Как вспомнил сафонов об учительнице

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице

Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице

По рассказу Юрия Бондарева «Простите нас»

родственников. Но ехал сюда Сафонов не специально, возвращаясь из южного санатория, он проезжал мимо этого провинциального городка)
Текст: «И вдруг…

4. С кем прежде всего связаны воспоминания Павла о городе детства? Витька – первая мальчишеская преданность, Вера – первая любовь.

5. Воспоминания детства ведут Павла по старым адресам. Встретился ли он со своими друзьями?

6. А с кем встречается Павел? Вспоминал ли он о своей учительнице?
(Он вспомнил о ней случайно, увидев так же внезапно силуэт своей школы)
Текст: «внезапно в проеме…»

7. Какие чувства охватывают Павла?
(Радость воспоминания, узнавания, чувство восторга перед прошлым беззаботным временем)

8. И только тут вспоминает о своей учительнице.
Текст: «Здесь жила Мария Петровна…блестящее математическое будущее».

9. С каким чувством идет Павел к учительнице?
СЛОВА: осторожно, сдерживая дыхание

10. Какой увидел Павел сою учительницу? Деталь: только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены. Что значит здесь слово «знакомо»? Оно возвращает нашего героя обратно в пору юности, переносит его во времени.
СЛОВО: знакомо

11. Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследите по тексту.
СЛОВА: настороженность, неверие, испуганно
Откуда эта настороженность? Мы ответим на этот вопрос позже, а пока
посмотрим, какие чувства владеют Павлом Георгиевичем при этой встрече?
(Он обрадован и в то же время робеет, смущается, чувствуя себя вновь школьником.
Текст: «Он хотел пожать руку….матери»
СЛОВА: как матери

12. Почему такое сравнение видим мы?

13. Какие чувства испытывает Павел, оставшись один в комнате учителя?
(Обстановка прежняя вновь переносит его в юношеские годы, однако он ощущает, что «пропасть времени…»
СЛОВА: пропасть времени между Пашкой и Павлом Георгиевичем

14. Давайте перечитаем диалог в самом начале разговора. Учитель помнит каждый успех и каждую шалость, воспоминания объединяют, сближают.

15. Когда разговор заходит о прежних друзьях, узнаем. (что многие стали большими людьми, а учитель помнит их и следит за их судьбами)

16. Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли ее, М.П. отвечает уклончиво и все время переводит разговор на другое?
(Оказывается, к ней заходит только один ученик их выпуска)
Текст: «Ко мне часто …»

18. Какие чувства владеют П.Г. в этот момент?
СЛОВА: не по себе, двойной смысл?

19. Какой двойной смысл можно рассмотреть в словах учителя?
(Первый – буквальный: подтверждающий ответ самого Павла. Второй – гораздо глубже. Сафонову стало стыдно за себя и своих успешных одноклассников.)
СЛОВА: очень плохо не помнить школьных товарищей,
Очень плохо – забыть тех, кто учил и воспитывал тебя.

20. О чем напоминают слова «очень плохо»? (О школьной отметке)

21. Какую оценку получает ученик Сафонов от своей школьной учительницы? Очень плохо – за что? Дополним запись в тетради.

Здесь рассказывают где скачать музыку с вк и много других советов.

Источник

Урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас!»

Действие произведения начинается с того, что у главный герой, ставший главным конструктором на своем заводе захотел навестить своих друзей в родном городе. После отдыха на юге Сафонову взгрустнулось в Москве, и он с необычайной радостью помчался в родные места.

Когда он ехал в поезде, то он вспоминал свои детские годы, как бегал босиком по мокрой траве, как бродил низинам степной дороги и целовался с Верой, его школьной подругой. Может быть, поэтому ему и захотелось узнать, какие произошли изменения с его городом, встретиться с бывшими одноклассниками. Он не доехал до города специально, чтобы пройтись до него пешком, рассматривая при этом каждое местечко, наслаждаясь запахами осенней природы. Он шел по улицам и не узнавал ничего. Все сильно поменялось. Ему вдруг захотелось увидеть своих близких товарищей — Витьку Снегирева и Веру.

Но, побывав в домах, где жили его друзья, оказалось, что их нет в городе. Семейство Снегиревых давно уехали далеко, а Витька стал крупным начальником. Вера, его школьная любовь, погибла на фронте. Павлу Георгиевичу стало печально от таких вестей и он, поникнув, пошел прогуляться по школьному саду. Присев на скамеечку, он загорелся желанием стать опять мальчишкой и бегать по лужам после дождя. Вдруг вдалеке он заметил огонек в окне и вспомнил, что здесь находится домик, где живет его любимая учительница по математике, которая считала его самым лучшим учеником, и надеялась, что он станет великим ученым.

При встрече с учительницей ему стало неловко, и он оробел буквально на пороге. Мария Петровна была рада посещению Сафронова, и сказала, что внимательно следит за судьбами ее ребят. Большинство его одноклассников стали руководителями на крупных предприятиях и великими людьми. Когда же он поинтересовался, навещают ли ее бывшие ученики, то она ответила, что постоянно к ней заходит Коля Сибирцев, у которого судьба не сложилась. Но Сафронов не мог вспомнить его, на что Мария Петровна лишь с укоризной покачала головой. Она показала ему его книгу. Это труд был написан Сафроновым. Учительница даже поздравила его два года назад, отправив телеграмму, на которую Павел Георгиевич не соизволил ответить.

Когда они прощались, его вдруг охватило огромное чувство стыда за свое поведение, за одноклассников, которые забыли, кому они должны своими достижениями. Его переполняло желание отправить письма со словами упреков, но он даже не знал, куда отправлять.

Когда Сафронов был на станции, он на адрес школы Марии Петровне отправил телеграмму от имени всех его товарищей со словами прощения.

Рассказ учит нас уважительно относиться к людям, которые помогли добиться вам в жизни. И никогда не поздно попросить прощения у человека и измениться самому.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

22. Очень плохо – быть беспамятным и неблагодарным за добро, полученное тобой когда-то тобой.

23. Какой эпизод добавляет чувство смущения и стыда в душу Сафонова? (Видит у учителя свою книгу по самолетостроению и свой портрет, вырезанный из газеты, и вспоминает о телеграмме учительницы, на которую он так и не ответил). Текст «Он так же поспешно…» СЛОВА: охваченный стыдом и ненавистью

24. Почему он испытывает такие чувства? (Понимает вдруг, что М.П. не только помнит своих учеников, но и постоянно следит за их судьбами, интересуется успехами, гордится ими).

25. Сафонов в начале разговора находился в необычайно приподнятом настроении. Как оно меняется сейчас? Почему? (Теперь он испытывает стыд, непроходящее ощущение вины. Ему стыдно за себя и благополучных своих одноклассников, оказавшихся неблагодарными, забывшими, кому они в немалой степени обязаны своими успехами в жизни. СЛОВА: непроходящее ощущение вины. Лично у него не нашлось времени и желания за свою немалую жизнь вспомнить тех, кто взрастил его талант, наставлял на правильный жизненный путь.

26. И вновь учитель дает напутствие своему ученику. Текст: «Какой гость был у меня! …счастлив» Этими словами она укрепляет его на верно выбранном пути, не произносит ни слова укора.

27. А в чем все-таки можно видеть укор?

28. Текст: «Они простились Одинокая фигура учительницы, выделяющаяся на фоне света, и есть укор. Немой укор действует сильнее упреков в неблагодарности.

30. Что же явилось высшей точкой этой встречи? ПРОСТИТЕ НАС

31. Что мы видим за этими словами? (Озарение, способность к раскаянию. Возвращение к прежнему себе, не испорченному неблагодарностью, неспособному к черствости и равнодушию) – ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Работа с ЭК (оборотная сторона) 1 Итак, мы проследили эволюцию героя (у нас есть цепочка ключевых слов или фраз), теперь выразите, пожалуйста, собственные мысли, на основе этой цепочки составьте рассуждение-вывод. Какую пользу из преподанного урока извлекает герой и все мы? 2 Работа 5 минут. 3 Представление 5 минут

Итог. Заключительное слово учителя Ребята, как иначе мы можем назвать наш урок? Учителю посвящается. Давайте еще раз перечитаем Пушкина. Эпиграф. Желаю вам не забывать, а главное – ценить своих наставников, уметь «воздавать за благо». Пусть среди вас так же не будет неблагодарных.

Домашнее задание. За работу на уроке вы все получите оценки, а дома составите лицевую сторону эйдоса.

Источник

Краткое содержание «Простите нас»

Всего получено оценок: 71.

О произведении

Рассказ «Простите нас» Бондарева был написан в 1953 году. Это история о зрелом успешном человеке, который решает вернуться в родной городок и погрузиться в детские воспоминания. Однако вместо лёгкой встречи с друзьями ему предстоит выдержать пытку общения с любимой учительницей, о которой он совсем позабыл.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Простите нас» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку по литературы.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Павел Георгиевич Сафонов занимал должность конструктора на крупном заводе. Он « был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от неё ». Зима в этом году выдалась для него напряжённой: было много серьёзной работы, и Павел Георгиевич решил потратить летний отпуск на поездку в крымский санаторий.

Южный берег Крыма встретил Сафонова сухой жарой, яркой экзотической растительностью и мягким бризом. Однако вскоре, устав от курортного безделья, он захотел поскорее вернуться « в Москву, к осенним дождям, к мокрому асфальту, к блеску фонарей в лужах ».

Возвращаясь из санатория, Павел Георгиевич проезжал мимо мест, где прошло его беззаботное детство. На него накатили воспоминания и грустные мысли о том, что « ему уже за сорок и что не так много сделано в его жизни ». Неожиданно для себя он отчаянно захотел навестить эти места, в которых не был уже много лет. Захотел встретиться с друзьями детства, чтобы « вспомнить то наивное, давнее и милое, что уже никогда не повторится ».

Ранним августовским утром Павел Георгиевич сошёл на маленьком разъезде, чтобы не спеша дойти до города пешком. С удовольствием вдыхая чистый степной воздух, он пошёл навстречу своим воспоминаниям. Но, когда он вошёл в родной городок, то не узнал его: за годы разлуки здесь все кардинально изменилось.

Сафонов бродил по городу, и неожиданно ему на глаза попалась его школа, которая « была прежней, как в детстве, как много лет назад ». Он решил навестить учительницу по математике, Марию Петровну. Она верила в него и уверенно прочила « блестящее математическое будущее ».

При встрече с учительницей Сафонов « робел, краснел, как школьник, как в те годы ». Ему хотелось просто сидеть и разговаривать, рассматривать лицо постаревшей любимой учительницы. Мария Петровна призналась, что из газет многое знала о судьбе своего ученика и даже читала его книгу. Павел Георгиевич рассказал, что женат, и « как будто » счастлив в браке, что у него есть сын. Но ему не хотелось рассказывать о себе, и он попросил учительницу поговорить « о прошлом, о школе ».

Мария Петровна хорошо помнила этот довоенный класс: всех одноклассников Павла, его школьные шалости и проказы. Сафонов принялся с возбуждением рассказывать об успехах одноклассников, многие из которых достигли успеха. Мария Петровна следила за судьбами ребят, искренне радовалась их достижениям, но ни один из них за все эти годы так и не навестил её.

Учительница с грустью призналась, что к ней регулярно приходит лишь Коля Сибирцев — шахтёр, у которого « неудачно сложилась жизнь ». Сафонов с трудом помнил Колю, и Мария Петровна осудила его за это.

Когда на книжной полке Павел Георгиевич наткнулся на свою книгу о самолётостроении, он очень сконфузился, вспомнив, что два года назад Мария Петровна отправила ему поздравительную телеграмму по случаю публикации книги, а он даже не ответил ей.

Прощание выдалось тяжёлым для Сафонова, который испытывал жгучий стыд. По дороге домой он хотел написать учительнице длинное письмо с извинениями, но вдруг понял, что не знает её точного адреса. По прибытии в Москву он « дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны ». В этой телеграмме было всего два слова: «Простите нас».

Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице

Заключение

Произведение Бондарева учит быть благодарным и внимательным к тем, кто принёс много добра и света в твою жизнь. Повседневная суета забирает у людей самое важное — понимание истинных жизненных ценностей, о которых никогда не следует забывать.

После ознакомления с кратким пересказом «Простите нас» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

«Наставникам, хранящим юность нашу…». Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас»

Разделы: Литература

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим. (А.С.Пушкин)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Время… Быстротекущее время… Оно летит, заставляя нас приноравливаться, поспешать. И всё же у каждого из нас время от времени появляется неодолимое желание: чуть сбавить шаг, остановиться. И оглянуться. И покопаться в себе: вот я шел-шел, а куда вышел-то? И куда путь держу? Не сбился ли в пути?

И еще: откуда что во мне? Кто вложил в меня понимание, как надо жить и по каким законам судить себя? Перед кем мы вечные должники?

Сохранилась одна из записей Пушкина, адресованная директору Лицея, учителю и наставнику Энгельгардту:

“Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете:
“В Лицее не было неблагодарных”.
Александр Пушкин”.

Об этом задумываешься, читая рассказ Ю.Бондарева “Простите нас!”

II. Беседа по рассказу.

“Представьте” главного героя рассказа.

Павел Георгиевич Сафонов “работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение”.

Как оказался этот преуспевающий инженер-конструктор, столичный житель в безвестном маленьком степном городке?

Сафонов возвращается с юга, где он отдыхал в санатории, “Утомлённый сложной зимней работой”. Поезд мчал его по знакомым с детства местам, и он “с какой-то грустной обостренностью” вспоминал полузабытое: “вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги. ”, “ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью”.

“И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было”.

“…И, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром”.

С кем прежде всего связаны воспоминания Павла о городе детства? Кто они для него?

Витька – “первая мальчишеская преданность”, Вера – первая любовь, “мучительная, трогательная, с записками в школе, с легко падающим снегом на крыльцо, с …первым поцелуем”.

Встретился ли он с ними? Почему?

Вера погибла на войне, где была санитаркой. Витька Снегирёв уехал из города с родителями после войны, стал директором завода.

А с кем встретился? Вспоминал ли он о своей учительнице?

Целый вихрь мыслей проносится в голове Павла: “Неужели он когда-то сидел за партой? Неужели когда-то, во время весенних экзаменов, был над школой глухой гром и майский ливень обрушился на город с веселой яростью первой грозы?”

Разглядев пробивающийся сквозь ветви красный огонёк, вспоминает он и о своей учительнице: “Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! Всегда он был ее любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее. ”

Приехав в родной город, герой не узнал его: так он изменился. А Мария Петровна – изменилась ли она?

Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.

Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследим по тексту за её реакцией.

“Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”

Откуда этот испуг, настороженность, неверие? Мы ответим на этот вопрос позднее, а пока посмотрим, какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи.

Какие чувства владеют Павлом во время этой встречи?

Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”

А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников. Посмотрите, как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице.

(Чтение диалога Павла и Марии Петровны в лицах от слов: “- Знаете что, Мария Петровна, давайте говорить о прошлом…” до слов: “Помню, сидел ночь, ломал голову, чтобы чернильница подпрыгнула именно в тот момент, когда преподаватель макнёт ручку”.)

Для Павла эти воспоминания необыкновенно дороги. Дороги вдвойне, потому что, оказывается, Мария Петровна помнит эти события более двадцатилетней давности. Он возбуждён, и ему кажется, что так же радуется, вспоминая, и учительница.

Разговор заходит о прежних друзьях. Все они взрослые, солидные люди. Один стал журналистом, другой – преуспевающим директором завода, третий – начальником главка, четвёртый – артистом. Все они живут своей жизнью. А старенькая учительница следит за судьбами своих учеников.

Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники Павла, навещают ли её, Мария Петровна всё время переводит разговор на другое?

Оказывается, к Марии Петровне заходит только один ученик, да и то потому,

что у него не сложилась жизнь. Павел вдруг подумал о том, что, “если бы она умерла, он не знал бы этого, и не знали бы другие”.

Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”? Какой “двойной” смысл скрывается в этих словах учительницы?

Первый смысл лежит на поверхности: слова учительницы как бы усиливают фразу Павла: “Плохо помню…”.

И вдруг Сафонов замечает, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. И в первом ряду видит “знакомый корешок своей последней книги по самолётостроению”.

А зачем школьной учительнице книга по самолётостроению, которую может понять только специалист?

Мария Петровна не только помнит всех своих учеников, но и постоянно следит за их успехами, гордится ими. Поэтому и хранит у себя эту книгу Павла, между страницами которой лежит вырезка из газеты “Правда” с портретом Сафонова.

“- Неплохая» книга. Прочитала с интересом. А это из «Правды», Паша. Когда я увидела, я дала тебе телеграмму.

Он так же поспешно, точно скрывая нечто порочащее его, неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчетливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других поздравительных телеграмм и не ответил на нее, хотя ответил на другие”.

Сафонов шёл в дом учительницы в необычайно приподнятом настроении. Как оно теперь меняется?

Теперь он испытывает стыд, “непроходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.

“Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

— Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам. ”

Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант

“Они простились. Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не

выдержал, оглянулся. Дверь передней была еще распахнута, и в темный парк падал желтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка ее отчетливо чернела в проеме двери”.

Эта “худенькая фигурка”, так ярко выделяющаяся на фоне света, навсегда запомнится Сафонову: немой укор действует сильнее упрёков в неблагодарности.

Оттого “всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда…

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова:

III. Обобщение по рассказу.

Как трансформируется в рассказе Ю.Бондарева сюжет евангельской притчи о блудном сыне?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить опорные сюжетные мотивы евангельской притчи:

Проанализируем каждый из мотивов притчи в применении к рассказу.

Уход героя на чужбину.

“Чужбина” в рассказе весьма условна. Мы имеем дело с уходом человека в большой мир, из маленького провинциального городка – в Москву (кто в юности не мечтает покорить столицу!). И не только огромные расстояния отделяют две эти точки, но и время (юность – зрелость). А ещё – война, разделившая жизнь на “до” и “после”.

Жизнь героя вне родного городка трудно назвать грешной: он не жил распутно, не “расточал имения”, как блудный сын. Чтобы стать тем, кем он стал (конструктор на крупном авиационном заводе, автор книги), ему пришлось немало потрудиться: получить образование, достичь высот мастерства в конструкторском деле, сделаться признанным авторитетом в своей области.

И никакой катастрофы в его жизни не происходит. Вспомним, как низко пал блудный сын: от него отказались все друзья, ему пришлось пасти свиней и есть с ними из одного корыта, вспоминая, в каком богатстве жил он в доме отца.

Сафонов, напротив, достиг на чужбине высот благополучия: живет в Москве, рано познал успех и удовлетворение от своей работы, отдыхает на Южном берегу Крыма.

А вот способность к раскаянию – показатель способности души к исцелению, самовосстановлению. Ощущение неоплаченного долга, вины перед школьной учительницей, перед друзьями юности охватывает героя. “Чувство жгучего, невыносимого стыда” переживает он. За себя. За своих одноклассников.

В телеграмме, посланной на адрес школы (так просто!) для Марии Петровны, всего два слова: “Простите нас!”. Но они-то и есть свидетельство возвращения. Возвращения героя к себе, к юношеским идеалам, к целостности собственной души, не расколотой неблагодарностью, самонадеянной уверенностью в том, что в его успехах он обязан только себе, своему таланту и трудолюбию.

IV. Заключительное слово учителя.

Я начала урок со слов Пушкина. Пушкинскими же словами хочу его и завершить.

19 октября 1825 года поэт праздновал день окончания Лицея в Михайловском уединении, вспоминал добрым словом своих друзей – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. А ещё он оставил нам на память строки о лицейских преподавателях, строки, подтверждающие, что в “В Лицее не было неблагодарных”:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Источник

«Простите нас» краткое содержание рассказа Бондарева – читать пересказ онлайн

Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть фото Как вспомнил сафонов об учительнице. Смотреть картинку Как вспомнил сафонов об учительнице. Картинка про Как вспомнил сафонов об учительнице. Фото Как вспомнил сафонов об учительнице

Краткое содержание «Простите нас»

Рассказ «Простите нас» Бондарева был написан в 1953 году. Это история о зрелом успешном человеке, который решает вернуться в родной городок и погрузиться в детские воспоминания. Однако вместо лёгкой встречи с друзьями ему предстоит выдержать пытку общения с любимой учительницей, о которой он совсем позабыл.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Простите нас» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку по литературы.

Главные герои

Павел Георгиевич Сафонов — мужчина средних лет, успешный конструктор, уверенный в себе, решительный, с ещё не загрубевшей душой.

Мария Петровна — учительница по математике, добрая, мягкая женщина, которая всем сердцем любила своих учеников.

Другие персонажи

Витька Снегирёв — друг детства Сафонова, директор завода.

Вера — первая любовь Сафонова, которая погибла на фронте.

Краткое содержание

Павел Георгиевич Сафонов занимал должность конструктора на крупном заводе. Он «был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от неё». Зима в этом году выдалась для него напряжённой: было много серьёзной работы, и Павел Георгиевич решил потратить летний отпуск на поездку в крымский санаторий.

Южный берег Крыма встретил Сафонова сухой жарой, яркой экзотической растительностью и мягким бризом. Однако вскоре, устав от курортного безделья, он захотел поскорее вернуться «в Москву, к осенним дождям, к мокрому асфальту, к блеску фонарей в лужах».

Возвращаясь из санатория, Павел Георгиевич проезжал мимо мест, где прошло его беззаботное детство. На него накатили воспоминания и грустные мысли о том, что «ему уже за сорок и что не так много сделано в его жизни». Неожиданно для себя он отчаянно захотел навестить эти места, в которых не был уже много лет. Захотел встретиться с друзьями детства, чтобы «вспомнить то наивное, давнее и милое, что уже никогда не повторится».

Ранним августовским утром Павел Георгиевич сошёл на маленьком разъезде, чтобы не спеша дойти до города пешком. С удовольствием вдыхая чистый степной воздух, он пошёл навстречу своим воспоминаниям. Но, когда он вошёл в родной городок, то не узнал его: за годы разлуки здесь все кардинально изменилось.

Сафонову было очень обидно, что «ничего не осталось от прежнего, от его детства». Последней надеждой стала встреча с друзьями: Витькой Снегирёвым и Верой, его первой школьной любовью. Ноги сами понесли его к дому, где жили товарищи. Но выяснилось, что Снегирёвы после войны переехали в другой город, где Витька занимал пост директора завода. От матери Веры Павел Георгиевич узнал, что его первая любовь погибла на войне санитаркой. От этой новости он почувствовал себя «окончательно разбитым».

Сафонов бродил по городу, и неожиданно ему на глаза попалась его школа, которая «была прежней, как в детстве, как много лет назад». Он решил навестить учительницу по математике, Марию Петровну. Она верила в него и уверенно прочила «блестящее математическое будущее».

При встрече с учительницей Сафонов «робел, краснел, как школьник, как в те годы». Ему хотелось просто сидеть и разговаривать, рассматривать лицо постаревшей любимой учительницы. Мария Петровна призналась, что из газет многое знала о судьбе своего ученика и даже читала его книгу. Павел Георгиевич рассказал, что женат, и «как будто» счастлив в браке, что у него есть сын. Но ему не хотелось рассказывать о себе, и он попросил учительницу поговорить «о прошлом, о школе».

Мария Петровна хорошо помнила этот довоенный класс: всех одноклассников Павла, его школьные шалости и проказы. Сафонов принялся с возбуждением рассказывать об успехах одноклассников, многие из которых достигли успеха. Мария Петровна следила за судьбами ребят, искренне радовалась их достижениям, но ни один из них за все эти годы так и не навестил её.

Учительница с грустью призналась, что к ней регулярно приходит лишь Коля Сибирцев — шахтёр, у которого «неудачно сложилась жизнь». Сафонов с трудом помнил Колю, и Мария Петровна осудила его за это.

Когда на книжной полке Павел Георгиевич наткнулся на свою книгу о самолётостроении, он очень сконфузился, вспомнив, что два года назад Мария Петровна отправила ему поздравительную телеграмму по случаю публикации книги, а он даже не ответил ей.

Прощание выдалось тяжёлым для Сафонова, который испытывал жгучий стыд. По дороге домой он хотел написать учительнице длинное письмо с извинениями, но вдруг понял, что не знает её точного адреса. По прибытии в Москву он «дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны». В этой телеграмме было всего два слова: «Простите нас».

Заключение

Произведение Бондарева учит быть благодарным и внимательным к тем, кто принёс много добра и света в твою жизнь. Повседневная суета забирает у людей самое важное — понимание истинных жизненных ценностей, о которых никогда не следует забывать.

После ознакомления с кратким пересказом «Простите нас» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *