Как восстановить клеммы на динамике
Гайд по ремонту динамиков №1
Решил поделиться небольшим опытом ремонта динамических головок (в простанародии «динамиков»). Надеюсь, незатейливая очередность фотографий и натолкнет кого нибудь на самостоятельный ремонт — я буду только рад.
Итак берем динамик — в данном случае овалы инфинити
Вначале отпаиваем проводнички на катушку и высокочастотники
Следующий шаг — снятие высокочастотников. Встречается несколько видов крепления их на керне (такая цилиндрическая штучка в центре динамика, является частью магнитной системы). Чаще всего крепление осуществляется длинным болтом или (как в данном случае) на клею. Для освобождения стойки с пищалками отклеиваем этикетку на магните и поскольку ИХ клей не поддается НАШЕМУ ацетону, поступаем как с заржавевшим болтом — высверливаем. Конечно очень осторожно. После этого покачивающими движениями раскачиваем и выкручиваем пищалки.
Нашему взору открывается «мотор» динамика — его катушка с магнитной системой.
Далее с помощью ацетона набранного в шприц (теги для нариков «ШПРИЦ» «АЦЕТОН») отклеиваем сначала резиновый подвес (или гофр), а затем центрирующую шайбу. Подвес обычно отходит легко, шайба тяжелее. Обильная пропитка клеевого шва ацетоном облегчает отклейку.
По словам хозяина динамиков они немного «хрипели». Приглядевшись, видим — и правда! Что то мешает…
Далее выдуваем немагнитный мусор пылесосом, магнитную стружку и окалину я убираю скотчем, скрученным в трубочку зубочисткой и нержавеющим пинцетом.
Очищать нужно очень тщательно, поскольку следующий раз нескоро.
Обратный процесс очень ответственный, так как необходимо добиться одинакового зазора магнитной катушки в зазоре. Для этого при склейке центрирующей шайбы в магнитный зазор вставляю кусок фотопленки.
После полного высыхания клея, пленку можно вынимать и приклеивать резиновый подвес к корзине (диффузородержетелю, корпусу динамика).
После этого обратный процесс — приклейка пищиков, припайка проводов, приклейка этикетки.
Да! Чуть не забыл! На одном из динов заменил клеммную колодку на самодельную.
Простейший ремонт динамика
Наиболее часто встречается механическое повреждение диффузора, вызванное неосторожным обращением с динамиком.
Если повреждение невелико, то на образовавшееся отверстие или трещину можно наклеить заплату из не слишком жесткой чертежной бумаги (например, из полуваттмана). Клеить можно целлулоидным или любым клеем для бумаги.
Если диффузор разорван очень сильно, то следует сменить весь его конус. Для такой замены из полуваттмана вырезается заготовка, размеры которой зависят от размеров заменяемой части диффузора и от угла его раскрытия. Форма заготовки показана на рис. 1,а.
Рисунок 1
Для того чтобы определить требуемые размеры заготовки, надо померить поврежденный конус диффузора. Необходимо измерить большой и малый диаметры той части конуса, которую мы хотим заменить, а также ее глубину, обозначенную на рис. 1,б буквой h. Зная эти величины, по графику рис. 2 находим угол β выреза в заготовке, а также отношение внутреннего и внешнего диаметров заготовки к соответствующему диаметру заменяемого пояса диффузора. Зная это отношение и диаметры краев заменяемого пояса, легко подсчитать требуемые диаметры заготовки по формулам:
D1=k∙d1 и D2=k∙d2,
где k= D/d, берется из графика рис. 2.
Рисунок 2
Наиболее неприятным является повреждение гофров диффузора. Здесь нельзя ставить заплатку, так как при этом заклеенное место нарушает податливость подвеса. В случае такого повреждения можно заменить гофр подвесом из тяжелой и плотной материи (типа сукна). Можно изготовить подвес из мягкой бумаги, но такая система не обеспечивает хорошего воспроизведения низких частот. Во всех случаях ремонт надо проводить так, чтобы жесткость гофров по окружности была одинаковой.
Иногда повреждается и центрирующая шайба. В динамиках употребляются два вида центрирующих шайб – наружные и внутренние. Шайбы, помещаемые внутри диффузора, изготовляются из тонкого гетинакса или текстолита. Для замены шайбу можно вырезать также из тонкого картона. Вырезать надо по форме шайбы, стоявшей в динамике, но ее диаметр следует увеличить примерно на 3 мм. После изготовления внешний край шайбы подрезается на глубину
1.5 мм и отгибается перпендикулярно к плоскости шайбы с тем, чтобы ее можно было плотно вставить внутрь звуковой катушки и приклеить.
Внешние шайбы делают как текстолитовые, так и бумажные. Бумажная центрирующая шайба изготовляется так же, как и диффузор, путем литья. Такую шайбу можно заменить фигурной, сделанной из картона.
Иногда поврежденной оказывается звуковая катушка. Происходит это обычно в результате старения клея. Если дефект заключается только в том, что витки катушки оказываются незакрепленными, то это легко исправить с помощью целлулоидного или шеллачного клея. Если же витки соскочили с катушки и провод оборвался, то придется намотать новую катушку.
Звуковая катушка наматывается на каркас из тонкой писчей бумаги, сделанный точно по размеру катушки динамика. Каркас изготовляется на круглом шаблоне, диаметр которого должен быть примерно равен внутреннему диаметру катушки динамика. Все изготовление катушки, включая ее приклейку к диффузору, ведется на шаблоне. Это предупреждает перекосы и деформацию катушки. Провод для намотки берется такой же, как и на поврежденной катушке. После намотки провод приклеивается к каркасу с помощью шеллачного клея.
Приклеить каркас звуковой катушки к диффузору можно любым клеем для бумаги. Установив и приклеив каркас, дают клею просохнуть в течение нескольких часов (лучше оставить систему сохнуть на ночь). Только после того, как место склейки окончательно просохнет, катушку можно снять с шаблона.
Установка подвижной системы на место и центровка ее производятся следующим порядком. Внутрь звуковой катушки вставляют четыре длинные полоски писчей бумаги шириной 4-6 мм. Эти полоски должны быть равномерно распределены по окружности катушки. Затем катушку вместе с полосками бумаги вставляют в рабочий зазор, закрепляют с помощью винтов центрирующую шайбу и приклеивают внешние края диффузора к держателю. После просыхания клея осторожно вынимают бумажные полоски и, легко надавливая на диффузор, проверяют, свободно ли звуковая катушка двигается в зазоре. При правильной установке катушка не должна задевать за его стенки. Если же катушка где-нибудь касается стенок зазора, то следует отпустить винты, закрепляющие центрирующую шайбу, и еще раз провести центровку с помощью полосок из писчей бумаги.
По материалам из книги «Электродинамический громкоговоритель», Жук М.С.
13 комментариев: Простейший ремонт динамика
я бы пробовал наждачкой аккуратно снять остатки предварительно надев катушку на подходящий по диаметру шаблон, но с шайбой непонятно как поступить, может более опытные подскажут как правильно.
P.S. судя по всяким видеороликам по сборке современных динамиков, нынче используется 2-компонентный клей типа эпоксидки.
Таким же клеем приклеены современные некоторые динамики. Только отдирать приходилось, очень трудная работа. Никакие растворители не берут, склеены одноразово, сломался – купил новый.
Неужели он так Вам необходим, что Вы готовы на лютые танцы с бубном? Эта головка, ИМХО, – ярчайший пример того, как не надо делать динамики.
Это чисто сабовый тяжеленный дин, толстый дифф, жесткий подвес и две центрирующих шайбы. Катушка на аллюминии, плоским проводом. Корпус небольшой, ФИ. В корпусе усилитель на STK 100-Ваттный, сильноточные и слаботочные входы, регулировка фазы и.т.д… производит впечатление неплохой вещи. Было желание восстановить, но, похоже, нужно искать такой или похожий дин. Нашёл такой-же по конструкции и недорого, но по факту оказался 16см а не 20см. А на имеющейся раме с двойным магнитом таки попробую собрать более лёгкий вариант, не выкидывать-же.
Боже, это статья ветхозаветной давности. Сейчас уже никто не режет конусы из ватмана, практически любой диффузор можно купить в интернете.
Всё почти так, но… читай выше.:) Далеко не все диффузоры “можно купить в интернете” 🙁
Категорически согласен. Если это приемлемо, попросил бы уважаемого Дмитрия в заголовок статьи добавить что-нибудь, типа “Простейший ремонт динамика, или к каким ухищрениям прибегали люди несколько десятилетий назад из-за отсутствия возможности приобретения подходящих материалов… ‘
Здрасте. Прочитал вашу статью и вспомнил свою историю. Как то давно ремонтировал ГДН 25 на старой широкополосной акустике. Там оторвалась шайба центровки диффузора и появился характерный хрип. Хорошо, что вовремя спохватились и динамик не замкнул. Проблема решилась центровкой и проклейкой. Все работало супер.
Хороших и главное своевременных ремонтов господа
Ремонт подводящих проводов динамика!
Всем привет! Здесь хочу написать о том, как можно самому, при использовании минимальных навыков (уметь паять и пользоваться небольшим количеством нейронных связей в головном мозгу), починить звуковой излучатель (динамик), если произошел обрыв подводящих проводов, либо подводящий провод динамика имеет плохой контакт в месте спайки с контактным пятаком диффузора динамика. В первом и втором случае рекомендую заменить подводящий провод динамика, в любом случае, что бы не производить одну и туже процедуру по нескольку раз и не лазить без лишней надобности в конструкцию динамика.
Есть два варианта восстановления подводящих проводов динамика.
1. Восстановить подводящие провода динамика по воздуху (распространенный фабричный вариант).
2. Восстановить подводящие провода динамика по шайбе, вшить в шайбу (для второго способа скорее всего придется прикрепить подводящие провода либо не разбирая динамик, не отсоединяя шайбу, либо все же разобрать динамик и прикрепить подводящие провода к шайбе, кроме этого придется сверлить дополнительные отверстия в диффузоре динамика :)).
Остановимся на первом варианте. Считаю целесообразным правильно восстановить фабричные параметры подводящих проводов динамика.
Как уже было сказано выше, подводящие провода динамика могут быть прикреплены к проводам катушки двумя способами:
1. Скорее всего, если это средне-частотный динамик, подводящие провода динамика будут прикреплены к проводам катушки через развальцованные на диффузоре динамика контактные пятаки, иметь свободный подход и разбирать такой динамик не будет необходимости.
2. Скорее всего, если это низкочастотный динамик, подводящие провода динамика будут проходить непосредственно через диффузор динамика и уже прикрепляться (припаиваться) к проводам катушки на диффузоре динамика и иметь свободного подхода не будут, тогда придется частично разбирать динамик:)
Это то, что знаю я, может быть есть еще какие-то варианты.
Не важно широкополосный это динамик или нет, конструкция подводящих проводов средне и низко-частотного излучателя будет примерно одинакова, единственное, в варианте с широкополосным динамиком высокочастотный излучатель будет монтироваться отдельно в динамике и снимать пылезащитный колпак не будет необходимости в виду его отсутствия (свободный доступ:)).
Подводящие провода продаются в большинстве случаев в магазинах радиодеталей, однако в большинстве городов почему-то существует дефицит с данной категорией товаров. Использовать какие то другие провода в качестве гибких подводящих проводов динамика не рекомендую, т.к. правильный подводящий провод динамика будет иметь шелковую основу из-за чего он становится гибким и не сломается при неоднократных колебаний диффузора динамика.
Ждем несколько минут, минут 5. Аккуратно канцелярским ножом поддеваем колпак и в получившуюся щель наливаем еще немного растворителя и так до тех пор поддеваем наливаем ждем, пока колпак не отсоединится от диффузора динамика. Не прорежьте ножом диффузор динамика.
В случае с Сабвуферными динамиками можно сделать небольшую «площадку» под подводящим проводом и диффузором динамика, нанеся эпоксидки на диффузор под подводящий провод площадкой и когда эпоксидка будет почти застывать, сформировать из нее небольшой бугорок, к которому потом прикрепить сам подводящий провод. Это необходимо для того, что бы при больших колебаниях диффузора сабвуферного динамика провод не щелкал по диффузору при его ходе вниз, т.к. ход диффузора Саба намного больше обычного динамика.
8. Заключительным этапом необходимо припаять концы проводов к соответствующим контактам + и — контактной площадки динамика. Здесь можно окончательно отрегулировать длину подводящего провода, отрезав лишнюю длину (того запаса) провода.
Ремонт динамика
Любая система воспроизведения звука состоит из электронной и механической части. Электронная часть это усилитель, а механическая – громкоговорители, которые являются основой акустической системы. Они нередко выходят из строя, поэтому ремонт динамиков своими руками избавит владельца акустики от серьёзных расходов. Качественные системы стоят дорого, а отремонтировать их в специализированных мастерских не всегда удаётся. Чтобы разобраться, как восстановить динамик своими руками нужно знать его конструкцию.
Ремонт автомобильных динамиков
Звуковые системы автомобилей состоят из двух или трёхполосных систем коаксиального типа и сабвуфера. Коаксиальный прибор имеет овальную или круглую форму. Его конструктивной особенностью является установка высокочастотной головки или «пищалки» на специальной пластине над диффузором широкополосной акустики. Система занимает мало места, а высокочастотная головка не мешает распространению звуковых волн. Автомобильная акустика подвержена множеству негативных воздействий. Наличие пыли и постоянной вибрации являются причиной отказа автомобильных систем воспроизведения звука.
Некоторые модели коаксиальных автомобильных колонок состоят из трёх динамиков. Два из которых – высокочастотный и среднечастотный, установлены над низкочастотным динамиком. Чаще всего неисправность возникает в широкополосной головке. Восстановить динамики находящиеся в машине можно. Для этого потребуется несложный инструмент и некоторые навыки. При ремонте овальных динамиков своими руками сначала нужно снять высокочастотный узел.
Для этого необходимо вывернуть центральный винт, находящийся на заднем фланце динамика.
Головка винта обычно заклеена.
Нужно удалить этикетку, тогда будет доступна головка винта.
После того как модуль будет снят нужно аккуратно отпаять подходящие к нему провода. Теперь можно заняться широкополосной головкой. Резиновый подвес диффузора прижимается пластмассовой накладкой. Её нужно поддеть плоской отвёрткой или лезвием ножа и снять с диффузородержателя. Затем отделить резиновый подвес диффузора. Он приклеивается эластичным клеем типа резинового, поэтому подцепить край можно отвёрткой, а затем осторожно отклеивать его руками. Когда край диффузора будет полностью отделён от металлического основания, снимается центрирующая шайба. Сначала от контактной пластины следует отпаять проводки звуковой катушки. Затем очень осторожно отклеить центрирующую шайбу. Её очень легко повредить, поэтому работу лучше выполнять плоской и тонкой отвёрткой.
Когда динамик полностью разобран, можно приступать к поиску дефекта. Неисправность акустической системы определяется на слух в процессе эксплуатации. Звук в колонке становится искажённым, появляются хрипы и треск, особенно на больших уровнях громкости. Иногда полностью пропадают высокие частоты, и звук становится глухим и неразборчивым. В основном ремонт авто динамика своими руками сводится к очистке магнитного зазора широкополосной головки от посторонних включений. Чаще всего в зазор постоянного магнита попадает грязь или пыль.
Для удаления мусора можно воспользоваться пылесосом. Сложнее удалять из зазора металлические частицы. Магнит динамика сильный и пылесос здесь не поможет. При удалении магнитных частиц поможет обычный скотч. Небольшие его полоски вводятся в зазор при помощи тонкой пластинки из текстолита или другого немагнитного материала. Затем они извлекаются вместе с прилипшими частичками.
Эту операцию следует повторить несколько раз. Посмотреть качество работы можно с помощью мощной лампы и лупы. Собирается узел в обратном порядке. Старый клей лучше не удалять, так как это позволит точно установит диффузор. Все склейки можно выполнять обычным клеем «Момент». После установки диффузора нужно рукой проверить насколько хорошо перемещается звуковая катушка в зазоре магнита. Не должно быть никаких механически зацеплений. Катушка должна двигаться без усилий и шорохов. Восстановление и ремонт динамика автомобиля не требует особых знаний, поэтому ремонтировать динамики своими руками сможет каждый.
Как восстановить динамики
Восстановление динамика своими руками во многом зависит от его конструкции и характера неисправности. При эксплуатации акустической системы в головках могут возникнуть следующие дефекты:
Если звук в колонке отсутствует нужно проверить целостность обмотки звуковой катушки с помощью тестера. Сопротивление у звуковых катушек небольшое и тестером можно только убедиться, что обрыва нет. Наличие короткозамкнутых витков в катушке 4 или 8 Ом потребует специальных измерительных приборов. После снятия диффузора и центрирующей шайбы сгоревшую катушку видно сразу.
Если эмалевая изоляция провода сильно потемнела, это говорит о том, что в центре катушки могут быть короткозамкнутые витки и её придётся перематывать. Бывают случаи, когда от сильной вибрации звуковой катушки часть витков отклеивается и колечком спадает с катушки. В этом случае их можно аккуратно вернуть на место с помощью пинцета, а затем проклеить. Ремонт автомобильных динамиков своими руками связан не только с коаксиальными, но и с компонентными устройствами. Такие акустически системы состоят из трёх динамиков и кроссовера. Кроссовер или блок LC-фильтров осуществляет разделение звукового диапазона на три полосы частот, каждая из которой подаётся на свой динамик. Ремонт компонентного динамика не имеет существенных отличий от ремонта других моделей.
Восстановление динамика
Частым дефектом является разрыв диффузора. Ремонт порванного динамика своими руками заключается в его восстановлении. Бывают разные причины повреждения диффузора:
В результате износа диффузора или воздействия влаги на нём могут появиться разрывы. Это приводит к тому, что звук в акустических системах начинает искажаться. В этом случае ремонт акустического динамика возможен постановкой заплаты на повреждённое место. Несмотря на плотность диффузора для его реставрации нужно использовать мягкую бумагу типа газетной. Офисная бумага формата А4 для этой цели не подойдёт. Для проклейки заплаты используется эластичный клей. Это может быть ПВА или ему подобный. Клеем промазывается обратная сторона диффузора в месте разрыва. Затем небольшой прямоугольник мягкой бумаги промазывается клеем и накладывается на разрыв с обратной стороны. Бумагу нужно аккуратно приглаживать, используя круглый и гладкий предмет.
Если разрыв большой, то полоски бумаги наклеивают так, чтобы они перекрывали друг друга и заходили на неповреждённый сегмент диффузора. После выравнивания и разглаживания накладывается второй слой бумажных полосок. С внешней стороны место трещины промазывается клеем. Излишков клея быть не должно, поэтому диффузор протирается мягкой тряпкой. Готовая конструкция должна просыхать не менее суток. После полного высыхания проверяется качество заклеивания и свободное перемещение диффузора. Если место склейки получилось тоньше чем остальной материал, то процедуру проклейки нужно повторить. Разная толщина приведёт к тому, что в этом месте снова образуется надрыв. Последняя проверка качества заключается в подаче на динамик музыкального фрагмента с выхода усилителя. Лучше всего прослушать отрывок из симфонического произведения, так как там присутствует почти весь частотный диапазон. Ремонт динамиков автомобиля выполняется по аналогичной схеме.
Ремонт эстрадных динамиков своими руками
В аппаратуре для усиления звука, которая используется на концертных площадках, используются мощные широкополосные динамики. По своей конструкции они немного отличаются от обычных моделей. Поскольку они рассчитаны на мощность в десятки и сотни ватт, то имеют более плотный диффузор, закреплённый на упругой резиновой подвеске. Ремонт аудио динамиков включает в себя восстановление звуковой катушки и ремонт диффузора.
Ремонт динамика колонки
При ремонте НЧ динамиков своими руками нужно знать, как его разобрать, чтобы не повредить акустическую систему. Все работу нужно выполнять строго последовательно. Сначала удаляется пылезащитный колпачок. Поскольку он приклеен клеем на синтетической основе, то для его растворения применяется ацетон или другой органический растворитель. Нужно аккуратно увлажнять растворителем ободок колпачка до тех пор, пока его нельзя будет удалить.
Затем нужно отпаять провода, идущие от звуковой катушки на контактную панель. После этого обрабатывать ацетоном края защитного кольца и резиновой подвески. После некоторого времени диффузор отклеится. После этого осторожно подрезается центрирующая шайба и диффузор вместе со звуковой катушкой можно вынуть из магнитной системы.
Ремонт акустических динамиков
При ремонте акустических динамиков своими руками самым сложным процессом будет перемотка звуковой катушки. Это трудоёмкая и тонкая работа. После того как диффузор вместе с катушкой будет снят с корпуса, нужно аккуратно смотать сгоревший или порванный провод. Витки можно не считать, чтобы не сбиться. Достаточно измерить длину смотанного провода и замерить микрометром его диаметр, чтобы подобрать аналогичный кусок. Для намотки катушки нужно использовать оправку соответствующего диаметра, на которую надевается звуковая катушка. Так можно избежать сминания бумажного каркаса. Звуковая катушка наматывается строго виток к витку. Для фиксации лучше всего использовать клей БФ-2.
Поле полного высыхания катушки узел можно собирать. При наличии небольшого опыта ответ на вопрос можно ли восстановить динамики будет положительным.
Ремонт динамиков своими руками без разбора
У динамиков, которые встроены в акустические системы, могут случиться не только внутренние дефекты, но и внешние. Чаще всего это ослабление крепления динамиков к передней панели акустических систем. Это вызывает посторонние шумы в колонках и нарушение акустической картины. Особенно часто это происходит в звуковых системах автомобиля. Если разболталось крепление нужно снять фальш панель и подтянуть все соединения. Если пропал звук в колонках, это часто связано с обрывом проводов, идущих от усилителя к динамикам. Поэтому прежде чем вскрывать акустический модуль нужно проверить его работоспособность.