Как встречают гостей в казахстане

Казахское гостеприимство: негласный закон степи

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Без этого негласного, но незыблемого закона выжить в степи было невозможно. Принять путника, обогреть и накормить его – считалось обязанностью каждого казаха. Древняя традиция не забыта и сегодня.

Гостеприимство – это черта, которая в крови у каждого казаха, порой кажется, что уважение к гостям жителям Казахстана передается генетически. Не принять путника издревле был позором для семьи и всего рода, поэтому и в дальнюю дорогу наши предки отправлялись без боязни: знали, что даже если появятся трудности, их в беде не оставят.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Насколько это правда, сейчас сложно проверить. В любом случае, каноны гостеприимства закреплены даже исламом. Слово «қонақ» (в переводе с казахского – гость) происходит от глагола «қону» (остановиться, спуститься). То есть кто-то спускается к нам. Считалось, что гость – это посланник неба или Бога, с которым добрая воля приходит в твой дом. Это объясняет такой феномен как «культ гостя», широко распространенный среди степняков.

В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн отмечал: «Казахи отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них в культ». Польский революционер Адольф Янушкевич, долгие годы проживший в Казахстане, писал, что, если казахов расселить вдоль экватора, можно обойти земной шар, не заботясь о еде и ночлеге.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстанеКак встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

У казахов, к слову, существует и своя иерархия гостей. Они делятся на 2 категории: «құдай қонақ» (божий посланник) и «арнайы қонақ» (почетный). Почетными, специально приглашенными гостями считаются старейшины аула и рода. Особенно готовятся и к приему родственников жены (құдалар). А случайным гостем, посланником Бога, мог быть любой путник, по народным поверьям, он приносил в дом удачу. Люди говорили:« Қонақ келсе, құт келер» (»Вместе с гостем в дом приходит благодать»).

В любом случае, хозяева строго соблюдали этикет принятия гостя. Вошедшего в дом не тревожили расспросами и лишними разговорами. Первым делом давали ему умыться, устраивали поудобнее на центральное почетное место (төр), угощали кумысом или чаем, кормили.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстанеКак встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

На стол гостям казахи всегда ставили самое лучшее. Даже если это был последний баран, его резали, чтобы угостить пришедшего. Голова барашка преподносилась самому почетному гостю, он мог передать ее более старшему человеку. Интересно, что голову никогда не берет тот, у кого жив отец. Гость должен разделить ее между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам. Аксакал дает «бата» (благословение), режет с правой стороны околощечную часть и пробует. Потом режет правое ухо и дает самому младшему в доме.

Остальных угощает, раздавая по одному кусочку, потом передает голову хозяину дома. Параллельно с головой подают бас табақ – главный, первый по значимости поднос с мясом. Его преподносят пожилым людям и особо уважаемым гостям. Есть также сый табақ (дополнительный поднос с мясом, куда можно выложить любые части), жай табақ (стандартный поднос с мясом) и жастар табағы (поднос с мясом для молодежи). Комплектовали подносы исходя из строгой иерархии. Части туши животного служили и служат своеобразными маркерами уважения к гостю. Так, жамбас (тазобедренная кость), практически приравнивался к голове. А угостив какого-нибудь почтенного человека малозначимым жіліком (суставной костью), можно было и обидеть его. К примеру, нельзя давать гостям лопатку, шейный позвонок или голень.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

По окончании трапезы гость дает бата – это ответное слово-благословение. В основном его произносили аксакалы, выражая благодарность хозяевам за прием. Остатки (сарқыт) давали с собой в дорогу для детей и внуков. В народе существовал обычай түстену (гостить днем): молодые люди, побывав в гостях, нарочно забывали какую-нибудь личную вещь. Хозяин дома, понимая, что они вновь хотят отобедать у него, приглашал их на званый обед.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

О казахском гостеприимстве есть даже легенда. Пришло время аксакалу умирать, и он пригласил для беседы трех своих сыновей.

– Дети, – сказал он им, – я умираю. Оставляю вам все свое богатство, которое вы должны разделить на четыре части.

– Почему на четыре, – удивились сыновья, – ведь нас трое?

– Четвертую часть своего состояния я оставляю вашему гостю, – ответил мудрец. – Пусть он найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость из скромности будет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое.

У наших современников в силу нехватки времени специально ходить по гостям получается не часто. Но традиции гостеприимства не забываются. Даже если забежишь в дом к казахам буквально «на минутку», то хозяева обязательно предложат угоститься чем-нибудь со стола, на крайний случай – отщипнуть и съесть кусочек хлеба («нан ауыз тию»). Отказаться нельзя – это будет неуважением к домашнему дастархану.

Источник

Традиции гостеприимства в Казахстане

Традиции гостеприимства у казахов включают в себя множество различных обычаев, которые применяются в зависимости от ситуации и от статуса гостя.

Ат мингизип шапан жабу – обычай самого высокого почета, заключающийся в дарении гостю коня и шапана.

Бата – это благословление при уходе гостя, особенно если гость потом собирается в дальнюю дорогу. Обычно эта традиция выражается в красивой поэтической форме.

Белкотерер – это угощения для самых пожилых гостей, и символизируют заботу и уважение к старшим.

Бесжаксы – обычай, который переводится как «пять даров», схожий с «Ат мингизин шапан жабу». Включает в себя подарок из верблюда, коня, ковра, сабли и шубы.

Ерулик – древний обычай гостеприимства в отношении новоселов племени или деревни, когда новым соседям оказывается некоторая материальная помощь, проходит знакомство с жителями, способствующие адаптации к местной жизни.

Коримдик – подарок, который дарит гость за право увидеть молодую невестку или новорожденного.

Конакасы – это угощения, которые надо обязательно подать, даже если пришел случайный или незваный гость. Если хозяин дома не преподносит «конакасы», то гость мог пожаловаться старейшине селения, и хозяин должен уплатить штраф в виде лошади или домашнего скота.

Конаккаде – это подарок хозяину дома от гостя, и под подарком обычно подразумевается исполнение песни, стиха, и т.д.

Шашу – это обычай осыпать гостей конфетами и деньгами. Он проводится на свадьбах, во время сватовства, и на других похожих мероприятиях.

Источник

Этикет в Казахстане

Казахстан – это необыкновенная многонациональная страна, которая состоит в основном из казахов, русских, украинцев. Причем казахи заселяют в основном юг страны, а русские и украинцы – север. Кроме того, в Казахстане издавна проживают татары и узбеки.

Казахский этикет разнообразен, он впитал в себя традиции патриархального иерархического общества, которыми пропитана вся культура казахов.

В стране до сих пор имеют место браки по договоренности родственников и по расчету. Эта традиция пошла со времен кочевых племен, заселяющих землю нынешнего Казахстана.

Семьи казахов крупные, патриархальные, родственные связи высоко ценятся между людьми. Семьи объединяются в «ата-баласы», для того, чтобы защитить свои ценности и поддерживать друг друга. Казахи уважают старших в семье, а также людей, занимающих высокие должности – их голос является решающим на семейном совете, так как они считаются умудренными опытом.

Этикет казахского народа направлен на почитание старших. Молодые не должны спорить с людьми пожилого возраста, осуждать их взгляды, особенно прилюдно.

Знакомство и приветствие

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстанеТрадиционно вначале младшие по возрасту, а также положению, приветствуют старших, занимающих более высокое положение в обществе.

Во время встречи принято производить рукопожатие обеими руками, улыбаясь при этом.

Женщинам руки пожимать нельзя, это запрещено религиозными мусульманскими взглядами.

С близким другом позволяется даже обняться.

Перед тем как обратиться к человеку просто по имени, стоит спросить его разрешения.

Прием гостей

Казахи крайне гостеприимный народ, проявляющий большое внимание и уважение к своим гостям. Казахский этикет требует проявления толерантности, почета к гостю. Даже если гостю в доме не рады, хозяева все равно примут его с почтением, обязательно накормят.

Если Вас пригласили в дом в качестве гостя, нельзя приходить с пустыми руками. Гость всегда должен принести подарок хозяевам дома, так он продемонстрирует свое уважение. В качестве подарка может быть угощение к столу. Но будьте аккуратны, выбирая подарок, религиозные мусульмане не употребляют алкоголь, поэтому его как подарок преподносить не стоит.

Хозяин дома, сразу после получения подарка от своего гостя, может распаковать подарок.

Традиционные казахские правила говорят о том, что опаздывать в гости допустимо, однако задерживаться более, чем на полчаса – некрасиво, гость должен предупредить хозяев об опоздании, извиниться.

За столом гости вместе с хозяевами сидят на полу, это старинная мусульманская традиция.

Культура поведения за столом, если речь идет о торжестве и алкогольных напитках, учит произносить большие вдумчивые тосты.

Если гость наелся, он должен оставить на своей тарелке немного еды – это будет знаком, что добавки не требуется. Если гость съест все – это знак для хозяев, что он просит добавки, в этом случае, хозяин должен еще поставить на стол угощения.

Казахский деловой этикет

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстанеРукопожатие двумя руками является общим приветствием при встрече, но руки не нужно жать слишком сильно.

Даже если Вы видите человека несколько раз в день, приветствовать его обязательно каждый раз.

В информации на визитке обязательно нужно указывать должность ее хозяина.

Казахи предпочитают говорить не прямо, а метафорично, намеками, в какой-то степени обобщенно, это считается хорошим тоном.

Казахи в бизнесе общаются дипломатично, сдержанно, деликатно.

В Казахстане не принято критиковать людей старшего поколения, спорить с ними. Жесткая система иерархии этого не допускает.

Казахи стремятся планировать деловые встречи с людьми одного ранга.

Деловые переговоры, как правило, проходят за столом в виде буквы Т. Людей близких по должности принято размещать друг напротив друга, а начальника – во главе стола.

Правила делового обеда

Отказываться от приглашения на деловой обед нельзя – это сочтут проявлением грубости.

Если Вы не можете прийти на обед, стоит назвать уважительную причину, извиниться за свой отказ, иначе это сочтут личной неприязнью.

Приглашенный на деловой обед должен одеваться консервативно и комфортно, излишняя небрежность в одежде может обидеть пригласившего.

Когда на стол подают большое блюдо, следует пробовать его только со своей стороны.

За столом принято разговаривать, улыбаться, не стоит сидеть с задумчивым видом, молчать.

Культура потребления чая у казахов

Чаепитие – одна из основных традиций казахов, при которой они стараются максимально проявить свою доброжелательность, толерантность.

Казахи, следуя этикету, подают своему гостю, даже нежданному, чай и хлеб, показывая свое уважение.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Чашку чая подают наполовину наполненной. Если чашку подают полностью наполненной – это знак немилости хозяев дома.

Когда гость напился чаю, он должен перевернуть ее дном вверх, это значит, что больше чаю подливать не стоит.

Казахский речевой этикет

Особенности речевого этикета в Казахстане заключаются в своей формальности, которая распространяется на приветствие и ведение диалога с собеседником. Речевой этикет составляет и проявляет многогранную национальную культуру народа.

Одно из самых распространенных приветствий, которым женщины встречают друг друга «Салем бердик!», что переводится как «Поклон Вам!». В связи с эмансипацией женщин, при встрече с мужчиной, современной женщине разрешается приветствовать его фразой: «Ассалаумагалейкум!».

Казахский язык богат эмоционально и экспрессивно окрашенной лексикой, которая выражает оценочное суждение говорящего.

Форме вежливого обращения уделяется особое место в речевой культуре Казахстана, она поддерживает языковые традиции народа.

Существуют слова, подчеркивающие уважительное отношение одного человека к другому. Слово «карындас» – это пример вежливого обращения мужчины к юной девушке. «Ханым» – почтительное обращение к взрослой женщине.

У казахов существует своя система обращений к родственникам и близким друзьям, которая отличается своей эмоциональностью и доброжелательностью, выражает положительную оценку говорящего.

Для того, чтобы познать многогранную и интереснейшую культуру Казахстана, стоит побывать в этой необычной стране и познакомиться с ее жителями, которые, в соответствии с национальным этикетом, всегда относятся с почтением, уважением к своим гостям.

Источник

Что казахи ставят на стол, когда приходят гости. Коротко о «негостеприимстве»

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Жители Казахстана — негостеприимный народ: правда ли это? Тут с какой стороны посмотреть, ведь опыт общения у всех разный. На мой взгляд, это утверждение — большой миф, надуманный людьми. Чего только стоят угощения, которые казахи подают к столу сразу, как только гость переступает порог их дома. О них — далее.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Об опыте поколений

Не знаю, кто придумывает подобные мифы, но, насколько мне известно, у казахов с давних времен особое отношение к гостям. У них, если семья не принимает гостя как следует, это повод для того, чтобы поднять ее на смех. Причем говорят сразу обо всем роде. Не знаю, правда или нет, но слышала, что раньше за скупость в отношении гостя могли взымать айып — что-то вроде штрафа.

Из поколения в поколение гостеприимство казахов передавалось по крови. Даже сейчас этот народ встречает гостей по-особенному. Дорогих подарков уже не дарят, а вот накормят от души.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Что ставят на стол

Сейчас, как и раньше, казахи угощают гостя всем, что есть в доме. Блюда выбирают посытнее да подают в большой посуде — так, чтобы наелись все вдоволь. По старой традиции, если посуда остается пустой, ее обязательно надо наполнить — это означает, что гость просит добавки.

Всем гостям подают мучные блюда: мыжыму, киыкшу, шелпек, казанжаппу. Почти всегда на столе оказывается бешбармак, палау и казы.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Основные закуски готовят из конины или баранины. Если прием гостя запланированный, его могут накормить мантами, которые готовят заранее.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

Отдельного внимания заслуживают кисломолочные продукты, производимые казахами. Среди них — курты из кобыльего молока, аклак (творог из овечьего молока) или сузбе (тоже разновидность творога).

Из напитков в жару подают горячий чай. Из молочных — кумыс, айран и сарысу (что-то напоминающее нашу сыворотку).

Как нужно принимать гостеприимство казахов

Сразу о главном. Гостеприимство казахов устроено так, что встать из-за стола голодным не получится. Бережете желудок или не хотите переедать — ешьте медленно, так, чтобы на тарелке всегда что-то оставалось. Отказываться попробовать еду — все равно, что обижать хозяев дома, а съедите все — вам положат еще.

Как встречают гостей в казахстане. Смотреть фото Как встречают гостей в казахстане. Смотреть картинку Как встречают гостей в казахстане. Картинка про Как встречают гостей в казахстане. Фото Как встречают гостей в казахстане

И будьте готовы к тому, что за основной едой обязательно последует традиционное чаепитие, которое может затянуться на несколько часов.

На стол часто подают еду в большом блюде. В этом случае нужно есть только со своей стороны, чтобы не обидеть соседей.

Гостеприимство казахов нужно принимать с улыбкой и искренней благодарностью. Молчание и задумчивый вид — лишнее.

В конце трапезы гостей могут одаривать подарками, но в настоящее время так происходит не всегда и не везде. Тем не менее, если хозяин дома желает преподнести дар, отказываться от него ни в коем случае нельзя.

Источник

«Вместе с гостем в дом приходит благодать». Как казахи гостей принимали

Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. В новой главе моей книги «Қарашаңырақ» поговорим о том,

Как казахи гостей принимали и учились жить в мире

Часть I

Не нужно, наверное, лишний раз напоминать о гостеприимстве и хлебосольности казахов. Об этой замечательной национальной особенности и без того говорилось и говорится всегда с уважением. А с чего все началось?

Дело в том, что с древнейших времен гость в понятии казахов воспринимался как божий посланник. Отсюда возник и культ гостя в степи. «Қонақ келсе, құт келер», – говорили. «Вместе с гостем в дом приходит благодать». Вот и отношение к нему было соответствующее.

Поэтому, отправляясь в путешествие на пару дней полюбоваться на окрестности, кочевник не тащил с собой холодильник с едой или телегу с палаткой, одеждой и матрасами (как это сейчас делается). Даже если ему предстоял дальний путь, он никогда не брал с собой больших припасов. Он знал: если по пути встретится аул, стойбище чабанов или даже одиноко стоящая хижина, то там ему обязательно обрадуются, встретят, накормят, напоят и предоставят ночлег. А если нужно, то и одежду дадут. Потому что странник в степи является полноправным членом всеобщего братства гостей. Исходя из этой философии получается, что мы тут все с вами друг у друга в гостях. И мы все тут временно. Полагаю, в этих суждениях присутствует здравый смысл.

Для кого-то может показаться странным, но если присмотреться, то в казахском доме гости и в наши дни не переводятся. Они в каком-то смысле являются частью общего казахского интерьера. Что касается субботы с воскресеньем, то для казаха они вообще превратились в «гостевые дни»: идут к кому-то или принимают кого-то. Поэтому в доме настоящего казаха всегда кто-то есть. Друзья, соседи, земляки, знакомые, малознакомые, вовсе незнакомые, родственники дальние и ближние, случайные попутчики… Короче, все. И это нормально. Говорят: «От жағылмағаң үй – қора, кісі келмеген үй – мола» – «Дом, где не горит очаг, похож на сарай, а дом, в котором не бывает гостей, похож на могилу».

Но! При всем при этом существует градация. Гостей условно делят на три категории.

«Арнайы қонақ» – это специально приглашенный гость. Особенный. К его приему готовились. Случалось, его встречали на окраине и сопровождали до самого дома. Встречал его непременно сам хозяин.

«Қудайы қонақ» – гость неожиданный. Он как раз тот, которого «бог прислал». К нему не готовятся, но знают, что он обязательно придет. В любой день. Или в ночь. И его всегда имеют в виду.

Есть еще «қыдырма қонақ». Буквально – «гость-гуляка». То есть случайный гость. Тот, которого никто не ждал, но вот он заявился, и с ним тоже надо что-то делать: развлекать, угождать, потчевать, как-то возиться. И попробуй не повозиться! Нельзя. Потому что было и есть правило. Вернее, традиция. «Қонақасы» называется. «Доля гостя», «угощение». Согласно ей любого человека, что оказался в твоем доме, надо уважительно встретить, оказать почести, как следует накормить, ублажить и спать уложить. При этом у него нельзя спрашивать, кто такой, откуда взялся, куда идешь и зачем? Нельзя проявлять нетерпение и излишнее любопытство. Неучтиво.

Согласно этой традиции в каждом доме на случай прихода гостей всегда был припрятан «неприкосновенный запас». Все самое лучшее и отборное. Здесь не имеются в виду лучшие сорта французских вин или шотландских виски. Речь больше о еде. А если точнее, о мясных деликатесах. Каждый гость мог рассчитывать на свой кусок – «сыбаға» по-казахски. И у каждого была своя доля в соответствии с его возрастом и социальным положением. Поэтому, отправляясь в дальнее путешествие, степняк знал, что где-то в степи его ждет персональный кусок от всеобщего пирога.

Всякий гость тоже должен был знать правила и считаться с ними. Нельзя было подъезжать к юрте со стороны двери. К дому подъезжают только сзади. И коня нужно было оставлять у коновязи, а не привязывать его к боковине двери. Так делали, когда хозяин дома умер. Это было знаком, по которому определяли «черный дом, скорбящий» – «қаралы үй». Поэтому так мог сделать только враг. Или человек, пришедший с плохими намерениями. Или просто иностранец, незнакомый со степными традициями.

Қыдырма қонақ, понимая, что его вряд ли ждут, тоже старался соблюсти приличия. Вначале он подавал знак. К примеру, начинал слегка насвистывать «Шудың бойында». Или слегка покашливать. И так минут пятнадцать. Так он ждал со своей оголодавшей лошадью, пока хозяйка дома приберется и подготовится. Заслышав знакомые мотивы, та должна была стремительно собраться и вылизать дом до показательного блеска. Что и происходило всегда. И тому есть многочисленные исторические свидетельства со времен Геродота. Я хочу сказать, что в ранешние времена степные жены отличались быстротой и сообразительностью. Попробуйте за столь короткий срок привести дом в порядок, прибрать, все протереть, пропылесосить и накрыть красивый дастархан. Пусть даже юрта у вас однокомнатная наподобие квартиры-студии. И при этом не вспотеть, не запыхаться. И с порога начать улыбаться. И не через силу, а по-настоящему. Искренне. Э-эх, пропало все это куда-то, исчезло.

Ну ладно, сейчас не об этом.

Дождавшись, когда в юрте перестанут носиться и спотыкаться друг о дружку, гость, наконец, заходил. Здоровался чинно, кланялся очагу и усаживался на предложенное место. Естественно, төр.

Если гость не торопился, то он вешал плетку (камчу) во всю ее длину на специальный крюк – бүлдірге. Если же он не располагал временем, то вешал плетку, сложив ее напополам. И затем во время застолья частенько поглядывал на дверь. Это он так намекал, что ему скоро бежать. Хозяева считывали эти сигналы и не особо уговаривали человека задержаться еще на чуток. Но в то же время в обязательном порядке старались быстренько соблюсти все приличествующие ситуации нюансы.

Случалось, что гостей ожидалось много. В таком разе хозяин должен был встретить их у своего дома и лично отворить им дверь. Когда гости уходили, хозяину уже нельзя было притрагиваться к ней. Гости, кстати, не толкались и не торопились. Заходили по одному. Толпой заваливались только с плохой вестью.

Хозяину нельзя было садиться первым. Надо было дождаться, пока устроятся гости. Причем рассаживались все строго по ранжиру. Дети старше двенадцати лет вообще не садились. Они должны были прислуживать: принимать одежду гостей, развешивать ее, подавать полотенца, поливать на руки воду и т. д. (кстати, вода обязательно должна была быть слегка подогретой. Холодной водой умывались, если хозяева хотели показать недовольство). До трапезы гостей обходили справа. После еды – слева. Чаще всего «шуршали по дому» сыновья. При их отсутствии – дочери или невестки.

Жена хозяина отдавала приказы взглядом. То есть без слов. Просто указывала глазами на тот или иной предмет или же шевелила бровями. Ее зашифрованные сигналы понимали только домочадцы. Всем остальным этот кодовый язык был недоступен. И в каждом доме был свой шифр.

До основного блюда гостям подавали кумыс. Разливали его по чашам правой рукой специальной поварешкой. Она имела два гнезда. Мужчинам наливали из правого гнезда, а женщинам – из левого. Первым пил сам хозяин. Он же и заканчивал питье. Тем самым он как бы демонстрировал прибывшим, что кумыс не отравлен. Кумыс пили не спеша, сопровождая это приятное дело долгими разговорами. Пили долго еще и потому, что мясо варилось небыстро. Минимум часа полтора-два. Вот тут-то и проявлялось умение говорить и слушать.

Опять же правила приема гостей различались. Особенно в деталях. Это зависело от региона проживания. Тот же кумыс, к примеру. Где-то разливали по отдельным чашам, а где-то пили все из одной. Пускали ее по кругу, и каждый делал несколько глотков. Остаток выливали обратно в сосуд – піспек (саба). Делалось это намеренно. Существовало поверье: посуда не должна была пустовать. А в целом традиции всюду одни и те же.

Позднее вместо кумыса стали пить чай. Понятно, что его не нужно было вспенивать и разливать поварешкой с гнездами. Но опять же хозяйка, подавая кесешку с чаем, должна была делать это правой рукой, поддерживая левой за локоток. Тайного смысла в этом жесте не было, просто когда-то рукава платья были длинными. Отсюда и сохранилась традиция, которая трактуется сегодня как знак уважения.

Когда наступал черед мяса, то это тоже целый ритуал. Здесь также следовало соблюдать правила.

Как только заносилось блюдо, то самый уважаемый гость произносил пожелание (бата), благословляя дастархан. Ему же по традиции подавали баранью голову (если же у него был жив отец, то он передавал ее другому). Традиция эта дошла и до наших дней. Расскажу на всякий случай, что надо делать с бараньей головой.

Вначале главный гость должен срезать кусочек от носовой части и съесть ее сам. Затем он отрезает кусочки с правой щеки и отдает их своим сотрапезникам. После этого он возвращает голову хозяину, и тот продолжает ее делить между гостями. Ухо обычно отдают ребенку – чтобы он рос правильно и слушался родителей. Язык отдают невестке – чтобы она держала свой язык за зубами. Кстати, бараний язык ни в коем случае нельзя отдавать детям, иначе они вырастут непослушными. Глаза достаются самому почетному гостю. И тут надо помнить, что глаза нельзя делить, иначе люди, которым они достанутся, поссорятся. Кусочки от лобной части делят между молодыми жигитами – чтобы они были первыми среди ровесников. Небо нужно отдать юноше или подростку – тогда он вырастет поэтом. Или певцом. Одним словом, каждая часть головы имеет свое назначение и свой адрес.

То же самое относительно всей бараньей туши. Тут также каждому свое.

По степени важности после головы шел жамбас – мясо таза. Берцовые кости (асықты жілік) доставались гостям, что сидели справа и слева от почетного гостя. Далее уже по мере удаленности от төр подавали мясо на лучевой и тазобедренной кости (кәрі жілік и ортан жілік). Кстати говоря, кәрі жілік нельзя было предлагать незамужним девушкам, иначе они засидятся в девках и не выйдут замуж. Им принято было подносить сердце – чтобы они были добрыми и ласковыми и побыстрее нашли себе мужа.

Зятьям нельзя было есть голову. Они ели грудинку – төс. Позвоночник доставался старшим членам семьи. Печень, кишки, пищевод – женщинам.

Нельзя было отдавать гостям лопатку, шейный позвонок или голень. Это могло вызвать у них обиду.

Сохранилась еще одна добрая традиция, которая дошла до наших дней, но не всем по нраву. Я имею в виду асату. Им когда-то заканчивалась трапеза: хозяин кормил гостя с рук. То есть буквально набирал себе в ладонь еды и клал ее в рот гостю. Если тот уже не мог есть, то хозяин мог положить ему еду в раскрытые ладони.

Затем снова наступала очередь благословления дастархана (бата), и на этом посиделки практически заканчивались. Остатки (сарқыт) разбирали для детей и внуков.

За столом следовало вести себя прилично и деликатно. Нельзя было тянуться за едой, ругаться, сквернословить, бухтеть с набитым ртом, говорить о политике и макроэкономике, употреблять в речи нецензурщину, чавкать или же есть левой рукой.

В стародавние времена существовала еще более строгая регламентация. Богатые не садились есть с бедными. Невестка не могла столоваться со старшими родственниками. Жены и невестки вообще питались отдельно. У порога на корточках сидела голытьба. Они ждали объедки. Им бросали кости, за которые они дрались с собаками. Но это было очень давно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *