Как восстановить циферблат настенных часов
Как восстановить циферблат настенных часов
Mark Morgan, flickr.com CC BY
На этот раз займемся еще одними старинными настенными часами, которые имеются в нашей семье. Они долгое время провисели без движения, настало время вдохнуть в них жизнь.
По сравнению с часами Kienzle эти часы время пощадило гораздо меньше. Верхняя планка окантовки корпуса гораздо светлее остальных деталей, она не подходит по стилю, боковые планки верхней окантовки отсутствуют. Стекло в дверце явно не родное, стекла в боковых проемах корпуса частично отсутствуют, латунные части циферблата и маятника потускнели, а сколотая эмаль циферблата грубо восстановлена краской, пожелтевшей от времени.
Промывка и смазка настенных часов
Что же, приступим к наведению порядка. Прежде всего, снимаем с подвеса маятник и извлекаем часы из корпуса. Для этого нужно ослабить два крепежных винта и вынуть механизм вперед.
Теперь, удобно расположив механизм на столе, можно снять стрелки и циферблат.
Минутная стрелка сидит на квадратной оси и крепится стальным штифтом, который легко вынуть плоскогубцами. Часовая стрелка туго посажена на втулке часовой шестерни. Для ее снятия придется приложить некоторое усилие, часовую шестерню при этом нужно придерживать, чтобы не повредить механизм.
Циферблат крепится на четырех стойках, которые также удерживаются в отверстиях передней платины штифтами. После снятия штифтов циферблат легко отделяется от механизма.
Со стороны передней платины можно увидеть храповики пружинных барабанов хода и боя, шестерни стрелочной передачи, программное колесо и рычаги механизма боя.
С задней стороны можно увидеть молоточек боя и подвес маятника. В глубине механизма просматриваются колеса ангренажа.
На задней платине также расположен логотип – латинская буква В, перечеркнутая электрическими молниями.
Этот логотип принадлежал немецкому часопромышленнику и часоторговцу Эрхарду Роберту Шленкеру (Erhard Robert Schlenker). На рубеже 19-20 веков он владел двумя часовыми предприятиями: заводом в Швенингене и фабрикой Willmann&Co в Силесии. Именно на заводе в Швенингене и выпускались часы с таким «электрическим» логотипом.
На имя Шленкера был зарегистрирован и выбитый на платине патент германской империи – D.R. PATENT 147023. Этот патент закреплял за Шленкером устройство механизма боя с вынесенным на переднюю платину программным колесом. Часовые механизмы такой конструкции на штампованных платинах с характерной диагональной стойкой выпускались с 1902 по 1915 годы. Выпущено их было около 7 миллионов, поэтому особой редкостью они не являются. Цифры 43 см/104 обозначают расчетную длину маятника и количество его ходов в минуту.
Все это позволяет предположить, что наши часы выпущены на немецком заводе в Швенингене и имеют почтенный возраст около 110 лет. Часы подвергались кустарной реставрации, которая, к счастью, не затронула механизм.
Для роспуска на заводной вал надевается ключ, аккуратно отводится собачка храпового колеса и осторожно, по пол-оборота, пружина распускается. Лучше всего это делать вдвоем – один ключом распускает пружину, а помощник удерживает механизм и отводит собачку.
Теперь снимаются рычаги механизма боя, их два и расположены они со стороны передней платины.
Крепятся рычаги штифтами со стороны задней платины. После удаления штифтов рычаги вытаскиваются вперед.
Теперь снимается подвес маятника, он просто висит на шпильке плоской пружины – пендельфедере.
Также на передней платине снимаются держатели и храповики барабанов. Сразу раскладывайте детали механизмов хода и боя в разные стороны, они хоть и очень похожи, но не взаимозаменяемы. Для аккуратного раскладывания деталей по порядку удобно использовать пластиковые или картонные упаковки для яиц.
Теперь откручиваются четыре гайки стоек, соединяющих переднюю и заднюю платины.
Платины аккуратно разводятся, и зубчатые колеса вынимаются из своих посадочных мест. Механизм разобран.
Некоторые детали могут остаться на своих местах, это касается зубчатых колес, насаженных на одну ось по обе стороны одной платины. Если их не удается снять с оси при приложении разумных усилий, то усердствовать не стоит. Не перепутайте барабаны с пружинами, они очень похожи, но пружина в барабане боя сильнее.
Детали механизма и платины промываются в чистом бензине типа «Галоша» или «Калоша», он продается в хозяйственных магазинах. По мере загрязнения бензин меняют.
Зубчатые колеса чистят жесткой зубной щеткой с укороченной щетиной. Отверстия в платинах под цапфы осей прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока они не перестанут пачкаться. Барабаны пружин открывают и промывают в открытом виде. Перед этим не забудьте пометить положение крышек, так их проще поставить на место.
Вынимать пружины не желательно, для этого нужно специальное приспособление или очень сильные руки и определенный опыт. Если все-таки рискнете, то хлопчатобумажные перчатки и защитная маска обязательны, иначе можно получить серьезную травму.
Реставрация циферблата старинных часов
С некоторым усилием циферблат был разобран на составные части.
С латунными кольцами особых проблем не возникло. После устранения вмятин и полировки пастой ГОИ войлочным диском гравера их вид значительно улучшился.
А вот эмалированные детали доставили гораздо больше хлопот. Прежде всего выяснилось, что наносилась такая эмаль с высокотемпературным обжигом и восстановить ее в домашних условиях, а тем более – на части детали просто невозможно. Поэтому использовалась технология восстановления эмалевого покрытия ванной.
Для начала с помощью смывки была удалена старая краска. После этого детали промыты сначала зубной щеткой с мылом, потом высушены и обезжирены бензином. Поверхность центральной вставки была восстановлена с помощью автомобильной полиэфирной шпаклевки BodySoft. Самое сложное при этом – добиться аккуратной стыковки с оставшейся эмалью и точно выдержать профиль диска. Наносить шпаклевку лучше в несколько слоев с промежуточной шлифовкой для исправления огрехов.
После просушки поверхность шпаклевки окрашена автомобильной эмалью, колерованной под цвет циферблата в окрасочной мастерской.
Восстановить диск с цифрами с одной стороны было проще, так как скол значительно меньше по площади, а с другой там нужно было восстановить часть минутной разметки. Для восстановления разметки использована темно-серая краска, которая наносилась кончиком зубочистки по чуть подсохшей краске основы. Аккуратно сделать это получилось с третьего раза, неудачные варианты смывались ацетоном.
И вот собранный циферблат принял свой окончательный вид. Если присматриваться, то отремонтированные участки заметно, но уже с расстояния более полуметра все выглядит очень органично.
Также гравером с помощью пасты ГОИ и войлочного диска были приведены в порядок детали маятника.
Верхняя планка корпуса, выделявшаяся своим светлым оттенком, была полностью ошкурена, затонирована морилкой «Красное дерево» и заново покрыта лаком. Конечно, надо было бы восстановить верхнюю окантовку корпуса целиком, но это дело будущего.
Осталось вернуть механизм на место и выставить корпус часов для получения устойчивого равномерного хода.
Старинные часы и карманные часы
Салют, друзья! возможно ли восстановить этот керамический цифер? как это сделать?
Этот пользователь сказал Спасибо! uhrolog за это сообщение: | |||||
Этот пользователь сказал Спасибо! uhrolog за это сообщение: | ||||
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! uhrolog за это сообщение: | |||
Этот пользователь сказал Спасибо! 0xotn1k за это сообщение: | ||
Этот пользователь сказал Спасибо! 0xotn1k за это сообщение: |
Эти 3 пользователей сказали Спасибо! nishebrod за это сообщение: |