Как восстановить дорогу в снт
Дороги в СНТ
Кому принадлежат дороги в СНТ
Вне зависимости от задач, председатель не имеет права принимать самостоятельного решения о проведении ремонтных работ. Этот вопрос обязательно должен выноситься на общее собрание и обсуждаться совместно с членами СНТ.
Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.
Ведение бухгалтерии СНТ
Требования к дорогам в СНТ
Если эти нормы в товариществе не соблюдены, дороги придется модернизировать и расширять.
В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах
При расширении дороги в товариществе придется «отнимать» часть земли от участков, расположенных вдоль проезжей части. Понятно, что перспектива отдать свою личную собственность под земли общего пользования не радует садоводов. Поэтому председателю бывает сложно утвердить модернизацию дорог на общем собрании: дачники, имеющие наделы рядом с дорогой, голосуют против.
Без согласия всех членов СНТ председатель не может приступить к ремонту. Но если оставлять все как есть, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать пожарным нормам.
Задача председателя в такой ситуации — максимально подробно разъяснить дачникам, зачем нужно расширение проезжей части, и постараться убедить всех садоводов в том, что это действительно необходимая мера.
Как отремонтировать дороги в СНТ
После того как общее собрание утвердит ремонт дорог, сроки работ и смету расходов, можно приступать к поиску подрядчика — компании, которая готова предоставить весь комплекс услуг по укладке полотна.
Как правило, подрядчики могут предложить несколько вариантов работ в зависимости от вашего бюджета.
Когда садоводы на общем собрании утвердят выбранный вариант ремонта, можно заключать договор с подрядчиком. Строительные компании качественно выполнят свою работу, и в вашем СНТ снова будут хорошие дороги.
Кому принадлежат «общие» дороги в СНТ и кто их должен ремонтировать
С вопросами личного имущества в пределах СНТ — садового некоммерческого товарищества, всё просто и понятно, но в случае имущества, которое считается «общим», могут возникнуть проблемы, в особенности тогда, когда возникает потребность в ремонте.
Вопросом о том, кому принадлежат дороги в СНТ, представители товарищества задаются в основном по причине их неисправности.
👤 Кому принадлежат дороги
Есть устойчивый стереотип о том, что любые дороги, которые имеют отношение к СНТ, являются общественной собственностью участников товарищества и те обязаны их содержать, а также имеют право видоизменять по своим предпочтениям. Это не совсем так — дороги, относящиеся к садовым товариществам некоммерческого типа можно отнести к двум видам — те, что находятся внутри общей территории участков, и подъездные.
Регламентом всего, что касается дорог в случае СНТ являются два нормативных акта. Это ФЗ №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Всё, что необходимо для подкрепления своей законной позиции, находится в этих актах.
То, кому принадлежит конкретная дорога, может иметь большое значение для членов СНТ. Например, показательны ситуации с ремонтом. Если дорога муниципальная — то есть, принадлежащая местному органу административного управления, то данный орган можно привлечь к ремонту или полному переустройству.
Дорога в собственности владельцев земли в СНТ тоже имеет преимущества — её можно модернизировать по договорённости членов, без утомительных бюрократических формальностей.
Которые ведут к подъезду к СНТ
Такие дороги формально находятся за пределами товарищества, потому принадлежат муниципальным органам. Таковыми могут быть отделения районного, городского или поселкового управления — именно туда и нужно обращаться, если у вас возникли вопросы о конкретной дороге.
Нередко владельцы участков путают муниципальные дороги с теми, что находятся в их собственности — обычно это происходит из-за неявных границ или плохого состояния дорог, когда непонятно, где начинается одна и заканчивается другая.
Отсутствие дороги на улице
Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.
В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.
За самовольный ремонт дороги — штраф
Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ. Чем вы будете отсыпать дорогу — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет. Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Всё ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами. И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.
«Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника. Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля. А вот частник запросто может выставить СНТ счёт за порчу его имущества», — уверен адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Своё имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд. Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придётся либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд.
«Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтёте нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования. Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью, например, по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», — говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля. Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ. Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога. Данные кадастрового учёта можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.
«Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся по-человечески, либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия. Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счёт. Предположим, дорога принадлежит местной администрации. Если собственник считает, что ремонт был произведён неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы «наваяли». Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что всё это затеяли», — считает адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Дороги в СНТ – кто должен делать и за чей счет
Добавление статьи в новую подборку
Разбитые дороги, как при подъезде, так и в самом садовом товариществе – привычная для многих дачников картина. Когда дело касается их ремонта, и возникает вопрос, кому принадлежат дороги и за чей счет производить работы. Узнайте, что говорит закон.
Деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», а дорожная – Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Кому принадлежат дороги в СНТ
В соответствии с этими законодательными актами, дороги, ведущие к СНТ, принадлежат органам муниципальной власти: районным, городским, поселковым, а расположенные внутри товарищества являются имуществом общего пользования всех его членов и их общей собственностью (о чем должна быть соответствующая запись в уставных документах).
Поэтому и содержать, и ремонтировать эти транспортные пути должны собственники. То есть все дороги, утвержденные кадастровым планом СНТ, должны приводиться в порядок за счет членов товарищества.
По действующему законодательству, даже если дорога по документам принадлежит товариществу, запретить свободное передвижение по ней нельзя.
Решение принимается на общем собрании (высшем органе управления СНТ). На нем оговаривается способ ремонта, назначаются ответственные лица по сбору средств и контролю над проведением работ.
Содержание и ремонт подъездных дорог к СНТ
Содержанием же дорог муниципального значения и их ремонтом занимаются местные администрации. Однако большинство подъездных путей, ведущих от основных магистралей к СНТ, не относятся к автодорогам общего пользования местного значения и не числятся у них на балансе, т.е. являются бесхозными.
Раньше члены товариществ, чтобы «не бить» свои транспортные средства, могли заделывать ямы на этих дорогах сами. Но с вступлением в силу закона о садоводстве и огородничестве №217-ФЗ товарищества больше не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории.
Чтобы передать эти подъездные пути на баланс местных администраций, садоводам приходится пройти немало инстанций и потратить уйму времени. Ведь зачастую собственника этих дорог найти очень сложно.
Строили дороги предприятия или социальные учреждения еще в советское время, часто хозяйственным способом. Многих из них уже не существует, а те, что сохранились, давно отказались он непрофильных активов и лишней социальной нагрузки. Разумеется, документов на такие дороги не осталось.
К тому же передать их возможно только, если дороги находятся на муниципальных землях, а не в частной собственности. Но постепенно этот процесс идет. После передачи в местных бюджетах, согласно Федеральному закону № 257 (ч. 11 ст. 13), должны быть заложены деньги на «капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения».
Обеспечение надлежащего состояния этих транспортных путей станет прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Ремонт дорог в СНТ
Но даже с ремонтом и модернизацией дороги, находящейся на территории СНТ, могут возникать сложности и не только материального плана. В юриспруденции есть понятие земель общего пользования (ЗОП). В садовых товариществах к ним относятся проезды, улицы и дороги, пожарные водоемы, места размещения мусорных баков и парковки автомобилей.
Но, несмотря на то, что ими все пользуются, у отдельных участков этих земель может быть свой собственник. Поэтому все работы на данной территории необходимо согласовывать с ним. Так, часть дороги внутри товарищества может принадлежать муниципалитету или частному лицу.
С местной администрацией проблем обычно не возникает: чиновникам главное, чтобы денег не просили. А вот без уведомления частного лица начинать работы по ремонту или модернизации дороги юристы не рекомендуют. Кто знает, как отреагирует «частник» на решение заасфальтировать его собственность, может и оплату за это потребовать.
Вне зависимости от того, кто является собственником ЗОП, по закону ремонт должен производиться за счет членов СНТ, которые имеют право улучшить инфраструктуру по добровольному решению. Для проведения этих работ председатель товарищества должен заручиться поддержкой всех его членов.
И речь идет не только о внесении необходимых средств, но и о согласии тех садоводов, чьи участки граничат с дорогой, на выделение небольшой части своей земли в пользу ЗОП. Ведь без этого модернизировать проезжую часть нельзя.
Модернизация же большинства дорог в СНТ нужна из-за их несоответствия современным строительным нормам, прописанным в СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением N 1)».
Какими должны быть дороги в СНТ
По принятым нормам, ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а проездов – не менее 3,5 м. В СНиП 30-02-97 также содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 м.
Такие требования установлены неслучайно. Их соблюдение позволяет беспрепятственно прибыть на место возгорания пожарной спецтехнике. Если быстро не отреагировать, пожар распространится на соседние участки, и могут пострадать как люди, так и их имущество.
Понятно, что в старых садовых товариществах, которые строились без планов и инфраструктуры, подобные нормы не соблюдены, поэтому их дорогам нужна модернизация. А для ее проведения у участков, граничащих с дорогой, необходимо забрать часть земли. Зачастую собственники неохотно идут на такой шаг, но безопасность куда важнее лишней грядки.
Тем более что расширение проезда между участками может осуществиться и в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.
Модернизация дороги в СНТ требует от членов СНТ некоторых жертв и значительных средств, но от нее никуда не уйти. Администрации отдельных регионов также подключаются к этому делу, предоставляя финансовую помощь. Только в Ленинградской области, например, в прошлом году СНТ получили из регионального бюджета свыше 40 млн рублей, которые пошли на обслуживание электросетей и ремонт дорог.