Как вспомнить все за лето
Я все забыл! Как помочь детям перед 1 сентября, если они ничего не помнят
Грядет первое сентября. Стоит ли нагружать ребенка перед возвращением в школьные будни, учитывая пандемию и «удаленку»? Пора ли бить тревогу, ведь дети все забыли за лето! Разобраться в этой ситуации нам помог основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Читайте на Еве
Оставьте ребенка в покое!
Нервничать перед началом учебного года, что ребенок отвык учиться, что все будет сложно и покатится он по наклонной не стоит. Да, ребенок все забыл. Это так и есть. Без технологий дети, к сожалению, учатся так. Но не паникуйте, во-первых, этим отличится весь класс, а не только ваш ребенок. Во-вторых, учитель об этом знает, и все, что нужно, он повторит (это в его же интересах). Дети должны знать материал, а значит, новая информация должна лечь на старую базу.
Если вы планируете самостоятельно повторять программу, то не торопитесь. Смысла в этом не много:
● Если за весь учебный год (9 месяцев ежедневной работы) ребенок не смог освоить или растерял базовые знания, то значительно повлиять на ситуацию вы не сможете. Просто представьте, что повторить нужно целый учебный год, а то и несколько лет (если мы говорим про такие предметы как математика, русский или английский). Там очень важна база, и вряд ли перед 1 сентября вы сможете освоить объем тысяч часов.
● Если профессиональные педагоги этого сделать не смогли, то обычные способы (просто повторение, зубрежка и т.д.) вам не помогут. А перегружать ребенка перед учебным годом смысла нет.
● Попытки загрузить ребенка знаниями обычными средствами пользы не принесут, а вот демотивацию добавят. Ребенок воспринимает школу как свое законное и неизбежное наказание, но и отнимать время от обычного отдыха не позволит.
Однако если ваш ребенок учил с помощью мнемотехники, то повторять будет удобно и просто. Если у него есть конспекты, майнд-карты, карточки с базой по предметам (термины, формулы и даты), тогда повторение имеет смысл.
Еще один кошмар родителей перед школой звучит так: «Ребенок отвык от учебы и не включится в нее». Это тоже абсолютная правда. Большинство детей ничего не повторяет перед 1 сентября, на все лето забывая учебу как страшный сон. Это их время, когда можно наконец отдохнуть.
Не переживайте, что ребенок не готов после лета к высокой нагрузке. Все дети практически не учились и никакой интеллектуальной нагрузки не имели, поэтому учитель будет плавно включать класс в учебу. Многие семьи ездят в отпуск в начале сентября в бархатный сезон, когда билеты и отели дешевле, толпы отдыхающих меньше и вообще все намного проще. Тем не менее их дети все равно прекрасно включаются в учебу, потому что первые две недели сентября проходит этап входа, разгона, повторения, медленного включения в учебу.
Сама по себе школьная программа и ее объем при должном правильном подходе колоссальными не являются. Пройти класс школьной программы по всем предметам за 1–1,5 месяца может абсолютно любой школьник, который владеет технологиями эффективного обучения и обладает развитыми психическими процессами.
Чем вы можете помочь ребенку перед 1 сентября?
✔ Чем вы действительно можете помочь, так это приучить ребенка к режиму. Вставать в то время, когда начинается школа, будет максимально эффективным для ребенка.
✔ Учите иностранные слова с помощью мнемотехники.
Как помочь ребенку раз и навсегда?
Решать вопрос успеваемости и качества обучения нужно системно. Это вопрос не 1 сентября, не 10 сентября и даже не 31 мая. В любой момент, когда вы решите, что пора бы вашему ребенку полюбить учебу, научиться учиться, самостоятельно изучать новое, то можно начинать работать. Он сможет сам поступить в университет, не зависеть от репетиторов и прожить хорошую успешную жизнь с достойным заработком.
Таким образом, переживать о том, что ребенок не сможет влиться в учебу и мучать его занятиями на дому, не стоит. Лучше почитайте, как помочь ему учиться самостоятельно и избавьте от стресса в обучении навсегда.
Скоро в школу: как правильно повторять забытые за лето уроки
Печальный для школьников факт: половина лета уже прошла, и до 1 сентября всего месяц. Между тем прошлый учебный год у детей и так выдался непростым. Три месяца дети учились на удаленке, и для одних школьников (и их родителей) это обернулось стрессом, а другие изрядно расслабились. Стоит ли сажать ребенка за учебники, чтобы остатки знаний окончательно не выветрились из головы? Так что, пора раскрывать кошелек репетиторам? Разбираемся вместе с экспертами.
Месяц насмарку
Вообще потерю школьных знаний за лето исследователи изучают больше ста лет. За это время ученые сделали ряд интересных выводов.
Во-первых, сильнее всего обычно проседают знания по математике, а вот грамотность почти не меняется. Во-вторых, откат знаний за лето в среднем оказался равен примерно одному месяцу учебы. Но в начальной школе он меньше, а вот старшеклассники забывают за лето до четверти пройденного!
В-третьих, дети из менее благополучных семей забывают за каникулы гораздо больше, чем их сверстники.
Казалось бы, решение очевидно: сажай ребенка за книжки с июня, и будет он отличником! Но все не так просто.
К сожалению, онлайн-смены в лагерях и занятия по интернету в этом плане малоэффективны. Они могут быть интересными и полезными с точки зрения новых знаний, но более коммуникабельным и креативным с их помощью станешь вряд ли.
ВАЖНО
Нужны терпение и мягкость
На что обратить внимание:
В ТЕМУ
Три причины для занятий с репетитором летом
Когда есть смысл обращаться к репетиторам? Эксперты уверены, что занятия тет-а-тет летом нужны лишь в трех случаях:
В любом случае стоит помнить, что учителя прекрасно знают, сколько выветривается из голов их учеников за три месяца. Поэтому первые две недели учебы обычно рассчитаны на повторение и вспоминание материала. Так что если серьезных проблем у ребенка нет, не стоит заваливать его упражнениями раньше времени.
Как вспомнить материал прошлого учебного года
Наталья Березина
09 сентября 2019 • 20:00
Недавно Анастасия Подковыркина рассказала об интересных форматах подачи материала, а я хочу поделиться техниками, которые помогут быстро вспомнить материал прошлого учебного года.
В начале учебного года важно определить, на каком уровне находятся знания учащихся. Я выделяю четыре основные «группы здоровья».
Ребёнок не помнит ничего
Задача: помочь быстро создать в голове систему, очень схематичную, но такую, на которую ученик уже сможет опираться.
Решение: Для начала стоит провести фронтальный опрос по теоретическому материалу — в процессе поиска ответа активизируется мыслительная деятельность, ученик снова входит в рабочий ритм и извлекает из памяти знания, которые там сохранились.
В систематизации помогут опорные схемы и — куда деваться — неоднократное повторение.
Ребенок что-то помнит, но нет системы
Задача: систематизировать знания в голове, разложить всё по полочкам.
Решение: Здесь нам снова придут на помощь фронтальные опросы, чтобы «перетряхнуть» знания, которые есть в голове.
Как вариант игровой механики — задания типа «найди ошибку». Для того, чтобы объяснить, в чём ошибка и как её исправить, ученику придётся вспомнить тему и раздел, в котором она изучалась, а значит, знания начнут вставать на свои места.
Ребенок помнит многое, но в голове по-прежнему лето
Задача: мотивировать на процесс обучения.
Решение: обычно это очень толковые ребята, которым просто пока лень приступать к учёбе. Поэтому их надо обязательно вовлекать в процесс, не забывая о «сахарке».
Спрашиваем их во время фронтальных опросов, обязательно хвалим, если ответ правильный, и не ругаем за ошибочный. В этой ситуации учитель — тонкий дипломат, который усиливает нажим по необходимости, но никогда не переходит грань.
Если ребёнок по своей натуре достаточно инициативен и умеет работать самостоятельно, можно предложить ему индивидуальное задание: выступить с докладом или подготовить презентацию. В процессе выполнения ученик втянется в работу, а вдобавок углубит знания по теме.
Ребёнок помнит практически всё
Задача: использовать себе во благо!
Решение: Эти ученики — подарок для каждого педагога. Чтобы их потенциал не пропал, необходимо вовлекать таких детей в работу на каждом уроке.
Во время фронтального опроса в классе стоит гробовая тишина? Попросите ответить того, кто точно знает ответ — процесс пойдёт, и дальше станет легче.
Чтобы разговаривать с ребёнком на его языке, нужно выявить уровень знаний, иначе придётся работать «на ощупь». В такой ситуации учитель похож на человека с металлоискателем, который шаг за шагом обнаруживает то, что нужно. Это малоэффективно, и не факт, что в классе из 35 человек учителю повезет наткнуться на все проблемные точки.
Именно для этого в начале года стоит провести проверочную работу, которая представит полную и точную картину. Возникают вопросы: какие варианты срезовой работы могут быть? Отражает ли реальный уровень знаний проведенная работа? Какие есть плюсы и минусы разных форм?
Приведу пример на своем предмете — русский язык:
Вид работы
Минусы
Плюсы
Диктант без грамматического задания
Часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие
Возможность списать у соседа снижает объективность картины
Временные затраты учителя на проверку работ
Активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах.
Диктант с грамматическим заданием
Диктант часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие
Возможность списать с соседа снижает объективность картины
Временные затраты учителя на проверку работ
Диктант активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах
Выполнение грамматического задания отражает уровень знания теоретического материала и применение его на практике
Фронтальный опрос теоретического материала
Невозможность оценить знания каждого ребенка по всем вопросам.
Возможность повторения большого количества теоретического материала.
Выбор «пальцем в небо»
Можно проверить большой объем тем.
Использование электронных ресурсов
Наличие компьютера для каждого ученика.
Невозможность списывания — индивидуальные варианты
Время на проверку не требуется, оценивание автоматическое.
Помню, как в начале своей педагогической карьеры писала вручную для каждого урока трехуровневые задания на карточках. Это занимало очень много времени, и потом, такая рутина отнимала много сил. А современные технологии дают возможность быстро подготовить материал для детей с разной подготовкой, ведь дифференцированный подход по-прежнему остается актуальным. Хоть и рекомендует настоятельно нам министр просвещения и науки «прочь гаджеты из школы!», но чувство меры должно быть во всем. Есть прекрасные образовательные программы, которые помогают в процессе обучения.
Я теперь тоже начала работать с ЯКласс. Открываю раздел «Проверочные работы», выбираю цифру класса на год меньше и составляю свои уникальные проверочные работы на повторение изученного в прошлом году материала в том количестве, которое требуется.
Используя такую форму работы, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, пропадает возможность списывания, так как каждый ребенок выполняет самостоятельно свои задания, и появляется объективная картина уровня знаний каждого ребенка. Во-вторых, по окончании работы учителю не нужно тратить время на проверку — оценки выдаются автоматически, требуется только перенести их в журнал.
Платформу ЯКласс можно использовать и для повторения теоретического материала (при составлении проверочной работы он отмечен значком книжки), и для выполнения практических заданий (они обозначены квадратиком с карандашом) с имеющимися ниже объяснениями, что дает возможность ученику самостоятельно разобраться в ошибках. Такие задания можно использовать и для работы дома.
Для тех, кто ещё не работал с разделом «Проверочные работы», я подготовила видеоинструкцию, как создать свою работу:
А как вы вспоминаете материал в начале учебного года? Давайте делиться своими интересными практиками!
Что делать, если ребенок за лето подзабыл английский? Как быстро восстановить знания и «вспомнить все»?
За 3 месяца летних каникул школьники успевают забыть все, что на протяжении учебного года учителя так усердно старались вложить в их головы. А потом снова в новым учебном году они прикладывают немало сил, чтобы вернуть знания на место, особенно иностранный язык!
Вот 5 простых советов, которые помогут вашим детям не забыть английский за лето!
1. Определите уровень английского языка у ребёнка, поверьте, это важно.
Ведь вы, родитель, это тот человек, который будет следить и планировать все его занятия на протяжении всех каникул. Если вы планируете самостоятельно его график и формат получения информации, то имейте в виду, что в новом материале должно быть не более 30% непонятной информации. В противном случае, изученный материал не будет усвоен, занятия не будут эффективными, к тому же, у ребенка пропадет мотивация к учебному процессу.
2. Каникулы — это не школа, постарайтесь сохранить баланс между занятиями и свободным временем.
Планируя занятия по английскому языку для детей на летних каникулах, постарайтесь отложить грамматику на потом и найти то, что действительно интересно ребёнку, чтобы «разбудить» желание изучать английский язык. Если он любит машины или Древнюю Грецию, то подберите материалы именно на эту тему, но уже не на русском языке, а на английском.
3. Ежедневное чтение вместе с ребенком.
Исследования показывают, что, когда мы читаем что-то, и пусть это будет всего лишь 20 минут, то после наш мозг будет работать минимум 20 минут над полученной информацией.
4. Занимайтесь ежедневно и по расписанию.
Пусть даже 15 минут, но на регулярной основе, это однозначно лучше, чем час раз в неделю. Такая система работает как для начальной, так и для средней, и для старшей школы. Но стоит обратить внимание, что время для уроков нужно подбирать индивидуально, нет единого времени для занятий, который подошел каждому ребенку без исключения. Тогда занятия английским языком станут приятным ритуалом, от которого ребёнок, в первую очередь, будет получать удовольствие.
5. Языковой лагерь или интенсивный курс.
Лучший вариант — дневной лагерь. Так, например,«AAA Activate» — курс интенсивного английского для детей и подростков на летних каникулах, который проходит в нашей школе! Ежедневно 5 дней в неделю ребята активируют свои навыки английского и восполняют пробелы.
5 августа 2019 стартовала первая смена, давайте послушаем, что говорит об этом курсе одна из учениц, а точнее уже выпускниц.
Как взломать свой мозг и вспомнить все, что вам нужно
Наша память – ещё та загадка природы. Мы почему-то помним самую ненужную информацию о тётках-скандалистках или мудаках из прошлого. Но забываем действительно важные и жизнеопределяющие вещи.
Было бы неплохо переустановить программу своей памяти. Например, студентам – чтобы быстрее запоминать выученное и не забывать в самый неожиданный момент, во время экзамена. Офисным и другим работниками – чтобы не восклицать в конце рабочего дня: «О, я же должен был это сделать именно сегодня! Как я мог забыть!» Короче говоря, мы все хотим улучшить свою «оперативную память», которая поможет преуспеть в жизни и чувствовать себя уверенными и спокойными.
Прежде, чем рассмотрим способы, с помощью которых можно взломать свой мозг, чтобы лучше запоминать и вспоминать, поговорим о том, что такое память, и как она работает.
Существует два типа памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память является временным инструментом и служит для того, чтобы запоминать то, что следует сделать в определённый момент. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, который предстоит набрать. Зачастую, как только вы наберёте по памяти номер и позвоните – немедленно забудете эту комбинацию цифр.
Другое дело, долговременная память. Для того, чтобы информация (например, та же комбинация цифр) запомнилась надолго, её необходимо повторить, обработать или поместить в мозг, используя определённые приемы. Итак, как вы можете взломать свой мозг, чтобы легче запоминать информацию? А главное – без труда доставать её и использовать?
Условные рефлексы воспроизведения
Каждую секунду наш мозг достаёт со своего «архива» бесчисленное количество различной информации – под влиянием того, что мы собираемся делать и чувствуем. Мозг, как огромный софит в театре освещает воспоминания так, как будто мы эти события только что пережили. Буквально 15 минут назад.
Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.
А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…
Вот вам и ключ к тому, чтобы лучше запоминать информацию! Как говорят: «условный рефлекс воспроизведения» вам в помощь. Вы легко можете взять его на вооружение и тренировать свой мозг. Ведь наверняка читали об опытах над мышами, которые ассоциировали приём пищи со звучанием колокольчиков?
Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.
Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.
В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм. Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!
Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё».
Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.
Улучшение восприятия
Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.
И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!
Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?
Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки. Абсолютно всё, что можете заметить!
Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.
Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.
Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…
Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.
В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!
Применяйте знания на практике и передавайте другим
Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.
Это как в анекдоте о молодом и неопытном учителе: «Объяснял классу новый материал трижды. В конце концов, даже сам всё понял!» Так что учителя так много знают о своих предметах не потому, что они все гении, а потому, что передают знания каждый день – из года в год.
Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.
Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.
Лучшие друзья памяти и заклятые враги
Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.
Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.
Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!
А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.
Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!