Как вставить два колонтитула нижних
Урок 43. Колонтитулы к разным разделам
На уроке 42 мы сделали красивый титульный лист для нашего документа. Но, предположим, у нашего документа 500 страниц и несколько глав. На мой взгляд было бы уместно к каждой странице каждой главы сделать свой собственный колонтитул (см. Урок 38) в виде названия главы. Разные колонтитулы к разным разделам придадут документу элегантность и завершённость. То есть я предлагаю решить такую задачу:
По окончании урока вы сможете:
Для урока скачайте документ тут. И, разумеется, откройте его. Титульный лист есть, 2 главы есть. Нет одного очень важного элемента практически любого документа – ОГЛАВЛЕНИЯ. Но вставка оглавления – это отдельный и очень большой урок. И, может быть, не один. Поэтому я предлагаю выделить место под оглавление и на время забыть о нём.
Шаг 1. Подводим текстовый курсор к началу первого заголовка первого уровня и три раза нажмите Enter:
Шаг 2. Выделяем три одиноких символа конца абзаца и присваиваем им стиль «Обычный». Это можно сделать двумя способами:
1 способ. Лента Главная → группа команд Стили → кнопка выпадающего меню коллекции Экспресс-стилей (Урок 29 и Урок 34).
И далее выбрать из коллекции стилей стиль «Обычный:
Вы обратили внимание, что в коллекции стилей весьма скромный список? (Урок 36. Шаблон документа по умолчанию).
2 способ. Лента Главная → группа команд Стили → кнопка группы (рабочая область Сити) → щелкаем ЛМ открывается по имени стиля «Обычный»:
Место под оглавление готово. На время оставим его в покое, но сделаем важный вывод.
Понять и запомнить! | Всегда предусматривайте место под ОГЛАВЛЕНИЕ! Иначе придется выполнять дополнительную работу. |
1. Создание нескольких разделов в документе
Казалось бы, чего проще: разыскать в документе нужное место, подвести курсор к нужному месту и дать команду Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница.
А потом пройтись по всему документу и повторить вставку разрыва раздела.
Если у вас документ в 20 страниц, то можно так и сделать. А для документа в 500 страниц это уже утомительно. Перед нами грамотно структурированный документ. То есть в документе есть заголовки. А заголовки отражаются в Области навигации (Урок 28). Вспомните, как легко и непринужденно мы переходили по заголовкам различного уровня и меняли местами заголовки вместе с содержимым
Шаг 1. Откроем Область навигации (лента Вид → группа команд Показать → флажок Область навигации):
Можно отрыть область навигации ещё быстрее. Если вы установили панель быстрого доступа (о которой подробно говорилось на уроке 18 Панель быстрого доступа и уроке 19 Команды на Панели быстрого доступа), то просто установите флажок для команды «Область навигации» на панели быстрого доступа.
Получаем такую картину:
Я щелкнула ЛМ по заголовку «1.3», и текстовый курсор моментально переместился на соответствующий заголовок.
Шаг 2. Сворачиваем все заголовки (ПМ в любом месте области навигации → команда Свернуть все из контекстного меню → щелкаем ЛМ)
Получаем такую картину:
Как видите, в Области навигации остались только заголовки первого уровня. Я сделала скриншот в масштабе «Две страницы» для лучшей наглядности.
Разрыв раздела на титульной странице мы поставили на уроке 42. Место под оглавление – только что.
Нам необходимо поставить разрыв раздела до и после каждого заголовка первого уровня.
Эта операция даст нам возможность разместить каждый заголовок первого уровня на отдельной странице.
ВНИМАНИЕ! | Курсоры ставить именно там, где я показала. Это очень важно! |
Шаг 3. Устанавливаем курсор в позиции (1) и задаем разрыв раздела (Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница):
или команда Разрыв раздела с панели быстрого доступа:
Первый заголовок первого уровня перескочил в начало следующей страницы.
Шаг 4. Устанавливаем курсор в позиции (2) и задаем разрыв раздела (Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница или команда Разрыв раздела с панели быстрого доступа: ):
Первый заголовок второго уровня перескочил в начало следующей страницы:
Как видите, первый заголовок первого уровня остался на странице в гордом одиночестве.
Я опять сделала скриншот в масштабе «Две страницы» для лучшей наглядности.
Шаг 5. Щелкните по имени второго заголовка первого уровня (не забыли, что для удобства работы мы свернули все уровни в области навигации?):
Шаг 6. Повторяем шаги 3÷4 для второго заголовка первого уровня:
Из всего вышесказанного напрашиваются несколько выводов:
Понять и запомнить! | 1. Документ нужно правильно структурировать 2. Удобную навигацию по документу даёт область навигации 3. Настроенная панель быстрого доступа увеличивает производительность труда (команда «Разрыв раздела») |
Из моего опыта: на создание нужных мне разделов для документа из 20 глав я потратила 5 минут. Мой девиз: никогда не торопиться, всё делать тщательно.
2. Колонтитулы к разделам с содержательной частью
Шаг 1. Переходим на страницу с первым заголовком первого уровня (воспользуемся Областью навигации):
Шаг 2. Копируем в буфер обмена первый заголовок первого уровня «1. Законодательство Российской Федерации и в области строительства» (см. Урок 16. Буфер обмена)
Шаг 3. Входим в верхний колонтитул 4 страницы, так как на этой странице начинается содержательная часть первого заголовка первого уровня (двойной щелчок ЛМ по верхней части 4 страницы):
Активизировалась Лента «Конструктор». На этой Ленте все команды для работы с колонтитулом.
Шаг 4. Убираем режим «Как в предыдущем» ( лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 5. Вставляем содержимое из буфера обмена в режиме «Сохранить как текст» лента Главная → группа команд Буфер обмена → кнопка выпадающего меню команды Вставить → команда Сохранить как текст):
На уроке 16 я подробно рассказала от возможностях буфера обмена и почему предпочитаю команду «Сохранить как текст». При копировании информации из документа в документ простой вставкой из буфера обмена можно «притащить лишние стили текста (зачастую просто ненужные). Но вы можете возразить, что мы работаем в пределах одного документа.
Понять и запомнить! | 1. Простой вставкой из буфера обмена мы создадим еще один заголовок первого уровня. 2. Обновление стиля «Заголовок 1 уровня» приведет к обновлению нашего колонтитула (Урок 7) |
Посмотрите на скриншот (я вставила содержимое буфера обмена простой вставкой):
Как тогда поведёт себя документ – не берусь предсказать. Так что не повторяйте эту ошибку.
А теперь займемся вторым заголовком первого уровня
Шаг 1. Переходим на страницу со вторым заголовком первого уровня (воспользуемся Областью навигации):
Шаг 2. Копируем в буфер обмена второй заголовок первого уровня « 2. Правила и нормы в области использования энергии» (см. Урок 16. Буфер обмена)
Шаг 3. Входим в верхний колонтитул страницы со вторым заголовком первого уровня, (двойной щелчок ЛМ по верхней части):
Активизировалась Лента «Конструктор».
Шаг 4. Убираем режим «Как в предыдущем» (лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 5. Удаляем колонтитул. Вы можете пробежаться по документу и убедиться, что колонтитулы в разделах 1÷4 сохранились, а колонтитулы с пятого и для всех последующих разделов удалились.
Шаг 6. Переходим в колонтитул раздела, где начинается содержательная часть второго заголовка первого уровня (сейчас это раздел № 6) и убираем режим «Как в предыдущем разделе» (лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 7. Вставляем содержимое из буфера обмена в режиме «Сохранить как текст» лента Главная → группа команд Буфер обмена → кнопка выпадающего меню команды Вставить → команда Сохранить как текст):
Шаг 8. Повторяем шаги с 1÷7 для последующих разделов
3. Изменение границ печатного поля для разных разделов
Шаг 1. Задаем параметры страницы или границы печатного поля для страницы с первым заголовком первого уровня. Для этого перейдите на страницу с этим самым заголовком при помощи рабочего окна «Область навигации»
Шаг 2. Открываем диалоговое окно Параметры страницы (лента Макет → группа команд Параметры страницы → команда Настраиваемые поля из раскрывающегося меню):
Шаг 3. Устанавливаем верхнюю границу печатного поля 12 см:
Обратите внимание на поле, отмеченному восклицательным знаком. Мы применяем заданные нами изменения только к текущему разделу, который состоит из одной страницы. Нажимаем на ОК и любуемся результатом:
А теперь повторяем шаги 1÷3 для второго заголовка первого уровня и так далее. Чтобы не искать по всему документу нужный заголовок на помощь придёт Область навигации.
И маленькая стрела вдогонку: по этим трём действиям я пишу макрос, который срабатывает от нажатия одной кнопки. Но до макросов нам ещё надо дожить.
4. Правила применения разрывов разделов
Уроки с 37 по 43 тесно взаимосвязаны одной темой «Разрывы разделов». Их невозможно понять в отрыве друг от друга. А теперь выводы, которые можно сделать при знакомстве с темой «Разрывы разделов»:
Разрывы разделов применяются только в трёх случаях: 1. Изменение ориентации страницы с книжной на альбомную и наоборот 2. Изменение колонтитулов к определённым частям документа 3. Изменение границ печатного поля |
Создание нового разрыва раздела можно представить как создание нового документа, «приклеенного» к основному документу. При создании нескольких разрывов разделов каждый раздел нумеруется по порядку, что можно посмотреть на строке состояния или в режиме «Колонтитул».
Применение разрыва раздела для создания новой страницы недопустимо. |
Некоторые свойства разделов наследуются, а некоторые нет:
Наследуются свойства | Не наследуются свойства |
1. Особый колонтитул для первой страницы 2. Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц 3. Границы печатного поля | 1. Отмена режима «Как в предыдущем разделе» |
Теперь вы сможете:
Скачайте мой документ и сравните с тем, что у вас получилось
Послесловие
Я подсчитала, что 8 уроков я посвятила спискам и 6 уроков разрывам разделов и колонтитулам. Меньше у меня не получилось, а вот больше – можно. Я считаю, что это самые сложные вопросы Word. И грамотная работа со списками, колонтитулами и разрывами разделов – это если не высший пилотаж, то сродни ему. Достаточно сказать, что подавляющее количество консультаций у меня просят именно по этим вопросам. Очень надеюсь, что помогла вам, мои уважаемые подписчики и просто посетители моего блога.
Добавление колонтитулов в Microsoft Word
Колонтитулы в MS Word — это область, расположенная вверху, снизу и по бокам каждой страницы текстового документа. В колонтитулах может содержаться текст или графические изображения, которые, к слову, при первой необходимости всегда можно изменить. Это та часть (части) страницы, куда можно включить нумерацию страниц, добавить дату и время, логотип компании, указать имя файла, автора, название документа или любые другие данные, необходимые в той или иной ситуации.
В этой статье мы расскажем о том, как вставить колонтитул в Ворде 2010 — 2016. Но, описанная ниже инструкция точно так же будет применима и к более ранним версиям офисного продукта от компании Microsoft
Добавляем одинаковые колонтитулы на каждую страницу
В текстовых документах Ворд имеются уже готовые колонтитулы, которые могут быть добавлены на страницы. Точно так же, можно изменить существующие или создать новые верхние и нижние колонтитулы. Воспользовавшись нижеизложенной инструкцией, вы сможете добавить в колонтитулы такие элементы, как имя файла, номера страниц, дату и время, название документа, данные об авторе, а также другую информацию.
Добавление готового колонтитула
1. Перейдите ко вкладке “Вставка”, в группе “Колонтитулы” выберите, какой колонтитул вы хотите добавить — верхний или нижний. Нажмите на соответствующую кнопку.
2. В развернувшемся меню вы можете выбрать готовый (шаблонный) колонтитул подходящего типа.
3. На страницы документа будет добавлен колонтитул.
- Совет: При необходимости вы всегда можете изменить форматирование текст, содержащего в колонтитуле. Делается это точно так же, как и с любым другим текстом в Word, с разницей лишь в том, что активной должно быть не основное содержимое документа, а область колонтитулов.
Добавление настраиваемого колонтитула
1. В группе “Колонтитулы” (вкладка “Вставка”), выберите, какой колонтитул вы хотите добавить — нижний или верхний. Нажмите на соответствующую кнопку на панели управления.
2. В развернувшемся меню выберите пункт “Изменить… колонтитул”.
3. На листе отобразится область колонтитула. В группе “Вставка”, которая находится во вкладке “Конструктор”, вы можете выбрать то, что хотите добавить в область колонтитула.
Помимо стандартного текста можно добавить следующее:
Примечание: Созданный вами колонтитул можно сохранить. Для этого выделите его содержимое и нажмите на панели управления кнопку “Сохранить выделенный фрагмент как новый… колонтитул” (предварительно нужно развернуть меню соответствующего колонтитула — верхнего или нижнего).
Добавляем разные колонтитулы для первой и последующих страниц
1. Дважды кликните по области колонтитула на первой странице.
2. В открывшемся разделе “Работа с колонтитулами” появится вкладка “Конструктор”, именно в ней, в группе “Параметры” возле пункта “Особый колонтитул для первой страницы” следует установить галочку.
Примечание: В случае, если эта галочка у вас уже была установлена, снимать ее не нужно. сразу перейдите к следующему действию.
3. Удалите содержимое области “Верхний колонтитул первой страницы” или “Нижний колонтитул первой страницы”.
Добавление разных колонтитулов для нечетных и четных страниц
В документах некоторого типа может возникнуть необходимость создания разных колонтитулов на нечетных и четных страницах. К примеру, на одних может быть указан заголовок документа, а на других — заголовок главы. Или же, например, для брошюр можно сделать так, чтобы на нечетных страницах номер располагался справа, а на четных — слева. Если такой документ распечатывать на обоих сторонах листа, номера страниц всегда будут расположены около краев.
Добавление разных колонтитулов на страницы документа, на которых еще нет колонтитулов
1. Кликните левой кнопкой мышки по нечетной странице документа (к примеру, первой).
2. Во вкладке “Вставка” выберите и нажмите “Верхний колонтитул” или “Нижний колонтитул”, расположенные в группе “Колонтитулы”.
3. Выберите один из подходящих вам макетов, в название которого присутствует фраза “Нечетный колонтитул”.
4. Во вкладке “Конструктор”, появившейся после выбора и добавления колонтитула, в группе “Параметры”, напротив пункта “Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц” установите галочку.
5. Не покидая вкладки “Конструктор”, в группе “Переходы” нажмите “Вперед” (в старых версиях MS Word этот пункт называется “Следующий раздел”) — это переместит курсор в область колонтитула четной страницы.
6. Во вкладке “Конструктор” в группе “Колонтитулы” нажмите “Нижний колонтитул” или “Верхний колонтитул”.
7. В развернувшемся меню выберите макет колонтитула, в название которого содержится фраза “Четная страница”.
- Совет: Если это необходимо, вы всегда можете изменить формат текста, который содержится в колонтитуле. Для этого достаточно двойным кликом открыть для редактирования область колонтитула и воспользоваться стандартными инструментами форматирования, доступными в Ворде по умолчанию. Находятся они во вкладке “Главная”.
Добавление разных колонтитулов на страницы документа, в которых уже есть колонтитулы
1. Дважды кликните левой кнопкой мышки по области колонтитула на листе.
2. Во вкладке “Конструктор” напротив пункта “Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц” (группа “Параметры”) установите галочку.
Примечание: Существующий колонтитул теперь будет располагаться только на нечетных или только на четных страницах, в зависимости от того, с какой из них вы начали настройку.
3. Во вкладке “Конструктор”, группа “Переходы”, нажмите “Вперед” (или “Следующий раздел”), чтобы курсор переместился в колонтитул следующей (нечетной или четной) страницы. Создайте новый колонтитул для выбранной страницы.
Добавляем разные колонтитулы для разных глав и разделов
Документы с большим количеством страниц, коими могут быть научные диссертации, доклады, книги, зачастую разбиваются на разделы. Возможности программы MS Word позволяют делать для этих разделов разные колонтитулы с разным содержанием. Например, если документ, в котором вы работаете, разбит на главы разрывами разделов, то в области верхнего колонтитула каждой главы можно указать ее название.
Как найти разрыв в документе?
В некоторых случаях неизвестно, содержит ли документ разрывы. Если и вы этого не знаете, можно их поискать, для чего нужно выполнить следующее:
1. Перейдите ко вкладке “Вид” и включите режим просмотра “Черновик”.
Примечание: По умолчанию в программе открыт режим “Разметки страницы”.
2. Вернитесь во вкладку “Главная” и нажмите кнопку “Перейти”, расположенную в группе “Найти”.
Совет: Для выполнения этой команды также можно использовать клавиши “Ctrl+G”.
3. В открывшемся диалоговом окне, в группе “Объекты перехода” выберите “Раздел”.
4. Чтобы найти в документе разрывы разделов, просто нажмите кнопку “Далее”.
Примечание: Просмотр документа в режиме черновика заметно упрощает визуальный поиск и просмотр разрывов разделов, делая их более наглядными.
Если документ, с которым вы работаете, еще не разбит на разделы, но вы хотите сделать разные колонтитулы для каждой главы и/или раздела, добавить разрывы разделов можно вручную. О том, как это сделать, написано в статье по ссылке ниже.
После добавления в документ разрывов раздела можно переходить к добавлению к ним соответствующих колонтитулов.
Добавление и настройка разных колонтитулов с помощью разрывов разделов
Разделы, на которые уже разбит документ, могут быть использованы для настройки колонтитулов.
1. Отсчитывая с начала документа, кликните на первый раздел, для которого требуется создать (внедрить) другой колонтитул. Это может быть, к примеру, второй или третий раздел документа, его первая страница.
2. Перейдите ко вкладке “Вставка”, где выберите верхний или нижний колонтитулы (группа “Колонтитулы”), просто нажав на одну из кнопок.
3. В развернувшемся меню выберите команду “Изменить… колонтитул”.
4. Во вкладке “Колонтитулы” найдите и нажмите “Как в предыдущем” (“Связать с предыдущим” в более старых версиях MS Word), которая расположена в группе “Переходы”. Это разорвет связь с колонтитулами текущего документа.
5. Теперь вы можете изменить текущий колонтитул или создать новый.
6. Во вкладке “Конструктор”, группа “Переходы”, в разворачивающемся меню нажмите “Вперед” (“Следующий раздел” — в более старых версиях). Это переместит курсор в область колонтитула следующего раздела.
7. Повторите шаг 4, чтобы разорвать связь колонтитулов этого раздела с предыдущим.
8. Измените колонтитул или создайте для данного раздела новый, если это необходимо.
7. Повторите шаги 6 — 8 для остальных разделов в документе, если таковые имеются.
Добавление одинакового колонтитула сразу для нескольких разделов
Выше мы рассказали о том, как сделать для разных разделов документа различные колонтитулы. Точно так же в Ворде можно проделать и противоположное — использовать одинаковый колонтитул в нескольких разных разделах.
1. Кликните дважды по колонтитулу, который хотите задействовать для нескольких разделов, чтобы открыть режим работы с ним.
2. Во вкладке “Колонтитулы”, группа “Переходы”, нажмите “Вперед” (“Следующий раздел”).
3. В открывшемся колонтитуле нажмите кнопку “Как в предыдущем разделе” (“Связать с предыдущим”).
Примечание: Если вы используете Microsoft Office Word 2007, перед вами появится запрос на удаление уже существующих колонтитулов и создание связи с теми, что принадлежат к предыдущему разделу. Подтвердите свои намерения, нажав кнопку “Да”.
Изменяем содержимое колонтитулов
1. Во вкладке “Вставка”, группа “Колонтитул”, выберите колонтитул, содержимое которого вы хотите изменить — верхний или нижний.
2. Нажмите на соответствующую колонтитулу кнопку и в развернувшемся меню выберите команду “Изменить… колонтитул”.
3. Выделите текст колонтитула и внесите в него необходимые изменения (шрифт, размер, форматирование), используя встроенные средства программы Ворд.
4. Завершив изменение колонтитула, дважды кликните по рабочей области листа, чтобы отключить режим редактирования.
5. Если это необходимо, точно таким же образом измените и другие колонтитулы.
Добавление номера страницы
С помощью колонтитулов в MS Word можно добавлять нумерацию страниц. О том, как это сделать, вы можете прочесть в статье по ссылке ниже:
Добавление имени файла
1. Установите курсор в той части колонтитула, куда вы желаете добавить имя файла.
2. Перейдите во вкладку “Конструктор”, расположенную в разделе “Работа с колонтитулами”, после чего нажмите “Экспресс-блоки” (группа “Вставка”).
3. Выберите “Поле”.
4. В диалоговом окне, которое перед вами появится, в списке “Поля” выберите пункт “FileName”.
Если вы хотите включить в имя файла путь, нажмите на галочку “Добавить путь к имени файла”. Также вы можете выбрать формат колонтитула.
5. Имя файла будет указано в колонтитуле. Чтобы покинуть режим редактирования, дважды кликните по пустой области на листе.
Примечание: Коды полей может видеть каждый пользователь, поэтому прежде, чем добавлять в колонтитул что-то, кроме названия документа, убедитесь в том, что это не та информация, которую бы вы хотели скрыть от читателей.
Добавление имя автора, названия и прочих свойств документа
1. Установите курсор в том месте колонтитула, куда вы хотите добавить одно или несколько свойств документа.
2. Во вкладке “Конструктор” нажмите на “Экспресс-блоки”.
3. Выберите пункт “Свойства документа”, а в развернувшемся меню выберите, какое из представленных свойств вы хотите добавить.
4. Выберите и добавьте необходимую информацию.
5. Дважды кликните по рабочей области листа, чтобы покинуть режим редактирования колонтитулов.
Добавление текущей даты
1. Установите курсор в том месте колонтитула, куда вы желаете добавить текущую дату.
2. Во вкладке “Конструктор” нажмите кнопку “Дата и время”, расположенную в группе “Вставка”.
3. В появившемся списке “Доступные форматы” выберите необходимый формат написания даты.
Если это необходимо, можно указать еще и время.
4. Введенные вами данные появятся в колонтитуле.
5. Закройте режим редактирования, нажав на соответствующую кнопку на панели управления (вкладка “Конструктор”).
Удаление колонтитулов
Если вам не нужны колонтитулы в документе Microsoft Word, их всегда можно удалить. О том, как это сделать, вы можете прочесть в статье, представленной по ссылке ниже:
На этом все, теперь вы знаете, как добавлять колонтитулы в MS Word, как с ними работать и изменять их. Более того, теперь вы знаете о том, как можно добавить в область колонтитула практически любую информацию, начиная от имени автора и номеров страниц, заканчивая названием компаний и путем к папке, в которой этот документ хранится. Желаем вам продуктивной работы и только положительных результатов.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12516 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.