Как вы относитесь к аутистам
Как живут люди с аутистическим расстройством
«Поцелуи и прикосновения вызывают у меня рвотный рефлекс»
Татьяна, 27 лет, Уфа:
Психотерапевты и психологи давали дурацкие советы, которые и обычным-то людям не помогают. В один голос твердили о необходимости социализации, учили переламывать себя, выходить из зоны комфорта, анализировать и корректировать свое поведение. У меня не получалось. Моя непохожесть на других становилась все отчетливее. К 19 годам появилась еще одна проблема: все отношения с молодыми людьми были похожи на пытку и быстро заканчивались, у меня отсутствовало сексуальное влечение. Психологи снова твердили: «Вот встретишь того самого единственного, полюбишь его, начнешь ему доверять, захочешь».
О том, что у меня синдром Аспергера, я узнала случайно: год назад попала с нервным срывом в неврологию, где мне назначили консультацию психиатра. Он дал мне пройти тесты, зацепился за то, что большинство людей называет «витанием в облаках»: я могу на ровном месте уйти в себя и не слышать, что говорит собеседник. Еще не люблю смотреть в глаза и отодвигаюсь, если ко мне подходят слишком близко.
Один близкий мне человек говорит, что каждый день встречает гораздо более неадекватных людей, которые покупают айфоны в кредит на последние деньги
Мне, с одной стороны, стало легче: все точки над i расставлены. С другой — не онкология, конечно, но тоже своего рода приговор. Я по-прежнему не переношу шум и скопление людей. Иногда могу на долгое время сосредоточиться на какой-нибудь маленькой детали. Ну и видение мира у меня своеобразное: я могу в упор не видеть здание, магазин или что-то еще, если не ищу это целенаправленно. У меня есть определенные пищевые пристрастия: обожаю мел и древесный уголь, в подростковые годы еще жевала ластики и керамзит, отмывала, сушила и ела, сейчас такой потребности нет. До того как стала часто ездить за границу, ужасно боялась пробовать что-то новое, а сейчас с удовольствием экспериментирую. Явных повторов действий у меня нет, но мне жизненно необходимо, чтобы предметы интерьера, одежды сочетались между собой по цвету и стилю.
Социальные контакты — одна сплошная трудность. Я легко могу спросить дорогу или решить вопрос в муниципальном учреждении, но заговорить с человеком на неформальные темы первая не могу. Если подойдут — поддержу разговор и даже за нормальную сойду.
Работаю удаленно — это единственный выход, в коллективе я не смогу. Основная работа связана с геоинформационными системами. Для души пишу seo-статьи и продаю фотографии из путешествий на стоке.
Романтические отношения в привычном формате для меня — гадость. Поцелуи и физиологические запахи вызывают иррациональный рвотный рефлекс, про тактильный контакт я уже говорила. Еще я ненавижу, когда меня к чему-то принуждают, заставляют. Терпеть не могу подчиняться, но и себе не хочу кого-то подчинять.
Друзья у меня есть, хоть и немного, это вполне обычные люди. Один близкий мне человек, ученый, говорит, что каждый день встречает гораздо более неадекватных людей, которые покупают айфоны в кредит на последние деньги.
«Жена сказала, что не будет воспитывать нашего сына»
Сергей, 41 год, Находка:
Фото из личного архива
Мы с женой начали понимать, что с Никитой что-то не так, когда ему было 2 года: он не говорил, не отзывался на свое имя, а еще у него случались неконтролируемые падения на пол и истерики, успокоить его было невозможно. Мы тогда жили и работали на Филиппинах, туристов встречали. У наших друзей была девочка-ровесница, и они обратили внимание, что дети очень непохожи. Мы думали, что это просто задержка в развитии, но друзья подозревали что-то другое. Вскоре мы вернулись в Россию, а в провинции с постановкой диагноза все очень сложно.
Неврологи сначала тоже говорили о задержке развития, а потом посоветовали отвезти Никиту во Владивосток на обследование. Там выяснилось, что у ребенка атипичный аутизм без умственной отсталости: у него есть невербальный интеллект, до которого можно достучаться. Специалистов у нас в городе нет, поэтому заниматься этим должна семья. Никите на тот момент было 5 лет и 7 месяцев.
Когда стало понятно, что с нашим ребенком, жена начала постепенно от него отдаляться, а полтора года назад сказала, что не будет его воспитывать. В последний раз мы видели маму пять месяцев назад. Ну и в день его рождения она позвонила, попросила поцеловать Никиту в щечку за нее, хотя живет рядом и могла бы прийти.
Знакомые тренеры говорили, что Никита не создан для спорта, потому что не понимает команды и не выполняет их. Но я фанат своего ребенка и верил в него
Теперь я воспитываю сына один. В муниципальном реабилитационном центре два года назад психологи спрашивали у меня, как понять моего ребенка, как с ним контачить. А первое, что там предложили, когда от меня ушла жена, — сдать Никиту в психоневрологический интернат. Но ведь он смысл моей жизни!
От постоянной работы пришлось отказаться. Раньше я занимался коммерческой видеосъемкой на постоянной основе, теперь перешел на подработку. Снимаю и монтирую иногда не только за деньги, но и по бартеру. Волонтерю в местном благотворительном фонде для детей с ограниченными возможностями.
Сейчас Никите 8 лет. Он не говорит, не может рисовать, читать, писать: нарушена мелкая моторика. Когда он хочет чего-то, берет мою руку и показывает. У нас есть коррекционная школа, но она рассчитана на легкие формы аутизма. Никита полностью невербальный, научить его чему-то очень сложно.
Но вот недавно мы научились кататься на роликах. Знакомые тренеры говорили, что Никита не создан для спорта, потому что не понимает команды и не выполняет их. Но я фанат своего ребенка и верил в него, поэтому через неделю он поехал.
У детей с аутизмом бывают моменты перегрузки, когда в голове накапливается много информации и ее надо как-то выбросить. Это выливается в неконтролируемую истерику
Сначала он не понимал, что нужно отталкиваться коньком от асфальта, чтобы поехать. Тогда я взял сына за одну руку и стал водить его по убитым тротуарам с ямами и кочками. Через пару дней у Никиты в голове что-то включилось и, чтобы не упасть, он начал выставлять ногу вперед. Потом мы вышли на ровную дорогу, к концу первой недели ребенок ездил более-менее, а теперь сам объезжает все неровности. Мы тренировались каждый день по 3–4 часа.
Скоро встанем на коньки. Только надо договориться с тренером, чтобы лед был свободный, потому что Никита пугается большого скопления людей.
У детей с аутизмом бывают моменты перегрузки, когда в голове накапливается много информации и ее надо как-то выбросить. Это выливается в неконтролируемую истерику, которую невозможно прекратить. Можно только быть рядом и держать ребенка за руку. Иногда это случается на улице. Окружающие часто не понимают, что происходит, подходят, делают замечания, я стараюсь не обращать внимания. Однажды на детской площадке у Никиты что-то спросила женщина. Я сказал, что ребенок ей не ответит, потому что у него атипичный аутизм. «А это заразно?» — спросила она. Многие считают, что все аутисты гении, и, как узнают, что с Никитой, спрашивают, даю ли я ему собирать кубик Рубика. А мне бы его научить распознавать опасность, понимать, что такое светофор и машины. У Никиты нет чувства страха, поэтому за ним надо следить 24 часа в сутки. Я думаю над тем, чтобы он научился понимать окружающий мир, не то что говорить.
«Я чувствовал себя тупой, никому не нужной тварью»
Даниил, 17 лет, Москва:
В 3 года мне поставили диагноз «аутизм», при этом интеллект сохранный. У меня не было стандартных детских интересов, я не любил сказки. В 3 года я научился читать, писать и считать — это, по словам мамы, было чуть ли не единственным моим увлечением. Родители не собирались делать из меня вундеркинда, мне просто нравилось этим заниматься. Мама говорит, что как-то в психоневрологическом диспансере я чуть не разнес весь кабинет в поисках калькулятора. Со стороны это смотрелось так, как будто я плохо воспитан.
Я не сразу пошел в школу. В нескольких мне отказали, хотя это были частные школы. На собеседованиях я уходил в себя и не слушал, что говорят. В итоге я пошел в школу в 8 лет, но сразу во второй класс. Первые несколько месяцев мама сидела со мной на уроках. Я не мог запомнить, что к учительнице и другим взрослым людям надо обращаться на «вы», было тяжело понять социальные нормы. У меня не было друзей, я почти ни с кем не общался.
К 11 годам я начал потихоньку осознавать, что не похож на сверстников, а в сочинениях писал, что у меня тяжелый характер. Я стал спрашивать у мамы, почему мне не интересно то, что интересно моим одноклассникам, и она сказала, что у меня аутизм. Я не поверил. Сказал ей, что докажу, что я не аутист, а это просто недостатки в моем характере, над которыми я буду работать. Признать свой аутизм было очень больно. К 13 годам я это все-таки признал и впал в депрессию. Чувствовал себя тупой, несчастной, никому не нужной тварью. После общения с психотерапевтом мне стало немного легче.
Девочки относились ко мне лучше, даже иногда жалели и называли других мальчиков дураками
Мою самооценку на более-менее нормальном уровне поддерживала хорошая учеба. Я давал списывать: казалось, что у меня из-за этого есть авторитет среди одноклассников. Учиться было не так трудно, трудно было заставить себя сделать домашнее задание из-за моего психологического состояния.
Когда я перешел в пятый класс, «А» и «Б» объединили в один. Так у меня появились не слишком добрые одноклассники. Меня не то что травили, но издевались. Говорили «Поцелуй стенку!», а мне было трудно отказать, или просили станцевать ча-ча-ча. Я думал, что танцую хорошо, а на самом деле — плохо, они смеялись надо мной. Я очень сильно переживал издевки, потому что мне не хватало общения. Девочки относились ко мне лучше, даже иногда жалели и называли других мальчиков дураками. Мальчики уважали мой ум, но считали меня социально недоразвитым. Мне хотелось доказать, что это не так.
Родители не разрешали мне играть в компьютерные игры, а бабушка позволяла. Я чувствовал облегчение: другие играют, и я тоже. В 15 лет я понял, что игры мне ничего не дадут, и перестал в них играть. Я познакомился «ВКонтакте» с такими же, как и я, но это принесло временное облегчение. Тогда я ушел в себя. Сильные головные боли не давали мне учиться. Я некоторое время лежал в Научном центре психического здоровья и был в санатории, после в школу возвращаться не захотел, пошел после девятого класса в колледж, но бросил. Сейчас заканчиваю школу экстерном. Я стал более-менее «ровным», нормально учусь, только мама недовольна, что я выполняю не все задания. Но в моей жизни есть еще что-то кроме учебы! Мне с детства хотелось зарабатывать. Сейчас я оптом закупаю на рынке вещи и продаю через интернет. После окончания школы я хочу поступать на факультет бизнеса и делового администрирования.
У меня обида на окружающих и на себя за то, что мне пришлось пережить, когда я узнал о своем диагнозе
Еще меня беспокоит, что я не могу понять, настоящий у меня друг или фальшивый. Один по-хамски ко мне относился, не ценил подарков, а из-за того, что у меня не было девушки, он сказал, что я все время буду один. Мне стало обидно, и я удалил его из друзей. Я пытался знакомиться с девушкам в интернете и на улице, но потом сам прекращал общаться. Было неинтересно. Один раз у меня была привязанность к девушке, но она меня использовала: хитро выпросила у меня подарок, брала взаймы деньги и не возвращала, я не чувствовал заботы, когда я долго болел, она не интересовалась моим самочувствием.
На меня периодически накатывают приступы одиночества и мысли о самоубийстве, часто случаются нервные срывы. Я принимаю успокоительные, потому что ору на родственников, могу орать на весь дом и не контролирую себя. Иногда хочется резать себе руки или пить. У меня обида на окружающих и на себя за то, что мне пришлось пережить, когда я узнал о своем диагнозе. Еще срываюсь, когда на меня орут, считают ребенком, когда недооценивают мою работу над собой: мама считает, что все мои изменения — это ее заслуга. Родители для меня много сделали, так мама в основном говорит. С ней у меня отношения не очень, в отличие от папы. Я на нее злюсь, потому что не ощущаю себя счастливым человеком: она для меня сделала многое до 11–12 лет, а потом допустила кучу ошибок.
«Я объяснила мужу, что плакать — это нормально»
Юлия, 44 года, Москва:
Фото из личного архива
Тут у меня в голове что-то и щелкнуло. Я подумала об аутизме, полезла читать про него, и это помогло мне понять поведение Нико. В результате мы стали чаще общаться, и в какой-то момент я потащила его тестироваться на аутизм. Тесты показали наличие РАС. До этого Нико, как он сам говорит, считал себя инопланетянином. На него все время реагировали как на фрика. Он видел, что у людей отношения строились, а у него — нет. Когда Нико понял, что у него РАС и таких людей много, он стал смотреть в сети лекции, чтобы разобраться в себе.
Будь его воля, он бы на завтрак, обед и ужин ел только рис с курицей
Мы стали общаться ближе, не только на геймерские, но и на личные темы, встретились, начали ездить друг к другу в гости и в конце концов поженились. Нико сложно привыкнуть к новому, новая задача как бы приводит к сбою в программе, потому что, когда ему нужно освоить много новой информации, он зависает. Когда Нико приехал из Греции в Россию жениться, он впал в ступор, потому что не знал, чего ждать. Он пытался применить модели греческих свадеб к нашей, но оно не клеилось. Я объясняла, что у нас светская свадьба, не такая, какие он видел в Греции: никакой толпы родственников, только двое друзей для моральной поддержки, мы расписываемся и уходим. Вижу — не понимает. Я полезла в интернет, нашла видео с обычной российской свадьбы и показала ему. Паника прошла. В загсе сотрудница сказала, что мы должны идти за ней в зал и по центру, а сама пошла не по центру, а сбоку. Нико застопорился, не поняв, как же все-таки идти. Теперь, когда мы смотрим видео с нашей свадьбы, мы покатываемся со смеху: Нико идет как будто на казнь и начинает улыбаться, только когда понимает, что наконец все кончилось.
Нико склонен действовать по схеме: как привык, так и будет. Каждое утро начинается с определенной последовательности действий, от чистки зубов до тисканья котов. На все про все уходит полтора часа. Если схема нарушается, ему очень тяжело. Раньше он был совсем негибким, но постепенно ситуация меняется: общение со мной научило Нико тому, что схему надо подгонять под реальность, а не наоборот. У Нико есть определенные пищевые пристрастия: будь его воля, он бы на завтрак, обед и ужин ел только рис с курицей. Но опять же за 5 лет многое изменилось: раньше новые блюда заходили со скрипом, а сейчас стоит отвернуться — и уже нет моего кимчи.
Нико не считывает эмоции и намеки. Если я на него обижусь, он никогда в жизни не заметит. Нужно прямо сказать: я на тебя обиделась потому-то. И Нико подкрутит схему — он очень договороспособный. И он, в свою очередь, спокойно, без агрессии проговаривает, когда ему что-то не нравится.
Я вообще человек резкий и вспыльчивый. Когда я в первый раз разоралась, Нико был в панике: жена орет, что с этим делать?
У нас поделены домашние обязанности, но все в какой-то момент происходит в первый раз. И вот Нико надо было первый раз убираться в ванной. Он спросил, что там нужно сделать. Я сказала: ну, помой раковину, унитаз, ванну. Он помыл строго по заданию: раковину, унитаз, ванну — но не тронул пол, зеркало и т. д.
Я посмотрела и спрашиваю: «Ну как же ты убирался? Вон у тебя наполнитель кошачий на полу валяется!» Он говорит: «Ты не сказала, что надо помыть пол». Иногда я просто смеюсь до слез. Говорю: «Ну а своя голова у тебя ведь есть? Хорошо, давай поменяем схему: посмотри внимательно, что грязное, и это убери».
Я вообще человек резкий и вспыльчивый. Когда я в первый раз разоралась, Нико был в панике: жена орет, что с этим делать? Я ему объяснила, что поорать или поплакать иногда — это нормально. Люди так делают, потому что у них заскоки и эмоции. То есть с Нико я научилась проговаривать какие-то вещи, которые никогда в жизни не проговаривала, и даже видеть их со стороны. Ведь что-то, что тебе кажется очевидным, для другого человека может быть совсем не очевидным.
Нико милейший человек, но совершенно другой. И он сильно расширил мое представление о мире. Сам Нико за эти годы осознал, что люди редко действуют по схеме, а норма — очень растяжимое понятие, и пока людям комфортно и они никому не мешают, это все тысячи вариантов нормального.
«Проблема аутистов не в аутизме, а в дискриминации и непонимании со стороны общества»
Знаете ли вы, что примерно каждый сотый человек является аутичным? Это те, кого мы встречаем каждый день: соседи, коллеги и знакомые. Аутичный ребёнок может родиться в любой семье, а аутичный ученик — оказаться в любом классе. Айман Экфорд рассказывает, как общаться с ней и другими людьми с аутизмом.
Аутичные люди отличаются друг от друга так же сильно, как и неаутичные. И аутизм у всех проявляется по-разному. Мой диагноз называется «синдром Аспергера» — то есть аутизм без задержки речи. Но я предпочитаю называть себя просто аутистом, а не «аспи» и не «человеком с синдромом Аспергера», потому что людей с синдромом Аспергера обычно считают «лучше» людей с другими диагнозами из аутистического спектра.
Кроме того, я, как и многие другие аутичные люди, предпочитаю называть себя «аутистом», а не «человеком с аутизмом». Я не называю себя «человеком с женским полом» или «человеком с гомосексуальностью», тогда зачем называть себя «человеком с аутизмом»?
Аутизм влияет на мою жизнь больше, чем женский пол и гомосексуальность. Он определил то, как на меня повлияла культура и социализация, как я воспринимаю общение, как я чувствую сенсорную информацию (звуки, запахи, освещение), и даже на то, как я отношусь к своим интересам.
Без аутизма я была бы совершенно другой личностью, и именно поэтому я не хотела бы от него избавиться
Я встречала множество аутичных людей (как в реальной жизни, так и в интернете), которые разделяют мой подход к аутизму. Эти люди совершенно разные. Некоторые из них очень успешные (например, среди них есть первый открыто аутичный президентский назначенец в истории США), других же большинство людей посчитало бы беспомощными, потому что они не могут использовать устную речь и не могут жить самостоятельно.
Мои аутичные знакомые живут в разных странах, у них разное семейное положение, сексуальная ориентация, возможности, навыки, возраст — их объединяет только образ мышления, и то, что они не считают аутизм болезнью, которую надо лечить и искоренять. Они считают, что основная проблема аутистов не в аутизме, а в дискриминации и непонимании со стороны общества. Разумеется, подобный подход к аутизму разделяют не все (хоть и многие) аутисты. Но вне зависимости от подхода, аутичные люди являются лучшими специалистами во всём, что касается их опыта. Точно так же, как женщины лучше мужчин знают, что значит быть женщинами, а мусульмане понимают лучше атеистов, что значит быть мусульманами, аутисты понимают лучше, чем не аутисты, что значит быть аутистами.
Так что, если хотите помочь аутичным людям, узнайте, чего хотят они! Вы можете сделать это прямо сейчас. Вот 15 советов о том, как помочь аутичным людям. Они основаны на моём опыте и на опыте тех аутичных людей, с которыми я взаимодействовала и чьи работы читала.
1. Узнайте больше об аутизме. Расскажите об аутизме своим знакомым и друзьям.
Это поможет избежать недоразумений. Дело в том, что определить аутичность взрослого человека зачастую бывает непросто. Ваш знакомый может казаться вам странным, грубым или ленивым, но, возможно, он просто воспринимает мир по-другому! Возможно, он даже сам не подозревает, что он аутист!
Подобная ситуация довольно распространена на постсоветском пространстве, где аутичные люди без видимых отставаний в развитии, из-за плохого качества диагностики, часто узнают о своем диагнозе только во взрослом возрасте.
2. Помните, что самые лучшие эксперты в вопросах аутизма — аутичные люди.
Учитывайте их мнение. Если вы хотите знать, как аутисты воспринимают мир, читайте статьи, написанные аутистами, а не только статьи специалистов по вопросам аутизма и родителей аутичных детей.
3. Говорите с аутичными людьми так, как вы бы говорили с неаутичным человеком такого же возраста.
Не задавайте аутистам тех вопросов, которые показались бы вам слишком личными, если бы вы говорили с не аутистами. Не учите нас, как нам надо жить, не навязывайте нам своё мнение — мы знаем свои возможности и свои жизненные ситуации лучше, чем вы.
4. Если вы видите ребёнка, который закрывает руками уши в транспорте и орёт, это не обязательно означает, что он хочет привлечь к себе внимание.
Если ребёнок падает на землю и кричит, не спешите делать выводы о том, что он избалован. Если человек не реагирует на ваш голос, при том, что до этого он нормально общался с вами, это не значит, что он над вами издевается.
Представьте, что вы не можете отделить звуки, цвета и запахи один от другого. Представьте, что вы чувствуете их все сразу, на одном уровне, и очень сильно! Это называется сенсорные перегрузки, и при них очень сложно «вести себя прилично».
И, если уж говорить о сенсорных перегрузках, помните что:
5. Расскажите, что такое стимминг своим знакомым и друзьям.
Представьте человека, который вращает кистями рук, постукивает по столу или по стене, постоянно теребит свои волосы, подпрыгивает, ходит туда-сюда, повторяет какие-то фразы или повторяет любые другие действия, кажущиеся вам глупыми и бессмысленными.
Это совершенно нормально, и то, что он делает, совершенно безвредно. Это его успокаивает, это помогает ему думать и сосредоточиться, это доставляет ему удовольствие. Возможно, что это также его естественный способ выражения эмоций.
Точно так же, как вы выражаете эмоции интонацией голоса и выражением лица, даже не замечая этого, он может выражать их с помощью подобного поведения
Это называется стиммингом. Если стимминг начнут воспринимать как естественное и безвредное поведение — каким он и является, жизнь аутистов станет легче. Но если по какой-то причине вам надо срочно прекратить стимминг другого человека, объясните ему, что именно ему не надо делать и почему.
6. Не социализируйте насильно.
Вы знаете нелюдимого ребёнка? У вас есть знакомый, который не любит шумные и многолюдные вечеринки? Не пытайтесь его насильно социализировать. Не создавайте ситуаций, во время которых он окажется среди большого скопления людей.
Уж поверьте, скорее всего ваш знакомый прекрасно знает, что такое люди и как они выглядят! И если он не хочет общаться, у него есть на то причины.
В социализации не должно быть революций и шоковой терапии. Если вы не любите стоять в очередях и терпеть не можете находиться на улице, когда идёт дождь, вы не полюбите дождь и очереди больше, если будете стоять в длинной очереди во время ливня.
7. Если человек не смотрит вам в глаза во время разговора, это не значит, что он врёт.
Если он не смотрит на вас, когда вы говорите, это не значит, что он вас не слушает. Возможно, именно это помогает ему общаться с вами. Дело в том, что многим аутичным людям сложно формулировать свои мысли устно и следить за своим взглядом одновременно.
8. Поймите, что не все могут распознавать эмоции по голосу или выражению лица.
Если человек говорит вам, что он не понимает, почему вы обиделись, что он не видит, что вы устали и что по интонации вашего голоса он не распознал вашего недовольства, он почти наверняка говорит правду.
Вам кажется, что распознавать эмоции по выражению лица, по голосу, по взгляду может каждый? Вы ошибаетесь. Некоторым людям, и не только аутистам, это очень сложно.
9. Не стоит обижаться на «лицевую слепоту».
Ваш знакомый, коллега или ученик узнает вас только после того, как вы напомнили ему, кто вы? У некоторых людей, и не только аутичных, очень плохая память на лица. И чаще всего это мешает им гораздо больше, чем вам. Если бы они могли как-то преодолеть «лицевую слепоту», они бы уже это сделали.
10. Иногда человек может говорить слишком громко или слишком тихо, не осознавая этого.
Как бы странно вам это не казалось, некоторые люди действительно не могут контролировать громкость и интонацию своего голоса!
11. Возможно, ваш знакомый знает гораздо больше, чем он может сформулировать устно.
Иногда человек может очень много знать о темах, которые кажутся другим людям слишком сложными, но при этом ему может быть сложно попросить водителя остановить автобус на нужной остановке.
Ученик может хорошо понимать тему урока, но ему сложно это пересказать. Если вы учитель, разрешите своим ученикам по желанию делать письменный пересказ вместо устного.
Как и в социализации, в обучении формулированию мыслей устно не помогает шоковая терапия. Многие аутичные дети действительно не понимают, как выражать свои мысли словами, и от вашего давления они не научатся это делать. Точно так же, как вы не научитесь говорить по-китайски, если вы не знаете этого языка.
Вероятнее всего, ребёнка надо специально учить формулировать мысли устно, что не является частью школьного курса по истории или физике.
12. Многие аутичные дети, включая меня, во время обучения в школе задумывались о самоубийстве.
У вас есть знакомый ребёнок, который не хочет ходить в школу? Узнайте, в чем именно заключается его проблема. Даже если она покажется вам нелепой. К примеру, если он говорит, что в школе слишком шумно, обратите на это внимание.
Вполне возможно, что это не единственная его школьная проблема, и кроме шума он ежедневно испытывает побои и насмешки одноклассников. Задавайте этому ребёнку конкретные вопросы, даже если он не кажется вам аутичным. Вы не сможете наверняка сказать, является ребёнок аутистом или нет, если вы не являетесь специалистом по аутизму высокого уровня.
Дело в том, что нынешняя система образования не подходит многим аутичным детям. Помните — по закону Российской Федерации родители могут выбирать способ обучения ребёнка, в том числе выбрав домашнее обучение или экстернат. Так используйте эту возможность, предоставив ребёнку право выбора! Его жизнь и психическое здоровье важнее, чем общепринятые нормы и гордость родителей.
13. Прислушивайтесь к тому, что вам говорят ваши знакомые.
И не важно, аутисты они или нет! Учитывайте мнение человека и его требования, какими бы странными вам они не казались.
Ваш друг часто говорит на одну и ту же тему, а когда вы начинаете обращать на это внимание, не понимает, что в этом такого особенного? Возможно, он действительно этого не понимает, и ваше замечание кажется ему очень странным! Ученик в школе подходит к вам слишком близко и не может понять ваших претензий? Поверьте ему, если у вас нет доказательств того, что он притворяется. Родственница говорит вам, что ей неприятны легкие прикосновения? Постарайтесь избежать этих прикосновений! Коллега по работе ненавидит, когда меняются планы? Предупреждайте его о переменах заранее.
Этот список можно продолжить. Но, надеюсь, вы уже поняли его суть.
14. И самое главное: не судите других людей по себе.
Это звучит банально, но это самая распространённая ошибка в общении, которую я замечала. Эту ошибку совершают почти все, если они общаются с непохожими на них людьми.
Помните — то, над чем вы даже не задумываетесь, то, что вы понимаете автоматически, то, что вам кажется очень легким, может оказаться нереально сложным для другого человека. Зато то, что тяжело для вас и для всех ваших знакомых, для другого может быть легко.
Одна из особенностей аутичных людей заключается в том, что они испытывают трудности с тем, что легко понять большинству людей, и им зачастую с лёгкостью удается то, что окружающим кажется сложным.
15. Не навязывайте свои нормы
Если вы встречаете человека, который кажется вам странным и непохожим на большинство ваших знакомых, помните, что при общении с вами он испытывает гораздо больший культурный шок, чем вы. Он живёт в мире, где его образ мышления и его естественный способ поведения не является нормой. Он живёт среди людей, которые в его сознании похожи на инопланетян, и, вполне возможно, в прошлом ему не раз приходилось терпеть издевательства этих людей.
Так что, прежде, чем требовать, чтобы другой человек постарался соответствовать доминирующим представлениям о норме, представьте, как бы чувствовали себя вы, если бы всю жизнь вам пришлось вести себя неестественным образом.