Как восстание декабристов повлияло на литературу
«Не пропадет ваш скорбный труд»: декабристы в поэзии
26 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошла одна из самых известных попыток государственного переворота, известная как Восстание декабристов. Его целью было не только свержение действующего монарха (едва взошедшего на престол Николая I), но и отмена крепостного права. Действия и судьба декабристов нашли отклик в литературе. Мы решили вспомнить некоторые поэтические произведения, связанные с восстанием.
«Во глубине сибирских руд. » Александра Пушкина
Отношения Пушкина с членами тайных кружков обросли мифами еще до восстания 1825 года. Сразу после окончания лицея поэт был принят в литературное общество «Арзамас», где общался с будущими заговорщиками. Их социальным идеям он, безусловно, сочувствовал, да и сам славился своими антимонархическими эпиграммами и выходками, однако не готов был принять стремления к насильственной смене власти.
Существует почти анекдотический рассказ о том, что поэт, отбывавший ссылку в Михайловском, выехал в Петербург сразу после того, как узнал о смерти Александра I. Но зайцы дважды перебежали ему дорогу, и суеверный Пушкин приказал поворачивать назад. Более правдоподобной кажется версия, по которой он отправился в столицу сразу после событий 14 декабря (по старому стилю), рассчитывая, что в суматохе его появления никто не заметит. До города на Неве он так и не доехал, однако меньше чем через год, 8 сентября 1826-го, встретился с императором в Москве. И Пушкин, и Николай I описывают эту встречу по-разному. Если верить поэту, он признался, что если бы был в Петербурге во время восстания, то обязательно вышел бы на Сенатскую площадь, ведь все его друзья были там.
Встреча закончилась обещанием Пушкина измениться и отдавать все свои произведения на цензуру Николаю I. Поэт даже опубликовал несколько промонархических текстов, однако в конце 1826 — начале 1827 года он написал стихотворение «Во глубине сибирских руд. », которое распространялось в списках и было передано декабристам вместе с Александрой Муравьевой, женой Никиты Муравьева, уехавшей за мужем в ссылку.
Во глубине сибирских руд Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
«Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли. » Александра Одоевского
Из глубины «сибирских руд», а точнее из Читинского острога, Пушкину ответил Александр Одоевский. Сегодня он считается одним из главных поэтов-декабристов. Его творчество до 1825 года почти неизвестно, зато стихотворения, написанные после ареста, чудесным образом попадали в Центральную Россию (декабристы были лишены права переписки), заучивались наизусть и перекладывались на музыку. Строчка из поэтического ответа Пушкину «Из искры возгорится пламя. » в 1900 году стала эпиграфом к первой российской революционной газеты «Искра».
Сам Одоевский был осужден на 12 лет каторги, позже срок уменьшили до 8 лет, а в июле 1837 года поэт был отправлен рядовым в действующую армию на Кавказ, где познакомился с Лермонтовым.
Струн вещих пламенные звуки Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард, цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя, —
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
«Памяти А. И. Одоевского» Михаила Лермонтова
Александр Одоевский производил на окружающих весьма благоприятное впечатление. Николай Огарев писал, что в его глазах «выражалось спокойствие духа, скорбь не о своих страданиях, а о страданиях человека», личность Одоевского современники называли «христоподобною». Неудивительно, что совсем молодой Лермонтов, сам пониженный в чине и отправленный в ссылку за стихотворение «Смерть поэта», только с ним и нашел общий язык. С остальными декабристами, служившими на Кавказе, отношения ладились плохо.
Исследователи предполагают, что Лермонтов заинтересовался Одоевским еще до встречи с ним. Так как в тексте «Памяти. » встречаются как реминисценции из более ранних произведений поэта, так и из стихотворений Одоевского. О декабристах и их идеях в лермонтовском тексте очень мало, и только строки «Он сохранил и блеск лазурных глаз, / И звонкий детский смех, и речь живую, / И веру гордую в людей и жизнь иную. » говорят о непростом прошлом адресата.
Памяти А. И. Одоевского 1
Я знал его — мы странствовали с ним
В горах востока. и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений.
Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья. но, безумный —
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил — и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
Но он погиб далеко от друзей.
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей.
Ты умер, как и многие — без шума,
Но с твердостью. Таинственная дума
Еще блуждала на челе твоем,
Когда глаза закрылись вечным сном;
И то, что ты сказал перед кончиной,
Из слушавших тебя не понял ни единый.
И было ль то привет стране родной,
Названье ли оставленного друга,
Или тоска по жизни молодой,
Иль просто крик последнего недуга,
Кто скажет нам! твоих последних слов
Глубокое и горькое значенье
Потеряно. Дела твои, и мненья,
И думы, все исчезло без следов,
Как легкий пар вечерних облаков:
Едва блеснут, их ветер вновь уносит.
Куда они, зачем? — откуда? — кто их спросит.
И после их на небе нет следа,
Как от любви ребенка безнадежной,
Как от мечты, которой никогда
Он не вверял заботам дружбы нежной.
Что за нужда. пускай забудет свет
Столь чуждое ему существованье:
Зачем тебе венцы его вниманья
И терния пустых его клевет?
Ты не служил ему, ты с юных лет
Коварные его отвергнул цепи:
Любил ты моря шум, молчанье синей степи —
И мрачных гор зубчатые хребты.
И вкруг твоей могилы неизвестной
Все, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно.
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит не умолкая.
«Русские женщины» Николая Некрасова
Историей декабристов интересовались и поэты следующих поколений. Во второй половине XIX века Николай Некрасов познакомился с сыном Сергея и Марии Волконских, Михаилом, родившимся в ссылке. Он-то и рассказал редактору «Современника» о своем детстве и быте декабристов. Эти воспоминания впоследствии отразились в поэме «Дедушка» (1890).
Однако больше всего Некрасова заинтересовала тема жен декабристов и их подвига. Собирать материал для будущего произведения автор начал зимой 1871 года, и если княгиня Трубецкая в первой части поэмы из-за недостатка фактов получилась весьма собирательным и далеким от реальности персонажем, то история Марии Волконской основана на ее собственных записках, а героиня кажется более реальной. Сами записки поэту читал вслух Михаил Сергеевич, впоследствии он писал:
«Вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: „Довольно, не могу“, бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал как ребенок».
Русские женщины
Княгиня Трубецкая (фрагмент) Покоен, прочен и легок,
Катится городом возок.
Вся в черном, мертвенно бледна,
Княгиня едет в нем одна,
А секретарь отца (в крестах,
Чтоб наводить дорогой страх)
С прислугой скачет впереди.
Свища бичом, крича: «Пади!»
Ямщик столицу миновал.
Далек княгине путь лежал,
Была суровая зима.
На каждой станции сама
Выходит путница: «Скорей
Перепрягайте лошадей!»
И сыплет щедрою рукой
Червонцы челяди ямской.
Но труден путь! В двадцатый день
Едва приехали в Тюмень,
Еще скакали десять дней,
«Увидим скоро Енисей, —
Сказал княгине секретарь.
Не ездит так и государь. »
Вперед! Душа полна тоски,
Дорога всё трудней,
Но грезы мирны и легки —
Приснилась юность ей.
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит.
О радость! нынче детский бал,
Чу! музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невиданной красы.
Пришел папаша — сед, румян, —
К гостям ее зовет.
«Ну, Катя! чудо-сарафан!
Он всех с ума сведет!»
Ей любо, любо без границ.
Кружится перед ней
Цветник из милых детских лиц,
Головок и кудрей.
Нарядны дети, как цветы,
Нарядней старики:
Плюмажи, ленты и кресты,
Со звоном каблуки.
Танцует, прыгает дитя,
Не мысля ни о чем,
И детство резвое шутя
Проносится. Потом
Другое время, бал другой
Ей снится: перед ней
Стоит красавец молодой,
Он что-то шепчет ей.
Потом опять балы, балы.
Она — хозяйка их,
У них сановники, послы,
Весь модный свет у них.
«14 декабря 17 года» Зинаиды Гиппиус
Нетривиальным образом Восстание декабристов преломляется в творчестве Зинаиды Гиппиус. После прихода к власти большевиков сбылись все ее опасения и страхи. Поэтесса пишет ряд яростных стихотворений, среди которых и «14 декабря. », где лирический герой-революционер просит прощения у своих духовных учителей, понимая, что его поколение поступилось заветами предшественников: «Напрасно все: душа ослепла, / Мы преданы червю и тле, / И не осталось даже пепла / От „Русской Правды“ на земле».
«14 декабря 17 года» Простят ли чистые герои?
Мы их завет не сберегли.
Мы потеряли всё святое:
И стыд души, и честь земли.
Мы были с ними, были вместе,
Когда надвинулась гроза.
Пришла Невеста. И Невесте
Солдатский штык проткнул глаза.
Мы утопили, с визгом споря,
Ее в чану Дворца, на дне,
В незабываемом позоре
И наворованном вине.
Ночная стая свищет, рыщет,
Лед по Неве кровав и пьян.
О, петля Николая чище,
Чем пальцы серых обезьян!
Рылеев, Трубецкой, Голицын!
Вы далеко, в стране иной.
Как вспыхнули бы ваши лица
Перед оплеванной Невой!
И вот из рва, из терпкой муки,
Где по дну вьется рабий дым,
Дрожа протягиваем руки
Мы к вашим саванам святым.
К одежде смертной прикоснуться,
Уста сухие приложить,
Чтоб умереть — или проснуться,
Но так не жить! Но так не жить!
Исследовательская работа «Культурное наследие декабристов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Культурное наследие декабристов
1. Декабристы и русская культура 19 века.
2. Декабристы и русские писатели 19 века.
3.Культурное наследие декабристов.
4 Декабристы – поэты, писатели.
определить, какое влияние оказало движение декабристов на литературу и культуру 19 века;
какой вклад внесли декабристы в развитие науки и образования.
ДЕКАБРИСТЫ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХIХ ВЕКА
Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.
Движение декабристов тесно переплетается со многими важными вопросами развития культуры. Русская культура, в самом широком смысле этого понятия была нравственной и духовной почвой для декабристов
Связь декабристов с русской культурой многообразна.
Декабристы и русские писатели 19 века.
Эпоха декабристов притягивала к себе писателей. Она явилась темой крупнейших произведений русской художественной литературы, пользующихся всеобщей любовью и известностью.
Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей: Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова и других. Со своей стороны, Пушкин и Грибоедов воздействовали на декабристов, создававших высочайшие по художественным достоинствам произведения, соответствующие духу декабристской идеологии.
Пушкин считал себя певцом декабристов. В стихотворении «Арион»(1827) поэт аллегорически рисует крушение декабристов. Как один Арион уцелел при кораблекрушении, так и он, Пушкин, не погиб и остался певцом «прежних гимнов» после 14 декабря.
Эта эпоха отражена и в «Евгении Онегине» Пушкина. Пушкин хотел, в конечном счете, сделать Евгения Онегина декабристом и привести его на Сенатскую площадь.
Окончив лицей, Пушкин вращался в декабристской среде как в Петербурге, так и на юге во время своей ссылки. Он был дружен с декабристами Михаилом Орловым, Владимиром Раевским, был хорошо знаком с Пестелем.
(Картина Дмитрия Кардовского «Пушкин среди декабристов в Каменке»)
Весть о восстании дошла до Михайловского. В газетах был опубликован отчет о событиях 14 декабря с перечнем имен арестованных. Среди этих имен Пушкин с болью увидел имена своих лучших друзей и товарищей. Прошло еще несколько страшных месяцев, следствие и суд были
закончены. Расправа над декабристами потрясла Пушкина. «Повешенные повешены,-пишет он своему другу, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна».
Николай 1 жестоко расправился с декабристами. Было арестовано и предано суду пятьсот человек. Многие были лишены дворянского звания и сосланы в различные губернии, в действующую армию, на Кавказ. Сто двадцать человек были сосланы на каторгу в Сибирь.
Пять декабристов — К. Ф. Рылеев. П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П-Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский — 13 июля 1826 г. были повешены в Петропавловской крепости в Петербурге.
Но Россия не забыла своих лучших сыновей. Через тысячи километров на каторгу дошел до них голос величайшего поэта России Александра Пушкина:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Вообще связь русских писателей с передовой идеологией своего времени составляет одну из замечательных особенностей русской литературы.
Другой пример, мы видим в творчестве Грибоедова.
В Московском университете, где учился Грибоедов, в то время училось более двадцати будущих декабристов. В Петербурге в годы после наполеоновских походов Грибоедов вращался в оживленной декабристской среде.
Интересный факт: впервые мысль написать «Горе от ума» пришла ему в голову в 1816 году, в том же году, когда возникло и первое тайное общество.
Декабристы сразу высоко оценили «Горе от ума» Грибоедова. Они вступили в жаркий бой за эту великую русскую комедию с критиками из крепостнического лагеря. А. Бестужеву принадлежат пророческие слова: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». Его предсказание сбылось.
Грибоедов был дружен с декабристами Кюхельбекером, Александром Бестужевым, Рылеевым. Он, как и Пушкин, сочувствовал делу декабристов и знал о готовящемся перевороте. Однако следует сказать, что он не считал правильной тактику военной революции: «Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России»,- горько говорил Грибоедов. Но в «необходимость и справедливость» дела декабристов Грибоедов верил вполне. Декабристы недаром считали Грибоедова «своим» и давали ему ответственные поручения. Грибоедов был арестован по делу декабристов и просидел под арестом с января по начало июня 1826 года. Освободиться ему удалось лишь благодаря ходатайству своего влиятельного родственника, любимца Николая 1- генерала И.Ф.Паскевича.
Глубокое воздействие оказали идеология декабристов и их движение на Лермонтова. Более юный по возрасту, он не мог вращаться в декабристской среде; он встречался с сосланными декабристами. Но он глубоко задумался над смыслом движения декабристов.
Вопрос о народе одна из глубочайших и органических тем русской литературы. Это одна из ее замечательных особенностей. Тема народа начинает укрепляться и раскрываться в русской литературе именно после восстания декабристов.
Нет сомнения, что разгром восстания 14 декабря и горький опыт неудачи революции «без народа» оказали значительное влияние на самый характер разработки этой темы. Великие русские писатели той эпохи глубоко продумывали печальный опыт декабристов, и это отразилось на идейной стороне их произведений. Раздумывая над борьбой передовых людей своей страны за лучшее будущее Родины, деятели русской культуры, русские писатели останавливали свое внимание и на декабристов-первых борцах против самодержавия и крепостного права.
Пафос рылеевского творчества откликнулся в эволюционной поэзии Некрасова. Первой поэмой Некрасова о декабристах является поэма «Дедушка», написанная в 1869—1870 гг., за которой последовали две части «Русских женщин».
(«Декабристки» — хотел назвать Некрасов свою поэму, но помешала цензура). Глубоким сочувствием и уважением к подвигу жен декабристов дышит поэма Некрасова.
В одном из писем (к историку П.Е Щеголеву) Лев Толстой сказал о первых русских революционерах простые и глубокие слова: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».
Величайшая эпопея Льва Толстого «Война и мир» так же отражает в широком смысле эпоху декабристов и была даже первоначально задумана писателем именно как роман о декабристах.
Декабристы и русская культура, наука 19 века.
(Репродукция эскиза «Декабристы» Петра Игнатьева)
Декабристы внесли свой вклад не только в область литературы, но искусства, но и в науку.
Восстание декабристов в истории России, его отражение в художественной литературе XIX – XX веков
Муниципальное общеобразовательное учреждение Чернореченская основная общеобразовательная школа
Коломенский городской округ
Тема проектной работы:
«Восстание декабристов в истории России, его отражение в художественной литературе XIX – XX веков» (исследование)
Игнатов Кирилл Сергеевич, 8 класс
Ильненко Влада Олеговна, 8 класс
Туголукова Алёна Алексеевна, 8 класс
Сергеенко Екатерина Александровна, учитель истории и обществознания
Глава 1. Восстание декабристов. Причины и последствия.……………………………. 4
Глава 2. Отражение восстания декабристов в литературе XIX века
Глава 3. Отражение восстания декабристов в литературе XX века
(на примере романа Ю.Н. Тынянова «Кюхля») …………………. ……… …………………8
Список использованной литературы ……………………. ………………………………..12
Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда,
когда забывает свою историю.
Восстание 1825 года явилось первым толчком к изменению русской власти с монархического строя на республиканский. Идеи декабристов ведут к нашему времени. Это были первые шаги на пути к демократическому обществу.
Тема восстания декабристов нас заинтересовала при изучении истории России. Поскольку на уроках истории и литературы еще не раз придется столкнуться с данным событием, мы выбрали его для нашего исследования.
Цель исследования: изучение истории восстания, его роли в истории России; мнения историков по этому поводу; изображение его в художественной литературе XIX века (на примере произведений Н.А. Некрасова) и XX века (на примере произведения Ю.Н. Тынянова) и нахождение соответствия с реальными историческими событиями и лицами.
изучить имеющийся теоретический, архивный материал по данной проблеме;
проанализировать художественные произведения, установить соответствие с реальными историческими событиями и лицами.
Наш проект состоит из следующих частей: введения, глав основной части, заключения, списка литературы.
В 1 главе подробно расскажем о восстании, о том, как оно происходило, почему оно оказалось неудачным.
Во 2 главе мы рассмотрим отражение восстания в литературе 19 века. Поэма «Дедушка» была изучена в 6 классе, а » Русские женщины»- в 7. Мы решили взять эти произведения, так как возникли некоторые вопросы: «Носят ли эти произведения исторический характер? Кто послужил прототипом для главных героев? Как автор собирал информацию? Что об этих произведениях думают критики? Каково общественное мнение?»
В 3 главе разберем роман Ю.Тынянова «Кюхля». Нас интересует глава «Петровская площадь», которая посвящена самому восстанию. Вы узнаете, насколько правдиво автор написал о восстании, ознакомитесь с критикой и анализом главы.
Глава 1. Восстание декабристов. Причины и последствия
Можно ли рассказать про восстание декабристов кратко? Попытка государственного переворота окружена столькими событиями и характеризуется столькими нюансами, что ей посвящают целые книги. Это был первый организованный протест против крепостничества в России, вызвавший в обществе огромный резонанс и оказавший значительное влияние на политическую и социальную жизнь последовавшей эпохи правления императора Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года стало попыткой государственного переворота и превращения Российской империи в конституционное государство. Оно стало одним из самых значимых событий XIX века после Отечественной войны 1812 года. Мы остановимся на предпосылках и значении восстания.
Движение декабристов зародилось в кругу дворянской молодежи, которая находилась под сильным впечатлением от Великой французской революции. Чтобы лучше понять цели участников революционного движения того периода, нужно иметь представление о причинах его начала и тех предпосылках, которые толкнули молодых дворян-офицеров к столь радикальной попытке смены власти.
В период освободительных походов, ознакомившись с западными политическими движениями, русское передовое дворянство осознало, что крепостное право является важнейшей причиной отсталости отечества. Жесткая реакционная политика в сфере просвещения, участие России в подавлении европейских революционных событий только укрепили уверенность в настоятельной необходимости изменений. Российское крепостничество воспринималось как оскорбление национального достоинства каждого, кто считал себя просвещенным человеком. Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений, русская публицистика и просветительская литература. Таким образом, можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Это усиление крепостного гнета, непростая социально – экономическая ситуация в стране, отказ Александра 1 от проведения либеральных реформ, влияние трудов западных мыслителей.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге собрало большое количество народа. Из числа членов тайных обществ непосредственное участие в мятеже приняло около 30 человек. Из документов известно, что под следствием оказалось почти 600 предполагаемых мятежников. Осужденными из них оказался 121 человек. Все участники мятежа были дворянами, большинство из них офицеры. Действуя для народа и во имя его, привлекать низшее сословие к участию в выступлении они отказались. Восстание потерпело поражение, одной из причин которого стал тот факт, что декабристы не доверяли народу, ради которого и шли на государственное преступление. Если бы они не побоялись действовать совместно, итог восстания был бы другим. А в результате пятеро декабристов были казнены, более 120 человек сосланы на каторгу.
Пострадали и близкие мятежников, в первую очередь – их жены. Некоторые из них оказались невероятно мужественными и безропотно отправились в Сибирь вслед за своими мужьями.
Восстание декабристов в России имело огромное значение. Для восторженных юношей, незаурядных военных, философов и экономистов, видных мыслителей, попытка переворота стала экзаменом: кто-то показал сильные стороны, кто-то слабые, кто-то проявил решительность, отвагу, самопожертвование, а кто-то стал колебаться, не смог сохранить последовательность действий, отступил. Историческое значение восстания декабристов состоит в том, что они заложили основы революционных традиций. Их выступление положило начало дальнейшему развитию освободительных мыслей в крепостной России.
Глава 2. Отражение восстания декабристов в художественной литературе XIX (на примере поэм Н.А. Некрасова)
Многих писателей тема восстания декабристов не оставила равнодушными. Но мы в своей работе решили сосредоточить внимание на поэмах Н.А.Некрасова, потому что эти произведения мы изучили задолго до того, как узнали о восстании на уроках истории. Хотелось применить полученные знания к прочитанным текстам.
В поэме «Дедушка» главный герой стремится открыть своему внуку глаза на народные бедствия, внушить мысль, что необходимо служить правде и добру. И его речи встречают живой отклик. Саша, общаясь с дедушкой, начинает по-другому смотреть на мир. В своем внуке дедушка стремился воспитать будущего гражданина. Актуальность поэмы заключается именно в этом.
О том, что речь в произведении идет именно о декабристах, мы можем судить и по упоминанию в произведении о Тарбагатае.
Страшная глушь, за Байкалом…
С 10 по 22 сентября 1830 г. декабристы шли на восток, делая остановки и дневки в больших селах: Тарбагатае, Десятникове, Барском, Мухор-Шибири, Хараузе. Во всех селах при появлении декабристов народ выходил на улицы; жители сел, лежащих в стороне от дороги, съезжались смотреть на государственных преступников. Впечатления от этих встреч декабристы передали в своих письмах и мемуарах.
Андрей Евгеньевич Розен писал: «В Тарбагатае мы дневали и имели время и случай рассмотреть все подробно. Мне отведена была квартира у крестьянина, одного из братьев Чабуниных: дома в несколько горниц, с большими окнами, крыльца крытые; в одной половине дома обширная изба для рабочих с русской печкой для стряпанья и печенья; в другой половине от трех до пяти чистых горниц с голландскими печками; полы все покрыты коврами собственного изделия, столы и стулья крашеные, зеркала с Ирбитской ярмарки».
План поэмы «Дедушка» автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он примирился со всем, что пришлось перетерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. Это было не совсем так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, Некрасов написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение. Главный герой изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом. Поэт обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как непросто жилось дедушке в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить.
Произведение было неприязненно встречено некоторыми критиками. В. П. Буренин упрекал автора за то, что его герой «не стесняется повествовать младенцу о том, как в старые годы помещики пользовались своими крепостными», «говорит о стоне рабов, о свисте бичей «.
Поэма звучит призывом продолжать борьбу, которая была начата декабристами.
Еще одним произведением, затрагивающим эту тему, является поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871— 1872).
В ней говорится о событиях, происходивших уже после восстания, о жёнах декабристов, которые, очень любя своих мужей, решили бросить привычную жизнь и уехать к ним в Сибирь.
Произведение состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872). Изначально Н.Некрасов назвал свою поэму «Декабристки», но в дальнейшем отказался от этого названия. При написании произведения автор изучал исторические документы. Обращаясь к событиям прошлого, он, безусловно, сохранил достоверность, однако, документально точного описания событий в поэме нет. Не будем углубляться в детальный анализ каждой главы в отдельности, так как целью нашей работы является не это. Мы попробуем установить соответствие с реальными событиями, лицами, понять позицию автора, узнать об отношении критики и общественности к произведению на данную тему.
Образы главных героинь «списаны» с реальных исторических личностей: княгини Марии Николаевны Волконской и княгини Екатерины Ивановны Трубецкой.
В поэме Некрасов описывает величие русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями. В том, что описанное в поэме соответствует историческим фактам, нет никаких сомнений. Путешествие жен декабристов следом за своими мужьями в ссылку имело место быть, изучено и описано многими историками. Но мы в своей работе «опирались» на исследование историка Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
По нашему мнению, поведение жен декабристов показывает их высокое гражданское сознание, верность, не только супружескую, но и верность высокой идее, меняет сложившееся отношение к русским женщинам, удел которых, по всеобщему мнению, лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.
Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни. Она, показав силу духа и серьезность своих намерений, остается непреклонна. Этот разговор позднее княгиня опишет в своих мемуарах, также мы нашли подтверждение этому в книге историка
Поэма была неоднозначно воспринята критиками. Некрасов писал брату Федору Алексеевичу, имея в виду публикацию поэмы в первом издании пятой части своих «Стихотворений»: «Моя поэма «Кн. Волконская» имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает».
Попробуем обратиться к мнению литературных критиков.
В «разгромном» отзыве о «Княгине М. Н. Волконской» В.Г. Авсеенко пишет, что поэмы Некрасова не имеют отношения к историческому факту. Критик обвиняет поэта в угождении толпе. Авсеенко сомневается в достоверности подписания княгиней Трубецкой отречения от своих дворянских прав. Но в изученных нами трудах Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании. Г.2. Спасибо женщинам» есть сведения, подтверждающие обратное: «В Иркутске губернатор Цейдлер долго запугивает ее, требует (еще раз после Петербурга!) письменного отречения от всех прав — Трубецкая подписывает». Также подтверждение этому мы нашли в мемуарах княгини.
Не все критики, современники автора, отнеслись к поэме негативно. Так, И.А. Кущевский успех Некрасова объясняет «могучей силой» поэтического дарования.
Когда читаешь часть поэмы, посвященную княгине Волконской, и мемуары самой княгини, создается впечатление, что Некрасов просто придал ее дневниковым записям стихотворную форму. Например,
Невольно пред ним я склонила
Оковы к губам приложила.
Некрасов прекрасно понимал психологию декабристов и декабристок, их энтузиазм, который вдохновлял одних на революционную борьбу, других на самоотверженный подвиг во имя любви, во имя семьи, во имя Отечества.
Глава 3. Отражение восстания декабристов в литературе 20 века (на примере романа Ю.Н. Тынянова «Кюхля»)
отличается от истории не выдумкой,
а большим, более близким и кровным
пониманием людей и событий.
Поскольку литература XIX века была ограничена цензурой, более смелый взгляд на события мы можем найти в произведениях XX века. Нас заинтересовало: возможно ли найти описание самого восстания в художественной литературе, чтобы, как говорится, «в красках» представить себе эту картину. Это удалось.
Итак, в этой главе мы разберём, как восстание декабристов в 1825 году отразилось в литературе 20 века на примере романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля» (1925, подзаголовок первых изданий — «Повесть о декабристе»).
Тынянов описал это восстание, как неотъемлемую часть жизни Вили Кюхли, который является главным героем романа. Прототипом для создания образа послужил Вильгельм Карлович Кюхельбекер, реально существовавший человек, родившийся в Петербурге сын саксонского дворянина, коллежский асессор, сторонники движения декабристов, поэт, друг А.С.Пушкина.
Ю.Н. Тынянов рассказывает о его годах в Царскосельском лицее, путешествиях в разные страны Европы, но нас интересует то, как он стал свидетелем восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Поэтому для нашего исследования мы возьмем главу «Петровская площадь».
Созданию произведения предшествовало глубокое и всестороннее изучение Ю. Тыняновым архива, содержащего рукописи и дневник Кюхельбекера, знакомство с историческим материалом, касающимся его личности, совершенно забытой в начале 20 века.
Главной темой романа является тема декабризма, тема трагического краха декабристского движения, не сумевшего найти себе опору и поддержку в широких народных массах.
Обратимся к главе, которая называется «Петровская площадь».
События, описанные в ней, совпадают с реальными событиями.
Выход Сенатскую площадь: декабристы вывели около 800 солдат Московского лейб-гвардии полка, к ним присоединились части 2-го батальона Гренадерского полка и матросы Гвардейского морского экипажа (не менее 2350 человек). На самом деле, это описано в романе: «Восстание 14 декабря было войной площадей. По каналам улиц тек на Адмиралтейскую и Исаакиевскую площади народ, по ним же шли полки, сначала восставшие, а затем правительственные. С Разводной (Дворцовой) ездил на Адмиралтейскую и доезжал до львов Лобановского дома Николай. Разводная и Исаакиевская, где стояли правительственные полки, молча давили Адмиралтейскую, где волновался народ, и Петровскую, где были революционеры. Они заперли Петровскую с трех сторон и скинули революционеров в реку, а часть втолкнули в ворота узкой Галерной улицы».
Совпадают имена важных лиц, участвовавших в восстании и имеющих к нему отношение: Рылеев (один из зачинщиков восстания), Якубович (должен был командовать Измайловским полком и лейб-гвардии Морским экипажем, захватить Зимний дворец и арестовать императорскую семью. Но в день восстания, 14 декабря 1825 года, отказался выполнять намеченное; в главе описывается, как Якубович находился рядом с Николаем, Николай I (император), его брат Михаил, Бестужев (один из зачинщиков восстания), Трубецкой (командир восстания), Каховский (смертельно ранил Милорадовича).
Как мы смогли убедиться, автор дает подробное описание происходившего 14 декабря, которое соответствует историческому описанию, называет реальные имена. Отсюда мы уже можем сделать вывод, что роман является историческим, но все-таки к своему «детищу»
Ю.Н. Тынянов подходит больше не как историк, а как художник.
Попробуем разобраться в происходящем в главе и сделать выводы.
Мертвецы и раненые прирастут ко льду. Зимой будут рубить здесь лед, и в прозрачных, синеватых льдинах будут находить человеческие головы, руки и ноги. (. ) Петровская площадь как поле, взбороненное, вспаханное и брошенное. На ней бродят чужие люди, как темные птицы.» Этот отрывок из главы «Петровская площадь» показывает нам насколько кровавым и жестоким оказалось это восстание. Оно не прошло бесследно. Много людей погибло в тот день, несколько сотен солдат были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. Пятерым вынесен и приведён в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылееву, П. И. Пестелю, П. Г. Каховскому М. П. Бестужев-Рюмину, С. И. Муравьёв-Апостолу).
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, его трагические итоги – все дано в романе через судьбу, через историю жизни главного героя повествования, чьей гибелью оно завершается. Мы видим происходящее его глазами, но не только видим, а еще и чувствуем.
Итак, роман «Кюхля» был принят единодушно и критиками, и читателями в качестве самого ясного по трактовке исторических образов, он насыщен реальными документами эпохи – письмами, дневниками, мемуарами. Автор свободно распоряжается историческим материалом. Он представляет нам свой роман и как художник, и как исследователь.
Тынянов сумел передать всю суть событий, отметить главное – оторванность декабристского движения от народа и неизбежный крах движения именно в силу его оторванности.
В ходе исследования удалось достигнуть поставленной цели. Нами был изучен исторический материал, свидетельствующий о важном в истории России событии, – восстании декабристов 1825 года. Это позволило узнать о предпосылках восстания, целях, его развитии, результатах, участниках, представить картину произошедшего на площади в Петербурге 14 декабря 1825 года.
Это событие стало знаменательным в истории России, оно не могло остаться забытым или не замеченным людьми, даже далекими от политики, и нашло свое отражение в творчестве писателей разных эпох. Мы рассмотрели произведения Н.А. Некрасова, писателя 19 века, проанализировали его поэмы, посвященные восстанию декабристов, и роман «Кюхля», написанный в XX веке Ю.Н. Тыняновым (главу, в которой описывается само событие на Петровской площади), чтобы сравнить реальную историческую картину того страшного дня с ее художественным описанием.
Великая заслуга декабристов, их гражданский и нравственный подвиг заключались в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти на «явную гибель» во имя высоких и благородных идеалов.
Движение декабристов было первым открытым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века.
Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием.
Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа.
Восстание нашло свое отражение в художественной литературе разных веков. Многие писатели обращались к этой теме. Мы же рассмотрели ее на примере произведений Н.А. Некрасова и Ю.Н. Тынянова.
В первую очередь, писатели выступают не как историки, а как художники, они дают нам возможность не только увидеть, но и почувствовать.
В ходе исследования также удалось узнать точки зрения литературных критиков, которые по-разному оценили подход писателей к изображению истории.
Данное исследование натолкнуло нас на мысль о разработке нового проекта «Поэты-декабристы».
Наша работа будет актуальна на уроках истории и литературы при изучении этого великого события и творчества упомянутых писателей.
Список использованной литературы
2. Барабанов, В.В. История: Россия с древнейших времен до начала XXI века: учеб.-справ. Пособие / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. – М:. Астрель., 200. – 308 с.
3. Буренин, В.П. Статья (СПбВ, 1870, 8 сент., No 277). (электронная версия http://imwerden.de)
4. Данилов, А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
5. Записки княгини М.Н. Волконской.- Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.-с. 178 (электронная версия http://imwerden.de )
6. Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л.А. Кацва.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. – 848 с.
7. Некрасов, Н. А. Поэмы / Н.А. Некрасов.- М.: Детская литература, 2015.- 232 с.
8. Некрасов, Н.А. Комментарии к поэмам 1855-1877 гг. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. Художественные произведения. Том четвертый. Поэмы 1855-1877 гг. / Н.А. Некрасов.- Л.: Наука, 1982.- 467 с.
9. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании. Г.2. Спасибо женщинам/ Э.А. Павлюченко.– М.: Наука, 1989. – 158 с.
11. Тынянов, Ю.Н. Кюхля / Ю.Н. Тынянов. – М.: Азбука Классика, 2011. – 448 с.