Как встречали весну в старину
Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Заклички 22 марта
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Хоровод «Ручеек»
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Славянские традиции: как правильно встречать весну
Встреча весны — долгожданное событие, и в прежние времена смену времен года встречали по-особенному. Славянские традиции соблюдают и по сей день, ведь они несут не только радость, но и привлекают в жизнь процветание.
Существует множество традиций, которые соблюдались нашими предками. Эксперты сайта
dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с основными из них, чтобы встреча весны как и в прежние времена принесла счастье в дома и жизни, а также стала временем для проведения обрядов, направленных на достижение всех необходимых благ.
Как встречали весну славяне
Самый известный праздник, богатый на традиции и обычаи — Масленица. Целая неделя наполнена разными ритуалами, соблюдение которых сулит людям обретение счастья, любви и радости. В это время заговоры и обряды направлены не только на достижение благополучия. В это время зазывают бога Ярилу и богиню Живу, которые вместе прогоняют Мару, повелительницу тьмы и холода. Ритуальные песни и заговоры помогают весне вступить в свои права, чтобы начать долгожданные работы в полях и огородах.
Не менее интересны и традиции закликания Весны. Для того чтобы прогнать зиму, женщины и девушки собирались вокруг водоемов, пели песни и звали Живу, прося ее принести тепло и освободить землю от холода. Также для скорейшего наступления тепла пекли жаворонков из теста. Этим лакомством угощали детей и просили их покликать птиц, чтобы они скорее принесли на крыльях тепло.
Традиций встречи весны множество, и большинство из них связано с огнем. Большие костры разводили на всю ночь, помогая весне протопить дорожку и прогнать зиму. В костры наши предки кидали старые и поломанные вещи, а также солому из старых матрасов. Считалось, что если сжечь солому из матраса тяжелобольного человека, то он непременно поправится. Через костры прыгали, очищаясь, в него кидали записочки с пожеланиями и верили, что они обязательно исполнятся.
Обряд на привлечение удачи во время встречи весны
Весна — время тепла и яркого солнца, и если в начале весны встать до зари, молча поклониться встающему солнцу, то в жизни не будет неудач. В прежние времена ходили на возвышения, чтобы оставить Яриле дары: испеченные блины и караваи, попросить у него счастья:
«Ярило по небу идет, зиме проходу не дает. Давит ее, окаянную, за моря и океаны прогоняет, весне дорогу дает, Живу за собой ведет. Уж ты, Ярило, не скупись, солнечными лучами на небосводе появись. Дурное прогони, как страшный сон, землю умой, Живе помоги — льды и снега повсюду растопи».
Встреча весны — это не конкретный день и не определенная дата. Каждый день марта и апреля, а то и мая, если погода не налаживается, проводят ритуалы и обряды на закликание тепла. В современном мире можно также выполнить обряд, выйдя на улицу с рассветом, чтобы поклониться солнцу и попросить исполнения самого сокровенного желания. Если все сделать молча и никому не рассказывать, то заветная мечта сбудется этой весной.
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси
Безудержное веселье, царящее во время Масленицы, стало сюжетом многих художественных полотен. Легко представить себе атмосферу праздника, глядя на картины Василия Сурикова и Бориса Кустодиева, Петра Грузинского и Семёна Кожина. «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины», — писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине». И наконец, масленичным традициям и обрядам посвящены сотни научных трудов. Но, несмотря на это, по многим вопросам у учёных нет однозначного мнения. Попробуем разобраться.
Что мы празднуем?
Пожалуй, только в этом вопросе царит единодушие. Масленицу на Руси отмечали ещё до христианства, тогда праздник называли по-другому, и не исключено, что тоже по-разному, в зависимости от местности. Как и многие другие языческие народы, древние славяне провожали зиму и встречали весну. Есть мнение, что раньше праздник совпадал с днём весеннего равноденствия. Теперь отмечается в зависимости от даты празднования Пасхи — за семь недель. В церковном календаре такого праздника, как Масленица, не существует, этот период называется Сырная седмица — период перед Великим постом.
Масленица — это своеобразный рубеж, после которого, считали предки, всё на Земле начинало оживать и входить в новый цикл развития. Природа пробуждается от зимнего сна, скоро начнутся полевые работы, и снова появляется надежда на урожайный, сытый год.
На Руси на Масленицу сватали невест и заключали браки — это считалось благоприятным временем для создания новой семьи. Главные развлечения — катание на санях, катание с горок и кулачные бои. Причём, как правило, особенных ограничений не было. Один из иностранцев, побывавших в Москве времён Ивана Грозного, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от Масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют».
Дни недели
Собственно, «своевольствовать» начинали не сразу. Вся неделя делится на два периода: узкую и широкую Масленицу. Узкая — это первые три дня (понедельник, вторник, среда), когда ещё можно было работать, заниматься хозяйством. С четверга начиналась широкая Масленица — основное веселье. Ну и кроме того, каждый день масленичной недели имеет своё особое название.
Понедельник — «встреча». В этот день при посещении родных обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, устанавливали качели, карусели и балаганы на площадях. В понедельник же из соломы, старой одежды и других подручных материалов делали чучело Масленицы, которое затем насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Хозяйки в этот день приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное. Накануне вечером женщины втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить волшебную присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару».
Вторник — «заигрыши». В этот день начинались сами гулянья и игры, что было прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На заигрышах с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок (а устраивали их часто во дворах) и поесть блинов. Ну а те пары, которые недавно поженились, должны были доказать окружающим, как они любят друг друга (должны были целоваться и обниматься).
Катание с горок в этот день было со смыслом — считалось так: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный и масло хорошо будет сбиваться.
Среда — «лакомка». «Блин не клин, брюха не распорет» — существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше. Лакомились, конечно, блинами, самыми разнообразными — пшеничными, ячневыми, овсяными, гречневыми, из пресного и кислого теста.
В этот день тёщи приглашали зятьёв на блины, а для забавы созывали всех родных. Тёщу полагалось благодарить за заботу, хвалить её хозяйственность, петь про неё песни. На ярмарках разыгрывались весёлые сценки с медведями и ряжеными про то, как тёща для зятя блины пекла… В ответ на благодарности тёща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».
Четверг — «разгуляй». На этот день приходилась середина масленичных гуляний: позади три дня, впереди три дня.
Гуляли в четверг с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шёл остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовали ряженые.
Одна их главных забав в это день — взятие снежного городка. Строили его обычно на площади или на реке. Состоял городок из двух стен с воротами между ними. Стены были из снега, облитого водой. Участники — молодые мужчины — делились на две команды. Защищали ворота пешие, они оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. А вот атаковали на конях. Взять городок — значило разрушить его. Игра иногда заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для запретов.
А ещё именно в этот день устраивали кулачные бои. По правилам в «кулачке» нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжёлое, бить ниже пояса и по затылку. Сходились на реке, бились «сам на сам» или стенка на стенку. Без травм здесь тоже не обходилось.
Считается, что смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение конфликтов между людьми. А ещё есть версия такая: предки наши верили, что, пролив кровь во время кулачной битвы, они приносят жертву духам, которые некоторое время после этого их просто не будут тревожить.
Пятница — «тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю.
Накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось тёще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тёщи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счёт приходящей стороны. С вечера тёща должна была послать в дом зятя и дочери всё необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).
Суббота — «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка» — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа ещё не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками сама отправлялась в дом сестры мужа.
Считается, что слово «золовка» произошло от слова «зло». Сёстры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. На Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг.
Воскресенье — «проводы». Этот день ещё называют целовальником и Прощёным воскресеньем. Это кульминация всей масленичной недели. В воскресенье начинали готовиться к Великому посту. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться со своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали и чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
Почему блины?
Блины на Масленицу, бесспорно, являются основным блюдом: румяные, поджаристые, хорошо промасленные, с начинками или без. Блины на протяжении целой недели едят много, вдоволь и впрок.
Долгое время считалось, что блин — это символ солнца, он такой же румяный и круглый, да и многие масленичные обряды связаны с солнцем, ведь именно благодаря ему оживает природа.
Однако сейчас в большем почёте другая версия: блины никогда не были символом солнца у славян. В Древней Руси это был поминальный хлеб, который пекли, чтобы чествовать своих умерших предков. Он был круглый, что означало нескончаемость бытия, тёплый — символизирует земную радость, сделан из муки, воды и соли, то есть живой. В первый день Масленицы блин клали на чердачное окошко, чтобы души усопших смогли полакомиться. Или же давали блины нищим, чтобы те поминали умерших. Так и говорилось: «Первый блин — за упокой».
Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
Почему праздник назвали Масленицей?
Название «Масленица» неслучайно. В последнюю неделю перед постом нельзя есть мясо, а вот молочные продукты, в том числе и масло, которым обильно поливали блины — главное праздничное блюдо, ещё не под запретом. Правда это название появилось не сразу, есть мнение, что первоначально праздник назывался «мясопуст».
Многие исследователи считают, что история возникновения Масленицы берёт начало с античности. И действительно, праздник, аналогичный славянским проводам зимы, существовал ещё в Древнем Риме. Кстати, слово «карнавал», по одной из версий, происходит от carnem levare, что означает воздержание от мяса (буквально «мясо, прощай»), что созвучно второму старинному названию русской Масленицы — мясопусту.
Зачем сжигают чучело Масленицы?
Кульминация праздника — сожжение Масленицы — приходится на последний день. Ждали этого действа с нетерпением. Чучело из старой ветоши, набитой соломой, везли на место (за околицу или на площадь, если в городе). Процессия иногда состояла из сотни саней и толпы народа. Под всеобщее ликование разжигали костёр.
Сжигая чучело, люди отправляют в костёр все неприятности и свято верят в то, что впереди их ждут лучшие дни.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВСТРЕЧИ ВЕСНы
Весна исстари символизировала не только обновление природы, но и возрождение жизни. В русских напевах долгожданную весну именовали не иначе как «красной», то есть – «красавицей», «прекрасной».
Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали – «ярилины». Для беременных женщин считалось доброй приметой выйти на крыльцо своего дома и насладиться солнечными лучами, нежным весенним теплом. Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглый хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу.
Верили, что весеннее солнце – самое полезное, и для того чтобы укрепить здоровье, нужно всего лишь попросить его об этом. Целебным считался сам весенний воздух, поэтому старались побольше времени проводить наедине с просыпающейся природой, слушая журчание ручейков и любуясь залитыми солнцем бесконечными русскими далями.
Даже малейшим, на первый взгляд, тонкостям, знаменующим возрождение природы, уделялось внимание. Так, по русским поверьям, талая мартовская вода, или, как ее ласково звали, «снежица» обладает чудесными целительными свойствами. В талой воде стирали одежду больного, веря, что снежица в буквальном смысле слова смоет с него всю хворь, придаст сил телу и душе. Снежицей мыли полы, чтобы от накопившихся за зиму неприятностей и тревог не осталось и следа. Ею поливали цветы, чтобы те пошли в рост, стали устойчивы к вредителям и болезням. Наконец, с теми же заботливыми целями талую воду добавляли в еду домашним животным.
Животворящей силой весны старались «благословить» все. Считалось, что в марте все подземные ключи «закипают». И бытовал обряд очищения колодезной воды. Ведь когда, как ни в весенний разлив, вода получает силу и полезность. Крестьяне обходили колодец с песнями и прошениями о чистой водице.
Победу весны над зимой означал прилет птиц. «Птица весне радуется», – говорили в народе. Надо сказать, к птицам русские люди с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. С равной силой грустит душа осенью при виде улетающих птиц и восхищается весной, встречая вернувшихся маленьких певунов. Замечали, что первой начинает свою весеннюю песню птица-овсянка. В честь этой пичужки пекли булочки из овсяной муки – «овсянички», и, конечно, угощали ими птиц.
А вообще, говорили, что «земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских. После этого дня считали, что утренних морозов осталось ровно сорок и с каждым разом они будут мягче. В некоторых губерниях бытовало поверье, что на сорок мучеников прилетают сорок разных птиц, среди которых и жаворонки. По народным представлениям, жаворонки – птицы, которые поют песни о Боге и самому Богу. Посему в их честь пекли печенье в форме жаворонков, подвешивали к веткам, на здоровье и счастье.
Наши прадеды-славяне были весьма чуткими к природе, окружающему миру. Их трепетная бережливость нашла свое отражение в прекрасных народных обрядах, пословицах и приметах. А весна, день за днем одаривая мир красотой, была для русского народа далеко не «временем обострения хронических заболеваний и авитаминозов», а порой чистой радости и светлых надежд.
Откройте свою душу весне и будьте счастливы!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Встреча Весны.Традиции наших предков
После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.
Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.
По Православному же календарю – это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех, кликать же можно».
Заклички 22 марта
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков (Слайд4)
(Слайд5)Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Слайд7 Свистульки могли быть деревянные, глиняные, а в нашем детстве были уже пластмассовые.
. На первом уроке мои ребята готовили свистульки из подручного материала( ручки и их колпачки, фломастеры) на другой урок несли уже домашние заготовки. Давайте и мы попробуем посвистеть
Слайд 8 ритмическая работа
( слайд 9) Обряд отпускания птиц на волю
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
(Слайд 10) Посмотрите, кто знает, как называется эта птица?
Каждый год во второй половине марта коми-язьвинцы (одна из этнических фино-угорских сообществ) совершают древний обряд встречи весны
Ну вот мы добрались до веснянок. Коротенькие, максимально простые и удобные, Веснянки предоставляют учителю музыки бесценный интонационный материал. Их можно петь в полуречевой манере, благо сам жанр это предполагает. Более того, весеннюю закличку не грех и прокричать. Особенно если выйти на улицу, и не переживать по поводу временного выпадения из академической манеры пения.
Но многие веснянки хорошо звучат и в классической манере и прекрасно «работают» на вокальное развитие классного хора. Компактный диапазон, повторяющиеся мотивы делают их очень наглядными и для целей освоения нотной грамоты. Единственное ограничение, о котором нельзя забывать касается времени исполнения – веснянки должны звучать все-таки весной.