Как вращать ручку между пальцами

Магазин переезжает на новый адрес – psershop.com.ru

Penspinning (Pen spinning — вращение ручки) — форма контактного манипулирования, которая представляет собой манипуляцию инструментом для письма (обычно
шариковой ручкой) одной рукой или двумя руками. Хотя зачастую это скорее способ развлечь себя (на учебе или в офисе), также проводятся и интернациональные соревнования и встречи.

Иначе говоря, это искусство вращения шариковой ручки (или другого инструмента для письма), в обычном ее виде, а также ручками с дополнительными частями (модами) — для улучшения равновесия и восстановления нужного центра тяжести в зависимости от выполняемого трюка, между пальцами.

Меняя последовательность и совершая различные вариации, простые движения предстают перед нами в виде красивейших и интереснейших комбинаций.

История

Это искусство восходит к японским упражнениям «pen mawashi», или «вращение ручки». Наиболее превалировало среди «ronins», выпускников школ, которые имели в своем распоряжении год для подготовки к вступительным экзаменам в университет.

В настоящее время отсутствуют документальные подтверждения того, кем и как было положено начало распространению пенспиннинга. Однако, таковым можно считать японского пенспиннера Хидеаки Кондо, одного из первых пенспиннеров, открывших сайт по этой тематике.

Родственными пенспиннингу являются, «уловки Zippo» или «манипуляции с зажигалками», в которых для проведения подобных трюков используются зажигалки.

Меняя последовательность и совершая различные комбинации, простые движения ручки могут образовывать красивые и интересные комбинации.

Подобное увлечение может быть полезно многим людям, особенно тех профессий, которые требуют развития ловкости пальцев (например гитаристам или пианистам).

Пальцы и Слоты

Для большего удобства среди спиннеров распространена специфическая система наименований пальцев, а так же промежутков между ними.

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Промежутки между пальцами именуются «слотами», от «slot», и называются соответственно:

Базовые трюки

Базовые трюки (а так же «Фундаментальные трюки» или «Трюки первого уровня сложности») — основные трюки, вариации которых используются «спиннерами» для придания оригинальности и красоты вращения. Это самые простые трюки, на который базируется большая часть более сложных.

ThumbAround (Вокруг большого пальца)

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцамиThumbAround выполняется толканием ручки средним пальцем, заставля ее крутится вокруг большого пальца, затем ручка ловится между большим и указательным пальцми. Ранее это упражнение называлось «360 градусов».

FingerPass (Переход между пальцами)

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцамиFingerPass последовательное закручивание ручки между четыремя пальцами одной руки, выполняется непрерывно вперед или назад. Трюк FingerPass можно увидеть в фильме Бондиады Золотой Глаз в исполнении героя Бориса Грищенко. Однако, было замечено, что при выполнении FingerPass было использовано всего 3 пальца вместо 4-х.

Sonic (Сверхзвуковой)

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Идея Sonic’а состоит в том, чтоб переместить ручку из одного положения между пальцами в другое за как можно меньшее время. В этом трюке ручку обычно держат между средним и безымянным пальцами и передвигают так, чтоб она оказалась между средним и указательным пальцами. Поскольку этот трюк может быть выполнен за очень короткое время, его название обозначает сверхзвуковое(supersonic) движение. Распространено две вариации исполнения — с упором и без упора. Первый рекомендуется начинающим; отличием от второго варианта является то, что энергия, для оборота ручке сообщается посредством соскальзывания одного из её концов с перепонки между большим и указательным пальцами.

Charge (Зарядка)

Infinity (Бесконечность) и Extended Infinity (Расширенная Бесконечность)

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Инфинити отличается от остальных фундаментальных трюков тем, что его нельзя отнести ни к одному другому виду трюков — это не pass, не sonic, а скорее небольшая комбинация:

Экстендед Инфинити от обычного Инфинити отличается тем, что после 2го пункта (Pass Normal T1-12) совершается один оборот Чарджа, а уже затем Wiper Reverse.

Продвинутые трюки

Shadow (Тень)

При выполнении данного трюка необходимо держать ладонь горизонтально, так как в любом другом положении ручка будет выпадать. Существует две основные вариации — still и normal. В первом случае ручка не перемещается в другой слот, во втором наоборот, попадает в соседний слот.

Трюк заключается в том, что ручка, после чардж-образного движения вылетает из слота и совершает оборот в 360° на тыльной стороне ладони, при этом заканчивает движение либо в том же слоте, откуда начала движение (still), либо попадает в соседний слот.

BackAround (Вокруг Задней Стороны)

Существует два вида данного трюка — Korean (Корейский) и обычный. Последовательность действий такова: ручка берётся ближе к одному из концов между указательным и средним пальцами, выкидывается движением ладони вверх, оборачивается вокруг указательного, и снова ловится между пальцами. Как правило, трюк выполняется в слоте 12 (между указательным и средним пальцами). Отличие корейского варианта от обычного состоит в том, что в первом случае ручка зажимается ближе к концам пальцев, а во втором — ближе к основанию.

Концепции исполнения

Каждый трюк можно выполнить в разных вариациях. Не существует такого трюка, который имел бы только одну вариацию.

Normal/Reverse

Самые простые концепции исполнения. Normal — это трюк, в обычном варианте. Reverse — тот же трюк, только сделанные в обратную сторону. Если заснять трюк на
видео, а затем прокрутить плёнку в обратном порядке, то можно увидеть тот же трюк, только в концепции Reverse.

Inverse

Концепция, при которой трюк выполняется с обратной стороны ладони, в отличие от его нормального варианта.

FingerLess

В этой концепции импульс для вращения ручки придается не пальцами, а движением кисти. Существуют трюки, которые изначально являются FingerLess.

Counter

При исполнении трюка в этой концепции ручка останавливается посередине трюка и пускается в обратную сторону. Концепция не работает на гибридах трюков.

Release/Riser

В данной концепции ручка, которой был придан импульс от трюка, подбрасывается вверх. Однако концепция Release не подходит для изначально FingerLess трюков (BackAround), поэтому для них используется Riser, то есть импульс придается движением кисти.

Rising/Falling

Данная концепция применима в основном к комбинациям одинаковых трюков. Rising значит, что ручка начинает движение в слоте 34 и заканчивает в слоте 12. Falling — наоборот, начинает в слоте 12, заканчивает в слоте 34. Самый простой пример — sonic rise/fall.

Harmonic

Данная концепция создаёт комбинацию из двух одинаковых трюков, выполненных поочерёдно в варианте normal и reverse.

Важное | Добавил mex 03.08.2008 | Просмотров: 14866

Источник

Пенспиннинг описание трюков, где купить ручку

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Казалось бы, разве может обычная ручка стать полноценным спортивным снарядом? Да, может! И называется этот спорт пенспиннингом.

Пенспиннинг – это манипулирование ручкой/другим пишущим предметом одной или сразу двумя руками. Родился этот спорт, как и стоило ожидать, в Японии, и именно там он и на сегодняшний день развивается быстрее всего.

Трюки

Иногда можно заметить, как люди, сидя за столами, крутят между пальцами ручки или карандаши…Да, это и есть корни пенспиннинга. Конечно, он уже давно вышел за рамки простейшего перебирания ручки пальцами, сегодня существует порядка нескольких сотен трюков и почти каждый имеет свое описание или видеоурок в интернете. Но основных трюков пять:

Терминология.

Пенспиннинг распространен во всем мире, и для упрощения коммуникации были придуманы специальные термины. Например, пальцы не называются так, как все привыкли. Они пронумерованы следующим образом:
4-мизинец
3-безымянный палец
2-средний палец
1-указательный палец

Большой же палец обозначается буковой Т («Thumb» – англ. большой палец). промежутки между пальцами называются «слотами».

Что крутят?

Чаще всего крутить обычную ручку из магазина довольно трудно. Для начала ручку модифицируют, этот процесс получил название «пенмоддинг», и ему в пенспиннинге уделяется достаточно большое внимание. Два основных понятия – это COP и COG. СOP или Сentre of Pen — это непосредственная середина ручки. COG (Сenre of Gravity) – точка баланса. То есть то место, поставив ручку на которое, она будет находиться в равновесии. Начинающим пенспиннерам крайне рекомендуется, чтобы СOP совпадал с COG, так гораздо проще учиться. Более опытные пенспиннеры могут намеренно смещать COG чтобы практиковать более сложные трюки и связки, и повышать свое мастерство.

Купить ручку для пенспиннинга достаточно дешево (около 100 руб) можно в интернет магазине АлиЭкспресс, посмотреть модели и цены.

Сами ручки называются «моды», и их вариации ограничиваются исключительно фантазией их создателя. Стоит различать синглсайды и даблсайды. Синглсайды — моды, которые с одной стороны имеют резинку для пальцев (grip) и наконечник (tip), а с другой колпачок. Даблсайды с обеих сторон имеют резинку и наконечник, то есть они одинаковы на концах. Их СOP=COG и поэтому они удобнее особенно на начальном этапе обучения.

Пенспиннинг – это целый мир со своими прелестями и интересными уголками. Однажды начав, бросить будет непросто!

Источник

Основы пенспиннинга: как профессионально крутить ручку (и такое бывает)

Шесть трюков для детей

Пенспиннинг — это вид спорта для тех, кто не любит бегать по футбольному полю. И вообще бегать. Суть его заключается во вращении ручки. Мастера этого спорта придумывают разные сложные трюки и устраивают соревнования, на которых демонстрируют свои умения.

Но даже если к участию в соревнованиях ваш ребенок не стремится, пенспиннинг все равно может его заинтересовать, ведь этот спорт развивает мелкую моторику. А еще необычными трюками ребенок сможет удивить своих одноклассников. У него как раз есть время до начала учебного года, чтобы выучить несколько приемов.

Сначала нужно потренироваться просто вращать ручку. Придерживайте ее большим, указательным и средним пальцами. Во время вращения слегка поднимайте средний палец, вращайте запястье и сгибайте остальные пальцы, чтобы они не мешали ручке. И не забывайте ловить ее! А вот несколько трюков посложнее.

Charge

Сожмите ручку между средним и безымянным пальцами, придерживайте кончик большим пальцем. Опустите безымянный палец чуть ниже, прокрутите ручку на 180 градусов и поднимите безымянный палец, а указательный опустите. Когда ручка сделает полный оборот, поймайте ее большим и указательным пальцами.

Thumb around

Держите ручку между большим и средним пальцами, а указательный поднимите. Поднимите средний палец и прокрутите ручку вокруг большого пальца. Поймайте ее средним и большим пальцами. Старайтесь при этом двигать не всей рукой, а только пальцами и запястьем.

Thumb around GL G20

Это вариант предыдущего трюка. Ручку нужно сжимать между указательным и средним пальцами, а мизинец и безымянный прижать к ладони, чтобы они не перехватили ручку во время вращения, и направить кончик ручки в сторону от руки.

Во время вращения переместите ручку и сожмите ее между безымянным и средним пальцами (при этом опустите указательный палец, чтобы не блокировать вращение). Затем прокрутите ее вокруг безымянного пальца, выпрямите средний и указательный пальцы и поймайте ручку ими.

Middle finger trick deck

Положите ручку на средний и указательный пальцы, придерживайте ее ногтем безымянного пальца. Затем сожмите ее между средним и безымянным пальцами, а после прокрутите, чтобы она оказалась между указательным и средним. Переверните ручку и сожмите ее между большим и средним пальцами, подняв указательный. Поднимите средний палец и прокрутите вокруг него ручку, используя большой и безымянный пальцы. Когда она сделает полный оборот, поймайте ее большим, указательным и средним пальцами.

Sonic

Сожмите ручку под наклоном между безымянным и указательным пальцами, кончик заведите за большой палец. Слегка прижмите средний палец к ладони и поднимите ручку большим пальцем. Указательный при этом наклоните к безымянному: так удобнее будет ловить ручку. Вращайте ручку между безымянным и указательным пальцами, во время вращения поднимая средний палец. Поймайте ручку средним и указательным пальцами, когда она закончит вращение.

Twisted sonic

Снова сожмите ручку между средним и безымянным пальцами, заведите ее конец за большой палец. Согните средний палец и выпрямите остальные. Прокрутите ручку между указательным, безымянным и средним пальцами. Во время вращения вытяните указательный палец и в конце сожмите ручку между ним и средним пальцем.

Источник

Трюки ручкой на пальцах рук

Как крутить ручку на пальцах

Pen Spinning – это красивое выполнение различных трюков с помощью обычной ручки. Даже самые простые трюки помогут вам скоротать время (например, на скучной лекции). Pen Spinning не только доставляет удовольствие вам самим, но и привлекает внимание окружающих людей. Итак, для того чтобы начать тренироваться в переборе ручки, вы должны знать следующие моменты.

Сперва вам необходимо узнать специфическую систему наименований пальцев, которая довольно популярна среди спиннеров.

• Большой палец руки обозначается как английская буква «T»

• Указательный палец – это «1»

• Безымянный палец – «3»

Также вам необходимо знать обозначение промежутков между пальцами, которые называются «слотами».

• Промежуток между большим и указательным пальцем обозначается как «T1»

• Между указательным и средним пальцем – «12»

• Средний и безымянный – «23»

• Слот между безымянным пальцем и мизинцем называется «34»

Немаловажную роль играет сама ручка, с которой вы начнете тренироваться. Ручка не должна быть ребристой, иначе вам будет неудобно ее крутить. На корпусе не должно быть каких-либо выпирающих элементов, которые будут мешать вам в процессе кручения. Центр тяжести ручки должен быть строго по центру. Стандартная и наиболее удобная длина ручки – 19 – 23 см.

Если ваша ручка слишком легкая, то вы можете утяжелить ее. Для этого засуньте пластилин, ластик или канцелярские скрепки в корпус ручки.

После этого вы можете начать изучать наиболее легкие трюки – Charge, Thumb, Sonic, TA. Для большего удобства зайдите на сайты, которые посвящены пенспиннингу. На них вы можете найти подробную информацию по трюкам, а также обучающее видео. Наиболее популярные сайты:

Для упражнений подбирайте стандартную и удобную ручку длиной 19-23 см.

Ручка не должна быть очень легкой — в противном случае засуньте в ее корпус ластик, пластилин или скрепки

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google
Privacy Policy and
Terms of Service apply.

Как вращать карандаш вокруг большого пальца

Вы когда-нибудь наблюдали, как кто-то в классе ловко вертит карандаш на большом пальце? Задумывались, как самому проделать такой нетрудоемкий и эффектный трюк? Шаги, необходимые для того, чтобы крутить карандаш вокруг большого пальца, легко изучить, но сложно довести до совершенства. При усердной практике очень скоро вы будете поигрывать карандашом как полицейской дубинкой!

Возьмите карандаш указательным, средним и большим пальцами. Держите его своей ведущей рукой — расстояние между указательным и средним пальцами должно примерно равняться ширине большого пальца. Другими словами, если бы не карандаш, большой палец мог бы удобно расположиться между указательным и средним.[1]

Средним пальцем сделайте движение, словно нажимаете на курок. В этом трюке основную силу вращения карандашу передает средний палец. Держа карандаш большим, указательным и средним пальцами, как описано выше, нажмите или щелкните средним пальцем к себе, будто нажимаете на курок. Если все сделать правильно, карандаш начнет поворачиваться вокруг большого пальца. Если не получается повернуть карандаш вокруг большого пальца, поработайте над захватом — если средний и большой пальцы слишком близко друг к другу, вероятно, вы подталкиваете карандаш на палец, а не вокруг него.[2]

Вращайте запястье, чтобы помочь карандашу повернуться вокруг большого пальца. У новичков обычно возникают проблемы с вращением карандаша в самом начале. Часто у них не получается описать полный круг карандашом вокруг большого пальца. Чтобы было легче, попробуйте вращать запястье, когда делаете движение средним пальцем. Мягко поверните запястье (как будто поворачиваете дверную ручку) в сторону от себя, когда нажимаете на курок. Это позволит придать карандашу дополнительный импульс; кроме того, так другие пальцы не будут мешать вращению карандаша.

Отставьте пальцы, чтобы не мешать вращению. Когда учитесь крутить карандаш, очень важно следить за расположением других пальцев после начального «толчка» средним пальцем. Распространенная ошибка среди новичков — невольно мешать вращению указательным или средним пальцами. Есть несколько техник, позволяющих не задевать пальцами карандаш, две из них описаны ниже:[3]

Поймайте карандаш. Самая впечатляющая часть вращения карандаша — даже не само вращение, а тот факт, что человек, исполняющий трюк, способен легко поймать карандаш и повторить трюк снова и снова. Освоив тонкости вращения карандаша, поработайте над тем, как его красиво «ловить». После одного поворота вращайте карандаш в сторону среднего пальца. Как только он коснется среднего пальца, большим и указательным пальцами поддержите карандаш с разных сторон.

Тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. С первых разов получаться будет вряд ли. Однако, как и в любом другом проявлении ловкости (например, вождении мотоцикла или показывании фокусов), со временем движения станут настолько естественными, что трудно будет вращать карандаш неправильно.[4]
Тренируясь, пробуйте различные захваты, техники и углы вращения, пока не найдете идеальное сочетание.

Что вам понадобится

Об этой статье

Эту страницу просматривали 139 864 раза.

Была ли эта статья полезной?

PEN SPINNING – искусство виртуозного вращения авторучки » SFW

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Итак, что же такое Pen Spinning. PS — это один из видов манипулирования, в частности манипулирование ручкой. Пока у нас pen spinning не на столько развит, как допустим в Азиатских странах, в частности Корее, Японии, которые являются родоначальниками данного вида развлечений, но тем не менее с каждым днём в Украине всё больше народу увлекается pen spinning’ом и втягивается в него с головой.

Наверника Вы замечали как на какой-нибудь из лекций, кто-то в аудитории начинал перебирать пальцами ручку. Сами того не зная, эти люди как раз и занимались pen spinning’ом, весьма относительно конечно, но тем не менее. Теперь подумаем о том, что если даже трюк первого уровня (а именно к первому уровню сложности относится данный перебор, который носит название FingerPass) помогает спастись от скучной лекции, то как станет пролетать время, если в Вашем арсенале будет ни один трюк, ну а предположим на первое время 10, и плюс бесконечное количество вариаций их соединения (combo).

Pen Spinning помогает ни только скоротать время, но он на самом деле доставляет удовольствие, как игра в футболл или любое другое Ваше любимое занятие, а чувство возникающее при «обуздании» нового трюка или связки как раз можно сравнить с голом, забитым Вами в ворота противника. А теперь представьте, что Вы можете играть в футбол в любое время, будь то лекционная аудитория или же рабочий офис.

Помимо того, что Pen Spinning доставляет удовольствие Вам лично, он также привлекает внимание всех окружающих. Из-за того, что на настоящий момент pen spinning’ом увлекается небольшой круг лиц, данный вид развлечения кажется довольно необычным и диковинным, если можно так сказать. Стоит начать крутить ручку в каком-нибудь многолюдном месте, так сразу же начинаешь ловить на себе заинтересованные взгляды окружающих и прохожих. Видно, что им это действительно нравится, но зовущие дела или просто скромность не позволяют им встать рядом и посмотреть твоё «шоу» от начала и до конца. Но уже сейчас в аудитория многих ВУЗов вокруг pen spinner’ов собираются зрители. Многие начинают учиться, спрашивать советов и приобщаются к движению.

Для большего удобства среди спиннеров распространена специфическая система наименований пальцев, а так же промежутков между ними.
Наглядная схема наименований пальцев и слотов.

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами

Большой палец — «T», от «thumb» (англ.).
Указательный палец — «1».
Средний палец — «2».
Безымянный палец — «3».
Мизинец — «4».

Промежутки между пальцами именуются «слотами», от «slot» (англ.), и называются соответственно:

Между большим и указательным пальцами — «Т1».
Между указательным и средним пальцами — «12».
Между средним и безымянным пальцами — «23».
Между безымянным пальцем и мизинцем — «34».

Во-первых, конечно же, развивает ловкость пальцев. Это полезно для музыкантов (боянистов, гитаристов, флейтисов). И для людей с другими необычными хобби, например, фингербордистам.
Во-вторых пенспиннинг развивает упорство (его понадобится не мало) и умение концентрироваться.
В-третьих, моторика рук взаимосвязана с нервными окончаниями и даже клеткам мозга. Поэтому вращение ручки, как ни странно, повышает интеллект. Правая рука отвечает за левое полушарие и наоборот.

Что для этого нужно

Затем нужно выучить базовые трюки и собрать из них любую вариацию. Полёт фантазии не ограничен. А обучающих видео в сети предостаточно.

Что ещё можно крутить

Источник

Тики у детей

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант­ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп­томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами
Таблица 1
Виды моторных тиков (В. В. Зыков)

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM–IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее, или транзиторное, течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп­томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2–6 мес до года, в редких случаях до 5–6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2–3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6–7 лет, частота встреча­емости в детской популяции — 6–10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8–10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10–12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3–7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8–11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12–14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2–3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12–15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу, проявля­ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет­ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики : девочки» составило «6 : 1» (табл. 2).

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами
Таблица 2
Распределение детей с тиками по возрасту и полу

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5–10 лет с пиком в 7–8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами
Таблица 3
Виды тиков у пациентов группы

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Как вращать ручку между пальцами. Смотреть фото Как вращать ручку между пальцами. Смотреть картинку Как вращать ручку между пальцами. Картинка про Как вращать ручку между пальцами. Фото Как вращать ручку между пальцами
Таблица 4
Распределение пациентов по типу лечения тиков

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1–3 мг/сут в 2 приема).

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2–6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5–1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

Тиаприд (Тиапридал): детям 7–12 лет рекомендуется по 50 мг (1/2 таблетки) 1–2 раза в день.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5–10 мг в день (1/2–1 таблетка), в 2–3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой­ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой­ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10–20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература

Н. Ю. Суворинова, кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *