Как вставить пословицу в предложение
Поиск ответа
Вопрос № 231709 |
Добрый день! Не поможете ли выяснить происхождение поговорки «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Слышала версию, что «верблюд» в данном случае неверный перевод слова «канат». Но вот с какого языка перевод и история неизвестны. Спасибо. Полина
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Во-первых, предложение следует перестроить, так как цитата грамматически не связана с предшествующими словами. Например: не уйти от известных всем слов. Во-вторых, прописная буква в пословице в данном случае не требуется.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Объясните пожалуйста происхождение поговорки ПОПАСТЬ ПРОСАК. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
См. http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=п&id=120 [«Справочник по фразеологии»].
Объясните, пожалуйста, смысл и происхождение поговорки : «Влетит по первое число». Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
См. в http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=п&id=109 [Справочнике по фразеологии].
Ещё один вопрос. Существует ли вообще такой вариант поговорки «Третья вода на кисле»?
Ответ справочной службы русского языка
Такого варианта нет. Возможные варианты см. в http://spravka.gramota.ru/phrases.html?let=с&id=307 [Справочнике по фразеологии].
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация верна. Пословицы и поговорки оформляются, как и обычные предложения, по правилам пунктуации.
Интересует этимология поговорки «Итишкина жизнь» Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, найти не удалось. Может, подскажут посетители нашего «Форума»?
Каково происхождение и толкование поговорки «менять шило на мыло»?
Ответ справочной службы русского языка
здравствуйте! вы не скажете фразеологизмы, пословицы и поговорки со словами:небо, ворона. И русские обычаи, связанные с дорогой ещё приметы у русских,я же знала, что это очень много будет. ну всё-таки скажите несколько. Спасибо большое!
Ответ справочной службы русского языка
Небо: _как с неба упал (свалился); хватать с неба звёзды, на седьмом небе быть, небо в алмазах, превозносить до небес, как небо от земли, небо и змеля, небо коптить, вопиять к небу_.
Ворона: _белая ворона, ворона в павлиньих перьях, попасть(ся) как ворона в суп, пуганая ворона_.
Обычай, связанный с дорогой: присесть на дорожку (присесть и немного посидеть перед отъездом).
Поиск ответа
Вопрос № 255179 |
Правильно ли написание:
Пословица «Не имея сто рублей, а имей сто друзей» верна?
Нужны ли кавычки и прописная буква?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильнее называть эту фразу пословицей.
Ответ справочной службы русского языка
Пословица «семеро одного не ждут» по-прежнему актуальна. Сам текст пословицы (в кавычках) пишется со строчной или прописной?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Пословица «Семеро одного не ждут» по-прежнему актуальна.
Добрый день! Никак не могу вспомнить, откуда взята фраза «с глаз долой(,-) из сердца вон». И как все-таки правильно оформить пунктуацию?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Какого рожна? и
Лезть на рожон.
Речь идет об одном и том же рожне? И что это такое?
Ответ справочной службы русского языка
Рожон – острый кол, укрепленный в наклонном положении; длинная заостренная палка, которой погоняют волов. Согласно «Библейской энциклопедии», поговорка лезть на рожон «получила свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести».
Ответ справочной службы русского языка
Чем отличается пословица от поговорки?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как предпочтительно расставить знаки препинания в предложении: Есть даже такая пословица «Каждый со своей колокольни видит», а значит. Заранее благодарна. С уважением, Анна.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Приведенный пример написан верно. После закрывающихся кавычек ставится только тире в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами _так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает_ и т. п.).
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, в предложении не нужно ли большой буквы и кавычек? Старинная китайская пословица гласит: близкий сосед лучше далёкого родственника.
Ответ справочной службы русского языка
Лучше оформить пословицу как прямую речь: _Старинная китайская пословица гласит: «Близкий сосед лучше далёкого родственника»._
Нужно ли пословицы брать в кавычки?
Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».
1 ответ 1
Думаю, это пословица, а не поговорка. См: Чем отличаются пословицы и поговорки
Корректно:
Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».
Обычно пословицы пишутся в кавычках, их можно приравнять к цитатам.
Однако у Розенталя находим замечание, которое может заставить нас призадуматься:
Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);
Но в данном случае у нас пословица не очень известная и она вводится словом пословица, поэтому замечание Розенталя не работает.
Возникает также вопрос о постановке двоеточия. И опять Розенталь заставляет сомневаться:
Примечание. Подлинные выражения (цитаты), вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится:
Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.
И вновь проходим к выводу, что данное примечание в нашем случае не работает.
Дополнение. Эта фраза с небольшими вариациями гуляет по интернету, но нигде нет намека на то, что это пословица. Скорее всего, нужно считать ее афоризмом (спасибо, @Сашка-дурак, за подсказку). Oднако на постановку двоеточия и кавычек это не влияет:
Есть один очень хороший афоризм: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути».
Как вставить пословицу в предложение
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
43. Как правильно оформить прямую речь с цитированием высказывания?
ilupin
catjustcat : Как правильно оформить прямую речь в данном случае? Говорящий цитирует пословицу. Нужны ли кавычки или можно обойтись без них? И какое правило здесь применить?
– Ты знаешь, как звучит самое страшное проклятие? – сказал он и повис на перилах перед окном. – «Пусть твоя жизнь будет интересной».
Корректно с кавычками:
— Ты знаешь, как звучит самое страшное проклятие? — сказал он и повис на перилах перед окном. — «Пусть твоя жизнь будет интересной».
В данном случае, как и в примере с письмом, приведенном в вопросе 40, кавычки уместны, поскольку говорящий явно указывает на то, что слова принадлежат не ему. Без такого указания кавычки не нужны:
— Знаешь что? — сказал он и повис на перилах перед окном. — Пусть твоя жизнь будет интересной.
Фраза действительно больше похожа на «проклятие», чем на пословицу или поговорку — образное переносное высказывание, которое укоренилось в языке и в общем случае никак не выделяется:
— Федулова отстранили от должности.
— Давно пора, не все коту масленица. (Поговорка, незаконченное изречение.)
— Милонов уверен, что его кресло никуда от него не денется.
— И напрасно. Не все коту масленица, будет и великий пост. (Пословица, законченное изречение.)
А в вашем примере — неожиданное противопоставление, основанное на буквальном смысле сказанного:
Оптимист считает, что мы живем в лучшем из миров. Пессимист опасается, что это правда.
Использование пословиц при работе над сочинением.
В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Остановимся на каждом виде работы в отдельности.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении составлению устного рассказа по пословице.
Сам вид работы, т. е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть ее содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберем на конкретном примере. В III классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.
Приведем для примера сочинение ученицы III класса школы № 50 Люды Д. (учительница Т.И. Жижченко).
ЗИМА
Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят. «Снегу много — хлеба много». Хорошо зимой!
Рекомендуем следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки:
• «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении);
• «Моя мама» (пословицы о маме);
• «Школьная мастерская» (пословицы о труде);
• «Уборка урожая» (пословицы об уборке урожая).
• «Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах);
• «Москва — столица» (пословицы о Москве);
• «Наша Родина» (пословицы о Родине);
• «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебнике.
Так, в I—IV классах на уроках чтения учащиеся составляют близкий к тексту или вольный пересказ прочитанного. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив учащимся при передаче содержания произведения применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики. Например, во II классе при изложении содержания рассказа «Хитрая рыба» учащиеся используют пословицу Дело мастера боится, пересказывая «Зиму вьюжную», они включают пословицу Вьюги да метели под февраль налетели.
Приведем другой пример. В IV классе анализируются образы Жилина и Костылина из произведения Л. Толстого «Кавказский пленник». После того как учащиеся расскажут, за что им полюбился Жилин и какие черты характера Костылина им не нравятся, учитель предлагает привести известную детям пословицу, метко характеризующую Костылина: Друг до поры — тот же недруг.
Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки. Например, на уроке П.К. Даниловой, которая много внимания уделяет народным
изречениям, на вопрос: «Как чувствуют себя люди зимой, особенно в ясный, морозный день?» — один из учеников ответил пословицей В зимний холод всякий молод.
5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.
Учащимся III—IV классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете. Так, в IV классе школы №49 у П.К. Даниловой учащиеся, оформляя классную газету, нарисовали карикатуру на одного школьника, который любил ябедничать. К рисунку подписали сочиненные учениками пословицы: Ябеда любит место под ухом; Ябеду хлебом не корми, а только подставь ухо.
Рассмотрев виды работы с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе, следует особое внимание уделить работе над словом, так как в начальный период обучения учащихся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления или имеющие ограниченное распространение. Если учитель не обратит внимания на такие слова, не разъяснит их значения, то учащееся неправильно поймут или совершенно не поймут смысла пословицы. Приведем для иллюстрации показательный в этом отношении случай.
В одной из школ на уроке русского языка учащиеся списывали предложения, вставляя пропущенные буквы. Среди примеров встретилась пословица Сей в ненаст-е, а убирай в в-дро. Учащиеся дописали нужные буквы, почти не сделав ошибок, но прочли и поняли смысл этой пословицы не все правильно, так как незнакомое слово вёдро они осмыслили как ведро. Одна из учениц объяснила эту пословицу так: «Сеять нужно, когда дождь идет, когда ненастье, чтобы зерна от воды скорее набухали. А урожай убирали в старое время, когда машин не было, вёдрами».
Слова, встречающиеся в пословицах и непонятные учащимся, следует разъяснять. В данном случае хорошо использовать другие пословицы, содержащие нужное слово. Например, в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» со словом вёдро встречаются пословицы о лентяях, лодырях: В дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не капает; о неразумно поступающих людях: По ненастью лыко драли, по вёдру лапти плели; о погоде: Не всё ненастье, будет и вёдро.
Незнание учащимися значения слов приводит иногда к модернизации пословицы, новому ее осмыслению и соответственно к замене непонятных слов известными, понятными.
Например, одна из учениц IV класса старую пословицу Назвался груздем — полезай в кузов записала так: «Назвался грузом — полезай в кузов». Она, как видим, заменила неизвестное ей слово груздь хорошо знакомым груз, неверно осмыслив и слово кузов. Заметим, что при объяснении последнего слова следует привести пословицу Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
Учащиеся начальной школы иногда неправильно понимают самые, казалось бы, обычные слова. Так, в пословице слово топорище (Тонул — топор сулил, вытащили — топорище жаль) учащиеся понимают как большой топор, а околицей (Пень — не околица, глупая речь — не пословица) они называют крыльцо. Это обязывает учителей начальной школы особенно тщательно отбирать словарный материал для пояснения и обязательно пояснять учащимся не только смысл всей пословицы, но и значение отдельных слов.
В начальной школе при работе над словарем следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая емкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. В качестве примера приведем следующие пословицы и поговорки:
• Лето — припасиха, а зима — подбериха.
• Знайка бежит, а незнайка лежит.
• И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Наконец, работа над пословицами и на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведенных учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов. Например, в IV классе у П.К. Даниловой на одном из уроков чтения учащиеся записали такие пословицы о зиме и объяснили правописание подчеркнутых орфограмм:
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• В зимний холод всякий молод.
• Что летом родится — зимой пригодится.
В IV классе в конце учебного года (примерно в середине мая) проводится урок, на котором подводят итоги изучения пословиц и поговорок. К этому уроку учащиеся должны подготовить выставку своих работ с пословицами. На выставке помещаются плакат с пословицами о пословицах, красочные монтажи-плакаты с пословицами об армии, о героях, об учебе, календари погоды с пословицами, классные и лучшие индивидуальные альбомы пословиц. Хорошо организовать выставку печатных сборников пословиц и поговорок, которые имеются в школьной библиотеке и у учащихся. Учащиеся, хорошо владеющие компьютером, могут представить тематические подборки пословиц в электронном виде или в виде презентации.
Отдельным ученикам дается задание подготовить небольшие сообщения о русских пословицах, об исторических пословицах или на какую-либо другую тему, связанную с пословицами. Эти сообщения учащиеся готовят под руководством учителя или с помощью родителей. Все школьники, кроме того, повторяют пословицы и поговорки, которые им известны.
Приведем несколько сокращенную запись итогового урока, который давала учительница П.К. Данилова в IV классе школы № 49 г. Ростова-на-Дону.
Учитель: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. Действительно, пословицы — это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка, литературного чтения, истории, окружающего мира знакомились с пословицами, запоминали их. У каждого из вас есть альбом, в который вы записали очень много различных пословиц и поговорок. Сегодня мы проведем итоговый урок по изучению пословиц, посмотрим, что нам дало их изучение, как мы знаем пословицы.
Ваши одноклассники подготовили небольшие выступления о пословицах. Предоставим им слово. Люда М. расскажет нам о пословицах, их значении.
Люда М.: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица — это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.
Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат):
• Пословица — всем делам помощница.
• Пословица не даром молвится.
• Красна речь пословицей.
• Глупая речь не пословица.
• Без пословицы не проживешь.
Учитель: Ребята, а кто еще знает пословицы, в которых говорится о пословицах и поговорках?
Вова М.: Поговорка — цветочек, пословица—ягодка.
• Старая пословица век не сломится.
• Пословица не на ветер молвится.
Люда М.: Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица возвеличивает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу.
Пословицы живут очень долго, они не стареют. Без дела жить — только небо коптить; Красна птица пером, а человек умом — эти пословицы были созданы очень давно, но они живут и сейчас.
Пословиц очень много. В.И. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Вот сборник пословиц русского народа, составленный Далем (показывает сборник). Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький.
Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность.
Учитель: У русского народа, как и у других народов, много исторических пословиц. С некоторыми мы познакомились на уроках истории, некоторые вы выписали себе в альбомы. Об исторических пословицах расскажет Игорь П.
Игорь П.: Пословицы возникают в определенную историческую эпоху и отмечают все то новое, что вносит жизнь. Тяжело жилось крестьянам в царской России. Работали от зари до зари, а все, что добывалось тяжелым трудом, отбирали чиновники, помещики, попы. Вот и сложилась пословица Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На много лет закабаляла людей военная служба. Служили во время крепостного права 25 лет. Пословицы говорят об этом тяжелом времени: Солдатская голова что в поле трава.
О войнах, когда русский народ защитил свою страну, сложены пословицы:
• Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.
• Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Учитель: Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Ученики раскрывают содержание.
Учитель: Много интересных пословиц создано и другими народами. Кто из вас знаком с пословицами и поговорками зарубежных стран?
Мальвина Б.: Мне нравятся китайские пословицы, особенно о значении речи и слова.
• Говори лишь о том, что знаешь.
• Язык что топор — разит насмерть.
• Много ешь — аппетит пропадет, много болтаешь — доверие потеряешь.
Гриша С.: А я знаю пословицы о трудолюбии, мастерстве:
• В молодости не научишься работать — в старости останешься с пустыми руками.
• Была бы твердая воля — и гора превратится в поле.
• Лентяю во время еды жарко, во время работы холодно.
Лара Л.: Еще есть о знании и невежестве:
• Поздно поднялся — день потерял.
• В молодости не учился — потерял жизнь.
• Учиться — все равно, что грести против течения: только перестанешь и тебя гонит назад.
• Незнайка и верблюда примет за горбатую лошадь.
Лара Л.: В зарубежных пословицах отражаются особенности жизни и быта народа, их создавшего. Например, китайцы молодые побеги бамбука употребляют в пищу, а из взрослых растений строят дома, делают мебель. Об этом есть пословицы.
• Когда ешь побеги бамбука — вспомни человека> который выращивает их.
• Из одного бамбука дом не построишь.
Лара Л.: На Востоке одним из основных продуктов питания является рис. На его выращивание китайцы тратят много труда и сил.
• Каждое зернышко риса омыто каплей пота.
• Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.
Учитель: Замечательны китайские пословицы. Но не менее интересны и поучительны пословицы, созданные другими народами. Кто знает, ребята, пословицы других народов?
Учащиеся приводят пословицы различных народов.
Учитель: Все вы охотно и с большим интересом собирали, выписывали, заучивали пословицы. Лучшие альбомы с пословицами представлены на нашей выставке. (Показывает несколько альбомов, кратко характеризуя их.)
Кто из вас расскажет, как вы собирали пословицы, какие вам особенно понравились, когда вы их вспоминали и использовали в своей речи?
Учитель вызывает двух учеников, которые отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Теперь, ребята, проведем интересную игру. Она называется «У кого вторая часть пословицы?». Я раздам несколько карточек. На каждой написана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот нам ее закончит. Будьте внимательны.
При игре были использованы пословицы:
• Труд при ученье скучен, да плод от учения вкусен.
• Работай боле, тебя и помнить будут доле.
• Лес сечь — не жалеть плеч.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Друг до поры — тот же недруг.
• Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
• Работай до поту, так и поешь в охоту.
• Без дела жить — только небо коптить.
• Кто за все берется — тому ничего не дается.
• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Учитель: Теперь проверим, как вы знаете пословицы. Кто скажет, при изучении каких тем мы использовали пословицы?
Люда Г.: Мы приводили пословицы, когда говорили о Родине, о зиме, о весне.
Учитель: Правильно. Кто назовет пословицы о Родине?
Учащиеся приводят много пословиц о Родине, затем называют пословицы о весне, о зиме. По указанию учителя учащиеся раскрывают смысл отдельных пословиц.
Учитель: Кто из вас еще хочет привести пословицы на какую-нибудь тему?
Нина П.: Я хочу привести пословицу о труде: Упорство и труд вместе живут.
Люда О.: Я знаю эту пословицу по-другому: Упорство и труд все перетрут.
Лена С.: Есть еще пословица: Упорство и труд дивные всходы дают.
Женя Б.: Я хочу назвать пословицы о дружбе:
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
• Плохой друг подобен тени: только его и видишь в светлый день.
Учитель: Как ты понимаешь эту пословицу?
Валя Г.: А мне нравится пословица Готовь летом телегу, а зимой сани.
Игорь П.: Валя не так сказала: Готовь летом сани, а зимой телегу.
Учитель. Молодцы. Пословиц вы знаете много, понимаете их смысл. У нас даже времени не хватает, чтобы выслушать всех желающих привести интересную пословицу. А сейчас опять поиграем. Я буду называть вторую часть пословицы, а вы отгадывайте первую часть.
При игре были использованы пословицы:
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Труд кормит, а лень портит.
• С кем поведешься, от того и наберешься.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Все хорошо, что хорошо кончается.
• Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
• Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
• Старый друг лучше новых двух.
• Семь раз примерь, один раз отрежь.
• Если по-русски скроен, и один в поле воин.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Ученье — свет, а неученье — тьма.
• Ростом мал, да удал.
Учитель: Теперь кто-нибудь из вас назовет первую часть пословицы, а все будут отгадывать вторую часть.
Ученики приводят пословицы:
• Сначала аз да буки, потом науки.
• Хоть у совести нет зубов — она может загрызть насмерть.