Как восток повлиял на русь
Экспансия на Русь с Востока и Запада
Первое сражение между сводным русско-половецким войском и монголами произошло на реке Калка, в 1223 году. Русское войско состояло из сводных галицко-волынских, смоленских, черниговских, киевских отрядов общей численностью около 100 тысяч русских воинов и 50 тысяч половецких всадников. Армия Темучина (Чингисхана) насчитывала 20-30 тысяч воинов. Битва была кровопролитной, в ней погибли 12 князей и тысячи русских и половецких воинов. Остатки русской дружины монголы преследовали до берегов Днепра.
В 1228 году, по решению Великого курултая, внук великого Чингисхана Бату-хан (Батый) занял его место. В 1237 году, он полностью разбил половцев, и через год отправился со своим 150 тысячным войском на покорение русских земель. Разобщенность княжеств и несогласованность в действиях привела к разгрому русских войск. Были покорены все северо-восточные русские княжества. В 1239 и 1240 году захвачены юго-западные земли и Киев. Не пострадали только Новгородская земля, Псков, Смоленск, Полоцк, Минск.
К середине XIII столетия, образовалось единое государство Золотая Орда. Оно тянулось от низовьев Дуная и Днестра на Западе, устьям рек Сыр-Дарья и Иртыш на Востоке, по югу Казахстана, город Тюмень возле Тобольска на севере. Князь Новгорода Александр Невский решил подчиниться Золотой Орде, которая допускала сохранение автономии и русскую государственность. Он первым получил право на управление великим княжеством Владимирским, в 1252 году. Монгольское иго сохранялось 237 лет, до полного освобождения.
Обусловлена православным вероисповеданием Руси. Папский престол видел в этом необходимость освоения для себя новых территорий. Дикую Русь следовало завоевать и подчинить католичеству. По согласованию с Римским Папой и королем Германии Фридрихом II, началась подготовка к крестовым походам на Русь. В 1195 году, образовано Ливонское епископство, ставшее главным организатором походов. В 1201 году, в устье реки Западная Двина орден Меченосцев начал строить город Ригу, ставшей крепостью в линии обороны для захвата Прибалтийских земель.
В 1219 году, датские рыцари захватили побережье Финского залива, где и начали строить город Таллин. С 1226 года, Прибалтийские земли захватывают рыцари Тевтонского ордена, местное население насильно обращают в католицизм. Православные народы не принимали насильственных действий завоевателей. В 1234 году, орден Братья Христова рыцарства, или Меченосцев проиграли сражение с новгородско-суздальским войском. Затем победу одержали литовцы и земгалы. Для усиления своих войск Меченосцы заключают союз с Тевтонцами. В 1237 году, от их слияния появляется Ливонский орден. С востока двигались орды Батыя. В 1240 году, с севера пришли шведы и датчане. Они на кораблях, под командованием командоров Ярла Биргера и Ульфа Фаси, вошли в устье реки Невы. В их планы входило строительство своего опорного города и захват окрестных земель. Корабли со шведами, попавшие в левый приток реки Невы Ижору, были атакованы 15 июля 1240 года, Новгородским князем Александром Ярославовичем, и его дружиной. Неприятельский флот был разгромлен, оставшиеся в живых шведы изгнаны. Князь за победу в этом сражении получил прозвище «Невский», но, сразу же после победы, его снова выгнали из Новгорода.
Летом 1241 года, рыцари Левонского ордена, немцы и датчане двинулись на Новгород. Обманом захватили Псков. Новгородцы срочно отправили делегацию за князем Александром. Возвращаясь в Новгород, князь занял деревню Капорье с крепостью. В начале весны 1242 года, освободил от крестоносцев Псков. А 5 апреля 1242 года, на Чудском озере состоялась битва, в результате которой Новгородцы получили убедительную победу над рыцарями. Из 150 рыцарей, принимавших участие в сражении, 20 погибло, 50 попали в плен.
Шведы и немцы отступили, был заключен мирный договор, по которому Левонские рыцари были обязаны возвратить Новгородскому княжеству населенные пункты Луга и Летгола, территории Водь.
7. Русь и Восток
«Восток» – столь же неопределенное и относительное понятие, что и «Запад». Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.
Этнографически большинство восточных народов, живших по соседству с Русью, были тюркскими. На Кавказе, как мы знаем, осетины представляли собой иранский элемент. С иранцами в Персии у русских были некоторые взаимоотношения, по крайней мере время от времени. Знание русских об арабском мире ограничивалось главным образом христианскими элементами в нем. С народами Дальнего Востока – монголами, маньчжурами и китайцами – они были знакомы постольку, поскольку эти народы вмешивались в туркестанские дела. В том же Туркестане русские могли хотя бы изредка встречаться с индийцами.
С религиозной и культурной точки зрения следует проводить различие между областями язычества и ислама. Кочевые тюркские племена на юге Руси – печенеги, половцы и другие – были язычниками. В Казахстане и Северном Туркестане большинство тюрков первоначально было языческим, но когда они стали расширять область своих набегов на юг, то вошли в контакт с мусульманами и были быстро обращены в ислам. Поволжские булгары представляли собой самый северный аванпост ислама в этот период. Несмотря на тот факт, что они были отделены от основного ядра исламского мира языческими тюркскими племенами, им удавалось сохранять тесную связь как в сфере торговли, так и религии с мусульманами Хорезма и Южного Туркестана.
Следует заметить, что в политическом отношении иранский элемент в Центральной Азии находился с конца десятого века в состоянии упадка. Иранское государство под властью династии Саманидов, которое процветало в конце девятого и десятом веке, было низвержено тюрками около 1000 г.385
После этого прежние вассалы Саманидов создали государство на территории Афганистана и Ирана. Их династия известна как Газневиды. Газневиды контролировали также северо-западную часть Индии. Однако их государство просуществовало недолго, будучи разрушено новой ордой сельджуков (1040 г.). Последние под властью султана Альп-Арслана (1063 – 1072 гг.) вскоре вторглись в Закавказье, а затем перешли в наступление против Византийской империи. В двенадцатом веке они уже контролировали большую часть Анатолии и распространились также на юг, опустошив Сирию и Ирак. При этом они признавали над собой духовную власть Багдадского халифата.
В Египте к тому времени образовался отдельный Каирский халифат, в котором правила династия Фатимидов. В конце двенадцатого века Сирия и Египет были политически объединены Саладином, известным своими успехами в противостоянии крестоносцам. В целом можно сказать, что исламская зона к востоку и юго-востоку от Руси в киевский период образовывала предел для степени знакомства Руси с Востоком. Однако вне этого предела мощные народы тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения находились в постоянном движении, сражаясь друг с другом.
Время от времени в поле зрения русских попадали некоторые дальневосточные племена. Так, около 1137 г. часть народа китанов, вытесненная из Северного Китая чжурчженями, вторглась в Туркестан и установила там свою власть, которая длилась около полувека, пока не выросла мощь Хорезмской империи386. Именно от названия «Китан» (известных также как кара-китай) происходит русское название Китая. Следующим дальневосточным прорывом на запад был монгольский.
Представляется, что, видимо, более выгодными для русских были взаимоотношения с исламскими народами, нежели с языческими тюрками. Тюркские племена в южнорусских степях были типично кочевыми, и, хотя отношения с ними сильно обогатили русский фольклор и народное искусство, от них нельзя было ожидать серьезного вклада в русскую науку и образование. К сожалению, непримиримое отношение русского духовенства к исламу, и наоборот, не давало возможности для какого?либо серьезного интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, хотя его легко можно было бы установить на землях поволжских булгар или в Туркестане. У русских были некоторые интеллектуальные связи с христианами Сирии и Египта. Одним из русских священников в ранний киевский период был сириец387. Известно также, что сирийские врачи практиковали на Руси в киевский период. И конечно, через посредство Византии русские были знакомы с сирийской религиозной литературой и сирийским монашеством.
Можно добавить, что наряду с греко-православной христианской церковью на Среднем Востоке и в Центральной Азии существовало также две других христианских церкви – монофизитская и несторианская, но русские, несомненно, избегали любых взаимоотношений с ними. С другой стороны, некоторые несторианцы, так же как и некоторые монофизиты, интересовались Русью, по крайней мере, если судить по сирийской хронике Аб-уль-Фараджа, прозванного Бар Хебреусом, в которой содержится определенное количество сведений о русских делах388. Она написана в тринадцатом веке, но частично основывается на труде Михаила, якобитского патриарха Антиохии, жившего в двенадцатом веке389, а также и на других сирийских материалах.
Коммерческие отношения между Русью и Востоком были оживленными и выгодными как для тех, так и для других. Мы знаем, что в конце девятого и десятом веках русские купцы посещали Персию и даже Багдад. Нет прямых свидетельств, указывающих на то, что они продолжали путешествовать туда в одиннадцатом и двенадцатом веках, но в этот период они, вероятно, посещали Хорезм. Название хорезмской столицы Гургандж (или Ургандж) известно было русским летописцам, которые называли ее Орнач390. Здесь русские, должно быть, встречали путешественников и купцов почти из каждой восточной страны, включая Индию. К сожалению, не сохранилось записей о путешествиях русских в Хорезм в этот период. Говоря об Индии, русские в киевский период имели довольно расплывчатые представления об индуизме. О брахманах в «Повести временных лет» говорится, что они живут «по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, страх имея великий»391. Что касается Египта, то Соловьев утверждает, что русские купцы посещали Александрию, но убедительность источника такого свидетельства, которым он пользовался, проблематична392.
Хотя частные контакты через торговлю между русскими и поволжскими булгарами и жителями Хорезма были, по всей видимости, оживленными, разница в религиях представляла собой почти непреодолимый барьер для тесных социальных взаимоотношений между гражданами, относящимися к разным религиозным группам. Супружеские связи между последователями греческого православия и мусульманами были невозможны, если, конечно, одна из сторон не выражала готовность отречься от своей религии. В этот период практически не известны случаи обращения в ислам со стороны русских, за исключением тех русских рабов, которые переправлялись на кораблях итальянскими и восточными купцами в восточные страны. В этом отношении для русских было намного проще иметь контакты с половцами, поскольку язычники были меньше привязаны к своей религии, нежели мусульмане, и не возражали против принятия христианства, если в этом была необходимость, в особенности это касалось женщин. Вследствие этого смешанные браки между русскими князьями и половецкими княжнами были частыми393. Среди князей, которые заключали подобные альянсы, были такие выдающиеся правители, как Святополк II и Владимир II Киевские, Олег Черниговский, Юрий I Суздальский и Киевский, Ярослав Суздальский и Мстислав Храбрый.
Хотя, как мы только что видели, религиозная замкнутость исключала возможность прямого интеллектуального контакта между русскими и мусульманами, в области искусства положение было иным. В русском декоративном искусстве ясно прослеживается влияние восточных образцов (таких, например, как арабески), но, конечно, некоторые из таких образцов могли попасть на Русь не прямо, а через посредство контактов либо с Византией, либо с Закавказьем. Однако что касается фольклора, нам следует признать непосредственное влияние восточного фольклора на русский. Главным проводником влияния иранской эпической поэзии на русскую, очевидно, был осетинский фольклор. Тюркские образцы также ясно выявляются в русском фольклоре, как в былинах, так и в волшебных сказках. Уже отмечалось (см. Гл. IX, 4) поразительное сходство в строе гаммы русской народной песни с песнями некоторых тюркских племен. Поскольку многие из этих племен были под контролем половцев или же находились в тесном контакте с ними, роль последних в развитии русской фольклорной музыки, вероятно, была чрезвычайно важной.
Говоря суммарно, русский народ на протяжении всего киевского периода находился в тесных и многообразных контактах со своими соседями – как восточными, так и западными. Нет сомнения в том, что эти контакты были очень выгодны для русской цивилизации, однако в основном они демонстрировали возрастание творческих сил самого русского народа.
Занятие 2. Русь и цивилизации Востока в Средние века: проблемы взаимовлияния
Аннотация проблемы. Вопросы соотношения истории России с развитием соседних регионов стали основополагающими для отечественной исторической
науки еще в XIX в. Однако тогда проблематика, разрабатываемая ведущими российскими историками, лежала, главным образом, в плоскости взаимоотношений России со странами Европы, т.е.
С начала своей истории в силу географического положения Русь постоянно подвергалась нашествиям с востока. Орды кочевников, привлекаемые богатствами Европы или вытесняемые более сильными соседями, покидали азиатские степи и, проходя степным коридором между Черным морем и восточноевропейскими лесами, неизбежно сталкивались с восточными славянами. Если не считать скифов и сарматов (которые населяли степи Северного Причерноморья до формирования славянских этнических групп и которых многие историки сопоставляют с одними из предков славян), с IV по XIII вв. в южнорусских степях сменили друг друга гунны, авары, хазары, печенеги, торки, половцы. Через территорию Руси прошли на запад венгры (мадьяры, угры). Контакты Руси с кочевниками не ограничивались военными столкновениями, но включали и торговые, и дипломатические отношения, в особенности с половцами, которые являлись соседями русских княжеств на протяжении двухсот лет вплоть до монгольского нашествия. Постоянное соседство Руси с кочевыми народами во многом определяло ее культурную, экономическую и политическую специфику.
Нашествие Батыя на Русь было лишь частью широкомасштабной (и, возможно, спланированной) монгольской экспансии, осуществлявшейся в это время в Южном Китае, на Ближнем Востоке, в Корее, Японии и Индии.
Вопросы для обсуждения
1. Отношения Руси и кочевых народов в домонгольскую эпоху.
— славянские земли в составе Аварской державы
— восточные славяне, Волжская Болгария и Хазарский каганат
— контакты Руси и кочевников в IX- середине XI вв.
2. Монголо-татарское нашествие на Русь (1237-1240).
— цели и направления Великого Западного похода монголов
— хронология событий Великого Западного похода
— характер нашествия на Русь и действия русских князей
— последствия и политические результаты Великого Западного похода
— характеристика Золотой Орды как государства
— суть и этапы формирования ордынского «ига»
— эволюция форм и содержания взаимодействия Орды и русских княжеств
— Орда и Московское княжество: специфика отношений
4. «Восточный след» в средневековой русской истории.
— черты «восточной деспотии» русской государственности и их происхождение
— хозяйственная практика Востока и экономические институты Руси
— проявления взаимовлияния в культурах Руси и ее восточных соседей
— предпосылки экспансии русской цивилизации на Восток
Тематические доклады для индивидуальной работы
1. Скифы, сарматы и славянский этногенез.
2. Основные периоды истории Волжской Болгарии.
3. Вехи истории половцев-кипчаков-куманов в средние века.
4. Брачные связи русских княжеских домов и степняков.
5. Битва на Калке: предыстория, содержание, последствия.
6. Золотая Орда: образование и основные этапы исторического развития.
7. «Неврюева» и «Дюденева» «рати»: причины, содержание, результаты.
8. Золотая Орда и Русская православная церковь: эволюция отношений.
9. Русь и русичи в военных конфликтах Орды с другими государствами.
10. Российские историки о влиянии Орды на процессы возвышения Москвы.
11. Распад Золотой Орды и историческая судьба татарских ханств.
12. История Касимовского ханства.
5. Кульпин Э. С. Золотая Орда: Проблемы генезиса Российского государства /
что вызывало восстания и, в конце концов, вынудило ордынских ханов отказаться от их услуг
Характер восточных влияний на русскую культуру
Когда речь заходит о влиянии восточных цивилизаций на русскую культуру, то, конечно, ожидается, что речь пойдет о влиянии китайской, индийской, арабской культур. Но в силу того, что Монгольская империя на 250 лет закрыла Россию от непосредственных контактов с этими цивилизациями и русский народ в течение столь длитель-
ного времени пребывал в вынужденном соприкосновении с культурой кочевого этноса Центральной и Средней Азии, восточные влияния можно свести с известной долей ограничений пространства и времени существования российской цивилизации к влиянию культуры татаро-монгольского этноса.
Несмотря на то, что монгольские завоеватели не могли проживать постоянно в климатических условиях России, их владычество, «бывшее в течение двух с половиной веков ужасом и бичом России, державшее ее в узах безусловного порабощения и располагавшее своенравно венцом и жизнью князей ее, владычество сие должно более или менее влиять на судьбу, на устройство, постановления, образование, нравы и язык нашего отечества», — писал в 1832 г. академик Френ.
Беспристрастная оценка характера влияния данного восточного кочевого этноса требует краткого напоминания о том, что представляла собою культура народа, завоевавшего за несколько десятков лет огромные пространства Азии и Европы, опустошившего и стершего с лица земли многие прекрасные цветущие города древних цивилизаций мира, превратившего в пастбища возделанные руками земледельцев земли, сады, виноградники и системы орошения.
В XII в. татары и монголы жили родоплеменным строем, нахо дящимся в стадии разложения. Во главе родов и племен стояла степная знать и племенные ханы, которым подчинялись простые родовичи-кочевники и рабы, используемые для домашних работ.
В родах этих племен сохранились остатки матриархата, чем и объясняется независимое положение женщины у монголов, участие ханш в принятии решений племенными собраниями ступной аристократии, которые назывались курултаями.
Продолжал действовать обычай кровной мести, передававшийся из поколения в поколение.
Религией был шаманизм — сложная система верований, когда люди воспринимали мир как совокупность стихий, активно вторгавшихся в жизнь человека. Каждая стихия имела свое начало, своего духа, который обладал самостоятельностью. Но тем не менее на этом уровне верований люди не выделяли духовную сторону из материальной. Духом обладал каждый объект или стихия природы. Наиболее важные духи выступали в роли богов, которым поклонялись, задабривали с помощью жертв, заклинаний и первобытной магии. Однако духи еще не объединялись в цель ный духовный мир, воплощением которого был бы единый бог.
Во II половине XVI в. монголы приняли ламаизм (буддизм в толковании Цзон-хавы), который начал проникать в Монголию еще во времена Хибулай-хана — внука Чингисхана.
В XII в. монгольские племена: караиты, найманы, меркиты, ойраты и собственно монголы — еще не имели своей письменности, городов и других элементов цивилизации, следовательно, находились на доисторической, доцивилизационной стадии развития.
Как и сейчас, так и в XII в. монголы жили в передвижных войлочных кибитках и юртах. Производили очень мало, только необходимое для несложного кочевого хозяйства: катали войлок, изготовляли ремни, веревки, повозки, седла, сбруи, копья, мечи, луки, стрелы и другое вооружение.
Племена южных монголов, примыкавших к Великой Китайской стене, китайцы называли «уйгурами», или «белыми татарами». Эти племена подверглись сильному влиянию китайской образованности и культуры. Монголов же, кочующих на просторах Центральной Азии, называли «черными», или «лесными татарами». Это было суровое племя кочевых всадников, хищнически эксплуатировавших степные просторы Азии, выпасая на них в течение тысячелетий стада копытных животных и способствуя этим образованию пустынь. Стада и составляли основу жизнеобеспечения кочевников. То есть монголы находились на стадии присваивающей экономики. Современные исследования образа жизни кочевых народов приходят к выводу, что их следует считать не «детьми» пустыни, а их «отцами», породителями. Для оседлых земледельческих народов монголы представляли постоянную опасность, так как были склонны больше не к обмену, торговле, а грабежу, который и был главным способом общения с древними цивилизациями.
Как же смог этот находящийся на этапе присваивающей экономики народ покорить и угнетать в течение столетий народы древних цивилизаций?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить доминирующую ценность данной кочевой культуры.
Известно, что все культуры имеют свои идеалы, формирующиеся под влиянием природно-климатических, исторических И религиозных факторов и определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса в различных сферах жизни. Этими доминантами характеризуются и отличаются культуры народов друг от друга. Так, например, признано, что древнегреческая культура имела своим идеалом разум, знания, ее Идеалом был мудрец. Римская культура выработала в качестве
своей доминанты право, закон, ее идеалом был гражданин. Идеалом христианской культуры средневековья является святой, аскет, а доминирующей ценностью — спасение души. Духовная культура Индии выработала высшую ценность — преодоление страданий путем слияния с Брахманом, Высшей сущностью. Западноевропейская культура Нового времени имеет доминирующей ценностью материальное богатство и его воплощение — деньги, идеалом — потребление земных благ и бесконечный прогресс в этом направлении. Монгольская же кочевая культура, как определяет ее историк промонгольской ориентации Эрен- жен Хара-Даван, — есть «культура военная, идеал ее — царство Вселенной». Нам представляется, что дальнейшее изложение позволит расшифровать и уточнить это очень неясно-романтическое истолкование сущности монгольской культуры на материале результатов ее конкретных проявлений. В основном же указанный исследователь верно выразил доминирующую ценность данной культуры в интересующий нас период.
Современные исследования культур показывают, что психология и ценности кочевых племен противоположны ценностям и психологии земледельческих общин. Земледелие вырабатывает у народов миролюбивый характер, создает материальные основания для гуманизма, смягчает нравы, так как в этой системе жизнеобеспечения даже слабый человек может найти применение своим силам. Далее, земледелие вырабатывает сложные и тонкие формы взаимоотношения людей с миром животных и растений, с природой в целом: значимость растительного и животного мира в жизни земледельца формирует чувство любви, причастности, бережного отношения к этому миру. Земледелец одушевляет все силы природы и благоговейно относится к чудесной способности «матери-сырой-земли» к «ращению», увеличению, приумножению брошенного в землю и т. п. Короче говоря, земледельческий труд вырабатывает уважение и благоговение перед жизнью, в том числе и перед человеческой.
Иными предстают хозяйство, психология и ценности кочевника-скотовода, потребляющего дары животного мира, выпасая стада, не затрачивая больших усилий на их содержание. Он осуществляет, по существу, присваивающий способ жизни. Пределы воспроизводящих способностей степи ставят пределы размерам стад животных, отсюда постоянная борьба кочевых племен за пастбища и постоянные набеги на оседлые народы, грабеж которых и превращение в рабов является одной из форм их хозяйствования, наряду с охотой на диких зверей. Поэтому здесь не может сформироваться миролюбивый характер. Напротив,
Идеал «покорения Вселенной» и избранничества монгольского племени, выдвинутый Чингисханом, привлек к нему и спаял «людей длинной воли» — степную аристократию, именно для нее, а не для монгольского народа он стал вождем. Вместе со степной аристократией он создал регулярную армию, поделенную на десятки, сотни и тысячи, «сотниками» и «темниками» назначал степную аристократию. Дисциплина в армии поддерживалась жестокими методами: если один из десятка находил возможным сражаться, а остальные бежали — казнили весь десяток воинов. Армия монголов везде действовала по одному сценарию. Проводилась тщательная разведка местности и отношений в намеченной к завоеванию страны. Роль лазутчиков выполняли восточные купцы, которых выпускали с товарами из ставки хана. Поэтому Батый, например, был прекрасно осведомлен о природных условиях Руси, распрях между князьями. Осуществив разведку, высылали послов с предложением городу сдаться. Оказавшие сопротивление города брали осадой или разрушали стены с помощью военной техники, заимствованной в Китае. После захвата города военных истребляли поголовно, всех жителей выгоняли в поле за город на несколько дней. Город беспрепятственно грабили, богатых жителей пытали, вымогая сокровища» Добычу делили. Затем принимались за людей: знать истребляли, женщин и детей делили и отправляли в Монголию в каче-
стве рабов. Ремесленников, мастеров всякого рода также угоняли в Монголию или оставляли работать на орду на месте, под присмотром монгольских баскаков. Здоровую молодежь забирали в «толпу», которую монгольская армия гнала впереди себя к следующему городу, использовала на осадных работах, по трупам этих людей, которые гибли в первую очередь, взбирались на стены городов. Никто из «толпы» никогда не возвращался в родные места. Вместе с населением городов вырезали поголовно и население сельской округи. Источники отмечают более тридцати случаев полного истребления населения городов. Надо отметить, что население добровольно сдавшихся городов также ограблялось и в значительной степени истреблялось. Слухи об ужасах расправы монголов над покоренными народами бежали впереди ее армии и тем самым подготавливали почву для победы психологически. «Трудно представить себе, — пишет арабский историк, — тот панический ужас, который овладел всеми сердцами» при приближении монгольского войска. Жители уже знали, что пощады не будет никому. Таким психологическим террором Чингисхан и его преемники, расходуя малые силы, могли удерживать в повиновении покоренные народы и готовить почву для все новых завоеваний.
Завоевание монголов оказало разрушительное воздействие на экономику и культуру покоренных народов земледельческих цивилизаций. Как свидетельствуют источники, на завоеванных территориях резко сократилось население, запустели ранее цветущие земледельческие регионы, например, — Самаркандская область, стала безлюдной Киевская Русь, многие города были стерты с лица земли и никогда более не возродились.
Другим следствием стал регресс и культуры завоеванных народов: возрождалось рабство, цветущие возделанные земли превращались в пастбища, на них перекочевывали массы кочевников из монгольских степей. В Семиречье в XIII в. земледелие исчезло совсем и уступило место кочевому быту. Монгольская знать стояла во главе Бухарского ханства до конца XVIII в. и до конца XIX в. в Хиве.
Произошли изменения и в монгольской культуре, но они были поверхностны и недолговечны, так как возникли в результате заимствований, а не вырастали органично из развития самого народа.
С началом больших походов Чингисхана в Монголию потекли разные ценности из завоеванных и ограбленных стран. Появились деньги, которые ранее в Монголии не применялись, так как хозяйство было присваивающим, натуральным. Монгольская импе-
Письменность была заимствована по приказу Чингисхана у уйгурского племени. Первым учителем письменности у монгольской знати стал уйгур Тататунга, хранитель печати найманского государя, погибшего в битве с ханом. На базе этой письменности была создана «Тайная история монголов» — памятник культуры монголов XIII в., из которой мы и черпаем все сведения о драматической, жестокой эпохе Чингисхана. При ставке хана постоянно находились ученые из других, покоренных стран, представители гражданской бюрократии, некоторые были советниками, предсказателями, лекарями. Один из них объяснил Чингисхану, что можно завоевать империю, сидя на коне, но управлять ею, сидя на коне, невозможно. Поэтому Чингисхан организовал административное и финансовое управление, произвел перепись населения Монголии и покоренных стран, ни один человек не мог проезжать по его территории без разрешения хана и паспорта — золотой пластинки со специальными выгравированными знаками.
Благодаря заимствованной письменности была записана Яса Чингисхана — свод обычного права монгольских племен под сильным влиянием воззрений самого владыки. Одна часть Ясы представляет собой изречения хана — «Билик»; другая — свод положительных законов, военных и гражданских с установленным наказанием за неисполнение, где часто звучало «смертная казнь». Для записи Ясы был приглашен из Китая ученый с восемнадцатью учениками. Удивительно, что он следовал этому закону и не проявлял капризов. Яса ставила в особое положение монголов, никто не) имел права иметь рабом или слугой монгола. Теперь Яса не только не действует, но современные монголы даже не знают о ее существовании, так как все достижения культуры и цивилизации осваивались в какойто степени лишь знатью. Эти культурные заимствования прекратились вместе с прекращением завоеваний и пришли в упадок или забылись.
Для связи со ставкой хана, мгновенной передачи его приказов был создан отряд верховых курьеров и ямские станции по Дорогам империи, воля хана исполнялась неукоснительно. Вся Империя при процветании ее была покрыта сетью «ямов», которые снабжали курьеров и должностных лиц свежими лошадьми, пищей и т. п.
Изложенное о культуре монголов XIII в. позволит нам на более широком историческом и культурном основании понять причину завоевания монголами Древнекиевской и Верхне-Волжской Руси и дать оценку культурному влиянию на Россию.
Как же «прошли» монголы по Руси?
Как известно, территория Киевской и Северо-Восточной Руси вошла в состав земель, отданных еще до их завоевания старшему сыну деспота — Джучи. С 1236 по 1240 г. намеченная программа была осуществлена: все названные земли, кроме Новгорода и Пскова, были завоеваны. Современная археология и летописи позволяют восстановить катастрофические последствия для экономики и культуры России монгольских завоеваний. Из 74 русских городов XII— ХIII вв., известных по раскопкам, 49 были разорены и сожжены, 14 из них уже никогда не поднялись из пепла, еще 15 постепенно превратились в села. В течение 250 лет ордынцы периодически разрушали русские города и села в ходе карательных набегов.
Повлияло ли татарское иго на культурные связи России с Западной Европой и на дальнейшую судьбу русской культуры?
На 250 лет прервалась связь России с Западной Европой. Европейские государи считали территорию России — Татарией. Они заново откроют ее для себя в XIV в., при Великом князе Иване III. И это происходило в то время, когда в столицах Европы открывались университеты, к XV в. их было более 30. В них наряду с богословием преподавались светская литература, языкознание, право, медицина, математика и физика, начало складываться эмпирическое знание, растет торгово-ремесленное население городов.
На Руси же в это время сокращается население, грамотность резко падает, даже представители духовенства и князья не всегда были грамотны. Не о развитии системы образования, а о выживании народа, сохранении этноса можно вести речь по отношению к этому времени на Руси.
Сказалось нашествие ордынцев и на нравах русского народа. Чувство бессилия порождают отчаяние, унижения надламывали гордый, открытый характер русского народа. Татарское иго вырабатывало у него низкие черты характера и нравы: хитрость, неискренность, изворотливость, вероломство, корыстолюбие, бесчувствие к обидам, оскорблениям и унижениям, жестокость.
Отечественные исследователи отмечают изменение характера русских князей этого периода. Вынужденные льстить, угодничать, скрывать истинные чувства в ставке ханов, они по возвращении ведут себя как деспоты со своими подданными.
Многие историки давно обращают внимание на то, что истоки русского самодержавия, неограниченной власти первых русских царей также следует искать в 250-летнем воздействии на правящую элиту Руси нравов и политической культуры монгольских ханов. Единодержавие, сыграв в XIV в. положительную роль в деле становления русского государства и объединения земель, обрело колоссальную инерцию и принесло русскому народу и культуре труднооценимые бедствия.
Историки отмечают и упадок, упрощение судебной процедуры. Если в Древней Руси каждая область обладала своим Уставом, судьями, стряпчими, дьяками, присяжными заседателями, установленными сроками рассмотрения дел и т. д.,— т.е. развитой судебной процедурой, то в названную эпоху судебное разбирательство было отброшено к первобытному невежеству. Не уверенные в прочности своей власти князья упрощали судебную процедуру, даже возвращались к древним способам определения вины: «полем» или «огнем и водой». И это в то время, когда в университетах Европы изучают римское право.
В результате ордынского ига пришло в упадок народное самоуправление в русских городах, навсегда замолкли вечевые
колокола, а в новых городах России — Москве, Твери — они уже не устанавливались.
Спорным является вопрос о роли ордынского ига в деле объединения Руси. Известно, что монгольские ханы, проводя среди русских князей политику «разделяй и властвуй», не были заинтересованы в централизации власти, в усилении какого-либо князя. Если объединение Руси и «обязано» монголо-татарскому завоеванию, то лишь совершенно помимо воли и стремлений ханов. На данном этапе изучения вопроса можно со всей определенностью утверждать, что объединением Русь во многом обяза на русской православной церкви, духовенству этого времени и собственнической, хозяйственной деятельности московских князей, а также свободному труду русских земледельцев и мастерового люда, спасшихся в лесах Северо-Восточной Руси, выросших и давших материальные основания для выплаты дани Орде.
Как известно, русское православное духовенство было освобождено татарами от переписи и обложения данью для того, чтобы оно «с правым сердцем молилось за хана и за его племя и благословляло его. Духовенство за хана-то молилось, но одновременно с этим в руках церкви сосредотачивались земли и другие материальные ценности, которые будут служить опорой ее власти в то сложное время и сыграют немаловажную роль в деле «собирания Руси» русскими московскими князьями. Много «селец», «земелек» было куплено и подведено «под- руку» московских князей за церковное «сребрецо».
Далее, защищенность и безопасность церковных и монастырских стен собирала молодежь Руси, здесь в различных регионах Руси митрополит Московский Алексий, Сергий Радонежский, епископ Пермский Стефан и другие святители русской церкви медленно, но неуклонно оздоровляли, восстанавливали психологию, характер русских людей, здесь росло и крепло русское национальное самосознание. Православное духовенство активизировало свою духовно-нравственную деятельность — давало молодежи культурную доминанту, ценность, являвшуюся главной в это время — защиту православия, христианства. Именно : православная вера в века унижения и закабаления Руси объединяла русский народ, осознавшим себя и противопоставившим монголо-татарам как народ христианской веры. Вышеназванные святители русской земли организуют, сплачивают, вдохновляют, просвещают активную, патриотически настроенную правящую элиту Великороссии, указывают им главную ценность времени и вечности — идею спасения-Отечества, которой можно служить только сердцем, искренне, а не ради выгоды.
Нельзя не обратить внимания и на значение психологического воздействия православной веры на сознание русского народа. Объединяя людей в стенах храмов, монастырей, русское духовенство, призывая к терпению, помогало переносить страдания, подчиниться на время жестокой необходимости, смириться внешне перед коварным, жестоким врагом. Поэтому в деле собирания Руси и освобождения ее от татаро-монгольского ига роль русского духовенства, церкви и московских князей, своей мудрой политикой создавших на 40 лет «тишину на Русской земле», — несомненна. Выбрав соответствующие нравам, культуре ордынских завоевателей методы взаимодействия с ними, они тем самым подготовили два поколения русских людей, не знавших ужаса татарских погромов, которые и вышли на Куликово поле в 1380 г.
Так почему же культура монголо-татарского этноса не могла оказать положительного влияния на культуру русского народа? Можно отнести к восточным влияниям поголовную перепись населения, которая не является достижением монгольской культуры и политики, а восходит к культуре Китая, детально разработанной здесь административно-финансовой системе управления, но и здесь придется все же напомнить, что и до монгольского нашествия взимание налогов на Руси осуществлялось с «сохи», «рала».
Почтовые станции, прообраз монгольских «ямов», действительно долго действовали на огромных просторах России, но вряд ли это заимствование, скорее техническое, чем культурное, может быть сопоставимо с ценой, которую заплатила русская экономика и культура за это восточное влияние.
Нельзя отрицать наличия в русском языке многих слов, пришедших к нам со времен ордынского ига. Они, как правило, относятся к понятиям бытовой, политической и общественной сфер жизни. Например, магазин, базар, чердак, чертог, сундук, тара, тариф, калибр, лютня, зенит, ставка и т. д. Многие монгольские обычаи были заимствованы русской знатью, например, выбор невесты царя из самых красивых девушек высшего сословия, создание разветвленной дворцовой службы и т. п. У монгольской знати была заимствована русской аристократией соколиная охота, охота с гончими. Донским казачеством были заимствованы приемы ведения боя, тактические приемы монгольской армии: засадные полки, «лава», «куренная» форма организации армии и жизни в мирное время, «немая» форма подачи сигналов в бою,форма стоянок — «круг» — во время боевых походов, собраний и многие другие приемы ведения сражения.
Что же касается собственно позитивных культурных заимствований в сфере монгольской культуры, которые бы дали толчок или направление культурному процессу русского общества, то нам пока не удалось их отыскать. Многие восточные обычаи были известны на Руси и раньше, как и восточные мотивы в орнаментах, восточная архитектура, посуда шли к нам через Византию, через торговлю с Востоком.
Как было показано выше, культура этого кочевого этноса, как, впрочем, и других кочевников, не отличалась богатством, сами монголы многое заимствовали у соседних цивилизованных народов: в Китае, странах Азии и Кавказа. Вещи, хранящиеся в Эрмитаже, говорят о среднеазиатском и кавказском происхождении. Известно также и то, что ремесленники, мастера в Монголии в период расцвета Империи, в основном были выходцами из завоеванных стран. К тому же, как отмечал Н. М. Карамзин, русский народ, несмотря на унижение и рабство, чувствовал свое культурное превосходство в отношении к народу кочующему.
История завоеванных стран свидетельствует о том, что воздействие культуры монгольского кочевого этноса, его идеал завоеваний и покорения с его хищническими, ничем не прикрытыми и не смягченными инстинктами стремления к добыче, — носило для всех культур разрушительный, регрессивный характер. Так, одни области жизни и культуры русского народа были задержаны в своем развитии (грамотность, взаимодействие с европейской культурой и нормальный, плавный процесс обогащения достижениями этой культуры), другие — получили уродливый характер (самодержавие, система наказаний), третьи — регрессировали (характер и ценности правящей элиты, нравственность и т. п.).
Такое проявление завоевательекой доминанты монгольской культуры имеет общие черты с влиянием на цивилизованные народы многих других кочевых этносов, презирающих оседлые, земледельческие, народы. Об этом свидетельствует история не только монгольского этноса.