Как вы планируете семейный бюджет
Как вести семейный бюджет: делюсь бесплатной таблицей
Один из моих подписчиков попросил помочь ему с семейным бюджетом, спросил как я его веду и что нужно сделать ему. Я решил поделиться своей таблицей, которой пользуюсь сам.
Никаких заумных приложений, кроме ГуглТаблиц не нужно. Чем система сложнее, тем и разбираться и работать в ней сложнее. Для понимания своих расходов никакие сложности не нужны: всё лежит на поверхности. Таблица максимум автоматизирована, вам не надо будет разбираться в тонкостях ведения учёта.
В планах у меня создать маленькое простенькое приложение, которое будет напрямую взаимодействовать с таблицей, как базой данных и будет капельку удобнее, чем целое приложение Гугла. У кого есть какие-то мысли по тому, как это можно сделат, прошу поделиться в комментариях)
Почему важно вести семейный бюджет? Потому что так вы будете планировать и контролировать свои доходы и расходы. Организации ведут бюджет не потому что им так сказали или налоговая требует, а потому что без учёта ни одна компания долго не проживёт. Деньги будут уходить на всё, что угодно, по копеечке в день, но не на то, что надо, и, в конце концов, денег не останется.
Семья — это та же самая организация, в которой так же присутствуют доходы, расходы, внеплановые траты, инвестиции в свою «организацию» и так далее, поэтому, если вы хотите разобраться куда деваются деньги и суметь перераспределить денежные потоки так, чтобы свободных средств оставалась больше, вам нужно обязательно вести бюджет. Это не сложно.
Ссылка на таблицу будет в конце статьи, а пока — краткая инструкция и обзор, чтобы вы могли сначала её поближе узнать:
Первым делом вас встречает сводная таблица за год, которая по-совместительству является главной. Все расходы и доходы подгружаются сюда автоматически из других листов (о них ниже), вам ничего не нужно тут менять. Здесь можно вносить только «Отложил…» и «Инвестировал» в группе «Распределение остатка».
Когда 2021 год закончится, просто продублируйте этот лист, впишите в левом верхнем углу вместо «2021» — «2022» и таблица автоматически покажет новую сводку.
Категории в группе «Расходы» ранжированы в порядке убывания важности и полезности, а последним стоит строка «Нежелательные расходы». Если вы хотите, чтобы деньги копились, она всегда должна быть равна нулю. Сюда относятся спонтанные покупки, покупки, от которых можно было бы отказаться, но вы решили побаловать себя, слишком дорогие покупки, которые можно было бы заменить на более дешёвые, а также платежи по кредитам.
Графа «План в месяц» создаётся Вами интуитивно, а спустя где-то полгода вы уже сможете вписать более точные значения.
Следите, чтобы среднемесячное значение не превышало плановое. При превышении нужно отследить в какой месяц и на что были потрачены лишние деньги.
Следующая по важности вкладка — вкладка «Расходы». В неё необходимо вносить все расходы, указывая дату, а таблица сама перенесёт всё, что нужно и куда нужно на первый лист.
Тут необходимо указать дату платежа, выбрать из списка тип траты (супермаркет, красота и здоровье и т.д.) и вписать сумму траты. По желанию можете написать комментарий, чтобы потом понимать что это за расход.
Советую группировать список по месяцам, чтобы траты, например, за январь не мешали вам листать до сентября. Для этого выделите строчки за месяц, нажмите правой кнопкой мыши и затем — «Сгруппировать строки». Нажимая на значок «-» и «+» слева вы сможете скрывать и разворачивать каждый месяц:
Она похожа на расходы, только записей в ней будет поменьше. Вам нужно выбрать дату поступления дохода, его тип (зарплата или доп.доход) и сумму.
Ненадолго возвратимся на 1 вкладку. Здесь можно изменять только графу «Распределение остатка», а именно «Отложил…» и «Инвестировал». Всё остальное считается само.
Сюда впишите сумму, которую вы оставляете на накопительных счетах/вкладах и сумму, которую инвестируете. Доход от инвестиций можете заносить во вкладке «Доход» в «Дополнительный доход».
Во вкладке «Графики» представлен график распределения денежных средств по типу расходов.
График сделан чисто для тех, у кого визуальное восприятие преобладает над анализом чисел. Особого смысла он не несёт.
Если вы захотите пользоваться этой таблицей, необходимо нажать «Файл» — «Создать копию» и она сохранится на ваш Гугл-аккаунт. Чтобы пользоваться таблицей с телефона, скачайте приложение «Таблицы» от Google и войдите под своим аккаунтом.
Внимание! При копировании Вами данной таблицы к себе я не имею к ней никакого доступа, можете не переживать за сохранность своих данных.
Данная таблица распространяется бесплатно при условии сохранения ссылок на мои контакты. Запрещается перепродажа или публикация таблицы от своего имени.
Я постарался сделать обзор на свою таблицу кратким и в то же время подробным, поэтому мог упустить какие-то нюансы. Если у вас возникли какие-то дополнительные вопросы, прошу задавать в комментариях, обязательно отвечу.
Надеюсь, этот пост будет вам полезен, впереди много интересного и полезного, поэтому, подписывайтесь на канал в VC и на телеграм-канал, там тоже много полезного контента.
Как вести личный бюджет: траты, инвестиции, накопления
Каждая компания и каждое государство имеют свой бюджет. Также и любой человек должен знать, как управлять своими деньгами и вести учет доходов и расходов на месяц, год или длительный срок.
Кроме того, структурирование личного бюджета помогает сократить расходы и привить финансовую дисциплину. Например, меньше совершать эмоциональных покупок, снизить кредитную нагрузку. По словам замдиректора Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ) и финансового советника Сергея Макарова, те, кто записывает расходы и доходы, тратят на 5–30% меньше.
Ставим перед собой цель
Доктор экономических наук, профессор Николай Берзон считает, что при управлении личными средствами перед собой нужно ставить цели на короткий, средний и долгий сроки и формулировать эти цели конкретно.
«Краткосрочные цели направлены на решение текущих финансовых задач. И они решаются в основном путем составления семейного бюджета или личного бюджета, когда нет семьи. Важно сбалансировать доходы и расходы», — сказал он в курсе лекций для Высшей школы экономики.
В личном бюджете нужно учитывать не только ежемесячные потребности, но и цели, на которые вы хотите накопить. С этим согласен и Макаров. По его словам, четко сформулированная цель поможет разобраться в том, как ее достичь. Так что если вы хотите купить, например, машину, определите марку автомобиля, к какому сроку планируете ее приобрести и за какую цену.
Составляем таблички
Следующим шагом будет заполнение таблицы с ежемесячными доходами и расходами. Для этого можно воспользоваться специальными приложениями. Ведение такого учета позволит вам контролировать финансовую ситуацию, менять суммы, полученные по разным статьям, прогнозировать будущие траты и планировать личный бюджет, отметил Макаров. Для этого необходимо понять структуру расходов.
Финансовый советник отметил, что каждый день нужно записывать все, на что вы тратите деньги. Кроме того, полезно ввести три категории расходов — постоянные, эпизодические и экстренные. По его словам, со временем вы придете к удобному для вас уровню детализации трат. Злоупотреблять детализацией не стоит, считает Макаров. С бюджетом нужно работать длительное время, а отдельный учет всех мелких трат может отбить желание этим заниматься.
Финансовый консультант Наталья Смирнова предлагает разбить доходы и расходы по-другому. В первом случае — на доходы от текущей деятельности, от активов и от государства. Нужно указать, какая у вас зарплата, премии, сколько вы получаете от бизнеса, какие у вас пособия, льготы, налоговые вычеты, а также доходы от активов. Во втором случае вы записываете расходы на жизнь, содержание активов и траты в пользу государства — то есть штрафы или налоги.
Найдите, на чем можно сэкономить
После того как вы все записали и распределили по группам, составьте бюджет необходимых расходов и в конце месяца сравните его с реальными тратами. Проанализируйте полученный результат и внесите изменения в бюджет следующего месяца, посоветовал Макаров.
Таким образом, у вас появится возможность сэкономить. В качестве способов уменьшить свои траты консультант предложил покупать одежду на сезонных распродажах, планировать приобретение билетов и подарков заранее, не ходить в продуктовый магазин голодным и без списка покупок.
Кроме того, пересмотреть краткосрочный и долгосрочный бюджеты необходимо из-за нестабильной экономической ситуации, полагает эксперт НЦФГ, консультант проекта Минфина России по финансовой грамотности Оксана Сидоренко. По ее словам, измененного бюджета стоит придерживаться от трех месяцев до полугода.
«А там уже выработается привычка жить экономно, а на сэкономленные средства можно начать формировать финансовую подушку безопасности и даже инвестировать», — отметила она.
Финансовый консультант Игорь Файнман тоже предлагает пересмотреть основные статьи расходов в кризис, но не экономить на здоровье, образовании и расширении кругозора. Такие инвестиции в себя входят в формулу полноценной жизни, считает он.
Если вы тратите на какую-то категорию расходов слишком много средств, то можете выделять на нее наличные. Например, если превышаете бюджет на одежду или другие товары, снимайте с банковской карты определенную сумму на неделю или месяц, которую можете себе позволить на эту статью расходов. Как только вы потратите все наличные, выделенные для подобных покупок, остановитесь и не поддавайтесь соблазну растранжирить все, что у вас осталось.
Или попытайтесь увеличить свои доходы
Смирнова также предлагает проанализировать доходы и оценить свою рентабельность. Если расходы близки или равны доходам, то эту ситуацию нужно исправлять. Вы можете получить прибавку к зарплате, найти подработку, рефинансировать кредиты под более низкую процентную ставку, завести банковскую карту с кешбэком, процентом на остаток и бонусами, заменить финансовые инструменты на более доходные и с меньшей комиссией, воспользоваться налоговыми вычетами.
Файнман полагает, что главное — это следить за ростом собственного капитала. По его словам, каждый месяц нужно откладывать часть своих доходов. И тут важна не сумма, а регулярность.
По словам Макарова, увеличение доходов поможет безболезненно достичь своих финансовых целей. Например, можно заняться фрилансом, преобразовать хобби в дополнительный источник прибыли и продать ненужные вещи. Консультант полагает, что защита доходов также может стать источником прибыли. «Застраховав свою жизнь, вы можете обеспечить себя деньгами в случае непредвиденных ситуаций», — отметил он.
Эксперт полагает, что всегда нужно иметь альтернативный план на случай, если рынок вырастет или упадет. Сидоренко посоветовала не пытаться ловить «дно», а покупать бумаги «лесенкой». Этот способ предполагает, что вы будете приобретать акции постепенно. Вы выделили на них определенную сумму, но тратите ее не сразу, а покупаете бумаги небольшими порциями. Так можно проследить, как движется их цена.
Если при следующей сделке стоимость акций снизится, то можно будет приобрести бумаги дешевле, средняя цена покупки всех акций тоже будет меньше. Помимо этого, такой способ позволяет вовремя остановиться и не потерять все деньги.
В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Как экономить семейный бюджет
Как экономить семейный бюджет
Пo дaнным cтaтиcтики, бoльшe пoлoвины нaceлeния Poccии живyт oт зapплaты дo зapплaты. Нeкoтopым пpи низкoм ypoвнe дoxoдoв пpocтo нeчeгo oтклaдывaть, дpyгиe нe yмeют кoнтpoлиpoвaть и пpaвильнo pacпpeдeлять cвoи cpeдcтвa. Пoдoбныe пpoблeмы пpивoдят к жизни в кpeдит и eщe бoльшим pacxoдaм из-зa пepeплaты бaнкy.
Интepecнo! Бoльшинcтвo гpaждaн в paзвитыx и экoнoмичecки cтaбильныx Coeдинeнныx Штaтax тaкжe pacxoдyют вecь cвoй мecячный дoxoд бeз ocтaткa и нe вeдyт нaкoплeний. Пo дaнным иccлeдoвaний жypнaлa Times, oт зapплaты дo зapплaты живyт 76 % aмepикaнцeв. Пpичинa тaкoй видимoй бecпeчнocти кpoeтcя в пpивычкe жить в кpeдит, кoтopaя ocoбeннo paзвитa в CШA. Moлoдыe люди oфopмляют зaймы нa oбpaзoвaниe, пocлe coздaния ceмьи бepyт нoвыe кpeдиты нa нeдвижимocть, oдин или нecкoлькo aвтoмoбилeй. Бoльшинcтвo нe мoгyт oткaзaть ceбe в yдoвoльcтвии и бepyт зaймы нa вce пoнpaвившиecя вeщи. B итoгe вecь внyшитeльный дoxoд pacxoдyeтcя нa выплaтy cyщecтвyющиx кpeдитoв.
Oбщиe пpaвилa, мeтoды и пpинципы экoнoмии
Глaвнoe пpaвилo экoнoмии — тpaть мeньшe, чeм пoлyчaeшь. Cлeдyя eмy, мoжнo oтлoжить дeньги нa кpyпныe пoкyпки, oбecпeчить финaнcoвyю cтaбильнocть и yвepeннocть в зaвтpaшнeм днe.
Cpeди мeтoдoв экoнoмии мoжнo выдeлить:
🔺 кoнтpoль ypoвня дoxoдoв и pacxoдoв;
🔺 плaниpoвaниe peгyляpныx и пepиoдичecкиx пoкyпoк;
🔺 пoиcк aльтepнaтивныx вapиaнтoв пpи выбope тoвapoв и ycлyг.
Cyщecтвyют тaкжe нecкoлькo пpинципoв paзyмнoгo pacпpeдeлeния бюджeтa, кoтopыe paбoтaют кaк для oднoгo чeлoвeкa, тaк и для ceмьи. Paccмoтpим нecкoлькo caмыx дeйcтвeнныx и pacпpocтpaнeнныx.
Boплoтить в жизнь пpинцип 50/20/30 мoжнo нe вceгдa. Ecтecтвeннo, ecли пoлoвинa вcex дeнeг тpaтитcя нa apeндy квapтиpы или выплaтy ипoтeки, внeдpить тaкoй пpинцип нeвoзмoжнo. Нo cтoит к нeмy cтpeмитьcя зa cчeт pocтa дoxoдoв и cнижeния ypoвня нeoбocнoвaнныx pacxoдoв.
💲 Пpинцип нecкoлькиx кoнвepтoв или кoпилoк. Taкжe пoдpaзyмeвaeт плaнoвoe paздeлeниe бюджeтa, нo yжe нa бoльшee кoличecтвo чacтeй. Нaпpимep:
▪ 50-60% нa тeкyщиe нyжды;
▪ 10% нa кpyпныe зaплaниpoвaнныe пoкyпки;
▪ 10% нa oбyчeниe и paзвитиe;
Ecли cнизить oбязaтeльныe pacxoды, мoжнo выдeлить бoльшe cpeдcтв нa paзвлeчeния или нa paзвитиe и дeпoзит. Нeкoтopыe включaют в cпиcoк oбязaтeльныe oтчиcлeния нa здopoвьe, пoдapки, peмoнт, блaгoтвopитeльнocть.
Кaждyю чacть нyжнo клacть в oтдeльный кoнвepт или кoпилкy. Cpeдcтвa нa дeпoзит зaпeчaтывaть или пepeвoдить нa нaкoпитeльный cчeт в бaнк, чтoбы иcключить нeцeлeнaпpaвлeнныe pacxoды и пoлyчить дoпoлнитeльныe пpoцeнты. Чтoбы былo пpoщe кoнтpoлиpoвaть и кoppeктиpoвaть тpaты, мoжнo ycтaнoвить лимит нe нa мecяц, a нa нeдeлю.
Baжнo! Pacxoдoвaть бoльшe зapaнee выдeлeннoй cyммы нeльзя. Ecли дeньги нa paзвлeчeния пoтpaтили нa 1 пoxoд в pecтopaн 5-гo чиcлa, ocтaтoк мecяцa пpидeтcя oткaзaтьcя oт пoдoбныx тpaт.
Taкoй вapиaнт плaниpoвaния пoдxoдит бoльшинcтвy, нo нe yчитывaeт, нaпpимep, выплaт пo ипoтeкe. Ecли нeт coбcтвeннoгo жилья, выгoднee нaкoпить чacть и oфopмить кpeдит, нa кoтopый пpидeтcя выдeлить 30-50% cpeднecтaтиcтичecкoгo дoxoдa.
💲Пpинцип pacпpeдeлeния нa ocнoвe peaльныx pacxoдoв. B тeчeниe нecкoлькиx мecяцeв cлeдитe, cкoлькo нa чтo тpaтитe, пo вoзмoжнocти ypeзaя cвoи pacxoды. Пpoaнaлизиpyйтe пoлyчeнныe цифpы и нa иx ocнoвe cocтaвьтe чeткий бюджeт. Moжнo зaплaниpoвaть пocтeпeннoe cнижeниe тpaт нa 1-5% в мecяц.
Пoдoбный пpинцип пpoщe вceгo вoплoтить в жизнь, пoтoмy чтo oн тpeбyeт мeньшe измeнeний в пpивычкax и пopядкe жизни.
Как сделать таблицу для ведения семейного бюджета
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В 2018 году я начал вести бюджет.
Все траты в тот период были беспорядочными, и было трудно уследить за течением денег. Табличка помогла навести порядок в финансах.
С чего все начиналось
Мне 26 лет. Работаю контент-менеджером в интернет-магазине и получаю около 45 тысяч рублей, в зависимости от оборота.
Пока учился в университете, деньги присылали родители. Я старался их растягивать, чтобы лишний раз не просить прислать еще. После учебы мы с девушкой решили самостоятельно снимать квартиру, поэтому я устроился на первую попавшуюся работу — кладовщиком в магазине электроники. Получал 30 тысяч рублей, но этого хватало на еду и оплату комнаты в квартире, которую мы делили с друзьями.
В какой-то момент начались проблемы с квартирой: хозяин продал ее без нашего ведома. Мы узнали об этом, когда на почту пришли документы на имя нового владельца. Нам позволили пожить еще какое-то время, но попросили сильно не расслабляться. В тот момент я понял, что пора откладывать деньги на переезд.
Тогда мы особо не следили за тратами и никак их не фиксировали. Я держал все в уме и при необходимости сверялся с приложением банка. Решил сделать таблицу, чтобы все было наглядно и за деньгами мог следить не только я, но и моя девушка. Сейчас продолжаем вести бюджет, потому что это удобно, да и мы привыкли.
Зачем нужна таблица и как ею правильно пользоваться
У таблицы была одна функция — навести финансовый порядок и все структурировать. Хотелось понимать, на что уходят деньги, где получится сэкономить, а в каких случаях можно расслабиться и потратить больше привычного. После этого мы начали чаще ходить в кино и заказывать себе что-нибудь вкусное с доставкой. Это помогало держаться на плаву и радоваться происходящему.
Чтобы все работало, нужно регулярно заполнять приход и уход. Неважно, чем вы пользуетесь, главное — соблюдать режим. Таблицу мы ведем вместе с женой: я вношу траты по своим картам, она — по своим. Обычно заполняем ее, как только приходим домой. Чтобы оформить расходы, в среднем нужно потратить 5 минут: формулы так настроены, что не приходится много считать самому. Если что-то не сходится, то на поиски проблемы может уйти и час.
Из-за обстоятельств или лени не всегда удается вовремя внести расходы, даже если телефон с таблицей под рукой. В таких случаях приходится тратить время в выходные, чтобы свести итоги по таблице и карте. Если бы мне удавалось соблюдать принцип регулярности, то это помогло бы избежать путаницы и потери времени.
Если не получается найти ошибку в расчетах, можно воспользоваться «Великим уравнителем» — специальным инструментом, который есть в таблицах. Чтобы прибавить недостающую сумму, нужно записать число с минусом, чтобы убавить — с плюсом. Небольшой костыль помогает вести все аккуратно и без лишних знаков.
Какие изменения я внес в таблицу
Я выбрал старомодную таблицу, а не готовые приложения для компьютера или смартфона, потому что они не сильно отличаются от того, что я сделал. Вносить доходы и расходы все равно приходится руками, а минимальную автоматизацию я и так настроил через формулы. Тем более многие из функций можно вставить одной кнопкой, для этого не нужны дополнительные знания. Если вы готовы потратить время на доработку таблицы и анализ, то у вас может получиться гибкая система с индивидуальными настройками.
Изначально в таблице были три графы расходов — «План», «Факт» и «Остаток». В первой графе мы записывали, сколько денег можно потратить, во второй — сколько реально получилось, а в третьей я фиксировал разницу между первыми двумя пунктами, чтобы потом скорректировать суммы по категориям.
Адаптация категорий трат. Первое, что я сделал, когда приступил к формированию таблицы, — выделил группы трат, на которые уходило больше всего денег. Полезно некоторое время последить за потоком ваших финансов, не внося в таблицу никаких изменений. Если продержитесь пару месяцев без серьезных доработок, то получится собрать индивидуальную базу данных, вокруг которой можно выстраивать ваш бюджет.
После месяца использования таблицы у меня был соблазн начать переставлять категории, усложнять ее формулами и избавляться от бесполезных пунктов. Думаю, если бы начал это делать, жена забросила бы попытки понять происходящее и перестала использовать таблицу. Лучше начать с простого, привыкнуть и после нескольких месяцев придумать, как исправить изъяны и неудобства того или иного подхода.
Поначалу я пытался учитывать все расходы, которые приходили в голову. Постепенно я отсеял несколько пунктов, например «игры», потому что на это тратятся личные средства и записывать их в таблицу с семейным бюджетом нет смысла. Пункты «разовые траты», «бытовые траты» и «аптека» объединил в один, так как это очень редкие покупки. Мы выделяем на них деньги раз в два месяца или просто берем из копилки при необходимости, если покупка непредвиденная.
Новый подход к внесению расходов. Система «план/факт» не очень хорошо себя показала и не была достаточно наглядной, поэтому я решил изменить подход к внесению трат. Всю зарплату, кэшбэки, подработки и помощь от родителей я стал записывать в отдельной мини-таблице: чтобы использовать эти деньги, сначала их нужно расписать по ячейкам. Выделенная сумма автоматически вычитается из доступных средств и резервируется. Все равно видно, сколько всего денег на карте, меняется только количество средств, которые осталось распределить.
Теперь, получив условные 20 тысяч рублей, мы раскладываем их по категориям, как по шкатулкам: 10 тысяч на квартиру, 5 тысяч на еду, 2 тысячи на транспорт, оставшиеся 3 тысячи раскидываем на оплату телефона и прочие мелкие расходы.
Лимиты по категориям. Каждый выделяет из полученных денег определенную сумму. При этом есть лимит, выше которого заходить не следует, а также категории, показывающие, сколько потратили и сколько еще осталось. Эти деньги лежат на карте, но их нельзя трогать, иначе система не будет работать. Как вклад в банке: положили деньги — и достать можно лишь по истечении срока. Только в нашем случае срок — это покупка товаров из выбранной категории.
Раньше мы просто фиксировали определенную сумму на день, из которой беспорядочно брали деньги. Сейчас такого не происходит: если одна категория выходит за пределы лимита, берем средства взаймы из другой. То, что ушло в минус, приходится закрывать, вычитая эту сумму из зарплаты.
Я просчитал лимиты таким образом, чтобы у нас оставались свободные деньги, которые можно отложить в копилку или на оплату квартиры в следующем месяце, но чтобы при этом мы не были голодными и грустными.
Мы часто можем выйти за пределы лимита по фастфуду: любим себя побаловать вредной едой. Но когда видим, что превысили ограничение, останавливаемся, понимая, что мы больше не можем потратить условные 1,5 тысячи на еще один заказ. Иначе их не будет хватать в другой категории.
Это оказалось удобнее, чем каждый день держать конкретную сумму на руках: больше нет соблазна совершить необдуманную покупку. Когда видишь остаток в красном прямоугольнике рядом с тратами, то немного успокаиваешь внутреннего шопоголика.
Иногда печально наблюдать за тем, как свободные деньги исчезают и становятся недоступными, но если откинуть грусть, то этот способ помогает неплохо экономить. Например, за 5 месяцев нам удалось собрать 180 тысяч рублей, чтобы оплатить свадьбу. Раньше получалось накопить максимум 80 тысяч. Не уверен, что нам бы это удалось, если бы не было наглядной карты со всеми тратами и нормальным распределением по категориям. На что-то бы точно не хватило.
Детализация трат. В последнем обновлении я добавил детализацию трат. На деле дополнение оказалось не самым полезным, но оно помогло собрать еще немного информации для анализа: когда и сколько мы тратим, какой средний чек, в какие дни недели покупаем еду, оплачиваем подписки и как часто едим вне дома.
Получилось так, что я собираю информацию, а как ее использовать — пока не придумал. Может быть, благодаря этим данным в будущем получится сделать таблицу более гибкой и менее строгой.
Выводы
Чтобы таблица работала, нужно придерживаться простых правил:
Надеюсь, что мой подход окажется кому-нибудь полезен. Скачать копию таблицы можно по ссылке: вы получите пустую форму с уже прописанными формулами.
Эксельки. Здесь хвалятся своими наработками в «Гугл-таблицах»
В течение полутора лет вел таблицу учёта доходов/расходов. Записывал в нее абсолютно все траты, разбитые по категориям. Была вкладка с кучей аналитики за разные временные промежутки. Отдельная страница для бюджета (где я прописывал предполагаемый доход и заранее распределял его).
Сначала это была просто Гугл Таблица, потом я к ней прикрутил Гугл Форму для автоматизации. Однажды этого стало мало, и я написал для нее веб-интерфейс, чтобы максимально подстроить его под свои потребности.
В итоге бросил это все. Сейчас только бюджетирую инвестиционные и крупные траты. Бросил, потому что ни к чему это не привело. От того, что я видел, сколько денег уходит каждый месяц на фастфуд, я не перестал на работе кушать. Аналогично, например, с такси. Если утром хочется спать, то я не думаю, что у меня превышен лимит по такси. Я просто дальше сплю. Я пришел к тому, что надо не сокращать расходы (зачастую это сложно), а работать над увеличением доходов.
Егор, а можете поделиться? Сейчас ищу удобные таблицы, интересен опыт других людей, ваш подход понравился.
да сколько можно уже!
не успеешь в одной таблице разобраться, тут другую подвозят
С супругой ведём бюджет расходов/доходов 4 года, прошли много этапов.
Вот несколько замечаний/советов или то к чему в последствии можете прийти со временем (если посчитаете конечно это целесообразным)
1) Разделение страниц Отчёта и Учёта. Сейчас у вас Отчёт сразу по центру, а учёт не помещается на открытом листе и приходится листать вправо.
К чему приведёт: К упрощению внесения и анализа данных в разы.
4) Корректные категории расходов. Для начало по моему мнению необходимо определиться с группами расходов: Обязательные/не обязательные/Сезонные или же периодические
Опять количество символов ограничили, как будто я флудом тут занимаюсь) Прожолжаю.
III) Сезонные или же периодические, к ним относим те что по сути являются большей частью необходимостью, но при этом нет необходимости покупать их ежемесячно, по ним лучше вести отдельные вклады и обращаться к деньгам когда понадобится произвести покупку по одной из категорий, в остальных случаях они копятся)
— Одежда
— Техника
— Медицина
— Отпуск
— Финансовая подушка
— Крупная цель
— Подарки родственникам и друзьям
— Инвестиции и другое
Принцип 3-ей группы расходов следующий. Откладывается процент с ЗП (Желательно в автоматическом режиме на вклад при поступлении средств) расходуется при необходимости.
Пример 1: (Подходит Зима, а у меня нет обуви к этой зиме, а у моей супруги есть (Ничего страшного с прошлой сезонной покупки прошло 3 месяца и мы откладывали % от ЗП, можем не напрягаясь выбрать подходящую обувь к Зиме, то что останется послужит для обновления гардероба в будущем во время или перед отпуском.)
Пример 3: Медицина. в течении года никто не болел даже насморком, а теперь у супруги заболел зуб, ничего страшного отложенных денег хватит пойти и выполнить все необходимые манипуляции с зубом в плоть до хорошей коронки или замены на искуственный.
Пример 4: Отпуск. В этом году короновирус, из отпускных денег мы потратили меньше, т.к. решили не кататься отдыхать на море, зато в следующем году отложенных средств хватит слетать в боле удачное место.
Павел, спасибо за советы, но я так и не понял, почему моя таблица — ужас) Я согласен, что некоторые моменты можно сделать иначе, но в таком варианте все работает, потому что помогает следить за деньгами и экономить.
На самом деле, я бы с удовольствием почитал вашу статью на эту тему. Видно, что у вас есть отлаженная система и вы можете о ней рассказать.
Илья, да, но статья от Павла вряд ли поместится в интернет 😔
Как итог, могу только представить какие действительно манипуляции происходят при сверке бюджета в конце месяца, пока не вижу предпосылок называть их «удобными»
6) ««И не стоит тут писать, что супруг может вас кинуть» — не понимаю, почему вы решили, что так может кто-то написать). У нас крепкие отношения и я полностью доверяю девушке, с которой решил строить семью.»