Как вы относитесь к 1 сентября
Как вы относитесь к 1 сентября
Хочу в тюрьму: почему мы тоскуем по Дню знаний
— Мы не можем взять вашу девочку в школу. Она слишком маленькая.
— Я умею читать! Я считаю до десяти! Ну, пожалуйста!
Но директор школы была неумолима.
— У меня есть ранец… Мне почти шесть!
— Ну, хватит, — безошибочно предугадав грядущий детский рев, сказала мать. — Нет значит нет. Пойдешь в следующем году.
— Да. Вот будет тебе почти семь — тогда и станешь первоклассницей, — смягчилась директор. — А пока еще годик отдохнешь в садике.
С моей пятилетней еще точки зрения детский сад, который взрослые упорно именовали противным словом «садик», был предназначен для чего угодно, но только не для отдыха. Там мучили манной кашей, послеобеденным сном и стадными прогулками «только в беседке». «Садик» был тюрьмой, и мне предстояло туда вернуться. Поэтому я все-таки зарыдала.
— Надо же, какая тяга к знаниям у ребенка, — желая сделать родительнице приятное, заметила директор.
Да плевать мне на знания! Дело было в другом. Оттуда, из этого «садика», я сквозь прутья ограды с тоскливой завистью наблюдала за вольными школьниками, у которых было волшебное время каникул. Их никто не отводил, не забирал, их жизнь не подчинялась настроению нянечки. Долгое время я считала, что «каникулы» — значит «свобода». И вот теперь мне говорят, что мое заключение продлится еще один бесконечный год. Когда тебе пять, «год» означает «никогда». Или «навсегда», смотря с какой стороны ограды ты находишься.
Первого сентября должна начаться моя новая жизнь — так я думала. И надо признаться, так я думала все десять лет, что училась в школе. Начиная с того самого первого дня, когда меня все-таки привели на торжественную линейку — в коричневом, слишком жарком для начала осени платье, белом фартуке, с неудобным, слишком большим и слишком пустым ранцем и стянутыми в тонкие косички волосами.
Но все это было неважно. Важен лишь момент воплощения мечты, и это был именно он: я иду в школу, я первоклассница. СССР был на излете, но мы этого не знали, и потому жизнь казалась предсказуемой и прозрачной, как хрустальное сентябрьское утро. Мы точно знали, что нужно делать, чтобы быть счастливыми детьми. Во-первых, родиться в самой лучшей в мире стране. Во-вторых, хорошо учиться, чтобы со временем стать внучатами Ильича, потом пионерами, потом комсомольцами, а потом поступить в институт и трудом славить Отчизну. Я помню, как стояла на торжественной линейке и пыталась удержать в руках букет гладиолусов ростом лишь чуть ниже меня. И эти устремленные ввысь гладиолусы казались мне ракетами, которые понесут меня к звездам — в прямом, конечно, смысле, поскольку понятие «метафора» семилетнему ребенку недоступно:
как большинство советских детей, я мечтала вырасти и стать космонавтом.
— Здравствуй, школа! — испуганно и восторженно пропищали мы, подчиняясь приказу физрука. Физрук у нас отвечал за торжественные линейки и игру «Зарница».
Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять: никакой свободой здесь и не пахнет. Первым делом я узнала слова «шеренга», «график уборки» и «урок закончится не по звонку, а когда я скажу». Потом — что отныне мне придется подчиняться множеству правил. Что манжеты и воротничок должны быть ослепительно белыми, прописи — чистыми, а если я буду бегать на перемене, то меня никогда не примут в октябрята, потом в пионеры, потом в космосольцы, а следовательно, мне не удастся впоследствии славить трудом Отчизну, и я закончу свои дни деклассированным и чуждым элементом.
В общем, в школе было очень страшно.
И каждый год, все десять лет, я ждала первого сентября именно ради этого — чтобы все, наконец, стало по-другому.
Оно вроде бы и становилось: одноклассники становились все взрослее, учителя старели, добавлялись новые предметы, новые учебники, новые проблемы. Мы больше не носили на торжественную линейку традиционные астры, георгины и гладиолусы. Мы и форму-то больше не носили — ее то ли отменили, то ли нет. Да и сами линейки стали куда как скромнее. Страна менялась, менялась жизнь, и никто толком не знал, что с нами делать. С каждым годом фраза «Вы продолжаете свое путешествие по пути знаний, и он приведет вас во взрослую жизнь», которой директор начинала свою первосентябрьскую речь, звучала все более странно.
И вот в последнее наше первое сентября, когда вместо привычного Урока мира мы просто сидели в классе и украдкой разглядывали друг друга — у кого за лето грудь выросла, у кого усы пробились, кому родители раздобыли новые туфли — кто-то из нас сказал:
— Ребзя, а ведь еще год — и конец этой каторге.
И все восторженно заорали, и это было как эхо того крика, что мы издали десять лет назад, когда были первоклашками.
Классная руководительница грохнула указкой по столу, призывая нас замолчать. Не то чтобы она хотела что-то сказать, просто во время урока должна стоять такая тишина, чтобы было слышно пролетающую муху.
— Да, вы выпускной класс, — рявкнула классная. — Но это не значит, что вы можете вести себя как вздумается. Вот закончите школу — делайте что хотите, а пока будете делать что я говорю.
И тогда с задней парты послышалось:
— А чо мы делать-то будем, когда школу закончим?
Славить Отчизну трудом было уже неактуально, так что вопрос звучал более чем резонно.
И тут, к нашему общему ужасу, мы заметили, что на глазах классной руководительницы, женщины скорее суровой, блеснули слезы. Она отвернулась к окну и несколько минут стояла молча. И эти несколько минут в классе была та самая тишина, которой весь учительский состав тщетно добивался от нас десять лет. Потом она вернулась к столу, поправила прическу, преувеличенно осторожно положила на стол указку и сказала:
— Я не могу вам сказать. Я просто не знаю, дети. Боже мой, вы же еще совсем дети…
И мы все, здоровые уже кони, агрессивные, наглые, уверенные в собственной силе подростки, предоставленные сами себе и не понимающие, в каком мире оказались, вдруг поняли, что у нас больше никогда не будет дня, после которого все пойдет по-другому. Дня, который обнуляет старые двойки и старые ссоры. Дня, который возвращает тебе старых друзей немного другими. Дня, который обещает тебе еще целый год детства. У нас больше никогда не будет Первого сентября — и это ужасно, ужасно жалко.
«Разве это праздник?»: как современные школьники отмечают День знаний
Елизавета Короткова
Торжественная линейка, Урок мира, белые банты и роскошные букеты — именно эти детали формируют традиционное представление о Дне знаний, который официально отмечается в России с 1984 года. Остается ли праздник 1 Сентября таким же важным для современных школьников — читайте в материале «ВМ».
«Море цветов», первый букварь и школьный вальс: каким был День знаний в СССР
Во дворе школы оркестр играл вальс, здание было оформлено парадно, а после торжества дети отправлялись на кинопоказ, вспоминают собеседники «ВМ» — специалисты сферы образования. Именно так праздник 1 Сентября проходил в годы СССР. Многие традиции Дня знаний живы до сих пор, но прежней осталась лишь форма проведения торжества.
— В СССР 1 Сентября проводили более торжественно, чем сейчас. И для детей, и для взрослых этот день был огромным праздником. Сейчас же и школьники, и родители испытывают больше страха, волнения. Такого праздника, каким он был, уже не осталось, — рассуждает Зоя Рабаданова, которая работает учителем начальных классов с 1984 года.
В рамках проведения праздничной линейки первые лица страны выступали с наставлениями и добрыми пожеланиями для учеников. Затем школьники расходились по кабинетам: там проводились классные часы, называемые Уроками мира. Одна из утраченных традиций Дня знаний — выдача букваря первоклассникам, вспоминает ректор Славяно-греко-латинской академии Сергей Храмешин.
— В СССР было принято выдавать букварь для первоклашек. На празднике им дарили первый учебник и пропись, где школьники делали свои первые записи, — рассказывает он.
Еще одна полузабытая традиция — первый звонок. Сейчас она соблюдается далеко не во всех школах. Каждое учебное заведение разрабатывает программу праздника индивидуально, объясняет Сергей Храмешин.
— Юноша-выпускник сажал одну из первоклашек на свое плечо. Девочка звенела колокольчиком — так звучал первый звонок. Сейчас эта традиция есть уже не везде, — поясняет собеседник «ВМ».
Школьники всегда дарили учителям праздничные букеты цветов. Этот эпизод считался самым ярким моментом Дня знаний. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова подчеркивает: это было целое «море цветов». По ее словам, сейчас такого количества букетов школьники уже не приносят.
Бегом за хризантемами: как сделать уникальный букет на 1 сентября
Светлые воспоминания, связанные с этой традицией, остались и у ректора Славяно-греко-латинской академии Сергея Храмешина. Свой первый цветочный букет на День знаний он получил еще до начала преподавательской деятельности.
— Цветы в советское время были безусловным атрибутом каждого Дня знаний. Будучи девятиклассником, я еще даже не думал о своей педагогической карьере. Но один из первоклассников почему-то принес мне самый роскошный букет. Я даже не знал, что с этим делать. Самый красивый букет подарили не учителю, а мне. Удивительным образом мальчик попал в точку уже тогда, — вспоминает Храмешин.
Другой сценарий: как отмечается современный День знаний
Теперь ученики не спешат дарить букеты преподавателям. Эта традиция постепенно искореняется, делится Сергей Храмешин. Он сообщает: в 2014 году была придумана благотворительная акция «Дети вместо цветов». С каждым годом ее поддерживают все в большем количестве школ. Ученики приносят учителю один букет от класса. Денежные средства, которые предполагалось потратить на цветы, жертвуют тяжелобольным детям и детям-сиротам, объясняет ректор академии.
Меняются не только взгляды на некоторые традиции, но и технологическая подкованность современников. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова рассказывает:
— Раньше вместо компьютеров во всех кабинетах стояли кинопроекторы. Школьники смотрели образовательные фильмы по предметам. На 1 Сентября это были кинокартины о взрослении и юности, которые показывали на большом экране от потолка до пола. Дети знакомились с фильмами прекрасного качества. Сейчас таких уже нет.
По воспоминаниям Ирины Михайловой, иногда после уроков 1 сентября дети «караваном» шли на кинопоказ или экскурсию. Организация подобного досуга была и остается «личной инициативой» учителей. Сейчас после торжественной части праздника школьники могут пойти в кафе вместе с учителями, добавляет Сергей Храмешин. Некоторые выезжают на природу или идут в музей.
Одна из главных особенностей современного Дня знаний состоит в следующем: каждая школа выбирает сценарий для проведения 1 Сентября самостоятельно. Теперь его празднование не так стандартизировано.
— Сегодня в разных школах День знаний отмечается по-своему. Некоторые делают это с неплохим размахом: устраивают вечеринки на природе или даже в кафе. Иногда классный руководитель посещает с детьми памятники истории, музеи, — говорит Храмешин.
Его точку зрения о самобытности 1 Сентября в каждой школе иллюстрирует рассказ Ирины Михайловой, которая преподает в Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского. По ее словам, гимназия сильна традициями. Каждый День знаний в учебном заведении проходит по особому сценарию. Вот почему ученики, преподаватели и выпускники называют эту школу «домом».
— В гимназии буквально с первого года сформировалась театральная традиция. Тогда на 1 Сентября были приглашены артисты московских театров: читались стихи, говорилось о роли образования. Уже позже мы стали проводить такие же мероприятия своими силами: актерами стали сами школьники. Эти непростые постановки всегда делались «на вырост». Также у нас есть другая традиция: старшеклассники проводят экскурсии по гимназии для младших ребят, — делится собеседница «ВМ».
Поддерживать добрые традиции школам мешает разве что пандемия. Учитель начальных классов Зоя Рабаданова из Дагестана сетует на то, что коронавирус умалил значимость праздника.
— Изменения в первую очередь связаны с пандемией. У нас 1 Сентября по-настоящему отмечать будут только первые, девятые и одиннадцатые классы. Остальные проведут День знаний «у себя в классе». Разве это праздник? В связи с пандемией дети не ощущают этот день, каким он был раньше, — признается она.
«Мы это уже знаем»: как поменялись нравы школьников
Многие традиции празднования 1 Сентября претерпели лишь незначительные изменения. Самые крупные перемены произошли в восприятии Дня знаний детьми и их родителями. Об этой метаморфозе с уверенностью говорят все собеседники «ВМ».
Современные школьники гораздо более начитаны и заранее подкованы во многих вопросах. По мнению учителя начальных классов Зои Рабадановой, в школьниках уже нет детской наивности.
— Сейчас дети более начитанные: они уже многое видели и слышали. Раньше дети ближе воспринимали обиду и боль. Сейчас они уже не так наивны. Они все время говорят: «Мы это уже знаем»; «Мы это уже читали». Раньше такого не было: у детей был другой взгляд. Они все с интересом воспринимали и внимательно слушали. Сейчас их стало сложно удивить, — подчеркивает она.
Сергей Храмешин подтверждает, что современных детей становится сложно удивить. И это очень жаль, добавляет он. Специалист считает, что подобная тенденция обусловлена легкой доступностью информации в интернете.
— В СССР сложнее было заранее увидеть, как будет проходить 1 Сентября. Сейчас такая возможность есть. Раньше это событие для каждого первоклассника было очень запоминающимся, потому что он не знал, что с ним будут делать, куда поведут. Для современных детей это уже не первое знакомство со школой, — поясняет он.
Ирина Михайлова соглашается: влияние технологий на школьников действительно ощутимо. Однако она считает, что «детская природа все же остается прежней».
— Эту детскую природу можно разбудить. Можно вызвать положительные эмоции, сформировать доброе отношение. Конечно, здесь важно и воспитание, и влияние СМИ, — убеждена она.
Минобрнауки планирует ужесточить требования к школьным олимпиадам
Учитель Зоя Рабаданова отмечает: теперь на День знаний приходят дети с новым взглядом на мир. По ее словам, учитель не является полным авторитетом для «нового» школьника. Мышлению современных детей свойственен больший скептицизм.
— Дома родители уже иначе готовят школьников. Сейчас сразу видно, из какой семьи ребенок пришел в школу. Раньше слово учителя для ученика было законом. А сейчас взгляды родителей и, как следствие, учеников меняются. Честно говоря, я бы хотела, чтобы все вернулось, чтобы было как раньше, — признается Рамаданова.
Конечно, «сформировать» уважение к себе получается далеко не у всех преподавателей, считает Сергей Храмешин. По его мнению, создание «авторитета учителя» — теперь задача для педагога, а не для общества, как это было в СССР.
— Если учитель может заинтересовать ребенка и стать его проводником в новую жизнь, тогда его авторитет утвердится. Учитель предыдущего поколения всегда будет испытывать ностальгию по временам, когда он был безусловным авторитетом в силу своего положения. Сегодня же учителю просто необходимо зарабатывать этот авторитет — бесплатно он его не достанет, — заключает Храмешин.
Собеседник «ВМ» подчеркивает: авторитет учителя не потерян — просто теперь взаимоотношения преподавателя и школьника все больше зависят от «погоды в доме».
В контексте вопроса об отношении к преподавателям Ирина Михайлова считает, что с годами изменилась «установка в обществе». По ее словам, в новой среде все чаще принято критиковать современных учителей, снимать про них сатирические фильмы, а иногда и относиться к ним как к «обслуживающему персоналу». Она подчеркивает, что эта тенденция распространяется далеко не на все учебные заведения.
— Сейчас об учителях достаточно много негатива в информационной среде. Увеличились количество требуемых отчетов и прессинг. Бывает, что энергия некоторых учителей в некоторых школах уходит совсем не на учеников — их просто некогда видеть. Вопрос в том, на что учитель сам захочет тратить эту энергию, — комментирует Ирина Михайлова.
Отношение к учителям поменялось не у школьников, а у родителей, добавляет она. Порой они воспринимают преподавателей как «обслуживающий персонал», выражая «потребительское отношение к ним».
— Здесь складывается ситуация, как у Пушкина в «Дубровском»: учитель воспринимается как «род слуги». Иногда с родителями сложнее вести беседу, чем с детьми: вторых можно переубедить. Если ты отнесся к ребенку по-человечески, проявил доброту, естественные чувства, он быстрее изменит свою точку зрения. Дети откликаются на добрые чувства, у них еще нет стереотипов, в отличие от родителей, — считает она.
Ирина Михайлова рада преподавать в школе, где уважение к учителю не забыто. В Сергиево-Посадской гимназии 1 Сентября проходит как праздник всеобщей «рефлексии» и анализа. Этот день связан с волнением и радостью, отмечает собеседница «ВМ».
— 1 Сентября для меня — очень важный день жизни. В народе его называют «праздником со слезами на глазах», потому что впереди очень сложная и насыщенная работа. Большинство учителей, которые долго работают в школе, придерживается «допетровской традиции». Для нас именно 1 Сентября — это новый год. Вся частная жизнь сопоставима со школьными событиями и временем. 1 Сентября — это начало, точка отсчета, — делится Ирина Михайлова.
Она считает, что авторитет учителя формирует его отношение к преподавательскому ремеслу. В заключение собеседница вспоминает знаменитые слова Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Учителя, как вы относитесь к букетам на 1 сентября?
Стоит ли дарить так много цветов в этот день. Может быть денежные средства потратить на что-то другое, приносящее пользу школе и учителю? Для многих учителей обилие цветов целая проблема. Или всё-таки традиция хорошая?!
Моя мама и другие знакомые учителя, говорят что от них нет никакого проку. Как сказала соседка-учительница, лучше бы конфеты подарили. С тех пор я дарю конфеты с цветами на упаковке, вроде бы как 2 в 1.
У нас учительница сразу говорит на встрече (или перекличке) не несите все цветы, хотя бы через одного. Я покупаю 3 красные розы, даже когда они завянут можно ванну с ними принять а не просто выкинуть. Да и не у всех родителей есть возможность купить учителю букет.
Непосредственно 1 сентября-да, был счастлив, но до этого, страшно вспомнить. Все детство перед школой, то есть до семи лет, я внушала ему, то есть ребёнку, как важна школа, что нужно учиться, получать знания, рассказывала чем ребята будут заниматься в школе. Для него это был кошмар, в истерике бился, говорил, что ходить в школу не будет, учиться он не хочет и так на протяжении нескольких лет. Изменилось всё в одночасье, когда купили портфель ортопедический, большой, красивый, яркий, а в нём положили канц.товары. Увидев, что этим он будет пользоваться в школе, он стал дни считать когда же уже наступит 1 сентября. Я глазам своим не верила, думала, что все уже безнадёжно, заинтересовать ребёнка не получиться, но ошибалась, чему я и рада. Сейчас заканчиваем второй класс, учимся на отлично. Желаю всем родителям терпения, а деткам с удовольствием получать знания.
Мне на всю жизнь запомнился последний школьный звонок, именно последний, а не первосентябрский.
Я храню эту книгу, повести Отель Лилиан Войнич как память о школе.
Если, не жалко денег на красивый букет, можно купить розы или герберы.
Обязательно разыгрывание ролевых ситуаций: как приветствовать учителя? как отпроситься в туалет? как поступить, если опоздал на урок?
«Без труда нет добра».
В интернете сейчас много готовых сценариев. Скомпоновать и адаптировать их к каждому конкретному классному коллективу под силу даже начинающему учителю. Удачи Вам!
Сергей Кравцов о том, что изменится в школах с 1 сентября
Нужны ли прививки? Будут ли и дальше бесплатные завтраки в «началке»? Министр ответил на самые горячие запросы. Но пообещал: все обращения в министерстве рассмотрят и дадут ответы.
С 1 сентября в российских школах начнут работать новые программы воспитания и появятся календари воспитательной работы. По словам министра, важно, чтобы школьник максимально был погружен в позитивную повестку.
Из Республики Коми министра спросили, будут ли и дальше ученики младших классов получать бесплатные завтраки. Министр подтвердил: проект будет продолжен. Более того, на 2021 год для этого выделено больше средств.
К тому же в России появится реестр школьников, которым необходимо специальное питание. Об этом рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова, которая подключилась к эфиру.
Учителя Республики Калмыкия поинтересовались, будет ли введена пятидневка для всех российских школ.
Кстати
Введенные в школах из-за коронавируса санитарные правила будут действовать до конца учебного года, сообщили в Роспотребнадзоре. А дальше все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране и от темпов вакцинации.