Как втянуться в учебный процесс
5 советов, как настроиться на учебный лад после праздников
Подготовка почвы
Переходите к учебной деятельности плавно и постепенно.
Посильная нагрузка
Не перегружайте себя первые дни после каникул. Старайтесь не планировать на это время важные мероприятия, например, контрольное тестирование, встречу с новым репетитором, защиту доклада или презентации. Не пытайтесь с ходу вникнуть в новые задачи или завершить отложенные дела за несколько дней. Дайте себе время втянуться в рабочий режим: общайтесь с одноклассниками, обсуждайте актуальные учебные темы и вопросы, разрешите себе в первые дни отвлекаться от школьных задач. Но обязательно назначьте себе срок, когда вы полностью вернётесь в активный учебный режим.
Минимум задач
Не пытайтесь сделать сразу все дела сразу. Большое количество задач мешает сконцентрироваться на важных задачах и негативно влияет на мотивацию: возникает ощущение, что всё валится из рук, успеть сделать всё невозможно, а значит, не стоит и пытаться. Разберитесь с приоритетами и приступайте сначала к одному-двум самым важным делам. Как только у вас появится ощущение, что эти задачи решаются успешно, всё под контролем – можно присоединять следующее дело. Чтобы упорядочить этот процесс, используйте систему канбан, она помогает отслеживать качество и сроки выполнения работы на всех этапах.
Рабочая обстановка
Приступая к занятиям, уберите или минимизируйте все отвлекающие факторы. Выключите уведомления о сообщениях в соцсетях, отключите игры в смартфоне, используйте компьютер только для учебных задач. Непосредственно во время занятий отложите подальше гаджеты, выключите телевизор и музыку.
Самое приятное
Чтобы проще и быстрее втянуться в учёбу, выбирайте из списка неотложных задач самые приятные и интересные. Например, если вы дополнительно занимаетесь несколькими предметами, начните с тех, которые вам больше всего нравятся. Если нужно подготовить презентацию или доклад, ищите материал в самых увлекательных источниках. Используйте ролики на тематических каналах в Youtube, лекции авторитетных людей в этой области, документальные фильмы.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Здравствуй, школа: как влиться в учебный процесс и сохранить энтузиазм на весь год
Детям приходится особенно трудно, ведь еще недавно они просыпались без будильника и родительского «вставай, а то опоздаешь», завтракали в обед, беспечно гоняли мяч во дворе, оставались с ночевкой у бабушек/друзей. В общем, распоряжались собственным временем самостоятельно. Как же после всех этих прелестей отдыха возвратиться к школьному режиму?
По мнению психологов, сделать это максимально безболезненно для всех членов семьи можно, если следовать некоторым нехитрым правилам:
Правило №1: не снижайте двигательную активность ребёнка
Позвольте ему по-прежнему много времени проводить в движении и на свежем воздухе. Ведь приятное утомление днем — залог крепкого сна ночью.
Хорошо поспав, любой человек лучше справляется с дневными задачами.
Правило №2: готовьте на завтрак любимые блюда вашего школьника
Пусть они не только снабдят его достаточным количеством энергии, но и настроят на позитивный лад с самого утра.
Правило №3: ограничьте использование гаджетов
В особенности во второй половине дня. Это правило не нуждается в комментариях, поскольку всем известно об их неблагоприятном влиянии на детскую психику.
Правило №4: оставьте критику по поводу «испортившегося за лето почерка» и «снижения скорости чтения»
Напротив, хвалите своего ребёнка по каждому, даже самому малозначительному, поводу. Ощущение, что он отлично справляется, придаст ему уверенности в его силах для новых свершений.
Правило №5: почаще напоминайте себе фразу Лабковского: «Школа — зона ответственности ребенка»
Позвольте своему школьнику ошибаться, терпеть поражения, получать плохие оценки. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, что доверительные и теплые отношения между вами куда более важное подспорье для будущей жизни, чем аттестат с отличием.
Как заставить себя учиться
Что делать, если нет вдохновения
Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Усилить самоконтроль
«Прокачать» внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Избавиться от информационного шума
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не ждать вдохновения
Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.
Следовать плану
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Дать себе 2 минуты
Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
«Эйфория пропадает уже к середине сентября»: что делать первокурсникам, если учеба не задалась?
В сентябре началась новая жизнь у первокурсников и старшеклассников, которые сдали экзамены и поступили в новые школы с углубленным изучением ряда предметов и другие учебные заведения повышенной сложности. Это радостное и долгожданное событие. Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Романтика или горы черновой работы
«Зачастую реалии учебы не соответствуют ожиданиям, которые были при поступлении. Часто нагрузка настолько велика, что студент или школьник теряется и не успевает соответствовать предъявляемым требованиям. Неожиданно для себя он понимает, что обучение в столь желанном месте – это не легкая прогулка. Нужно очень много работать, чтобы успешно сдавать контрольные, зачеты и сессии», – говорит психолог, психотерапевт Андрей Смирнов.
«Также необходимо понимать, что в силе объективный психофизиологический фактор отвыкания от учебной нагрузки за лето для школьников, а для абитуриентов – реальная физиологическая и психологическая усталость после битв за место в желаемом учебном заведении, – говорит клинический психолог, ведущий авторских курсов и тренингов, коуч Борис Кононов. – Кроме того, бывают субъективные «идеальные» ожидания самих подростков и юношей по отношению к новому месту учебной деятельности. Поэтому на фоне эмоционального истощения могут возникать негативные установки по отношению к учебе по выбранной специальности, которые необходимо своевременно устранять».
«Нередко юноши и девушки при поступлении в вуз имеют весьма размытый образ будущей профессии, окруженный неким романтическим ореолом, и когда оказывается, что помимо романтики есть еще и горы черновой работы, настроение портится и возникают сомнения: «а правильный ли путь я выбрал?» Возникает соблазн все бросить и заняться чем-то другим, с быстрым выходом на зарабатывание денег», – объясняет эксперт.
Что делать в такой ситуации – бросить ли обучение, которое не задалось, или упираться столько, сколько возможно? Об этом, а также о том, что делать родителям, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, психотерапевты и другие специалисты по личностному росту.
«Чувство эйфории у первокурсников пропадает уже к середине сентября и на смену ей приходит чувство неуверенности, хандра, лень и депрессия, – говорит психолог, профайлер, медиа-тренер Глеб Назаренко. – Неожиданно вчерашний школьник понимает, что выбрал себе специальность в спешке и ошибся. Ходить на пары становится невыносимо».
Что же делать? По словам специалиста, необходимо дать себе время, чтобы привыкнуть. В любой ситуации, когда что-то серьезно меняется в жизни, организм начинает испытывать стресс.
Стресс наступит в любом случае, даже если это вуз мечты. Мозгу и телу требуется время для адаптации, и здесь трудно предугадать, сколько продлится этот период, может пройти от пары недель до нескольких месяцев.
В это время человек ощущает тревожность, он подвержен переменам настроения, появляется невыносимое желание вернуть все на круги своя. И это вполне нормально, это просто нужно пережить. Потихоньку, без насилия вливаться в учебный процесс и общественную жизнь. Знакомиться с новыми людьми, посещать кружки и вечеринки, активно участвовать в семинарах и лекциях, говорят специалисты.
Надо ли родителям контролировать первокурсника?
Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным. Постоянно сидит за компьютером. Усталость заметна и по внешности: синяки под глазами, бледность лица. Юноша (или девушка) не высыпается, мало бывает на воздухе, полностью погрузившись в учебу», – говорит специалист.
Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.
«В штат учебных заведений зачастую входят психологи и к ним каждый год в сентябре приходят толпы первокурсников, которых пугает их будущее и которые разочаровались в выбранной профессии, так что им не привыкать, – говорит Глеб Назаренко. – С такого психолога и стоит начать».
По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.
«Чтобы школьникам и студентам психологически быстрее втянуться в учебную деятельность, современная практическая психология рекомендует специальные когнитивные тренинги и цифровые приложения для мобилизации психологических ресурсов – внимания, памяти, мышления. А также тренинги учебной мотивации», – говорит Борис Кононов.
Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов. – Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Чем подросток может помочь себе сам?
Многое старшеклассник или студент может решить и сам, ведь он уже почти совсем взрослый и способен искать и находить пути решения проблем. Что же предпринять?
Провести эксперимент со сменой преподавателя. По словам Глеба Назаренко, молодому человеку стоит убедиться, что ему не нравится именно специальность, а не кто-то из преподавателей.
«Профессионализм, человеческие качества и заинтересованность педагога очень важны, – говорит психолог. – Часто студенты буквально влюбляются в скучные предметы, благодаря харизме преподавателя, но, к сожалению, бывает и наоборот».
Чтобы понять, в чем именно дело, студенту стоит сходить пару раз на лекции по тому же предмету, но к другому учителю, или поискать онлайн-лекции в интернете, считает эксперт. «Если окажется, что дело в нелюбимом преподавателе, можно попробовать законным путем уменьшить количество посещаемых лекций и походить на дополнительные занятия к другому педагогу, который горит своим делом», – говорит психолог.
Заняться спортом. Да-да, причем этот совет работает почти в любой кризисной ситуации. Ученые установили, что физические нагрузки не просто повышают настроение, но избавляют от стресса и беспокойства в долгосрочной перспективе. После активной тренировки в организме начинается выплеск эндорфинов, которые помогают расслабиться и дарят чувство радости.
«В современных вузах большое внимание уделяется спортивной подготовке студентов и имеются современные спортивные комплексы с большим разнообразием секций. Остается только пообщаться с тренерами и выбрать секцию по душе, – говорит Глеб Назаренко. – Если правильно сочетать учебный процесс и спортивную подготовку, то жизнь наладится намного быстрее, а на душевные переживания просто не останется времени».
Друзья на всю жизнь. Поддержка приятелей и наличие единомышленников – это очень важно. «Не всегда на новом месте можно сразу найти друзей. Некоторым ребятам трудно вливаться в новый коллектив, это становится еще одной причиной, по которой первокурсники пытаются бросить учебу, – говорит психолог. – Необходимо дать себе время оглядеться, сформировать свой круг общения. Активное участие в жизни учебного заведения позволит наладить такие связи. И со временем в жизни студента появятся новые друзья».
«Участие в выпуске студенческой стенгазеты, КВН, профсоюз – это далеко не все направления, где можно найти новое общение. Когда студент участвует во всех сферах жизни учебного заведения, у него не остается времени на тоску, и период адаптации проходит незаметно», – считает специалист. А друзья, появившиеся в старшей школе и вузе, часто оказываются самым драгоценным приобретением этого периода.
Лайфхаки для подростков и их родителей
Психолог Алексей Фуреев делится лайфхаками для подростков и их родителей, оказавшихся в кризисном положении.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Что делать, если вуз так и не стал своим?
Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:
«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.
Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.
«При выборе пути нужно в первую очередь опираться на свои сильные и слабые стороны. Если, к примеру, человек совершенно не склонен к кабинетной работе, то при всем желании ученый из него не выйдет, несмотря на ожидания родителей. Зато из него может получиться успешный бизнесмен. Поэтому очень важно уметь слушать себя, понять, чего же все-таки реально хочется. И в этом вопросе психолог может здорово помочь», – объясняет Андрей Смирнов.
«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу. И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.
Общество Как помочь детям втянуться в учебный процесс
Первые два месяца учебного года нелегко даются не только школьникам, но и их родителям. Свободное времяпрепровождение сменяется жестким графиком жизни и полным погружением в учебу. Чего только стоят ранние утренние подъемы, необходимость долгие часы концентрироваться на учебном материале, домашние задания.
Чтобы организм ребенка перестроился, втянулся в новый распорядок дня, потребуется время. Привыкание к учебной жизни у школьников происходит не так быстро, как хотелось бы родителям: торопить ребенка не стоит, но и затягиваться этот процесс тоже не должен. Задача родителей на данном этапе – помочь детям плавно влиться в учебный процесс.
Советы родителям
– Мотивация. При любом удобном случае следует демонстрировать ребенку, как полученные в школе знания можно применить в жизни. Например, совершить экскурсию на рабочие места родителей. Или попросить школьника помочь бабушке в магазине, где не обойтись без умения быстро считать. Экскурсии по музеям и историческим местам научат любить историю, а знания по биологии, зоологии и астрономии сделают путешествия и выезды на природу гораздо интереснее.
Именно так, с помощью ежедневных примеров ребенок осознает, насколько насыщеннее и богаче жизнь образованного человека. Кроме того, было бы хорошо подыскать увлекательный дополнительный материал по школьной программе и попробовать заинтересовать им ребенка.
– Соблюдение распорядка дня. Просыпаться и ложиться спать следует в одно и то же время, даже по выходным. Так ребенок лучше адаптируется к новому режиму и будет высыпаться.
– В первую учебную четверть необходимо ежедневно контролировать качество выполнения домашнего задания. При этом не стоит давить на ребенка, как, впрочем, и пытаться сделать все за него. Гораздо эффективнее подсказывать, в каком направлении ему следует размышлять. Важно набраться терпения и не торопить школьника, чтобы он не замкнулся в себе и не потерял желание учиться.
– Не забывайте хвалить ребенка при малейшем успехе. Однако помните, что похвала должна быть заслуженной!
Что поможет школьникам делать уроки без принуждения?
Ответ на этот вопрос уже не первый год ищут ученые мужи всего мира. На сегодня предложены два способа, которые родители могут взять на вооружение.
1. Вместе с ребенком выработайте алгоритм выполнения домашнего задания, проиграв его многократно. Для этого необходимо:
• установить определенное и неизменное время для ежедневного выполнения домашнего задания;
• выделить ребенку рабочее место;
• отработать четкую последовательность действий: с какого задания начинать, нужно ли пользоваться черновиком, как проверить правильность выполнения задания, как оформлять его, в каких случаях нужно переписывать на чистовую, сколько времени отдыхать между заданиями.
ВАЖНО! Начинать выполнять задания нужно в следующем порядке: от любимого к нелюбимому, от простого к сложному, от письменного к устному. Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, которое будет пробуждать в нем желание работать дальше.
2. Создайте зону успешности в освоении учебного материала. Что для этого необходимо:
• Подчеркивать в выполненном задании положительные моменты. Это может быть правильно решенное уравнение, красиво прописанная строчка, выразительно прочитанный текст. Позитивная основа будет формировать у ребенка желание продолжать учебный процесс.
• Доверять ребенку самостоятельно искать недочеты в своей работе.
• Искать вместе с ребенком пути решения проблемы. Например, в одном случае следует выучить правило, в другом – сконцентрироваться на задании. Разбейте проблему на отдельные задачи, с которыми проще справиться. Подобный подход сведет проблему к минимуму.
Рассмотрим несколько ситуаций, которые приводят родителей школьников в замешательство.
Мама изо дня в день делает с ребенком домашние задания, а оценки выше не становятся.
На отработку с ребенком алгоритма выполнения уроков уходит примерно полгода-год, все очень индивидуально. И если вы чувствуете, что уже пора отправлять ребенка в «самостоятельное плавание», – делайте это, оставив себе только функцию контроля выполненной работы. Со временем удастся полностью отойти от совместного сидения за уроками, вмешиваясь только тогда, когда что-то действительно не получается.
Склонность к учебной деятельности и тип темперамента
У каждого ребенка свой индивидуальный ритм обучения. Один схватывает материал буквально на лету, другой лишь через несколько уроков, кому-то достаточно краем глаза заглянуть в учебник, чтобы уловить суть, а с кем-то родители часами сидят над домашним заданием.
Подход к обучению зависит от типа темперамента ребенка
Флегматики медлительны, они долго размышляют над сутью задания, тяжело переключаются на новую задачу, но благодаря своей усидчивости равномерно распределяют силы и доводят начатое до конца. Флегматики нуждаются в большем количестве времени на раскачку и освоение материала. Чтобы ребенок-флегматик действовал быстрее, помогите ему выработать алгоритм привычных действий, например, навести порядок на столе, сложить портфель.
Холерики в отличие от флегматиков активны и непоседливы. Для них любой урок длится слишком долго. Удержать внимание холерика для учителя тяжелый труд. Зато природа наделила их быстрой реакцией, хорошей памятью и мышлением. Холерику достаточно краткого объяснения новой темы, чтобы все понять. А пытливость ума и желание быть первым помогают ему достигать высоких результатов. В силу своего темперамента холерик способен сосредоточиться на учебном материале только на 10-15 минут, затем ему следует менять вид деятельности. Особенно хорошо он воспринимает информацию, будучи в движении.
Сангвиник легок в общении, открыт и позитивен. Такой ребенок быстро заводит знакомства, и у него много друзей. Веселый нрав и жизнерадостность помогают ему легко идти по жизни. Однако при малейших проблемах сангвиник бросает начатое. Родители могут помочь ему выработать привычку доводить дело до конца, если будут постоянно «подогревать» интерес ребенка.
Меланхолик считается полной противоположностью сангвинику. Он с трудом находит общий язык с людьми, тяжело вливается в коллектив, обидчив, поэтому требует особого внимания со стороны родителей и учителей. Таким детям особенно сложно выполнять домашние задания и находить контакт с одноклассниками. В некоторых случаях подход к такому ребенку поможет найти психолог.
Дети не обладают каким-либо типом темперамента в чистом виде. Как правило, ребенок несет в себе основной тип темперамента и несколько вспомогательных. Важно учитывать эти особенности при обучении ребенка.
Кроме учебы, которую на первых порах родители должны контролировать, в зоне их внимания должны находиться рацион школьника и его физическая нагрузка.
В распорядке дня школьника ежедневно должны присутствовать занятия спортом и активные физические нагрузки. В зависимости от сезона это могут быть катание на велосипеде, роликах, лыжах, игры с мячом, прыжки со скакалкой, пробежки, пешие прогулки. Важно подобрать ребенку спортивную секцию по интересам: плавание, борьба, танцы, большой или настольный теннис, бадминтон. Хорошо гулять вместе с ребенком: ходить в зоопарк, в походы, совершать пешие экскурсии по парку. Следует помнить: физическая активность – залог здоровья и успешной учебной деятельности.
Стоит уделить внимание и детскому питанию. Не секрет, что, оставшись без родительского надзора, дети тратят все свои сбережения на любимые лакомства: чипсы, сухарики, сладости и др. Чем раньше родители начнут прививать ребенку культуру здорового питания, тем меньше вреда он причинит своему здоровью.
Несколько советов по детскому питанию от диетологов
• исключите из рациона полуфабрикаты;
• приучайте ребенка каждый день есть овощи и фрукты;
• сведите к минимуму употребление сладостей с высоким содержанием жиров, а также сладких газированных напитков;
• не превращайте лакомство в награду;
• запрещайте ребенку принимать пищу перед телевизором или компьютером – в этом случае он постоянно будет переедать, так как насыщение наступает медленнее.