Как воспроизвести гитару через комп
КАК ПОДКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОГИТАРУ К НОУТБУКУ?
Опубликовано: 2012-12-23 / Автор: Сергей Хмарук
И снова всем привет! Сегодня мне пришлось немного повозиться, чтобы помочь вам разобраться с довольно непростой задачей, которая особенно актуальна сейчас среди начинающих гитаристов. Многие ребята спрашивают меня, как подключить электрогитару к ноутбуку, почему нет звука при подключении гитары в микрофонный вход? Я не оставил эту тему без внимания и чтобы ответить на эти вопросы я отправился к своему другу Анатолию. А так как у меня дома нет своего ноутбука, я решил провести свои эксперименты у него и воспользоваться его ноутом. Что же у нас вышло?
Честно говоря, я даже и не думал, что это действительно такая проблема, но на практике оказалось именно так. Я стал думать, почему это у других не получается, ведь настольный ПК и ноутбук хоть и конструктивно разные, но все же функционально одинаковые вещи.
Каково было мое удивление, когда я напрямую (гитара-кабель-ноут) подключил свою электрогитару к его ноутбуку и не услышал ее звука из динамиков. Стоп! Но как же так? Почему у меня дома на моем компьютере при аналогичном подключении все работает, а здесь нет?
Стали мы с Анатолием разбираться, что да почему. Покрутили ползунки, понажимали разные кнопочки в настройках звуковой карты, но ничего не помогало. Сдаваться было еще рано. Так как у меня были изначально кое-какие догадки, то я сразу же решил воспользоваться запасным планом «Б».
Оказывается все довольно просто, причина заключается в низком входном сопротивлении на аудио-входе (Mic In) звуковой карты ноутбука, из-за которого не хватает чувствительности для высокоомных (с большим сопротивлением) звукоснимателей на электрогитаре.
План «Б» заключался в том, что нужно было усилить сигнал от звукоснимателей, подающийся на микрофонный вход ноутбука (LG A530-U.AE01R1). Для этого я взял свою «примочку» (педаль Ibanez SM7) и подключил к ней гитару, а с выхода «примочки» подал кабель на вход Mic In. И вот, все заработало. А теперь расскажу боле подробно и во всех деталях.
Как подключить электрогитару к ноутбуку?
Что нам потребуется для этой цели? Все самое основное и ничего лишнего:
Шаг 1
Подключаем нашу электрогитару к «примочке», а ее соединяем с ноутбуком кабелем, при помощи переходника.
Шаг 2
Когда на экране появляется такое окно, то обязательно ставим галочку на «линейный вход».
Шаг 3
Справа вверху заходим в дополнительные настройки и отмечаем напротив «Разделить все входные гнезда…». После этого ползунком «Громкость воспроизведения» можете отрегулировать желаемый уровень входного сигнала.
Шаг 4
Шаг 5
Запускаем Guitar Rig 5 и заходим в меню вверху слева File>Audio and MIDI Settings. В появившемся окне выбираем драйвер ASIO и заходим в ASIO Config, где активируем звуковое устройство нашего ноутбука и выставляем размер буфера, где-то примерно посредине. После этого программа начнет работать.
Важно! Перед запуском Guitar Rig 5 обязательно нужно выключить все программы, которые используют звуковую карту (Skype, Winamp, Windows Media Player и тому подобное) иначе программа не будет воспроизводить звук электрогитары.
В заключении
Данный способ является самым примитивным и простым подключением электрогитары к ноутбуку, т.к. качество звучания из-за слабой интегрированной звуковой карты оставляет желать лучшего. Чтобы получить хороший звук гитары, я рекомендую использовать внешнюю звуковую. К примеру, это может быть Focusrite Scarlett 2i2 или аналогичная с USB интерфейсом, а также не будет лишней хорошая акустическая система или же, как вариант подешевле — качественные наушники.
Надеюсь, друзья, моя статья помогла вам разобраться с тем, как подключить электрогитару к ноутбуку и у вас не возникнло серьезных проблем. Если у вас есть вопросы ко мне, то оставляйте их ниже в комментариях под статьей. Так же мне хотелось бы узнать, получилось ли у вас подключить гитару? Ну ладно, буду заканчивать, скоро увидимся на страницах моего сайта!
Как записать гитару дома
Содержание
Содержание
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
В студии для реампинга используется Di-Box. Этот прибор клонирует гитарный сигнал и превращает один из клонов в балансный, то есть в удобоваримый для звукорежиссерского пульта (просто так в него воткнуть гитару не получится из-за разницы в сопротивлениях). Что позволяет записать одновременно и обработанный, и сырой DI-сигнал (сокращение Direct Input, отсюда и название прибора). Потом, если на стадии сведения гитаристу что-то не понравится в тембре или партии, можно поправить DI и заново прогнать его через усилитель с другими настройками.
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
Пошаговая инструкция:
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.
Использование компьютера и гитары
Гитара и компьютер.
Д анная статья не претендует на профессионализм, какие либо высокие оценки или ещё что-то в этом роде, хотя бы, потому что я сам дилетант и самоучка, как в звукозаписи, так и вообще в музыке. Всё же решился написать что-то вроде help‘a по данному вопросу, т.к. многим нужен совет, и возможно я могу его дать. Также хочу предупредить, что далее будет использован (по мере возможности) обычный человеческий язык, а также могут встречаться неточности и возможно даже ошибки в технических вопросы, опять же по причине моей «неквалификации». (Буду надеяться, что если, что меня поправят)
Часть 1.
Подключение гитары к компьютеру. Настройка подключения. (Игра без обработки)
Итак, у нас есть гитара (электро-, бас-, акустика со звукоснимателем) и есть компьютер. Плюс к тому есть огромное желание заставить эти два агрегата жить дружно. Что ж не так уж это и сложно.
Для начала договоримся, что буду приводить в пример операционную систему WindowsXP, потому как в данный момент являюсь её пользователем. Хотя, всё ниже сказанное может быть проделано и в других системах примерно так же.
Во-первых, совершенно необходимо, чтобы у нас в компьютере присутствовала звуковая карта (не имеет значения интегрированная ли или отдельная) и мы знали, где искать её «гнёзда» на корпусе компьютера. Найдя эти самые гнёзда, давайте разберемся, какое из них, за что в ответе. В этом нам поможет то, что гнёзда разных цветов (да, есть старые/дешёвые карточки, у которых все гнёзда чёрные; если Вы – обладатель такой карты, не огорчайтесь и читайте дальше), а также то, что рядом с гнездами есть символы, обозначающие функцию гнезда.
Гнёзда звуковых карт:
Аудио плата | Цвет: | Назначение: | Символ |
Встроенная в материнку | Зелёный | выход; фронт | |
Красный | вход; микрофон | | |
Синий | вход; линейный | | |
Встроенные типа SB Live | Чёрный | выход; тыл | |
выход; сабвуфер |
Теперь мы знаем, какое отверстие, за что в ответе.
Куда же мы включим гитару? Очевидно, что во вход. На мой взгляд, лучше включить гитару в микрофонный вход, потому как пассивные гитары частенько плохо слышно при подключении к компьютеру, т.к. уровень выходного сигнала гитары не высок. Если же мы подключаем гитару в микрофонный вход, то мы можем воспользоваться функцией усиления сигнала (но об этом позже).
Итак, гитара физически уже подключена (один конец провода включен в гитару, другой – в микрофонный вход звуковой карты). Нет? Почему? Штекер гитарного провода не подходит к гнезду в звуковой карте? Вполне возможно. Чтобы исправить ситуацию нам скорее всего нужен переходник с «большого» джэка на «маленький». Либо, если у вас гитарный шнур с ещё каким-то типом штекера, вам нужен переходник с этого типа на маленький джэк. (Штекер покупается в любом радио-ларьке, аудио-видео магазине; стоит от 10 рублей).
Всё теперь гитара точно подключена. Подключена физически. Теперь займёмся настройками вашего Виньдоуса, чтобы мы, наконец, услышали нашу гитару, услышали, как будто мы её включили в усилитель (конечно, не стоит ждать звука как от гитарного комбика…).
Прямиком отправляемся в Микшер/Volume Control (вызывается кликом на значке динамика рядом с часиками или Панель управления – Звуки и аудио устройства – Дополнительно/Sound and Audio devices – Advanced).
В появившемся окне микшера ищем регулятор Микрофон и (если нашли) выворачиваем на максимум + проверяем, чтобы не стаяла галочка Выкл под этим регулятором. После идём в верхнее меню Параметры – Свойства (Options – Properties) и (если в предыдущем шаге вы не нашли регулятор микрофона) в списке снизу ставим галочку напротив Микрофон.
Переходим на страницу Запись, ставим галочку напротив Микрофон. (Лучше поставить вообще все галочки, чтобы потом больше сюда не бегать). Жмём ОК и видим, что теперь мы видим Микшер записи.
В это же время пробуем играть (просто подёргайте струны). Есть звук? Если нет, то «выкручиваем» регулятор Микрофон. Всё ещё нет? Выкручиваем общий регулятор (самый левый). Нет? Убедитесь, что галочка стоит под регулятором микрофона или общего уровня записи. Теперь? Допустим, что слышно, но тихо. Тогда нажимаем кнопку Настройка под регулятором микрофона и внизу появившегося окна ставим галочку (там она одна, что-то вроде 1 Microphone boost). Стало лучше? Должно было.
Если гитару так и не стало слышно, то тогда дело в физическом подключении. Проверьте всё. И, наконец, проверьте ручку звука на самой гитаре.
Вот и всё! Теперь, если всё включено и настроено правильно мы можем играть через компьютерные колонки. Звук при этом никак самим компьютером не обрабатывается. Если же вы хотите использовать какие-либо программные преобразователи (примочки, эффекты и т.п.), то смело переходите к следующей части этого help’a.
Часть 2.
Использование компьютера для обработки звука гитары в реальном времени
На данный момент нашу гитару, скажем так, просто слышно, но ничего со звуком мы сделать не можем. Не так уж интересно, можно было и в музыкальный центр или телевизор с таким же успехом подключиться, скажете вы. И я соглашусь на 100%. Но сейчас мы перейдём к тому, что телевизорам и другим стиральным машинам не под силу – обработка звука гитары (да и не только), да ещё и в реальном времени. Т.е. тоже самое, что делают всем известные гитарные «педали» и гитарные процессоры. Сразу хочу предупредить, что не стоит ожидать от звука, полученного компьютерной обработкой такого же качества, как от хорошей (Boss к примеру) гитарной примочки (педали). Но нам, новичкам (в компьютерно-гитарном деле), это вполне подойдёт, потому что при грамотной настройке и использовании нашего компьютера можно добиться потрясающих результатов. Ну, хватит лирики, ближе к практике(пройдясь по теории…)!
Существуют две большие категории встраиваемых плагинов: VST и DirectX. Принципы их работы, в общем-то, одинаковы, просто это два разных стандарта обработки звука. Первый был разработан компанией Steinberg для программы Cubase, второй – компанией TwelveTone для их Cakewalk SONAR.
Итак, после прочтения первой части настоящего документа вы имеете гитару, подключенную к компьютеру и издающую звук через компьютерные колонки. Звук этот чистый, не обработанный никакими эффектами. В настоящий момент звук идет напрямую со входа звуковой карты на ее выход, не обрабатываясь программно. Иными словами, сигнал, фактически, не покидает пределов звуковой карты. Но, как вы уже, наверное, догадались – это не наш метод. Требуется наложить на звук различные эффекты, а чтобы это сделать, увы, кроме как записать его, обработать и выдать назад, других способов нет. Однако, зачем записывать, например, всю партию целиком, а потом обрабатывать ее? Можно записывать звук маленькими частями, обрабатывать эти части и сразу выдавать их на выход карты. И чем меньше будет эта часть, тем меньше будет задержка между входным и выходным сигналом (фактически, она будет равняться размеру этой части + времени, которое требуется на обработку. А время это чрезвычайно мало). Именно на основании этих умозаключений мы и будем обрабатывать наш звук в реальном времени.
Для игры с эффектами мы будем использовать одну из трех программ: Steinberg Cubase SX, Cakewalk SONAR XL или SpinAudio ASIO FX Processor. Первые две программы – полноценные студийные секвенсоры (этим термином обозначаются программы, позволяющие записывать и сводить вместе MIDI и аудиотреки, накладывать на них эффекты, и т.д.). Третья – просто, так называемый, «хост» для VST – плагинов, т.е. вы выбираете желаемый эффект, загружаете его в ASIO FX Processor и начинаете играть.
Так или иначе, но все эти программы активно используют звуковую карту. И для эффективной работы с ней им нужен некий механизм взаимодействия. Таких механизмов (основных) три: Audio Stream In/Out (ASIO), Windows Kernel-mode Streaming Driver (WDM) и MME (стандартный механизм Windows). Самым эффективным из них на данный момент является ASIO. Однако, чтобы его задействовать, как правило потребуются некоторые дополнительные телодвижения. Дело в том, что из доступной ценовой категории практически ни одна звуковая карта по умолчанию не имеет поддержки ASIO, но возможности чипов большинства этих карт позволяют организовать эффективное взаимодействие между программой и картой. В частности, для знаменитой Creative SBLive! (а также ее наследников Audigy и Audigy2, и производных от них) независимой группой разработчиков были созданы драйвера kX Project, раскрывающие богатые возможности этих карт и позволяющие максимально уменьшить задержку между входным и выходным сигналом (об этом мы поговорим позже). Для остальных карт, не являющихся производными от SBLive! также созданы расширенные драйвера, которые называются ASIO4ALL.
Вот собственно и вся (вкратце) теория. Перейдём к практике, а именно установке драйверов.
Первым делом нам надо определиться, какая у вас звуковая карта, потому как от этого будет зависеть выбор драйвера. Чтобы упростить задачу поделим карты на три категории: карты с изначальной поддержкой ASIO, Creative SB/Audigy и остальные. Думаю, что разобраться не составит труда.
Итак, если
(приведены материалы http://faqsite.narod.ru.)
Настраиваем мастер-секцию микшера. По умолчанию используются тыловой ЦАП. Меняем местами фронт и тыл, иначе звук на фронтальном выходе воспроизводиться не будет.
Настраиваем входы и выходы. Необходимо во входах разрешить AC97.
Настраиваем секцию записи. Вход AC97 отключен при записи через ASIO.
Настраиваем AC97 кодек, отвечающий за оцифровку. Лучше использовать линейный вход, но можно и микрофонный. Главное не разрешать шумный микрофонный предусилитель.
Настраиваем kx Dsp. Настройка роутинга, пожалуй, самая трудная для мало знакомых с kX и ASIO задача. Но если почитать официальные доки, поразмыслить, то становится легче. 😉
На приведенной ниже схеме, ASIO роутинг, то есть то, как будут подключаться эффекты, использует входы ASIO 4 и 5 (можно и только один из них), а выход будет ASIO 0.
Рекомендации по установке kX Drivers – альтернативный вариант (by Olmish)
Прежде всего необходимо скачать драйвера с сайта www.kxproject.com. Далее необходимо удалить стандартные драйвера “Панель управления”à”Установка и удаление программ”à”Sound Blaster Live! (заменить удалить)”. Предварительно сохранив, в другое место, файл “CT4MGM.SF2” из папки C:\WINDOWS\system32.
Можно приступать к установке аудио драйвера. Запускайте программу установки и следуйте инструкциям, проблем быть не должно. После установки и перезагрузки компьютера у вас может пропасть звук, это произошло из-за того, что по умолчанию Тыл и Фронт поменяны местами. Исправляется это так: запускается KX Mixer, на вкладке “Мастер” необходимо убрать галочку с параметра “Поменять Фронт Тыл” смотри рис. 1 (^)
Либо воткнуть штекер колонок в разъём “Тыл” звуковой карты. Далее необходимо настроить ASIO recording (. запись для/под ASIO. ) Делается это очень просто. не буду вдаваться в управление prolog, epilog etc. (. Трудно вдаваться, то чего не знаешь. ), необходимо загрузить настройки из приложенного файла “asio_rec.kx” смотри рисунок 2.
Для этого необходимо загрузить в память звуковой карты SounFont. Запускается KX Mixer, выбирается вкладка SoundFont, далее в память загружается искомый файл “CT4MGM.SF2”
Либо те банки которыми пользуетесь вы.
Драйвера ASIO 4 ALL (для остальных карт, не поддерживающих ASIO изначально)