Как воспроизвести пластинку без патефона
Почему виниловые пластинки снова в моде, и как правильно слушать винил в наши дни
За почти полтора столетия с того момента, как люди научились записывать и воспроизводить звук, сменилось множество способов его хранения. Валики, пластинки, бобины, кассеты, компакт-диски.
Появление каждого нового способа хранения и воспроизведения звука почти всегда вытесняло предыдущий. Где сегодня найдёшь магнитофон или столь вожделенный ещё полтора десятилетия назад CD-плеер, кроме как в комиссионном магазине?
Первые пластинки, тогда ещё сделанные из эбонита и шеллака, заметно опережали их по этому параметру, а качество звука, который удавалось из них извлечь, оказалось лучше в десятки раз. Появившаяся в те же годы идея усиливать звук специальным раструбом породила граммофоны.
Это был колоссальный прорыв – музыка пришла в дома всех, кто хотел её слушать. Тогда же появилась и музыка, более подходящая для такого воспроизведения, не боящаяся шипения иглы и проблем с качеством записи: на танцевальные площадки обрушился джаз.
Саксофонам и барабанам были не страшны искажения – королями здесь были громкость и живость. В угоду им выросли и раструбы граммофонов.
Пиком использования граммофона стал озвучиваемый пластинками вместо музыканта-тапёра фильм «Певец джаза», вышедший на экраны в 1927 году.
Как и всякая «модная штучка», граммофоны постепенно наскучили публике. Уже к 1920-м годам людям хотелось чего-то новенького. Ответом на эту потребность стало появление более компактных устройств, которые можно было не подключать к электросети. Теперь музыку можно было слушать не только в гостиной, но и брать с собой, например, на пикник или в загородный дом.
Здесь возникает определённая путаница в терминах. Дело в том, что конкретного названия для проигрывающей пластинки машинки, помещающейся в чемодан, не было. Само слово «граммофон» оказалось запатентованным товарным знаком его изобретателя. Так новое устройство стали называть «патефоном», хотя встречались и «графофон» и «фонограф». (Последнее не вполне верно, потому что, вообще-то, обозначает давно уже к тому моменту забытый проигрыватель валиков).
Именно к эстетике переносных проигрывающих устройств 1920-х годов обращаются многие модели проигрывателей популярных американских марок Crosley и ION, например Crosley MESSENGER или ION TRANSPORT.
Эти компактные проигрыватели с встроенной акустикой могут обходиться без колонок. Они позволяют переключать скорости воспроизведения, а значит могут проигрывать любые пластинки.
Используется и автоматическая остановка, защищающая иглу от затупления, и пластинки от царапин. Может быть, это и не вполне исторично – такие возможности появились позже, но зато помогает сберечь вашу коллекцию винила и избежать лишней возни со звукоснимателями.
Отсутствие общепринятых стандартов скорости записи привело к тому, что плёнки разных производителей требовали каждая своего магнитофона. К тому же, бобинники не имели встроенных систем усиления звука и динамиков, а дополнительные устройства тогда ещё были довольно дороги. Вдобавок у потребителей к тому моменту накопилось уже достаточно много пластинок, а работающие с ними патефоны продолжали надёжно функционировать. Винил не хотел уходить.
В это же время на смену немного неуклюжим патефонам пришли «электрофоны» – привычные нашему взгляду проигрыватели.
Реплика домашних проигрывателей 80-х представлена в модельном ряду компании ION: классическая модель ION Audio MAX LP с деревянным корпусом благородной расцветки, которая воспроизводит чистейший звук без посторонних шумов и искажений.
К визуальному стилю эпохи ярких джинсов и пиджаков в горошек обращается серия Crosley Cruiser, включающая как недорогие переносные модели, так и более притязательную линейку проигрывателей DELUXE.
Все модели Crosley Cruiser имеют дизайнерский корпус, управление через Bluetooth и, при этом, возможность подключить к проигрывателю наушники – эти модели одинаково хороши и для индивидуального прослушивания и для того, чтобы брать их с собой на вечеринки: только представьте – играть в Мафию под джазовую пластинку, что может быть атмосфернее.
Именно звукозаписывающие гиганты стали создавать вокруг виниловых пластинок флёр элитарности, акцентируя внимание любителей музыки на глубине и качестве их звука.
Однако, главным преимуществом магнитофонов стало то, что их можно было слушать на ходу. Так они перехватили пальму первенства. К тому же кассеты стали первым типом носителя, подходящим для воспроизведении в автомобиле, что стало ещё одним аргументом в их пользу.
Ещё два варианта проигрывателей, выполненных в стиле 1950-х – 1960-х – это ION Mustang LP, обращающийся к эстетике крейсерских автомобилей и маслкаров того времени, а также Crosley PORTFOLIO, стильный и громкий, как вечеринки той эпохи.
На два-три десятилетия проигрывание музыки с винила стало занятием субкультурным.
С одной стороны, винил стал уделом эстетов-аудиофилов, приобретающих дорогостоящую усилительную и воспроизводящую технику класса Hi-End. Стремление к совершенству не знает границ – и в дело шли всё более дорогие материалы: провода покрывались золотом, а колонки стали производить из ценных пород дерева. Уже одних этих людей с их высокими потребностями было бы довольно для того, чтобы винил остался на рынке – их средств было достаточно, чтобы поддерживать выпуск пластинок.
Для этих заядлых аудиофанатов в 1989 году Crosley начинают выпуск ретро-линейки воспроизводящих аудио устройств, посвящённой памяти своего основателя. Именно из этой, юбилейной серии берут своё начало такие модели как Crosley EXECUTIVE и Crosley COUPE.
К этой эпохе относится корпус, в котором выполнена модель Сrosley PLAYER. Многим она вероятно напомнит проигрыватели со встроенными радиосистемами из их детства – но к ней можно подключать и современные устройства, как для управления проигрывателем, так и для того, чтобы использовать его как стильную аудиоколонку.
Совершенно неожиданно, винил оказался востребован и представителями совсем других, куда более маргинальных для своего времени субкультур. Причиной тому послужило случайное открытие скретчинга – резкого передёргивания пластинки пальцами, вызывающее скрежещущий звук, сделанное диск-жокеями из американских гетто.
Скретчинг, а следом за ним и обнаружение того, что скорость воспроизведения также можно контролировать вручную, придерживая пластинку или, наоборот, придавая ей дополнительное ускорение раскручиванием, вывели винил на передний край модной музыки. Именно хип-хоп и танцевальная электроника заставили производителей внедрить технологии управления скоростью воспроизведения и выпустить на рынок спаренные проигрыватели, на которых у DJ’ям было удобнее сводить записи, изначально имеющие разный ритмический рисунок, создавая непрерывные многочасовые миксы. Сами электронные музыканты при этом тоже сосредоточились на выпуске своих произведений на виниловых носителях.
Как начать слушать винил?
Всем привет! По просьбе @skaay публикую свое видение того, с чего начать слушать винил. Это мое мнение и оно может не совпадать с вашим! И это хорошо!:) В действительности там много тонкостей, все не описать за раз.
И так, прежде всего надо начать с выбора самого проигрывателя. Как правило проигрыватели отечественного производства наиболее доступны в продаже или лежат у друзей\бабушек\родителей на антресоле\в гараже\ на даче. В отечественной классификации приборов есть классы. Для тех, кто не помнит: первая цифра в индексе модели — класс, чем меньше цифра, тем качественнее продукт. Например ВЕГА-106, проигрыватель 1 класса. И так,раньше наиболее распространены были пьезокерамические звукосниматели, а сейчас звукосниматели с подвижной катушкой (МС) и с подвижным магнитом (ММ). Для начинающих наиболее интересен вариант с ММ звукоснимателем.
Наиболее распространенные ММ головки это ГЗМ и MF-100\101 от Unitra. Так же в продаже можно найти доступные варианты от Ortofon. Крепятся головки на шелл.
МС головки это уже удел аудиофилов, нам не интересно.
Если сравнить между собой первое фото и третье, то можно заметить как изменился тонарм ( на сленге «палка»). Они бывают «S» образные (как у д1-012), прямые(как на фото снизу) и что-то среднее. Форма связано с углом захода иглы в канавку ближе к центру диска и этот угол более оптимальный в случае S-тонарма. Так в более высоком классе появилась регулировка прижимного усилия иглы (грузик позади «палки»). Обычно для ММ игл ставят усилие 1,5-2 грамма (уравновешивают тонарм с помощью грузика, вращающийся лимб ставят на 0 и крутят его с грузом до 1,5-2,0 грамм).
электроника д1-012, (обладателем коего я и являюсь, но об этом позже).
Электроника 017, эстония 010 тоже не плохой вариант.
В общем приблизительный вектор поиска обозначили. Для любого старого аппарата желательно сделать профилактику (почистить, поменять электролиты и т.д.). Так же важно настроить правильно иглу, для этого используются шаблоны и другие средства (по этому много статей).
И так, теперь у Вас есть проигрыватель со встроенным винил корректором. Выход проигрывателя можно подключить на любой усилитель. Как правило встроенные корректоры не отличаются качеством звука и для дальнейшего роста потребуется внешний корректор. Рынок сейчас переполнен предложениями, в т.ч. и самоделок. Вот мой самодельный, например:
Для рукастых людей есть простор для творчества. как правило можно вынуть ЭПУ из корпуса проигрывателя и соорудить ему новый. Так я и сделал с Электроника д1-01.
Можно конечно сразу поискать зарубежные проигрыватели, но среди них тоже есть неудачные экземпляры. Хороший проигрыватель должен быть тяжелым! Вот простое правило))
Всем удачи! Надеюсь пост был полезен Вам!
Как воспроизвести пластинку без патефона
А в 1960-70гг. были виниловые плееры, которые работали без розетки? Аккумулятор, батарейки, прочее.
Слышала, что вроде бы такое существовало в природе, но было огромной редкостью, в СССР во всяком случае. Сама такого девайса ни разу не видела — только магнитофоны и транзисторы. Возможно, где-нибудь в Японии дело обстояло по-другому.
И да, слово «плеер» тогда ещё не было в ходу, если это важно, оно появилось только в восьмидесятые.
Кто из бездарных актёров стал хорошим режиссёром, используя в работе, помимо режиссёрского образования, ещё и актёрскую выучку, актёрские приёмы, навык смотреть на постановку со стороны актёра, и именно благодаря этому обошёл многих других хороших режиссёров?
Не скажу ничего за другие страны, но в России до сих пор режиссёрское образование включает обширный курс актёрского мастерства, состоящий из многих дисциплин. Так что к концу обучения свежеиспечённый режиссёр с первым актёрским образованием практически не имеет преимуществ перед коллегами, у которых режиссёрское образование единственное.
винту, обошёл многих других хороших режиссёров
Это вы как себе представляете?)))
По количеству желающих купить билет и по цене билета на чёрном рынке. Любимов был если не на вершине списка, то в тройке лидеров.
И да, слово «плеер» тогда ещё не было в ходу, если это важно, оно появилось только в восьмидесятые.
В СССР или в мире?
в России до сих пор режиссёрское образование включает обширный курс актёрского мастерства, состоящий из многих дисциплин.
Ого, а актёров режиссёрству не учат?
Впервые автомобильный проигрыватель для винила появился только в 1956 году, в Chrysler, американской автомобилестроительной компании, потому что надо было решать проблему с удерживанием иглы во время дорожной тряски, чтобы игла не прыгала и не царапала пластинку. Решение получилось не ахти, пластинки быстро портились, но, учитывая их огромные тиражи и грошовую стоимость, никто не огорчался, виниловые автомобильные проигрыватели раскупали по всему миру на ура. (с)
Фото
По количеству желающих купить билет и по цене билета на чёрном рынке. Любимов был если не на вершине списка, то в тройке лидеров.
Там дело было уж точно не в актёрском образовании. Моду на Таганку обеспечивали репертуар, новаторство, созвездие актёров и Шацкая топлесс.
В СССР или в мире?
Такое ощущение, что и в мире оно стало использоваться не ранее конца семидесятых. «Но это не точно».
Ого, а актёров режиссёрству не учат?
Нет.
Ого, а актёров режиссёрству не учат?
Нет.
Это чем-то объясняют?
Понятно, что талант прежде всего
Боюсь, что даже и не прежде. Не спорю, его спектакли были хороши, но я бы не сказала, что они были вот прям в разы гениальнее, чем многие другие работы режиссёров того времени. Главной фишкой именно была необычность, оригинальность, «смелость». «Мастера и Маргариту» тогда не издавали даже — а он взял и поставил. Типа «Вау».
Это чем-то объясняют?
А для чего это чем-то объяснять? Это разные профессии, как, скажем, музыкант и вокалист. Вокалисту неплохо бы знать ноты, но музыкант вовсе не обязан хорошо петь. Так и здесь. В работе актёра знание режиссуры совершенно не обязательно, а некоторым, возможно, могло бы даже и мешать.
Оладушка, Главной фишкой именно была необычность, оригинальность, «смелость».
Это и есть талант. Чужой ОБВМ нафиг никому не нужен, если его обладатель не может эффектно это подать.
До определённого времени большинство режиссёров выходили из актёров, и далеко не все преуспевали на этом поприще.
Интересно. И неожиданно. А до какого времени это было?
В работе актёра знание режиссуры совершенно не обязательно, а некоторым, возможно, могло бы даже и мешать.
Почему? Если режиссёру актёрское мастерство необходимо.
Это и есть талант.
Не могу с этим согласиться. В моём понимании это разные вещи. И то, что талантливо, не в ста процентах случаев бывает эффектно и даже супер-пупер оригинально, и голая оригинальность и эффектность уж точно не синоним таланта.
Что же до смелости применительно к советским временам. Говоря о тех же талантливых театральных режиссёрах — их было в Союзе не один и не два, но многим цензура не разрешала «вольности». Нередко могли просто «зарезать» спектакль, не пропустить или заставить переделать, как случалось неоднократно. Но были и фигуры «более равные, чем другие», как Любимов или, скажем, Захаров, которым позволялось чуть больше, чем остальным. И это не столько про талант, сколько про возможности.
А до какого времени это было?
До того времени, как режиссура стала отдельной профессией, и на неё стали специально обучать. По датам, думаю, примерно начало двадцатого столетия.
Почему? Если режиссёру актёрское мастерство необходимо.
Работа театрального режиссёра — организовать актёрскую игру (не только, конечно, но в первую очередь). Чтобы организовывать, необходимо знать, «как это делается».
Работа актёра — изобразить то, что хочет демиург, то есть режиссёр. Актёр в данном случае больше инструмент или материал, чем творец. И если актёр будет сам что-то режиссировать, это может пойти наперекор видению демиурга и привести к конфликту.
Исключений из этого правила немало, часто бывает, что кто-то из опытных или просто талантливых актёров помогает коллегам в работе над определённой вещью. Но такое возможно только с согласия/одобрения режиссёра.
Захаров
О да! Он мог подать свою гениальность эффектно и оригинально. До сих пор кое-что производит впечатление и привлекает. И это при том, что бюджет и техоснащение были отнюдь не голливудско-бродвейские и не ВВС.
Работа актёра — изобразить то, что хочет демиург, то есть режиссёр. Актёр в данном случае больше инструмент или материал, чем творец.
Актёр, решивший сменить профессию, сможет сразу стать режиссёром (допустим, спонсор на постановку есть, идея подачи пьесы/фильма тоже) или ему надо сначала доучиваться на вторую специальность режиссёра? Или просто поиграть n-постановок/фильмов после актёрского образования, набраться опыта?
Как воспроизвести пластинку без патефона
Не так давно я писал о том, что приобрел патефон: [загадка] Новый старый и играет.
Сегодня расскажу об этом «устройстве воспроизведения звука» более подробно, включая
небольшую инструкцию по уходу за ним и за пластинками.
Итак, разрешите представить. патефон
Что же это такое и с чем его едят как его слушают.
Вот что говорит нам Википедия по этому поводу:
Патефо́н — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания
граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус,
сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться
электрофоном.
Название «патефон» происходит от названия фирмы-производителя: Пате.
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода
применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого
внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел
центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже
двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика
— около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с
сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.
Устройство патефона практически не отличается от устройства граммофона. Патефон состоит из пружинного моторчика, звукоснимающей головки с мембраной и горна (рупора). Все это компактно
«упаковано» в корпус, выполненный в виде небольшого чемодана.
Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм
предназначен был для применения в полевых условиях для вооруженны сил Англии. Особенной
популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-ых годов и в
течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались
экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле.
Вернемся к конкретному экземпляру.
Я выбрал английский HMV 102 (второй модификации), выпускаемый фирмой His Master’s Voice
При выборе я смотрел на распространенность модели, наличие запасных частей, качеству звука,
состоянию и другим параметрам. Покупал на аукционе ebay.co.uk (английский вариант).
В основном там популярны HMV 101, 102 и модели Columbia. Разброс цен примерно от 100 до 200
фунтов (+ 50-80 за доставку).
Но встречаются и другие, порой совершенно невообразимые.
Иглы так же можно делать самим, например, из бамбука, для чего раньше выпускали машинку
Сразу после покупки такого устройства ему следует сделать профилактику, которая заключается
в смазывании движущихся частей, замене поломанных и регулировке.
Для этого нам понадобится отвертка, салфетки и машинное масло. В более сложных случаях придется
воспользоваться дополнительным инструментом, купить запчасти и графитовую смазку
Откручиваем винты, удерживающие верхнюю панель.
Снимаем круг для пластинок.
А теперь аккуратно вынимаем лицевую панель.
Не спешите убирать чемодан в сторону. Обычно на его дне есть инструкция, в которой описано и
показано какую смазку и куда накладывать.
Переворачиваем панель и видим все устройство патефона: спрятанный горн и мотор
Аккуратно очищаем горн от смазки (если она потекла)
Для того, что бы снять мотор надо отвинтить винты с лицевой стороны:
Далее аккуратно вынимаем мотор. Горн протираем, и при необходимости реставрируем (пайка, чистка)
В том случае, если мотор не исправен, допустим, сломался регулятор или «устала» пружина по причине долгого хранения патефона заведенным или еще что-то, то необходимо разобрать мотор
и заменить сломанные части.
Как не странно, но на том же аукционе можно купить запчасти для патефонов старые и новые.
Например пружины, делают и по сей день
Небольшой словарь для поиска (искать следует в категории gramophones):
Мотор: motor
Игла: needle
Стопор: turntable brake
Регулятор скорости: governer
Ручка для завода: winding handle
Звукоснимающая головка с мембраной: soundbox
Передающая труба (от звукоснимателя к горну): tone arm
При покупке обращайте внимание на модель и год производства, иначе может не подойти.
Теперь смазываем и маслом строго в местах указанных на картинке (на дне чемодана).
Эту процедуру надо делать периодически.
Теперь следует собрать все в обратной последовательности.
Перед сборкой удобно прокладки и шайбы приклеить (прихватить) на термоклей, что бы удобно было
ставить мотор обратно, иначе будут постоянно вываливаться.
Его можно распечатать прямо отсюда, загрузив вот эту картинку, затем вырезать из бумаги.
NB: На диске стоит загадочное
Патефон готов к работе!
Однако слушать музыку еще рано. Для того, что бы слушать музыку нам нужны пластинки.
Пластинки можно покупать в комиссионках, молотке и других местах.
Так же можно покупать на ебее, однако стоимость доставки будет достаточно высока.
После того как вы купили пластинки, их необходимо так же привести в порядок.
Первым делом удалить всю грязь. Для этого потребуется старая зубная щетка, стаканчик и
мягкое моющее средство:
В стакан наливаем немного воды и немного моющего средства, перемешиваем и при помощи щетки
наносим на поверхность пластинки
Далее чистим пластинку щеткой радиальными движениями
При чистке следует следить за тем, что бы не задеть наклейке с надписями.
После следует промывка под теплой проточной водой
и сушка микрофиброй (она не оставляет волосков)
И последнее, обычно пластинки доходят до наших дней в рваных истрепанных сливерах. Для хранения
лучше купить новые (все на том же аукционе)
Нестандартный размер пластинки: как ее слушать?
Уважаемые виниловоды, наткнулся в своих залежах пластинок на вот такое чудо
У них дорожка начинается там, где у обычных пластинок дорожки заканчиваются. И мой проигрыватель Sony PS-LX310BT отказывается устанавливать иголку на эту позицию. В детстве, помню, спокойно слушал их на отечественном проигрывателе и проблем не было. Так вот: это все современные вертушки не способны воспроизвести данные пластинки или только мой?
Ответы
Я такие пластинки получал в журналах, которые выписывала мне мама. Сказки на них были записаны.
Теперь я понимаю, насколько крутой виниловый проигрыватель был у бати. Он такие пластинки играл без капчи, регистрации и смс 🙂
Ох, а их можно слушать? Я то думал, что это реликтовый формат. Я моей бабушки таких целая, стопка была. Вот это новость))
Ди на советских проигрывателях такие пластинки не очень-то просто было слушать. Приходилось отключать автостоп, благо что возможность его отключения предписывалась стандартами тех времён. На самом деле звучание этих пластинок такое, что разница слышалась даже на самых дешевых проигрывателях типа Юность в виде чемоданчика. Думаю, не стоит того. Вряд ли там уникальный музыкальный материал.
Да вот захотелось вспомнить детство.
И зачем их выпускали, если столько проблем с воспроизведением? Может под них специальный проигрыватель шел?
Эти пластинки, если не ошибаюсь, не продавались в муз. магазинах. Они шли в приложении к журналам или специально делались для отправки по почте. Они, кажется, не стерео и односторонние.
Хм. Все равно странно. Если делали, значит это кому-то нужно было))
Например, как музыкальный сувенир.
Музыкальная открытка. Они продавались в ЗАГСах например. С маршем Мендельсона или Кобзоном «Я люблю тебя жизнь». Клались в конверты с отсеком для пластинки. Такие ещё были на Мамаевом кургане, со звуком метронома и хором из мемориала. В общем да, сувенир на разные темы. А у Белорусского вокзала был даже киоск, где они продавались, со сказками, стихами, детскими песенками.
В моей провинции ничего такого не было. Я даже не представляю откуда родители пластинки привозили)
В деревнях обычно было сельпо, а вот киоски были в поселениях не млдше ПГТ.
Был раньше в каждом почтовом отделении каталог «Товары почтой»:))
По самим фото мало понятно. Отверстие не широкое, значит переходник не нужен. Гибкие? Если гибкие, то это скорее всего может быть из журнала Кругозор. Но по цвету из этого журнала помню только синие, красные и прозрачные. Может это кооперативные пласты? Раньше помню такие штамповали кооперативщики, сам по почте заказывал музло из фильма Танцор диско.
Это 10см. пластинки. Их еще «мини» называли.
Твердые, устанавливаются штатно, без переходников. Только размер маленький. Могу вечером сделать детальное фото.
Понял. Значит я ошибся.
Теперь это понятно. Но если нет автостопа, значит надо сидеть и караулить, когда закончится песня, чтобы иголка не соскочила?
Иголка не соскакивает, когда кончается пластинка. Просто крутится по «бесконечной дорожке» перед яблоком
Блин, теперь придется вертушку новую покупать, чтобы их послушать))
Интересно, а на Западе такие пластинки выпускали, или это только наше ноу-хау?
Неее, это не пиратка:)) И наборами продавалось в больших магазинах. Иногда даже со специальными проигрывателями под такие пластинки в комплекте. Кстати их и сейчас выпускают:))