Как восстановить глазурь на керамике
Как восстановить глазурь на керамике
Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2
Керамические изделия ручной работы на заказ
Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2
Как восстановить керамическую посуду
Хорошая керамика довольно прочна, но даже она может нечаянно разбиться. Если вещь жалко выбрасывать, нужно попытаться ее отремонтировать. Склеить керамическую посуду так, чтобы она не потеряла привлекательного вида, можно, но необходимо подобрать подходящий клей, а также приложить терпение и старание.
Готовые клеевые составы
Если вы не знаете, чем заклеить керамическую посуду, зайдите в магазин и посоветуйтесь с продавцом. Промышленность предлагает большой выбор клеев для керамики. Чаще всего применяются цианоакрилатный суперклей, «БФ-2», «Марс», Rapid, «Мекол», эпоксидный клей, UHU Porzellan Keramik. Однако склеенную таким средством вещь нежелательно использовать для приготовления еды или хранения продуктов, поскольку при контакте с пищей клеевой состав может выделять вредные для здоровья вещества.
Если хозяева планируют и дальше использовать посуду по прямому назначению, для реставрации ее можно взять ПВА — он считается одним из самых безвредных и экологичных клеев. Сверху нужно будет нанести лак для керамики.
Клеевые растворы самостоятельного приготовления
Клей для керамики можно приготовить дома собственноручно. Приведем несколько популярных рецептов.
Способ 1
Смешайте яичный белок с гипсом. Учтите, что после приготовления клея с ремонтом затягивать нельзя — полученная субстанция очень быстро твердеет.
Способ 2
Растворите казеин в силикатном клее или жидком стекле.
Способ 3
Приготовьте насыщенный раствор алюминиевых квасцов, замочите в нем гипс. Через сутки состав нужно высушить, размолоть в порошок и замесить на воде.
Способ 4
Взбейте яичный белок в пену, оставьте на сутки. Затем добавьте к нему пищевую соду так, чтобы по консистенции смесь была похожа на тесто.
Способ 5
Размелите сухой мел до состояния зубного порошка и растворите его в жидком стекле (соотношение по массе 1:4).
Способ 6
Смешайте казеин, буру, воду в равных долях, добавьте 2 или 3 капли формалина. Клеем можно будет пользоваться, когда он застынет — через 2–3 часа.
Способ 7 («пищевой клей»)
Данный состав сложнее предыдущих, но он считается наиболее эффективным. Если в рецепте не указано по-другому, все клеи должны напоминать по консистенции сметану.
Как клеить керамическую посуду — этапы процесса
1. Подготавливаем склеиваемые поверхности. Если вещь ранее ремонтировалась, удаляем следы старого клея. Для этого смачиваем ватную палочку ацетоном или другим растворителем, очищаем сколы.
2. Моем все части изделия теплой водой с моющим средством для посуды. Керамика имеет пористую структуру — влага может содержаться в порах, даже если скол выглядит сухим. Поэтому оставляем вещь минимум на сутки, чтобы она полностью высохла.
3. Составляем схему расположения частей, раскладываем их перед собой. Поскольку работать нужно быстро, необходимо заранее определить местонахождение каждой детали. Работу нужно начинать с наиболее крупных осколков, заканчивать самыми мелкими. Если частички очень маленькие, их можно брать пинцетом. Поскольку битой керамикой легко порезаться, лучше надеть перчатки.
4. Кисточкой или зубочисткой равномерно наносим на скол тонкий слой клея. Даем ему подсохнуть, мажем деталь клеевым составом во второй раз.
5. Соединяем склеиваемые части и держим, пока клей не схватится. При этом состав частично выдавливается наружу, его нужно аккуратно убрать ватной палочкой. Фрагменты можно фиксировать не руками, а пластилином, скотчем или поделочной глиной.
6. Вторую деталь начинаем клеить после того, как первая хорошо приклеится.
7. Склеенную вещь нужно зафиксировать с помощью струбцины или жгута. Если предмет маленький, его можно поместить в коробочку с песком. Чтобы шов окончательно схватился, керамику оставляют в зафиксированном положении на 2–3 дня. После того как клей высох, его излишки срезают тонким лезвием.
Если изделие не удалось восстановить полностью и на его поверхности остались выемки или трещинки, их заполняют мастикой либо эпоксидной смолой, а затем шлифуют. Чтобы скрыть шов, можно также использовать жидкое стекло и краску для керамики.
Как склеить керамическую посуду для духовки
Бывает, что разбитая вещь не только служит украшением дома, но и имеет практическое значение. Как же отремонтировать глиняную посуду так, чтобы ей можно было пользоваться в дальнейшем? Для этого можно использовать ПВА и специальный лак или медицинский силикон.
Некоторые мастера рекомендуют следующий метод. Нужно смешать творог с негашеной известью, затем растереть смесь до образования вязкой густой массы. Полученный состав используют для склеивания частей предмета.
В любом случае не спешите выбрасывать разбитую вещь — быть может, ее удастся спасти.
Музейная реставрация керамики и фарфора своими руками. Как склеить?
Из этой статьи вы узнаете, как провести ремонт керамики в домашних условиях? Чем можно склеить керамику? И как склеивают черепки музейные реставраторы?
Керамические изделия и глиняная посуда имеют много хороших качеств. Пожалуй, главный их минус – это хрупкость: одно неловкое движение и перед нами вместо вазы, кувшина, глиняной тарелки или фарфоровой чешки – кучка черепков. Это бывает очень обидно, особенно когда вещь «дорога как память».
Ремонт керамики. Чем можно склеить керамику и фарфор?
Чтобы восстановить винтажные и старинные керамические изделия можно применять методы музейной реставрации керамики и фарфора. Особенно подходит для случаев, когда приходится собирать керамику по мелким кусочкам.
Весь процесс ремонта керамики можно разбить на несколько последовательных этапов.
Подборка разбитых частей (фрагментов) и их монтаж – первое с чего нужно начать работу. Формально это значит собрать все куски и разложить их перед собой на столе в правильном порядке.
Предварительная сборка. Перед склеиванием необходимо провести предварительную сборку фрагментов. Это нужно, чтобы убедиться, что все части на месте, а также выбрать оптимальную последовательность склейки керамических осколков для наиболее плотной подгонки их друг к другу. Чем точнее будут подогнаны части, тем менее заметны будут линии склеивания.
Только затем следует, непосредственно, склеивание керамики.
ПОМНИТЕ: чем больше частей – тем сложнее склеивать керамику. Клеевой шов тоже имеет свою толщину.Наращивание неточностей, может привести к тому, что точно подогнать последние фрагменты будет невозможно.
Кроме того, могут возникнуть большие трудности с точным совмещением осколков из-за внутренней деформации в керамике разбитого изделия. Остаточная деформация может проявляться в разной степени в зависимости от различных факторов (формы изделия, размера и толщины осколков, плотность черепков, состава керамики и т.д.) и сыграть злую шутку даже при восстановлении целостности изделия, расколотого всего на несколько крупных фрагментов.
Склеивание керамики и фарфора в домашних условиях.
Нам понадобится эпоксидный клей. Его применяют, когда важна прежде всего высокая прочность склейки. Он обладает хорошей проникающей способностью и подходят для склеивания крупногабаритной и плотной керамики, а также частей, на которые приходится значительная нагрузка.
Пористую керамику предварительно перед склеиванием обрабатывают бесцветным пропиточным составом на основе сополимера БМК-5 и растворителя в концентрации 3-5% (можно варьировать до 5-7% в зависимости от плотности материала). БМК-5 можно использовать как клеевой состав – вязкость, которого регулируется концентрацией порошка – но этот клей уступает по прочности эпоксидному.
Чтобы снизить заметность швов на цветной керамике в клеевой состав БМК-5 можно добавлять порошковый краситель.
Также пригодятся малярная лента, резинка, воск или светлый пластилин нужен для формирования каркаса и фиксации элементов.
Ремонт керамики и глиняной посуды. Как это происходит шаг за шагом:
После просушки можно протереть или вымыть изделие, если есть такая необходимость.
Фиксация керамики резинкой при склеивании
Чем еще можно склеить керамику? Какой клей использовать?
Как склеить керамику обычным супер-клеем:
Преимущества метода: хорошая проникающая способность клея, высокая надежность швов, термоустойчивость, подходит для плотной тяжёлой керамики и фарфора, части не нуждаются в длительной фиксации.
Недостатки метода: быстрое затвердевание, невозможность коррекции осколков (если приклеили, то уже намертво), заметность клеевых швов.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не рекомендуется реставрированную посуду использовать по назначению. Вредные вещества в составе клея могут выделяется в продукты при приготовлении и хранении.
Не существует универсального клея для керамики и фарфора, поскольку глиняная посуда и керамические изделия могут очень сильно различаться по своим свойствам и характеристикам.
Поэтому существует множество различных способов и техник склеивания керамики и фарфора. Определить какой из них лучше и какой выбрать клей, можно отталкиваясь от конкретной задачи и свойств конкретного керамического изделия. Часто приходится идти опытным путём.
Ремонт керамики – это достаточно большой пласт знаний, который требует глубокого погружения, если вы решили освоить этот навык на высоком уровне.
Музейная реставрация керамики и фарфора. Что почитать?
Для тех, кто хочет углубиться и досконально изучить ремонт керамики и фарфора, полезно будет почитать серьёзную литературу по теме. Очень подробно и основательно процесс и методы музейной реставрации керамики и глиняной посуды описаны в книге «Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации», 1999 года, издательства ВХРНЦ им. ак. Грабаря.
В этой книге собрано всё пригодиться практикующему реставратору. Она достаточно хорошо иллюстрирована и охватывает все аспекты и этапы реставрационных работ.
Это, пожалуй, одно из лучших пособий на сегодняшний день, предназначенное для специалистов, музейных реставраторов керамики, как начинающих, так и с многолетним опытом работы. При составлении учебного пособия авторы опирались на многолетний практический опыт реставрации керамических изделий.
Художественная керамика
Некоторые окислы, входящие в состав глазурей, способны легко восстанавливаться, т.е. отдавать кислород и переходить или в закисное или в металлическое состояние, находясь даже в глазурном стекле. Основным условием для этого является восстановительная атмосфера в печи и соответствующая температура. Декоративный эффект напоминает игру красок в пленке нефти или керосина на поверхности воды. Оттенки в окраске можно изменять, добавляя другие окрашивающие и неокрашивающие окислы, не восстанавливающиеся при данных условиях, но своим присутствием влияющие на общее окрашивание. Практика применения таких глазурей дала большое количество прекрасных примеров восстановления на керамических изделиях, начиная с весьма давних времен (в Китае, Персии) и до настоящих дней.
Кратко остановимся на возможных принципах восстановления глазурей, вопросы по которым возникали у нас при разработке подобных составов.
Из некоторых окислов, например окиси ртути (HgO), можно получить кислород простым нагревом без восстановителя. В результате возгоняется чистый металл — ртуть. Давление диссоциирующего кислорода в данном случае весьма велико и превышает парциальное давление кислорода в окружающей атмосфере.
Применяющаяся в глазурях «восстановительного огня» окись меди CuO не отдает своего кислорода при простом нагреве, а требует добавления способствующего этому компонента — восстановителя, «жадного» к соединению с кислородом. С известным приближением восстановление можно выразить уравнением
где СО — восстановитель. При этом требуется нагрев до 500—600°С.
Восстановительная атмосфера в нагретом печном пространстве образуется при введении канифоли, нафталина, промасленных тряпок, сухих сосновых лучинок и др., после чего печь закрывают и замазывают
Соединения серебра и золота довольно легко восстанавливаются даже в окислительной атмосфере. Они содержат в препарате различные масла, которых хватает для восстановления На этом, например, основано применение серебряных и золотых составов (глянцгольд) для метода отводки или росписи керамических изделий. При большом количестве в глазури окислов свинца она также легко проявляет эффект восстановления в восстановительной атмосфере, но он мало декоративен.
В практической деятельности в известной мере надо учитывать, что чем труднее окисляется металл, тем легче он восстанавливается. Но нет правил без исключения, что обусловлено «поведением» окисла именно в глазурном стекле, а не в свободном виде
Красивые восстановленные глазури, известные под названием «бычья кровь», содержат медь в присутствии окиси олова (SnO2). Иногда в окраске появляются синие и пурпурные оттенки.
Известны также серо-зеленые глазури — так называемые силадоны, содержащие закисное железо (до 3—4%). Китайские силадоны на фарфоре имели очень толстый слой снаружи и изнутри. Похожие на нефрит, они очень почитались.
Восстановление можно осуществить карбидом кремния (SiC) в окислительной среде. Из нашего опыта следует, что карбид кремния трудно окисляется и плавится, но введенный в виде тонкого порошка (1%) в содержащий медь состав, он образует отдельные красноватые точки из-за разложения карборунда и выделения углерода в присутствии щелочных плавней.
Для усиления декоративного эффекта каждой глазури важно разработать для нее соответствующий режим обжига, заключающийся в периодической смене восстановительной атмосферы окислительной. При завышенной температуре восстановление будет слишком энергичным и не даст декоративного эффекта
В некоторых случаях в капсель или в печь кладут бумажные пакеты с легко разлагающимися солями: уксуснокислую медь и др
Как восстановить глазурь на керамике
Досталась статуэтка в таком виде.
На бедре эмаль счищена, не знаю чего уж там пытались делать.
Счищен только слой эмали, фарфор почти не тронут.
Извиняюсь за качество фото.
Эмаль (или это глазурь) цвета слоновой кости, т.е. чуть желтоватая полупрозрачная. Фарфор чисто белый.
Можно ли как то реставрировать глазурь (или эмаль?)
Какими материалами?
Покупал для себя. Потому и пишу, что не специалист.
Поставить то я поставлю, но боюсь при каждом взгляде на скол будет портиться настроение. Я перфекционист.
Просветите, что дает тон? Сама глазурь или статуэтку красят?
Лаком если это место покрыть, то разница в цвете будет? Фарфор на месте скола чисто белый, а глазурь что то вроде слоновой кости.
Брак и ремонт керамических изделий ручной работы
Почему возникает брак
Причины, по которым возникают те или иные изъяны готовой посуды, можно условно разделить на три группы. Погрешность возникает на различных этапах обработки: образование черепка, глазурование, декорирование.
Дефекты на этапе заготовки
Основой керамической утвари является смесь из глины (каолина) и примесей. За подготовкой глиняной массы следует формирование предмета. Основные ошибки, возникающие на первичной ступени, выражаются в:
Брак при глазуровании изделия
Товар с дефектной глазировкой встречается чаще, так как найти мелкие изъяны достаточно сложно. Чтобы приобрести качественную посуду следует обратить внимание на:
Трещины под слоем глазури говорят о нарушениях при сушке и обжиге. Слабые места – зоны прикрепления ручек, ножек. Дефект уменьшает срок службы изделия, делает не гигиеничным.
Скол эмали возникает при использовании некачественного состава покрытия или при несоблюдении правил хранения и перевозки товара.
Уплотнения на поверхности изделия заметны по краям. Характеристики товара подобный брак глазури не занижает, но влияет на внешний вид.
В гончарном промысле есть слово «цек»- тонкие волосообразные трещины в керамике. Посуда с подобным изменением не гигиенична и, зачастую, служит непродолжительное время. Из- за негерметичности эмали влага впитывается в глиняный состав, ускоряя разрушение изделия. Товар из фаянса и майолика чаще подвергается цеку.
Отслойка края посуды возникает в случае, когда при обжиге черепок и глазурь расширяются неравномерно. Плешины образуются при недостаточной очистке заготовки от грязи перед нанесением эмали.
Сколы, изменение цвета, трещины на керамической посуде и множество других изъянов, возникающих на первых этапах, не благоприятно сказываются на качестве, гигиеничности и сроке службы товара.
Дефекты декора
Изъяны внешнего вида не влияют на процесс эксплуатации. к дефектам декора относятся царапины, пузырении краски, блеклости, помарок и прочие недочеты.
Ремонт бракованной керамики
Разбитую или бракованную вещь можно отремонтировать самостоятельно. В зависимости от конкретного дефекта реставрация происходит путем:
1. Склеивания разбитых частей предмета.
2. Заполнения сколов и трещин на керамической посуде.
Ремонт керамики своими руками – кропотливое занятие, требующее внимательности и аккуратности. Для того починить разбитое изделие, нужно определиться какой клей использовать. Один извариантов – приобрести в магазине специальную смесь для склеивания фарфора и керамики. Второй способ – сварить состав клея в домашних условиях.
Как приготовить клей в домашних условиях
Ремонт глиняной посуды приготовленным составом
Приклеить осколки супер – клеем или любым другим можно самостоятельно:
Не рекомендуется реставрированную посуду использовать в прямом назначении. Вредные вещества в составе клея выделяется в продукты при приготовлении и хранении.
Как и чем заделать трещину в глиняной посуде
Брак керамических изделий не всегда может проявляться явно. Мелкие изъяны легко не заметить при покупке. Со временем можно трещины на керамике становятся видимыми.
Для реставрации потребуется клей и пигмент под цвет посуды (для белого- разрыхлитель, титановые белила). Смешайте клей и порошок для окрашивания. Обезжирьте изделие ацетоном. Нанесите ватной палочкой приготовленную пасту. Уберите излишки с глазури. При необходимости после просыхания используйте чернильный ластик. Покройте глазурью.
Столовая утварь из керамики должна быть качественной и не иметь брака. Не рекомендуется использовать посуду, если керамика треснула или появились другие изъяны глазури. Разбитую или бракованную, но любимую вещь можно отреставрировать. Ремонт керамической посуды по силу сделать самому или обратиться к мастеру. А если вы хотите научиться создавать качественную посуду своими руками предлагаем посетить гончарная школу Колокол.