Как вы относитесь к хиджабу
«Это мой выбор»: женщины в хиджабах — о трудностях на работе, конфликтах с окружающими и запрете уборов в школах
В конце января министр образования Ольга Васильева выступила за запрет хиджабов в российских школах, напомнив, что Конституционный суд также против хиджабов учениц. В ответ ее раскритиковал Рамзан Кадыров, а депутат Госдумы Шамсаил Саралиев сравнил министра с фашистами. По данным ВЦИОМ, половина россиян выступают за отмену запрета на хиджабы в школах, а еще 37 % уверены, что запрет нельзя отменять, несмотря ни на что.
«Бумага» пообщалась с жительницами Петербурга, которые носят хиджаб, и выяснила, как к этому на самом деле относятся окружающие, сложно ли найти работу и что женщины думают о запрете хиджабов в школах. Большинство запретили редакции публиковать их фотографии, ссылаясь на недовольство мужей.
Альфия
Я родилась и выросла в Петербурге. Хиджаб ношу уже семь-восемь лет. Это был мой осмысленный выбор, меня никто не заставлял. Носить хиджаб или нет — это выбор каждого человека.
Женщина должна быть покрыта всегда и везде. Естественно, дома — перед мужем, братом, детьми, родителями — в хиджабе нет необходимости. Но любой мужчина, который может жениться на женщине, не должен видеть ее без хиджаба. Конечно, получается по-разному, но в основном я соблюдаю эти правила.
Никакого негатива или каких-либо проблем из-за хиджаба у меня нет — максимум могут спросить что-то о нем. Я не привлекаю внимание людей. Нужно во всем знать меру. И вообще, на кого больше обращают внимание: на женщину в платке или на женщину в откровенной одежде или белье?
Любой мужчина, который может жениться на женщине, не должен видеть ее без хиджаба
На работе проблем тоже не возникает. У меня высшее образование, работаю в медицине — врачом. На работе ношу колпак, и пациентам всё равно, во что я одета. Их интересуют мои навыки как врача, а не моя одежда.
Ксения
Я не коренная петербурженка. Приехала сюда больше десяти лет назад, а хиджаб начала носить два года назад. Решиться соблюдать этот постулат религии было сложнее всего, а носить хиджаб оказалось очень легко. При этом мой муж никогда не настаивал, чтобы я носила хиджаб, но это было его мечтой. Сейчас он очень доволен.
Хиджаб я надеваю всегда, когда меня могут увидеть посторонние мужчины, то есть всякий раз выходя из дома. И я полностью осознаю его преимущества, защиту и реальную пользу. Я чувствую себя белоснежным круизным лайнером, зашедшим в гавань маленького городка, где все жители остановились и смотрят на него с интересом. Так вот и я плаваю в петербургском людском потоке под прицелом сотен глаз.
Мне хиджаб не мешает, но я знаю истории сестер, которых не брали на какую-то работу из-за этого. Как правило, мусульманки с терпением относятся к подобным ситуациям, потому что хиджаб не мешает, а оберегает нас от такой работы, которая могла бы негативно сказаться на силе нашей веры. Там, где нам отказывают, нам быть и не надо.
Носить хиджаб оказалось очень легко
Лично я ни разу не столкнулась с негативом в свой адрес. Как раз таки наоборот: заметила, что люди относятся к женщинам в платках как к почти святым. Видимо по аналогии с православными монахинями. Когда я в хиджабе, чувствую, что люди больше мне доверяют, даже незнакомые.
Более того, моя работа связана как раз с хиджабом. Я пытаюсь моделировать и шить одежду, которая бы соответствовала исламским нормам и вписывалась в современную городскую жизнь. Я решила этим заниматься, потому что сама испытывала трудности с подбором одежды. Пару лет назад на этом рынке один турецкий ширпотреб был, сейчас выбор уже огромный. Пока мои доходы невелики и это скорее хобби, чем полноценный бизнес. Но я считаю, что при наличии хороших инвестиций и времени — это очень перспективное дело, ведь нас больше 10 миллионов в одной только России. Сейчас дизайнеров исламской одежды очень-очень много, это направление бурно развивается.
Однообразие исламской одежды — это стереотип. Ее видов огромное количество, но в целом к ней можно отнести всё, что имеет нужную длину, свободную степень облегания и непрозрачную фактуру. Сейчас и в обычных магазинах по этим критериям ассортимент достаточный. Фасоном, цветом, тканью мы не ограничены.
Для меня призыв министра образования запретить хиджаб в школах — это абсурд. Такой же, как запретить ношение нательных крестиков. Кому мешает учиться платок? Мне непонятно. При этом я против ношения в школе никаба —головного убора, оставляющего на виду только глаза. Это действительно может усложнить учебный процесс. Мне кажется, многие как раз и путают хиджаб с никабом и поэтому выступают против.
Если же моим дочерям, которые пока маленькие, будут запрещать носить хиджаб в школе, я сменю школу или место жительства, но нарушать заповеди мы не станем.
Амина
Я ходила в платке еще в школе: на Кавказе с этим проблем нет. Там даже поднимать этот вопрос никто не будет. Знают, что всё это приведет только к провалу.
В Петербург я переехала несколько лет назад. Отучилась в военно-медицинской академии имени Кирова. Сейчас работаю по профессии, в медицине.
Хиджаб ношу уже больше шести лет, и выбор был сделан очень легко. Во-первых, сказались мои религиозные убеждения и вера, а во-вторых — медицинские и другие преимущества от ношения головного убора.
Сейчас я его не ношу только перед семьей и женской половиной окружения. А так — всегда в хиджабе.
Инициатива о запрете хиджабов в школе — глупость
За все годы в Петербурге я активно занималась и молодежными проектами, и разными благотворительными акциями, вела активную жизнь. Но ни на учебе, ни на работе, ни на молодежных площадках я ни разу не замечала по отношению к себе негатив из-за хиджаба. Даже наоборот. Люди часто хотят поговорить или задать вопрос.
Но с другими бывает и иначе. Очень часто стереотипы и фобии, которые навязывают обществу, берут верх: и даже если ты знаешь английский, окончила вуз с красным дипломом и имеешь мозги, могут отказать из-за хиджаба. Но приятно, что в последнее время эта тенденция уже сдает обороты и разумных работодателей с адекватным подходом всё больше и больше.
Инициатива о запрете хиджабов в школе — глупость, за которую может горько поплатиться система образования России. Все мусульмане начнут переводить детей на домашнее обучение или откроют школы для мусульман. И именно тогда правительство не сможет контролировать то, что вливается в умы в школе, — и это может привести к плачевным последствиям. Дети, которым из-за мнения чиновников пришлось остаться дома или уйти из родной школы, вряд ли вырастут патриотами страны.
Аделина
2,5 года назад я приняла ислам. Приняла его, потому что поняла, что это мне необходимо. Соответственно, тогда же надела хиджаб. Сейчас ношу, потому что это обязанность каждой мусульманки. И после того, как начинаешь носить хиджаб, без него чувствуешь себя очень некомфортно.
Замуж я вышла уже после того, как приняла ислам, искала только мусульманина. Поэтому муж положительно относится к хиджабу. Вообще, нужно отметить: будет ли женщина носить хиджаб — это не решение мужа. Эта обязанность в нашей религии. Если женщина хочет носить хиджаб, а муж не разрешает, женщина может настоять на своем. Бывает и в обратную сторону, но мужчины такое редко терпят.
Мой муж никогда не настаивал, чтобы я носила хиджаб, но это было его мечтой
Петербужцы реагируют на хиджаб в основном спокойно, то есть не реагируют вообще. При устройстве на работу он мне тоже не помешал. Я менеджер по продажам, у меня хороший опыт работы и ценные навыки. Думаю, это перевесило непривычный внешний вид.
Как мусульманка я негативно отношусь к идее запретить хиджаб в школе, потому что хиджаб никак не мешает получению знаний. Для меня странно, что одежда сама по себе вызывает столько обсуждений и споров.
Светлана
Я родилась в Ленинграде, коренная петербурженка. Ислам приняла только три года назад, поэтому в школе и институте хиджаб, к сожалению, не носила. Но вот уже три года не снимаю платка.
За это время я почти всегда видела только позитивную реакцию на свой хиджаб. Продавцы в магазинах, соседи, друзья, бывшие коллеги по работе и так далее. Все реагировали только с улыбкой.
Мне хиджаб абсолютно не мешает. Более того, я приняла ислам и надела платок, когда работала в крупной коммерческой компании и ездила на совещания и переговоры по всей России. В том числе в различные министерства и администрации. Хуже ко мне никто не стал относиться. Даже мой директор, который далек от ислама.
Вот уже три года не снимаю платка
Сейчас в работе он тоже никак не мешает. У нас с мужем свой магазин по продаже халяльной еды. Почти 50 % наших постоянных покупателей — не мусульмане, но хиджаб их абсолютно не смущает. Более того, большинству даже нравится.
К возможному запрету хиджабов в школах я отношусь плохо. Должно беспокоить другое. Если перед мальчиками будет сидеть ученица в мусульманской одежде и хиджабе, они будут думать об учебе, а не разглядывать ее оголенные части тела. А другие девочки сейчас так одеваются на уроки… будто на дискотеку. И мальчики, сидящие позади на уроках, об учебе уже совсем не думают.
Аминат
Я родилась в Петербурге, приняла ислам уже после школы и носила хиджаб на протяжении пяти лет. Это дает чувство чистоты и комфорта. Однако сейчас я вынуждена принять «европейский» вид, так как мне нужна работа. А устроиться с хиджабом довольно сложно: наше безграмотное общество не принимает такой внешний вид. В итоге, сняв хиджаб, я нашла работу и сейчас являюсь менеджером кафе.
В целом реакция у людей разная. Бывает, что пугаются и агрессивно реагируют, забывая, что женщина и в христианском мире всегда была в закрытой одежде и головном уборе. Но, с другой стороны, если возникнут проблемы с прохожими, к девушке в хиджабе всегда придут на помощь братья по вере. Причем даже незнакомые. Моментально помогут. К девушке без платка у них будет другое отношение.
Реакция у людей разная. Бывает, что пугаются и агрессивно реагируют
Предвзятое отношение из-за хиджаба было не только ко мне, но и к моему ребенку на приеме в поликлинике. Врач явно не хотел уделять должное внимание болезням ребенка из-за меня. Но это было только в одном районе. Мы переехали, и больше такого не повторялось.
Несмотря на это, к идее запретить хиджабы в школах я отношусь крайне негативно. Никто не вправе запрещать исполнение своих обязанностей перед волей всевышнего.
Испытание хиджабом
На улицах, в метро и торговых центрах столицы все больше девушек в хиджабах. Три мусульманки рассказали нам о своей жизни в Москве, о том, как к религиозным девушкам относятся на работе и почему родители боятся хиджаба больше, чем деловые партнеры
Поделиться:
Марика, 21 год:
Я студентка, учусь в РУДН. Я молюсь, стараюсь покрывать голову, однако еще не носила хиджаб по всем канонам. Я еще не готова. Но для меня неприемлемо носить что-то короткое или брюки. Меня радует, когда я вижу девушек в хиджабе, но только когда это красиво и приятно для глаз, а не пугающе. Некоторые девушки иногда одеваются так, что даже мне, верующей, страшно заходить с ними в метро, особенно после создания негативных клише в средствах массовой информации.
Черный хиджаб — это, конечно, правильно, но стоит все же понимать, где мы находимся и как к такому виду могут отнестись. Есть мусульманки, которые одеваются совсем некрасиво, хотя хиджаб может быть красивым, просто неброским. Впрочем, сейчас в Москве религиозные девушки выглядят довольно модно.
Говорят, что если надела хиджаб, то не снимай, но сейчас есть и такие девушки, которые ходят то в хиджабе, то без него. В основном его начинают постоянно носить замужние, хотя в последнее время девушки порой и до брака уже ходят покрытыми. Сама я пока не замужем, в будущем связала бы жизнь только с верующим человеком, который молится, соблюдает принцип Пяти столпов ислама, но без лишнего фанатизма. Никакой рьяной агитации носить хиджаб со стороны глубоко религиозных людей нет, в исламе такого не принято. Они могут лишь создавать положительный образ женщины в хиджабе, рассказывая о том, что это приближает ее к чистоте.
Среди моих ближайших родственников никто хиджаб не носит, родители многих девушек даже запрещают им это делать, боятся, что дочь примут за террористку, но сейчас девушек с покрытой по всем правилам головой становится все больше, в то время как более взрослые женщины чаще просто набрасывают косынку. Конечно, есть семьи в исламе, в которых девочек чуть ли не с пяти лет приучают к платку, поэтому, когда они вырастут, у них просто не возникнет мысли о том, что можно ходить с непокрытой головой.
Из моих знакомых девушек, носящих хиджаб, ни одна не работает. Они либо еще студентки, либо замужем и занимаются домом. Мне кажется, в Москве им куда-то устроиться нереально, нужно или открывать свое дело, или удачно выходить замуж. В Европе к мусульманкам более лояльное отношение при трудоустройстве, ну, кроме Франции, наверное.
Некоторые кавказцы неправильно себя ведут в чужом обществе, а местные жители переносят это поведение в плоскость религии, мол, мусульмане плохие. Так мыслить неправильно, но это разве кому-то объяснишь? В интернете я видела много роликов, где русские проявляли ненависть к мусульманам, но лично я с агрессией не сталкивалась. Наоборот, ко мне иногда на улице славянские женщины подходят, чтобы сделать комплимент моему стилю и внешнему виду.
Севиндж, 22 года:
Когда мне было двенадцать, я постоянно видела, как бабушка со стороны папы совершала намаз. Она говорила мне: «Севина, ты должна поклоняться Аллаху для того, чтобы тебе было хорошо». Однажды я пришла в мечеть и увидела пожилую женщину, у нее был бирюзовый платок. Она дала мне его просто примерить. Когда я его надела, она сказала: «Какая же ты прекрасная!» Там было маленькое зеркальце, я посмотрелась и поняла, что это так.
Мой отец из мусульманской семьи, а мама из христианской, и у нее был шок, когда я в шестнадцать лет надела хиджаб. Но мама меня от этого не отговаривала. Сейчас для меня надевать хиджаб так же естественно, как причесываться по утрам. Хиджаб приближает меня к Богу и дает возможность ощущать Его рядом с собой. Несмотря на покрытую голову, я так же веселюсь, как другие, но делаю это в рамках приличия. Мы тоже устраиваем вечеринки, просто на них нет парней. Мы снимаем платки, общаемся, танцуем.
Я вышла замуж на втором курсе. Мой муж родом из Саудовской Аравии. Девочки там ходят в платках с шести лет, но это разве жизнь? Свою дочь я не буду принуждать к хиджабу, а только учить и наставлять ее. Многие считают, что это муж приказал мне покрыть голову, но нет, я это сделала намного раньше. Пожив в Саудовской Аравии, я поняла, что арабы такие же люди, как и в любой другой стране, и ничто мирское им не чуждо. Женщины ходят все в черном, но у большинства порой под этим черным одеянием скрывается такое! Они рожают очень много детей, потом сидят дома и сплетничают, потому что им нечем заняться, а в исламе сплетни — это самый большой грех. Раньше женщины там настолько закрывались, что надевали перчатки и носки, а сейчас все изменилось, из-под платка у них пряди волос показываются. Зато в Саудовской Аравии ты пять раз в день слышишь Азан, каждые сто метров стоит мечеть, Рамадан проходит по правилам и никто тебя не дискриминирует.
После событий в Бирюлеве меня останавливает каждый третий полицейский. Он приехал сюда работать из провинции и останавливает меня, москвичку с российским паспортом! Моей дочери два года, она темненькая, и я понимаю, что у нее здесь будущего нет. Я не думаю, что наш президент сподвиг народ на это, но я не знаю, чем закончится эта политика. Иногда мне хочется с ним встретиться и поговорить об этом. Да, какой-то азербайджанец, может, и совершил ошибку, но это же не моя ошибка, почему от этого должны страдать я и моя семья? Мой отец более тридцати лет, более половины своей жизни прожил в этой стране, он добропорядочный гражданин своей страны и никогда не нарушал законов. А сейчас он должен расплачиваться за поступок другого человека лишь потому, что он тоже не русский.
Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков. Там мне занижали оценки, потому что меня зовут Севиндж, а не русским именем, поэтому я решила поступить в вуз на родине своего папы. Я окончила Бакинский государственный университет и получаю второе высшее образование в Стамбуле. Я юрист-международник, владею пятью языками, но не могу найти себе работу. Мне очень хотелось устроиться на работу в банк, общаться с профессионалами. Увы, если ты в платке, а не в мини-юбке, твое резюме не будут рассматривать. В Москве очень много чеченцев и дагестанцев, и я знаю очень много русских, которые приняли ислам — как же им будет приятно, если, заходя в банк, они будут видеть сотрудницу с покрытой головой! Работодатель ничего не потерял бы от этого. Мне очень обидно, что стране, где я родилась, я не нужна. Я думаю о том, чтобы эмигрировать, например, в Канаду или остаться в Стамбуле, где я чувствую себя более защищенной.
В Пяти столпах ислама не говорится о том, что я должна носить только черное. Это написано в Коране, но к этому надо прийти самостоятельно, а не по принуждению. Потому что если женщина потом об этом пожалеет, то это и будет ее самым большим грехом.
Мне бы очень хотелось, чтобы в стране, где родилась я и моя дочь, нас не делили по национальностям и верам. Хочу, чтобы мы просто были россиянами.
Мариана, 23 года:
Два года я занимаюсь производством и распространением мусульманской одежды. Дизайнерского и швейного образования у меня нет, но шить я всегда умела, в школу ходила в школьной форме собственного изготовления. Мои тети и мама — швеи, у нас есть свой швейный бизнес, есть цеха, но я никогда не хотела этим заниматься. Я любила рисовать, ходить на художественные курсы, но я бы никогда не подумала, что мне это понадобится для создания эскизов одежды. Мне нравилось лицедейство, театральные кружки, и я подрабатывала в мастерской по производству театральных костюмов. Там приобрела вкус к моделированию. Когда я надела хиджаб, то столкнулась с тем, что мне негде купить одежду, подходящую под каноны ислама, и я начала ее делать сама. В мечети у меня стали интересоваться, где я взяла такие вещи, и я подумала, почему бы не начать их продавать — так все и закрутилось.
Я покрываю голову уже шестой год. Моя семья была против решения начать носить хиджаб, и мне пришлось пережить много плохого.
Меня воспитывала прабабушка, которая была очень религиозной, от нее я научилась молитве. Когда мне было 15, меня от нее забрали. Я стала пытаться надеть хиджаб — ни на моей родине, в Кабардино-Балкарии, ни позже в Москве мне это делать не разрешали.
На Кавказе все непросто с исламом, там в некотором смысле опасно носить платок или длинную бороду. Моя семья за меня боялась и, не осознавая этого, причиняла мне вред. Когда мне исполнилось восемнадцать, я поняла, что хиджаб нужен моей душе, это та жизнь, которую я хочу, и, поскольку я уже стала взрослым человеком, я должна во что бы то ни стало это сделать. Когда я приняла ислам должным образом, мне сказали: «Теперь готовься к испытаниям». Меня это очень удивило: ведь теперь Господь должен быть мной доволен!
Но и правда, во всех сферах моей жизни начались серьезные испытания: уволили с работы, начались проблемы в семье, никто не одобрял моего решения, прятали мои платки, отправляли на перевоспитание то к одним родственникам, то к другим. Я жутко вымоталась без поддержки, и чтобы положить этому конец, я решила выйти замуж. Мне повезло, я встретила достойного человека, глубоко верующего мусульманина. Естественно, моя семья была против — стереотипам подвержены не только немусульмане, но и этнические мусульмане: если человек молится, то он наверняка какой-то темный и где-то состоит. Маму в конце концов удалось уговорить согласиться на брак. Когда мой будущий муж пришел к ней свататься, он все очень красиво и понятно объяснил о нашей будущей жизни, и родственники в итоге хорошо его приняли.
После свадьбы я сразу почувствовала облегчение, потому что попала в очень верующую семью. Сегодня мои родные больше интересуются исламом, кого-то я уже обучаю намазу. Об исламе надо больше говорить, так как определенное мнение о нем навязано многим затем, чтобы было легче ими манипулировать. Я своим примером показываю людям, что такое семья в исламе, и они задумываются. Ведь ислам — это религия для думающих, для размышляющих людей.
С немусульманами, с которыми я общаюсь по бизнесу, у меня не было никаких проблем. Я могу запросто с ними работать, в Коране написано, что можно заключать с ними договоры. Иногда, конечно, у нас заходят разговоры на тему религии, особенно в период Рамадана, когда мы пост держим, но никакой вражды не было, каждый остается при своем мнении. У меня есть дело, поэтому, когда я общаюсь с человеком по деловым вопросам, он на меня смотрит в первую очередь как на покупателя, например, а не как на мусульманку. Но другим мусульманкам в Москве, на мой взгляд, непросто. Кругом очень много невежественных людей. В основном это люди с улицы, обитатели дворов, обыватели, едущие в метро, которые так и норовят тебя чем-нибудь задеть. Только меня это не задевает: я настолько утвердилась в своей жизненной позиции, что все это как камень от меня отскакивает. От других мусульманок я часто слышу неприятные истории, особенно после известных событий. Их обзывают, причем агрессия идет в основном от женщин.
Хиджаб — это флаг ислама: если мужчина идет по улице, по нему не скажешь, мусульманин он или нет, тем более бороду и короткие брюки сейчас могут и хипстеры носить, а вот женщин-мусульманок видно сразу, поэтому на них большая ответственность. Выходя на улицу, я всегда слежу за тем, как я себя веду, стараюсь не повышать голос, не ругаться по телефону, потому что у людей вокруг мнение будет складываться не обо мне, а обо всех женщинах в исламе.
Смысл хиджаба в том, чтобы не демонстрировать свои прелести никому, кроме своего мужа. Если женщина вынесла что-то из дома, то есть вышла, например, в облегающем платье, то она унесла это от мужа. Она должна скрывать себя, потому что не может выходить замуж за нескольких мужчин — только за одного, и она ему принадлежит со всей своей нежностью, лаской и красотой. Он тебя оберегает, обеспечивает, отвечает за тебя, он заслуживает того, чтобы ты посвящала ему свою красоту. Зачем какому-то другому мужчине, который после пьянки едет в метро, давать возможность на тебя глазеть? Кто он такой и что он для тебя делает, чтобы открывать ему свои сокровища?
Среди моих клиентов много женщин, которые не носят хиджаб и, возможно, даже не являются мусульманками — курьеры рассказывали, да и по разговору слышно. Я даже удивлялась сначала: звонят, говорят, что хотят заказать платье, я приветствую: «Салам алейкум!» — должного ответа не следует. Но я и в этом нашла свои плюсы: во-первых, если платье нравится и мусульманам, и немусульманам, значит, оно действительно красивое, а во-вторых, если немусульманка носит мое длинное платье, то она выглядит скромно. Мне приятно, что я могу повлиять на общество и сделать так, чтобы женщины выглядели скромнее и вызывали уважение.
В любом социуме бывают конфликты, и среди мусульманок тоже происходят конфронтации в вопросах внешнего вида. Когда я делала свой первый показ, в нем участвовали девушки-модели, которых нам предложили. Я увидела их только в день показа, они уже были очень сильно накрашенные, на огромных каблуках. Мы их одели как положено, но каблуки и макияж их все равно выдавали. После этого мне стали говорить, что это не по-мусульмански, это не хиджаб.
Я училась в Московском исламском университете на факультете теологии, и какие-то знания о внешнем виде верующего у меня есть, однако я все равно стала думать, неужели я в чем-то так сильно ошиблась. С таким вопросом я пришла к немало известному шейху Мухаммаду Карачаю, и он сказал, что черный цвет в исламе носить не обязательно, более того, это даже не является желательным.
Я не хочу, чтобы ислам вызывал какие-то негативные эмоции, я сама в исламе, варюсь в этой каше и знаю, какой он есть. Ислам — это не кардинальная религия, это религия середины. А когда человек бросает вызов обществу, вызывая негативные эмоции своим видом, смысл хиджаба попросту теряется.