Как вы относитесь к школьной форме
Жилетка не помогает учиться. Почему дети не любят школьную форму
Для нас школьная форма — это ностальгия. Фартуки, костюмы, белые воротнички и галстуки — эх, детство! Но современным школьникам не очень нравится выглядеть так же, как сотни других детей. Своими мыслями поделились Даша и Маша Копыловы.
В нашей школе все ученики начальных классов должны были ходить в жилетках с ярко-желтой эмблемой, на которой нарисована сова в четырехконечной шапке. Приходить без жилетки не разрешали. Даже в мае, когда становилось жарко, мы носили эти толстые вязаные мешки. Конечно, из-за этого все просто ненавидели пресловутую жилетку и мечтали от нее избавиться. Кто-то врал, что забыл надеть, не постирали и т. д. Не работало.
В 5-м классе правила стали не такими строгими, а потом их вообще отменили. Но ненависть к школьной форме осталась. И к жилеткам тоже. И, вот интересно, зачем вообще нужна школьная форма?
Кто-то считает, что она помогает ученикам сконцентрироваться, объединяет их и дисциплинирует. Нам кажется, это не так. Как ношение жилетки с эмблемой помогает лучше учиться? Да никак! Ты только и думаешь, как бы надеть что-то нормальное, в чем ты не будешь чувствовать себя как пугало.
Форма загоняет в рамки и заставляет испытывать неуверенность в себе
К тому же часто предлагаемая школой одежда бывает неудобной. А о том, сколько стоит комплект одежды школьника, и говорить нечего (а ведь одного комплекта на учебный год точно не хватит).
А ещё говорят, что без школьной формы дети будут ходить как захотят и в чем попало. Совсем необязательно. Чтобы избежать проблем, школам достаточно просить учеников придерживаться делового стиля. Это не такое строгое понятие, как школьная форма, но все же оно способно сдержать школьников от неприемлемых (по мнению учителей и директора) нарядов.
Безусловно, в школьной форме есть что-то особенное, что создает рабочую атмосферу и вызывает определенные ассоциации. Но важно понимать, как сами дети относятся к форме. Если жилетка и брюки со стрелками вызывают отвращение у учащихся, не нужно принуждать носить их под угрозой отчисления.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как вы относитесь к школьной форме с передником?
А вы бы стали носить такую форму?
Как вы относитесь к такой школьной форме?
А вы бы стали носить такую форму?
Как вы относитесь к такой школьной форме?
Я радикально против формы как явления (кроме тех случаев когда к этому обязывает профессия из соображений безопасности). В школе необходимость формы объясняли словами «чтоб ученики не отвлекались» но на самом деле нихрена, одежда в этом абсолютно никакой роли не играет, и это кажется особым дуризмом.
Кстати, не знаю ни одной Украинской школы где бы такую носили. Мне она кажется каким-то древним ископаемым, и я была весьма удивлена когда впервые узнала что такую ещё носят.
Сама бы не стала ни за что носить, и в школу в которую это практикуют не перевелась. Благо у меня очень либеральные родители, которые к моему мнению реально прислушиваются, и оставляют право на подобные «капризы».
Я радикально против формы как явления (кроме тех случаев когда к этому обязывает профессия из соображений безопасности). В школе необходимость формы объясняли словами «чтоб ученики не отвлекались» но на самом деле нихрена, одежда в этом абсолютно никакой роли не играет, и это кажется особым дуризмом.
Кстати, не знаю ни одной Украинской школы где бы такую носили. Мне она кажется каким-то древним ископаемым, и я была весьма удивлена когда впервые узнала что такую ещё носят.
Сама бы не стала ни за что носить, и в школу в которую это практикуют не перевелась. Благо у меня очень либеральные родители, которые к моему мнению реально прислушиваются, и оставляют право на подобные «капризы».
@daffna
Вот именно, это всего лишь одежда, от силы 5 часов в ней не прибьют ученицу.
Понятно, бунтарский пубертат и прочее, требует возмущения над чем угодно.
@daffna
Вот именно, это всего лишь одежда, от силы 5 часов в ней не прибьют ученицу.
Понятно, бунтарский пубертат и прочее, требует возмущения над чем угодно.
Меня возмущает безсмысленность этого. Зачем?
Меня возмущает безсмысленность этого. Зачем?
@daffna
Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.
Первая. Благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой — и для учебного процесса это большой плюс: ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг — детям будет где проявить себя и помимо сферы одежды.
Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая.
Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведёт с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде — повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?
Вторая. Когда я была школьницей, то есть в перестроечные времена, финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена — с учетом кризиса — обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес и форма получается совсем недешевой — но это уж на совести администрации.
Третья. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, и это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии — дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру».
К примеру, дочь моих друзей (ей 14) учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах — это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится — как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая.
Четвертая. Не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты ну просто чудовищно. И нередко бывает, что и дорого, и чудовищно — «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо пошита, эти моменты убирает.
Пятая. В период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто невероятные результаты. Нередко приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться — только приседать (привет шестидесятым!). Или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно, как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики и половину попы.
Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе — равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно — щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую.
@daffna
Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.
Первая. Благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой — и для учебного процесса это большой плюс: ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг — детям будет где проявить себя и помимо сферы одежды.
Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая.
Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведёт с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде — повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?
Вторая. Когда я была школьницей, то есть в перестроечные времена, финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена — с учетом кризиса — обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес и форма получается совсем недешевой — но это уж на совести администрации.
Третья. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, и это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии — дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру».
К примеру, дочь моих друзей (ей 14) учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах — это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится — как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая.
Четвертая. Не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты ну просто чудовищно. И нередко бывает, что и дорого, и чудовищно — «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо пошита, эти моменты убирает.
Пятая. В период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто невероятные результаты. Нередко приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться — только приседать (привет шестидесятым!). Или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно, как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики и половину попы.
Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе — равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно — щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую.
Школьная форма должна быть
Мы как-то обсуждали, нужна ли школьникам форма и какой она должна быть. Я попросила ответить на эти вопросы дизайнеров Дарью Разумихину, Филиппа Блау и Давида Кому. И представить, какую форму они бы разработали сами
Поделиться:
Классические аргументы за школьную форму: она делает всех равными, дисциплинирует, заставляет сконцентрироваться на учебе и воспитывает чувство принадлежности к школе. И есть только один аргумент против: форма — это запрет на выражение индивидуальности и на свободу самовыражения через внешний вид.
На вопрос, нужна ли школьная форма и какой она должна быть, Дарья Разумихина, Филипп Блау и Давид Кома, не сговариваясь, ответили, что британская традиция школьной формы — самая правильная. Форма должна быть консервативной и воспитывать чувство меры.
Думаю, школьная форма должна быть. Она обозначает принадлежность к определенной школе, а внутри школы — к разным «домам» (командам), которые отличаются, например, цветом полоски на галстуке. Форма нужна, чтобы упростить всем жизнь — и детям, и родителям. Она создает представление о дисциплине и прививает школьный патриотизм.
В Англии в государственных школах дети ходят в чем есть, потому что форма — это дорого для «простых смертных». А во всех частных школах разные формы — от совсем простой до шикарной. Мою дочь, например, очень трудно «достать» из школьной формы вечером — она не хочет переодеваться. Видимо, форма удачная, ей в ней удобно, да и вообще ее этот вопрос не интересует. То же самое и с сыном: он так в форме и живет.
Мальчишечья форма мне нравится. Они каждый день носят черные полосатые брюки и бежевый твидовый пиджак, а парадный вариант — это просто мужской костюм, черный в полоску. Сын ходит в школу во взрослой одежде, и раньше у него костюмов никогда не было. Думаю, ему полезно. К тому же костюм ему идет. Мальчики приучаются менять рубашки и завязывать галстуки. Мода в школе бывает только на прически: они должны коротко стричься, поэтому единственное, что им остается, — это ставить гелем волосы ершиком, в разные стороны. Обувь тоже четко прописана: у сына в школе черные ботинки со шнурками, а у дочки — черные туфли с перемычками на лодыжках.
Девчачья форма мне совсем не нравится (хотя главное — чтобы она ей нравилась). Форма совсем простецкая: белая рубашка в синюю полоску, с круглым воротничком, юбка-шорты. К этому прилагается «сиротский» ватник вполне советского кроя. Зимой рубашка в сине-зеленую клеточку, тоже пролетарская. В общем, они имеют грустный вид.
Есть формы, которые мне кажутся очень красивыми: я вижу в Лондоне на улице школьниц, которым прививают стремление красиво одеваться. Их форма — серые сарафаны и серые пальто элегантного покроя, береты. Я бы, наверное, именно такое, элегантное отношение к одежде прививала, а не сиротско-наплевательское, как в школе у моей дочери.
А вообще мне очень нравилась советская форма, в которой я прожила 10 лет. Я ее очень любила. Там надо было менять кружевные воротнички, и я себе придумывала все время разные, и каждый раз пришивала по-новому. Мне это очень нравилось. Я тогда изобрела одну конструкцию, которую до сих пор иногда использую.
Школьная форма в Израиле сейчас — это футболки блеклых цветов с уродливым логотипом школы. Мало того, что это непривлекательно, это еще и не вызывает гордости у учеников. А я считаю, что форма прежде всего должна помогать чувствовать детям принадлежность к какой-то общности, к единому целому.
Кто-то говорит, что это для того, чтобы уравнять учеников вне зависимости от материального достатка их родителей. Это чушь, будут одинаковые футболки — кроссовки будут разными; сделают кроссовки одинаковыми — разными станут рюкзаки.
Если бы я делал форму для кого-то, то я бы взглянул на форму английских колледжей. Это очень по-домашнему и строго в то же время. Только делать надо с поправкой на наш климат. Например, рубашки поло интересных цветов с полосками, которые отличают учеников разных школ. Почему бы и нет? А вообще, нужно смотреть на форму Гриффиндора из «Гарри Поттера». Вот она отвечает главной задаче: надевая ее, ученики чувствуют гордость и свое отличие от Слизерина. В спортивной форме сейчас есть цветовой код, который символизирует быстроту, реакцию, силу. Может быть, можно выдумать такой цветовой код, который будет символизировать усидчивость и тягу к знаниям?
Я бы отнесся к заказу на создание школьной формы очень серьезно. Школьная форма — это красиво. Это имиджевая составляющая школы и часть общей дисциплины.
Если бы, предположим, у меня была своя школа, я бы ввел форму, чтобы все выглядело стильно и опрятно. Я бы сделал очень традиционную форму. Меня всегда вдохновляла строгость. Мне кажется, в школе не надо отвлекаться на всякие модные штучки, а нужно просто выглядеть опрятно и все свое время посвящать учебе. Поэтому я бы сделал школьную форму в стиле smart-casual: комфортную, но при этом достаточно классическую. С какими-нибудь интересными элементами, например, карманами для мобильных телефонов.
Важно, чтобы получился целостный образ и чтобы дети не отвлекались на то, кто в чем пришел, и просто учились.
У кого-то больше возможностей, у кого-то меньше, и это может разделять учеников. А если они в форме, они — одно целое, одна команда.
«Вот это другое дело!» Дети сами выбирают школьную форму
CityDog.by решил поговорить со школьниками о том, нравится ли им форма, нужна ли она вообще и как бы они сами хотели одеваться в школу.
У детей обычно не спрашивают, в чем бы они хотели ходить в школу, – да и вообще с ними редко советуются. Мы нашли школьников разного возраста и поговорили с ними и их родителями. Получился разговор не только о форме, но и о школьной системе, преподавании и свободе современных детей и учителей.
ПЯТИКЛАССНИК АНТОН И ДЕСЯТИКЛАССНИК ВАЛИК
В этой семье трое детей: младший Антон (10 лет) перешел в пятый класс, 15-летний Валик перешел в десятый. А их старшей сестре Александре уже 21 – она учится на пятом курсе.
Валик и Антон встречают нас с улыбкой, много шутят и легко идут на разговор.
Антон, мама Ольга, Валентин
Для начала просим ребят переодеться в ту форму, которую требует от них школа. Мальчики уходят, а их мама Ольга объясняет, что «не против школьной формы, но то, что предлагают белорусские магазины, никуда не годится».
– Брюки, рубашки и пиджаки мы покупали мальчикам в Вильнюсе, потому что смотреть на них в школьной форме отечественного производителя страшно. Широкие брюки, не приталенные рубашки и сковывающий движения пиджак – они мало того что «обесфигуривают», так еще и неудобны. Лекала очень странные: подобрать размеры нам так и не удалось.
Разговор прерывает просьба Антона помочь ему с выбором. Мама отправляется в комнату к сыну, а в этот момент выходит старший брат – «готовый к серьезным деловым встречам по бизнесу», так шутит сам Валик.
Эти вещи он выбирал сам, советуясь с мамой. Одежда не относится к классической школьной форме, но выдержана согласно цвету, структуре тканей и общему стилю.
– Сейчас учителя относятся к моему стилю достаточно лояльно, брюки «трубами» не требуют. Когда одеваешься сдержанно, проблем быть не должно. Вообще, одеваться стильно меня настроила мама.
– Это я его настроил, – из другой комнаты слышится голос Антона.
– Да, Антон, безусловно, – подшучивает брату Валик, – но все же вкус привила мне мама. Поэтому, выбирая, советуюсь с ней, и если мама одобряет, то скорее вещь покупаю.
– А как одеваются сами учителя? Тебе нравится?
– Ну, такое. – смущенно отвечает парень. – Если честно, то не очень.
В этом с Валиком родители не очень согласны, но в то же время стиль сына поддерживают. Его прическа и внешний вид им очень нравится.
– Сильно отечественного производителя ругать не стоит, – считает Александр, отец семейства, – но и хвалить не за что. Мы понимаем, что вся система на государственных предприятиях сильно забюрократизирована, и, пока они соберутся сменить стиль, он уже может выйти из моды.
Ценой на товары в белорусских магазинах родители тоже недовольны, так как она не соответствует качеству, «к тому же дети так быстро растут».
Теперь мы просим Валика переодеться в ту одежду, в которой он с радостью ходил бы в школу, если бы разрешили свободный стиль. Через пару минут парень выходит стильной походкой и тут же признается: «Так я чувствую себя намного увереннее».
– Ты наверняка был в ЦУМе или ГУМе, примерял форму. Как она тебе, носил бы?
– Нет, это точно. Там для рубашки нужно еще и воздушный шар покупать, чтобы вместо живота подкладывать, – смеется старшеклассник. – Если бы там предлагали зауженные брюки, приталенные пиджаки и рубашки – тогда бы носил. Примерно как у меня. Сейчас все мои одноклассники тоже стараются выглядеть стильно.
Эти два варианта Валика устраивают. Ему повезло: в школе не требуют строгой классики. Хотя парень признался, что второй вариант, где он подобрал по цвету носки и майку, ему ближе: «Так и удобно, и стильно».
И тут выходит Антон в бежевых мокасинах на босую ногу. Мальчик не любит пиджаки и предпочитает им свитера и кардиганы. Но в школе просят ходить строго, поэтому сейчас он в пиджаке. Мама уговаривает Антона все же надеть носки, ведь в школу в таком виде его точно не пустят. Антон долго объясняет маме, что «под такую обувь носки не носят», но в конечном счете соглашается, иначе в школу его действительно не пустят.
– Расскажи, как ты выбираешь себе одежду. Тоже с мамой советуешься?
– Да там особо не посоветуешься, – рассмешив всех и засмеявшись сам, отвечает пятиклассник. – Ну, мама, конечно, разрешает мне и самому выбирать, но иногда приходится носить то, что покупает она.
– А в белорусских магазинах ты был когда-нибудь? Тебе там хоть что-то понравилось?
– Нет. Хотя в Waikiki как-то ходил.
– Да, Антон, ты ходил в Waikiki, – по-доброму подшучивает над братом Валик.
– Не, ну у меня есть брюки «трубами», но я их давно не ношу. Больше всего мне нравилось то, как я одевался в первом классе.
– А что ты тогда носил?
– Мой любимый пиджак, но он стал мне маленький.
Пока Антон пошел в комнату переодеваться так, как хотел бы ходить в школу, родители признаются, что он не любит «донашивать».
– Антоша любит новую одежду, и, когда мы говорим ему про прошлогодние брюки: «Смотри, какие хорошие», – он сразу расстраивается, – с улыбкой рассказывают родители. – Он не понимает почему, но понимает, что его «накалывают», – подытоживает папа.
Антон вышел из комнаты в новом варианте, и на лице парня как будто было написано: «Вот это другое дело». Пятиклассник считает, что одежда не влияет на его дружбу с одноклассниками, «потому что дружат с людьми не из-за одежды».
На прощание Антон сказал, что одеваться стильно ему нравится, но селфи в своей одежде он в инстаграм уже не выкладывает, потому что «перерос этот возраст».
СЕМИКЛАССНИЦА СОНЯ
Следующей героиней нашего эксперимента стала Соня (13 лет), которая перешла в 7-й класс и новую школу. Причин для такого перехода было несколько, и одной из них все же стала единая школьная форма, которую ввели в гимназии.
Соня нашла для нас на сайте гимназии несколько фотографий.
– Мне обидно, потому что на эти фотографии страшно смотреть. Ладно, для пятого класса эта форма, может, и сойдет, но вот как в ней ходить 11-классникам?
– А обычно где вы с мамой покупаете одежду?
– В этом году к школе мне еще ничего не покупали, но вот в прошлом было много вещей из Zara и H&M. Честно говоря, мне не нравится даже думать о том, чтобы покупать одежду, скажем, в «Світанке». Но, если мне вещь нравится и только потом я узнаю о бренде, тогда это не имеет никакого значения.
Мы просим Соню переодеться в школьный вариант одежды. Девочка долго выбирает и все-таки решается на блузку из Sela и черную юбку.
– В гимназии строго относились к внешнему виду?
– А учителя сами как одеваются?
– Однажды классная пришла в черной водолазке, красной юбке и леопардовом пиджаке. Тогда я спросила у нее, могу ли я прийти в школу так же, на что она сказала: «Да, приходи». Остальные учителя старшего возраста одевались просто – пиджак и брюки.
Затем мы просим Соню переодеться во что угодно – главное, чтобы это был ее личный выбор.
– Прям что захочу? – уточнила Соня, перед тем как пойти переодеваться.
– Да! Хоть рваные джинсы.
– Вот это круто, – с довольным лицом уходит девочка в свою комнату.
Пока наша героиня определялась, ее старшая сестра Рита рассказала, что помимо модной одежды Соня со своими подругами уже всерьез интересуется косметикой.
– У нее есть своя косметика, только вот в школу ей не разрешают краситься. Соня каждое утро проходит чек, так как ежедневно в школу ее отвозит мама. Ну а по выходным она отрывается: ходит с подругами по кафешкам и кофейням, ведет инстаграм. Сейчас уже про все новинки мне рассказывает Соня.
На этот раз семиклассница выбрала яркие бирюзовые джинсы, кроссовки и серую футболку. И что важно – распущенные волосы, с которыми сейчас в школе все строго.
– А как вы относитесь к школьной форме? – спрашиваем у Натальи, Сониной мамы.
– Честно говоря – плохо, ведь это один из способов управления людьми. Я свободная личность и хочу, чтобы мой ребенок тоже был свободным. Моя работа связана с индустрией красоты, и я считаю, что одежда – это способ проявления личности. Но в рамках приличия: есть ограничения, это несомненно, но возможность проявлять себя даже через цвет и фасон костюма должна оставаться.
Я не исключаю дресс-код, который существует во всех офисах: его важным ограничением являются короткие юбки, глубокие вырезы – все, что напоминает нам о сексуальности и ведет к нерабочей обстановке. И этому нам нужно учить своих детей, но загонять их в рамки одного сарафана – это слишком. Я за то, чтобы все понимали, что такое одежда для работы, одежда для отдыха и для романтического свидания.
– А у вас c Соней возникает недопонимание при выборе одежды?
– Конечно, но всегда добиваемся компромисса. Просто Соня такой человек, который не станет носить то, что ей навязали, если ей эта вещь не нравится. И для нее не имеет значения, откуда привезли эту вещь и сколько она стоит. За некоторые вещи в школе ее ругали: я понимаю, что строгая одежда помогает держать человека в каких-то рамках и показывает ответственность происходящего. Но в то же время, когда ребенку запрещают кожаную обувь черного цвета, которая сейчас в моде, только из-за светлой подошвы – этого я понять не могу.
Наталья добавляет: «Главное, чтобы одежда не стала поводом лишний раз зацепить ребенка». Ведь Соню ни разу не отправляли в школу ни в розовых джинсах, ни в леопардовом пиджаке. В то же время семикласснице трудно подобрать одежду белорусского производителя, ведь девочка очень стройная и высокая.
Конечно, из двух вариантов Соне больше понравился свободный стиль: она смело позировала, чувствовала себя свободно и уже готова была идти в новую гимназию.
ЧЕТВЕРОКЛАССНИК ЖЕНЯ
Наш следующий герой в этом году тоже сменил школу. Женя (9 лет) подготовился к 1 сентября – в этом ему помогли родители. Мальчик всегда советуется со своей мамой, а она, в свою очередь, старается выбрать для сына стильные варианты, чтобы «не возвращаться опять во времена совдепа».
– В прошлой школе к одежде относились очень строго, – вспоминает Надя, мама Жени. – И я поняла, что это было скорее не требование самой школы, сколько настрой классного руководителя. Причем она была не намного старше меня.
Когда Женя учился во втором классе, Надежду вызвали в школу. Маму попросили одеть сына строже, ведь общая для всего класса майка-поло с эмблемой и темный мужской кардиган с брюками не устраивал учительницу.
– «У вас нет ничего серого?» – спросила меня классная руководительница. Тогда я поняла, что это человек старой советской закалки, который не отступится ни от чего. Она даже не могла принять того факта, что дети могут ходить в школу без пиджака.
Пока мы разговаривали, Женя успел переодеться, пару раз посоветовавшись с мамой, и как примерный школьник вышел из своей комнаты.
Обувь Жене выбирал папа – привез ее из Греции, а белая рубашка осталась с первого причастия, которое было у мальчика в мае.
– Вас сильно ругали в школе из-за одежды?
– Да, и моего друга. Он тоже ушел из школы из-за этого. Его зовут Коля, и мы с ним лучшие друзья с первого класса.
– А сейчас продолжаете дружить?
– Да, дружим. Он мой самый лучший друг!
– Новая школа нравится тебе больше?
– Ага, моя новая учительница очень добрая. Она даже оценки нам чуть-чуть повышает, хочет добиться, чтобы я хорошо учился. И она тоже верит в бога.
Надежда не раз слышала негативные высказывания: и по поводу красной рубашки, и по поводу некоротких стрижек Жени. Мама не дождалась нового учебного года и перевела сына в новую школу в конце прошлого – как раз в начале четвертой четверти.
Сейчас Женя собирается в школу с удовольствием, ведь его классная руководительница относится лояльно и к кардиганам, и к тому, что у детей могут быть разные стрижки.
Просим Женю выбрать свободный вариант одежды в школу. Парень быстренько бежит в комнату: он уже придумал, в чем ему будет комфортнее всего. К тому же за Женей уже пришли друзья – все ждут его во дворе.
– Женя, а какой вариант одежды из двух тебе больше нравится?
– Ты бы хотел ходить в школу в брюках и рубашках? – удивленно переспрашиваем мы.
– Ну да. А что, красиво же, – улыбается мальчик.
– А если нужно было бы надеть костюм с пиджаком и брюками со стрелками?
– Нет, я пиджаки не люблю. Мне нравится то, в чем я хожу сейчас. Люблю такие кофты.
– Кардиганы? – уточняет мама.
Женя рассказал, что в их школе главное «то, как ты учишься, а не одежда». Поэтому четвероклассник любит ходить в школу «в стиле кэжуал», который помогли составить ему мама и папа.
ПЯТИКЛАССНИЦА ВЕРА
Когда мы приходим в гости к последней семье, 11-летняя Вера пьет на кухне кофе и смотрит что-то важное в телефоне. Она отдыхает после бассейна: сегодня у девочки была первая тренировка после летнего перерыва.
Оказывается, пятиклассница с этого года тоже переходит в новую спортивную школу, где она сможет больше времени уделять спорту. Ее мама Зоя этим довольна, ведь ее средняя дочь Ира уже когда-то оканчивала эту школу.
– Тем более в прошлой школе как-то слишком фанатично относились к одежде. Ей даже запретили носить синий сарафан в горошек, – возмущенно вспоминает мама. – Она носила его с белой блузкой, было так красиво! Правда, каждый раз нас отчитывала учительница. То же касалось туфель и многих других мелочей.
Просим Веру переодеться в строгий школьный вариант одежды. Пока девочка одевается и сушит волосы, чтобы заплести косичку – «ведь в школу с распущенными никто не пустит», – мы узнаем, что и в Верином случае одной из причин перевода в новое место стали слишком строгие критерии к форме.
– В прошлой школе требовали только черный, серый и белый цвета – ничего другого. Вот так, как одета я сейчас, – показывает пятиклассница.
– В новой школе уже можно будет так не ходить?
– Да. В прошлой школе, когда я надевала сарафан в горох, меня называли матрешкой, – смеясь, вспоминает девочка.
– А тебе самой в чем бы хотелось ходить в школу?
– Вообще, в школьной форме, только с какими-то поблажками. Например, чтобы можно было выбирать одежду ярких цветов.
Верина мама когда-то работала в ЦУМе – там же девочке покупали одежду в школу. Но Зоя объяснила, что ей удавалось отыскать что-то приличное в магазине только потому, что она работала там. «У меня было больше возможностей рассмотреть и ассортимент, и качество». Сейчас часть одежды для Веры покупают две старшие сестры, когда ездят за границу.
Наша героиня переодевается в свободный стиль. Она очень рада, что сейчас может надеть свои любимые шорты, в которых ей строго-настрого запрещено ходить в школу. По словам Веры, первый сарафан – не самый ее любимый, поэтому из двух вариантов она все же выбирает шорты и майку.
– Мне кажется, форма не имеет значения. Если ты ходишь в школу учиться, то форма никак на это не повлияет.
– Говорят, что по одежке встречают. Ты сейчас пойдешь в новый класс, одноклассники будут по-разному одеты, повлияет ли это на то, с кем ты станешь общаться?
– Нет, – немного подумав, отвечает Вера. – Если одежда хорошая, а человек плохой, то как с ним общаться? Из-за одежды что ли?
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.