Как встречали масленицу на руси
Масленичные гулянья, традиции и игры в день прощания с зимой
Масленичные гулянья — это любимая традиция многих семей, дошедшая до нас с древних времен. Веселый праздник очень нравится детям и взрослым. Это время общей радости и развлечения, семейного отдыха и встречи с друзьями. Радость от того, что лютые холода, находящиеся под действием Мары – богини смерти и зимы подходят к концу. На смену приходит нежная Леля, неся тепло, надежду и любовь.
Славянский праздник масленицы, он же комоедица приходится на весеннее солнцестояние и празднуется на 2 день после окончательной победы дня над ночью.
Традиции
Славянская масленица подразделялась на узкую и широкую:
Первые дни идет активная подготовка к празднованию. В этот период заготавливаются дрова для разведения костров и сжигания чучела зимы.
На главной площади строят ледяные горки и другие декорации из снега. На масленичные гулянья горки возводились высокими с различными поворотами и несколькими уровнями спусков.
В понедельник изготавливали главный атрибут праздника — соломенное чучело. Делали из соломы либо другого материала который хорошо горит. Обязательно оформляли лицо. Рисовали глаза и улыбку. Часто вместо лица изображали солнце. Наряжали в нарядные одежды, часто делали ленты по периметру, отходящие от куклы, олицетворяющие солнечные лучи.
Чучело устанавливали на поленнице из дров высоко над площадью не спроста. Такое положение отводилось уходящей зиме. Что означало что она уже не может навредить своими лютыми морозами людям и лишь издали наблюдает за весельем.
На Руси масленица была приурочена к дню весеннего солнцестояния, в 2021 году выпадает на 20 марта.
С четверга начинались настоящие масленичные гулянья, народ буквально жил на улице, домой заходили лишь погреться да подкрепиться блинами. Русская масленица отличалась широтой разгула и веселья. Все в едином порыве славили наступление весны, провожали зиму. Особенно это выражено было в регионах с холодной и снежной зимой.
Как проходили масленичные гулянья на Руси?
Люди тщательно убирали свои дома перед масленицей, надевали лучшую одежду, украшения. Посещали ярмарку, балаганы, с песнями да плясками ходили по деревне, разносили праздничное настроение в каждый дом. Все игры на масленицу проводились на улице.
Согласно народным поверьям кто не веселится в масленицу, весь год в нужде проведет.
Катание с горки
Главными забавами были катания с горок, особенно любили дети и молодежь. Для катания с горки шли рогожки, корыта, салазки, санки, шкуры и даже коньки. Средство передвижения украшали всяческими флажками и огоньками. Катание с горки и на лошадях были важным атрибутом масленицы, таким же как блины да сжигание чучела.
Взятие ледяной крепости
Не менее любимой забавой молодых была снежная битва. Парни сооружали крепости из снега и льда, там обязательно делались ворота и бойницы. После чего участвовало 2 команды, одна «окапывалась» в крепости, вторая атаковала. После победы той или иной стороны всех ждал общий чай с блинами.
Бой за крепость был визитной карточкой сибирской масленицы. Интересно что снарядами обычно становились снежки, коих множество заготавливали в крепости. А главным орудием атакующих были метла. Но морозная забава имела продолжение, предводитель атакующий команды еще и окунался в холодную прорубь.
Кулачные бои 
Кулачные бои на масленицу позволяли показать свою удаль, помериться силой, решить личные разногласия. В «мордобое» участвовало 2 команды. Это могли быть 2 соседних села или улица на улицу. Сегодня не стоит повторять эту традицию, иначе возникнут проблемы с законом.
К подготовке к бою подходили со всей ответственностью. Накануне парились в бане, ели до сыта, проводили обряды на победу, делали обереги и даже обращались к местным колдунам.
Перетягивание каната
На масленичных гуляньях всегда в чести было перетягивание каната. Единственное отличие от сегодняшней забавы, это положение спиной, а не лицом.
Пок о рение столба 
На главной площади, предназначенной для масленичных гуляний, устанавливали высокий гладкий столб, обливали его водой. Суть развлечения заключается в том, что нужно залезть на него и снять подарок. Не каждому удастся покорить ледяной столб, подарки достаются лишь сильным и ловким. При этом призы должны развешиваться на разном удалении, с высотой возрастает ценность приза.
В сегодняшних гуляньях важно правильно оценивать свои силы и при борьбе за приз не забывать о технике не стоит. Хочется отдельно отметить что участвовать в игрищах следует все же на трезвую голову. Но и, конечно, о уважении всех участников процесса не забываем.
Катание на санях 
Масленичные гулянья сложно представить без катания на санях. Данное развлечение подходит для всех, от детей до взрослых. Данной забаве уделялось огромное внимание, что нашло отражение в большой части картин прошлых лет, посвященных масленице.
В языческой Руси конь был символом солнца. Катались как на санях, так и верхом. Объезжали всю деревню, да и соседнюю не забывали. На нарядной упряжке с 3 лошадьми ездили и молодожены. Как символ счастливой жизни любви и плодородия. Молодые семьи заезжали всем, кто был у них на свадьбе и желали богатства да хорошего урожая.
Позже проходили соревнования на упряжках и одиночных санях. Каждый хотел показать свою удаль да богатство. Парни лихачили перед девушками, приглашали их покатиться в санях. Переманивали невест и с других деревень.
Катание на санях имело массовый характер в дни масленичных гуляний можно было встретить целый поезд из нарядных саней. При этом особым образом украшали дугу. В ход шли цветные ленты, бубенцы, масленичные куклы, сделанные из различных материалов и разного размера. В украшениях саней часто использовался и образ солнца.
Бой на 1 ноге
Игра петушки заключается в следующем, на земле рисуется круг, после чего два бравых молодца стоя на одной ноге выталкивают соперника за круг. Победил тот, кто остался.
Бой мешками
После долгой зимы размяться да растратить лишнюю энергию поможет бой мешками. Убрав одну руку за спину, второй взяв покрепче мешок. Мужчины соревнуются в раздаче оплеух. Понятно что получать мешком по голове не приятно, вот здесь и нужна сноровка да ловкость.
Сжигание чучела 
Не одно масленичное гулянье не проходит без сжигания чучела. Именно это действие завершает веселье. В древние времена это был важный обряд олицетворяющий избавление от всего хорошего и привлечение плодородия. Сегодня никто не верит в силу ритуала, поджег масленицы означат прощение с холодами. На этом все заканчивается.
Языческая масленица имела свой смысл в каждом действии и после сжигания чучела важным обрядом было захоронение пепла. Эта традиция направлена на увеличение плодородия, а следовательно и достатка людей.
Сегодня можно сделать маленькую масленицу, семейную и в момент сжигания чучела бросить ее в костер. Это послужит избавлением от всего худого, что откроет путь добру и счастью на будущий год.
Последний день масленичных гуляний — воскресный, день прощенного воскресенья. Люди извинялись за все причиненные обиды, будь то случайные или умышленные. Просили прощения. После сжигания чучела люди ходили по гостям, угощали и угощались. Шли на кладбище, несли угощение усопшим. Ведь главная традиция масленичной недели все же поминальная. На ночь яства со стола также не убирали, считалось что за полночь родственники придут на угощение.
Как отмечали Масленицу на Руси: традиции и обряды
Масленица – торжество разностороннее, многоликое. Традиционные празднования вмещают в себя широкий круг обрядов. Большинство действий скрывают в себе глубокий символизм. Откуда возник праздник? Каким образом его отмечали наши предки? Давайте взглянем на традиции празднования Масленицы на Руси по дням.
Дохристианская история праздника
Истоки Масленицы лежат в языческих верованиях. Древние славяне приходили в благоговейный ужас, когда время близилось к наступлению Дня весеннего равноденствия. В этот период наблюдались аномальные изменения погодных условий. Оттепели сменялись сильными морозами и наоборот. Зима и весна одушевлялись в представлениях наших предков. Считалось, что сезоны ведут между собой ожесточенную борьбу. Чтобы тепло одержало верх над стужей, язычники старались всячески задобрить богов. Совершались сакральные ритуалы, потусторонним силам преподносили жертвенные кушанья.
Прогоняя зиму, наши предки славили бога солнца Ярило. В качестве подношения использовали круглые лепешки, которые символизировали небесное светило. Часть блинов относили в лес медведю, который пробуждался от спячки. Остальные лепешки располагали поблизости Священного кострища. Рядом с огнем ставили соломенную поделку богини смерти Мары. Образ задабривали всевозможными кушаньями, желая поскорее запустить процесс возрождения природы.
Празднования сопровождались прыжками через костер. Славяне были уверены, что огонь способен отпугивать злых духов. Поблизости ставили емкости со снегом. Талой водой, полученной со Священного костра, омывали тело. Таким образом предки надеялись обрести здоровье, красоту и жизненную энергию.
Масленица после крещения Руси
Крещение древних славян сопровождалось массовым искоренением языческих культов. Несмотря на всевозможные ограничения, многие люди не утратили прежней веры. Языческая культура постепенно смешалась с христианскими обрядами. Масленица в Древней Руси приобретала совершенно новый смысл.
За неделю до Великого поста церковь призывала народ воздерживаться от употребления мясной пищи. Период совпадал с началом отела коров. Единственным вариантом для наших предков оставалось поедание молочных продуктов, на которые не налагался запрет. Во многих регионах жители деревень по-прежнему разжигали сакральные костры, поедали блины. Традиция празднования Масленицы на Руси сохранила за собой стремление славян получать благословение небесного светила.
Встреча Масленицы
Как отмечали Масленицу на Руси? Начало недели, предшествующее Великому посту, славяне называли встречей праздника. В понедельник люди строили планы, обсуждали, как организовать грядущие торжества, составляли список гостей.
Параллельно на площадях расставлялись столы для угощений, строились скульптуры из снега. Важной традицией на Масленицу в Древней Руси выступало изготовление чучела с головой в виде солнца, что выступало отголоском языческих верований.
Заигрыш
Как отмечали Масленицу в Древней Руси? Вторник в народе называли «Заигрышем». Накануне на площадях строились снежные и ледяные горки. Дорожки для спусков ограждали бортиками. Сооружения декорировали еловыми ветками, разноцветными флажками.
Во время обеда люди ходили в гости, угощаясь блинами. Затем толпы перемещались обратно на горки. На площадях происходили встречи родственников. Жители городов заводили знакомства. Девушки и парни находили новых друзей, а некоторые искали будущих спутников жизни.
Лакомка
Как отмечали Масленицу на Руси в среду? Третий день празднований был известен в народе под определением «Лакомка». Утром в дом приглашали будущего зятя, который до этого уже получил одобрение на брак с девушкой. Теща готовила богатые угощения, стремясь показать расположение к молодому человеку.
На стол ставили блины с различными начинками. Глядя на парня, теща гадала, каким характером обладает избранник дочери. Если молодой человек налегал на кушанья с солеными начинками, считалось, что жених имеет сложный нрав. Выбор сладких блинов свидетельствовал о мягком характере парня, который будет во всем угождать жене.
Разгуляй
Четверг именовался «Разгуляем». Как отмечали Масленицу на Руси в этот день? Труд расценивали как грешное деяние. Вся работа прекращалась. Переставали хлопотать по дому даже хозяйки. Жители городов и деревень массово выходили на улицу, участвуя в веселых гуляньях.
Традиции празднования Масленицы на Руси для детей заключались в хождении по домам. Ребятишки переодевались в нарядные костюмы. Щедрые хозяйки предлагали малышам всевозможные лакомства. Дети поедали блины и ватрушки, запивая чаем. Тайный смысл традиции заключался в напутствии подрастающего поколения на поддержание дружественных, добрососедских отношений с окружающими.
На площадях организовывали балаганы. Повсеместно разыгрывались представления жонглеров, шутов, акробатов. Зевакам показывали диковинных животных, предлагали посмотреть комедийные постановки, кукольные спектакли. Организаторы балаганов ежегодно меняли увеселительную программу, исходя из предпочтений публики.
В этот день существовала еще одна интересная традиция празднования Масленицы на Руси. Группы молодых людей брали снежные городки. Разделившись на команды, юноши забрасывали друг друга снежками. Своеобразные крепости из снега защищали метлами, еловыми ветвями. Атакующую сторону старались забросать снегом, используя лопаты. Игрища заканчивались, когда одна из команд прорывалась внутрь городка.
Во время Разгуляя нередко организовывались кулачные бои. Большинство потех носило сравнительно безобидный характер. Стычки между соперниками заканчивались после первой пролитой крови. Последнюю расценивали в качестве жертвы древним богам и душам умерших.
Тещин день
В пятницу отдавали дань уважения матери невесты. Зять приглашал тещу к себе. Утром к ней в дом заходила шумная компания. Молодые люди призывали хозяйку посетить жениха дочери. Таким образом проявляли почтение к теще и демонстрировали любовь к будущей жене.
Разодевшись в праздничные костюмы, молодожены навещали людей, которые были приглашены на свадьбу. Затем все вместе катались с горки на санях. Зять обязательно должен был съехать с холма в паре с тещей.
Вечером на улицы выезжали все, кто владел лошадьми. По улицам наперегонки повсеместно проносились санные упряжки. Зажиточные люди щеголяли в богатых одеждах. Возы покрывали дорогими коврами. На лошадей надевали праздничную сбрую, расшитую всевозможными узорами. Вслед за санями богачей ехали скромные крестьянские повозки, запряженные вычищенными до блеска лошадьми. Животных украшали бумажными цветами и атласными лентами.
Везде гремели колокольчики и раздавались звуки гармоники. Подростки дули в свистки из глины, выполненные в форме птиц. Многие мальчишки не подозревали, что подражание голосам пернатых выступало отголоском языческих обрядов по зазыванию прихода весны.
Золовкины посиделки
Как отмечали Масленицу на Руси в субботу? На шестые сутки в доме объединялась вся семья. «Золовкиными посиделками» день называли, поскольку засватанная девушка организовывала встречу с незамужними родственницами.
На стол больше не ставили богатых угощений. Гостям предлагали лишь традиционные блины да пироги. Зато подобных кушаний было немало. Родственники старались веселиться от души. После окончания торжественных мероприятий невестка одаривала золовок различными презентами. По сути, день отводился организации своеобразных смотрин для молодых незамужних женщин.
Прощеное воскресенье
Древние славяне заканчивали недельные торжества Прощеным воскресеньем. В последний день массовые гулянья стихали. Окружающие молили богов о прощении грехов, благодарили близких. Семьи обходили родственников, задабривая приятными подарками.
Позже брали чучело с головой в виде небесного светила и укладывали на сани. Повозку везли на окраину деревни. Символ Масленицы ставили на длинный шест. Внизу разводили большой костер. В пламя подбрасывали блины, прочие кушанья, оставшиеся после недельных празднований. Пепел кострища тщательно собирали, а затем развеивали над огородами и полями. Благодаря выполнению ритуала наши предки старались задобрить добрых духов и повысить грядущие урожаи.
В дополнение к староверским обрядам в воскресенье отправлялись на кладбище. На могилах умерших родственников оставляли блины. Здесь же просили прощенья у предков. Затем семья возвращалась домой. Близкие люди усаживались за стол. В качестве основного блюда теперь на замену лепешкам использовали вареники с начинкой из творога. Согласно поверью, кушанье наделялось магическими свойствами. Последний вареник старались сберечь до наступления Пасхи. Древние славяне полагали, что такой оберег поможет видеть всякую нечисть и защитить себя от темных сил.
Оставшуюся после застолья еду не убирали, посуду оставляли немытой. Кушанья покрывали скатертью. Поверх укладывали овечью шкуру. Считалось, что ночью к столу приходят души усопших предков, которые довольствуются угощениями. Стараясь не мешать умершим родственникам, люди засыпали задолго до наступления полуночи.
Масленица. История праздника и традиции
Алексей Степанов — Катание на Масленицу, 1910
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.
Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».
Борис Кустодиев — Деревенская масленица (Гармонист), 1916
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.
Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».
Понедельник — «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.
Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).
Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг — «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».
Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Масленица: смысл, история и традиции
Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?
Дохристианская история Масленицы
Масленица: смысл праздника
Традиции, обычаи и обряды Масленицы
Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?
Масленица в других Церквях
Особенности богослужения Сырной седмицы
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».
Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?
Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?
Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.
Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.
Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.
У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.
Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.
Дохристианская история Масленицы
Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.
Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.
Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.
Масленица: смысл праздника
Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.
Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.
А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.
И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.
По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.
После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.
Традиции, обычаи и обряды Масленицы
Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.
Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.
В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.
Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.
К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».
К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.
И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…
Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?
Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?
Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?
Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.
С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.
Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.
Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.
Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:
– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.
Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.
Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.
А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.
Масленица в других Церквях
Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.
С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.
У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.
И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.