Как все понимать на уроках
3 совета, чтобы понять любой предмет
Почему разделение на гуманитариев и технарей не работает, и что делать, если объяснение непонятно
Сложности могут возникнуть c пониманием любого школьного предмета, будь то физика, математика, литература или обществознание. Бывает трудно уловить логику построения дисциплины или причинно-следственные связи внутри неё. Из-за этого не получается запомнить теорию и выполнить практические задания. Объяснения учителя на уроке или чтение учебника не помогают, оценки становятся всё хуже, самооценка снижается. Рассказываем, как выйти из этого замкнутого круга.
Больше практики
Чтобы научиться решать математические задачи, писать сочинения или освоить иностранный язык, нужно постоянно этим заниматься. Результат не заставит себя ждать.
Научно доказано, что мозг обладает удивительной пластичностью, и если его определённым образом тренировать, он «отращивает» именно те нейронные связи, которые необходимы для усвоения конкретного предмета. Нейробиолог Сандрин Тюре на основе своих исследований утверждает, что человек может формировать в своём мозге нейроны нужного свойства и качества при регулярной практике.
Получается, разделение на гуманитариев и технарей не работает. Гуманитарию для изучения иностранных языков необходимо умение логично мыслить и анализировать информацию. Если вам легко даётся грамматика, значит, вы вполне способны понять и математику, поскольку она построена на логике и имеет стройную систему.
Такая же ситуация и с технарями. Если вам легко даётся понимание физических и химических формул или теории программирования, значит не должно быть проблем с грамотностью или написанием сочинений, ведь и то, и другое всего лишь умение использовать определённый язык для описания мира. Всё, что вам требуется — овладеть этим другим языком. Для этого нужно не отказываться от изучения сложного предмета из-за отсутствия склонностей, а напротив, постоянно заниматься именно им.
Поиск пользы и взаимосвязей
Как только мы решаем, что информация, умения или навыки нам не нужны, мозг перестаёт обрабатывать и усваивать эту лишнюю информацию, чтобы не тратить энергию впустую. Для того, чтобы усвоить предмет, сложный для понимания, нужно действовать наоборот — найти как можно больше причин, по которым он вам необходим. Это не так сложно, как кажется.
Например, математика, которая кажется бесполезной на практике, потому что вы будете поступать на юриста, тренирует логику и системное мышление, необходимые в любой профессии. Если вы хотите стать историком, умение понимать математические модели, анализировать статистику и строить графики пригодится вам и в этом случае.
Литература помогает расширить кругозор, понять себя и окружающих, сформировать морально-этические принципы. Грамотная русская речь необходима в любой профессии, чтобы формулировать свои идеи и взаимодействовать с людьми.
Биология, физика и химия учат понимать взаимосвязи и знакомят с устройством мира, формируют критическое мышление, необходимое современному человеку.
Несколько советов, которые помогут вам заинтересоваться той или иной дисциплиной:
Разобраться в причинах
Поняв причины, вы быстрее найдёте способ решить проблему, подходящий именно вашей ситуации.
Пропущены какие-то важные для понимания темы
В этом случае необходимо восполнить пробелы. Чтобы определить «проблемную зону», можно пройти тесты или обратиться за помощью к репетитору.
Нет уверенности в себе
Если вам кажется, что это не для вас, вы никогда это не поймёте, необходимо преодолеть сомнения в своих способностях и повысить самооценку.
Иногда понять тему или предмет сложно из-за плохого объяснения. Причины могут быть разными: от плохо написанного учебника до слишком сложного объяснения учителем.
Бывает так, что объяснение не подходит вам из-за индивидуальных особенностей восприятия. Например, люди, у которых лучше развит визуальный канал восприятия, быстрее усваивают информацию в виде схем или графиков. При слабом аудиальном канале лучше читать материал, а не слушать лекцию.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Каким должен быть урок, чтобы ребёнок всё понял: советы учителям и родителям
Подготовка к урокам часто занимает гораздо больше времени, чем сам урок и даже проверка тетрадей. Почему? Потому что это самый важный этап обучения. О том, как выстроить урок и не растерять драгоценные минуты занятия, рассказывает наш блогер, педагог Наталья Вечерина.
Самая распространённая ошибка начинающих педагогов — неумение планировать занятие. Вернее, даже не это. А возникающее внутреннее сопротивление при слове «планирование». Это ведь не так весело и интересно как придумывать упражнения. Отсутствие этого шага приносит немало разочарований молодым учителям. «Дети меня не слушают, им неинтересно, они устают», — знакомая история? Корень проблемы — в наивном предположении, что на уроке и так всё само сложится.
Представьте, что вы готовите борщ. Вы же точно понимаете, что хотите получить не салат, не окрошку и даже не рыбный суп. Вы берёте необходимые ингредиенты и из них начинаете готовить. Вы кидаете в кастрюльку только то, что вам нужно для получения результата. Вы соблюдаете определённые правила и временные рамки. Так и с обучением. Чтобы получить то, что мы хотим, мало желания. Нужен план.
Планирование занятия начинается с постановки целей и учебных задач. У хороших учителей на это уходит от 80 до 90% общего времени подготовки к уроку.
Возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. В одной колонке запишите, чему именно вы хотите научить учеников. Это цель. Во второй — запишите как, с помощью каких упражнений ученик освоит необходимый материал. Это учебные задачи. На основе этих двух пунктов и стоит продумывать занятие.
Как готовиться к урокам: чек-лист молодого учителя
Описывая цели, помните о глобальных образовательных целях. Какие они? Развитие речи? Кругозор? Умение планировать свою деятельность? От этого будут зависеть внедряемые в урок элементы, упражнения, типы заданий и даже содержание материала. Учиться читать, например, можно на стихотворениях. Весело, легко и показательно.
Если мы ставим цель «Научить детей грамотно говорить», то они должны иметь такую возможность — говорить, независимо от темы урока. Если мы хотим, чтобы наши дети имели широкий кругозор, то познавательные элементы нужно включать на протяжении всех занятий. Думаю, смысл понятен.
Ещё один важный фактор — продолжительность занятия. Стандартное время проведения урока в школе — 45 минут. А что в него входит? Есть разные типы уроков: урок усвоения новых знаний — когда изучается новый материал; урок проверки знаний — это всем известные контрольные работы; урок обобщения, урок повторения, и, самый распространённый — комбинированный урок, на котором происходит изучение темы какого-либо раздела. Тут мы и изучаем новое и проверяем изученное, отсюда и название «комбинированный». Комбинированный — самый распространённый тип урока. Если мы рассмотрим такое занятие, то увидим, что в нём можно выделить следующие этапы или смысловые блоки:
Начало занятия
Основная часть
Окончание занятия
На самом деле в структуре урока всё устроено очень просто: собрали внимание ребенка — поставили цели, наметили, что будете делать и зачем — подняли из памяти или напомнили сами те знания, которые нужны для понимания и усвоения новой темы — изучили новое — обобщили всё, что изучили — проверили — подвели итоги занятия. Три основных блока, каждый из которых имеет своё значение, свою подцель, свои задачи, свои упражнения или действия.
Способов, как именно вы будете проходить тот или иной этап — множество. Вы можете изучать новое с помощью просмотра видео — фильма, беседы, рассказа, либо выполняя практическую работу. Вы можете обобщить знания в виде схемы, опорного конспекта, пройтись по ключевым вопросам. Проверить усвоение знаний можно устно, с помощью тестов, выполнения заданий. Смысл один: проходя эти этапы, вы сможете обеспечить ребёнку полноценное «укладывание» материала в его голове.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.
Когда понял, что ничего не понял: как самому разобраться в теме урока
Подборку советов собрала Ирина Антонова, школа № 104, г. Челябинск
В материале, который дают на уроках, можно «заблудиться» из-за учителя, недавней ссоры с родителями или плохих отношений с предметом. Но важно понимать, что темы каждого урока, даже если кажутся незначительными, обязательно где-то всплывут. Без каких-то ты не сможешь написать тест, без других не поймёшь следующий, ещё более запутанный раздел. Мы собрали несколько советов, как разобраться в материале самому.
Кому-то удобнее работать с конспектами, выделяя важное маркерами, кому-то — чертить большие схемы. Если на уроке ты записывал слова учителя, попробуй дома сделать из текста таблицу. Если читал учебник, то проговори материал вслух, или используй диктофон и послушай сам себя.
Неимоверно полезный, пусть и очевидный совет, правда. Даже если учитель говорил по учебнику. обязательно открой его сам и попробуй разобраться. Читай вслух, делай конспект, перечитывай и выделяй сложные места. Ведь некоторым людям легче воспринимать информацию визуально.
Расскажи материал коту, маме или своей второй личности. Когда ты пытаешься объяснить что-то тем, кто ещё больше «не в теме», раскладываешь информацию на простейшие элементы, а они в это время занимают нужные «полочки»в твоей голове.
Попробуй расписать формулу своими словами. Сделай понятный текст о том, какие совершаются действия, что обозначают цифры и буквы. И про события, изображенные на карте, можно рассказать также, используя знакомые формулировки. Текст, который написал ты, будет легче понять и запомнить, чем множество крестиков, стрелок и сносок. Если такая информация есть в учебнике, но она написана очень «заумно», и вникнуть в нее бывает нелегко.
Обучающие мемы — золотая жила. Даже из вашей совместной фотографии можно сделать объяснение отношений между странами в войне. По ситуации из сериала — объяснить химическую формулу, понять, что такое категория состояния, и как работает сила тяжести. Плюс этого способа — появление ассоциаций, которые помогают ещё и запомнить материал.
В этом полезная сторона этих платформ (да-да, там есть и полезная сторона) — не только веселый, но и обучающий контент. За короткое видео человек может разъяснить тебе тему, опять же, простым языком. Конечно, если ты не знаешь нужных тебе каналов, поиск может занять много времени — тогда спроси у друзей, они могут подсказать. Также есть риск засесть на весь вечер, листая ленту, но такая опасность может быть и при рассматривании стены, так что нужно собраться и двигаться к цели.
Интернет, друзей и родителей в этой ситуации кое-что объединяет —другой подход, иные формулировки. Друзья и родители не профессионалы, как учитель, и не считают тему урока чем-то элементарным, поэтому и объяснять будут по-другому. Материал в интернете вряд ли повторяет текст учебника точь-в-точь, и он может быть проще для восприятия.
Скажи о проблеме учителю. Да, бывают те, кто наорет и обвинит тебя во всех смертных грехах заодно. Но большинство учителей ответят на твои вопросы. Поэтому главное — спрашивать конкретно. На твое «я ничего не понял» он может разве что все повторить. Но если ты подойдешь с определенными проблемами, укажешь на темные пятна, у учителя будет больше шансов объяснить именно то, в чем ты запутался.
Способы понять тему самому несомненно есть. Но быть включенным в урок все равно важно — ведь учитель не просто так объясняет темы. После дистанционки и самообучения даже хочется, чтобы кто-то опытный грамотно подал тебе материал.
Какие проблемы могут быть у школьников
Родители говорят так:
Это о каких детях сейчас речь? О «слабых» с трудностями в развитии или у способных? Это может касаться и о тех, и о других. Просто все надо рассмотреть отдельно, и понять, почему возникло, что можно сделать. Итак…
Ему не хочется учиться
Нежелание учиться, отсутствие интереса может быть вызвано чувством небезопасности. А оно навеяно может быть и плохими отношениями в семье. Но в основном ребенок боится быть непонятым и непринятым.
Кем? Родителями и учителями. Ведь они его успехи в школе оценивают. И не факт, что хорошо, раз страх есть. Потому что дома могут быть чересчур заняты успехами ребенка. А учитель? Он же ждет от ученика чего-то. Если даже дома у ребенка будет все неплохо, он может разочаровать учителя. Вот и включает он неинтерес к учебе, как защиту…
Не хватает внимательности
Тут тоже часто виноваты неврологические причины. Однако более всего внимание школьника может страдать из-за стресса, отсутствия внимания учителя, когда много детей в классе. А стресс — такая штука, которая заставит все ресурсы организма защищаться.
Между тем, взрослые отвечают за ощущение стабильности ребенка учащегося в младших классах. И они могут помочь ребенку ориентироваться, владеть вниманием и пр. Учитель тут – еще больший помощник. Понятно, что при семейном обучении этих проблем нет.
А еще, кроме стресса, дети каждый по-своему способны обрабатывать тот или иной объем информации, концентрироваться на чем-то, переключать внимание. Это норма может быть, но несовпадение с параметрами, которые признают в школе. Так, при семейном обучении, где учитываются все эти факторы, дети лучше учатся, а в школе – отстающие.
Получает плохие оценки
Да, он учится плохо. Порой по всем предметам или по одному. Последнее характерно для незрелости каких-то зон мозга. Скажем, математика. Ну и так далее. А еще могут влиять отношения ребенка и учителя – если он боится, он и ошибок столько от страха наделает, что сосчитать будет трудно…
Боится у доски отвечать
Да, если он дома учится, он не боится – никто ж смеяться не будет, учитель спокойно все объяснит. А в школе? Это сплошная тревога, начинающаяся со звонка с урока… Чего уж там говорить об экзаменах – дети от страха перед испытаниями такими забывают все, что знали. Стресс? Еще какой.
То ли еще будет, если не принять меры. Ведь впереди – выпускные экзамены, в институт… Ребенок, поняв, что его плохо оценили один раз, оценят плохо и в другой, всю жизнь… Школьные страхи на корню убивать.
Не общается
Маленькие дети ощущают свою отдельность от мира, то, как он на них действует и как могут на него сами воздействовать. И постепенно понимает, какие сигналы подает ему его организм в той или иной ситуации. Но может начать вести себя парадоксально, потому что боится – то ли двойку получить, то ли, что его накажут. И записывают его как «проблемного», вместо того чтобы помочь.
Что делать?
Чтобы ребенок научился понимать в школе то, что говорят, что задают, учил уроки, надо, во-первых, выбирать – в школе ему учиться или дома, во-вторых, максимально задействовать себя в этом процессе. Ведь, как показывает практика, если школа и семья- союзники, то до страхов и прочих неприятных моментов может и не дойти. Каждый на своем месте делал бы свое дело, не стоял бы сейчас этот вопрос.
Так что лучше – чтобы ребенок учился с педагогом дома, потому что вы не занимаетесь с ним и не обращаете на него внимания? Или пусть бы в школу ходил, учился общению и противостоять трудностям? Вот и делайте свой выбор сами…Или в свою пользу, или в пользу ребенка, которому никак одному не справиться с тем, что на него резко навалится.
«Я ничего не понимаю на уроке!» — что делать
Как часто бывает – несколько учебных дней прошло, а уже начались проблемы. Ребенок плачет, не может выполнить уроки, заявляя, что не пойдет в школу. А учителя жалуются на ученика, мол, ведет плохо себя. Вроде, не бестолковое дитя, а тут такое. В чем дело? Специалисты говорят, что тут включается так называемый школьный стресс. Он-то и выдает неуспеваемость такую, трудности в общении. Как же быть, чтобы ребенок правильно пережил этот этап в своей жизни?
Какие проблемы могут быть у школьников
Родители говорят так:
Это о каких детях сейчас речь? О «слабых» с трудностями в развитии или о способных? Это может касаться и тех, и других. Просто все надо рассмотреть отдельно, и понять, почему возникло, что можно сделать. Итак…
Ему не хочется учиться
Нежелание учиться, отсутствие интереса может быть вызвано чувством небезопасности. А оно навеяно может быть и плохими отношениями в семье. Но в основном ребенок боится быть непонятым и непринятым.
Кем? Родителями и учителями. Ведь это они его успехи в школе оценивают. И не факт, что хорошо, раз страх есть. Потому что дома могут быть чересчур заняты успехами ребенка. А учитель? Он же ждет от ученика чего-то. Если даже дома у ребенка будет все неплохо, он может разочаровать учителя. Вот и включает он неинтерес к учебе, как защиту…
Не хватает внимательности
Тут тоже часто виноваты неврологические причины. Однако более всего внимание школьника может страдать из-за стресса, отсутствия внимания учителя, когда много детей в классе. А стресс — такая штука, которая заставит все ресурсы организма защищаться.
Между тем, взрослые отвечают за ощущение стабильности ребенка учащегося в младших классах. И они могут помочь ребенку ориентироваться, владеть вниманием и пр. Учитель тут – еще больший помощник. Понятно, что при семейном обучении этих проблем нет.
А еще, кроме стресса, дети каждый по-своему способны обрабатывать тот или иной объем информации, концентрироваться на чем-то, переключать внимание. Это норма может быть, но несовпадение с параметрами, которые признают в школе. Так, при семейном обучении, где учитываются все эти факторы, дети лучше учатся, а в школе – отстающие.
Получает плохие оценки
Да, он учится плохо. Порой по всем предметам или по одному. Последнее характерно для незрелости каких-то зон мозга. Скажем, математика. Ну и так далее. А еще могут влиять отношения ребенка и учителя – если он боится, он и ошибок столько от страха наделает, что сосчитать будет трудно…
Боится у доски отвечать
Да, если он дома учится, он не боится – никто ж смеяться не будет, учитель спокойно все объяснит. А в школе? Это сплошная тревога, начинающаяся со звонка с урока… Чего уж там говорить об экзаменах – дети от страха перед испытаниями такими забывают все, что знали. Стресс? Еще какой.
То ли еще будет, если не принять меры. Ведь впереди – выпускные экзамены, в институт… Ребенок, поняв, что его плохо оценили один раз, оценят плохо и в другой, всю жизнь будет страдать. Школьные страхи на корню убивать.
Не общается
Маленькие дети ощущают свою отдельность от мира, то, как он на них действует и как могут на него сами воздействовать. И постепенно понимает, какие сигналы подает ему его организм в той или иной ситуации. Но может начать вести себя парадоксально, потому что боится – то ли двойку получить, то ли, что его накажут. И записывают его как «проблемного», вместо того чтобы помочь.
Что делать?
Чтобы ребенок научился понимать в школе то, что говорят, что задают, чтобы учил уроки, надо, во-первых, выбирать – в школе ему учиться или дома, во-вторых, максимально задействовать себя в этом процессе. Ведь, как показывает практика, если школа и семья — союзники, то до страхов и прочих неприятных моментов может и не дойти. Каждый на своем месте делал бы свое дело, не стоял бы сейчас этот вопрос.
Так что лучше – чтобы ребенок учился с педагогом дома, потому что вы не занимаетесь с ним и не обращаете на его внимания? Или пусть бы в школу ходил, учился общению и противостоять трудностям? Вот и делайте свой выбор сами…