Как врачи сотрудничают с аптеками

Правда, что врачи сотрудничают с аптеками?

Многие пациенты замечают, что некоторые врачи являются распространителями лекарственных средств.

Есть множество подтверждений того, что врачи сотрудничают с аптеками.

Если вы пришли к врачу, пусть даже и платному, то он может поставить тот диагноз, который выгоден именно ему и выписать вам рецепт на конкретное лекарство в конкретную аптеку, мотивируя это тем, что так вы точно найдете нужный препарат и получите скидку.

Так что если ваш врач проворачивает что-то подобное, лучше найти другого специалиста.

Как врачи сотрудничают с аптеками и что с этого имеют?

У знакомой есть аптека. С ней сотрудничает врач-офтальмолог. Эта врачиха ведет частные прием. Понятно, что платная медицина более качественная, чем в поликлинике, к пациентам особый подход и, соответственно, лекарства выписывают не как обычно, под копирку, а каждому именно то, что поможет. Многие из этих лекарств в аптеках не продаются. А некоторые без договоренности и не продадут. Например атропин в больших количествах (на курс лечения).
Поэтому сотрудничество взаимовыгодное. В аптеке почти всегда есть то, что выписывает врач, так что клиенты получают грамотное лечение. При этом врач имеет только довольных клиентов, а от аптеки ни копейки не получает.

Среди знакомых аптекарей нет платного сотрудничества с врачами.

Да, это так. Причем, делают это очень давно.

Еще лет 20 назад, по вызову врач из районной поликлиники после осмотра и постановки диагноза начала звонить тогда еще с нашего домашнего телефона в аптеку со словами: «Людочка, что у вас есть из антибиотиков?» На наше возмущение и просьбу выписать необходимые препараты, а не те, которые есть в продаже у Людочки, ответила, что это аптека рядом и нам там удобнее купить.

Поняв, что мы не к Людочке поедем на машине искать, что нужно, выписала наспех рецепты и недовольная ушла.

Увы, в медицине надо искать добросовестных ответственных врачей. Их осталось не так много. В платной и бесплатной медицине ситуация одинакова.

Это совершенно точно. В частности, неоднократно замечала, что курс лечения врачами расписыватся на фирменных блокнотиках с названием какого либо препарата на каждом листе или аптечной сети. Неоднократно замечала, что доктора предпочитают выписывать дорогущие лекарства, аналоги которых с тем же действующим веществом и той же концентрации могут оказаться вдвое дешевле. Это наводит на определенные размышления.

Более того, раз пришлось столкнуться с сотрудничеством детского гематолога Морозовской больницы с лабораторией «Гемотест». В то время, когда в Морозовской больнице отличный гематологический центр, с прекрасной лабораторией, в которой все, в том числе, и сложные анализы делаются бесплатно, юная докторша, извлекла из стола фирменный бланк «Гемотеста» и бойко поставила галочки на необходимых пунктах видов анализов, прямо на 8000 рублей сходу, а было это лет 8 назад.
При этом деловая девушка «угрожала» обязательным стационарным обследованием ребенка, если не сделать анализы именно в этой коммерческой лаборатории.
Мы, конечно, сделали быстро анализы бесплатно и перевелись к другому врачу.

Это все говорит о сотрудничестве врачей с коммерческими структурами.

Источник

Как врачи сотрудничают с аптеками

5. Сотрудничество врачей и аптек. Необходимость или рекламный трюк?

В последнее время в некоторых аптеках можно увидеть врачей-консультантов. Что же это? Способ сделать аптечное учреждение более престижным? Или врач-консультант действительно востребованный сотрудник аптеки? Попробуем в этом разобраться.

В настоящее время очень мало аптек, посчитавших необходимым принять в свой штат врача-консультанта. При этом популярность врача, работающего с покупателями, очень высока среди посетителей аптек. Отказ от нововведений, скорее всего, обусловлен некоторым консерватизмом руководителей аптечных учреждений, а также нежеланием нести дополнительные материальные затраты.

Следует отметить, что аптеки, которые все же ввели должность врача-консультанта, скоро убедились в эффективности такого шага.

Для начала следует понять, каким образом рассматривается консультация врача в аптеке с точки зрения действующего законодательства.

Необходимость привлечения квалифицированного специалиста к обеспечению деятельности аптечного учреждения обусловлена в первую очередь требованием использования новых технологий в формацевтике. Кроме того, сотрудничество аптеки и врача в обязательном порядке должно быть оформлено согласно действующему законодательству.

Учитывая нюансы, связанные с законодательством, регулирующим отношения в данной сфере, и его малоподвижность, выделим несколько способов сотрудничества аптек и врачей.

Во-первых, сотрудничество по договору об использовании аптечного посещения. В том случае, если врач является субъектом аптечной деятельности, он должен иметь лицензию на медицинскую практику по соответствующей специальности. В данном случае «мостом» предпринимательской деятельности врача является аптечное помещение.

Кроме того, аптека может заключить договор с юридическим лицом, занимающимся медицинской практикой, с той целью, чтобы врач (работник данной организации) вел прием пациентов и оказывал другие услуги непосредственно в аптеке. В этом случае в аптеке может быть открыт филиал юридического лица с оформлением копии разрешения на медицинскую практику.

Во-вторых, организация в помещении аптеки поликлиники. Для этого необходимо наличие соответствующих возможностей и материально-технической базы. В такой мини-поликлинике может работать несколько врачей разных специальностей. В данном случае врачи могут приниматься на работу в аптечное учреждение на основании трудового договора. Однако на практике такая ситуация является скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев аптеки привлекают одного, максимум, двух специалистов.

Следует учитывать, что на врача-консультанта, работающего при аптеке, распространяются все требования нормативных актов в части осуществления медицинской практики. Таким образом, врач должен соблюдать все требования, касающиеся ведения медицинской документации, оказывать неотложную медицинскую помощь, а также соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии.

Что касается обязанности выписывания медицинских рецептов при наличии соответствующих медицинских показаний, она распространяется на всех врачей, независимо от места работы и специальности.

Размещение аптеки и учреждения, оказывающего медицинские услуги, возможно. Следует отметить, что, если врач является штатным сотрудником аптеки, его заработная плата не должна зависеть от выручки аптечного учреждения. С последним согласно большинство фармацевтов, поскольку зависимость заработной платы врача от прибыли аптечного учреждения приведет к тому, что врачи будут назначать пациентам дорогостоящие лекарства, что не является этичным и может неблагоприятно сказаться на репутации аптеки.

Таким образом, наличие врача-консультанта в аптеке имеет множество преимуществ. Довольно часто покупатели хотят получить подробную информацию об эффективности и побочных эффектах того или иного препарата, а также посоветоваться по поводу его аналогов. В этом случае врач-консультант незаменим. Как правило, такая услуга востребована среди пенсионеров и будущих мам.

Кроме того, данная услуга будет актуальна в аптеках, расположенных в отдалении от медицинских клиник, а также в районах, где расположены офисы различных фирм и организаций.

В компетенцию врача-консультанта, работающего при аптеке, входит также ознакомление посетителей аптеки с новинками рынка фармацевтики, а также контроль отпуска рецептурной группы лекарственных средств.

Есть все основания предполагать, что со временем спрос на врачей-консультантов будет расти, поскольку медицинские консультации в аптеках являются одной из наиболее востребованных услуг. В настоящее время это направление только набирает оборот, сталкиваясь с различными препятствиями. Особенно остро стоит вопрос о подготовке и переподготовке специалистов данного профиля.

Кроме того, в российском законодательстве нет положения о том, что врач может работать консультантом в аптеке. В то же время нет и прямого запрета на данную деятельность медицинского работника. Таким образом, развитие аптечной сети идет в направлении самофинансирования, расширения деятельности, поиска новых возможностей и форм сотрудничества, что не противоречит законодательству.

К тому же наличие врача-консультанта удобно в первую очередь самим посетителям аптек. Приглашая на работу специалистов данного профиля, руководители аптек стремятся сделать так, чтобы человеку было удобно, чтобы помощь была эффективной, качественной и безопасной. Конечно, услуги консультанта могут оказывать и провизоры, однако в аптеках с большой посещаемостью у них нет возможности выслушать посетителя и проконсультировать его должным образом.

Сотрудничество с врачом полезно для аптеки, поскольку последняя обладает большими информационными ресурсами. Врачи, работающие при аптеках, будут более информированными.

Ситуация осложняется тем, что далеко не каждая аптека имеет возможность пойти на дополнительное финансирование, связанное с оплатой услуг врача-консультанта и приобретением его оборудования. В случае с договором о сотрудничестве непременно встанет вопрос оплаты лечебному учреждению. Поэтому вопрос о приеме на работу в аптечные учреждения врачей-консультантов остается открытым. Хотелось бы верить, что такие специалисты будут добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, а не приносить аптекам дополнительную прибыль.

Впервые факт фальсификации лекарственных средств в России был зарегистрирован в 1997 году. До этого считалось, что проблема поддельных лекарственных препаратов существует лишь в развивающихся странах с неустойчивой экономикой. Официально Россия в это число не входила. Однако ровно через год после выявления первой партии фальсифицированных лекарств стало понятно, что данная проблема коснулась и наших сограждан.

До недавнего времени в российском Федеральном законе «О лекарственных средствах» определение «фальсифицированное лекарство» отсутствовало как таковое. В конце 2003 года Министерством здравоохранения РФ было заявлено, что доля поддельных лекарственных препаратов составляет 8%, и законодательные органы стали дорабатывать вышеназванный закон.

Однако данная проблема, видимо, не слишком интересует законодательные органы, поскольку только на согласование формулировки «фальсифицированное лекарство» потребовалось более 2 лет. И лишь в 2004 году в Правительство РФ ушел доработанный вариант законопроекта.

Он в числе других мер предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и введение наказаний за производство и продажу фальсифицированных лекарственных средств.

В настоящее время существует и успешно осуществляет свою деятельность множество организаций, выпускающих поддельные лекарства. Однако до сведения широкой общественности был доведен лишь один случай. Представители ряда российских министерств обвинили «лекарственного короля» Владимира Брынцалова в том, что принадлежащие ему предприятия выпускают фальсифицированные препараты.

В ответ на предъявленное обвинение Брынцалов заявил, что до конца 2004 года московский завод «Ферейн» будет закрыт. Это объяснялось экономическими соображениями: предприятие, которое на протяжении нескольких лет стабильно держалось на третьем месте по объемам производства среди российских фармацевтических организаций, в 2003 году опустилось на пятое.

Однако совсем скоро представителям средств массовой информации стало известно, что московский завод не ликвидируется полностью, а переводится на территорию структурного подразделения в подмосковный Электрогорск. Журналисты сделали логичный вывод: руководитель «Ферейн» просто переводит свое производство подальше от московских властей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, по факту фальсификации лекарственных препаратов за 2003 год в России было возбуждено 25 уголовных дел. Введение 10%-ного налога на лекарственные препараты способно спровоцировать не только путаницу с ценами в аптеках. По мнению экспертов, данная ситуация способствует росту поддельной продукции на фармацевтическом рынке.

Особенно страшно, что обнаружить и тем более наказать таких предприимчивых производителей крайне сложно. Вследствие отсутствия правовой базы ни по одному из 25 уголовных дел по факту производства фальшивых лекарственных средств не прошло ни одного судебного слушания.

В большинстве случаев подделываются лекарства известных компаний Индии, Болгарии, Югославии, Польши, Франции. В Россию подделки попадают из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Однако и наши соотечественники не остаются в стороне. Среди препаратов отечественного производства наибольшие опасения вызвал поддельный лекарственный препарат «Нистатин».

В результате экспертизы было выявлено, что в нем отсутствовало действующее вещество. От покупки такого лекарства больной не получал ничего, кроме бессмысленной траты денег.

Разумеется, большинство случаев подделки лекарств обусловлено подпольным производством. Однако, как правило, производители фальшивых лекарств не утруждают себя тем, чтобы сделать качественную подделку. Поэтому внимательного человека должен насторожить уже внешний вид упаковки или самого лекарства.

С качественными фальшивками дело обстоит сложнее. Они могут соответствовать нормальному образцу как по внешнему виду, так и по составу. Однако произведенные нелегально, и соответственно, не прошедшие стандартный контроль, такие лекарства еще более опасны.

Столь же опасными являются лекарственные средства, произведенные на фармацевтических заводах, но при отсутствии надлежащей производственной практики. Например, по данным МВД, при производстве поддельного «Нистатина» воровали как упаковку, так и субстанцию. Не брезговали производители и пылью, которая оседала на рукаве вытяжки в процессе изготовления препарата. А затем производили в ненадлежащих условиях свое лекарство.

Помимо фальсифицированных лекарств, нередко можно встретить брак. Поэтому при каждой аптеке должен действовать так называемый приемочный контроль, чтобы специалист имел возможность определить все недоработки и вернуть бракованное лекарство изготовителю. В случае обнаружения брака должен проводиться лабораторный анализ препарата, а также проверяться сертификат соответствия.

Что касается сертификатов, они далеко не всегда являются гарантией качества и безопасности лекарственного средства.

Дело в том, что в настоящее время достать легальные документы не представляет особой сложности. Специалистам нередко приходилось видеть подлинные документы, а препараты оказывались поддельными.

Согласно данным Ассоциации международных фармацевтических производителей, мировой объем продаж фальсифицированных лекарств в 2003 году оценивался в 40 млрд долларов. И Россия с 8% подделок не занимает лидирующие позиции. Например, в Колумбии и Нигерии доля фальсификата на рынке составляет 40% от продаж, в Индии подделывается около 20% лекарственных средств, большинство из которых идет на экспорт.

Каким же образом этим странам удается поддерживать такой низкий процент? В первую очередь, это объясняется жесткими штрафными санкциями. Например, законом США предусмотрено наложение штрафа за торговлю фальсифицированными лекарствами до 200 млн долларов. Кроме того, в США имеется широко развитая сеть фармакологических лабораторий, занимающихся проверкой как производимых в стране, так и импортируемых лекарств.

Помимо этого, в дополнение к законодательным и техническим средствам контроля существуют так называемые кодексы чести, в соответствии с которыми производители лекарственных препаратов не хотят потерять свое доброе имя. Не так давно хорватская компания «Плима» обнаружила на российском рынке фальсификат производимого ею препарата «Сумамед». Фирма сразу же отозвала всю отправленную на территорию Российской Федерации партию данного лекарственного препарата, оснастила его защитными наклейками и снова распространила по российским аптекам с листовками, в которых подробно рассказывалось о том, как отличить настоящее лекарство от поддельного.

Поддельные лекарства являются одной из основных проблем здравоохранения. Покупая фальшивку, человек не получает надлежащего терапевтического воздействия, в результате заболевание прогрессирует, постепенно переходя в хроническую форму.

В экстренных случаях, например при сердечных приступах или легочной недостаточности, прием поддельного лекарства может привести к смерти больного.

Наиболее простым способом избежать обмана является приобретение лекарственных препаратов в аптеках, поскольку в данном случае существенно снижается риск приобретения подделки. Что касается покупки лекарств на рынке с лотков, у дистрибьюторов или по объявлениям в газетах, это абсолютно недопустимо. В результате такого приобретения лекарственных средств можно лишиться не только денег, но и здоровья.

Источник

И не друг, и не враг, или тонкости взаимоотношений фармацевтов и врачей

Работники медицинской и фармацевтической отраслей – два основополагающих звена системы здравоохранения. От качества их взаимодействия во многом зависит успех всего лечения пациента. Но насколько хорошо эти звенья дополняют друг друга в современных условиях? Есть ли между ними отлаженный канал взаимодействия или же больницы и аптеки существуют в параллельных «реальностях»? Об этом сотрудники проекта «Фармзнание» спросили самих врачей и фармацевтов в своем новом исследовании.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

В нем приняли участие свыше 1300 работников фармы и около 200 медиков разных профилей. 60% первой группы респондентов составили провизоры и фармацевты, 13% менеджеры по закупкам, еще 23% – заведующие аптеками и 4% – руководители. 88% опрошенных медиков оказались непосредственно докторами, 6% работает в качестве младшего медицинского персонала и еще 6% выполняет административные функции (заведующие больничными отделениями).

В одной упряжке

Испокон веков медицина и фармация, подобно сестрам-близнецам, развивались рука об руку. И это неудивительно, ведь цели первой невозможно достичь без продукции второй. Разные эпохи выводили на авансцену представителей то одной, то другой специальности, но до сих пор необходимость и важность обоих фронтов борьбы за здоровье человечества ни у кого не вызывает сомнений.

Первые вопросы исследования были посвящены тому, как работники современных аптек и больниц оценивают собственную роль в системе здравоохранения. Начнем с фармацевтов.

Согласны ли вы с тем, что, заболев, половина населения в первую очередь обращается в аптеку, т.к. считает, что фармацевтические работники компетентны в вопросах рекомендации лекарственных препаратов?

Положительно на этот вопрос ответило абсолютное большинство (95%) сотрудников фармацевтической отрасли. Разброс между представителями разных профессиональных групп здесь практически отсутствует. С тем, что современная аптека по сути стала филиалом больницы, согласились 96% провизоров, 95% заведующих, 93% руководителей и 92% менеджеров по закупкам.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

При этом в комментариях к ответам респонденты отметили, что такое положение дел в первую очередь связано не с высоким профессионализмом фармацевтов (хотя и с ним тоже), а с проблемами россиян при получении медицинской помощи.

В наших реалиях талона к узкому специалисту в поликлинике можно дожидаться неделями, а потом еще и стоять в длинной очереди на прием. Попасть день в день сложно даже к терапевту, поэтому те, кому не требуется срочное вмешательство, зачастую предпочитают идти прямиком в аптеку. Люди знают, что могут получить там консультацию в рамках ответственного самолечения.

И все же ситуации, в которых работники аптек просто обязаны направить страждущего клиента к врачу, – совсем не редкость. Вопрос, делают ли они это, был адресован участникам исследования из числа медиков.

Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией, когда пациент приходит на прием по рекомендации фармацевтического работника?

О том, что в их практике были такие случаи, заявили чуть более половины опрошенных врачей (58%). При этом к 15% из них пациенты «из аптеки» приходят регулярно, к 43% – изредка. Оставшиеся 42% респондентов никогда не слышали от пациентов подобного объяснения их визита. Правда, не исключено, что об этом просто не заходила речь.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

С другой стороны, и некоторые провизоры признались, что иногда берут на себя функцию врачей и вопреки стандартам рекомендуют препараты даже при серьезных заболеваниях. В этом можно увидеть не только сочувствие к поставленному в трудные условия пациенту, но и уверенность насчет собственной компетентности в данных вопросах.

Однако готовы ли признать это сами доктора? Видят ли они в сотрудниках аптек подкованных профессионалов или считают их слепыми исполнителями собственной воли? Здесь ситуация оказалась не столь однозначной. На вопрос: «можно ли назвать современного фармацевтического работника «продавцом лекарственных препаратов?» — положительный ответ дали 45% опрошенных медиков (а непосредственно среди врачей — 47%). Таким образом, примерно половина респондентов из числа врачей уверена, что главное для фармацевтов сегодня продать как можно больше лекарств.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

При беспристрастном взгляде на ситуацию в такой позиции можно увидеть рациональное зерно. В одном из предыдущих наших опросов сами фармацевты жаловались, что в век коммерческих аптек во главе угла стоит план продаж. Не секрет, что в фарме активно используются маркетинговые технологии, а сотрудников целенаправленно учат максимизировать прибыль с каждого посетителя.

Вопрос профессионализма

Однако от мнения, что для работы в аптеке не нужны специальные знания, медицинское сообщество все-таки далеко. 53% опрошенных врачей помнят, что помимо продаж фармацевтические работники информируют и консультируют покупателей по вопросам профилактики и лечения заболеваний.

А на вопрос: «знаете ли вы, что сотрудники аптек должны проводить фармацевтическое консультирование?»— дало положительный ответ подавляющее большинство респондентов-медиков: 92% медсестер, 83% врачей, 97% заведующих отделениями.

Теперь выясним, как на квалификацию врачей смотрят фармацевты. О том, что медиков без диплома не бывает, разумеется, знают все. Как и о том, что любой назначающий лекарства доктор должен знать основы фармакологии. Тому, насколько качественны такие знания, был посвящен следующий вопрос нашего исследования, адресованный сотрудникам аптек.

Приходится ли вам сталкиваться с ошибками в назначениях медицинских работников?

Как признались 42% опрошенных фармацевтов, ошибки в назначениях им встречаются достаточно часто. Об этом заявило по 40% провизоров и руководителей, 35% менеджеров по закупкам и 46% заведующих аптеками.

Судя по комментариям к вопросу, это весьма больная для сотрудников фармы тема. Нюансы применения лекарств – поле, на котором они чувствуют себя сильнее докторов, и многих респондентов беспокоит, что те зачастую хромают в вопросах фармакологии.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Однако не все так плохо. Еще 40% респондентов сообщили, что с подобными огрехами врачей сталкиваются редко. Вариант «очень редко» выбрало 15% сотрудников аптек. 3% заявило, что подобных случаев в их практике не было никогда.

Какие ошибки при назначении лекарственных препаратов медицинские работники допускают чаще всего?

Как показал опрос, наиболее распространенной ошибкой во врачебных назначениях фармацевты считают неверную дозировку лекарств. Такой ответ дал 31% от общего числа респондентов (39% руководителей, 33% заведующих, 31% провизоров и 25% менеджеров по закупкам).

На втором месте с 20% голосов оказалось назначение пациенту лекарственного препарата, не разрешенного в данном возрасте. (Этот вариант выбрали 16% руководителей и менеджеров по закупкам, 21% провизоров и 16% заведующих аптеками).

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Третьим по популярности ответом (18%) стало назначение лекарственных препаратов без учета их взаимодействия с другими лекарствами (с таким сталкивались 24% менеджеров по закупкам, 18% заведующих, 17% первостольников и 14% руководителей).

Замыкает четверку самых распространенных ошибок (15%) назначение лекарственного препарата, который по тем или иным причинам отсутствует на фармрынке.

Среди других встречающихся в их практике огрехов врачей некоторые участники опроса назвали использование конкретного торгового названия лекарства вместо международного непатентованного.

А так можно? (Или о границах полномочий)

Вопрос фармацевтам: Предлагаете ли вы отличные от назначенного медицинским работником препараты /дозировку/схему приема, если считаете свой вариант верным?

В том, что дают посетителям советы относительно лекарств в рамках своей компетенции, даже если они отличаются от назначения врача, признались 67% опрошенных (так ответили 76% руководителей, 68% менеджеров по закупкам, 67% провизоров, 65% заведующих). Правда, делается это лишь в том случае, когда выписанный медиком препарат или нужная дозировка отсутствуют в аптеке – то есть не наперекор, а в дополнение.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Нарушением такие действия аптечных работников не назовешь: несмотря на все ограничения, закон не запрещает фармацевтам рекомендовать клиентам тот или иной препарат, если на него не требуется рецепт. Правда, и без дамоклова меча над головой некоторые респонденты советов давать не торопятся. 27% опрошенных (29% менеджеров, 28% заведующих, 27% руководителей и 21% провизоров) считают, что нужно отпускать посетителям лишь то лекарство, которое назначено врачом.

К чести профессии, самым непопулярным вариантом оказалась забота не о людях, а о прибыли. Ответ «советую, если это выгодно аптеке» выбрало всего 2% участников опроса. Впрочем, у этой медали есть и другая сторона: в комментариях некоторые фармацевты признавались, что не просто советуют клиентам препарат, но и консультируют их, на что, как мы уже отмечали, по закону не имеют права. Но что сами доктора думают о компетентности фармацевтов и их полномочиях?

Вопрос врачам: Знаете ли вы, что фармацевтические работники могут рекомендовать безрецептурные лекарственные препараты в рамках концепции ответственного самолечения?

Выяснилось, что большинству опрошенных (75%) об этом хорошо известно. Не в курсе оказались лишь 27% врачей и 17% младшего медперсонала. Однако при этом компетентными в подборе лекарственных препаратов провизоров и фармацевтов считает меньшая часть участников опроса. Положительно на соответствующий вопрос ответили только 29% медиков (73% заведующих отделениями, 42% медсестер и всего 26% врачей). Остальные респонденты, судя по всему, считают это исключительной прерогативой собственной профессии.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда фармацевтический работник изменял назначенную схему лечения?

Как показали ответы на этот вопрос, с вмешательством фармацевтов во врачебные дела периодически сталкивается большая часть медиков. 12% опрошенных сообщили, что наблюдают это регулярно, 44% – изредка. Но, с другой стороны, еще 44% респондентов никогда не встречалось с такими ситуациями в своей практике. Сопоставляя эти данные с ответами фармацевтов, можно сделать вывод, что в большинстве случаев речь идет о корректировке назначения в соответствии с инструкцией к выписанному препарату.

Рецепты преткновения

Отвечая на заданный ранее вопрос об ошибках во врачебных назначениях, многие фармацевты сетовали, что этим проблема не исчерпывается. Точно такую же картину работники аптек наблюдают, беря в руки выписанные медиками рецепты. Этой проблеме в опросе был посвящен отдельный пункт.

Приходится ли вам сталкиваться с ошибками в оформлении рецептурных бланков?

Судя по полученным ответам, с ошибками в рецептах большинство фармацевтов сталкивается регулярно. О том, что они встречаются очень часто, заявили 79% руководителей, 77% заведующих, 72% провизоров и 62% менеджеров по закупкам, а всего 72% опрошенных работников аптек.

Как редкие такие ситуации оценили 22% менеджеров, 21% первостольников, 17% заведующих и 14% руководителей, или 20% от общего числа респондентов. Еще 6% опрошенных заявили, что видят ошибки в рецептах крайне редко. Ну а ответ «никогда» дали всего 2% респондентов.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Однако увидеть ошибку – это только половина дела. По закону, дефективные рецепты считаются недействительными и подлежат регистрации в специальном журнале. Также работники аптеки должны известить о случившемся руководство допустившего неточность медика. Готовы ли современные фармацевты заниматься этой нужной, но все-таки бюрократической процедурой? И как они обойдутся с пациентом, который принес неправильный рецепт?

Как вы поступите, обнаружив ошибку в оформлении рецептурного бланка?

Готовность соблюсти предусмотренную законодательством процедуру изъявили 66% опрошенных сотрудников аптек (69% руководителей, 68% заведующих и менеджеров по закупкам и 65% провизоров). Еще 10% респондентов не хотят заниматься бумагомаранием, но готовы сообщить об ошибке самому покупателю (12% менеджеров, 11% работников первого стола, 7% руководителей и 5% заведующих).

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Наконец, 15% опрошенных (26% заведующих, 24% руководителей, 22% провизоров и 19% менеджеров по закупкам) заявили, что, несмотря на ошибку, отпустят клиенту лекарство, если оно не подлежит предметно-количественному учету.

Стоит отметить, что сочувствие к больным людям проявило большинство участников опроса. В комментариях многие фармацевты писали, что продают неподучетные лекарства вне зависимости от выбранной линии поведения, так как не хотят делать посетителей заложниками бюрократии.

Приходится ли вам сталкиваться с ситуацией, когда медицинские работники назначают пациентам рецептурный лекарственный препарат, но не оформляют назначение на рецептурном бланке?

Еще одна ситуация из аптечной практики – это отсутствие надлежащим образом оформленного рецепта на препарат. Ошибкой такое назвать уже сложно, речь здесь скорее идет о грубом нарушении инструкций. Но, судя по данным опроса, происходит такое весьма часто: 78% опрошенных фармацевтов (85% заведующих, 79% руководителей и провизоров, 63% менеджеров по закупкам) заявили, что регулярно сталкиваются с этим во время работы.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Редкими такие происшествия назвали всего 19% респондентов. Ну а о том, что врачи всегда соблюдают правила и не присылают в аптеки пациентов без рецептов, заявило лишь 3% участников опроса.

Причины такого положения дел – предмет для отдельного исследования. Но, согласно распространенному мнению, избегая рецептов на официальных бланках, медики пытаются снять с себя ответственность за лечение пациента, если что-то вдруг пойдет не так.

Ответы фармацевтов вполне соответствуют обратной связи с другой стороны. На вопрос: информируют ли их в случаях ошибок в рецептурных бланках? — положительно ответили 57% опрошенных врачей. Очевидно, что в большинстве ситуаций эта информация может исходить только от аптечных работников, но вот каналы ее получения все-таки бывают разными.

Так, 21% респондентов из этой группы сообщили, что сведения о допущенной ошибке поступили от пациента, которому не продали лекарство или как минимум поставили на вид некорректность рецепта.

Примерно столько же – 22% опрошенных – получали информацию о нарушении непосредственно от фармацевтических работников, которые выходили с ними на прямой контакт. Еще 10% узнавали об ошибке от своего руководителя, которому позвонили из аптеки.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Вместе с тем, 45% ответили, что никогда с подобным не сталкивались, и это можно трактовать двояко: как безошибочную работу или же (что вероятнее) отсутствие обратной связи. Такой вариант совсем не исключен: в комментариях некоторые заведующие аптеками писали, что, несмотря на инструкции, не поощряют ведение журнала учета неправильно выписанных рецептов, дабы не отвлекать сотрудников от работы.

Оставшиеся 2% медиков своего мнения по данному поводу не выразили, указав, что не выписывают рецептов.

Сталкиваетесь ли вы с ситуацией, когда фармацевтический работник не предоставлял никакой информации при отпуске назначенного лекарственного препарата?

Вопрос об ошибках представителей фармацевтической отрасли мы, разумеется, задали и врачам, которые могут говорить об этом не только по рассказам пациентов, но и исходя из личного опыта покупки лекарств. И судя по полученным ответам, сотрудники аптек тоже не без греха. 27% опрошенных сообщили, что регулярно сталкиваются с «молчаливыми» работниками первого стола, еще 48% наблюдают такое поведение изредка. И только 25% респондентов всегда привыкли взаимодействовать со знающими свое дело провизорами.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Забота или выгода?

В ходе исследования обеим группам респондентов был задан вопрос: замечают ли они склонность представителей соседней группы к продвижению конкретного лекарственного препарата в ущерб другим?

Не секрет, что в современных реалиях и на работу аптек, и на деятельность врачей, так или иначе, влияют маркетинговые технологии. С обеими звеньями системы здравоохранения активно работают представители фармацевтического бизнеса, которые нередко добиваются больших успехов в деле продвижения своих препаратов.

Совсем недавно на то, что аптеки и производители подписывают между собой маркетинговые договоры, в Минпромторг пожаловалась Национальная фармацевтическая палата. После этого начались разговоры о том, чтобы запретить провизорам рекомендовать конкретное лекарство. Врачей данное табу уже коснулось, но, несмотря на это, сложившаяся практика взаимовыгодных договоренностей с медпредами продолжает существовать. Что подтверждают и результаты исследования.

Подобные склонности за докторами замечали 79% опрошенных работников фармы. 33% из них (35% провизоров, 33% заведующих, 31% руководителей и 28% менеджеров по закупкам) назвали такую практику регулярной. Еще 46% респондентов (57% руководителей, 50% менеджеров, 48% заведующих и 44% провизоров) встречали заинтересованных в конкретном ЛС медиков время от времени.

О том, что никогда не сталкивались с ангажированностью врачей, в ходе опроса заявили 20% участников (по 21% провизоров и менеджеров, 18% заведующих аптеками, 12% руководителей).

Еще 1% респондентов такое поведение медработников объяснил не влиянием со стороны бизнеса, а личными практическими наработками – убежденностью, что именно это лекарство лучше всего подойдет конкретному пациенту.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Спуску фармацевтам не дали и опрошенные врачи. С заинтересованностью аптек в продаже конкретного препарата, так или иначе, сталкивались 74% респондентов этой группы. 32% при этом заявили, что наблюдают подобное регулярно, еще 44% – время от времени. Беспристрастной работу провизоров назвали только 23% участников опроса.

При этом среди врачей тоже нашелся 1% с особым мнением, которое они высказали в комментариях. Эти респонденты также отрицают коммерческую подоплеку ситуации и считают, что работники аптек чаще всего советуют посетителям препарат подешевле, например, отечественный аналог импортного лекарства.

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Проверка связи

Несмотря на все нюансы взаимоотношений, в конечном итоге врачей и фармацевтов объединяет общая цель : забота о здоровье пациентов. Добиться этого можно только работая во взаимодействии. Не случайно профессиональные стандарты возлагают на сотрудников аптек обязанность информировать врачей о текущем положении дел на фармацевтическом рынке: новых лекарствах, нюансах их применения, аналогах и т.п.

Однако отлаженного и контролируемого канала для обмена такой информацией в России сейчас нет. В основном это происходит по личной инициативе сторон, в неформальном общении или на совместных профессиональных мероприятиях. Очевидно, что эти меры не позволяют на 100% достичь желаемого эффекта. Как показал опрос, значительная часть работников обеих отраслей здравоохранения даже не подозревает о существовании такого обмена опытом.

Знаете ли вы о том, что фармацевтические работники должны информировать врачей о новых современных лекарственных препаратах, синонимах и аналогах, о возможных побочных действиях лекарственных препаратов, их взаимодействии?

Отрицательно на этот вопрос ответили 54% от общего числа опрошенных медиков (58% медсестер, 53% врачей и 50% заведующих).

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Среди фармацевтов осведомленность о собственных обязанностях, разумеется, оказалась выше. О необходимости держать врачей в курсе последних достижений фармы знает 62% респондентов (76% руководителей, 69% менеджеров, 62% заведующих и 62% работников первого стола).

Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть фото Как врачи сотрудничают с аптеками. Смотреть картинку Как врачи сотрудничают с аптеками. Картинка про Как врачи сотрудничают с аптеками. Фото Как врачи сотрудничают с аптеками

Еще 2% честно признались: все знают, но ничего не делают. Причин для бездействия несколько:

Бездействует в этом вопросе, впрочем, вовсе не 2% фармацевтов, а большая их часть. На вопрос: есть ли у вас возможность информировать медицинских работников о наличии товаров аптечного ассортимента, предоставлять им сведения о препаратах? — отрицательно ответили 62% участников опроса (67% работников первого стола, 64% руководителей, 56% менеджеров, 49% заведующих аптеками).

После всего сказанного трудно ставить это им в укор, особенно, если учесть, что большинство аптек сегодня – коммерческие организации. Вместе с тем исследование показало, что, несмотря на все сложности, обмен информацией между врачами и фармацевтами все-таки происходит.

25% аптечных работников заявили, что при необходимости связываются с врачами для передачи им каких-либо сведений, а еще 10% сообщили, что делают это часто.

Чуть более позитивно картина взаимодействия выглядит со стороны медиков. Об отсутствии возможности проконсультироваться с фармацевтическим работником по интересующим вопросам заявили только 44% опрошенных. При этом еще 46% указали, что при необходимости могут выйти на связь с сотрудниками аптек и задать им интересующие вопросы. Наконец, 10% респондентов-врачей сообщили, что занимаются этим регулярно. Таким образом, на связи с фармацевтами, так или иначе, находится 54% опрошенных докторов.

Параллельные, но пересекающиеся

Обобщая полученные в ходе опроса ответы, можно прийти к выводу, что медицина и фармацевтика сегодня по большей части развиваются обособленно друг от друга. Каждая из отраслей имеет свои специфические задачи, пусть и связанные с общей целью охраны здоровья людей.

Современные аптеки – это в первую очередь коммерческие организации, и уделять слишком много времени взаимодействию с больницами для них – непозволительная роскошь. Вместе с тем, и врачи в наши дни далеко не всегда готовы отвлекаться от лечения больных ради менее важных в тактическом плане занятий.

Однако работа на благо здоровья пациентов все же заставляет медиков и фармацевтов взаимодействовать. Но при этом предусмотренные еще с советских времен каналы связи сегодня работают не так эффективно, как хотелось бы. И все же, если такая необходимость появляется, сотрудники обеих ветвей здравоохранения всегда находят общий язык.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *