Как вы понимаете слова диогена
Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Истории, связанные с Диогеном:
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любит людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
Философская антропология и анализ самосознания человека
Образ мыслей людей, стоящих на мифологической, религиозной и философской мировоззренческих позициях. Понятие эксперимента. Теория общественно-экономических формаций. Различия материализма и идеализма. Картина мира на основе антропоцентрического гуманизма.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.09.2015 |
Размер файла | 55,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Я предполагаю, что человек, мыслящий с точки зрения мифологических позиций, скорее всего, выбрал бы альтернативу разбогатеть. Он мог бы аргументировать свое решение так: высшие силы (силы природы, например), дали мне возможность разбогатеть и обмануть других людей, значит им такая возможность не дана, я избран, поэтому я легко могу воспользоваться ей. Если я не воспользуюсь этой возможностью эти силы (духи, например), разгневаются на меня и я буду долго расплачиваться за свою нерешительность.
2. Как вы понимаете слова Диогена: «Людей много, а человека найти трудно»? Актуальны ли они в наши дни
3. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании? Свою позицию обоснуйте
Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.
1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.
2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
Социальный эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую. Применяется как в науках, исследующих различные социальные сферы (экономика, педагогика, социальная психология и др.,) так и в социальном управлении, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.
Социальный эксперимент имеет ограничения:
— невозможность воздействовать на изучаемые объекты (в исторических исследованиях изучаемые процессы, события безвозвратно отошли в прошлое);
— в случае принципиальной доступности экспериментальных воздействий на изучаемый социальный объект, необходимо считаться с возможностью отрицательных последствий;
— трудно создать желаемый вариант экспериментальной ситуации, перевод объекта в новые состояния в ходе социального эксперимента не должен нарушать его функционирования;
— сложно применение экспериментального метода при исследовании социально-политических вопросов, поскольку надолго и полностью “отгородить” какую-либо группу людей от всей совокупности общественных связей, поставив их в особые условия жизни и управления, является довольно затруднительно;
— общественные действия личностей, тем более их чувства, настроения и т. п. трудно поддаются экспериментальному изучению.
4. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым. Согласны ли вы с ним? Что в вашем понимании счастье
Счастье есть ощущение полноты бытия. Счастье есть переживание радости бытия. Это переживание окрашено множеством красок и имеет множество измерений.
Дело в том, что упомянутые личности были или приверженцами или сторонниками или предвестниками экзистенциализма. Для всех них был свойственен иррационализм в отношении к сущности человека, бытия.
Экзистенциализм возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля.
Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма..
Для неподлинного существования, по Хайдеггеру, характерны следующие черты: перевес моментов настоящего; «мир вещей» заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: «средний», простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью «взаимозаменяемы».
А подлинное существование, по Хайдеггеру, характеризуется следующими чертами: перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только «перед лицом смерти».
Бердяев был поглощен философскими и социологическими вопросами, порожденными воздействием техники на жизнь современного человечества.
Бердяеву принадлежат интересные замечания по поводу того, каким образом человеческая цивилизация разрушила гуманистическое представление о человеке. «Человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная цивилизация, это требование имеет тенденцию превратить человека в машину. Возросшая специализация ведет к обеднению и разрушению целостности человеческой личности». В утрате человеком ориентации в мире и независимости личности заключается то, что Бердяев называет дегуманизацией человека.
Франк считал себя принадлежащим «к старой, но еще не устаревшей секте платоников». Он исключительно высоко ценил систему Николая Кузанского. Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства Вл.С.Соловьева. Франк исходит из интуиции всеединства бытия: «Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем-либо другим». Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. «Даже понятие Бога не составляет исключения. Он не мыслим без отношения к тому, что есть его творение». Впрочем, рациональное постижение и тем более объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и философ вводит понятие «металогичности» как первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это «первичное знание», полученное таким «металогическим» образом, Франк отличает от знания «отвлеченного», выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете, основано на «первичном», интуитивном (металогическом) познании.
6. Что такое теория общественно-экономических формаций и кто был ее основоположником? О каких формациях в ней говорится? Объясните, почему
Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.
Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.
В процессе общественного развития формации не только функционируют, но и сменяют друг друга, и притом в определенной, объективной, закономерной последовательности. Процесс перехода от одной формации к другой называется социальной революцией. Чем же определяется эта закономерность, от чего она зависит?
Смена общественно-экономических формаций определяется сменой господствующих способов производства.
В разных странах, в разные исторические периоды переходы от одной формации к другой могут происходить различными путями. Иногда они длятся десятилетиями и даже веками. Важно понять, что социальная революция определяется не тем, совершается ли она мирным или вооруженным путем, не продолжительностью или краткостью, а тем, что в ходе ее происходит смена способов производства и прежде всего экономических базисов. Эту смену базисов, как показал К. Маркс, можно констатировать с естественнонаучной точностью. В процессе социальной революции происходит также сложная и многотрудная смена всех этажей общественной надстройки. Коренным образом меняется классовая структура общества. Поэтому в классовых формациях такая смена сопровождается ожесточенной классовой борьбой. В процессе перехода от одной формации к другой меняется и содержание различных форм общественного сознания. Искусство, религия, мораль и сама философия начинают отражать новое общественное бытие, новые отношения между людьми, новую систему государственной власти и политических партий. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории».
Основываясь на источнике: Ракитов А. И. Марксистско-ленинская философия, кратко перечислю основные общественно-экономические формации.
Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество.
Лишь постепенно в ходе крайне медленного совершенствования средств производства сложились объективные условия для возникновения новой, феодальной общественно-экономической формации.
Феодальное общество характеризуется крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Все это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и тогда.
Это развитие проявлялось, прежде всего, в медленном, но безостановочном совершенствовании орудий труда и ремесел, следствием чего было расширение меж- и внутригосударственной торговли. Феодальная раздробленность, отсутствие единой денежной системы, путей сообщения, пестрота законодательства и т. д. постепенно стали препятствовать развитию производства и торговли. Поэтому дальнейшее объективное развитие производительных сил и формирование нового способа производства требовали коренной перестройки базиса общества и надстроечных явлений.
В XV—XVII веках в государствах Западной Европы начал складываться новый, капиталистический способ производства. Капиталистический способ производства первоначально возник в качестве особого уклада в недрах феодализма. Превратившись в основу новой общественно-экономической формации, он привел к коренной перестройке всех общественных отношений. Основными классами стали наемный рабочий класс и буржуазия. По мере развития производительные силы изменяют свой характер. Машинное производство требует коллективного, совместного труда. Общественный характер производительных сил приходит во все более острое противоречие с частнокапиталистической собственностью на средства производства. Это противоречие проявляется в обостряющейся классовой борьбе. Развитие капитализма ведет к быстрому росту рабочего класса, к увеличению его удельного веса в жизни общества. Растет и классовое сознание пролетариата. Современный капитализм существенно отличается от того, каким он был в начале и середине XX века. В условиях государственно-монополистического капитализма конфликт между гигантски возросшими производительными силами и капиталистическими производственными отношениями становится все острее.
Как же возникает и развивается коммунистическая формация? Отвечая на этот вопрос, создатели марксизма-ленинизма указывали, что данная формация проходит две основные фазы.
В своем развитии первая фаза коммунистической формации проходит ряд этапов. Они определяются конкретными историческими особенностями, расстановкой и соотношением классовых сил внутри страны и за ее пределами, национальными и культурными традициями.
Я считаю, что социализм не является особой общественно-экономической формацией. Скорее всего, я соглашусь с классиками и последователями марксизма-ленинизма. Вероятно, это переходный период от капитализма к коммунизму. Слишком много противоречий остается в социалистическом обществе. Это я могу утверждать как очевидец, живший в стране строящегося и развитого социализма. А еще я считаю, человеческое общество еще совсем не созрело для светлых идей коммунизма. И капитализм, по-моему, еще не прошел все стадии своего развития. Кроме того, на развитие капиталистической общественно-экономической формации влияют факторы, которые, по моему мнению, не были учтены классиками учения, самим Марксом: это экологические проблемы и проблемы господства машин (техники, электроники).
разрыв социальных связей и обособленность; массификация, т.е. недифференцированность, усредненности составляющих общество индивидов, отсутствие у них индивидуальности; отсутствие устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму; неограниченных возможностях манипулирования массами со стороны элит.
Человеку массы грозит утрата высокой культуры, опасность установления господства массы, преклоняющейся перед всем заурядным и рвущимся к власти. Он создает угрозу политической манипуляции массами. Для общества, где большинство членов бессубъектны характерны бюрократизация общественной жизни и централизация власти, упадок автономных общественных организаций, возрастающий конформизм и отчуждение личности (Что характерно для современной России).
Именно формирование репрессивных (ложных) потребностей, привязывающих индивида к современному обществу, а не репрессия, не подавление потребностей большинства, как это было раньше, становится основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации. Через механизм одномерных потребностей обеспечивается лояльность членов данного общества. Лишив все критические идеи оппозиционности, встроив их в свое функционирование, развитое индустриальное общество трансформируется в тоталитарное, которое осуществляет технико-экономическое координирование за счет манипуляции потребностями с помощью имущественных прав. Таким образом, создаются препятствия для появления действенной оппозиции внутри целого.
С другой стороны, потребительскую стоимость свободы снижает возрастающая производительность труда, которая увеличивает прибавочный продукт и обеспечивает возрастание потребления. Какой смысл настаивать на самоопределении, если управляемая жизнь окружена удобствами и даже считается «хорошей»? Утрата экономических и политических прав и свобод, которые были реальным достижением двух предшествующих столетий, может показаться незначительным уроном для государства, способного сделать управляемую жизнь безопасной и комфортабельной. Технология развитого индустриального общества рационализирует несвободу человека и демонстрирует техническую невозможность автономии: ибо эта несвобода не кажется ни иррациональной, ни политической, но предстает скорее как подчинение техническому аппарату, который умножает жизненные удобства и увеличивает производительность труда.
Феномен внешне ориентированной конформистской личности: «невротический человек XX века», «техногенный человек» с дефицитом гуманитарной культуры, нравственности (совести, стыда, чести). Разрушение «внутреннего человека». Бессубъектный человек как следствие лишения свободы саморазвития. Изменение антропологических характеристик существования современного человека: сужение пространства, сжатие времени, телесность, виртуальность.
«Одичание человека» XX в. как результат опустошения Земли, экологического кризиса, разрушительных войн и революций. Разрушение культурной среды, культурного слоя и мотивации поведения.
Бессубъектных людей я встречаю каждый день. Это большинство моих коллег. Да и у себя я наблюдаю черты превращения в человека массы, с чем стараюсь бороться. Но в целом себя к бессубъектным людям не отношу и не хочу превратиться в такого человека. Я хочу быть в чем-то индивидуальностью, яркой личностью, а не частью толпы.
мировоззренческий позиция человек антропоцентрический
8. В чем заключаются принципиальные различия материализма и идеализма по вопросу о природе и роли сознания
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
Как вы объясните эти слова Диогена?
Древнегреческий философ Диоген днём ходил с зажжённым фонарём и объяснял спрашивающим: «Ищу человека». Он всегда говорил, что людей много, а человека найти трудно.
Согласна с Диогеном.. И тогда, в древней Греции, да и сейчас, человека днём с огнём трудно отыскать. Помните фильм «Собачье сердце» по роману Булгакова, тот эпизод в конце фильма, когда в квартиру профессора Преображенского пришла толпа во главе со следователем уголовной милиции, обвиняя профессора в убийстве Шарикова, заведующего подотделом очистки МКХ.
-Какого Шарикова, спросил профессор, моего пса, когда он говорил? Ну это ещё не значит что он был человеком.
Золотые слова тогда сказал Булгаков устами профессора, уметь говорить, ещё ничего не значит для человека. Для того, чтобы называться человеком, одного этого умения ещё мало.
Видимо и философ Диоген, ещё задолго до Булгакова, вкладывал в свои слова тот же смысл..
Диоген не единственный их представитель Такие люди были, есть и будут всегда. Для более полного
в Библии, в книге «Екклисиаст») Задумайтесь над тем, почему люди уходят в монастыри. Поэтому,
Там было так: Когда люди сбежались на его крики «люди где вы» и спросили чего орешь, мы здесь, он сказал: я звал людей, а не дерьмо.
Как бы и согласен с этой фразой, но как и многие подобные фразы ограничивают понимание. Действительно, если гипотетически представить человека прожитого 500 лет, то уверен, что он скажет довольно с меня.
В библии часто написано: «насытился жизнью»
Жизнь измеряется и количеством и интенсивность переживаний и количеством событий.Если было бы так, то наркоман проживший 25 лет куда интенсивнее испытал на себе переживания.
Если бы это бы выглядело только так, тогда мы встречали такое количество суицидов.
Жизнь измеряется прежде всего выполненными действиями принесших пользу в соответствии со своим призванием и совершенстве самого себя. Все остальное это как приложения.
Мудрость не всегда связана с жизненным опытом. Мне кажется, что это, скорее, качество интеллекта. Встречается мудрая молодежь и дурные старики.
Конечно, умный человек с приобретением опыта станет еще умнее и мудрее, так как свой природный ум обогатит практическими знаниями и навыками.
Ну а дурак и до 100 лет останется дураком.
Женская психология заключается прежде всего в своей глупости, а точнее в ее иммитирован ии, с помощью правильного преподнесения своего незнания можно добиться очень многого, также для идеальной девушки, дабы вселить уверенность в своего мужчину, просто притворится, что ты не умеешь делать те или иные вещи, а если сделать вывод, то психология женщины заключается в ее хитрости.