Как воспринимает павел петрович базарова
Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Происхождение, образование, социальное положение
Отец Евгения Васильевича Базарова — отставной полковой доктор, своей службой он заслужил дворянство. Мать — небогатая столбовая дворянка. Они постарались, чтобы у сына было хорошее образование. Евгений учится в университете, изучая естественные науки и медицину для того, чтобы стать доктором.
Портреты героев: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи
Евгений Базаров — молодой высокий человек с длинным, худым лицом, выражение которого показывало самоуверенность и ум. У него большие зеленоватые глаза, тонкие губы, широкий лоб. Волосы тёмно-белокурые, густые и длинные, не скрывали выпуклостей черепа, на щеках были бакенбарды песочного цвета.
С людьми, даже в гостях, Базаров ведёт себя не очень учтиво. Павлу Петровичу было не по нраву то, что Евгений отвечал ему неохотно и что при этом «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Говорил он, в основном, только по делу, потому что не любил рассуждать на отвлечённые темы.
Павлу Петровичу Кирсанову на вид лет 45. Весь его облик, породистый и изящный, «сохранил юношескую стройность». С детства он отличался красотой, и сейчас его лицо носило следы этой замечательной красоты. Седые стриженые волосы «отливали тёмным блеском». Говорил Павел Петрович приятным голосом, имел аристократические манеры, был изысканно учтив, одевался даже в деревне щегольски.
Образ жизни
Евгений Базаров — человек деятельный, интересуется наукой, много времени уделяет учёбе, изучению природы, делает химические и физические опыты.
Павел Петрович свою жизнь в деревне устроил на английский лад, редко виделся с соседями, читал, в основном, книги на английском языке.
Взгляды на жизнь, общество, народ
Базаров считает, что настало время дельных людей, что время романтиков прошло. Нигилистические взгляды Базарова состоят в том, что он категорически не признаёт старые истины, для него никто не является авторитетом. Он считает, что сначала надо «место расчистить» и только потом возможно построить новую жизнь. Базаров презирает аристократическое общество, так как оно бездеятельно и не приносит никакой пользы для общественного развития и для народа. Базаров гордится своей близостью с народом. Павлу Петровичу он гордо говорит: «Мой дед землю пахал». Евгений думает, что он народ понимает, но мужики говорили с ним снисходительно, считая, что барину просто захотелось поболтать и что он ничего не понимает в их жизни. Базаров же полагает, что за свою отсталость народ «заслуживает презрения».
Павел Петрович Кирсанов — главный антагонист Базарова. Он считает, что без принципов, правил живут только пустые или безнравственные люди, и не согласен с Евгением, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» искусства, поэзии, чувств. Не согласен он и с тем, что нигилисты знают русский народ. Павел Петрович уважает русский народ, считает его патриархальным, свято чтущим предания.
Отношение к любви
Взгляды Базарова и Павла Петровича на любовь различны. Евгений был «великий охотник до женщин и до женской красоты». Он не относился к ним серьёзно, расценивая как предмет анатомии.
Романтическую любовь Евгений считал напускным чувством, «белибердой», «вздором». Рыцарские чувства он считал чем-то вроде болезни или уродства. Но эти его убеждения оказались несостоятельными. Полюбив Одинцову, Базаров негодовал на себя за то, что к ней относится, как романтик, но не смог победить в себе это чувство. Перед смертью он понял, что жизнь сильнее всяких теорий, и признался Одинцовой в любви.
Павел Петрович, в отличие от Базарова, полюбив княгиню Р., не противился своей любви и посвятил ей свою жизнь. Он был будто околдован, этой странной прекрасной женщиной. Когда она его разлюбила, жизнь его стала пустой. Павел Петрович не мог забыть свою любимую и закрыл свою душу для других женщин.
Отношение героев друг к другу
Базаров относился к Павлу Петровичу Кирсанову с презрением и насмешкой, считает его самолюбивым уездным аристократом с привычками столичного светского льва.
Павел Петрович ненавидел Базарова, считал его циником, нахалом, гордецом, плебеем.
Характеры: сходство и различие
Несмотря на то, что Павел Петрович Кирсанов является антагонистом Базарова по взглядам на жизнь, в их характерах есть некоторое сходство. И тот, и другой — честные, гордые, самолюбивые люди. Несмотря на разное отношение к женщинам, к любви, оба героя сходны в том, что не являются романтиками.
Тургенев пишет о старшем Кирсанове: «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» (глава XI).
Главное же различие Базарова и Павла Петровича (помимо взглядов на жизнь и общество) состоит в том, что жизнь Павла Петровича пуста, он не занят никакой полезной деятельностью. Базаров же энергичен и очень деятелен.
Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова (таблица)
Параметры сравнения | Евгений Васильевич Базаров | Павел Петрович Кирсанов |
Происхождение | Дед был крестьянином, отец — штаб-лекарем, мать — столбовой дворянкой. Дворянство по линии матери не передавалось. Отец получил за свою службу право на дворянство и стал дворянином уже после рождения Евгения. Автор не сообщает, стал ли Евгений, по ходатайству отца, тоже дворянином. Сам Базаров говорит о дворянах так, как будто никакого отношения к ним не имеет. Так что, скорее всего, Базаров — разночинец. | Потомственный дворянин, сын боевого генерала 1812 года. |
Социальный статус | Студент университета, учится на медицинском факультете. | Офицер в отставке, аристократ. |
Портрет | Высокий молодой человек с длинными тёмно-белокурыми волосами и висячими бакенбардами. Глаза большие, зеленоватые, губы тонкие. Носит длинный балахон с кистями. | Стройный, изящный, красивый человек лет 45. Его седые волосы «отливали тёмным блеском». Одевался щегольски даже в деревне. |
Речевая характеристика | Говорил лениво, небрежно, мужественным голосом. Речи его были немногосложны и отрывочны, так как он не любил рассуждать на отвлечённые темы, предпочитая говорить по делу. | Голос приятный, речь вежливая, изысканно учтивая. |
Манера поведения | Не очень учтив даже в гостях. | Аристократическая. |
Образ жизни | Учится, изучает природу, занимается физическими и химическими опытами. | Бездеятелен, ведёт праздный образ жизни. |
Взгляды | Демократ и реалист. Нигилист (отрицает авторитеты, старые истины и порядки), материалист, циник. | Либерал и идеалист, эстет, ценит авторитетные мнения. |
Отношение к женщинам и к любви | В 1-й половине романа отношение бездуховное, потребительское. Расценивает женщин как предмет анатомии. Любовь романтическую считал «вздором». Полюбив Одинцову, хотел вырвать эту любовь из своего сердца. | Относится к женщинам уважительно. Любил один раз в жизни; после того, как любимая разорвала с ним отношения, закрыл свою душу для других женщин. |
Отношение друг к другу | Относится к Павлу Петровичу с презрением. | Ненавидит Базарова. |
Общие черты характера | Гордость, самолюбие, честность, чуждость мечтам. |
Вывод
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» представлены совершенно противоположные взгляды героев на жизнь, общество, народ и человеческие чувства. Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает раскрыть сущность образов этих ярких представителей нигилизма и либерализма. Образ главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова полнее раскрывается при сопоставлении со своим основным оппонентом в спорах — Павлом Петровичем Кирсановым.
1)Как Павел Петрович Кирсанов Видит Базарова? 2)Как Николай Петрович видит Базарова?
Павел Петрович знакомится с Базаровым. Базаров
сразу же производит на Павла Петровича неприятное
впечатление.
С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов
возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте
сильного и умного противника.
Все принципы Павла Петровича сводятся к одному-защитить
старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить.
«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова:
он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал,
что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его-его,
Павла Кирсанова! »
Если между Павлом Петровичем и Евгением Васильевичем
возникают явные разногласия, служащие благодатной
почвой для споров, то общение Базарова с Николаем
Петровичем происходит совершенно иначе.
В отличие от старшего брата, Николай Петрович не
имеет резкой антипатии по отношению к Евгению Васильевичу.
Если Павел Петрович всеми силами души своей
возненавидел Базарова, то его младший брат
побаивался молодого нигилиста и сомневался в
пользе его влияния на Аркадия;
но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его
физических и химических опытах.
То есть Базаров в какой-то мере был интересен Николаю
Петровичу.
Да и сам Евгений Васильевич относился к братьям неодинаково:
Павел Петрович для него всегда оставался «аристократишкой»,
чудаковатым человеком, щёголем в деревне;
в то время как про Николая Петровича он говорил Аркадию:
«Твой отец добрый малый. «
«Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит,
но он добряк».
Но Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен.
«Твой отец добрый малый, но
он человек отставной, его песенка спета»,-
говорит Базаров Аркадию.
Он презирает искусство, считая это пустым занятием,
поэтому смеётся над Николаем Петровичем,
играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина.
Отношение Николая Петровича к главному герою очень
схоже с отношением автора.
И тот, и другой не разделяют мнений современной молодежи,
но и понимают неизбежность таких ситуаций.
Оба философски считают невозможной борьбу с происходящим.
10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
Краткое описание конфликта
В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:
Тематика | Павел Кирсанов | Евгений Базаров |
Отношение к аристократии | Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития | Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны |
Отношение к нигилизму | Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. | Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества. |
Отношение к российскому народу | Порицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми. | Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах. |
Отношение к искусству | Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. | Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов. |
В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта. В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам.
В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника. Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре. Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.
Взгляды Базарова в 6 главе
Глава 6.Во время утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу.Инициатором стычки становится Кирсанов.
Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают «ощущения» и желают добиться «пользы».
Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра.
Базаров беспощадно отрицает любые «постановления» в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала «расчистить место»Студент-нигилист, отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.»Нигилизм», который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим «в пустоте».Гл.
10Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу.
Мнение об аристократии
Одной из главных тем спора в 10 главе «Отцы и дети» является роль аристократии. Павел Петрович считает, что представители аристократического общества являются двигателями прогресса в современной России. Он уверен, что интеллигенция сможет построить в стране конституционную монархию и провести либеральные реформы.
Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.
Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.
Словесник
Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся.
Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых» (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой.
Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
— Позвольте вас спросить, — начал Павел Петрович, и губы его задрожали, — по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?
— Я сказал: «аристократишко», — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю. — Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю.
Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением, — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности.
Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.
Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)
Стр 11 из 34 Павел Петрович Евгений Базаров I.
Об аристократизме Аристократия — главная движущая сила общественного развития. Идеал – английская свобода, т. е. конституционная монархия. Либерализм, прогресс, реформы — это то, что помогает двигаться обществу.
Разрушение старого является для Базарова самоцелью, а не условием создания нового.
Русскому человеку слова «либерализм», «реформа», «прогресс» даром не нужны. От аристократов, которые сидят сложа руки, нет никакой пользы.
Базаров отрицает аристократические идеалы и принципы. II. О русском народе Народ не может жить без веры, он патриархален, создал здоровые основы жизни: общину и крестьянскую семью. Народ — категория неизменная. Духовный уровень народа, принципы народной жизни вечны. Дух отрицания чужд русскому народу.
Пассивность, вера, патриархальность — вот постоянные черты его.
Готов согласиться с тем, что пока народ суеверен, патриархален, но Базаров считает необходимым отличать народные предрассудки от интересов народа.
Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением.
Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу.
Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа. III. Что такое отрицательное направление Базарова?
Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии.
Отношение к нигилизму
Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.
Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:
Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.
Взгляды на положение простого народа
В романе «Отцы и дети» присутствует множество эпизодов, демонстрирующих конфликт между простым народом и представителями высших сословий. Поэтому Тургенев уделил этой теме особое внимание во время спора между Евгением и Павлом. Евгений понимает, каково живется простым людям в России. Он был близок к крестьянам по менталитету, что обусловлено его низким социальным положением.
Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.
Урок литературы в 10 классе на тему «Е.Базаров и П.П.Кирсанов: спор о принципах»
Как вы думаете, почему Базаров так одинок?
«умереть так, как умер Базаров, — всё равно что сделать великий подвиг»
Он умирает, но и до последнего мгновенья остаётся чуждым этой жизни, с которой так странно столкнулся, которая встревожила его такими пустяками, заставила его наделать таких глупостей и, наконец, погубила его вследствие такой ничтожной причины.
Рекомендуем прочесть: Доверенность на право подписи эцп для участия в электронных торгах
Восприятие искусства и природы
Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:
Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.
«Отцы и дети» – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), написанный в 60-е годы XIX века.Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Центральный конфликт романа «Отцы и дети» — спор Базарова и Кирсанова
Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.
Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.
О романе
Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.
В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.
Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.
Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.
«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.
После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.
Портрет Евгения Базарова
Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.
Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.
Портрет Павла Петровича Кирсанова
Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».
С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.
Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий
Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.
«Отцы и дети»: конфликт поколений
Евгений Базаров | Павел Кирсанов |
Манеры и портрет героев | |
Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек. | Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид. |
Политические взгляды | |
Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества. | Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение. |
Отношение к простому народу | |
Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле. | Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними. |
Философско-эстетические взгляды | |
Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным. | Верит в существование Бога. |
Девиз по жизни | |
Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят. | Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности. |
Отношение к искусству | |
Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства. | Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный. |
Любовь и женщины | |
Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека. | К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь. |
Смерть Базарова по роману Тургенева “Отцы и дети”
Исход сюжетной линии
В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.
Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.
Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.
Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых. В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и младшим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной смысл конфликта романа.
Сюжет Построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.
Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.
Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — военный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам. Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».
«Демократ до корня ногтей», Базаров ненавидит барство и, в свою очередь, со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Павлом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».
Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, по неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристократ настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изысканно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Базарова, «русскому человеку и даром не нужны».
Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частенько теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение».
Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».
Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцом», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».
Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Аркадия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тургенева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».
И. С.Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писате- ля Евгений Базаров. Ему в романе противопо- ставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Па- вел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отра- зить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталки- вает этих двух героев. «Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирса- новы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кир- санова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка- дию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчув- ствую», — говорит Кирсанов. Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирса- нов — сын боевого генерала 1812 года. Окон- чил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Ари- стократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические при- вычки (носил английский костюм и лаковые. полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствует- ся сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало. Каково же мировоззрение этих героев ро- мана? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не проис- хождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Анг- лии и поддерживает ее»), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности. Кирсанов считает, что без принципов мо- гут жить лишь безнравственные люди. Вме- сте с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его дела- ми — жизнь типичного представителя арис- тократического общества проходит в празд- ности. В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»). Непре- рывный труд на благо общества является со- держанием жизни Базарова. Тургенев рас- крывает характер его работы: «Базаров при- вез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химиче- ские опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, по- следовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Моло- дежь пришла разрушать и обличать, а пост- роением займется кто-то другой. «Вы все от- рицаете, или, выражаясь вернее, вы все раз- рушаете. Да ведь надобно и строить», — го- ворит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на на- род, в главном они расходятся. Павлу Петро- вичу религиозность народа, жизнь по заве- денным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиля- ют его. Базарову же эти качества ненавист- ны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович го- ворит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит». Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздража- ет Кирсанова своими хладнокровными мыс- лями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пушки- на — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Па- вел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обоб- щение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и ли- тература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «роман- тизм», «чепуха». Базарову казалось кощунст- венным «толковать» об искусстве, «бессозна- тельном творчестве», когда «дело идет о хле- бе насущном». В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олице- творяющий молодое поколение, имеет пре- имущества: ему присуши новизна мыслей, вы- сокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и об- ходился с ними небрежно», пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в про- шлое. Особенно наглядно это показано в сце- не дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного до- казательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно ко- мическим». И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные лич- ности. В силу обстоятельств они стали выра- зителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократи- ческого и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними кон- фликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.
кипения дойти не может.
В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и млад-шим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократичес-ких идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт романа.
Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую-щих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.
Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.
Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — воен-ный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.
С первой же встречи Базаров показан как человек уравновешенный, сильный, знающий себе цену и не склоняющий головы перед дворянами. Лицо его «длинное и худое… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Гово-рит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твердая и стре-мительно смелая». Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он дает людям враждебного лагеря: Павел Петрович — «архаичное явление», Нико-лай Петрович — «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета». Арка-дию он говорит: «Ты нежная душа, размазня».
Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественны-ми науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы буду-щего врача. И он всегда трудится, даже «прогулок без цели не признает». Однако не только медицина привлекает его. Свое назначение Базаров видит в ломке ста-рых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».
Базаров искренен, честен, уверен в себе: «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». Он «не принимает ни одного принципа на веру» и выступает против рабско-го преклонения перед отжившими взглядами и авторитетами. Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: самодержавие, крепостное право и религию. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу.
«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Пав-лом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское без-делье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».
Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, но неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристок-рат настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изыс-канно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Ба-зарова, «русскому человеку и даром не нужны».
Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частень-ко теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение». В конце концов, он признается брату: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Полно нам ломаться и думать о свете… пора нам отложить в сторону всякую суету». Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего! Материал с сайта
Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».
Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцов», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точ-ную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».
Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Арка-дия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тур-генева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания сущности идейных расхождений между главными героями: Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха». На данном уроке используется технология дифференцированного обучения. Для создания ситуации успеха учащимся предлагаются задания двух уровней: на «4» и на «5». Ученик, реализуя свое право выбора, выбирает самостоятельно то задание, которое сможет успешно выполнить.
Почему роман заканчивается смертью?
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.
Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.
Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.
Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».