Как вы относитесь к конкуренции
Как нужно относиться к конкурентам?
Как относиться к конкурентам.
Я с 15 лет в большом спорте и конкуренция сопровождают меня постоянно на протяжении всей жизни. Разумеется конкуренция существует не только в спорте, но и на работе, в обществе и даже в интернете. От нее никуда не денешься, поэтому нужно к этому привыкнуть и приспособиться.
Представьте, что у Вас не будет конкуренции. К чему стремиться? На кого равняться? Ваши конкуренты, а зачастую те люди, которых Вы просто считаете конкурентами, помогают Вам расти и развиваться, помогают искать и находить. Конкуренция делает Вас лучше, умнее. проворнее и совершеннее. Это здоровая конкуренция.
Но существует еще и нездоровая конкуренция. Это когда Вам вставляют палки в колеса, вредят, разносят разные слухи за спиной. Есть такая категория людей. Этих людей со временем вычисляют и стараются с ними поддерживать отношения только по необходимости, стараясь не сказать ничего лишнего. Иногда такие люди переходят границы и в этом случае желательно поставить их на место(хотя жизнь потом это сделает сама). С такими людьми не стоит вступать в конфронтацию, но и уподобляться им, разнося сплетни, тоже не стоит. Но нужно приготовить таким людям достойный ответ, когда они вновь перегнут палку. Ответ должен быть не прямой, но сильный. Например, если он отпустил пошлую шутку в адрес Ваших родных и близких, нужно намекнуть на то чтобы этот человек занялся своей личной жизнью так, чтобы это его задело и чтобы другие это увидели и поняли. Если конкурент в ответ начнет брызгать слюной и нецензурно выражаться, то свое дело Вы уже сделали. Сохраняйте спокойствие и занимайтесь своими делами. Можете разве что намекнуть, что и конкуренту не мешало бы поработать тоже, вместо того, чтобы сотрясать воздух. В следующий раз конкурент несколько раз подумает, стоит ли с Вами связываться. Это лишь один из примеров. Но будьте готовыдать отпор в любой ситуации, чтобы Ваш оппонент не перегибал разумные пределы. Разумеется этот ответ должен быть заранее подготовлен. Если Вы будете постоянно молчать, то со временем так к Вам будут относиться и другие люди.
С возрастом я перестал видеть конкурентов. Я вижу только обыкновенных людей, которые меня побуждают к развитию.
Почему женщины негативно относятся к конкуренции
Среднестатистическая женщина меньше склонна к конкуренции, чем среднестатистический мужчина: женщины реже говорят, что им нравится соперничество, и реже вступают в конкурентную борьбу. Это отражается на результатах: недавние исследования показали, что люди, склонные к конкуренции, демонстрируют более высокие социально-экономические результаты. Например, среди выпускников МВА 10%-ная разница в заработках между мужчинами и женщинами через девять лет после выпуска объяснялась именно гендерными различиями в отношении к конкуренции. Этот же фактор на 76% обусловил отставание женщин-экономистов в карьере от коллег-мужчин во Франции.
Почему же женщины меньше склонны к конкуренции, чем мужчины? Исследования, проводившиеся в прошлом, указывают на эволюционное наследие – роль домохозяйки, которую традиционно играли женщины, и патриархальный строй. В других исследованиях гендерное отличие в отношении к конкуренции объясняется более высоким уровнем уверенности у мужчин: женщины избегают конкуренции, так как реже надеются на победу.
Никто не в силах изменить эволюционную или историческую траекторию. Мы задались вопросом, могут ли мужские и женские точки зрения на конкуренцию (их можно сформулировать, изучить и скорректировать с помощью анализа) объяснять разную готовность к конкуренции. Если да, то у женщин и мужчин появился бы новый способ повлиять на карьеру. Для этого нужно только изменить свой взгляд на конкуренцию и скорректировать цели.
Для начала мы создали шкалу для систематической оценки женских и мужских убеждений на тему конкуренции. Мы опросили 119 женщин и 111 мужчин, что они считают хорошим в конкуренции, а что – плохим. (Все участники опроса были американцами в возрасте от 18 до 82 лет, средний возраст составил 36 лет. 99% из них имели опыт работы.)
Как вы относитесь к конкуренции
Укажите степень согласия или несогласия со следующими позитивными и негативными утверждениями по шкале от 1 до 7, где 1 означает «совершенно не согласен», 4 – «не знаю», а 7 – «полностью согласен»:
Конкуренция заставляет людей больше работать (+);
Конкуренция вредит самоуважению (-);
Конкуренция развивает характер (+);
Конкуренция вредит уверенности в себе (-);
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (-);
Конкуренция заставляет людей лучше работать (+);
Конкуренция поощряет неэтичное поведение (-);
Конкуренция помогает людям ставить цели (+);
Конкуренция делает людей сильнее (+);
Конкуренция создает врагов (-);
Конкуренция развивает уверенность в себе (+);
Конкуренция разделяет людей (-);
Конкуренция вредит уверенности в себе (-);
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (-);
Конкуренция подталкивает людей к поиску новых решений (+);
Конкуренция поощряет инновации (+);
Конкуренция развивает воображение (+);
Конкуренция поощряет людей нарушать правила (-);
Конкуренция вызывает отрицательные чувства по отношению к другим (-).
Подсчет очков: подсчитайте суммы баллов за позитивные (+) и негативные (-) утверждения и разделите каждую на 9. В нашей выборке женщины набрали за позитивные убеждения в среднем по 5,3 балла, а мужчины – 5,6. За негативные убеждения и женщины, и мужчины в среднем набрали по 3,8 балла.
Мы объединили их ответы и выделили несколько повторяющихся тем. В конце концов мы получили три варианта объяснения, почему люди считают, что конкуренция – это хорошо, и три – почему плохо. Плюсы – конкуренция способствует: 1) росту производительности, 2) развитию характера и 3) поиску инновационных путей решения проблем. Минусы – она может: 1) поощрять неэтичное поведение, 2) наносить ущерб уверенности в себе и 3) вредить отношениям.
Мы разработали шкалу, отражающую убеждения о конкуренции, и попросили респондентов оценить, насколько они согласны или не согласны с предложенными тезисами, например: «Конкуренция заставляет людей работать лучше» и «Конкуренция заставляет людей работать больше» и т. д.
Мы проверили, отличаются ли взгляды на конкуренцию у женщин и мужчин. Выяснилось, что да. Наша подборка включала 2331 человека (49% женщин, 51% мужчин, средний возраст которых составлял 34 года). Оказалось, 63% женщин были не согласны, что конкуренция повышает производительность, развивает характер и помогает находить инновационные решения. В оценках минусов конкуренции значительных гендерных различий не обнаружилось, однако было ясно, что мужчины видят в конкуренции больше положительных сторон, чем женщины.
Затем мы пригласили мужчин и женщин принять участие в тесте, где они могли заработать бонус. Мы спросили, предпочитают ли они, чтобы бонус зависел от их конкурентоспособности (их показателей по сравнению с другими участниками) или от абсолютных результатов (независимо от результатов других людей). Мы обнаружили, что люди с более позитивным взглядом на конкуренцию чаще выбирали бонусы, зависящие от результатов конкуренции. Из женщин 21% выбрали конкурентный вариант по сравнению с 36% мужчин. Более высокая готовность мужчин к конкуренции отчасти объясняется более позитивным отношением к конкурентной борьбе.
Эти выводы имеют значение для всех нас, когда возникает перспектива конкуренции на рабочем месте. Мало кто задумывается, хороши или плохи подобные соревнования и должны ли мы работать над изменением собственного отношения к конкуренции. Но в любом случае эти убеждения могут серьезно влиять на наши профессиональные возможности и заработки. Таким образом, стоит серьезно обдумать эти убеждения, чтобы лучше понимать, как реагировать на потенциальные ситуации, в которых возникает конкуренция.
Об авторе: Селин Кесебир – доцент кафедры организационного поведения Лондонской школы бизнеса
Методы конкуренции в бизнесе
Реальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться.
Что такое конкуренция
Если говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция.
В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов.
С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках.
Плюсы конкуренции
Ситуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям:
На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия.
Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес:
Минусы конкуренции
Для покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями:
Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции.
Виды конкуренции
Один и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4:
Методы конкуренции
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Добросовестная
Это здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов.
Недобросовестная
Это уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции:
Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях.
Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
«Я руководил сетью парикмахерских. В одном городе был партнер, который открыл 3 точки под нашим брендом. Поработал пару месяцев и вышел из сети, но при этом скопировал наш брендбук, цены, технологии и поменял название. Мы решили посмотреть, чем закончится дело. В итоге он поработал несколько месяцев, но не хватило собственных сил для развития. Он продал нам 3 точки и ушел в другой бизнес. Я считаю, что конкуренция — это нормально. Не надо нервничать, а лучше наблюдать и учиться. Даже негативный опыт работает в плюс»
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
«Это было в конце 90-х. У меня был конкурент и он занимал складские помещения, которые мне были сильно нужны. Я несколько раз предлагал купить помещения, но он отказывал. Потом я узнал, что он часто ходит ко всяким гадалкам и верит их рекомендациям. Ну, я и подкупил одну целительницу. Она ему нагадала, что он и его жена скоро заболеют, а чтобы этого избежать надо закрыть бизнес. Дескать, он с нехорошей аурой. Человек предсказуемо испугался. Сам мне позвонил. Я в итоге купил эти помещения дешевле, чем хотел»
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии.
Ценовая
Есть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей.
Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
«Ценовая конкуренция часто встречается в нижнем ценовом сегменте. Давным давно, более 20 лет назад, когда мы только выходили на мировой рынок (с неоправданно, как сейчас вижу, низкой ценой), мы таким образом сами себе выстроили барьер. Объясню. Фактически, конкуренция происходит в головах у клиентов, и они думают: «хорошая вещь (а технологически мы уже тогда были лидером) не может стоить дешево», при этом мы своими руками загнали себя в эту «ценовую нишу» и выбирались оттуда более десятка лет. Это просто звучит «ну и продавали бы дешево», но ведь это средства на дальнейшую разработку, маркетинговое продвижение. Средства для компании очень важны»
Неценовая
По сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других.
Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать:
Зачем нужна конкуренция бизнесу
В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения.
С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
«Если говорить о той нише, где работает наша компания (рынок образовательных технологий для железнодорожной отрасли), то я все чаще наблюдаю переход от конкуренции к объединению и партнерскому сотрудничеству. Это позволяет избегать искусственного занижения цен и дает возможность создавать качественно новые продукты»
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
Не стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы.
1. Внедрение новых технологий
Это касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно.
Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам.
2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
Сотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами.
Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары.
3. Новые каналы масштабирования бизнеса
Если кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе.
Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время.
Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях.
4. Анализ конкурентов
Конкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам.
Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов.
Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
«Анализ конкурентов мы производим собственными силами, используя данные из открытых источников. Изучаем количество интернет-ресурсов той или иной компании, а также открытую финансовую информацию. Это позволяет понять примерные обороты. Работаем и по конкретным товарам: мониторим присутствие на маркетплейсах, наличие товара, в том числе на складе. Есть и косвенные показатели, такие как посещаемость сайтов конкурентов, ну и конечно, положение в поиске по ключевым запросам, важным нам. На отзывы сегодня смотрим в меньшей степени, поскольку по нашим наблюдения, сегодня 50% отзывов написано самими же организациями»
5. Изучение спроса в перспективе
Стагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса.
6. Повышение качества продукта
Это одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход.
Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву.
Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
«Я руковожу сервисным продуктом, в котором важны удобство использования и возможность удовлетворить запрос пользователя. По сути, у нас предметная и функциональная конкуренция. Анализ конкурентов включает параметры, которые относятся к этим методам. Анализируем и улучшаем пользовательские характеристики продукта. Сейчас, к примеру, пользователь нашего сервиса заинтересован не только в скидке, но и в возможности получить кэшбэк на свою покупку. Для удовлетворения этого запроса мы доработали продукт»
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
Полюбите своих конкурентов
Давайте вспомним великих. У Мохаммеда Али был Джо Фрейзер, у Билла Гейтса – Стив Джобс, у Павла Дурова – Марк Цукерберг. Как насчет вас? Есть хоть один близкий конкурент? Наверняка есть, хотя мало кто любит об этом говорить. Понятное дело – кому приятно признаваться в том, что достигнутые конкурентами результаты вызывают восхищение и даже легкую зависть?
К сожалению, в бизнесе появления конкурентов никак не избежать. Однако история и психология в один голос твердят о том, что отношения между соперниками имеют огромный потенциал, способный либо помочь, либо помешать творческим успехам. Все зависит от того, как вы относитесь к конкурентам. Запишем тему сегодняшней лекции: как извлекать из всего пользу для себя.
Не избегайте здоровой конкуренции
Не надо бежать сломя голову в другую область деятельности, если у вас вдруг появился достойный соперник. Возможно, близкий конкурент – это именно то, что вам нужно. Помимо того, что у него можно позаимствовать новые идеи для вашего бизнеса, он может сам по себе стать тем толчком вашего развития, которого вы так давно ждали. Вспомните, например, небывалый расцвет творчества в эпоху Возрождения в Италии. Конкуренция сыграла там далеко не последнюю роль. Вот вам самый яркий пример: Папа Римский поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы, и в то же самое время нанял молодого Рафаэля расписать гобелены для нижнего яруса стен. Зная, что его работы будут висеть прямо под потолком, расписанным самим Микеланджело, Рафаэль открыл новую высоту в своем творчестве, ну а дальше вы сами знаете, чем все закончилось.
Не думайте, что все было так только в эпоху Возрождения. Согласно современным научным исследованиям, например, скорость легкоатлета повышалась в среднем на 5 секунд в километр, если он знал, что его близкий конкурент тоже участвует в этом забеге. Неплохой такой толчок для развития, не правда ли?
Докажите сопернику, что он не прав
Что делать, если спор перешел на личности, и вы начали подвергаться насмешкам и подстрекательствам со стороны вашего конкурента? Психологи доказали, что негативную обратную связь с конкурентом можно повернуть в свою пользу желанием доказать его неправоту. Для эксперимента были отобраны десятки студентов-атлетов, которых просили сыграть в дартс с завязанными глазами. Один из исследователей, переодетый сторонником конкурирующего (и самого лучшего) университета, деморализовал участников, говоря, что они промазали, хотя это было неправдой. Так вот, именно студенты, которые были мотивированы тем, чтобы доказать неправоту исследователя, оказались в состоянии избежать перепалки и направить энергию на улучшение своих результатов в игре.
Какова мораль? Не стоить сразу расстраиваться или давать в глаз противнику. От этого вашему бизнесу точно никакой пользы не будет. А вот если постараться и обойти конкурента, то он пожалеет о своих словах, а вы останетесь для всех человеком, предпочитающим поговорить «культурно».
Не зацикливайтесь на конкуренте
Будьте осторожны. Не стоит слишком увлекаться – здоровая конкуренция на то и здоровая, чтобы оставаться в рамках приличий. С неправильной установкой здоровая конкуренция может превратиться в опасную навязчивую идею, особенно если ваш соперник постоянно превосходит ваши собственные достижения. Если это произойдет, начальный стимул к развитию может обернуться депрессией: это очень опасно, если вы работаете в одиночку или с небольшой поддержкой.
Есть отличный пример для этого утверждения: творчество Битлов и The Beach Boys. Как известно, Пол Маккартни всегда соперничал с Джоном Ленноном, но их конкуренция была взаимовыгодной. Однако великолепная четверка также успешно конкурировала с The Beach Boys, и вот здесь в капкан соперничества попался композитор The Beach Boys Брайан Уилсон. После грандиозного успеха The Beatles с очередным хитом, Уилсон признался, что он был в глубокой депрессии. Несмотря на то, что он все же нашел в себе силы превратить свое разочарование в очередные хиты своей группы, легко оценить потенциальную угрозу такого уныния для творчества.
Не забывайте об этой взаимосвязи между депрессией и снижением уровня мотивации – ведь это означает, что в определенных обстоятельствах конкуренция может иметь негативное действие. Если вы обнаружили, что успехи конкурента вас деморализуют, не спешите уходить в запой – лучше окружите себя поддержкой друзей и коллег и всегда смотрите вперед – на развернутую картину вашего будущего. Ну вы же не станете утверждать, что на этой картине только близкий конкурент и вы? Свет на нем клином еще не сошелся, да и на вас тоже. Может, его завтра автобус переедет, и все ваши проблемы сами собой решатся, как знать? Вы не худший в этом соперничестве, а просто второй. Второе место – это очень даже неплохо, ведь за вами еще длинная очередь неудачников. Оглядывайтесь иногда и назад – это тоже бывает полезно.
Как вы поняли, основная фишка здесь в том, чтобы избегать сравнений с лидерами. Вместо этого концентрируйтесь на том, как далеко продвинулись вы сами, и помните, что наверняка кто-то считает лидером вас и с восхищением наблюдает за вашими успехами и достижениями. Вполне возможно, что вы так увлеклись личным соперничеством, что оно сбило вас с вашего собственного пути (и ваших преимуществ в этой сфере) и увлекло в ту область, где доминирует ваш конкурент. Потому-то у вас все и валится из рук. Вернитесь домой, не стоит никому ничего доказывать – просто делайте то, что у вас получается лучше всего.
Так вот, записывайте выводы сегодняшнего урока: наличие конкурента может быть преимуществом, толкающим нас за пределы наших возможностей. Если вам не хватает мотивации, то вполне может выясниться, что близкий конкурент способен подстегнуть вашу креативность и успешность ведения бизнеса. Однако с конкурентами нужно обращаться осторожно (они ведь тоже люди).
Домашнее задание: трезво оцените результаты соперничества с ближайшим конкурентом – если оно не приносит вам никакой пользы, плюньте на него и сосредоточьтесь на своем собственном деле. А вообще, помните – в любой книге у главного героя поначалу есть несоизмеримо более могущественный соперник. Сказка ложь, да в ней намек…