Как восстановить мышление при шизофрении
Когнитивная реабилитация при шизофрении
Нарушения когнитивных функций (таких как внимание, мышление, память и др.) выделяются учеными как основная составляющая всех расстройств шизофренического спектра. При когнитивных нарушениях в первую очередь страдают такие познавательные процессы как память, мышление, внимание, интеллект, а также исполнительское функционирование, моторика. Поэтому исследователи и практики сейчас особое внимание уделяют возможностям восстановления когнитивных функций, как целому комплексу лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на значительное улучшение и максимально допустимое восстановление когнитивных функций. При этом идет движение к главной цели — обобщению полученных пациентами навыков в обычной, окружающей их, социальной среде.
Результаты 26 исследований продемонстрировали, что когнитивная реабилитация (КР) достаточно эффективна и не обусловлена временем проведения терапии, выбранными видами когнитивных тренингов, возрастной категории пациентов, местом проведения (амбулаторно или стационарно), в том числе фактом совмещения с другими тренингами и занятиями.
Все пациенты, независимо от возраста, после КР обнаруживают качественные перемены в лучшую сторону, например, закономерно улучшается функционирование головного мозга. А применение стратегических подходов вместо стандартной техники заучивания, дает более стабильный результат, вероятно из-за эффекта реципрокного усиления, способствовавшего переносу в реальную жизнь приобретенных в результате занятий умений и навыков.
Учитывая когнитивную неординарность при шизофрении, пациентов объединяют в группы со сходными когнитивными трудностями, на которые будет направлена когнитивная реабилитация. Так, для занятий группового формата, разработана технология стратегического тренинга, которая нацелена на развитие и поддержание мотивации больных.
Подходы или модели когнитивной реабилитации:
Коррекция шизофрении в современном мире
В последние годы перед психотерапевтами, занимающимися проблемой шизофрении, стоит задача не только выявить людей, подвергающихся риску возникновения и развития психоза, но с помощью применения когнитивных техник, предотвратить его развитие. Уже сегодня исследования в этой области показывают явное уменьшение тяжести позитивных симптомов, если пациент прошел когнитивную реабилитацию.
Невзирая на тот факт, что продолжается активный поиск и разработка препаратов нового поколения, направленных на улучшение когнитивных функций, когнитивная реабилитация при шизофрении становится полноправным участником комплексного подхода к лечению и возможности улучшения когнитивного функционирования на начальных ступенях шизофренического процесса.
Ещё одним составляющим компонентом являются специальные программы, разработанные группой зарубежных ученых — врачей и нейробиологов не только для лечения различных нейродегенеративных и психоневрологических заболеваний, но и для стимулирования и корректировки основных когнитивных функций и когнитивной реабилитации. Такие, как «Реабилитация», «Психиатрия по корректировке когнитивных функций», «Приятное старение» — представляют собой определенную последовательность и разную степень сложности упражнений на когнитивные функции, базирующихся на конкретном алгоритме. Задания представлены в виде интересных, красочных интерактивных игр.
Отличительные особенности программ для тренировки когнитивных навыков:
Работа в программах обеспечивает полную анонимность, все данные доступны только врачу и пациенту. Очень удобна для больного и возможность заниматься в домашних условиях, в привычной, спокойной обстановке.
И в завершение хочется отметить, что, учитывая многогранность природы когнитивных нарушений при шизофрении, когнитивная реабилитация, как правило, не сразу приносит свои результаты. Однако ее применение способно содействовать поддержанию положительного и устойчивого эффекта — именно поэтому когнитивная реабилитация должна быть неотъемлемой частью качественного лечения.
Когнитивная реабилитация при шизофрении
Нарушения когнитивных функций (таких как внимание, мышление, память и др.) выделяются учеными как основная составляющая всех расстройств шизофренического спектра. При когнитивных нарушениях в первую очередь страдают такие познавательные процессы как память, мышление, внимание, интеллект, а также исполнительское функционирование, моторика. Поэтому исследователи и практики сейчас особое внимание уделяют возможностям восстановления когнитивных функций, как целому комплексу лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на значительное улучшение и максимально допустимое восстановление когнитивных функций. При этом идет движение к главной цели — обобщению полученных пациентами навыков в обычной, окружающей их, социальной среде.
Результаты 26 исследований продемонстрировали, что когнитивная реабилитация (КР) достаточно эффективна и не обусловлена временем проведения терапии, выбранными видами когнитивных тренингов, возрастной категории пациентов, местом проведения (амбулаторно или стационарно), в том числе фактом совмещения с другими тренингами и занятиями.
Все пациенты, независимо от возраста, после КР обнаруживают качественные перемены в лучшую сторону, например, закономерно улучшается функционирование головного мозга. А применение стратегических подходов вместо стандартной техники заучивания, дает более стабильный результат, вероятно из-за эффекта реципрокного усиления, способствовавшего переносу в реальную жизнь приобретенных в результате занятий умений и навыков.
Учитывая когнитивную неординарность при шизофрении, пациентов объединяют в группы со сходными когнитивными трудностями, на которые будет направлена когнитивная реабилитация. Так, для занятий группового формата, разработана технология стратегического тренинга, которая нацелена на развитие и поддержание мотивации больных.
Подходы или модели когнитивной реабилитации:
Коррекция шизофрении в современном мире
В последние годы перед психотерапевтами, занимающимися проблемой шизофрении, стоит задача не только выявить людей, подвергающихся риску возникновения и развития психоза, но с помощью применения когнитивных техник, предотвратить его развитие. Уже сегодня исследования в этой области показывают явное уменьшение тяжести позитивных симптомов, если пациент прошел когнитивную реабилитацию.
Невзирая на тот факт, что продолжается активный поиск и разработка препаратов нового поколения, направленных на улучшение когнитивных функций, когнитивная реабилитация при шизофрении становится полноправным участником комплексного подхода к лечению и возможности улучшения когнитивного функционирования на начальных ступенях шизофренического процесса.
Ещё одним составляющим компонентом являются специальные программы, разработанные группой зарубежных ученых — врачей и нейробиологов не только для лечения различных нейродегенеративных и психоневрологических заболеваний, но и для стимулирования и корректировки основных когнитивных функций и когнитивной реабилитации. Такие, как «Реабилитация», «Психиатрия по корректировке когнитивных функций», «Приятное старение» — представляют собой определенную последовательность и разную степень сложности упражнений на когнитивные функции, базирующихся на конкретном алгоритме. Задания представлены в виде интересных, красочных интерактивных игр.
Отличительные особенности программ для тренировки когнитивных навыков:
Работа в программах обеспечивает полную анонимность, все данные доступны только врачу и пациенту. Очень удобна для больного и возможность заниматься в домашних условиях, в привычной, спокойной обстановке.
И в завершение хочется отметить, что, учитывая многогранность природы когнитивных нарушений при шизофрении, когнитивная реабилитация, как правило, не сразу приносит свои результаты. Однако ее применение способно содействовать поддержанию положительного и устойчивого эффекта — именно поэтому когнитивная реабилитация должна быть неотъемлемой частью качественного лечения.
Нарушение мышления
В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной диагностике этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).
Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.
| С нарушениями мышления при шизофрении работает клинический психолог |
Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.
На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.
Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.
Нарушение мышления при шизофрении
Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.
В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) — об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».
В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.
Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.
Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.
Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) типом течения (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.
Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.
С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.
Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.
Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.
Больной шизофренией может оперировать неологизмами — словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.
Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.
Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий. Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).
Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.
При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.
Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.
Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.
При шизофрении нарушено образное мышление. Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.
При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.
Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.
У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.
Нарушение мышления
В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной диагностике этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).
Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.
| С нарушениями мышления при шизофрении работает клинический психолог |
Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.
На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.
Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.
Нарушение мышления при шизофрении
Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.
В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) — об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».
В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.
Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.
Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.
Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) типом течения (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.
Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.
С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.
Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.
Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.
Больной шизофренией может оперировать неологизмами — словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.
Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.
Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий. Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).
Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.
При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.
Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.
Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.
При шизофрении нарушено образное мышление. Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.
При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.
Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.
У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.