетики ”

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

250900 Химическая технология материалов современной энергетики;

Нормативный срок освоения основной образовательной программы

подготовки инженера по направлению “ Химическая технология материалов современной энергетики ” при очной форме обучения 5 лет (для специальности 25090 0 “ Химическая технология материалов современной энергетики”- 5,5 лет).

1.4.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Областью профессиональной деятельности выпускника являются:

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускника: являются являются руды, концентраты и вторичное сырье, содержащее редкие и рассеянные элементы, собственно редкие элементы, их химические соединения, материалы на их основе, редкометалльное сырье для получения урана, циркония и других металлов, применяемых в современной энергетике, отработавшее топливо, водные и неводные теплоносители, радиоактивные и стабильные изотопы и особочистые вещества и сырье для их получения, материалы, получаемые с использованием радиационной обработки, технологические процессы их получения, установки и аппараты для проведения технологических процессов, приборы и методы исследованеия свойств сырья и продуктов его переработки в лабораторных и промышленных условиях.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Выпускники по направлению подготовки “ Химическая технология материалов современной энергетики” могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

Выпускник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник по направлению подготовки дипломированных специалистов Химическая технология материалов современной энергетики ” подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

б) проектно-конструкторская деятельность:

в) научно-исследовательская деятельность:

— разработка планов, программ и методик проведения исследований материалов на основе редких элементов и материалов современной энергетики;

— создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства материалов современной энергетики.

г) организационно-управленческая деятельность:

1.4.5. Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач инженер:

Инженер должен знать:

— методы анализа технического уровня технологии материалов современной энергетики;

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов “ Химическая технология материалов современной энергетики ”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

“ Химическая технология материалов современной энергетики ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины;

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

“ Химическая технология материалов современной энергетики ”

Наименование дисциплин и их основные

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции;

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля;

культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад);

аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; изическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории;

античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1–ХП вв.; социально – политические изменения в русских землях в ХШ – ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия;

особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру;

роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма;

Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика;

курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;

социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 – 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.;

структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения. политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Психология и педагогика:

Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача;

образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи:

стили современного русского языка; лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи; условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов; лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи; сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля; взаимопроникновение стилей; специфика элементов всех языковых уровней в научной речи; жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятность, информативность и выразительность публичной речи; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие); нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление); невербальные средства коммуникации; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюрастические концепции бытия; самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство; время, движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира;

введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкретной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства;

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программировани я ; компьютерная графика; информационные системы (ИС), структура и классификация ИС, специализированные поисковые ИС; этапы развития информационных технологий; виды информационных технологий, основные компоненты, алгоритм информационного поиска в режиме удаленного доступа; компьютерные сети, основные типы протоколов компьютерных сетей; глобальная сеть Internet. Методы защиты информации.

физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов;

электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике;

глобальные проблемы экологии; проблемы народонаселения, истощение энергоресурсов, проблема потепления климата на Земле, физический смысл «парникового эффекта», физический смысл образования озонных дыр; понятие о токсичности веществ; защита гидросферы водооборот на Земле и в биологических видах, самоочищаемость водоемов, защита гидросферы от промышленных загрязнений, понятия ПДК и ПДС, классификация сточных вод и принцип их очистки; защита атмосферы защита атмосферы от промышленных выбросов, понятие ПДВ, принципы очистки газовых промышленных выбросов; защита литосферы; переработка твердых отходов: захоронение радиоактивных и уничтожение и переработка токсичных отходов; системы экологического мониторинга; экономические и правовые аспекты рационального природопользования.

Общая и неорганическая химия:

Периодическая система и строение атомов элементов; химическая связь (ковалентная связь, метод валентных связей, гибридизация, метод молекулярных орбиталей, ионная связь, химическая связь в комплексных соединениях); строение вещества в конденсированном состоянии; растворы (способы выражения концентраций, идеальные и неидеальные растворы, активность); растворы электролитов; равновесия в растворах; окислительно-восста-новительные реакции; протолитическое равновесие; гидролиз солей; скорость химических реакций; химия элементов групп периодической системы.

классификация, строение и номенклатура органических соединений; классификация органических реакций; равновесия и скорости, механизмы, катализ органических реакций; свойства основных классов органических соединений: алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, ароматические соединения, галогенпроизводные углеводородов, спирты, фенолы, эфиры, тиоспирты, тиофенолы, тиоэфиры, нитросоединения, амины и азосоединения, альдегиды и кетоны, хиноны, карбоновые кислоты, гетероциклические соединения, элементоорганические соединения; основные методы синтеза органических соединений.

Аналитическая химия и физико-химические методы анализа:

элементный, молекулярный, фазовый анализ; качествнный анализ; методы разделения и концентрирования веществ; методы количественного анализа (гравиметрический анализ, титриметрический анализ, кислотно-основное, окислительно-восстановительное, осадительное и комплексонометрическое титрование); физико-химические методы анализа: оптические методы анализа, электрохимические методы анализа, хроматографический анализ.

основы химической термодинамики: начала термодинамики, термодинамические функции, химический потенциал и общие условия равновесия систем, термодинамические свойства газов и газовых смесей; фазовые равновесия и свойства растворов: равновесия в однокомпонентных системах, термодинамические свойства растворов, равновесия в двухфазных двухкомпонентных системах, равновесие в трехкомпонентных системах; химическое равновесие; термодинамическая теория химического сродства; равновесия в растворах электролитов; термодинамическая теория Э.Д.С.; химическая кинетика: формальная кинетика, теории химической кинетики, кинетика сложных гомогенных, фотохимических, цепных и гетерогенных реакций; катализ: гомогенный и ферментативный катализ, адсорбция и гетерогенный катализ.

Поверхностные явления и дисперсные системы:

термодинамика поверхностных явлений; адсорбция, смачивание и капиллярные явления (адсорбция на гладких поверхностях и пористых адсорбентах, капиллярная конденсация); адгезия и смачивание; поверхностно-активные вещества; механизмы образования и строение двойного электрического слоя; электрокинетические явления; устойчивость дисперсных систем (седиментация в дисперсных системах, термодинамические и кинетические факторы агрегативной устойчивости); мицеллообразование; оптические явления в дисперсных системах; системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой; золи, суспензии, эмульсии, пены, пасты; структурообразование в коллоидных системах.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Начертательная геометрия: задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа; позиционные задачи; метрические задачи; способы преобразования чертежа; многогранники; кривые линии; поверхности; поверхности вращения; линейчатые поверхности; винтовые поверхности; циклические поверхности; обобщенные позиционные задачи; метрические задачи; построение разверток поверхностей; касательные линии и плоскости к поверхности; аксонометрические проекции;

Инженерная графика: конструкторская документация; оформление чертежей; элементы геометрии деталей; изображения, надписи, обозначения; аксонометрические проекции деталей; изображения и обозначения элементов деталей; изображение и обозначение резьбы; рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов деталей машин; изображения сборочных единиц; сборочный чертеж изделий.

Детали машин: соединения деталей машин и аппаратов; валы и оси, их опоры и соединения; подшипники, муфты; передачи вращательного движения, приводы; механические процессы в химической технологии (измельчение, смешение, транспортировка).

Электротехника и электроника:

электрические и магнитные цепи; основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей; анализ и расчет линейных цепей переменного тока; анализ и расчет электрических цепей с нелинейными элементами; анализ и расчет магнитных цепей; электромагнитные устройства и электрические машины; электромагнитные устройства; трансформаторы; машины постоянного тока (МПТ); асинхронные машины; синхронные машин; основы электроники и электрические измерения; элементная база современных электронных устройств; источники вторичного электропитания; усилители электрических сигналов; импульсные и автогенераторные устройства; основы цифровой электроники; микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы.

Метрология, стандартизация и сертификация:

теоретические основы метрологии; основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира; основные понятия, связанные со средствами измерения (СИ); закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей; понятие многократного измерения; алгоритмы обработки многократных измерений; понятие метрологического обеспечения; организационные научные и методические основы метрологического обеспечения; правовые основы обеспечения единства измерений; основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений; структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами;

исторические основы развития стандартизации и сертификации; сертификация, её роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях; правовые основы стандартизации; международная организация по стандартизации (ИСО); основные положения государственной системы стандартизации ГСС; научная база стандартизации; определение оптимального уровня унификации и стандартизации; государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов;

основные цели и объекты сертификации; термины и определения в области сертификации; качество продукции и защита потребителя; схемы и системы сертификации; условия осуществления сертификации; обязательная и добровольная сертификация; правила и порядок проведения сертификации; органы по сертификации и испытательные лаборатории; аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий; сертификация услуг; сертификация систем качества.

( Помимо основного курса вопросы безопасности жизнедеятельности должны изучаться в специальных дисциплинах и во время производственных практик)

Материаловедение. Технология конструкционных материалов:

строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов; конструкционные металлы и сплавы; теория и технология термической обработки стали; химико-термическая обработка; жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы; явление коррозии, коррозионные потери, классификация коррозионных процессов, химическая и электрохимическая коррозия, методы защиты от коррозии; электротехнические материалы, резина, пластмассы.

Технология конструкционных материалов:

теоретические и технологические основы производства материалов; материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении; основные методы получения твердых тел; основы металлургического производства; основы порошковой металлургии; напыление материалов; теория и практика формообразования заготовок; классификация способов получения заготовок; производство заготовок способом литья; производство заготовок пластическим деформированием; производство неразъемных соединений; сварочное производство; физико-химические основы получения сварочного соединения; пайка материалов; получение неразъемных соединений склеиванием; изготовление полуфабрикатов и деталей из композиционных материалов; физико-технологические основы получения композиционных материалов; изготовление изделий из металлических композиционных материалов; особенности получения деталей из композиционных порошковых материалов; изготовление полуфабрикатов и изделий из эвтектических композиционных материалов; изготовление деталей из полимерных композиционных материалов; изготовление резиновых деталей и полуфабрикатов; формообразование поверхностей деталей резанием, электрофизическими и электрохимическими способами обработки; электрофизические и электрохимические методы обработки поверхностей заготовок; выбор способа обработки;

Конструкционные материалы в современной энергетике:

нетрадиционные виды энергетики: атомная, термоядерная, ветровая, солнечная и др., их физико-химические основы; энергетический баланс; конструкционные материалы атомных реакторов, требования к ним: малое сечение захвата нейтронов, высокая чистота, устойчивость к коррозии в радиационных полях, теплопроводность, механическая устойчивость в радиационных полях; активация конструкционных материалов; радиоактивные отходы и обращение с ними; цирконий и циркониевые сплавы в водяных атомных реакторах; выбор реакторных конструкционных материалов в зависимости от свойств теплоносителя; материалы термоядерной энергетики; полупроводники в современной энергетике.

Процессы и аппараты химической технологии:

основы теории переноса количества движения, теплоты, массы; теория физического и математического моделирования процессов химической технологии; гидродинамика и гидродинамические процессы: основные уравнения движения жидкостей, гидродинамическая структура потоков, перемещение жидкостей, сжатие и перемещение газов, разделение жидких и газовых неоднородных систем, перемешивание в жидких средах; тепловые процессы и аппараты: основы теории передачи теплоты, промышленные способы подвода и отвода тепла химической аппаратуре; массообменные процессы и аппараты в системах со свободной границей раздела фаз: основы теории массопередачи и методы расчета массообменной аппаратуры (абсорбция, перегонка и ректификация, экстракция); массообменные процессы с неподвижной поверхностью контакта фаз: адсорбция, сушка, ионный обмен, растворение и кристаллизация; мембранные процессы химической технологии.

Общая химическая технология:

химическое производство; иерархическая организация процессов в химическом производстве; критерии оценки эффективности производства; общие закономерности химических процессов; промышленный катализ; химические реакторы: основные математические модели процессов в химических реакторах, изотермические и неизотермические процессы в химических реакторах, промышленные химические реакторы; химико-технологические системы (ХТС): структура и описание ХТС, синтез и анализ ХТС, сырьевая и энергетическая подсистемы ХТС; энергия в химическом производстве; важнейшие промышленные химические производства

Системы управления химико-технологическими процессами:

основные понятия управления технологическими процессами; основы теории автоматического управления: декомпозиция систем управления, статические динамические характеристики объектов и звеньев управления, передаточные функции, типовые динамические звенья систем управления; Системы автоматического регулирования: статические и динамические характеристики объектов управления, переходные процессы, запаздывание и устойчивость систем регулирования, основные законы управления релейное регулирование; диагностика химико-технологического процесса: методы и средства диагностики, государственная система приборов,

элементы метрологии, контроль основных технологических параметров; основы проектирования автоматических систем управления; типовые системы автоматического управления в химической промышленности.

Экономика и управление производством:

экономические основы производства и ресурсы предприятий; основные фонды, оборотные средства, персонал, оплата труда, планирование затрат, технико-экономический анализ инженерных решений; финансовая и инновационная деятельность предприятий: юридические основы, финансовые отношения, налогообложение; основы управления деятельностью предприятия, технология разработки и принятия управленческих решений.

Техническая термодинамика и теплотехника:

законы термодинамики для открытых систем; анализ основных процессов в открытых системах: ступени турбины и компрессора, эжекторы, сопла; анализ высокотемпературных тепловыделяющих и теплоиспользующих установок; циклические процессы преобразования теплоты в работу; теплосиловые установки, холодильные машины, тепловые насосы; основы термодинамики неравновесных процессов.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Специальные дисциплины

Специальность 2509 – Химическая технология материалов современной энергетики

Основы ядерной физики, радиохимии и дозиметрии:

элементарные частицы и их основные характеристики; основы современной теории строения ядра; радиоактивный распад ядер, основной закон радиоактивного распада, радиоактивные семейства и отдельные радионуклиды в природе, радиоактивное равновесие и его расчет; основные виды радиоактивного распада и элементы их теории, границы устойчивости периодической системы элементов; основные типы ядерных реакций, расчет накопления продуктов ядерных реакций, накопления продуктов деления, трансурановые элементы; атомная энергетика и ее структура, ядерные силовые установки; реакторы на быстрых нейтронах; реакция синтеза легких ядер, термоядерная энергетика; взаимодействие излучений с веществом, поглощенная доза, пробег частиц, элементарные процессы взаимодействия гамма-квантов с веществом, экспозиционная доза и ее расчет по гамма-постоянной, керма; методы регистрации излучений, радиометры и дозиметры, спектрометрия излучений; ядерные излучения в природе; биологическое действие излучений, эквивалентная и коллективная эквивалентная дозы; принципы радиационной безопасности; нормы радиационной безопасности и основные санитарные

правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений; особенности поведения радионуклидов в растворах больших разведений, идеальный изотопный обмен и его закономерности, изотопные, специфические и неспецифические носители и области их применения, виды сокристаллизации и их основные закономерности, адсорбция на ионных кристаллах и ее закономерности, другие виды адсорбции, электрохимическое выделение радионуклидов и его особенности, коллоидообразование в радиохимии, хроматография и ионный обмен в радиохимии, экстракция органическими растворителями в радиохимии, общие положения метода “меченых” атомов, выбор радионуклидов и их чистота, синтез “меченых” соединений, их применение для научных исследований, радиоаналитические методы анализа.

Введение в химическую технологию материалов современной энергетики:

Физико-химические методы исследования и анализа:

спектральные оптические методы: УФ, видимая и ИК спектроскопия; ICP спектроскопия; ЭПР и ЯМР спектроскопия; масс-спектрометрия; их назначение и возможности; анализ погрешностей при проведении определений; расчет среднего квадратичного отклонения, доверительных интервалов и доверительной вероятности.

Дисциплины специализаций

Химия и технология редких и рассеянных

классификация элементов, понятие «редкий элемент», «рассеянный элемент», «редкий металл», «малый металл»; распространенность в природе; техническая классификация редких элементов (РЭ), их роль в современной технике; особенности и основные переделы рудной технологии редких элементов; специфика технологии РЭ; обогащение рудного сырья; методы разложения различного минерального сырья; химическое концентрирование; методы извлечений, концентрирования и разделения близких по свойствам РЭ: экстракция, ионный обмен, диализ, электролиз растворов и расплавов; химия и технология редких щелочных элементов: свойства элементарных Li, Rb, Cs; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений лития, рубидия и цезия; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов и получения химических соединений; методы разделения Rb и Cs; получение металлических Li, Rb и Cs; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве лития, рубидия и цезия; химия и технология бериллия: свойства элементарного бериллия; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений бериллия; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов _*************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************** **************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************** ***********f0ана окружающей среды в производстве бериллия.

химия и технология редкоземельных элементов, иттрия и скандия: свойства элементарных РЗЭ, иттрия и скандия; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений РЗЭ, Y, Sc; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов и получения химических соединений; методы разделения РЗЭ: экстракция, ионный обмен, кристаллизация; получение индивидуальных металлических РЗЭ, Y и Sc; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве РЗЭ;

химия и технология титана, циркония, гафния: свойства элементарных Ti, Zr, Hf; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений Ti, Zr, Hf; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов и получения химических соединений; методы разделения Zr и Hf; получение металлических Ti, Zr и Hf; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве титана, циркония и гафния;

химия и технология ванадия, ниобия, тантала: свойства элементарных V, Nb, Ta; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применение; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений ванадия, ниобия и тантала; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов и получения химических соединений; методы разделения Nb и Ta; методы очистки соединений ванадия; получение металлических V, Nb и Ta; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве ванадия, ниобия и тантала;

химия и технология молибдена и вольфрама: свойства элементарных Mo и W; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений молибдена и вольфрама; сравнительная характеристика различных методов разложения концентратов и получения химических соединений; методы разделения Mo и W; получение металлических Mo и W; методы порошковой металлургии; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве молибдена и вольфрама; рассеянные элементы, особенности их технологии:

химия и технология рения: свойства элементарного рения; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применение; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений рения; сравнительная характеристика различных методов концентрирования и получения химических соединений; методы очистки соединений рения; получение рения из отходов; получение металлического рения и его рафинирование; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве рения;

химия и технология галлия, индия, таллия: свойства элементарных Ga, In, Tl; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применение; минеральное сырье, концентраты; конъюнктура; технология соединений галлия, индия и таллия; сравнительная характеристика различных методов извлечения концентрирования, очистки и получения химических соединений; методы извлечения галлия и индия из вторичного сырья; методы разделения Ga и Al; получение металлических Ga, In и Tl; методы их глубокой очистки; техника безопасности и ох- рана окружающей среды в производстве галлия, индия и таллия;

химия и технология германия: свойства элементарного германия; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; геохимия и источники получения; конъюнктура; технология соединений германия; сравнительная характеристика различных методов извления и очистки соединений германия; методы глубокой очистки германия; получение элементарного германия; методы кристаллофизической очистки; переработка германиевых отходов; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве германия;

химия и технология селена и теллура: свойства элементарных Se и Te; основные химические соединения, их свойства; важнейшие области применения; геохимия, источники сырья; поведение при переработке медных, никелевых и свинцовых руд в сернокислотном производстве; конъюнктура; технология соединений селена и теллура; сравнительная характеристика различных методов выделения и очистки и получения химических соединений; методы разделения Se и Te; рафинирование селена и теллура; получение селена и теллура высокой чистоты; техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве селена и теллура.

Физико-химические основы технологии редких и рассеянных элементов и материалов на их основе:

термодинамические основы процессов в техно ********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************18 î стояния фазы; правило Гиббса в соприкасающихся областях; диаграммы состояния однокомпонентных систем, осложненные полиморфизмом; монотропные и энантиотропные переходы; диаграммы состояния двухкомпонентных систем: понятия о Р-Т-х диаграммах состояния бинарных систем, Т-х, Р-Т, Р-х проекциях; Р-Т-х диаграммы бинарных систем в случае полной растворимости компонентов в жидком и твердом состоянии; типы твердых растворов Р-Т, Р-х проекции. (Т-х)р, (Р-х) сечения; термодинамика твердых растворов; термодинамика регулярных растворов; закон Сивертса растворения газов с диссоциацией двухатомных молекул; взаимное влияние растворенных веществ в многокомпонентных растворах (параметры взаимодействия); взаимосвязь понятий «диаграмма плавкости», «диаграмма конденсированного состояния», (Т-х)р-сечение; распад твердых растворов и его причины: образование ограниченных твердых растворов; диаграммы конденсированного состояния; кривые охлаждения; построение треугольника Таммана; понятие о термической обработке сплавов; методы определения границ растворимости; практическое значение диаграмм с эвтектикой; Р-Т-х диаграмма состояния двухкомпонентной системы с образованием конгруэнтно плавящегося соединения; понятие о дальтонидах и бертоллидах; уравнение Шредера; Р-Т-х диаграмма состояния бинарной системы в случае образования инконгруэнтно плавящегося соединения; перитектическая реакция; диаграммы конденсированного состояния систем с ограниченной растворимостью в жидком состоянии (монотектика, синтектика); основные закономерности в геометрии диаграмм конденсированного состояния бинарных систем; применение ЭВМ для расчета элементов бинарных систем; тройные системы: диаграмма конденсированного состояния с эвтектикой; диаграмма конденсированного состояния при неограниченной взаимной растворимости в жидком и твердом состоянии; тройные системы с одним конгруэнтно плавящимся двойным химическим соединением; квазибинарное сечение; точка Ван-Рейна; триангуляция систем; тройная система с двойным инконгруэнтно плавящимся соединением, с ограниченной растворимостью компонентов в жидком состоянии; тройные взаимные системы; диаграмма растворимости как частный случай диаграммы плавкости; случаи образования безводной двойной соли, кристаллогидратов, конгруэнтно и инконгруэнтно растворимых соединений, образование твердых растворов;

системы из четырех компонентов: методы исследо-вания гетерогенных равновесий: ДТА, ТГА, тензиметрический анализ; метод растворимости;

механизм и кинетика процессов технологии редких элементов: свойства дисперсных систем: зависимость мольной поверхностной энергии кристаллов различного размера (для кристаллов любой формы); направление массообменных процессов в дисперсных системах; влияние размера

частиц на давление в их объеме, давление насыщенного пара (концентрация насыщенного раствора), величину константы равновесия реакций с их участием, температуру плавления; закономерности образования новой твердой фазы: термодинамика образования устойчивых зародышей кристаллов; термодинамическая теория образования центров кристаллизации; теория ступенчатого образования центров кристаллизации; теория роста кристаллов с участием двумерных зародышей и винтовых дислокаций; зависимость степени кристаллизации от времени (уравнение Аврами-Мампеля-Ерофеева-Колмогорова); закономерности реакций, сопровождающхся образованием твердого продукта: разупорядоченность ионных материалов; виды дефектов, тепловая разупорядоченность, дефекты нестехиометрии; связь между давлением металлоида и концентрацией дефектов; влияние неизовалентных примесей; теория Вагнера образования твердого продукта; закономерности образования продуктов с различными типами разупорядоченности; образование многослойных оболочек продуктов; механизм и закономерности восстановления (на примере восстановления оксидов водородом).

Оборудование заводов редкометаллической промышленности и основы проектирования предприятий:

оборудование для подготовки сырья и вспомогательных материалов к технологическом переделу: дробление, измельчение; схемы дробления и измельчения; флотация, гравитационное, магнитное и электрическое обогащение; взаимодействие аппаратов на примере обогащения лопарита; оборудование процессов пирометаллурического обогащения: отражательные, шахтные и руднотермические печи; огнеупорные материалы; оборудование для вскрытия концентратов редких металлов: процессы обжига; многоподовые печи, печи кипящего слоя; подбор оборудования на примере окислительного обжига молибденита; оборудование процессов хлорирования; шахтная электропечь, шахтный хлоратор, работающий на брикетированной шихте, хлоратор кипящего слоя, «солевой» хлоратор; схемы цепи аппаратов конденсации; особенности процессов хлорирования титановых шлаков, лопарита и циркона; процессы спекания: вращающаяся барабанная печь; выщелачивание; реакционные аппараты, пачуки, автоклавы, работающие на остром и глухом паре; оборудование процессов очистки соединений редких элементов: экстракция; колонные, ящичные и центробежные экстракторы; расчет экстракционных каскадов; оборудование сорбционных процессов: аппараты с неподвижным и движущимся слоем сорбента; оборудование процессов ректификации на примере очистки тетрахлорида титана и разделения пентахлоридов ниобия и тантала; оборудование для получения и рафинирования редких металлов: аппараты для магнийтермического восстановления тетрахлорида титана и сепарации титановой губки; аппарат для иодидного рафинирования редких металлов; высокочастотные индукционные печи; электродуговые вакуумные печи для переплавки и рафинирования редких металлов; электроннолучевые установки в технологии получения и рафинирования редких металлов; установки низкотемпературной плазмы и их применение в промышленности редких металлов; основы проектирования в промышленности редких металлов: состав промышленных проектов, особенности проектирования в промышленности редких металлов; обоснование и выбор технологической схемы; материальный баланс по ценному компоненту; расчет извлечения компонента в технологической схеме; расчет полного материального баланса технологической схемы.

Дисциплины специализаций

Военная подготовка

Всего часов теоретического обучения 8262 (9180)’

’ – для специальности 250900.

“Химическая технология материалов современной энергетики”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 (286) ’ недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую

работу студентов, практикумы, в том числе

лабораторные – 153(170) ’ недели;

в том числе: учебная – 4 недели;

производственная – 6 недель;

преддипломная – 4 недели;

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту

каникулы (включая 8 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

” Химическая технология материалов современной энергетики ”.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки инженера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента..

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, информатика, электротехника и электроника, общая и неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия и физико-химические методы анализа, физическая химия, поверхностные явления и дисперсные системы, основные процессы и аппараты химической технологии, системы управления химико-технологическими процессами, а также основные дисциплины специальности и специализации.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин: математика, физика, общая и неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, механика, электротехника и электроника, процессы и аппараты химической технологии, экономика и организация производства.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

“Химическая промышленность”, “Успехи химии”, “Доклады РАН”, Сводный том “Реферативный журнал” (Химия), или(и) иметь доступ через Интернет к его электронной версии, «Журнал физической химии», «Журнал неорганической химии», “Атомная энергия” и другие отраслевые научные журналы.

Информационная база учебного процесса должна поддерживаться наличием в библиотеке научной справочной литературы и монографий по профилю специальности. Студент должен иметь доступ к локальным информационным сетям вуза и возможность выхода в Internet.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно- исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы.

6.5. Требования к организации практик.

Практика является частью общего процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводится на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях химической промышленности, цветной металлургии и атомной энергетики. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, на овладение производственными навыками, передовыми технологиями и методами труда. Практики организуются с учетом будущей специализации.

6.5.1. Учебная практика.

Целью учебной практики является получение студентами общих представлений о работе предприятия, выпуске продукции и организации производственных процессов на промышленных предприятиях профиля направления, о конструкции и характеристиках основных химико-технологических аппаратов. Место проведения практики –промышленные предприятия химического комплекса.

6.5.2. Производственная практика

Основными задачами производственной практики являются:

6.5.3. Преддипломная практика.

Задачи преддипломной практики:

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА “Химическая технология материалов современной энергетики”

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

Инженер по специальности 250900 – Химическая технология материалов современной энергетики должен:

-способы осуществления технологических процессов получения основных типов материалов современной энергетики;

-методы моделирования и оптимизации технологических процессов производства;

-принципы построения технологических схем и методы проектирования технологических процессов (в том числе с применением САПР) в производстве материалов современной энергетики;

-методы теоретического и экспериментального исследования в области химической технологии материалов современной энергетики;

-основы технологической безопасности, охраны труда, противопожарной техники и защиты окружающей среды при организации и управлении производствами в технологии материалов современной энергетики;

-основные направления научно-технического развития процессов в производстве материалов современной энергетики;

-методами управления действующими технологическими процессами в производстве материалов современной энергетики;

-методами проведения стандартных испытаний по определению энергетических, технологических и эксплуатационных свойств материалов современной энергетики;

-методами разработки технической документации и способами контроля за технологическими процессами в производстве материалов современной энергетики с применением современных методов автоматизации;

-методами и средствами теоретического и экспериментального исследования по синтезу и изучению свойств материалов современной энергетики;

-методами расчета экономической эффективности внедряемых технологических решений и проектов;

-рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации.

Инженер по специальности 251700 – Химическая технология редких элементов и материалов на их основе должен:

Конкретные требования к специальной подготовке инженера устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей региона и специфики образовательной программы.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация инженера включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломному проекту инженера.

Дипломный проект должен быть представлен в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков и т.д.).

Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста “Химическая технология материалов современной энергетики” и методических рекомендаций УМО по химико-технологическому образованию.

Время, отводимое на подготовку дипломного проекта, составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению “Химическая технология материалов современной энергетики” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по химико-технологическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению “Химическая технология материалов современной энергетики”.

Учебно-методическое объединение по химико-технологическому образованию

Председатель Совета УМО П.Д. Саркисов

Заместитель председателя Совета УМО В.Е. Кочурихин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *