Как вы понимаете слова герцена

А. И. Герцен писал: «Страшные преступления влекут за собой страшные последствия». Как вы понимаете эти слова? Аргументы А. П. Платонов «Юшка», А. П. Чехов «Спать хочется» (Итоговое сочинение (декабрьское))

К ним можно отнести преступления против беззащитных, не способных защититься людей.

Пример этого можно найти в рассказе А. П. Платонова «Юшка». Мы являемся свидетелями того, как жестокость людей становится причиной смерти юродивого Юшки, который никогда никому зла не причинил, но при этом на нем все вымещали свою злобу. Дети закидывали его камнями, а он сносил всё это, не отвечая злом на зло. Как можно тронуть такого человека? Кому может он помешать? Толкнув слабого здоровьем и безобидного героя, односельчанин нарушил негласный закон, который гораздо строже уголовных. Это и страшно, что, поднимая руку на слабого, мы теряем последние ценности. А дальше только духовная деградация, результатом которой станет полное обесценивание человеческой жизни и безнравственный мир. Куда уж страшнее?

Хотя не менее страшным может стать преступление против детей. У А. П. Чехова в рассказе «Спать хочется» говорится о девчонке лет тринадцати, которая прислуживает в богатом доме. Всю ночь она следит за господским ребёнком, а днем исполняет приказания хозяев: помыть, почистить, принести, сбегать. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такую нагрузку. Тем более ребёнок. И когда усталость и отчаяние девочки достигли своего предела, она, будто обезумев, убивает младенца как источник всех своих бед. Страшно не столько само убийство, сколько то, кто и как его совершает. До какой степени страдания нужно довести ребёнка, чтобы он решился на такое. Ещё страшнее последствия этого преступления. Задушив малыша, девочка легла спать, наконец-то получив возможность отдохнуть. А ведь сколько ещё таких замученных господами взрослых и детей, которые от отчаяния способны на крайности. В таком обществе, где угнетенные господами угнетают тех, кто ещё беззащитнее, рождается страшная закономерность, от которой трудно избавиться.

Таким образом, страшные преступления влекут за собой страшные и непоправимые последствия. Особенно ужасны они по отношению ко всем беззащитным, ведь поднявши руку на человека, который не сможет себя защитить, мы отрекаемся ото всего святого, что хоть когда-то было в нашей душе. А страшнее этого уже и быть не может.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

1. Русскому революционеру, писателю и философу XIX в. А.И. Герцену принадлежит следующее высказывание: «Ничего не делается само собой, без усилий воли, без жертв и труда».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «усилия воли»?

Умение заставить себя; приложить силы тогда, когда трудно или не хочется; преодолеть нежелание действовать

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Достичь своей цели можно только трудом и волей

5.3. Как Вы думаете, почему важно воспитывать волю?

Чтобы быть успешным в жизни, преодолевать трудности, добиваться своей цели

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена2. Итальянскому писателю и поэту XIX – начала XX в. Артуро Графу принадлежит следующее высказывание: «Чтобы вести разумную и правильную политику, недостаточно знать людей, надо любить их».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «знать людей»?

Понимать, как и почему поступают люди; какими мотивами они руководствуются, почему они действуют так, а не иначе; прогнозировать их действия

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания

Разумная и правильная политика основана на любви к людям

5.3. Как Вы думаете, в чём именно выражается любовь к людям?

В деятельности, которая направлена на улучшение жизни людей, помощь людям.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена3. Выдающемуся писателю XIX в. Н.В. Гоголю принадлежит следующее высказывание: «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общее место»?

Прописная истина, штамп, само собой разумеющееся

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Если постоянно упоминать, затрагивать самое важное (идеи, ценности), можно прийти к потере смысла, обесценить его.

5.3. Как Вы думаете, зачем людям нужны высокие истины?

Высокие истины выражают идеалы людей.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена4. Британскому естествоиспытателю XIX в. Ч. Дарвину принадлежит следующее высказывание: «Способность краснеть – самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «способность краснеть»?

Способность стыдиться, чувствовать угрызения совести

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Способность оценивать свои поступки и ругать себя, сожалеть о плохом – очень важные качества человека, которые отличают его от всех живых существ

5.3. Как Вы думаете, какие качества и почему важнее всего воспитывать в человеке?

Я думаю, ответственность, ведь каждый человек должен отвечать за свои поступки, а так же брать на себя ответственность за других. А так же, я думаю, что ещё надо воспитывать целеустремленность, ведь она нам пригодиться в нашей жизни.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена5. Русскому революционеру, писателю и философу XIX в. А.И. Герцену принадлежит следующее высказывание: «В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазия, ни стремления всем сердцем не заменяют труда».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «в поте лица»?

Трудом, прилагая труд и волю.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Без труда в науке ничего не достигнешь.

5.3. Как Вы думаете, в чём важность труда для человека?

Труд – основа жизни общества; трудясь, человек создает материальные и духовные блага, необходимые для реализации его потребностей; в труде раскрываются способности человека.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена6. Выдающемуся писателю XX в. М. Горькому принадлежит следующее высказывание: «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «высота культуры»?

Высшие культурные достижения

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Достижения культуры воплощают человеческий труд

5.3. Как Вы думаете, в чём взаимосвязь культуры и труда?

Трудом создаются все блага и ценности общества, все его богатства, в том числе духовные, с развитием культуры меняется труд, становится творческим.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена7. Русскому писателю XIX в. И.С. Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «великая цель»?

Цель всей жизни; большая цель; цель значимая для общества.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Достижение большой цели требует самоотречения человека.

5.3. Как Вы думаете, почему человек должен ставить перед собой великие цели?

У человека должен быть ориентир, идеал в жизни; человек должен быть целеустремлённым.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена8. Шотландскому экономисту XVIII в. А. Смиту принадлежит следующее высказывание: «Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общие правила нравственности»?

Моральные нормы, представления общества о добре и зле.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

В готовности соблюдать нормы морали проявляется ответственность человека.

5.3. Как Вы думаете, какова роль общих правил в жизни общества?

Общие правила (социальные нормы) объединяет людей, укрепляют общества, придают ему стабильность, помогают осуществлять социальный контроль.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена9. Историку и писателю XVIII – первой четверти XIX в. Н.М. Карамзину принадлежит следующее высказывание: «Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «быть полезным Отечеству»?

Заботиться о благе Родины.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Жизнь на пользу обществу и Отечеству делает человека счастливым.

5.3. Как Вы думаете, как связаны обязанности граждан и польза Отечеству?

Каждая обязанность (соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, заботиться о природе, беречь памятники истории и культуры) связана с пользой Отечеству.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена10. Русскому революционеру, писателю и философу XIX в. А.И. Герцену принадлежит следующее высказывание: «Эгоизм ненавидит всё общее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него всё чуждо, кроме своей личности».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «отрывает человека от человечества»?

Противопоставляет человека другим людям, делает его одиноким.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Эгоизм – это себялюбия, сосредоточенность на себе, представление о своей исключительности, которое приводит к изоляции

5.3. Как Вы думаете, чем может быть опасен эгоизм для окружающих людей?

Эгоист всегда поступает только с учетом своих интересов, ради собственной выгоды и может подвести, придать любого человека.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена11. Выдающемуся писателю XX в. М. Горькому принадлежит следующее высказывание: «В совершенствовании человека – смысл жизни».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «смысл жизни»?

То, ради чего живет человек.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Человек живёт для собственного преобразования, изменения к лучшему.

5.3. Как Вы думаете, как человек может стать совершеннее?

Стараться быть человечнее, развиваться духовно, осваивать новые виды деятельности, учиться.

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «ошибки в морали»?

Злые мысли и поступки, нарушения моральных норм.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Наука связана с усвоением знаний, а морали человек учится на своих ошибках, которые не должен повторять.

5.3. Как Вы думаете, какие качества, связанные с моральным самоконтролем, позволяет человеку хорошо помнить допущенные им нарушения моральных норм?

Стыд, совесть, раскаяние.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена13. Русскому учёному XIX – начала XX в. Д.И. Менделееву принадлежит следующее высказывание: «Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «суть жизни»?

Смысл жизни, сущность

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Сущность жизни человека – не слова, а дела.

5.3. Как Вы думаете, как изменяет общество экономическая и духовная деятельность людей?

Экономическая деятельность – развитие производства, научно-технический прогресс, новые блага – товары и услуги; духовная деятельность – создание духовных ценностей, произведений литературы и искусства, развитие самого человека.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена14. Выдающемуся писателю XIX в. Н.В. Гоголю принадлежит следующее высказывание: «Нет уз святее товарищества».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «узы товарищества»?

Товарищеские отношения, дружеские связи; то, что объединяет товарищей.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Товарищество, товарищеские отношения – самое важное, святое.

5.3. Как Вы думаете, каким должен быть настоящий друг?

Настоящий друг – это человек, общение с которым интересно, важно и ценно; с которым можно разделить радость и горе; который не обманет, придёт на помощь в трудную минуту.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена15. Британскому естествоиспытателю XIX в. Ч. Дарвину принадлежит следующее высказывание: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «внушения совести»?

Муки совести, стыд или неловкость за неблаговидные поступки.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Человек отличается от других живых существ тем, что может оценить свои поступки и нести за них ответственность.

5.3. Как Вы думаете, в чём значение чувство долга в жизни человека?

Чувство долга заставляет человека поступать не так, как хочется, а так, как нужно.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена16. Итальянскому писателю и поэту XIX – начала XX в. Артуро Графу принадлежит следующее высказывание: «Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботиться об общем благе и не бахвалиться этим».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общее благо»?

То, что приносит пользу всем.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Патриотизм (любовь к Родине) – это деятельность на её благо, а не действия напоказ.

5.3. Как Вы думаете, трудно ли быть патриотом?

Трудно, потому что патриот переживает со своей Родиной не только радостные события, он служит Отчизне и в дни испытаний.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена17. Выдающемуся писателю XX в. М. Горькому принадлежит следующее высказывание: «Любить детей – это курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «государственное дело»?

Важное, значимое для страны, для общества.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Воспитание человека важно для общества, оно требует способностей и опыта от воспитателя.

5.3. Как Вы думаете, почему трудно воспитывать человека?

Потому что нужно хорошо понимать воспитанника, развивать его способности, быть ему примером, потому что велика ответственность перед обществом.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена18. Русскому писателю XIX в. М.Е. Салтыкову-Щедрину принадлежит следующее высказывание: «Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щётка».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «перевоспитать человека»?

Изменение уже сложившегося человека, преодоление его недостатков.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Перевоспитание – длительный и сложный процесс.

5.3. Как Вы думаете, с какими видами отклоняющегося поведения борются правоохранительные органы?

С противоправным поведением; с правонарушениями (преступлениями и проступками).

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена19. Русскому писателю первой половины XX в. М.М. Пришвину принадлежит следующее высказывание: «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «человек отличается от себя»?

Человек изменяется, социализация человека продолжается в течение всей жизни.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Каждый человек уникален и способен меняться.

5.3. Как Вы думаете, в чём уникальность человека?

В его неповторимости, в неповторимом сочетании физических и психических качеств, интересов и потребностей, способностей и желаний.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена20. Американскому писателю XX в. Э. Хемингуэю принадлежит следующее высказывание: «Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «обязанности в жизни»?

То, что человеку необходимо делать, несмотря на обстоятельства и желание.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

У человека есть свой долг и предназначение.

5.3. Как Вы думаете, для какого дела родились Вы?

Мой долг – жить, своим существованием и решениями в течение жизни я меняю судьбы людей, оставляю след в истории.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена

21. Американскому учёному XX в. А. Эйнштейну принадлежит следующее высказывание: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «недостойные средства»?

Нечестные, незаконные средства, нарушающие социальные нормы, права других людей.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Когда добиваешься чего-либо, нельзя действовать нечестно.

5.3. Как Вы думаете, какие социальные нормы и каким образом предотвращают использование людьми недостойных средств?

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена22. Английскому драматургу XX в. Б. Шоу принадлежит следующее высказывание: «Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чём существо бесчеловечности».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «существо бесчеловечности»?

То, что бесчеловечно, антигуманно.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Равнодушие, безразличие по отношению к людям имеют самые страшные последствия.

5.3. Как Вы думаете, что можно противопоставить равнодушию?

Гуманное отношение, стремление помогать.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена23. Выдающемуся писателю XX в. М. Горькому принадлежит следующее высказывание: «Знание – это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «абсолютная ценность»?

Самое важное для всего человечества, для всех членов общества.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Знание необходимо всегда и всему человечеству, люди должны учиться.

5.3. Как Вы думаете, зачем человеку учиться?

Чтобы много знать, чтобы получить профессию, чтобы интересно жить.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена24. Французскому философу и писателю XVIII в. Ж.Ж. Руссо принадлежит следующее высказывание: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чём отказа».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «не встречать ни в чём отказа»?

Получать всё, что хочется.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Удовлетворять все прихоти ребёнка – значит сделать его несчастным.

5.3. Как Вы думаете, почему опасна вседозволенность?

Тем, что она нарушает права других людей, позволяет существовать за счёт других, ведёт к совершению глупых и антиобщественных поступков, разрушает личность и общество.

Как вы понимаете слова герцена. Смотреть фото Как вы понимаете слова герцена. Смотреть картинку Как вы понимаете слова герцена. Картинка про Как вы понимаете слова герцена. Фото Как вы понимаете слова герцена

25. Выдающемуся писателю XX в. М. Горькому принадлежит следующее высказывание: «Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нём доверия к своим творческим силам».

5.1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «творческие силы»?

Творческие способности, способности к созданию чего-либо нового.

5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

Похвала делает человека лучше.

5.3. Как Вы думаете, что важнее воспитание человека и почему – похвала или наказание?

Я думаю, что и похвала, и наказание оба важны в воспитании человека: наказание позволяет понять совершенные ошибки и запомнить их, а похвала придает уверенности в своих силах.

Источник

Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2022 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.

Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.

(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.

(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».

— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?

(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »

— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.

(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:

(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.

— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.

(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:

— Ему, наверно, лет шестнадцать?

— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.

(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой

неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.

— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.

(31)Она печально покачала головой.

— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.

(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.

— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.

(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.

(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»

(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.

(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.

— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.

(63)Она всплеснула руками.

— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.

(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.

(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:

(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.

(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».

(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.

Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.

В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».

Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».

Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».

Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.

Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?

9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.

В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.

В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *