Как вступить в алтайское казачество

Список казачьих организаций города Барнаула

Список казачьих организаций города Барнаула

1.Алтайское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества22150100011022201379265,
16.08.2002656049, Алтайский край,
г. Барнаул,
ул.Ползунова, 41атаман
Шипунов
Константин Николаевич8-3854-40-38-43,
деж. (круглосут.)
8-3854-40-38-482.Барнаульское городское казачье общество Алтайского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества22150100551132225901345,
19.06.2013656043, Алтайский край, г. Барнаул,
пр-кт Красноармейский, д. 14атаман
Мякишев
Владимир Анатольевич63-04-383.Барнаульское станичное казачье общество22150100571162225081358,
11.07.2016656008,
Алтайский край,
г. Барнаул,
ул. Пролетарская,
164атаман
Потапович-Даманский
Андрей Михайлович(на сайте –
8-961-997-51-00)4.Алтайская краевая общественная Организация «Казачки Сибири»22120102541022240530840
09.01.2003656031,
Алтайский край,
г. Барнаул,
пр-зд Полюсный, 91председатель
Маслихова Людмила Петровна62-48-535.Алтайская краевая общественная организация «Алтайский войсковой казачий округ»22120121451042202363224
30.10.2004658090,
Алтайский край,
г. Новоалтайск,
ул. Депутатская, 2-13председатель совета организации (атаман)
Ерохин Александр Александрович6.Алтайское краевое отделение «Союза казаков Алтайского края «Межрегиональная общественная организация «Сибирское казачье войско»22120124911122202000073
26.01.2012656012,
Алтайский край,
г. Барнаул,
ул. Кулагина, 28матаман
Бессонов Виталий Петрович29-03-457.Алтайская краевая молодежная общественная организация развития казачества «Казачья молодежь Алтайского края»22120127521152225000432
20.01.2015656021,
Алтайский край,
г. Барнаул,
пр-зд Параллельный,
д. 64председатель совета
Мякишев Владимир Анатольевич63-04-388.Алтайская региональная общественная организация «Казаки Сибири»22120127841152225008528
22.05.2015656043,
Алтайский край,
г. Барнаул,
пр-т Красноармейский, 69Батаман
Рычков Сергей Юрьевич9.Региональное отделение Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Алтайском крае22120127861152225008660
26.05.2015656043,
Алтайский край,
г. Барнаул,
ул. Ползунова, 41председатель (атаман)
Белозерцев
Юрий
Алексеевич10.Алтайская краевая общественная организация «Объединение Ветеранов казачьего движения и казаков – участников боевых действий»22120129001162225088497
30.08.2016656049,
Алтайский край.
г. Барнаул,
пр-кт Красноармейский, д. 80, кв. 49председатель
Астахов
Ярослав
Борисович

Сообщайте нам об ошибках и неточностях на сайте – выделите некорректный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Администрация города Барнаула, 656056 пр.Ленина, 18
Все права защищены © 2003– 2021

Источник

Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?

Как вступить в алтайское казачество. Смотреть фото Как вступить в алтайское казачество. Смотреть картинку Как вступить в алтайское казачество. Картинка про Как вступить в алтайское казачество. Фото Как вступить в алтайское казачество

Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.

Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.

История казачества

К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.

Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.

За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.

В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.

В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.

Современное казачество

Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.

В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.

Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.

Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.

Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.

Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.

Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.

Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.

Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».

В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.

В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.

Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?

Источник

Алтайские казаки: почему мы о них так мало слышали?

Как вступить в алтайское казачество. Смотреть фото Как вступить в алтайское казачество. Смотреть картинку Как вступить в алтайское казачество. Картинка про Как вступить в алтайское казачество. Фото Как вступить в алтайское казачество

О донском казачестве наслышаны практически все. Образ казака с Дона увековечен в романе Шолохова «Тихий Дон», удостоенном Нобелевской премии, известных песнях и кинофильмах. Но мало кто знает, что казачество и в Сибири было заметной силой, общиной с устоявшимися культурными традициями.

Откуда взялись алтайские казаки?

Закрепление казачества на Алтае

После обустройства укрепленной оборонительной линии и перехода заводов Демидова в ведение Кабинета началось активное освоение Алтайского края казачеством. К 1751 году количество казаков достигло 1337 человек.
Управителям заводов казаки были нужны не только для охраны – не хватало рук для горнозаводских нужд. К декабрю 1747 года военная коллегия позволила приставлять к работе военнослужащих, «коли для обороны нужды не будет». Казакам Алтая приходилось трудиться на рудниках и горных заводах, гнать смолу и дёготь, жечь уголь. Формирования городовых казаков до середины XIX века в полной мере выполняли также полицейско-хозяйственные функции – в уездах они были главными внутренними стражами.

Охрана рубежей Империи

Кто мог попасть в алтайские казаки?

Значительную часть казаков Алтая составляли потомки участников отрядов Ермака. Высочайшим приказом от 6 декабря 1603 года войску Ермака было даровано старшинство «Царская Служилая Рать». Оно стало третьим казачьим войском в Российской империи по старшинству, после Донского и Терского.
В период с 1846-го по 1849 годы численность алтайского казачьего войска выросла почти вдвое благодаря зачислению в казаки исконных крестьян – как переселившихся из европейской части страны, так и местных.
Мнение, что инородцам не было места в рядах сибирских казаков, не основано на фактах. В казачьем отряде Ермака были литвины и немцы. В казаки Российской империи в разное время были поверстаны калмыки, буряты, татары.
Малоизвестный факт: в сибирские казаки были зачислены пленные поляки из армии Наполеона. После окончания войны им позволили вернуться домой, но многие уже женились, родили детей и отказались уезжать в Польшу. Они получили в сибирском казачьем войске чины урядников, а некоторые – даже офицеров, многие преподавали в казачьем войсковом училище (ставшим впоследствии кадетским корпусом). Их потомки тоже женились на казачках и совершенно обрусели. Лишь фамилии Стабровский, Легчинский, Едомский, Яновский говорят о польских корнях этих казаков.

Почему советская власть сделала все для забвения алтайских казаков?

В годы Октябрьской революции большинство российских казаков встало на нейтральную позицию по отношению к происходящему. Некоторые исторические издания используют термин «нейтральные части». Однако сибирское алтайское казачество сделало однозначный политический выбор.
Казаки Алтая называли себя «государевыми людьми» и смотрели на крестьян свысока. Они не приняли революцию и новую власть. Атаман Б. В. Анненков со своим отрядом занял ранней осенью 1918 года город Славгород. К сторонникам советской власти были применены жестокие карательные меры – массовые порки и даже расстрелы.
Яркий пример – судьба полного Георгиевского кавалера А. П. Кайгородова. Он родился в с. Катанда нынешней Республики Алтай (в то время – Бийский уезд Томской губернии). Воевал в Первую мировую войны, был прапорщиком армейской пехоты. Наполовину телеут Кайгородов изначально не был казаком. Адмирал Колчак лично произвел его в есаулы.
Кайгородов собрал под своим началом небольшое, но сильное войско и боролся против органов советской власти и Красной Армии. Красноармейский ЧОН несколько лет гонялся за отрядом не в силах захватить или ликвидировать. Лишь зимой 1921-1922 годов чоновцы сумели пройти перевал, считавшийся непроходимым в зимний период, и внезапно атаковали отряд, размещенный в Катанде, родном селе Кайгородова.
До сих пор не установлено, как погиб есаул: по одной версии, он застрелился ил отравился, по другой, – его застрелили красноармейцы, по третьей, – был взят живым и казнен. Известно одно: Кайгородову отрубили голову и провезли ее в кастрюле со спиртом по многим окрестным селам, демонстрируя крестьянам. Напоследок голову предъявили для опознания жене есаула, заключенной в барнаульской тюрьме.

Разгром алтайского казачества

25 января 1919 года ЦК РКП (б) выпустило директиву: «О проведении по отношению к казакам со стороны советской власти самого беспощадного террора». В феврале 1920 года властями организован I Всероссийский съезд трудового казачества. Его декретом Сибирское казачье войско было ликвидировано.
Алтайские казаки, не согласившиеся подчинится приказам о расказачивании, были убиты в вооруженных схватках, погибли позже в ходе репрессий. Немногие сумели спастись, эмигрировав в Китай. В Шанхае в марте 1925 года был создан Белоэмигрантский казачий союз. Алтайские казаки вошли в него в составе Сибирской станицы. После перестройки и распада СССР казачество было реабилитировано.

Источник

Как и чем живут казаки в Алтайском крае

11:57, 13 января 2016г, Общество 3978

5 декабря исполнилось десять лет со дня принятия федерального закона «О государственной службе российского казачества». Этот закон закрепил правовые и организационные основы несения российским казачеством государственной службы.

Как рассказала заместитель начальника управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю Марина Фофанова, сегодня на территории региона, помимо Алтайского отдельского казачьего общества, зарегистрировано и действует 21 первичное казачье общество.

20 из них внесены в государственный реестр. Это четыре городских, 11 станичных и пять хуторских казачьих общества.

Практически полное включение казачьих обществ края в государственный реестр явилось итогом большой совместной работы управления Минюста России по Алтайскому краю, администрации края, органов исполнительной власти, местного самоуправления и атаманов казачьих обществ. Это было отмечено аппаратом полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе.

Наиболее эффективно казачьими обществами реализуются обязательства по защите государственной границы России, охране общественного порядка, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Так, Алтайским отдельским казачьим обществом заключены соглашения о несении службы, входящими в его состав городскими, станичными и хуторскими казачьими обществами:

Казачьи общества активно привлекаются к охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел края казаками ежегодно проводится более 150 рейдов и иных мероприятий по охране общественного порядка, по результатам которых выявляются и пресекаются административные правонарушения и преступления.

Наиболее активно привлекаются к охране общественного порядка Яровское, Бийское и Рубцовское городские казачьи общества, Каменское, Заринское, Змеиногорское и Михайловское станичные казачьи общества. За личный вклад и активное содействие органам внутренних дел в борьбе с преступностью поощрены Благодарственными письмами ГУ МВД России по Алтайскому краю атаман Каменского станичного казачьего общества Леонид Тимаков и атаман Бийского городского казачьего общества Константин Шипунов, который с 9 октября 2015 года исполняет обязанности атамана Алтайского отдельского казачьего общества. За активное участие в деятельности по несению государственной службы он также награжден Медалью Минюста России «За содействие».

Казачьи общества также осуществляют деятельность, направленную на воссоздание исторической памяти о казаках, военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, организацию спортивных казачьих соревнований, проведение православных казачьих праздников, поддержку казачьих школ и казачьих классов.

сожалению, наряду с так называемыми «реестровыми» казачьими обществами, в крае действуют восемь общественных организаций, которые относят себя к «нереестровым» казачьим обществам. Но на самом деле они не являются казачьими обществами в свете ыедерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, поскольку образованы в форме общественной организации и не подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ.

Это, например, Алтайская краевая общественная организация «Алтайский войсковой казачий округ», Алтайское краевое отделение «Союза казаков Алтайского края «Межрегиональная общественная организация «Сибирское казачье войско», Общественная организация казаков Алтайского края «Казачья краевая добровольная народная дружина».

Более того, в своем наименовании указанные общественные организации используют словосочетания «казачье войско», «казачий округ», «союз казаков», которые указывают на принадлежность организации к казачьим обществам и их структуре, но на самом деле эти организации в структуру казачьих обществ не входят и не желают нести государственную службу. Их деятельность ограничивается, как правило, организацией и проведением культурно-массовых мероприятий.

Вопросы деятельности и развития казачества, привлечения казачьих обществ к несению государственной и иной службы, находятся в зоне повышенного внимания государства. На всех уровнях власти и управления созданы и действуют советы и рабочие группы по делам казачества, призванные обеспечивать взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами, проводить правовой мониторинг, вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменения в рассматриваемой сфере.

Президентом России в сентябре 2012 года утверждена Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. Ее целью является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

Источник

Алтайское казачество

Историко-культурный потенциал алтайского казачества. В.В. Исаев.
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

Алтайское казачество всегда являлось частью Сибирского казачьего войска. Казачьи отряды вступили на территорию Алтая в первой четверти XVIII в. с целью выполнения правительственных задач по колонизации края и включению его в состав Российского государства. 15 марта 1708 г. кузнецкий воевода Михаил Овцын получил указ Петра I о строительстве Бикатунского острога для сбора ясачной казны и «к поселению пашенных крестьян» [3, с. 24].

В начале XVIII в. на Алтае появились первые укрепленные пункты – Белоярская и Бийская крепости. Для охраны рудников и демидовских заводов в край попеременно командировывались казачьи сотни из Тары и Кузнецка. После перехода демидовских заводов в ведение Кабинета (1747 г.) и в связи с обустройством оборонительной линии казаки стали обживать край; в 1751 г. на Алтае их насчитывалось 1337 чел.

Казаки несли службу совместно с драгунскими, солдатскими и другими воинскими частями. В их обязанности входили: дальняя разведка, охрана границы (караулы и разъезды), выполнение курьерской почтовой и конвойной повинностей, обеспечение безопасности посольств, проведение крепостных и строительных работ, заготовка леса, угля, сена, занятие казенным земледелием, несение таможенной службы и др.

К 1764 г. была создана Колывано-Кузнецкая оборонительная линия протяженностью 749 км, она шла по предгорьям Алтая от форпоста Шульбинского до г. Кузнецка и состояла из 9 крепостей и 53 редутов. В 1764–1771 гг. на Алтае возвели Бийскую казачью линию, которая вместе с Пресногорьковской и Иртышской была призвана защищать российские земли на юге Западной Сибири. В 1808 г. казачьи поселения на Алтае вошли в состав Сибирского линейного казачьего войска.

В начале ХХ в. Бийская линия представляла собой цепь поселений, которая тянулась на 389 верст от г. Усть-Каменогорска до г. Бийска. Как военно-административная и хозяйственная единица Бийская линия входила в состав 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска с центром в Усть-Каменогорске. Через Усть-Каменогорск осуществлялась связь с Омском, где находились главное управление Сибирского казачьего войска, войсковой наказной атаман, военная канцелярия и войсковое хозяйственное правление.

В структуре населения Алтая в 1917 г. их доля была незначительной – 0,5 %. В 19 населенных пунктах Бийской линии, по данным сельскохозяйственной переписи 1917 г., проживало 13 490 чел. (6757 мужчин и 6733 женщины). Казаки (войсковое сословие) составляли подавляющее большинство населения – 89,67 %, или 12096 чел. (6043 мужчины и 6053 женщины). Невойсковое население было немногочисленным – 1394 чел. (714 мужчин и 680 женщин), или 10,3 % от всего населения Бийской линии (подсчитано по: Центр архивного фонда Алтайского края [7].

Брак был одной из основных заповедей жизнеустройства воинского сословия. Алтайские казаки со второй половины XIX в., как правило, не вступали в родство с крестьянами и представителями других сословий. В 1879 г. из 6733 чел. (3233 мужчины и 3500 женщины) казачьего населения Бийской линии 3 350 чел. (49,75 %) состояли в браке, 2 901 чел. (43,1 %) входили в группу холостяков и незамужних и 482 чел. (7,15 %) были вдовцами и вдовами [8].

У казаков преобладали малые семьи, состоявшие из супружеской пары (иногда также престарелых родителей мужа) и детей. В среднем казачья семья состояла из 6 чел. К 1917 г. в каждом поселении Бийской линии образовались обширные казачьи кланы, включавшие семьи с едиными родовыми корнями.

Так, в станице Чарышской 41 семья (из 300) носила фамилию Серебренниковых, в поселке Тигирецком 38 семей (из 134) – Баженовых, в станице Терской 28 семей (из 90) – Вязигиных, в поселке Яровском 20 семей (из 102) – Шпигальских, в станице Антоньевской 26 семей – Мокиных и 24 семьи – Угрюмовых (из 194).

Для алтайского казачества был характерен высокий социально-экономический статус женщины. Особенно четко это проявилось в конце XIX – начале ХХ в. Казачки активно осваивали различные виды хозяйственной деятельности. В 1901 г. в станице Чарышской земледельческим трудом занимались 824 женщины и 922 мужчины, пчеловодством – 310 и 285 соответственно, чисто женским занятием было огородничество (864 чел.).

В станице Чарышской находилась церковь Казанской иконы Божьей Матери, Антоньевской – церковь Святых Преподобных отцов Антония и Феодосия, Верх-Алейской – церковь Святителя и Чудотворца Николая [2, с. 384, 392, 397]. С XVIII в. казачество обживало и осваивало просторы Алтая. К началу ХХ в. казачество края было объединено в 2100 хозяйств. На одно хозяйство в среднем приходилось 6 чел., но в некоторых случаях больше. Так, в поселке Терском с 61-летним казаком Иваном Ерофеевичем Казанцевым проживали жена, брат, 4 сына, 4 снохи, 3 внука, 6 внучек и работник – всего 21 чел. [9].

Благосостояние казачьих семей росло медленно. Так, в поселке Тулатинском (станица Чарышская) семьи, выделившиеся в 1916 г., имели в хозяйствах 3–4 лошади и 3 коровы, в 1913 г. – 7 и 10 соответственно, в 1910 г. – 10 и 13 соответственно. Главной отраслью алтайского казачьего хозяйства являлось скотоводство.

Выбор в его пользу объяснялся историческими традициями хозяйственной деятельности казачества, особенностями военно-служебной повинности (казак был вынужден вести полуоседлый образ жизни) и природно-климатическими условиями края, которые, с одной стороны, затрудняли занятие земледелием, а с другой – ввиду обилия сенокосов и пастбищных пространств благоприятствовали скотоводству.

В начале ХХ в. роль скотоводства в экономике казачества еще более возросла. Во многих казачьих поселках и станицах стали усиленно заниматься разведением молочного скота. В станице Чарышской в хозяйстве 44-летней казачки Любови Ивановны Шестаковой насчитывалось 142 головы крупного рогатого скота. В казачьих хозяйствах была 18 861 голова крупного рогатого скота; на казачий двор приходилось в среднем по 9 голов (у крестьян – по 5).

На Алтае создавались общественные маслодельные заводы и артели с учреждением потребительских лавок. Первые кооперативы на Бийской линии появились в 1905 г. в станице Верх-Алейской (маслоартель) и пос. Секисовском (кредитное общество). К 1917 г. кооперация охватила все населенные пункты Бийской линии.

В казачьих поселениях действовали 17 маслодельных заводов, в т.ч. 13 артельных и 4 частных [1, с. 99, 111, 121]. Для налаживания маслодельного производства на Бийскую линию были приглашены специалисты по сыро- и маслоделию из Швейцарии. В станице Антоньевской на частном сырзаводе работали братья Христиан и Давид Лергер, в станице Николаевской – Яков Иванович Витвер и Яков Яковлевич. За 1917 г. Антоньевский маслозавод переработал 65 000 п. молока, Чарышский – 84 676 п.

Традиционно важной отраслью казачьего хозяйства являлось коневодство.

Сельскохозяйственная перепись 1917 г. зафиксировала в казачьих хозяйствах 12 191 лошадь – в среднем по 6 лошадей на казачий двор (у крестьян – по 4).

Самым большим поголовьем лошадей владели казаки пос. Яровского Михаил Иванович Куимов и Макар Степанович Мамеев – 29 и 30 голов соответственно.

Казачье население Бийской линии было обеспечено лошадьми лучше других в Сибирском войске. В 3-м военном отделе, который был признанным лидером в развитии коневодства (75 тыс. лошадей из 137,5 тыс. в казачьих хозяйствах войска), на 100 душ муж. пола приходилось 143 лошади.

У казаков Бийской линии этот показатель был значительно выше – 202 лошади на 100 душ муж. пола [5, с. 141]. В казачьих хозяйствах были также овцы (7857 голов), козы (556), свиньи (2840). Наибольшее внимание уделялось овцеводству.

В среднем на одно казачье хозяйство приходилось 3,7 овцы, что было ниже среднегубернской нормы – 5,5 овец на одно хозяйство сельского населения. Крупнейшим овцеводом считался казак пос. Тулатинского Дмитрий Иванович Стрельцов: ему принадлежало 50 овец [4, с. 49]. Земледелие относилось к числу важных занятий казачества Бийской линии, хотя по хозяйственной значимости оно уступало скотоводству и коневодству.

Казаки владели 445 830,85 дес. земли, в основном в холмисто-степных и горностепных районах. В непосредственном пользовании 2100 казачьих хозяйств находилось 28 793,75 дес. пахотной земли. Норма душевого надела была различной: в станице Антоньевской – 12–18 дес., Чарышской – 5–10 дес., Верх-Алейской – 4–10 дес.

В целом по Бийской линии средняя норма душевого надела составляла для пахотной земли 9,2 дес., для покосной – 3,6 дес. (у сельских жителей – 7,2 дес.). Казаки хорошо были обеспечены пахотной землей, а покосной земли, необходимой для развития скотоводства и коневодства, – недостаточно. Из 100 казачьих хозяйств 505 (24,1 %) арендовали 3 019 дес. покосной земли, в то время как к аренде пахотной земли (743,95 дес.) прибегали лишь 223 хозяйства (10,6 %).

Основную часть пашни казаков Бийской линии – 20 118,06 дес. (69,9 %) – составляла залежь, 1 119,71 дес. (3,9 %) находилось под паром и только 7 555,98 дес. (26,2 %) – под посевами. Традиционная форма казачьего природопользования – залежная система – сохранялась на Алтае достаточно долго благодаря обилию земли.

Обширность пашни не требовала особых новаций в технологиях ее обработки, хотя техническая оснащенность казачьих хозяйств была достаточно высокой. На 100 дес. посева в Западной Сибири приходилось однолемешных плугов 10,1, у казаков Бийской линии – 17,7.

Наиболее передовой являлась станица Антоньевская. Здесь сосредоточивалось 46,79 % (3535 дес.) всех посевных площадей казачества. Хозяйства Антоньевской станицы были значительно лучше других обеспечены сельскохозяйственной техникой. Казаки сеяли яровую пшеницу, овес, ячмень, лен, подсолнечник, просо, картофель, коноплю, озимую и яровую рожь, гречиху, горох, бахчевые культуры, озимую пшеницу, табак, рыжик и однолетние травы. Интерес к той или иной сельскохозяйственной культуре определялся особенностями природно-климатических условий и сложившимися традициями.

Главными сельскохозяйственными культурами в казачьих хозяйствах являлись яровая пшеница (57,6 % посевной площади) и овес (26,35 %).

Широкое распространение в казачьих хозяйствах Бийской линии получили различные виды промыслов. Из них мужчины выбирали чаще всего пчеловодство, сапожный, плотницкий, кузнечный и извозный промыслы, женщины – пчеловодство и швейное дело/

Среди казаков можно было встретить масло-делов, седельщиков, охотников, рыбаков, портных, пильщиков, столяров, горшечников, шорников, бондарей, пимокатов, дегтярей и т.д.

Наибольшее внимание в казачьих станицах уделялось пчеловодству. Казаки-пчеловоды придерживались, как правило, старых технологий – пчел держали в колодах. Более прогрессивное рамочное пчеловодство распространялось медленно. Объяснялось это, с одной стороны, нежеланием казаков отказываться от прежних традиций, с другой – отсутствием специалистов.

В 1917 г. в поселениях станицы насчитывалось 206 пасек (47,25 % от общего количества на Бийской линии). Сельскохозяйственная перепись 1917 г. зафиксировала в казачьих хозяйствах Бийской линии 436 пасек, в которых числились 8 380 ульев, но только 759 (9 %) из них были рамочными [1, с. 91, 111, 121]. В хозяйстве и быту казаки ориентировались на традиции, но придавали большое значение техническим новациям.

Для казачьего населения был характерен высокий уровень грамотности. В возрастной группе 8 лет и старше среди мужчин грамотные составляли 63,4 %, среди женщин – 17,6 % (среди сельских жителей Алтая грамотными были 23,5 % мужчин и 14,6 % женщин).

На 100 хозяйств приходилось грамотных обоего пола: у казаков – 177 чел., у сельских жителей – 90 чел. В казачьей среде раньше, чем где-либо, была введена практика всеобщего обучения. В 1910 г. войсковой наказной атаман Е.О. Шмит после завершения поездки по станицам 3-го военного отдела дал указание об обязательном образовании в землях Сибирского казачьего войска [10].В 1915 г. в Сибирском войске насчитывалось 188 школ, в которых обучалось более 9 тыс. детей. На учебную часть войско тратило 40 136 руб. (14 % войсковых расходов), станицы – 19806 руб. (10 % станичных расходов).

В средних и высших учебных заведениях казачьи дети обучались частично на войсковые средства. Практически в каждом поселении действовали казачьи школы. В некоторых станицах были открыты училища, их выпускники имели возможность поступать в учебные заведения городов Сибири [4, с. 37]. К началу ХХ в. в казачьей среде усилились процессы социальной дифференциации.

Согласно материалам сельскохозяйственной переписи 1917 г., бедняцкие хозяйства Бийской линии составляли 23,5 % (493 хозяйства), середняцкие – 30,4 % (639 хозяйств), богатые – 46,1 % (968 хозяйств). И хотя расслоение казачества Алтайской губ. было менее значительным по сравнению с сельским населением, где бедняцкие хозяйства составляли 47–48%, шла активная политизация населения Бийской линии. С начала ХХ в. казаки стали активнее привлекаться к выполнению военно-полицейских функций.

Их участие в подавлении антиправительственных выступлений ухудшало и без того сложные отношения с крестьянами, прежде всего с переселенцами, у которых вызывали зависть обширные пашни, налаженный быт, привилегии казаков. Это противостояние предопределило политическую позицию алтайского казачества в последующих событиях – Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войне. В 1904–1905 гг. алтайские казаки приняли участие в русско-японской войне.

Тяжелые испытания выпали на долю алтайского казачества в Первую мировую войну. С Бийской линии было мобилизовано 1184 казака (каждый десятый в Сибирском казачьем войске). Ушедшие на службу казаки представляли 987 хозяйств, т.е. почти половину от общего числа казачьих хозяйств.

Демографические диспропорции предопределили снижение производительности труда и товарной отдачи хозяйств, поскольку нелегкий, в основном ручной труд земледельца лег на плечи подростков и женщин. Однако казачьи хозяйства сохраняли высокий запас прочности, который давал возможность перенести все социальные и экономические трудности.

В годы социально-политических преобразований основная масса казачества выступила против советской власти, за что подверглась жесточайшим репрессиям и на долгие годы попала в разряд политически неблагонадежных групп населения. Процессы реабилитации, развернувшиеся в 1990-е гг., способствовали возрождению культурно-исторических традиций сибирского казачества, которое в настоящее время играет все более активную роль в общественно-политической жизни России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *