Как все успеть в декрете
8 правил продуктивного декрета: как успеть всё и не вымотаться
Во время беременности кажется, что декретный отпуск — это очень много свободного времени. После рождения ребёнка оказывается, что это не совсем так. Наш блогер, психолог и многодетная мама Алёна Танина делится советами, как успевать в декрете всё, что запланировано, и объясняет, почему нельзя забывать про отдых.
Мам в декрете можно условно поделить на два вида:
В чём же между ними разница? Просто вторые используют несколько правил для мам в декрете.
1. Думайте о себе и своём личном времени в первую очередь
Нет, это не стыдно. Нет, это не сложно. Да, так можно и нужно. В самолёте стюардесса даёт инструкцию, как действовать в случае аварийной ситуации. Что она говорит? «Сначала наденьте маску на себя, и только потом — на ребёнка».
Когда вы наполнены ресурсами, довольны жизнью и собой, вы сможете дать семье больше счастья. Не сильно ухоженная и сильно нервная мама/жена/подруга мало вдохновляет и мало приносит удовольствия. Чтобы что-то отдавать, нужно иметь достаточно ресурсов на это!
2. Рассчитывайте свою нагрузку
Вы стали мамой, и нужно в первую очередь принять тот факт, что жизнь не осталась прежней, ваше время больше не принадлежит только вам. Перестаньте вести дела так же, как вы делали это до рождения ребёнка.
Высчитайте, сколько времени у вас осталось на себя и заново распределите его на свои потребности. Уход за собой, встречи с подругами, походы по магазинам теперь будут другими, на них просто-напросто останется меньше времени.
Не надо включать героиню и стараться сделать всё и сейчас. Планирование теперь должно стать другим. Если раньше у вас был просто список дел на день, то теперь для этого потребуется подготовительная работа.
3. Адекватно рассчитывайте своё «свободное» время
Если новорожденный спит почти весь день — можно впихнуть в это время и маникюр, и любимую книгу, и собственный сон, но в три месяца мама уже проводит намного больше времени в заботах о ребёнке.
Не спрашивайте у подруг, сколько времени они отводят для себя. Все дети разные, все мамы разные, тут не получится взять чужую схему и применить к себе. Считайте, не ленитесь, это действительно того стоит.
4. Определите ресурсы (муж, подруги, бабушки, няни и другие помощники)
Не стесняйтесь просить о помощи близких, подруг, мужа. Это огромный ресурс, который позволит вам больше отдыхать, восстанавливаться, успевать и в семье, и в творчестве, и в бизнесе. Спросите у каждого потенциального помощника, когда и сколько времени он может выделить вам и ребёнку. Например, бабушка может помочь в воскресенье, а подруга выходная по вторникам. Впишите их помощь в свой распорядок дня/недели и можно планировать на это время дополнительные занятия.
Как я отдыхаю в декретном отпуске. И почему это худший отпуск из всех
Кстати, ваши помощники — это не только люди. Сюда входят и бытовая техника (посудомоечная машина, сушилка для белья, пароварка и так далее), и сторонние ресурсы (ужин в кафе вместо готовки дома, курьерская доставка вместо походов по магазину с коляской в ужасную погоду). Приучите себя просить помощи, не стыдитесь этого. Научитесь видеть возможность освободить время для себя. Вы удивитесь, насколько быстро мир откликнется на ваш запрос.
5. Приоритезируйте задачи
Понимая, что всё на 100% вы определённо не сделаете, чем-то придётся пожертвовать. Легко писать планы, тяжело вычёркивать ненужное. Это тоже определённый навык, его нужно развить в себе.
6. Не впихивайте «невпихиваемое» в свой день
Составляйте план не на сегодня/завтра, а минимум на неделю. Это убережёт вас от лишнего самобичевания по поводу того, что вы что-то не успели сделать сегодня. У вас всегда будет запас времени для тех дел, которые сорвались сегодня, но могут реализоваться в течение пары дней или недели.
Секрет не в том, чтобы успевать за день переделывать уйму дел, а в том, чтобы делать «норму» регулярно!
7. Перестаньте планировать «в голове»
Прокрученные по триста раз планы в голове не дают ощущения, что вы всё сделали. Наоборот, всё чаще начнут всплывать недоделки, и в итоге вы расплодите в своей голове «динозавров», которые всё сложнее и сложнее будет реализовать.
Выносите всё на бумагу. Перестаньте тешить себя иллюзией, что всё в руках судьбы и запланированное может пойти кувырком из-за детей. План даст структуру и опору в каждом дне, будет понимание того, что вы хотите сделать.
Долгосрочные планы-динозавры, какие-то мечты и цели разбейте на маленькие кусочки и встройте в ежедневный план. Так в неделю будет выполнено пять-семь шагов по направлению к той самой цели, через месяц это уже 20-30 шагов. Представьте какие горы можно свернуть, всего лишь регулярно выполняя одно дело в день, ведущее к цели?
8. Откажитесь от ночного образа жизни в ущерб сну
Быть «совой» вы имеете право, если днём есть возможность отоспаться. Если вы «сова», но вам нужно вставать в шесть утра, чтобы тусоваться с ребёнком, вести его в садик, кормить, играть и так далее, то вы просто сжигаете свои ресурсы, жертвуя сном.
Накопленный недосып потом плохо сказывается и выливается в болезни, неврозы, дергающийся глаз, либо просто в хроническую нехватку сил и энергии. Сон необходим для восстановления. Наивно думать, что поспав четыре часа, вы нормально восстановились.
Не приучайте себя активничать после отбоя ребёнка, лучше лягте с ним пораньше и утром на свежую голову сделайте свои дела. Если вечером ваша эффективность выше и мозг работает лучше, то работайте вечером, но обеспечьте себе утренний сон или досыпайте днём с ребёнком, не работайте на износ.
Внедрите в свою жизнь эти небольшие правила, наполняйте себя и своё пространство лёгкостью, радуйтесь собственной продуктивности. И совсем скоро вы сможете высвободить пару-тройку часов в день на хобби или подработку.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как все успевать в декрете: ТОП 10 правил молодой мамы
Молодые родители после рождения рождением ребенка сталкиваются с проблемой совмещения ухода за малышом, домашних обязанностей и времени для себя. Общие рекомендации по планированию времени можно узнать из советов специалистов и психологов, но лучше всего воспользоваться опытом таких же пар. Вот одна из историй современной девушки, которая столкнулась с определенными сложностями.
Мой декрет начался 8 месяцев назад. У меня 2 высших образования и более 7 лет опыта работы в журналистике и PR-компаний. Но при этом я была совершенно не готова к повседневным хлопотам по дому. Наверно, меня можно было отнести к типичным городским девушкам, которые привыкли проводить все время с подругами в кафе, клубах, кино и других развлекательных заведениях.
Как я изменила свою жизнь
Первые два месяца моего декрета были еще и последними деньками моей беременности. Я была окружена вниманием и старалась совладать с собственной ленью, чтобы не лежать сутками на диване.
С рождением ребенка начались мои трудности. На мне одной оказались уход за ним и домашние дела. Малыш все время капризничал и, успокаивая его, я не успевала ничего сделать, даже принять душа или приготовить мужу еду. Мы стали частыми посетителями ресторанов (или заказывали еду из ресторанов), и это ударило по нашему семейному бюджету. Да и я сама оказалась не готова к такому, поэтому постепенно стала похожа на сварливую домохозяйку из популярных анекдотов.
Но вот настал момент, когда мне надоел такой распорядок жизни, и я решила что-то изменить. Завела ежедневник, в котором начала записывать новые устои своей жизни. Сразу оговорюсь, что не собираюсь открывать Америку. На тему того, как все успевать написана куча статей и даже книг. Я попытаюсь поделиться своим опытом и в максимально краткой форме изложить небольшие советы. Ведь я знаю, что у молодых мам очень мало времени. Я хочу рассказать о своем опыте материнства и дать молодым мамам некоторые советы, которые мне в свое время очень помогли.
1. Распорядок дня
Это самое важное условие для полноценной жизни молодой мамы. Большинство женщин в декретном отпуске поздно ложатся спать, и при этом рано встают по утрам, причем с большим трудом. А если еще учитывать ночные кормления ребенка… В общем постоянный недосып может привести к хронической усталости, быстрому изнеможению и выгоранию. В дальнейшем вам будет сложно успевать делать все свои домашние обязанности мамы и жены.
Я знаю много женщин, у которых есть дети. При этом они все успевают и дома, и на работе. Секрет в том, что они стараются соблюдать правильный режим сна, – они рано встают и рано ложатся.
Постарайтесь как можно подробнее расписать распорядок дня, а затем придерживаться его. Благодаря этому вы сможете спланировать свои дела, будете успевать их делать, и при этом еще останется время на семью и себя.
Многие молодые мамы недоумевают, “какой может быть режим дня, если в доме есть маленький ребенок…” В чем-то они правы. Поэтому распорядок дня должен быть составлен с учетом естественных биоритмов и потребностей ребенка. Обязательной составляющей распорядка дня должны быть ежедневные прогулки с малышом, купание, массаж, а потом добавлять все остальное.
2. Планирование дел
Походы к врачу, закуп продуктов надо планировать. Каждую неделю с помощью Evernote я составляю меню на всю неделю, т.е. я знаю, что в четверг буду готовить запеченный сибас. В интернете есть куча приложений с рецептами, с помощью которых можно еще и составить список продуктов. Например, рецепты Юлии Высоцкой или Bon Apetite. Такое планирование позволяет мне не тратить время на ежедневные походы в магазин, если вдруг мне захочется сделать лазанью, а дома нет мускатного ореха. Все продукты закупаются один раз на всю неделю.
3. Дробление дел
Готовка – это занятие, которым приходится заниматься каждый день. Однако я выбираю простые рецепты. Отличными помощниками в этом деле мне стали духовка и мультиварка. Но даже с ними мне требуется около часа на готовку ужина. Многих ли вы знаете маленьких детей, которые будут столько времени сидеть спокойно?
Так как мои дела были распланированы заранее, то рацион семьи на завтра уже известен. Саму готовку я стараюсь разделить на несколько частей, чтобы успеть сделать как можно больше дел. Я знаю, что будет на ужин завтра, поэтому могу разделить процесс на части для его ускорения. Например, с вечера нарезать овощи или замариновать мясо.
Точно также можно дробить все домашние обязанности, включая уборку, задания по проектам (для фрилансеров). Например, я делала это так: сегодня я мою пол, а завтра вытираю пыль.
4. Хронометраж
Определите для себя, сколько времени вам требуется на выполнение тех или иных дел по дому, и старайтесь всегда его придерживаться. Если вам необходимо в 11 утра куда-то выйти, то старайтесь сделать это именно в это время, а не позже.
Можно установить в каждой комнате часы. Это позволит всегда быть в курсе «сколько сейчас времени», и выполнить при этом все запланированные на день задачи.
5. Привлечение помощников
Попросите членов семьи иногда присматривать за ребенком, чтобы у вас была возможность отдохнуть. Для меня такими помощниками стали муж, бабушки и дедушки. Пока бабушки и дедушки гуляют с ребенком, вы можете отдохнуть. Моим помощником чаще всего выступает муж, ну и, конечно, спасают игрушки, качели, детский стульчик, а еще посудомоечная машина, кухонный комбайн и стиралка.
6. Распределяйте обязанности
Домашние обязанности должны быть разделены между всеми членами семьи. Не правильно, когда все дела ложатся на плечи одного человека, поэтому не стесняйтесь просить помощи. Путь один из вас займется готовкой, а другой потом вымоет посуду и вынесет мусор.
Персональное видеопоздравление от Деда Мороза
Большинство женщин совершают одну и ту же ошибку – взваливают все на себя. При этом начинают делать все обязанности по дому, а потом еще и высказывают мужу, что сделали что-то за них. В дальнейшем эти дела постепенно переходят на женщину, так как муж привыкает, что за него все делают.
Ошибка многих женщин заключается в том, что они берутся за чужие обязанности, если видят, что они не сделаны, и начинают потом высказывать, что я мол за тебя вынесла мусор.
Не доводите до такого! Лучше напомните мужу о невыполненных делах. Но не перегните палку, иначе станете той самой сварливой женой. Распределите все дела по дому на всех, чтобы каждый член семьи отвечал за что-то. И только так мама не превратится в загнанную бытом женщину.
7. Не откладывайте на потом
Не оставляйте дела на потом, если есть возможность сделать их сразу. Вернулись с магазина с покупками? Разложите их сразу. Приготовили еде? Почистите плиту. Пообедали? Вымойте за собой посуду, ведь на мытье одной чашки уйдет меньше времени, чем потом на целую кучу, которая скопится за день. И все в том же духе…
8. Находите время на себя
Придерживаться режима и выполнять свои домашние обязанности лучше всего, когда у вас хорошее настроение. А что для этого нужно, помимо спокойствия ребенка? Каждая молодая мама все еще остается девушкой, которой нужно чувствовать себя привлекательной. А для этого уже требуется уход за собой. Примите утром душ, сделайте несложную прическу и нанесите легкий макияж. Вот самые простые советы для каждой женщины, чтобы целый день чувствовать себя уверенно.
Я часто гуляю с ребенком на улице и вижу, что многие мамы совершенно забывают о себе. Они перестают ухаживать с собой, и из красивых нарядов перелазят в спортивные костюмы. Сомневаюсь, что их мужей устраивают подобные изменения в женах.
Когда муж приходит домой, возьмите ребенка и встретьте его в дверях. Мелочь, а приятно. Думаю, из таких мелочей и строятся отношения.
9. Упрощайте
Старайтесь упростить свои дела. Выбирая рецепты, не берите особо сложные блюда. Для себя я поставила цель вкусно накормить семью и гостей, а не поразить их заокеанскими изысками. Сложные блюда я готовлю, но не чаще раза в неделю. Также всегда даю себе по воскресеньям отдых от готовки.
10. Не забывайте про свои увлечения и друзей
Для этого я стала пользоваться Time management. Некоторые мужья сами постоянно общаются с друзьями, но при этом запрещают то же самое делать женам. Или против ее увлечений. Они забывают, что женщина счастлива тогда, когда мужчина принимает ее не только как бесплатную домработницу. Если у человека нет возможности заниматься любимым делом, то он несчастлив.
Заключение
В конце своего рассказа хочу поблагодарить всех, кто его прочитал. Данные мной советы просты, однако люди часто о них забывают. Я решилась поделиться своим опытом, чтобы поддержать других девушек и помочь им быстрее освоиться с такой новой для них ролью как «мама».
Вот что пишут мамочки с форумов
Юля: Макияж ношу легкий. Ногти крашу редко, на салон нет времени. Поэтому предпочитаю аккуратность. Готовлю простые блюда, редко делаю трудоемкие. Глажу только вещи на улицу, ибо ребенок шилопоп, боюсь за утюг схватится. Отвлекаюсь когда он ложится спать вечером в 21. Утром встает в 6, иногда в 5. Поэтому энергии не хватает, ложусь с ним днем, часа на 2. Из развлечений: чтение книг, общение, изготовление браслетов из натуральных камней и вязание игрушек крючком (очень редко).
Дарья: Мне кажется главный секрет в том, что всё успеть невозможно. «Скажите, как Вы все успеваете » — «Всё просто, я не успеваю» (С) 🙂 Расставляйте приоритеты, радуйтесь своим достижениям, если успели сделать что-то из запланированного списка (планируйте день, делите дела на важные, срочные, на неважные, не срочные), хвалите себя, не самоуничтожайтесь мыслью «я ничего не успеваю».
Светлана: я ничего не успеваю… стирает машинка, готовит мультиварка ( по крайней мере не сгорит и не убежит) спать где упала там и сплю (бывает вечером я сплю, деть мультики смотрит) пола мою 1-2 раза в день, на себя только при спящем, но я не крашусь практически, иначе он будет такой же или истерика на весь день. ему надо все как мама(((( и гуляю в день 3-4 часа, стараюсь что бы уснул на улице, тогда можно в кафе, можно по магазинам, можно себе вкусняшку какую запретную купить ))))
Garold-99: Расставляйте приоритеты, делайте список задач на день, считайте время которое это займет, а потом отсеивайте, более важные дела на первое место, вторичные на второе, не бегите за всем сразу, вы нечего не успеете, а лучше и вообще планируйте дела на неделю вперед, составляйте график, сначала будет сложно, но потом начнете привыкать.
Lheim: Все успеть никак не получится. Все равно придется чем-то жертвовать. Хорошо, если есть помощники, кому можно доверить уборку/готовку и т.д. Но если их нет, успевать сложно, если только в ущерб сну, и долго так не протянуть. Главное в этом деле – собственная расторопность и умение подстраиваться под ситуацию. В любом случае придется совмещать уход за ребенком с каким-то делом: или уборкой, или подработкой. Очень важно не стремиться все сделать идеально, т.к. лучшее враг хорошего. Если малыш совсем крошечный, поможет слинг или эргорюкзак: дитенка к себе, ему хорошо, и руки свободны. Если малыш постарше, то манеж – это то, что нужно.
Видео советы: Как всё успевать делать с ребенком? Советы мамочкам
Советы молодой мамочке: 10 правил: как все успеть с маленьким ребенком
Как все успевать: 10 советов для мам в декрете
С появлением малыша в доме забот у родителей прибавляется. И если папа, как основной кормилец, пропадает весь день на работе, а по вечерам заслуженно отдыхает, то с молодой мамой дела обстоят по-другому. Обычно именно женщина уходит в декрет и становится домохозяйкой на три года.
Как все успевать маме в декрете, если помощь родных недоступна – у нас есть несколько полезных советов. Поверьте, такое возможно, и сейчас вы узнаете, как это осуществить.
1. Анализируйте свой день
В жизни каждого человека уйма времени уходит в никуда, а он даже не замечает этого. Помните «Сказку о потерянном времени», где минуты, потраченные детьми впустую, злые колдуны собирали в мешок, и ребята становились стариками? Это наша тема.
Книги по тайм-менеджменту дают советы не только для молодых мам, но и всем, кто ценит каждую минуту: проанализируйте свой день.
Прежде чем паниковать: «Я ничего не успеваю!» (это точно не поможет), прямо сейчас возьмите блокнот и начните записывать каждое ваше действие. Необходимо расписать 24 часа жизни, причем сделать это честно: вы же хотите узнать, куда убегает время.
После того, как на листе отобразился распорядок дня, выявите, на какую деятельность уходит львиная доля жизни. А определив основных «времясосов», оптимизируйте день.
В 90% случаев главными поглотителями времени оказываются:
Выйдя в декрет, молодая мама получает возможность подготовиться к родам, изучить опыт других женщин на форумах.
Достаточно набрать в поисковой строке «Я в декрете», как появится множество ссылок на интереснейшие истории реальных людей, прошедших через то, что вам только предстоит. Они затягивают, а время убегает.
2. Спланируйте дела
Вы не задумывались, почему каждое успешное предприятие занимается планированием деятельности? Ответ прост: чтобы добиться успеха, необходимо наметить путь и двигаться по нему.
Семья – это предприятие в миниатюре, поэтому разобраться, как все успевать в декрете и после него, поможет составление четкого расписания.
Не нужно расписывать каждый день по минутам: все равно вмешается форс-мажор и внесет свои коррективы.
.Лучше поступить следующим образом:
Выполняя задания одно за другим, вы удивитесь, как много времени высвободилось! К тому же, покупки по списку помогают экономить деньги.
Подробное дневное расписание будет легче исполнять, если разделить дела на 2 части. К примеру, в первой половине дня мама должна успеть приготовить еду, а после обеда – погулять на улице.
3. Соедините воедино
Выполнить все задуманное иногда не получается. Нужно учитывать появление внезапных дел (поездок, посещений врача, др.), отнимающих ваше время.
Тогда как выжить в декрете, если все, что написано выше, не работает?! Работает, не беспокойтесь. Просто вместо выполнения каждого дела по очереди сгруппируйте их.
Например, если вы учитесь, то грызть гранит науки можно во время приготовления еды. Современные учебники выпускают в форме аудиокниг.
Когда малыш капризничает, лучшего повода заняться шейпингом не найти: включите музыку и убаюкивайте крошку, совершая танцевальные па, приседания или скручивания.
Так вы освободите несколько часов на неожиданные события. Или просто для того, чтобы полениться с чувством выполненного долга.
4. Используйте Интернет с умом
Если раньше вы могли себе позволить часами разглядывать фотки котиков, то сейчас настало время перейти на новый уровень.
Пользователь 2.0 употребляет онлайн-технологии во благо себе:
5. Технический прогресс в помощь
Слава инженерам, создающим для нас бытовых помощников! Обязательно используйте новинки технической мысли себе во благо. Сэкономить время вам помогут:
Для прогулок поместите малыша в кенгуру или слинги, чтобы не возиться с коляской. Манежик или развивающий коврик хороши для безопасного размещения крохи, пока мама занята.
6. Не геройствуйте
Этот совет для суперответственных мамочек, которые стремятся взвалить на свои хрупкие плечи весь домашний. Ваши силы – не бесконечные, а орден матери-героини вам никто не даст.
Не забывайте о супруге. Изможденный вид жены вряд ли поднимет ему настроение. Мужу нужна красивая и веселая спутница жизни.
Помните об этом и используйте помощь близких в быту.
Не стесняйтесь просить помощи: родные и близкие понимают степень вашей загрузки. Они с радостью придут на подмогу.
Все дела будут переделаны, а вы сохраните силы, чтобы уделить внимание любимым.
7. Уборка каждый день
Чтобы не уставать, выделяйте для каждодневной уборки 15-20 минут.
Это время тратьте на активную чистку: мойку пола – сегодня, уборку кухни – завтра, протирания пыли с полок – через день. Далее – отбраковку вещей в шкафу, мытье стекол и зеркал. Так, вы не утомитесь, а квартира будет содержаться в чистоте.
8. Каждому – свое
Настоящая семья – это полноценные партнеры, умеющие договариваться. Вы с мужем именно такие. Распределите обязанности между собой, чтобы поддержать друг друга. Если один готовит, то другой убирает со стола.
Не следует обязывать супруга выполнять работу. Так вы его оттолкнете. С юмором предложите разделить труд по-братски, это лучше подействует.
9. Лучшее – детям
Самое лучшее, что вы можете подарить ребенку – это внимание. За ворохом домашних дел порой не видишь малыша. А он, одинокий, капризничает и плачет, стараясь добиться ласки.
Занимаясь делами, посадите детку в слинги. Малыш будет видеть ваше лицо, чувствовать тепло тела. В песочнице помогайте строить куличики. Вместе играйте в мяч, рисуйте: малыш должен ощущать любовь, чтобы быть спокойным.
10. Помните о себе
Научитесь расслабляться. Тогда и работа не покажется бесконечной.
Отвлечься хорошо помогает любимое хобби. В декрете можно начать изучение живописи, вышивки или познать секреты ваяния глиняных фигурок.
Заключение
Чем заняться маме в декрете, чтобы отвлечься от домашних хлопот, абсолютно неважно. Главное – получать от хобби удовольствие. Выделите в расписании обязательные 30 минут для себя: это время поможет восстановить силы и привести в норму мысли.
Любите своих близких, но не забывайте о себе, и вы станете самой лучшей мамой на свете.