Как вотчина передавалась по наследству
Наследственное право по «Соборному Уложению» 1649г.
Наследственному праву известно наследование:
Порядок передачи по наследству земли:
1. Завещание оформлялось письменно и в случае неграмотности завещателя подписывалось свидетелями и подтверждалось церковными властями.
2. Воля завещателя была ограничена сословными принципами:
— нельзя было завещать землю церквам и монастырям;
— родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению.
— Завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин и движимого имущества.
— родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель.
— дочери наследовали только при отсутствии сыновей.
— вдова получала часть выслуженной вотчины на «прожиток», но только в том случае, если
после смерти супруга не оставалось прожиточного поместья.
— поместья переходили по наследству сыновьям.
— вдова и дочери получали часть поместья на «прожиток», т.е. в пожизненное владение. Часть поместья могла быть передана по наследству родственникам по боковой линии.
В 1684 г. был издан закон, ликвидировавший это положение.
— наследование женщинами было подтверждено Уложением- в случае отсутствия дочерей к наследованию допускались другие родственники
Собственник свободно распоряжается движимостью. Сложнее с недвижимостью, особенно в крестьянской среде. В кодексе почти ничего не говорится о крестьянском землевладении, очевидно, здесь действовали ещё нормы обычного права.
Наследование у прикрепленных к земле крестьян было нацелено на переход земли к семье с сохранением на крестьянском наделе налогов и повинностей.Сохраняется роль общины в перераспределении наделов. То же правило действует и в посадской среде: стремление сохранить городские земли в посадских общинах сдерживает свободу завещания.
39. Феодальное землевладение по «Соборному Уложению» 1649г.: формы, тенденцииразвития вотчины и поместья. Правовой статус феодалов.
Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав), считались:
1. Пожалование земли — сложный комплекс юридических действий, включавший в себя выдачу жалованной грамоты, запись в приказной книге сведений о наделяемом лице, установление факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение в присутствии сторонних лиц.
2. Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного).
3. Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (то есть не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени. После определённого срока это имущество (например, дом) переходит в собственность добросовестного владельца. Уложение определило этот срок в 40 лет.
4. Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина).
В этот период существует 3 вида феодального землевладения:
— собственность государя
— поместье. Поместья давались за службу, размер поместья определялся служебным положением лица. Поместьем феодал мог пользоваться только во время службы, передать по наследству его было нельзя.
Процесс сближения правового режима этих двух видов владения:
— тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности.
1. Развивается право наследования в поместьях.
2. Право наследования укрепляется обычаем выделять пенсию на прожиток вдове и дочерям служилого человека (при его гибели на войне, смерти из-за раны, увечья и т.п.). Она составляет от 1/7 до 1/3 части поместья. В XVIII в. пенсия вдове устанавливается в 1/7 часть недвижимого имущества мужа (дочерям вполовину меньше и только до выхода замуж).
3. Путь укрепления частных прав на поместные земли – что сдача (справка) поместья в пользование другому служилому человеку (вдовой, самим престарелым отставным дворянином), который обязывался содержать бывшего владельца до его смерти или выдать все содержание вперед деньгами (последнее было равноценно продаже).
4. Соборное Уложение разрешило обмен поместий на вотчины (с согласия правительства), а в конце XVII в. – и другие сделки, в том числе продажу и дарение
Правовое положение феодалов
1. Главное внимание в Уложении уделялось закреплению привилегированного положения феодалов, четко представлена феодальная иерархия (ст. 91,93гл. 10) и зависимость от нее поместного оклада.
— Статья 13 гл. 11 предоставила феодалу право разлучать родителей и детей, крепостных.
— Кроме гл. 11 «Суд о крестьянах», бесправное положение крестьян узаконено н другими статьями Уложения (ст. 94, 122, 235, 251,262 гл. 10, ст. 7 гл. 13, ст. 9, 14, 15, 37 гл. 19. ст. 47, 71 гл. 21, ст. 7 гл. 21). Эти статьи являются свидетельством полной зависимости крестьян от своих феодалов-землевладельцев.
2. Государство постепенно изымает у феодалов их иммунитетные права, прибирает к своим рукам судебные и фискальные функции.
3. Все феодальные земли облагаются государственными налогами и повинностями, тяжесть которых падает на крестьян. Но и крестьяне, прежде всего сидевшие на государственных землях, остаются собственниками земли с правом отчуждения. Здесь сделки с землей даже после установления запрета на выход являются обычной практикой.
4. Закон стоял на страже собственности и предусматривал имущественную ответственность и государственные штрафы за нанесение ущерба любой, движимой или недвижимой, собственности (ст. 208–225 гл. 10).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Вотчина
Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд.
Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.
Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.
В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. п. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.
Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины («каждо да держит отчину свою») приостановить княжеские междоусобицы.
После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью. Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.
В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии. С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII—XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.
С VIII—IX веков вотчина является господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
В России Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем формально и окончательно — Указ о единонаследии 1714 года, объединивший вотчину и поместье в единое понятие имение.
Рожнов Артемий Анатольевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Финансового университета при Правительстве РФ.
Ключевые слова: Московское государство, история русского права, наследование, наследственное право, вотчина и поместье, Судебник 1497 г., Уложение 1649 г.
Rozhnov Artemiy A., professor of the chair of theory and history of state and law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Assistant Professor.
Key words: the Moscow state, history of Russian law, inheritance, patrimony and estate, the Sudebnik of 1497, the Ulozhenie of 1649.
Неволин К.А. История российских гражданских законов. М., 2005. Ч. 3. С. 263.
Центральное место в духовной грамоте занимали распоряжения завещателя о том, «кому ми что дати и на ком ми что взяти». В завещании подробно перечислялись долги, заплаченные наследодателем и, следовательно, уже не подлежавшие уплате наследниками, и те долги, которые, не будучи погашенными, переходили к ним. Также завещатель тщательно определял юридическую судьбу своих имущественных активов, скрупулезно отмечая в духовной грамоте, кому именно он передавал соответствующее движимое и недвижимое имущество, холопов и деньги. Помимо чисто имущественных распоряжений завещания предусматривали те или иные предписания религиозно-нравственного характера: об упокоении души завещателя, о возложении на конкретных лиц обязанности заботиться о его вдове и детях, об отпуске на волю холопов, о прощении долгов и т.п.
Для подтверждения подлинности и правомочности духовной грамоты ее надлежало «явить» епархиальному архиерею, что делалось либо самим завещателем, либо после его смерти душеприказчиком. Во втором случае производился допрос духовного отца завещателя, свидетелей и писца, которые должны были подтвердить, что во время составления рукописания завещатель был дееспособен, действовал без принуждения, а форма и содержание завещания полностью соответствовали последней воле умершего. Если грамота признавалась законной, то она удостоверялась епископом и дьяком, после уплаты пошлин возвращалась душеприказчику, а копия с нее хранилась в архиерейском архиве. Если же завещание было составлено с нарушением требований к форме и (или) содержанию, то оно считалось недействительным, и в этом случае в силу вступал законный порядок наследования.
Норма Судебника 1497 г. о наследовании по закону, несмотря на ее лаконичность, достаточно четко отражала сущность данного основания наследования. После смерти наследодателя имущество переходило к его сыну, а при его отсутствии «статок весь и земли» передавались дочери. Следовательно, Судебник, так же как и Русская Правда (ст. 91 Пространной редакции), стоял на позиции, что сестра при брате не наследница. Если же у умершего не было детей, то наследство получал его ближайший родственник. Таким образом, в Судебнике получили законодательное закрепление только общие начала наследования по закону, а различные юридические нюансы наследования восполнялись иными юридическими источниками. В силу этого при наличии у наследодателя нескольких сыновей имущество наследовали, скорее всего, лишь те, кто при жизни родителя не отказался от его содержания (по крайней мере, такое правило было предусмотрено ст. 53 Псковской судной грамоты). Под ближайшими родственниками покойного, вероятно, понимались его родные братья, их дети и внуки. Наследственная масса распределялась между несколькими наследниками (сыновьями, дочерьми, боковыми родственниками) поровну.
Наследники имели право отказаться от принятия наследства и, соответственно, от исполнения обязательств по долгам наследодателя.
Если у умершего, не оставившего завещания, не было родственников, которые могли ему наследовать по закону, то имущество считалось выморочным и поступало в пользу Церкви.
В связи с тем что неполнота и недостаточная определенность законного порядка наследования на практике порождали спорные ситуации, впоследствии законодатель стал уделять вопросам правового регулирования наследования по закону гораздо больше внимания, чем это было до середины XVI в.
Наиболее важными нормативными положениями, касавшимися наследования по завещанию, являлись следующие. Во-первых, в рамках общей государственной политики по сдерживанию роста церковного землевладения с середины XVI в. действовали ограничения и запреты на отчуждение вотчин в пользу Церкви, в том числе по завещанию. Свобода распоряжения тяглым имуществом также была ограничена: если до царствования Михаила Федоровича оно могло быть передано нетяглым лицам с возложением на них обязанности нести тягло, то затем оборот тяглых имуществ был разрешен только между тяглецами (за некоторыми исключениями). Во-вторых, Уложение 1649 г. законодательно подтвердило ранее сложившуюся практику составления завещаний на дому (Х, 250) и обязательность их последующего засвидетельствования (XVII, 31; XX, 77). В-третьих, указ от 2 января 1557 г. запретил мужьям быть душеприказчиками по завещаниям жен под угрозой признания таких завещаний недействительными, поскольку «жена в его воле» и что муж ей «велит писать, то она пишет».
Регулируя наследование по закону, Уложение и другие нормативные правовые акты прежде всего определяли очередность наследования по линиям родства. Преимущественное право наследования имели наследники по прямой нисходящей линии, затем к наследованию призывались родственники по боковым линиям. Ближайшая степень родства исключала дальние. Равные по степени близости родственники наследовали совместно. Как и ранее, сыновья имели приоритет перед дочерьми. Применительно к наследованию восходящих родственников ситуация была двоякой: о наследовании отцов после детей законодательство умалчивало, относительно же матерей устанавливало, что они получали прожиток или часть купленной вотчины. Наряду с физически здоровыми наследниками равное право наследования имели глухие и немые дети наследодателя (XVII, 15).
Основанием перехода долгов наследодателя к наследникам являлась не родственная связь между ними (если имущество передавалось именно родственникам), а факт принятия ими наследства (X, 245), поэтому отказ от наследства освобождал от обязанности исполнения имущественных обязательств умершего. При принятии наследства вместе с имущественными обязательствами наследодателя к наследникам также переходила религиозно-юридическая обязанность обеспечить надлежащее поминовение его души. Данная обязанность распространялась в том числе на казну, когда она получала наследственное имущество.
В отличие от предыдущей эпохи выморочные вотчины в анализируемый период переходили не Церкви, а государству, которое выплачивало Церкви их стоимость, «смотря по строению» (XVII, 45). Выморочное же движимое имущество, каковым, вероятно, считались вещи, не перешедшие по наследству к нисходящим родственникам наследодателя, по-прежнему поступало в пользу Церкви.
Что касается правовых аспектов перехода права на вотчины и поместья в порядке наследования, то, как уже отмечалось, они относились к числу вопросов, которым законодатель уделял самое пристальное внимание на протяжении всего изучаемого периода. Ключевые моменты правового регулирования в данной сфере заключались в следующем.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. М., 2003. С. 114.
Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987. С. 274.
Для вотчинного права второй половины XVII в. было характерно дальнейшее определение наследственных прав родственников вотчинников-наследодателей исходя из приоритета наследования по мужской линии.
При отсутствии у вотчинника наследников, которые могли быть призваны к наследованию, вотчина становилась выморочным имуществом и поступала в казну.
Переход поместий по наследству оформлялся ввозными и отказными грамотами и регистрировался в Поместном приказе.
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.
Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.
Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.д.
Вотчина в Древней Руси
Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.
В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.
На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.
Вотчина и поместье — в чем разница
Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.
Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.
В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.
Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.
В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.