Как встречали осень на руси
Народный праздник Осенины
Наталья Плахтеева
Народный праздник Осенины
Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября.
К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей. Тогда Мать-Земля и на будущий год не обидит своими дарами. В народе первые Осенины так же называли Луков день, поэтому очень важным на этом этапе было собрать и заготовить лук на зиму.
По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы.
Вторые Осенины отмечали 21 сентября.
В день осеннего равноденствия, 21 сентября, начинается вторая половина «Бабьего лета», и по народному поверью, какая погода будет в этот день, такой будет и осень. На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.
С 21 сентября считалось, что «Всякому лету – «Аминь». Осень прочно вступила в свои права.
Третьи Осенины, 27 сентября.
Они приурочены к церковному празднику «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня», это третья встреча осени.
Все приметы, пословицы, поговорки были связаны у крестьян со словом «двигаться»:
«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,
«Хлеб с поля на гумно движется»,
«Птица в отлет двинулась»,
«Кафтан с шубой сдвинулся»,
Вот так в старину на Руси встречали Осень
К дню осеннего равноденствия, 21 сентября, я предлагаю Вам сделать вместе со мной куклу «День – Ночь».
Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.
А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми.
Для изготовления этой куклы нам понадобятся:
— лоскут белой ткани,
— лоскут синей (чёрной) ткани,
— нитки для обвязывания – синие (чёрные, белые.
Эту куклу мы сделаем так, как в старину делали куклу «Кувадку».
Возьмём прямоугольный лоскут белой ткани и соберём его к центру
Теперь скручиваем его несколько раз
Из скрученной части формируем голову куколки и фиксируем ниткой белого цвета
Маленький лоскут белой ткани складываем и формируем руки куклы
Закрепляем руки куклы белой ниткой
Получилась кукла «День»
Точно таким же способом из тёмной ткани делаем куклу «Ночь». Соединяем готовых кукол с помощью сине-белого шнура. Вот теперь это единая композиция, одна кукла «День – Ночь».
А эту куклу «День – Ночь» я сделала старинным способом, которым русские женщины делали «куклу – закрутку».
Уважаемые коллеги, надеюсь, что эти куклы Вам понравились. Следуя простым приёмам, Вы без особого труда сможете сделать таких кукол в качестве оригинального подарка на память своим близким и любимым.
Главное, чтобы этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!
Календарь знаменательных дат Как правило, в каждом детском саду имеются свои календари знаменательных дат. Встречаются календари, связанные с добрыми традициями группы,.
Праздник продолжается! Второе сентября мы встречали с инструктором по физкультуре (фотоотчёт этого праздника я опубликовала чуть раньше). Праздник удался.
Праздник Осенины на Руси – обряды празднования урожая, история
Большинство торжеств, которые пришли к нам от предков связаны с событиями или явлениями конкретного сезона. Даже окончание лета и начало осени считались торжественным временем. Сегодня мы узнаем про Праздник Осенины, а точнее про серию праздников, которые приходятся на начало осени.
История праздника осени – Осенины
Осень издавна считали торжественной порой. Все работы связанные со сбором плодов, колосьев закончены, а урожай собран, погода еще располагала к народным гуляниям. Люди веселились, приглашали гостей, готовили блюда из тех даров, которые собрали на огородах в этом году и накрывали стол. Именно в этот период не только устраивали праздничные гуляния, но и справляли свадьбы.
Как и большинство подобных праздников Осенины проводились не один день, а длительное время. Это не просто исторический праздник. В нем собраны и православные традиции.
Празднование Осенины на Руси начинали с 14 сентября. Этот день имеет название Семин. Люди провожали лето и встречали осень. Это был первый день празднования. Второй день начинался 21 числа. Его связывали с Богородицей. Здесь праздник тесно переплетается с приметами, которые наблюдал народ. В этот день люди которые хотели завести ребенка, но не могли, молились святой.
Как отмечали праздник на Руси
Это торжественный период в который включает в себя не только старинные народные, но и православные обряды и традиции. Особое внимание уделяли огню. Следовало погасить все источники света и разжечь новые. Традиция подкреплялась поверьем которое гласило, что новый огонь может внести новую энергию во все, что находится вокруг и наделить новыми силами людей и животных.
Второй день Осенин, который приходился на 21 число носил название “Пасекин день”. Поэтому на него люди старались убирать пчел. Есть такое название как “Луковая слеза” поэтому еще занимались сбором лука с огорода. Этот день завершал ряд летних работ. Нужно было завершить собирать урожай и заняться подготовкой к зиме.
С осетинами связывали погоду. Если она не дождливая, а солнечная и теплая, то и вся оставшаяся осень будет радовать приятной погодой.
Существует и другая традиция – женщинам нужно было проснуться как можно раньше и отправиться к реке. Там начинали встречать Осенины. Главная из женщин брала хлеб. Она становилась в центр, а остальные девушки должны были водить вокруг нее хороводы. После этого хлебом кормили домашний скот, чтобы в грядущем году они дали здоровый приплод.
Семьи, которые прожили в браке первый год на торжество приглашали всех родных. Родственники должны были заняться смотринами, чтобы определить, как молодые люди справляются с хозяйственными делами. Девушка обязательно накрывала праздничный стол, показывала как она ведет домашние дела, а парень показывал придомовую территорию.
Так как праздник имеет православные связи, то соблюдались и церковные традиции. 21 сентября можно было обратиться к Богородице с молитвой. Молодожены обращались с молитвами для рождения ребенка. Женщины мечтающие зачать малыша в этот праздник должны были накрыть богатый стол и созвать к нему малоимущих людей. Те, кто за ним присутствовал, должен был помолиться о здоровье хозяйки и за ее будущих малышей.
Когда урожай будет полностью собран, в поселениях проводили сельскую братчину. Чем больше был летний урожай, тем дольше проводилось празднование. Именно в этот период маленьких мальчиков, которым исполнилось 4-5 лет впервые сажали на коня. Семилетних мальчиков обрядом посвящали в отроки и отмечали их новый статус в общине.
14 сентября наступало Бабье лето. В некоторых местах оно могло длиться до трех недель.
Обычаи во время празднования дня осени
Люди следили за погодой:
Считалось, что Осенины – праздник осени, в который не принято работать. Поэтому до четырнадцатого числа нельзя собирать все колосья, иначе урожай пропадет. Люди верили, что в таком случае урожайности не будет и в следующем году.
Еще одна стародавняя традиция связанная с 14 числом заключалась в милосердии. Предки раздавали нищим милостыню, раздавали пищу сиротам и вдовам. Принято было посещать темницы и раздавать людям подарки.
Заключение
В давние времена праздник Осенины принято было отмечать каждый год. Его сопровождали весельем, щедростью ко всем гостям. Так как Осенины праздник урожая люди обязательно благодарили Землю за собранный урожай. Надеялись в то, что и в следующем году Земля не оставит их, а жизнь будет наполнена благополучием и богатством.
Осенины или новолетие по старословянски
ОСЕНИНЫ или Новолетие по Старословянски
Своё повествование о «Новом Годе», как Новолетии, начну с того, что календарно, в истории Руси, он отмечался и 1 сентября, и 1 марта (по Юлианскому календарю), ходя в древности Новолетие, по Древнерусской традиции, отмечалось 21-22 марта, на День Весеннего Равноденствия, а по Старословянскому стилю 21-22 сентября, в День Осеннего Равноденствия.
Празднование Новолетия по Юлианскому календарю было принято по указу царя Ивана – III, в лето 6856 от Сотворения Мира или в 1348 году от Рождества Христова, дабы избежать всякой путаницы в Летоисчислении, по отношению к новому Римскому календарю. Кроме всего прочего началась подгонка Христианского календаря под повседневную жизнь людей, в том числе и в отношении проведения религиозных праздников.
Так Священные Словяно-Арийские Ведические праздники церковь стала адаптировать под себя: день Велеса был заменён днём Власия, день Марёны (Ярги-Масленицы), стал просто Масленицей, день Купалы назвали днём Иоанна Крестителя (однако народ упорно продолжает именовать его Иван Купало), день Перуна заменили днём Ильи Пророка, а день Триглава превратился в Святую Троицу, и т.д.
Особо стоит отметить День Лады-Богородица, Богиня красоты, любви и создания семьи, супруги Сварога. Он приходится как раз на 21 сентября, последний день Лета и начало Осенин, накануне Дня Осеннего Равноденствия. Лада-Богородица – Покровительница Русских земель. Образ Лады впитал в себя и Образ Рожаны. Считалось что у «ЛАДЫ» двенадцать детей (по числу месяцев в году и по числу созвездий в зодиаке) и что каждый месяц соответствует Судьбе-Нароку для всего сущего на Земле. Отсюда выходит, что в зависимости от того, под каким Созвездием родился Человек – определяется и его Доля (Встреча). Доли у всех разные, но каждая сопровождает своего Избранника до конца его Пути, беспокоясь и суетясь, пока её Хозяин не сойдёт в могилу. Матерь Сва – это ещё одно из воплощений Богини Лады, она же – «Ясуня» (Ясная, Светлая, Славная).
«Матерь Слава крылами бьёт. Идём мы под наши стяги и это стяги – Ясуни. И потекли мы на врагов и дали им отведать Русского меча…» (Книга Велеса).
Однако вернёмся к подмене понятий в отношении праздников. С изменением календаря в жизни людей особо ничего не поменялось, это не помогло обратить Народ целиком в лоно Христианской церкви, люди по-прежнему продолжал праздновать два Новых Года – 1 сентября и 1 марта. Запреты и гонения лишь вызвали обратный эффект, по всей Руси поднялась смута, многих «Божих людей» (попов) перебили. Тогда царю Ивану – III пришлось «Идти в Народ», выправлять ситуацию. Чтобы более не было смут и раздоров по этому вопросу, царь принял указ почитать наряду с Новой Христианской Верой и Старую Православную Веру Предков. Таким образом на Руси с XIV по XVII век было Двоеверие, а до 1492 года было и Два календаря – один официальный, как положено по всем Христианским канонам, а другой народный – Православно-Ведический.
Следующее изменение произошло в лето 7000 от Сотворения Мира или в 1492 году от Рождества Христова. Попы-Церковники ждали «Конца Света», который им предвещали многие уцелевшие Волхвы. Среди Христиан возникли апокалипсические настроения, и они даже не составили пасхалию на следующий 7001 год. Однако «Конца Света» не случилось, и в сентябре лета 7000 от сотворения мира (1492 год н.э.) Московским церковным собором было принято решение о переносе начала года на 1 сентября. Но, и это не помогало Греческим попам искоренить из Души Русского народа Православный Дух (на тот момент считай – Языческий). Тогда, чуть позднее, была произведена подмена понятий с самим термином – «Православие».
Так как у церкви за сотни лет не получалось искоренить Дух старой Веры, то в середине XVII века старое Ведическое «ПРАВОСЛАВИЕ» в России обрело вторую жизнь, точнее говоря – произошла подмена понятий. В период с 1653 года по 1656 год патриарх Никон проводит религиозную реформу, объединив слова «Православие» и «Христианство» воедино, к тому же добавив в Греческую религию целый ряд древних Праздников и Обрядов. Правда после этой реформы Никона, в 1666 году, на очередном Вселенском Соборе сняли с занимаемой должности, но это уже было не важно – дело посчитали сделанным, и назад повернуть всё побоялись.
До этого момента Христианство на Руси было – «ПРАВОВЕРНЫМ». И упоминаний об этом множество. Вот для примера слова игумена Феодосия Печёрского: «Мне же рече отець мой: Ты же чадо блюдися кривоверьныхъ и вьсехъ ихъ словесъ. Зане исполнилася и наша земля зълыя тоя веры: да кто съпасая съпасеть душю свою, въ Правоверьней вере живучи, нестьбо иноя веры лучьше нашея, яко же наша чиста и свята си вера Правоверьна. Сею бо верою живущи, греховъ избыти и муки вечьныя гоньзнути, но жизни вечьныя причастьнику быти и бесконьца со святыми радоватися…».
А вот призыв к Правоверным из «Степенной книги царского родословия», где говориться: «Прiидите вси Правовернiи всея Русьcкiя земли собори, всяко достоянiе и всякъ возрастъ, возрадуемся Господеви и поклонимся и припадёмъ поюще Ему песнь въ веселiи хваляще и благословяще пресвятое имя Его…».
Однако вернёмся к празднику «ОСЕНИНЫ». Это последний день Лета (21 сентября), праздник Урожая, и канун Дня Осеннего Равноденствия (22 сентября).
Но прежде всего Осенины – это День Лады-Богородицы. Рано утром 21 сентября все девушки и женщины Руси выходили к берегам рек, ручьёв, озёр и прудов встретить Матушку Осенину (Матерь Сва, Ясуню), стремясь осветить в первых лучах ласкового Солнышка овсяные хлеб и кисель. Именно Мати-Осенина сливалась в сознании Русских людей с Образом Лады-Богородицы. По своей сути, Осенины – это день празднования начала астрономического Осеннего Равноденствия (конец «Бабьего Лета», и конец Года календарного), который плавно переходил в Новый Год, начинавшийся 22 сентября. Этот день именовался – «Таусень», когда Природа начинает перестраиваться с Лета на Зиму.
Ещё этот день Осеннего Равноденствия именовали – Радогощем, когда Русский народ был рад Гоститвам. Гоститва – это общий пир Общины, с обильно накрытым столом в честь богатого урожая, разнообразных гостинцев, и всех тех даров природы, что удалось собрать человеку.
Наши Предки говорили, что Таусень мостит дороги зиме и является покровителем коней. Как правило, после праздника Таусень (22 сентября), складывали урожай в закрома и с пасик убирали пчёл на зимовку.
Со временем, Христианские попы переименовали и этот день на свой лад, назвав – «Семёнов День» (обозначив его, как Новый Год по старому летоисчислению древней Руси, который назначили на 1 сентября, когда заканчивался сбор урожая).
Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Осенние обряды в народной традиции Руси
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Осенние обряды и обычаи
Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.
Поет зима — аукает…
Осень — время праздников
С древности временем для различных празднований была осень. Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия. Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме. Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.
Осенние праздники у славян
Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири – с праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».
Традиции и обряды осени на Руси
Первое сентября на Руси называли бабьим летом, в некоторых областях отсчет вели от 8 сентября. Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.
В Семенов день — первого сентября — совершали сажание на коня. В каждой семье первенца усаживали на коня. Кроме того, в этот же день в течение 400 лет праздновали Новый год. Отменили его только в 1700 году по указу Петра 1. А 14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана. Из новой муки пекли пирог.
21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы. 23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.
Третьи Осенины — 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.
Осенние традиции у белорусов
Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. Издавна в Беларуси справляли окончание жатвы. Назывался этот праздник дожинками. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Последний сноп перевивали цветами и наряжали в женское платье, после чего относили в деревню и оставляли до следующей жатвы. Сейчас дожинки – праздник государственного значения. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. «Богач» находился в одном из домов деревни, куда приглашали священника для проведения молебна. После лубок с зажженной свечой проносили через всю деревню.
Не менее известный ритуальный праздник поздней осени в Беларуси – Дзяды. Этот праздник поминовения предков приходится на 1-2 ноября. Дзяды означает «деды», «предки». Перед Дзядами мылись в бане, прибирали дома. В бане оставляли ведро с чистой водой и веник для душ предков. Вся семья в этот день собиралась за ужином. Готовили различные блюда, перед ужином в доме открывали двери, чтобы души умерших могли войти.
За ужином не говорили лишних слов, вели себя смиренно, вспоминали только хорошее о предках, поминали умерших. На Дзядов подавали нищим, которые ходили по деревням.
Осеннее равноденствие.
Обряды и ритуалы в разных странах мира Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Традиции, празднования и обряды в День осеннего равноденствия — обычное дело. В некоторых странах это государственный праздник, например, в Японии. Здесь по традиции вспоминают в этот день предков. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей. Совершают паломничество к могилам своих предков и поклоняются им. В Мексике в день осеннего равноденствия люди отправляются к пирамиде Кукулькана. Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.
Осеннее равноденствие у славян
День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой — вот основное лакомство на столе. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.
В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.
Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали. Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам – привлекательность. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.
Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили «бабки». После уборки урожая накрывали богатый стол.
Православные осенние праздники, традиции, обряды
Самый большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест. 14 октября – Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.
В третий день ноября праздновали «Казанскую». Это День иконы Казанской Божьей Матери.
Осенние приметы на Руси
11 сентября – Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку. 24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. 16 сентября – Корнилья. Корень не растет в земле, а зябнет. 28 сентября – гусепролет. В этот день стригли овец. 1 октября – журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября. 2 октября – Зосима. Ульи убирали в омшаник. 8 ноября – Дмитриев день. В этот день поминали усопших. 14 ноября – Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.
Фотографии и текст: Мираслава Крылова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.