Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края Краевая детская клиническая больница
Общий уход за ребенком после операции
РЕКОМЕНДАЦИИПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ,В ТОМ ЧИСЛЕ НА СЕРДЦЕ
После операции дети выписываются из стационара домой. Дальнейшая реабилитация послеоперационных пациентов проходит при непосредственном участии родителей и ближайших родственников под наблюдением врача соответствующей специальности и врача-педиатра.
ОБЩИЙ УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ
При жалобах ребенка старшего возраста на боль в области послеоперационной раны – необходимо дать назначенные врачом болеутоляющие средства. Не следует давать ребенку обезболивающее профилактически при отсутствии болей.
Примерно через 7-10 дней после снятия швов детей можно купать. Новорожденных и детей младшего возраста можно купать в ванночке. Купать необходимо в комфортных условиях (вода около 38 градусов, воздух около 24 градусов), без мочалки, а в воду лучше добавить отвар ромашки или череды.
Детям старшего возраста в течение первого месяца после операции ванную принимать нельзя, нужно мыться под душем, лучше сидя.
После купания необходимо осмотреть послеоперационный рубец. Если в области рубца появилось покраснение, припухлость, боль или какие-нибудь выделения, то срочно следует проинформировать Вашего хирурга или лечащего врача.
После осмотра, если все в норме, рубец нужно смазать водным раствором йода (бетадином или кутасептом), который можно приобрести в аптеке. Обрабатывать рану нужно 2-3 раза в день до полного заживления.
После операции необходимо ограничить непосредственное общение ребенка с окружающими, чтобы избежать контакта с инфекцией.
Ежедневно измеряйте детям температуру тела. Если температура оказалась выше 37,5 – немедленно свяжитесь с Вашим лечащим врачом.
Для профилактики инфекционного эндокардита при появлении первых признаков острых инфекционных заболеваний у ребенка (ангина, бронхит, пневмония, цистит и др) необходимо срочно обратиться к врачу для подбора эффективной антибактериальной терапии.
Посещения детской поликлиники по месту проживания должны проводиться регулярно для выявления и своевременного лечения хронической инфекции у детей при тонзиллите, кариесе (даже молочных зубов), аденоидите и др.
Если Вашему ребенку назначен антикоагулянт, обязательно сообщите об этом врачу перед любой хирургической процедурой, включая стоматологическую, или любым медицинским исследованием, т.к. этот препарат влияет на свертываемость крови и длительность кровотечения.
ПИТАНИЕ
Постепенно расширяйте рацион ребенка старшего возраста до привычного дооперационного. Питание должно быть сбалансированным по количеству и составу пищи. Отсутствие лишнего веса у вашего ребенка значительно облегчит работу сердца. Старайтесь не перекармливать ребенка, лучше перевести его на дробное питание.
Новорожденным и детям младшего возраста необходимо давать привычную смесь или грудное молоко, постепенно выйти на объём кормления соответствующий его возрасту, после чего можно постепенно вводить новые продукты питания.
После операции на сердце ребенка следует перевести на диетическое питание, не давайте детям соленые и обильно приправленные пряностями блюда, чтобы ребенок после еды не испытывал жажду.
Постарайтесь предотвращать запоры, чтобы избегать лишней нагрузки на сердце и не повышать внутрибрюшное давление. Старшим детям давайте овощи и фрукты (как сырые, так и печёные), кисломолочные продукты, чернослив, замените обычный хлеб на хлеб с отрубями. Маленьким детям при склонности к запорам не вводите в рацион каши и супы с рисом. Если Вы кормите грудью – соблюдайте строгую диету.
Постарайтесь взвешивать ребенка хотя бы 2 раза в неделю. Необходимо следить за прибавкой веса у новорожденного или за колебаниями веса при приеме мочегонных препаратов. Если вес ребенка быстро увеличился на 0,5-1 кг или уменьшился в течение нескольких дней – обратитесь к врачу для коррекции питания или дозировки мочегонных препаратов.
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Активность Вашего ребенка после операции обычно соответствует его самочувствию. При усталости или плохом самочувствии дети, как правило, сами выбирают спокойные и малоподвижные игры. Не предлагайте старшим детям, например, игру в футбол или катание на роликах, т.к. в состоянии азарта ребенок не сразу признается в плохом самочувствии.
Через несколько дней после операции на сердце новорожденных и маленьких детей можно выкладывать на живот. Спать ребенок может в любой, удобной для него, позе.
Ходьба для старших детей – самый оптимальный вид физической нагрузки после операции на сердце. Прогулки с ребенком совершайте по ровной поверхности, при хорошей погоде, и не сразу после еды.
Первое время детям старшего возраста может быть трудно подниматься с кровати. Вставать надо постепенно, в несколько приёмов: повернутся на бок, спустить ноги с кровати, сесть, подождать несколько минут и встать.
После операции на сердце грудина в среднем срастается через 6 недель после операции.
В этот период дети старшего возраста должны избегать движений, создающих нагрузку на грудную клетку:
Ребенок может выполнять легкую домашнюю работу (накрывать на стол, мыть посуду и т. п.).
Маленьких детей не поднимайте за обе руки, не тяните за одну руку во время прогулки, особенно если ребенок устал. Берите на руки, подхватывая под ягодицы и придерживая за спину.
Несколько раз в день проветривайте детскую комнату, ежедневно делайте влажную уборку.
Психологическая поддержка родителей, у которых ребенок родился раньше срока
Во всем мире 17 ноября отмечается Международный день недоношенных детей. В преддверии даты клинический психолог, специалист по грудному вскармливанию Морозовской детской больницы Татьяна Безкопыльная рассказала, как родителям найти в себе силы и помочь малышу в этот непростой, хрустальный период.
Недоношенными считают детей, которые родились на сроке гестации от 22 до 36,6 недель. По данным мировой статистики, каждая 10-я беременность заканчивается преждевременными родами. В России этот показатель значительно ниже — он составляет 5-6%.
Что чувствуют родители, если встреча с долгожданным малышом произошла значительно раньше запланированного срока?
Самый первый и главный страх, с которым сталкиваются семьи, — страх за жизнь и будущее здоровье ребенка. Пребывание ребенка в реанимации усиливает родительскую тревогу. Неизбежно к опасениям потерять малыша прибавляется чувство материнской несостоятельности — мама начинает винить себя в том, что не смогла доносить ребенка. Папы, как правило, более рациональны и сдержаны. Некоторые женщины также способны самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, но многих матерей тревога, страх, неизгладимое чувство вины и краха несбывшихся надежд погружают в состояние фрустрации. Это опасное состояние, в котором женщина замыкается и уходит от реальности. Например, она может часами сидеть и смотреть в одну точку. Она находится в так называемой психологической яме: подавлена и не понимает, что делать, куда двигаться дальше. Маму необходимо вывести из подавленного эмоционального состояния и побудить к действиям. Ребенку нужен любящий и сильный родитель.
Что чувствует в это время малыш?
Во время беременности между малышом и мамой устанавливается тесная связь. Ребенок чувствует ее прикосновения, запах, голос, тепло, вкус околоплодных вод, эмоции, испытываемые мамой. Если глубокая внутриутробная связь внезапно обрывается, малыш, такой незащищенный и ранимый, начинает испытывать страх. Он стремится найти привычное ощущение безопасности, которое дарит ему мама. Чем быстрее найдет — тем больше ресурсов для развития и восстановления у него будет. Нахождение мамы рядом с малышом дает ему силы бороться за жизнь. Родители — лучшее лекарство. Поэтому так важно не отчаиваться, верить в себя, малыша и вместе с врачами спасать ребенка.
Как члены семьи и близкие люди могут поддержать маму недоношенного ребенка?
Недоношенный ребенок — большой труд всей семьи. Поддержка семьи очень важна, но создать поддержку — это не проявлять навязчивое беспокойство. Близким необходимо быть максимально корректными. Если не знаете, как поддержать, просто скажите: «Я рядом с тобой. Ты можешь на меня рассчитывать. Когда тебе понадобиться помощь — скажи». Кроме того, поддержка должна быть безоценочной, без обвинений женщины. Но ни в коем случае нельзя допускать обесценивание ситуации. Фразы «Ничего страшного, вырастет», «Ничего страшного, выживет» — не допустимы. Если хотите поддержать — проявите заботу, настройте маму на позитив. Например, скажите: «Ты — лучшая мама», «Все будет хорошо, малыш будет здоров».
Что маме поможет собраться с мыслями и начать действовать?
Структурировать день и начать выводить себя из подавленного состояния маме помогут несложные правила.
Первое, нужно составить режим дня и стараться его придерживаться. Женщина должна вовремя есть, отдыхать, если нет медицинских противопоказаний, выполнять простые гимнастические упражнения. Режим дня можно написать на листе бумаги или сохранить в телефоне.
Второе, маме важно ориентироваться на сохранение грудного вскармливания и стимулировать лактацию: ежедневно каждые три часа сцеживать грудное молоко. Если нет медицинских противопоказаний, малыши могут получать по несколько капель материнского молока уже в реанимации. Когда малыша переведут в неонатологическое отделение — грудное вскармливание будет продолжено. Если мама не будет сцеживаться, лактация завершится.
Третье, важно посещать ребенка в реанимационном отделении. Здесь мама может находиться столько, сколько позволяет ее физическое состояние. У нас есть мамы, которые проводят с малышом весь день — с 9 утра до 8 вечера. Все условия для пребывания мамы созданы. Находясь с малышом, мама может его «кенгурить», то есть выкладывать себе на грудь «кожа к коже», поглаживать или просто положить на него руку.
Четвертое, положительно зарекомендовали себя дыхательные практики, как способ стабилизации эмоционального состояния. Как только у матери начинается эмоциональный «шторм», ей необходимо найти удобное положение, сделать спокойный вдох и медленный выдох, проговаривая: «вдыхаю спокойствие — выдыхаю тревогу, вдыхаю расслабление — выдыхаю напряжение». Каждый раз важно проговаривать эмоции, которые женщина хотела бы приобрести, и от которых хотела бы избавиться.
Пятое, в реанимации, где ребенок проходит лечение, мама может получить профессиональную психологическую поддержку.
В чем заключается психологическая поддержка?
Мы помогаем найти опоры, внешние и внутренние ресурсы для того, чтобы преодолеть препятствия и двигаться дальше. Все зависит от индивидуального запроса мамы. Например, помогаем проявить и осознать собственные чувства, проговариваем эмоции, которые наполняют женщину, применяем техники, позволяющие ей увидеть себя со стороны, ответить на беспокоящие вопросы, учим улавливать чувства ребенка.
Мы проводим индивидуальные беседы с мамами. Индивидуальная консультация длится около часа, проходит 2-3 раза в неделю. Это не утомительно для родителя и этого времени достаточно, чтобы обсудить и проработать один вопрос.
Недавно в одном из мессенджеров мы создали группу поддержки для мам. Участники — мамы, малыши которых проходят лечение в неонатологическом отделении. После выписки женщины также продолжают общение. Мамам важно, что они имеют возможность обменяться информацией, переживаниями и опытом с референтной группой. Кроме того, я с ними всегда на связи и при необходимости могу быстро оказать психологическую помощь.
В скором времени планируем организовать школы для мам. Это будут тематические групповые занятия по психо-эмоциональной поддержке мам, по уходу за малышами, по организации грудного вскармливания.
Как мамы могут обратиться к психологу?
В каждой палате неонатологического отделения размещена памятка, где указаны необходимые контакты. Мамы, которые находятся в других отделениях и нуждаются в психологической поддержке, могут сказать об этом лечащему врачу. По запросу врача, будет назначена встреча. Встревоженным мамам важно быть услышанными. Активное безоценочное слушание — прекрасный способ психопрофилактики.
Последовательность проведения искусственной вентиляции легких:
Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей пострадавшего. Положи его на бок. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы
Запрокинь голову пострадавшего (приподнять подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника)
Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника!
Зажать нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа «рот-устройство-рот», герметизируй полость рта, произвести два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего, при этом контролировать, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе на 3-4 см
Частота выдохов в пострадавшего 16-18 выдохов в минуту.
Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца (проводится параллельно с искусственной вентиляцией легких):
Определить место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке
Определить точку надавливания на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси
Положить основание ладони на точку надавливания
Надавливания проводить строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела, а не силой рук (руки в локтях не сгибать)
Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 60-80 надавливаний в 1 минуту взрослому человеку (100-110 – ребенку).
Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий)
Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!
Ежегодно в мире рождается около 4 млн. новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию, которая является основной причиной неонатальной смертности. У части выживших детей развивается гипоксически-ишемическая энцефалопатия, проявляющаяся моторными, сенсорными, когнитивными и поведенческими дисфункциями. Нарушение плацентарного кровотока и гипоксия вызывают у плода нейрональное повреждение, имеющее непредсказуемые последствия в ближайшем и отдаленных периодах жизни. Воздействие гипоксии на развивающийся головной мозг опасно во всех периодах беременности, начиная с ранних сроков.
Специалистами ФГАО УВО БФУ им. И. Канта и ФГБНУ ФНКЦ РР были проанализированы зарубежные научные публикации, посвященные использованию технологий ранней реабилитации новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии.
Последствия перинатальной асфиксии связаны с процессом реоксигенации структур головного мозга. При этом происходит образование активных форм кислорода, возникает чрезмерная активация глутаматных рецепторов при дефиците митохондрий. Гипоксия индуцирует избыточный синтез белков, включая фактор-1а, что приводит к увеличению потребления аденозинтрифосфата (АТФ), усугубляется энергетический дисбаланс, нарушается АТФ-зависимый транспорт, включая обратный захват глутамата астроглией. Реоксигенация приводит к ядерной транслокации субъединицы p65 NF-kB, повышенной продукции провоспалительных цитокинов IL1 в и TNF-a. Кора головного мозга использует различные энергетические ресурсы для восстановления баланса АТФ в периоде реперфузии.
Временная гипоксия, ограничение транспорта глюкозы и трофических факторов к плоду вызывают нарушения морфогенеза, приводят к изменению дифференцировки, функционирования или гибели нейронов. Частью уязвимых клеток являются олигодендроциты, отвечающие за миелинизацию центральной нервной системы и образование белого вещества. Из-за дефицита или неполноценности олигодендроцитов могут развиваться лейкодистро-фические заболевания.
Морфологическими признаками гипоксии являются повреждение нейрональных клеток и реактивные глиальные изменения. Наблюдается высокая иммунореактивность аквапорина-4 в клетках астроглии, гиппокампе. У пациентов с судорогами увеличивается активация микроглии, в глиальных клетках повышается экспрессия глутаматных рецепторов, IL1P и комплемента 1q. Полученные результаты подтверждают сложный каскад клеточных и молекулярных изменений, происходящих в гиппо-кампе новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию. Эти изменения могут способствовать развитию судорог, приводящих к вторичному повреждению головного мозга.
Недоношенные дети подвержены большему риску смертности и заболеваемости, чем доношенные новорожденные. Незрелость органов и отсутствие функционального контроля могут нарушать физиологические защитные реакции на гипоксию. Однако, несмотря на незрелость, недоношенный плод реагирует на асфиксию аналогично доношенному новорожденному. У недоношенных детей осложнения возникают чаще, и недоношенность сама по себе увеличивает риск энцефалопатии.
Факторами, увеличивающими неблагоприятные ближайшие и отдаленные исходы, являются низкая оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й мин, аномальная электроэнцефалограмма и судороги у новорожденных, тяжесть и характер повреждений структур головного мозга, определяемые с помощью нейровизуализации.
Ранние признаки повреждения центральной нервной системы выявляются на первом году жизни и проявляются изменениями мышечного тонуса и силы, аномальными сухожильными рефлексами, задержкой нервно-психического развития. Умеренная и тяжелая гипоксия способствует формированию широкого спектра нарушений развития нервной системы и когнитивных функций, аутизма. Судороги и эпилепсия являются наиболее частыми последствиями гипоксически-ишемической энцефалопатии. Их появление обусловлено наличием патологической электрической активности головного мозга, которые могут появляться в неонатальном периоде. В дальнейшем доминирующими симптомами являются двигательные нарушения, грубая задержка речевого развития, тугоухость, снижение зрения.
Прогнозирование ближайших и отдаленных последствий перинатальной асфиксии обеспечивает основу для решения фундаментальной проблемы, связанной с пластичностью центральной нервной системы, а терапевтические стратегии, применяемые для лечения детей, направлены на уменьшение повреждения головного мозга и стимулирование эндогенных нейрорепаративных механизмов.
Первый этап реабилитации новорожденных — отделение реанимации и интенсивной терапии
В настоящее время дополнительными потенциальными факторами риска, негативно влияющими на постнатальное развитие недоношенного ребенка, признаются окружающая среда в целом и ОИТН, что подразумевает чрезмерную световую и звуковую стимуляцию, боль, которые влияют на развитие головного мозга.
Американская академия педиатрии определила руководящие принципы, согласно которым в ОИТН родовспомогательных учреждений высокого уровня должны работать неонатолог и физиотерапевт, т. к. именно в таких отделениях концентрируются новорожденные любого гестационного возраста, которым показаны сложные медицинские или хирургические вмешательства.
Основами реабилитации новорожденных в ОИТН являются четыре главных раздела: развитие ребенка независимо от гестационного возраста, участие семьи в процессе лечения, обеспечение нервно-психического развития и сенсорная интеграция. Ключевой момент в этой работе — индивидуальный подход к каждому новорожденному. Сначала происходит оценка автономных и двигательных функций, состояния сознания, способности к взаимодействию с окружающей средой, способности к саморегуляции. Эту работу проводит профессиональный специалист, который поощряет саморегуляцию ребенка и участие семьи в ежедневной работе с ребенком.
Многочисленные научные исследования, посвященные недоношенным новорожденным, способствовали разработке Программы индивидуального ухода и оценки развития новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии родильных домов, перинатальных центров высокого уровня. Программа направлена на улучшение постнатального развития недоношенных детей в ОИТН, развитие и поддержку их физиологических, неврологических, поведенческих навыков. Главное условие — нормальные показатели метаболизма, стабильная центральная и периферическая гемодинамика. Все время за ребенком проводится тщательное клиническое, мониторное наблюдение. При появлении минимальных признаков усталости ребенка действие Программы временно прекращается.
Развивающий уход — неотъемлемый компонент, учитывающий на раннем этапе особенности постнатального развития недоношенного ребенка. Подход NIDCAP — это индивидуальная комплексная программа по уходу и оценке развития новорожденных, направленная на постнатальную адаптацию, поддержку нервно-поведенческого развития ребенка, а также содействие ранним отношениям родителей и детей. Участие матерей является обязательным в Программе. Это позволяет им сосредоточиться на своем недоношенном ребенке, узнать особенности его развития, способствовать постнатальной адаптации. Родительское воспитание является неотъемлемой частью в раннем уходе за новорожденным. Для матерей предлагаются три темы: выбор участия, общение с окружающими людьми, погружение в роль матери. Конечной целью Программы для матерей являются преодоление страха, управление ситуацией, социальная адаптация и обретение уверенности, что можно преодолеть настоящую проблему, в которой находится ее семья. Для изучения опыта матерей используется экзистенциально-феноменологический метод. Матери, участвовавшие в NIDCAP, удовлетворены результатами, которые достиг их ребенок.
Внедрение NIDCAP в ОИТН уменьшило развитие ятрогенных осложнений у недоношенных и повысило нейроповеденческие реакции ребенка. Этот подход, основанный на теории и фактах, предполагает обучение медицинского персонала и родителей, а полученные знания должны привести к глобальным изменениям в ОИТН. Оценка места и самооценка слушателей инициируют процесс изменения подхода к ребенку в клинической практике. Тренинг состоит из уроков с инструктором NIDCAP, во время которых происходит наблюдение за нейроповедением ребенка. Клинический отчет интерпретирует значение наблюдаемого поведения в контексте окружающей среды отделения интенсивной терапии, медицинского состояния ребенка и семейных проблем, чтобы наилучшим образом сформулировать задачи дальнейшего развития, на основании которых разрабатываются индивидуальные предложения по уходу.
Массаж также является методом ранней реабилитации новорожденных. Его назначение возможно после стабилизации ребенка. Массаж обеспечивает тактильно-кинестетическую стимуляцию и повышает парасимпатическую активность. Во время массажа у недоношенных новорожденных изменяется амплитуда электроэнцефалограмм, на которых преобладают 6-волны. Их частота значительно увеличивается во время массажа и возвращается к исходному уровню после лечения. Массаж способствует созреванию головного мозга у недоношенных детей с гестационным возрастом 30-33 нед., что подтверждается параметрами электроэнцефалографии.
Массаж является семейно-ориентированным методом, позволяющим не только оказать благоприятное влияние на развитие новорожденного в ОИТН, но и установить эмоциональный контакт матери и ребенка. Для этого матери активно вовлекаются в процесс ухода за своим ребенком, они осваивают практику массажа на манекенах, а затем активно включаются в процесс лечения своих детей. Массаж, который ежедневно проводят недоношенным новорожденным их матери, может способствовать созданию и поддержке эмоциональной связи между ними. Для младенцев, которые испытывают болезненные процедуры, подвергаются воздействию стрессовой среды ОИТН и разлучены со своими родителями, массаж рассматривается как метод снижения неблагоприятного воздействия.
Методы физиотерапии для новорожденных
Физиотерапия применяется для реабилитации новорожденных и маленьких детей. Физиотерапевтические вмешательства в ОИТН являются дополнением к основной терапии, способствующим формированию спокойной поведенческой реакции и двигательной функции, решению вопросов позиционирования и ухода за младенцем. Виды и сроки физиотерапии определяются на основании анализа состоянии ребенка, периода болезни.
Позиционирование, или смена положения тела, ребенка является одним из первых методов физиотерапевтического вмешательства. Основная цель заключается в улучшении контроля положения тела, головы и ориентации ее по средней линии. Вмешательство подбирается индивидуально, исходя из уровня развития каждого ребенка и толерантности к движению. К методике активно привлекаются родители, которые проходят специальный курс обучения. Важным элементом этого вмешательства является улучшение взаимодействия между родителями и детьми. Родителей учат ждать ответ младенца и изменять поддержку в соответствии с его реакцией, чтобы обеспечить активное участие детей во время вмешательства. Если у младенца появились признаки усталости или беспокойства, вмешательство приостанавливают, чтобы успокоить его, или сеанс прекращают. Включение позиционирования в общий план лечения имеет лучшие ближайшие исходы (двигательная активность), чем стандартное лечение. С медицинской точки зрения и точки зрения родителей, внедрение этого типа вмешательства в ОИТН целесообразно для недоношенных новорожденных начиная с 34-й нед. гестации.
Проведение физиотерапии возможно у недоношенных детей, находящихся на искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Основными задачами респираторной физиотерапии являются нормализация оксигенационной функции легких, улучшение реологии мокроты, что способствует снижению отрицательных эффектов и осложнений ИВЛ, сокращению сроков госпитализации. Адаптированными методами для недоношенных пациентов, находящихся на ИВЛ, являются позиционирование, положение ребенка на животе и метод медленного увеличения скорости выдоха. Позиционирование и прон-позиция могут применяться с первых часов проведения ИВЛ. Эффективность методов высокая. Метод медленного увеличения скорости выдоха показан пациентам с кислородной зависимостью и повышенной секрецией мокроты. Стандартную процедуру выполняет один и тот же физиотерапевт. Производится медленное небольшое давление на грудь ребенка одной рукой в цефалокаудальной и переднезадней плоскостях, начиная с конца плато вдоха и заканчивая в конце выдоха. Другая рука физиотерапевта помещается на нижние ребра без приложения силы, таким образом, избегают контакт с брюшной полостью ребенка, а подвижность нижних ребер ограничена, что позволяет улучшить экскурсию диафрагмы и предотвратить повышение внутрибрюшного давления. В результате маневра происходит удлинение выдоха.
Гидрокинезитерапия может также применяться для лечения недоношенных новорожденных в ОИТН. В исследовании Ш. Tobinaga и соавт. показано, что сразу после гидрокинезитерапии происходит статистически значимое снижение уровня кортизола в слюне, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, увеличивается насыщение гемоглобина кислородом. Полученные результаты соответствуют показателям здоровых доношенных новорожденных. Этот метод может быть включен в комплексное лечение недоношенных новорожденных. Методика технически проста в применении и имеет низкую стоимость.
Качественный уход и реабилитация должны быть непрерывными в течение многих месяцев жизни ребенка. При этом нужна преемственность между медицинскими учреждениями, которые сопровождают развитие новорожденного. Конечная цель работы — снижение инвалидности детей, перенесших перинатальную гипоксию и рожденных преждевременно.