Как вы понимаете гипотезу исследования
Предназначение гипотезы в исследовании
людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании
Виды гипотез:
1)По иерархической значимости: • Генеральные • Вспомогательные
2)По широте использования: • Универсальные • Частные
3)По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.
Требования к гипотезам:
1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.
3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.
5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.
7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.
8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.
Формирование и развитие гипотезы включает в себя:
1) Подготовительный этап
2) Формирующий этап
3) Экспериментальный этап
После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.
Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.
Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения»,то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».
После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляютсяследующие два основных требования:
— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.
Приведем пример формулирования гипотезы по теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников,если:
— стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;
— в единстве учитывает процесс и результат деятельности;
— определяет динамику продвижения учащихся;
— способствует саморазвитию учащихся.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач,которые связаны с:
1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
2) обоснованием способов решения проблемы;
3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
К примеру, в качестве задач исследованиямогут быть сформулированы следующие:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;
2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);
3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).
Ис. предполагает проведение эксперимента,то к перечисленным задачам добавить:
1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;
2) экспериментально проверить ее эффективность.
Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.
Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.
Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения.Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:
— провести анализ теоретических подходов по проблеме …;
— проанализировать психологическую литературу по проблеме …;
— раскрыть и конкретизировать сущность понятия «….».
Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения.Например:
Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер.Например:
— разработать рекомендации по формированию …;
В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.
Гипотеза исследования
1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.
2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону,звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.
3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.
В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.
Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.
В общем виде гипотезу можно рассматривать: как часть научной теории;
как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.
Как определить гипотезу в школьном проекте. Примеры гипотез.
Гипотеза какого-либо исследования – это в первую очередь предположение или допущение, выдвигаемое в научной плоскости. Важно заметить, что гипотеза требует обязательной проверки и доказательства/опровержения в качестве результата такого испытания.
Проектная деятельность в рамках школьного исследования осуществляется для того, чтобы объяснить какое-то непонятное явление, а также его взаимосвязь с другими явлениями. По своей сути построение гипотезы является основополагающим методом получения нового научного знания. При этом проверка выдвинутого предположения может проводиться как теоретически во время изучения библиографических и других письменных источников, так и практически или экспериментально.
Как создают гипотезы
Поскольку гипотеза школьного проекта неразрывно связана с исследуемым объектом (предметом), её формулирование связано с догадками, касающимися этого предмета. Чтобы создать правильную гипотезу, нужно:
Важно! Формулировка гипотезы не должна содержать всем известных, очевидных вещей, размытых понятий и спорных моментов.
Исследовательский проект и гипотеза
Созданная перед началом работы над проектом гипотеза постоянно сопровождает исследование на каждом его этапе. Правильная работа с гипотезой заключается в:
Заключительным этапом работы над гипотезой должно стать непосредственное сравнение полученных в ходе исследований результатов с гипотезой. Именно на этом этапе нужно получить ответ, соответствует ли выдвинутое предположение действительности, подтверждается ли оно.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.
Как написать гипотезу в курсовой работе + пример
Каждый студент хочет, чтобы его курсовые и дипломные получали высший балл. Но как этого достичь? Сделать свою работу действительно интересной. А чтобы добиться такого эффекта, нужно не только чётко сформулировать цели и задачи, определиться с объектом и предметом работы и обосновать актуальность, но и грамотно составить гипотезу в курсовой работе.
В данной статье мы как раз расскажем, что такое гипотеза в курсовой работе, как правильно её формулировать и проверять. А в конце приведём примеры, на которых покажем верные формулировки гипотезы в курсовой.
Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там много полезного и интересного из мира образования. И пользуйтесь акциями и скидками, чтобы заказывать написание любого вида работ ещё выгоднее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Гипотеза в курсовой работе: что это такое
Что такое гипотеза в курсовой или дипломной работе и почему она важна? Ответить на этот вопрос нам поможет определение термина:
Гипотеза — это научное предположение, истинность которого необходимо проверить.
Все известные теории выросли из гипотез. Какими бы очевидными ни казались факты или наблюдения, прежде чем стать истиной, их необходимо исследовать и доказать. Для этого и используют метод гипотез.
Как правило, выдвигают две гипотезы для исследования: основную и прямо противоположную ей. Вторая нужна для того, чтобы показать её ошибочность и усилить доводы, подтверждающие истинность первой гипотезы.
Гипотеза исследования в курсовой работе — это основа научного поиска, которая задаёт определённую направленность цели студента, влияет на выбор исследовательских методов и направляет логику рассуждений в теоретической и практической части работы.
Место и объём гипотезы в курсовой
Как написать гипотезу к курсовой? Для начала стоит определить её место в работе и объём.
Место в курсовой работе
Гипотеза формулируется во введении к курсовой работе, сразу после целей и задач и перед методами исследования.
Объём текста гипотезы
Несмотря на высокую важность гипотезы для всей курсовой работы или диплома, её объём невелик — максимум один абзац.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Гипотеза и заключение в курсовой работе
Ещё один серьёзный момент, который не стоит упускать. Гипотезу нужно не только написать в начале курсовой работы, но не забыть подвести итоги в заключении к курсовой и указать, удалось ли доказать или опровергнуть предположение, выдвинутое во введении.
Гипотеза — одна из составляющих всей работы, а значит, она подчиняется тем же правилам оформления по ГОСТу, что и другие части курсовой. Чтобы не потерять баллы на формальностях, необходимо узнавать на кафедре, как должным образом оформить свою работу.
Как определить гипотезу в курсовой работе
Для того, чтобы определиться с гипотезой исследования в курсовой работе, стоит изучить примеры, которые даёт научный руководитель, и помнить о следующих правилах составления научного предположения:
Уделите формулировке гипотезы достаточно времени, ведь от неё зависит направление всего исследования
Как писать гипотезу в курсовой работе
Гипотезу в работе можно формулировать разными способами:
Причинно-следственная связь
В этом случае студент может написать гипотезу в курсовой или дипломной работе, ориентируясь на принцип «Если, то…»
Образец гипотезы в педагогической области знаний:
Следствие, а потом причина
При такой формулировке гипотезы на первое место ставят факт, который имеет место быть, а уже после причины или условия, в которых это предположение планируют проверять на истинность.
Образец гипотезы из области географии:
Качество воды в водоисточниках села Большая Салырь Ачинского района Краснодарского края не соответствуют требованиям к питьевой воде.
Аргумент, который связывает причину и следствие
Данная формулировка предполагает, что есть ещё дополнительный аргумент, который связывает причину и искомый результат.
Образец гипотезы из медицинской области знаний:
Количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт, если из-за выхлопных газов концентрация вредных веществ в воздухе увеличится.
Признаки грамотно сформулированной гипотезы
Как понять, что вам удалось правильно сформулировать гипотезу в курсовой работе? Вот несколько признаков:
Гипотеза в курсовой работе: примеры
Если сформулировать свою гипотезу в курсовой сложно, изучите дополнительные примеры:
Пример гипотезы в курсовой работе: педагогика
Тема курсовой работы: Развитие общения со сверстниками детей раннего дошкольного возраста посредством игры
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что общение со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста будет эффективнее в совместной игровой деятельности. Для этого мы изучим существующие исследования по теме в своей курсовой работе.
Пример гипотезы в курсовой работе: медицина
Тема курсовой работы: Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста
Гипотеза исследования: Мы считаем, что за последние 12 лет социально-экономические преобразования и формирование «новой школы» должны были привести к изменениям психофизиологического характера у современных подростков. Это утверждение будет проверено в данной курсовой работе.
Пример гипотезы в курсовой работе: русский язык
Тема курсовой работы: Многозначность научно-технической лексики и терминов
Гипотеза: Существует мнение, что далеко не каждый человек способен понять научно-техническую лексику и термины. Главная причина — их многозначность. Соответствует ли это утверждение реальности, мы исследуем в курсовой работе.
Все примеры, представленные в статье, можно скачать в формате Word.
Совсем нет времени думать над гипотезой или писать курсовую работу? Обратитесь к экспертам нашего студенческого сервиса. Они не только выполнят работу любой сложности в срок, но и написать её так, что даже препод-перфекционист высоко оценит вашу курсовую.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Гипотеза в дипломной работе: как написать + пример
На нашем телеграм-канале мы уже рассказывали о многих тонкостях написания диплома. Сегодня наша цель – разобраться в примерах и грамотно сформулировать гипотезу во введении дипломной работы.
Но для начала давайте выясним, что представляет собой гипотеза в ВКР.
Что такое гипотеза диплома
Гипотеза задает направление всему исследованию и определяет научную значимость всего труда. Ее пишут во введении.
Занимает гипотеза не больше одного абзаца. Но весь диплом пишут именно для того, чтобы опровергнуть или подтвердить начальную гипотезу, поставленную студентом.
Гипотеза – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое следует проверить опытным путем или обосновать теоретически.
Именно это и есть главная цель любого диплома, в ходе написания которого автор отбирает необходимый материал, проводит определенные изыскания, придает определенную структуру работе (академического или прикладного характера).
В качестве доказательств гипотезы теоретической работы выступают факты, которые студент собирает в основной части диплома. Если речь идет о практической выпускной квалификационной работе, то здесь роль фактов выполняют задокументированные результаты экспериментов и опытов, определенные расчеты, исследования.
Все полученные данные обобщают в заключении, на основании чего делают вывод о состоятельности научной гипотезы. Если ее подтверждают, то работе придают статус положения теории.
Признаки верной гипотезы
Правильно сформулированная гипотеза не является очевидным утверждением или несомненным фактом. В далеком 3-м веке до н.э. речи Аристарха о возможном вращении Земли вокруг солнца носили чисто гипотетический характер. Ведь в те времена теория о гелиоцентрическом мироздании все еще являлась теорией. А в 21 веке это уже неопровержимая истина, которая вполне достойна стать темой реферата ученика третьего класса.
Чтобы понять, верно ли составлена гипотеза, проверьте ее на наличие следующих атрибутов:
Если все это свойственно вашей гипотезе, значит она грамотно составлена.
Но главное, чем она должна отличаться – возможностью проверить ее. Просто определите, нужно ли доказывать поставленное утверждение. Если да, значит, предложение удалось.
Как правильно сформулировать гипотезу в дипломе
Хоть гипотеза исследования в дипломе выдвигается в самом начале работы (во введении), продумывать, как ее составить, следует после написания основной части.
Дело в том, что для формулировки гипотезы необходимо тщательным образом изучить предмет, проанализировать библиографические источники, материалы, литературу. Только в этом случае вы будете спокойно ориентироваться в информации и сможете сделать собственные прогнозы по выявленной проблематике.
Если в ВКР есть еще и практическая глава, гипотеза будет предшествовать эмпирическим исследованиям, по итогам которых возможно будет необходима корректировка начальной формулировки, объекта, предмета, а иногда – и темы всей работы.
Вот подробная схема того, как пишется гипотеза в дипломной работе:
При написании гипотезы принято использовать следующие слова и формулировки:
А вот выражений с субъективной оценкой следует избегать:
Давайте рассмотрим пример гипотезы в дипломе или курсовой. Допустим, студенту предложили написать работу на тему диетических свойств бразильского ореха. Студент начал готовить материал и понял, что не сможет насобирать информации даже на 65 листов диплома.
Тогда руководитель принимает решение изменить предмет исследования на кедровые орешки. Начальная гипотеза звучала так: местные бразильские орехи втрое полезнее импортируемых. После проведенных исследований стало ясно, что польза отечественных и ввозимых из-заграницы одинакова.
Как выйти из положения? Перефразировать гипотезу: кедровые орехи такие же полезные (и даже больше), чем импортируемые. Если бы в ходе исследований выяснилось, что эти орехи менее питательны и полезны, чем заграничные, то пришлось бы менять и тему на «Заурядность диетических свойств кедровых орехов».
Примеры готовых гипотез в дипломной работе
«Мотивация деятельности управляющих работников»
Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.
«Документооборот в организации»
Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.
«Развитие любознательности детей школьного возраста»
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
«Мотивация деятельности управляющих работников»
Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.
«Документооборот в организации»
Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.
«Развитие любознательности детей школьного возраста»
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
Теперь вы знаете, что такое гипотеза и смело можете проверить свою работу на правильность ее написания. Ну а во всех других случаях у вас под боком всегда есть сервис студенческой помощи, который займется всем остальным, если у вас вдруг пропали силы и желание.