Как восполнить пропущенный пост рамадан

Возмещение поста и выплата штрафа

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамаданВот и прошёл очередной месяц Рамадан, кто-то постился, а кто-то не смог. Некоторые не постятся и вовсе, ссылаясь на всякого рода причины. Но многие мусульмане, хоть и не сразу, но всё же в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств либо изменений в убеждениях с возрастом осознают важность соблюдения поста и тяжесть греха, совершённого ими, при несоблюдении ими своевременно этого столпа Ислама. Многие начинают рьяно навёрстывать пропущенные посты, но не все ведают, что помимо возмещения постов необходимо ещё и выплачивать штраф.

Порой бывает и так, что человек покидает этот свет, не соблюдая посты либо пропустив их по уважительной причине, но не успев наверстать. И довольно часто в таких случаях наследники не знают своих обязанностей перед покойным и того, к чему их призывает Шариат в подобных ситуациях. В этой статье, иншааллах, мы постараемся пояснить некоторые моменты касательно возмещения обязательных постов.

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан, например, из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан помимо его возмещения ещё и выплатить штраф. За каждый пост, невозмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда. К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, и эта болезнь прошла до наступления следующего Рамадана и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.

А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана по причине того, что не было возможности возместить его, например, из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд.

К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.

К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать их в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время. Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за здоровье своё и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.

Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но, не сделал это, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него. Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца, стоит ли мне их возмещать за неё?«. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения«» («Сахих-уль-Бухари», № 1852; «Сахиху-Муслим», № 1148).

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى

Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Так же не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.

Если никто из родственников или посторонних людей с разрешения первых не возьмутся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойным имущества. В хадисе, переданном ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится: «Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост» («Сунану-т-Тирмизи», № 817).

مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ

Ещё одним доводом в пользу предписанности выплаты штрафа за пропущенные посты покойным является хадис, который приводится от ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «За того, кто заболел в месяце Рамадан и после умер, так и не возместив свои посты, [за каждый пост] кормят [одного бедняка]» («СунанАбуДавуд», № 2401).

اذا مرض الرجل في رمضان ثم مات ولم يصم أطعم عنه

Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго из основного продукта питания того населённого пункта, в котором и выплачивается штраф.

В России, да и в Европе в целом, мудды надо выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах мудды выплачиваются финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.

Согласно ханафитскому мазхабу закят, а так же штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как возмещать пропущенные дни поста.

Дата публикации : 03-07-2011

Вопрос

Текст ответа

Если пост был оставлен по уважительной с точки зрения Шариата причине: из-за болезни, путешествия или менструации (для женщины), то необходимо возместить пропущенные дни поста после Рамадана. Необходимо поститься столько же дней, сколько человек пропустил в Рамадан. Так как Всевышний Аллах сказал:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Нас тоже постигало это (то есть менструации), и нам было велено возмещать пост, и не было велено возмещать молитву (приводится у аль-Бухари под № 321 и Муслима под № 335).

Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

Запрещено откладывать возмещение поста на время после следующего Рамадана, если только у человека нет уважительной причины.

Если же человек оставил пост намеренно, не имея на то уважительной с точки зрения Шариата причины, то возможны два случая.

Первый случай, когда человек изначально, уже с ночи, намеревался не поститься. Возмещение поста у такого человека будет неверным. Так как пост – поклонение, предписанное в определенное время, поэтому у человека, оставившего его намеренно, оно не действительно после выхода времени. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то совершит нечто, не соответствующее нашему делу (Шариату), это будет отвергнуто (приводится у аль-Бухари под № 2697 и у Муслима под № 1718).

Второй случай, когда человек изначально намеревался поститься и начал соблюдать пост. Но после без уважительной причины нарушил его. Этому человеку следует возместить этот день. Так как начинание поститься сделало этот пост обетом, поэтому он должен возместить его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел возместить пост тому, кто намеренно вступил в половую близость с женой в дневное время в месяц Рамадан: Соблюдай пост в другой день вместо этого (приводится у Ибн Маджи под № 1671; аль-Албани в Сахих сунан ибн Маджа сказал, что хадис достоверен).

Если человек нарушил свой пост без уважительной причины, совершив половой акт, то ему необходимо возместить пост и искупить (каффара) это действие. Чтобы узнать об искуплении и нормах, связанных с ним, смотрите вопрос № 49614.

Также тому, кто нарушил свой пост без уважительной с точки зрения Шариата причины, следует покаяться Всевышнему Аллаху, сожалеть о содеянном и твердо намереваться в будущем не совершать подобного. Также пусть он увеличит количество праведных дел, таких как дополнительные дни поста и другие. Воистину, Всевышний Аллах сказал:

وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِمَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحاً ثُمَّ اهْتَدَى

Источник

Я раньше не соблюдал пост, что мне теперь делать?

Как возмещать пропущенные посты

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамаданКак мы знаем, каждый совершеннолетний (исключается ребёнок, одержимый джиннами, умственно больной) мусульманин (исключается иноверец, вероотступник) обязан соблюдать пост и совершать другие обязательные действия, возложенные Исламом.

Исключением является женщина во время менструального цикла и послеродовых выделений – этим двум пост запрещён, как и другие виды обязательного поклонения, но они обязаны возместить пропущенные посты при первой же возможности (когда цикл прекратится).

Также исключением являются пожилые люди и люди, больные неизлечимой болезнью, которые физически не могут соблюдать пост, – для этих людей пост необязателен, но вместо этого они дают мудд (600 г) злаковых культур, употребляемых в той местности, где они проживают.

До совершеннолетия

До совершеннолетия родителям нужно обучать ребёнка столпам Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать молитву, а когда исполнится десять лет, наказывайте за пропускание её». В отношении поста – то же самое положение, как к молитве.

Мудрость здесь в том, чтобы ребёнок с раннего возраста имел представление о столпах религии и о важности их соблюдения. Таким методом человек к совершеннолетию имеет необходимое представление о религии и воспитание в Исламе.

К примеру, если человек до совершеннолетия даже не знал о молитве, посте и т. д., то очень мало шансов, что этот юноша или девушка сразу же после совершеннолетия станет соблюдающим каноны религии человеком. Во всяком случае, очень трудно будет перевоспитывать его, и ему самому будет трудно привыкнуть и понять Религию Аллаха.

Если не соблюдал пост

Если человек не соблюдал пост из-за слабости веры, однако признавал обязательность всех столпов Ислама и по воле Аллаха вернулся к истине, решив вступить на путь исправления, то пусть не думает, что Аллах не примет его или что уже поздно, и сразу приступит к исправлению положения. Аллах Милостив! Пусть такой человек искренне покается. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Покаявшийся – любимец Аллаха». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Дети Адама не безгрешны, и самый лучший из них – тот, кто покаялся». Покаяние – это первый и самый важный шаг человека к истинному пути.

Каждый человек, который верит в Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), пусть знает, что, если даже он совершил грехи в количестве песка на берегу моря или листьев на дереве, Аллах простит его, если он искренне совершит покаяние и вернётся к истине. Пока человек ещё живой, он имеет право и возможность покаяться и отказаться от совершения грехов. Люди не безгрешны, безгрешны только посланники, пророки и ангелы.

После покаяния человек уже должен переходить на другую ступень, ступень действия и направления по истинному пути, возмещая пропущенные богослужения, так как предписано на каждого человека богослужение после совершеннолетия.

Потому как мы пишем именно о форме возмещения одного из важных столпов Ислама – поста, то тут есть два положения:

1) Просто возмещение поста без штрафов.
2) Возмещение поста вместе с выплатой штрафа.

Что касается первого пункта, где говорится «просто возмещение без штрафа», то это когда человек пропустил пост месяца Рамазан по причине или без причин и успел возместить до прихода следующего месяца Рамазан. К примеру, если человек пропустил пост и возместил до прихода следующего Рамазана, то этого достаточно.

Исключение – беременная женщина, которая пропустила пост из-за боязни за развитие плода (т. е. в утробе). Она платит штраф, даже если успела возместить пост до следующего Рамазана.

Что касается второго пункта, где говорилось о возмещении поста вместе с выплатой штрафа, то здесь мы имеем два вида:

1) штраф (каффарат) за нарушение поста в месяц Рамазан половым сближением с супругой;
2) штраф за то, что люди пропустили пост в месяц Рамазан без всякой причины и не возместили до прихода следующего месяца Рамазан. Они возмещают этот пост и платят штраф за этот год, в котором не возместили данный пост.

Штраф увеличивается в зависимости от количества прошедших лет без возмещения поста при отсутствии причин не возмещать.

К примеру, если человек десять лет после совершеннолетия не соблюдал пост, он должен умножить посты и штрафы (за каждый день поста) на десять, то есть в соответствии с прошедшими годами, и возмещать посты и выплачивать штрафы.

Штраф выплачивается независимо от того, возместили вы все пропущенные посты или нет, то есть отдаёте штраф за прошедшие годы и продолжаете возмещать посты, если ещё не завершили их. Также недостаточно просто выплатить штраф, не возместив посты, а нужно и возмещать пост.

Уважительные причины

К этому пункту (т. е. выплата штрафа) не относятся люди, которые не возмещали пост из-за неимения возможности возмещать, то есть по уважительным причинам, таким как непрерывная болезнь целый год или более, постоянные и беспрерывные поездки (сафар) целый год. Эти люди просто возмещают пост, как появится возможность, и не платят штраф.

Кормящая ребёнка

Что касается женщины, которая кормит ребёнка, то она платит штраф, если не возместила пропущенный пост до прихода следующего Рамазана, независимо от того, является ли она матерью ребёнка или нанятой женщиной, и независимо от того, наняли её за плату или нет. Даже если целый год она не имела возможности возмещать пост из-за кормления ребёнка, потому как не соблюдала пост из-за боязни нехватки молока для малыша, а не из-за боязни за своё здоровье, всё равно ей предписано выплатить штраф.

Штраф

Штраф, которой упоминается в этой статье, – это один мудд за каждый пропущенный пост, а один мудд – это 600 г пшеницы или зерновых культур, которые чаще всего используются в пищу в данной местности. Соответственно, если десять лет вы не возмещали пропущенный пост, то этот мудд нужно умножить на десять.

Этот штраф отдаётся беднякам и нищим мусульманам. Достаточным будет даже отдать одному бедняку или нищему. Многие спрашивают: «Можно ли отдать сиротам?» Да, можно, если они входят в категорию бедных или нищих. Бывают случаи, когда дети-сироты унаследовали бизнес, жильё, транспорт и т. д., то есть не являются бедными. Соответственно, такие не входят в категорию достойных для получения средств от штрафа.

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Об искуплениях и возмещении поста

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Об искуплениях и возмещении поста

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Лечение преждевременного семяизвержения

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть фото Как восполнить пропущенный пост рамадан. Смотреть картинку Как восполнить пропущенный пост рамадан. Картинка про Как восполнить пропущенный пост рамадан. Фото Как восполнить пропущенный пост рамадан

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Искупление (кафара) за половой акт в светлое время Рамадана.

Большинство ученых, включая и четырех имамов, считает, что человек, совершивший то, что нарушает пост, думая, что еще не рассвело или же полагая, что солнце уже закатилось, должен восполнить этот день. См. “Фатхуль-Бари” 4/244.
Однако правильным мнением является то, что такой день возмещать не обязательно! Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы разговились в пасмурный день, а потом выглянуло солнце”. аль-Бухари 1959.
Ибн Хузайма сказал: “В этом сообщении нет указание на то, что им было велено возместить этот день!” См. “Сахих Ибн Хузайма” 4/200.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел им возместить этот день, то это обязательно до нас бы дошло!” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/231.
Имам Ибн Хазм сказал: “Тот, кто поел, думая, что уже ночь, или совершил совокупление пологая, что солнце уже зашло, или выпил воды в дневное время по ошибке, то их пост не нарушается, поскольку они полагали, что время поста уже завершено. И нет разницы в этом между тем, кто забыл или ошибся. И это не аналогия (къияс). Всевышний Аллах сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб 33: 5). Также и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать». Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Хадис достоверный. И это мнение большинства саляфов. Зайд ибн Уахб рассказывал: “Люди во времена Умара ибн аль-Хаттаба разговились преждевременно, после чего вышло солнце, и они сказали: “Мы должны будем возместить этот день!” На что Умар сказал: “Почему?! Клянусь Аллахом, мы не желали склоняться к греху!” Также аш-Шу’ба рассказывал, что он спросил аль-Хакима ибн Утайбу о том, кто совершал предрассветную трапезу после восхода солнца, пологая, что еще ночь? Он сказал: “Пусть продолжает пост”. После чего Ибн Хазм перечислил еще слова Муджахида, Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зайда, ‘Уруа, ‘Ата и др. кто считал, что поевшему, попившему или вступившему в половой акт по ошибке не надо возмещать пост. См. “аль-Мухалля” 6/331.
Шейх Ахмад Шакир, который делал комментарий к книге Ибн Хазма “аль-Мухалля”, согласился полностью с тем, что он сказал.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Те, кто считает, что пост в подобных случаях не нарушается, говорят, что их доводы сильней! Доказательства Корана и Сунны ближе к нашему мнению, ибо Всевышний Аллах говорит: «Господь наш, не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись!» В достоверном хадисе сообщается, что сподвижники во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) разговились преждевременно, но в хадисе не упоминается, чтобы им было велено возместить этот день. Передатчик хадиса Хишам ибн Уруа говорил: «Возмещение обязательно!» Однако его отец, который был более знающим, чем он говорил: «Они не возмещают!» Также в сборниках аль-Бахари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что некоторые сподвижники ели до тех пор, пока не могли отличить белую нить от черной. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Речь идет о белизне дня и темноте ночи». И не известно, чтобы он велел им восполнить этот день. Эти люди не знали о законоположении и поэтому были ошибающимися. Также передается от Умара ибн аль-Хаттаба, что когда они разговились, вышло солнце, и он сказал: «Мы не будем возмещать!», а в другой версии сообщается, что Умар сказал: «Мы возместим». Однако иснад первого сообщения от него достоверней. Таким образом, это мнение сильнее и преданиями и выводами, ибо оно подтверждается Кораном, Сунной и аналогией!” См. “Маджму’уль-фатауа” 20/572-573.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/228.
Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/19.
Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/105.

Вопрос: Я заигрывал со своей женой во время поста в Рамадане, и это заканчивалось совокуплением с ней. Я не знал о запрете этого, и имел убеждение, что совокупление без семяизвержения не нарушает пост? Прошу ответить мне на мой вопрос и учитывать то, что я не знал!”
Ответ:
У постящегося, совокупившегося с женой во время поста в Рамадане, два положения:
1 – он имеет убеждение, что совокупление во время поста в Рамадане без семяизвержения, не является запретным, и на основании этого по незнанию совокупился с женой.
2 – он знает о запрете совокупления, но не знает о наказании за этот поступок.
Более правильное мнение, состоит в том, что, тот кто, совершил что-либо из действий нарушающих пост, или же то, что запрещено совершать в ихраме (во время Хаджа), или же какое-то действие, нарушающее молитву, по незнанию, то ему не следует ничего предпринимать (ни искупление, ни возмещение) в соответствии со словами Всевышнего: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (ан-Ниса 4: 286). Аллах ответил на эту мольбу, сказав: «Я уже сделал это». Муслим.
Тот, кто совокупился с женой, не зная, что это действие является запретным, полагая, что совокупление запретно лишь тогда, когда оно сопровождается семяизвержением, тот не обязан ничего совершать.
Что же касается второго положения, то если он знал, что совокупление в дневное время Рамадана является запретным, но не знал, что за это есть искупление (кафара), то ему необходимо совершить искупление, поскольку существует разница между незнанием о положении (хукм) и незнании о наказании (‘укъуба). Незнание о наказании, не снимает с человека ответственность, а при незнании о законоположении, человеку прощается. И поэтому ученые сказали: “Если человек выпил что-либо опьяняющее, и не знал, что оно опьяняет или же не знал что оно запретно, то на нем ничего нет. Если же он знал, что оно опьяняет и оно запретно, но не знал о наказании за это, то его наказывают, и наказание не спадает с него”.
Основываясь на этом, мы говорим задавшему вопрос: если ты не знал, что совокупление без семяизвержения является запретным, то тебе ничего не следует совершать, как и твоей жене, если она также как и ты не знала об этом”.
Ответ шейха Ибн Усеймина

Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета?

К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого”. См. “Ихтияратуль-фикъхия” 4/63.
Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.

Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения

Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. ‘Аиша рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено восполнять молитву”. Муслим 1/265.

Возмещение поста больными и путниками

Всевышний Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Примечание
Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: «…то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?

Аиша рассказывала: “Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша’бане”. аль-Бухари 1950, Муслим 1146.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без”. См. “Фатхуль-Бари” 4/191.
Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша’бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Али Имран 3: 133).
Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: «Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (аль-Муминун 23: 61).

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?

Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «пусть постится столько же дней в другое время», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: “Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд”. Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.
Анас также сказал: “Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно”. Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: «Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их» аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма’ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана”. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 943.
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. “Тамамуль-минна” 422-423.

Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?

Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: “Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!” аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235.
Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко вторпому мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом!
Уа-Ллаху а’лям.

Нужно ли возмещать пост за умершего?

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)». аль-Бухари 1952, Муслим 2/789.
Большинство ученых считает, что это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным.
Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, что-бы быть оплаченным!» аль-Бухари 1953, Муслим 2/154.
Эти хадисы указывают на то, что если умер мусульманин, который должен был соблюдать пост, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Однако мнения ученых разошлись в понимании этого хадиса. Одни считали, что веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) является обобщенным и поститься следует любые виды обязательного поста, а другие ученые считали, что речь идет только о посте по обету. Сторонники этого мнения считали, что за каждый пропущенный день поста Рамадана следует накормить по одному бедняку, а возмещать за умершего следует только пост по обету.
Сторонники же первого мнения сказали, что эти доводы не убедительны, потому что не могут противостоять достоверному хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), а указаний на необходимость кормления бедняка за пропущенный день Рамадана умершим, не существуют. Поэтому повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Фатхуль-Бари” 4/235-236. и “Субулюс-Салям” 2/580.
Однако самым сильным мнением является второе, что за умершего следует возмещать только пост по обету, поскольку веления пророка (мир ему и благословение Аллаха) нам разъяснили его сподвижники, которые не вносили в религию нечего от себя.
Сообщается, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, что ее сестра, которая дала обет поститься в течении месяца, умерла так и не выполнив обета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Постись за свою сестру». ат-Таялиси 2630. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн ‘Аббас сказал: “Если человек заболел в месяц Рамадан и не постился, а затем умер, то надо накормить за каждый пропущенный им день поста по одному бедняку и не поститься за него. Если же он дал обет поститься, то за него следует поститься кому-либо из числа его родственников”. Абу Дауд 2401. Иснад достоверный.
Сообщается, что когда умерла мать ‘Амры, не возместив пропущенные дни поста, она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее? – и та сказала ей: “Нет, пожертвую беднякам по половине са’ за каждый пропущенный ею день”. ат-Тахауи 3/143, Ибн Хазм 7/4. Иснад достоверный.
Ибн Умар говорил: “Пусть никто из вас не соблюдает пост за другого, и пусть никто из вас не совершает молитву за другого!” Абдур-Раззакъ 16346. Иснад достоверный.
Имам Малик сказал: “Я не слышал, чтобы кто-либо из сподвижников или таби’инов или жителей Медины повелевал поститься или молиться за кого-либо другого”. См. “Насбу-ррая” 2/334.
Этому мнению отдал предпочтение также и имам Сунны Ахмад ибн Хнбаль. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как имам Ахмад сказал: “Не следует возмещать пост за умершего, кроме поста по обету”. См. “аль-Масаиль” 96.
Ибн аль-Къайим сказал: “С обязательным постом месяца Рамадан дела обстоят так же, как и с молитвой. Никто не может совершить молитву за другого или принять Ислам за другого, и тоже самое относится к посту. Что же касается обетового поста, то он рассматривается как долг, и человек может держать такой пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг, и все это тонкости фикъха”. См. “И’лямуль-мууакъи’ин” 3/554.
Однако, для того, чтобы возместить пост по обету за умершего, и чтобы это принесло ему пользу, он должен быть мусульманином. Сообщается, что отец ‘Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу». Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, то что между двух скобок является версией Ахмада 2/182. Хадис хороший.
Что же касается того, кто именно может поститься за умершего, то исходя из приведенных хадисов, им может быть любой из его родных, а уали в первом хадисе упомянут потому, что смысл этого слова является более обобщенным, как сказал об этом Ибн аль-Къайим.

Можно ли соблюдать добровольный пост, прежде чем возместить пропущенные дни Рамадана?

Относительно дозволенности соблюдения добровольный поста до возмещения поста Рамадана, существует три мнения. Первое заключается в том, что это дозволено, поскольку нет никаких указаний на запрет этого, ибо добровольный пост не связан с постом месяца Рамадан. И это известное мнение ханафитов, которому отдал предпочтение и шейх Ибн Усаймин, сказавший: “Кто постился день Арафа или день Ашура, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то его пост действителен”. См. “Фатауа ас-сыям” 438.
Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года». Муслим 1164. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. «Шархуль-мумти’» 6/448.
Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.
И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто застал Рамадан, а на нем были пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!» Ахмад 8606.
Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи’а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого – нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир.
Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи’и ни до того, как сгорели его книги, ни после.
И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.

Может ли путник прервать пост до выезда из дома?

Большинство ученых считает, что путник не должен разговляться пока он не пройдет населенные районы своего города. Как только он пройдет городскую черту, он может разговляться.
Однако сильным мнением, которое опирается на Сунну, состоит в том, что путник может разговиться и перед выездом. Мухаммад ибн Ка’б рассказывал: “Однажды я пришел к Анасу ибн Малику во время Рамадана в то время, когда он собирался отправиться в путь. Он приготовил верховое животное, оделся и велел принести еды. Когда он поел, я спросил его: “Это Сунна (есть перед выездом)?!” Он сказал: “Сунна”, затем сел верхом”. ат-Тирмизи 799, аль-Байхакъи 4/247, ад-Даракъутни 2/187.
Некоторые ученые считали этот хадис слабым и по этой причине не опирались на него. Однако этот хадис является достоверным, достоверность которого подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн аль-‘Араби, хафиз ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн аль-Къайим, Абуль-Махасин, шейх аль-Альбани. Также на этот хадис опирались имам Ахмад и Исхакъ ибн Рахауейх. См. подробно достоверность этого хадиса в « Тасхиху хадис ифтару-ссаим къабля сафарихи ба’даль-фаджр уа раду ‘аля манн да’афаху»
Этот хадис также подкрепляется сообщением от ‘Убайда ибн Джубайра, который рассказывал, что когда он вместе с Абу Басыром аль-Гъифари собирались к отплытию во время Рамадана, Абу Басыр приблизился к еде и сказал: “Ешь!” На что Убайда спросил: “А разве мы еще не дома?!” Тогда Абу Басыра сказал: “Ты отказываешься от Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими. Сообщение достоверное. См. “Ируауль-гъалиль” 928.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этих двух хадисах доказательство на то, что путник может разговиться и перед выездом”. См. “Найлюль-аутар” 4/311.
Также это подкрепляется поступками сподвижников, среди которых Умар, Ибн Умар, Абу Муса и Ибн Аббас, который сказал: “Если желаешь, то ешь перед выездом, а если нет, то постись”. Ибн Абу Шайба 1/152. Иснад достоверный.
От Са’ид ибн аль-Мусайиба и Хасана аль-Басри также сообщается, что они дозволяли есть у себя дома тому, кто собирается в путь. Ибн Абу Шайба 2/151, аль-Байхакъи 4/247. Иснад достоверный.
Однако человек должен быть осторожным, что бы нарушив пост до выезда, потом не передумать совершить поездку!
Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *