Как восстановить машину после утилизации
Восстановление автомобиля из утиля в 2021 г.
восстановление учета утилизированного автомобиля, восстановление утилизированного авто, восстановление утиля, восстановление учета после утилизации
На момент приобретения машины, я и не предполагал, что буду ее вообще регистрировать, поскольку не знал, есть ли там вообще двигатель и еще что-то кроме кузова. Но после того, как она успешно выкатилась из гаража, рыча вполне себе целой выхлопной, и пару раз пронеслась по гаражным рядам, решение о восстановлении было воспринято как нечто само собой разумеющееся.
Начался отчаянный скроллинг всех страниц рунета, содержащих хоть какое-то упоминание о восстановлении машины из утиля. Разумеется, отправной точкой послужила история White-Jaguar про его ягуар. Но она меня как-то не особо воодушевила, поскольку там ситуация более типичная для всех и вся — после продажи машины какое-то время бывший хозяин терпит штрафы, а затем скидывает машину в утиль, дабы «отомстить» нерадивым покупателям за нерасторопность. Получается, в таком случае, ПТС, СТС и номера остаются у покупателя, что ОЧЕНЬ сильно упрощает регистрацию.
А как быть в том случае, если машину утилизировал лично собственник, покорно сдав в ГАИ все регистрационные принадлежности? Отсюда расскажу подробнее именно про мою ситуацию.
Для начала, необходимо определиться с условиями, которые должны быть выполнены для успешной постановки утилизированной машины на учет.
1. Автомобиль комплектен, с ним все в порядке. Заводится мотор, или нет — дело третье. Главное, чтобы все агрегаты были на месте, в общем, как и для обычной регистрации.
2. Автомобиль списан в утиль до 10 июля 2017 года.
3. Необходим следующий набор документов:
— Карточка учета транспортного средства / справка об утилизации;
— Доверенность на совершение регистрационных действий (для минимального вовлечения собственника в процесс)
— Копия паспорта лица, списавшего машину в утиль (на всякий случай)
— Техосмотр
— Страховка
4. Если у вас есть какие-то документы (птс, сор) на руках, то можете поступить так, как это сделал Александр со своим «Ягуаром» — оформлять сразу на себя. Но если у вас нет вообще ничего, то восстановить учет нужно сперва на прежнего хозяина.
Итак, по порядку.
10 июля 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном предоставлении СПРАВКИ О ФАКТИЧЕСКОМ УНИЧТОЖЕНИИ транспортного средства. Если раньше можно было прийти в ГАИ, сказать, что сдал машину на металл, и тут же аннулировать учет в связи с утилизацией, то сейчас так сделать нельзя. Требуется справка от какого-нибудь пункта приема металлолома, что они действительно отправили авто в последний путь.
На этом пункте я выдохнул — CR-X списан в утиль 7 июля 2017 года. Это невероятное везение, ведь от точки невозврата его отделяло всего несколько дней…
Но это мало что меняло, ведь у меня не было абсолютно никаких документов, кроме копии паспорта владельца. К сожалению, формально, вроде бы, я и могу восстановить учет, но получить ТО, страховку и даже просто заполнить бланк заявления не получится — недостаточно данных. Я обращался в разные страховые компании, даже через общих знакомых, я обращался к нотариусу, прося его сделать мне доверенность, но отовсюду был один ответ — нет ни единого документа, на основании которого можно что-либо сделать.
Именно поэтому вам 100% потребуется карточка учета транспортного средства.
Но бывший владелец наотрез отказывался мне ее давать, мол, сдал в налоговую, ничего у меня нет и т.п. и т.д. В итоге, однажды произошло еще одно поворотное событие — он почему-то подобрел буквально на день, откопал дома справку и даже согласился дать мне ее на какое-то время. К сожалению, он негативно отнесся к тому, что я хочу оставить ее у себя — «мне налоги придут потом! как я докажу, что я его утилизировал! чтобы завтра она была у меня, я вроде понятно объяснил!» и прочие высказывания.
Я позвонил в ГАИ. Там на меня наругались подряд сразу несколько человек, мол, УТИЛИЗИРОВАННЫЕ МАШИНЫ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЕМ, не несите чушь и т.п. Тогда я взял в руки эту карточку и пошел в окно информации в том же гаи. Девушка спокойно меня выслушала, посмотрела на карточку, позвонила начальнику и ответила, что я мыслю в правильном направлении — мне нужно восстановить учет на предыдущего владельца, а потом оформить машину на себя, все вполне реально и легально. Почему по телефону говорят иное — черт его знает…
Следующий этап — сделать доверенность на регистрационные действия, чтобы больше не дергать предыдущего владельца. В ней обязательно должен быть пункт про восстановление учета после утилизации. И тут снова проблема — часть нотариусов не понимает, что я хочу, другие готовы все сделать, но отзывы в 2гис говорят о том, что их доверенность в ГАИ не прокатывает (я реально видел там отзыв именно на эту тему). Поэтому был брошен клич, успешно найден «знакомый знакомого знакомого», после чего я уговорил владельца уделить мне немного времени (само собой — не бесплатно), и снежным сибирским утром мы запрыгнули в мою повседневную концерту и помчались в другой город.
— Вы видите, что у вас на одном листе напечатана и карточка учета, и справка об утилизации?
— Да, лист перевернули и напечатали на этой же стороне…
— А что это за надписи «стр.1» и т.п? Проблема в том, что формально, я могу вам отказать, ведь к документу уже есть претензии, получается.
— Но тут ведь есть печать? В ГАИ мне говорили, что такой справки хватит…
Нотариус покачал головой, и, вздохнув, взял из наших рук все документы и удалился в кабинет.
— Хорошо, я все сделаю.
В очередной раз я благодарю провидение (и Пашку) за удачные знакомства — уверен, я бы долго пытался оформить доверенность у других нотариусов.
Через некоторое время, в моих руках красовался очень важный и нужный документ, где мой юридический спаситель все верно и грамотно отметил:
Следующий этап — ТО и страховка.
Разумеется, большая часть даже мало-мальски знакомых страховщиков от такой машины поспешили откреститься. Снова брошен клич — и в среде некролюбов найден контакт человека, не гнушающегося подобными сложными ситуациями.
Для оформления страховки, на тот момент нужно было ТО. Вот здесь и начались странности. Я думаю, ни для кого не секрет, что огромное количество людей в нашей стране его покупают, и я тоже не стал исключением. Но с новыми правилами это сделать куда сложнее. Необходимы фото автомобиля, на которых ЧЕТКО ВИДНЫ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ НОМЕРА.
Тупик, не иначе. Машина ведь в утиле? Снова та же ситуация — формально, по закону, я могу ее восстановить, но вот такие мелочи встают преградой. То отсутствие карточки, то отсутствие номеров… Что начало твориться дальше — описывать публично не буду. Если вам нужно узнать, как получить ТО, не имея номеров — пишите в ЛС.
Итак, полный пакет документов готов. Записываемся на госуслугах на регистрацию — и тут меня ждет приятный сюрприз! Система определяет, что машина в утиле и спрашивает — «ВОССТАНОВИТЬ УЧЕТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?» Сердце радостно стучит, губы сами расплываются в улыбке — спасибо всем причастным к этим поправкам в закон, что могут сделать меня счастливым!
Снова кинув клич среди всех знакомых по автотеме, находим отличный недорогой эвакуатор, на котором срх доставляем в гаи, а по площадке осмотра перемещаемся своим ходом.
Дальше многое зависит от настроения инспектора — думаю, мне могли попросту отказать, найдя 1001 неисправность или не поверив документам, а там уже обжалуй, как хочешь, трать время, деньги на эвакуатор и все прочее… Но люди попались понимающие, к счастью.
Хмурый взгляд человека в форме скользил по машине.
— Нужно будет снять дворники, жабо, все разобрать. Посмотрим, не варилась ли планка.
Сказано — сделано. Откатываемся в сторону, все разбираем, протираем. Инспектор вновь все проверяет и выносит вердикт — криминала не замечено. Обходит вокруг машины, заглядывает в салон, дергает за ремень, закрепленный к полу проволокой… сердце замерло… закрывает дверь, что-то пишет и передает мне бланк результатов осмотра.
В окне регистрации все проходит гладко.
— Здравствуйте, птс и сор у вас где?
— У меня их нет. Восстанавливаю учет после утилизации.
— Как так — после утилизации? Где документы?
— У меня есть доверенность, карточка учета, копия паспорта, страховка, я у вас в информационном окне узнавал — все можно сделать.
Ответом послужила тишина, прерываемая шелестом бумаг. Ситуация, видимо, нестандартная — сотрудник несколько раз куда-то уходил, затем делал копии документов, выдал мне доверенность обратно, а на оставленной у них копии попросил написать, мол, «оригинал на руки получил такого-то числа».
Ну а уже через полчаса мое лицо обдувал ветер из открытого окна, а руки сжимали крошащийся обод руля, за которым стрелка спидометра уверенно переползала цифру «60». Учет был восстановлен на старого хозяина. Машина стала полностью легальной, и через несколько дней я повторно посетил ГАИ, перерегистрировав ее на себя.
Если кратко, то мне стоило это адских заморочек, помимо документов. Просто вспомните, в каком состоянии я ее нашел.
1. Лобовое стекло нашлось одно-единственное во всей стране, в Челябинске, 8000 без доставки. С доставкой и вклейкой — 12500руб. Дело в том, что на первый срх и на дель соль почему-то делают стекла, а вот на второй срх, как у меня (1988-1991) их нет вообще нигде. Никакие стекольные конторы не помогли — почти все делают только по имеющимся у них матрицам, а матриц на эту машину либо не было, либо были, но уничтожены за невостребованностью. Какие-то далекие, в других городах, могут сделать по месту, но туда нужно гнать машину, а без документов это очень проблематично сделать. Но все получилось!
2. Карбюратор начал выделываться, после чего я решил заняться колхозом исключительно на время регистрации и последующих ремонтов, ведь ремкомплекта для дуалов в РФ не существует — только на ebay, и цена от 5000р… Кинут клич в сивикклабе, после чего ко мне приехало это чудо в сборе с «кастомным» коллектором:
А после легкой пробежки по ближайшим магазинам с запчастями на «отечку», под капотом были обнаружены изменения в конструкции:
Не менее сложно было собрать салон и выгрести оттуда кучу говна, отмыв панели, сиденья и прочее. Делалось все на скорую руку, исключительно ради регистрации. Кассетную хондовскую магнитолу от какой-то модели из 90-ых я заколотил в панель почти молотком, чтобы прикрыть дыру, бардачок повесил на одном замке… Ремни было невозможно прикрутить к полу — в этом месте не было пола… воткнул туда длинные болты, как распорки под днищем, и примотал проволокой. Сиденья… оба правые. Кривые, ржавые, рваные, не регулирующиеся, с отломанными ручками для откидывания спинки, они тоже вкрутились в пол на один болт из четырех и болтались туда-сюда при езде. Зато техосмотр есть!
И да, прошу понять меня правильно. Я должен был сперва зарегистрировать автомобиль, а потом уже заниматься восстановлением, ведь все мы слышали истории, как люди планомерно вваливали деньги в машину с сомнительным регистрационным статусом и впоследствии пускали ее в разбор. Поэтому мой опыт постановки на учет полулегален. К сожалению, иначе никак — хоть у нас и появилась замечательная возможность восстановить машину из утиля, но до сих пор нет разделения права собственности на машину и права управления с допуском на дороги. Т.е. неисправный авто, по сути, невозможно зарегать — ведь ТО не получить, а соответственно, и страховку… Да и осмотр может не пройти.
Во второй раз на площадке осмотра меня уже узнали, поэтому все прошло быстро.
— Восстанавливать будешь?
— Да.
— А почему именно эту?
Я задумался. И вправду, почему?
— Не знаю. Я ее не искал намеренно. Она просто попалась мне в огороде и я ее зачем-то купил. Посмотрим, что из этого получится.
Делитесь записью — пусть больше людей узнает о положительном опыте восстановления из утиля даже в такой сложной ситуации!
Практическая некромантия или как восстановить авто после утилизации.
Финансовая сторона (мой частный случай)
Найти последнего записанного в ПТС хозяина — бутылка коньяка.
Тех.осмотр — 1000 рублей (без вопросов о том, почему не работает ручник *образно*)
ОСАГО на бывшего владельца — 3700 на год (меньше ни в какую не хотели оформлять)
Оформление заявления в ГИБДД — 200 рублей (две штуки по 100 каждая)
Составление договора купли-продажи — 100 рублей
гос. пошлина за новые знаки 3300 и за внесение изменений 850
ОСАГО на своё имя + страхование жизни — 4700.
Ньюанс: полис ОСАГО оформляйте от своего имени, где страхуемый бывший владелец. На следующий день идёте в страховую компанию и расторгаете этот договор. Возвращаете 3700. Так же можете самостоятельно заполнять все заявления и составлять договора купли-продажи.
Ещё ньюанс: учтите, что бывший владелец может при вас восстановить документы, забрать их, развернуться и уйти, но это нужно быть редким козлиной, чтобы так сделать.
В двух словах регистрация авто после утилизации — постановка на учёт с выдачей гос.номеров и ПТС, а сразу после этого смена владельца авто в связи с продажей.
Ничего не бойтесь и хватит слушать тех, кто говорит что это в принципе не возможно. По себе знаю, что возможно. До тех пор, пока бывший владелец действительно не утилизирует авто — физически, о чём ему дадут справку. Такой автомобиль вам уж точно не продадут. Нельзя продать то, чего нет.
Спасибо, что дочитали. Все вопросы можно задать в комментариях, по возможности отвечу максимально полно.
Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция
Вариант с trade-in
Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.
В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.
Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:
Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.
При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.
Самостоятельна утилизация
Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.
Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля
Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.
В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).
В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.
Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).
Рубрика «Вопрос-ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.
Можно ли и как восстановить учёт утилизированного автомобиля?
Восстановление авто в утиле
Если автомобиль утилизирован, то это ещё не значит, что его можно разобрать на запчасти или попросту выбросить, а возобновить регистрацию невозможно. Впрочем, такая ситуация вполне логична, так как сам термин «утилизация» подразумевает уничтожение транспортного средства, которое физически вернуть на дорогу нельзя. Но можно ли формально по закону восстановить утилизированную машину – как поставить её на учёт в ГИБДД, если фактически она целая, а затем продать, а также купить такое авто? Всё это в подробностях мы и выясним ниже.
Что значит утилизированный автомобиль по закону 2021 года?
В законодательстве об учёте транспортных средств и нашего с вами вопроса обсуждения произошли 2 важных изменения, которые полностью обновили и ответ на главный вопрос.
Можно ли восстановить сегодня?
Да. Можно. Как мы указали выше, новый Приказ №399 даёт возможность восстановить учёт машины, если она снята с регистрации на основании утилизации, но фактически так и осталась целёхонькой и функционирующей.
Речь идёт о пункте 18 нового закона, который говорит следующее:
18. Регистрация транспортного средства после её прекращения производится:
Зачем же ввели этот пункт после изменений, если предполагается, что машина фактически выброшена в металлолом?! А затем, что законодатели предусмотрели тонкость в том, что у автолюбителя на учёт может появиться желание поставить автомобиль, который был снят до вступления в силу обязательности справки об утилизации.
То есть машину могли снять с регистрации как утиль, но фактически хранят в гараже. И вот в ГИБДД приняли решение, что такие транспортные средства имеют право на дальнейшую жизнь на дорогах России.
Где это можно сделать?
Как видно из цитаты Приказа, сделать это можно по хранящимся в базе ГИБДД данным о машине – в архиве. При этом, есть 2 варианта такого архива: бумажный и электронный. Из последнего автомобиль может быть удалён по самым разным причинам, а вот из первого – бумажного – документы никуда не могут исчезнуть в течение многих лет.
Что всё это значит? А означает 2 возможных варианта, куда обращаться с нашим вопросом:
К сожалению, заранее узнать, остались ли данные на ваш ТС в электронном виде, достоверно нельзя. Можно проверить ТС на официальном сайте ГИБДД, введя его VIN номер в сервисе проверки истории регистрации.
Но и эти данные недостоверны, так как сайт и без того ошибается часто. Поэтому лучше сразу обратиться в то МРЭО Госавтоинспекции, где машина была подана на утиль.
Как поставить на учёт? Инструкция
Здесь также могут быть 2 варианта результата – банально успешная регистрация авто или же отказ.
Последний бывает по самым разным основаниям, часто незаконным. Поэтому нужно готовиться (на крайний случай) к обращению в суд. Дело в том, что при обращении в ГАИ по сложным вопросам, к коим относится и восстановление утилизированной машины, очень часто сотрудники вместо попытки решения предпочитают не тратить свои нервы и не рисковать лишний раз, а отказать в восстановлении, причём, избегая всеми способами письменной формы такого отказа.
А вот по положительному решению суда ГИБДД уже обязаны будут произвести регистрацию утилизированного ТС, так как это их обязывает сделать тот же Приказ в том же пункте.
Документы
Постановка на учёт автомобиля в утиле ничем не отличается по шагам от регистрации нового, кроме набора документов. Из них, прежде всего, необходимо оформить страховку ОСАГО на машину, без неё не зарегистрируют машину. И после регистрации нужно будет снова обратиться в страховую компанию, чтобы вписать полученные госномера.
Далее нужно оплатить следующие госпошлины:
Из документов понадобятся следующие:
Иногда инспектор МРЭО также требует справку о снятии с учёта, выданную при соответствующей процедуре ранее, а также правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, который подтверждает, что вы собственник авто. Нельзя утверждать, что такие требования незаконны, так как сам регламент процедуры нигде в законодательстве 2021 года не прописан.
Заявление можно заполнить по рекомендуемому ГИБДД образцу либо самостоятельно, так как образец этот рекомендуемый, а не обязательный для использования. И, кроме того, в нём вы не найдёте госуслугу регистрации машины в утиле, нужно будет вписать самостоятельно.
Порядок регистрации
Итак, он достаточно прост: