Как вступить в европейский союз
Гражданство Евросоюза для россиян: рекомендации International при выборе программы иммиграции
Граждане России и других стран СНГ сталкиваются с необходимостью оформления виз и других разрешений для посещения государств ЕС с целью туризма, трудоустройства, обучения, ведения бизнеса. Визовые ограничения и существенная разница в правах с европейскими гражданами становятся решающими факторами для принятия решения в оформлении статуса гражданина ЕС, который позволяет получить больше привилегий.
Законодательством каждой из стран мира предусмотрена возможность приобретения гражданства иностранцами. Некоторые государства ЕС предлагают ускоренные программы с упрощенными требованиями к заявителям. Таким образом, с каждым годом получение паспорта Евросоюза становится все более востребованным.
Как получить гражданство Евросоюза
Восстановление гражданства страны ЕС — самый доступный способ получения европейского статуса для граждан России
Возможность оформить гражданство ЕС в короткие сроки и без дорогостоящих инвестиций предусмотрена условиями программы репатриации. Репатриация — процесс, согласно которому доказывается территориальная или этническая принадлежность заявителя к стране или народу. Для получения гражданства заявителям необходимо предоставить доказательства наличия в роду родственника, который жил или родился на территории европейского государства в определенный период времени. Во внимание принимается один из родственников до третьего поколения — мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. К заявителям отсутствуют какие-либо требования к проживанию на территории европейской страны, а также отказу от родного гражданства и прохождения языкового экзамена. Для получения положительного решения от властей о восстановлении гражданства достаточно продемонстрировать минимальные знания государственного языка. Репатриация — самый быстрый способ получения паспорта Евросоюза для граждан России и стран СНГ.
Натурализация в старнах Европейского Союза
Процедура натурализации прописана в законодательстве каждой из стран и предусматривает необходимость постоянного проживания на официальных основаниях в среднем 10 лет. Помимо выполнения требований к сроку пребывания на территории государства, условиями предоставления гражданства в общем порядке являются прохождение экзамена для подтверждения высокого уровня знания языка, истории, культуры, отказ от паспорта родной страны. Процесс натурализации довольно длительный и далеко не каждому заявителю гарантирует положительный результат.
Оформление паспорта через инвестиции
В законодательстве европейских стран предусмотрены инвестиционные программы предоставления гражданства за значительное капиталовложение. Процедура рассчитана для заявителей, способных доказать положительное влияние инвестируемых средств на общеэкономическую ситуацию выбранного государства Евросоюза. Среди распространенных вариантов капиталовложения — создание или приобретение бизнеса, покупка государственных ценных бумаг, акций компаний, облигаций или недвижимости, вклад в фонд развития страны. Размер инвестиций для получения гражданства варьируется от 850 000 до 5 000 000 евро.
Определить стоимость оформления гражданства ЕС специалисты компании смогут после подбора иммиграционной программы. Выбор варианта осуществляется на основании целей и пожеланий клиента. Минимальная стоимость получения европейского паспорта составляет 2500 евро по программах восставленная гражданства.
Гражданство Румынии по репатриации
Оформление гражданства Румынии считается одной из наиболее быстрых и удобных процедур получения паспорта ЕС. Процесс репатриации регулируется Законом о гражданстве № 21, ст. 11, и подразумевает предоставление доказательств привязки предков заявителя к территории бывшей Румынии.
Процедура оформления румынского гражданства занимает от 8 месяцев. За этот период заявителю предстоит дважды посетить Румынию — для подачи документов и сдачи присяги в Министерстве юстиции. Результатом успешного прохождения всех этапов становится получение заявителем сертификата о гражданстве и статуса полноправного гражданина ЕС. Сертификат о гражданстве предоставляет право оформления внутренних документов Румынии: свидетельств о рождении и браке, ID-карты, заграничного паспорта и водительского удостоверения европейского образца.
Восстановление гражданства Болгарии
Как и Румыния, Болгария вошла в состав Евросоюза в 2007 году, что предоставило гражданам государства равные права с гражданами других стран ЕС. На законодательном уровне в Республике Болгария также действует программа репатриации. Согласно ст. 15 болгарского Закона о гражданстве для получения статуса гражданина иностранцам необходимо предоставить доказательства этнической принадлежности к народу государства. Заявителям следует подтвердить, что мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка были болгарами. Согласно условиям оформления отсутствуют требования к проживанию на территории страны и знанию государственного языка на высоком уровне. Также для получения статуса гражданина Болгарии нет необходимости отказываться от текущего паспорта.
Сроки оформления гражданства ЕС по болгарской программе репатриации составляют от 15 месяцев и предусматривают три поездки в Софию. Во время первой подаются документы для подтверждения болгарского происхождения заявителя в Государственное агентство по делам болгар за границей (ДАБЧ). Второе посещение столицы государства предусматривает получение удостоверения о болгарском происхождении, подачу его вместе с остальным пакетом необходимых документов на гражданство в Министерство правосудия и прохождение собеседования. Третья поездка осуществляется после выхода указа президента о присвоении гражданства и оформлении внутренних документов гражданина ЕС.
Евросоюз: состав, порядок вступления
Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.
Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:
В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.
Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.
Далее количество стран, вступивших в него, только росло:
Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.
1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.
Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.
Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:
Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.
Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.
01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:
Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.
Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.
В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:
Потенциальные кандидаты
В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.
Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:
В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.
Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.
В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):
Критерии соответствия
К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.
Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».
Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.
Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.
Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.
Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.
Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».
Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.
Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.
Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.
Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:
Порядок вступления новых государств в ЕС
Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.
Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.
Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.
До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.
Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.
Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.
Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.
Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:
Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.
Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».
Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.
Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).
Выход государств из Евросоюза
Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:
Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.
В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.
В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.
На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.
Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».
Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.
Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.
Страны Европейского союза (ЕС)
В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Перевозка продуктов животного происхождения в страны Европейского союза
Таможенные правила государств Евросоюза и их законы ограничивают ввоз на их территорию некоторых видов товаров. Также существуют лимиты по цене провозимых через границу товаров.
Обычно существуют ограничения на провоз через таможню алкоголя (крепких и некрепких спиртных напитков), продуктов животного происхождения (мяса, молока, растений, продуктов питания), сигарет, кофе и парфюмерии.
На ввоз товаров в Евросоюз из стран не входящих в Евросоюз обычно распространяются более строгие нормы:
1. Пассажир может ввозить для собственного пользования:
Эти продукты могут ввозиться из тех стран, из которых разрешен ввоз данных групп продуктов на территорию ЕС (например: страны Европейского Экономического Союза).
Страны Европейского союза (ЕС)
В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Перевозка продуктов животного происхождения в страны Европейского союза
Таможенные правила государств Евросоюза и их законы ограничивают ввоз на их территорию некоторых видов товаров. Также существуют лимиты по цене провозимых через границу товаров.
Обычно существуют ограничения на провоз через таможню алкоголя (крепких и некрепких спиртных напитков), продуктов животного происхождения (мяса, молока, растений, продуктов питания), сигарет, кофе и парфюмерии.
На ввоз товаров в Евросоюз из стран не входящих в Евросоюз обычно распространяются более строгие нормы:
1. Пассажир может ввозить для собственного пользования:
Эти продукты могут ввозиться из тех стран, из которых разрешен ввоз данных групп продуктов на территорию ЕС (например: страны Европейского Экономического Союза).
Россия не входит в Евросоюз и этому есть причины
Российская Федерация — самая большая страна на планете, занимающая большую часть евразийского континента. Находясь как в Европейской, так и в Азиатских частях, наша страна имеет возможность успешно взаимодействовать с обеими полюсами этого протяженного континента. На протяжении всего исторического развития Россия следовала за инновациями Европы и стремилась достичь того же заветного уровня развития. На сегодняшний день европейские страны обладают наилучшим уровнем жизни, социальной защищенности и образования, что повышает притягательность этих стран в глазах мирового сообщества.
Европейские государства решили объединить свои экономические и политические силы после завершения Второй мировой войны (1939—1945), унесшей не только огромное количество жизней, но и разрушившей привычный жизненный уклад. В целях избежания повторения подобных расшатывающих мировое спокойствие событий идея панъевропеизма приобрела наибольшую привлекательность. В этой статье вы получите ответы на вопросы: была ли Россия в Евросоюзе, пыталась ли она вступить в Евросодружество и зачем все это нужно.
Входит ли Россия в ЕС
На данный момент Европейский Союз включает в себя 28 стран, число явно не подразумевает все государства, территориально располагающиеся в Европе. Именно по этой причине вопрос: «Входит ли Россия в Евросоюз или нет?», — напрашивается сам собой, ведь главные условия — близость к Европе, возможность экономического и политического взаимодействия с ней — выполнены.
Российская Федерация на сегодняшний момент в список стран-участниц ЕС не входит. Более того, в Евросоюз входят не все европейские страны.
*Важно! Идея Европейского Союза подразумевает возможность выхода из него при желании государства, которое изъявила Великобритания 24 июня 2016 года. Но до 29 марта 2019 года Великобритания все еще является членом Евросоюза.
Условия вступления и по каким причинам Россия туда не входит
Для вступления в Европейский Союз страна должна соответствовать определенным условиям, продиктованным Европейским парламентом. Страна-участница должна:
Россия не входит в ЕС по ряду причин различного характера.
Экономические
Они кроются в недостаточном уровне экономического развития страны, коррумпированности государственного сектора. Копенгагенское соглашение требует развитой рыночной экономики, способной выдерживать конкуренцию общеевропейского рынка.
Географическая причина
Она заключается в том, что, несмотря на свою протяженность и близость к Европе, основная часть Российского государства располагается в Азиатской части Евразии, что придает определенную неоднозначность в определении принадлежности России к Европе.
Политические
РФ на политической арене является весомым государством, зачастую ведущим политику вразрез с общепринятыми европейскими стандартами, что также отталкивает Европу сделать Россию своим союзником. Также нарушение прав и свобод человека (Чеченский конфликт), существующие российские военные базы на территориях других стран, вмешательство России в конфликты (Грузия, Украина) противоречат Копенгагенским критериям.
Уважение прав и свобод меньшинств очень развито на Европейском континенте, что на данный момент в России, скорее, обходят стороной.
На основе вышеперечисленных причин становится ясно, почему Россия не входит в Евросоюз. Она стоит на пути приближения к европейским стандартам, а искусственное подогревание этого процесса, скорее всего, приведет к долгосрочному кризису в стране.
Необходимость вступления России в Евросоюз
Вступление в Евросоюз — длительный процесс, начинающийся с подачи заявки Европейскому комитету, которую Россия не подавала вовсе. Но, тем не менее, Россия сотрудничает с ЕС, с 1994 года действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и России.
Данное соглашение подразумевает взаимовыгодное сотрудничество, которое заключается в том, что, с одной стороны, Европа снабжает РФ техникой, автомобилями и современным оборудованием, наравне с товарами широкого потребления. А с другой стороны, Россия является важным поставщиком энергоресурсов в страны Европы.
Некоторые государства Евросодружества высказывают свое предпочтение относительно возможного вступления России в Евросоюз, среди них Чехия, Италия и Германия.
Состоять ли России в Евросоюзе или нет — вопрос крайне спорный и неоднозначный, так как ответ на него основывается исключительно на прогнозах и вероятностях. Многие аналитики предполагают, что вступление России в Евросоюз возможно. Но вопрос о выгоде и необходимости этого шага для России стоит не менее остро.
Многие отрасли хозяйства, не выдержав конкуренции с европейским рынком, могут просто-напросто исчезнуть, лишая государство дохода. Также Россия лишится части своей независимости, так как должна будет согласовывать все свои решения с Европарламентом, что может лишить Россию выгодных партнеров.
Наиболее вероятный прогноз положения вещей в России после вступления в Евросоюз: закрытие предприятий, повышение безработицы, рост цен, вытекающие последствия перестройки экономики на новый лад — затяжной экономический кризис.
Вхождение в единую валютную зону потребует от России энергетических уступок, превращая страну в донора энергоресурсов, необходимых Европе. Трудно сказать, послужит ли это на благо Российской державе, ведь наше государство стремится сохранить свой политический курс и сотрудничать с остальными странами в обоюдовыгодном ключе.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что видимые плюсы вступления в Еврозону, такие как безвизовый режим, улучшение уровня жизни и доступность европейского образования, здравоохранения и рынка труда, могут не перекрыть минусов, которые последуют от данного шага. Россия значительно уменьшит свою политическую автономию, действуя в согласовании с ЕС, что, возможно, не всегда будет идти на пользу государству.
Слияние большого количества государств в единое целое усложняет процесс выработки единого курса развития, обязывает одних идти на уступки другим, что замедляет индивидуальный прогресс страны. Интеграция с Европой не улучшит положение вещей в России моментально, это процесс, которому нужно время, усилия и ресурсы, которые Россия, вероятнее всего, приумножит от благотворного сотрудничества, нежели от резкого и непоследовательного подгона страны под европейские стандарты.
Евросоюз: как много в этих звуках для сердца нашего слилось. Что он дает странам и что отбирает у них?
Объединенная Европа – один из немногих примеров тесной интеграции нескольких десятков развитых государств. По сути, это союз почти без границ, в большей части которого ходит единая валюта и есть общее законодательство. Но действительно ли ЕС больше дает странам, чем отбирает у них? Об этом нашим читателям рассказал профессор Финуниверситета Александр Цыганов.
27 стран как одна
Евросоюз появился в центре внимания бывших советских граждан в 1990-е годы как оформившееся объединение успешных и развитых стран Европы, преследующих цели развития на основе единых ценностей. На последнем внимание не акцентировалось.
Формально появился Европейский союз (Евросоюз, ЕС) в 1993 году, но этому предшествовала длительная история региональных объединений, начинающаяся после II мировой войны. На сегодня в Евросоюзе состоит 27 государств, еще несколько имеют особые экономические, таможенные или визовые объединения с Евросоюзом, несколько государств ожидают вступления или декларируют желание вступить в этот наднациональный союз. Есть и пример выхода из Евросоюза Великобритании, этот процесс ещё не закончен, но показывает, что членство в ЕС не всегда признается позитивным для дальнейшего развития.
Отметим, что Великобритания была одним из учредителей ЕС и разочаровалась в деятельности союза уже в конце 2010-х гг.
Евросоюз обычно воспринимается нашими согражданами как Европа без границ и с одной валютой, уже всем привычным евро. Но это не так. Есть государства – члены ЕС, которые оставили свою валюту (например, Польша, Венгрия и Чехия), и не входящие в шенгенскую визовую зону (например, Кипр).
Что получают страны от членства в ЕС?
Что же даёт членство в Евросоюзе для государств и их граждан, что привлекает или отталкивает? Во многом – свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг, что даёт возможность европейцам не замыкаться в своей небольшой стране и таком же небольшом рынке, но воспользоваться единым рынком Европы и более чем 450 млн. жителей – потенциальных потребителей. Евросоюз создал и поддерживает законы, гарантирующие соблюдение ценностей, поддерживаемых обществом и государствами – членами ЕС.
В системе ценностей и их поддержке кроется победа и первая существенная проблема ЕС. Чтобы стать членом Евросоюза нужно имплементировать нормы европейского законодательства в национальное, что не всегда возможно, так как не все европейские ценности признаются как единственно верные во всех странах – потенциальных участниках ЕС, даже в случае подачи официальной заявки на вступление. Это могут быть принципиальные возражения по отношению к правовым нормам, декларирующим и обеспечивающим права человека.
Нормы общественного восприятия меняются со временем, на многие явления сегодня смотрят как на естественные формы человеческой жизни, но еще в недавнем прошлом большинства европейских стран эти же явления человеческих взаимоотношений не приветствовались или являлись предметом уголовного преследования. Есть и обратные примеры: обычное в прошлом поведение стало предметом осуждения в настоящем.
Евросоюз вырабатывает единый подход и требует его соблюдения как для своих членов, так и для потенциальных участников. А для разработки и поддержания единых стандартов созданы европейские политические институты, породившие свою бюрократию, взывающую раздражение налогоплательщиков. В определенном смысле вступление в Евросоюз означает передачу интеграционным структурам части национального суверенитета.
Жёсткие требования европейского законодательства могут привести к деградации национальной промышленности и сельского хозяйства, не соответствующих экологическим стандартам или не способных существовать без поддержки государства. Но эти же требования могут привести к появлению новых возможностей, которыми вынужденно или с радостью воспользуются жители. Требования Евросоюза могут расходиться с условиями иных программ региональной интеграции, что в свою очередь потребует пересмотра ранее достигнутых и объявленных договорённостей, и это может вызвать раскол в обществе, где нет консенсуса в отношении пути и направлений развития.
Кризис требует перемен?
Современный миграционный кризис во многом был вызван изменившимся с середины XX века отношением к человеку и его правам, появлению понимания невозможности отстранённо смотреть на проблемы в других странах и бывших колониях, где дела обстояли так плохо, что можно было говорить о гуманитарной катастрофе. С этим согласны не все члены ЕС, явно или, не акцентируя внимания, игнорирующие его решения, например, по проблемам беженцев. Можно вспомнить выступления и деятельность руководителей Венгрии и Польши, а также опять вспомнить про Brexit.
Понятно, что Турция, прождавшая согласия на вступление в ЕС уже долгие годы, не получит права на вступление еще долго: слишком расходятся европейские ценности и идеалы существенной части модернизирующегося турецкого общества.
Вступление в Евросоюз даёт новым согражданам возможность жить и работать в любой стране ЕС и это может вызвать отток населения, желающего лучшей жизни и больших пенсий. И это можно видеть в Прибалтике. Но после заработков многие могут вернуться в родные края и вложить свои накопления в развитие родного края. Достоинством Евросоюза являются меры по поддержке слабых экономик, различные субсидии на развитие инфраструктуры. Например, широко известна поддержка Греции, меньше говорят о достаточно большой программе поддержке развития Польши, начавшейся после ее вступления в союз и т.д.
Однако, в условиях пандемии многие заговорили о недостаточности поддержки Италии, попавшей в сложную ситуацию. Быстро принять меры не удалось, все были озабочены спасением своих граждан.
Евросоюз, как и любое явление, имеет свои позитивные и негативные стороны. Очевидно, что условием успешного его развития будет только в случае реального воплощения единых ценностей всеми его членами. Понимание единства европейских ценностей позволяет членам ЕС соблюдать баланс интересов, обеспечить признание эффективности членства со стороны населения. И наоборот, понимание и осознание расхождения интересов, явное или подспудное непризнание тех или иных институтов в обществе или элите порождает обострение обсуждения цены членства и начало реализации плана выходу из ЕС.
Поэтому Евросоюз – это не только шенген и евро, это и многочисленные обязательства, соблюдать которые можно только на основе действующего консенсуса в обществе.