Как вы понимаете слова кондратьева
Как вы понимаете слова кондратьева
Подробное решение параграф § 38 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016
1. Что такое хозяйство? Что нужно для его успешного развития?
Хозяйство – это система отношений людей и средств производства. Для успешного развития хозяйства необходимо эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
Природно ресурсный капитал – месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные угодья, альтернативные ресурсы. Человеческий капитал, представляющий собой образованное население. Производственный капитал – средства производства и другие материальные ресурсы.
2. Какие факторы определяют размещение производства в России? Сформулируйте основные факторы размещения одного из производств вашего района.
К факторам размещения производства относят: географическое положение, природные условия, транспорт и густоту транспортной сети, интересы государства, плотность населения, энергию, экологию, природные ресурсы, трудовые ресурсы, потребителей.
Рассмотрим факторы размещения производства на примере предприятия «Макфа». Расположение предприятие практически посередине страны сопровождается удобной транспортной сетью во всех направлениях. Относительная приближённость к центральным газовым месторождениям страны обеспечивает производство относительно недорогой экологически чистой электрической и тепловой энергией. Соседство с соседними регионами обеспечивает предприятие гарантированным спросом на выпускаемую продукцию, а город Челябинск с населением в миллион человек наличием трудовых ресурсов. Таким образом, обеспечивая население страны выпускаемой продукцией, предприятие успешно защищает продовольственные интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.
3. Как организовано хозяйство нашей страны?
Хозяйство нашей страны представлено отраслевой, функциональной, территориальной структурой хозяйства. Кроме того, этапы исторического развития хозяйства отражают первичный, вторичный, третичный и т.д. секторы развития экономики во времени.
4. Какой сектор экономики преобладает в России: а) первичный; б) вторичный; в) третичный?
5. Распределите профессии взрослых (родителей родственников, соседей и др.) по секторам хозяйства. Какой из секторов играет ведущую роль в вашем районе или таких нет?
Профессии первичного сектора: агроном, лесничий, геолог, охотник, рыбак.
Профессии вторичного сектора: строитель, токарь, инженер-конструктор.
Профессии третичного сектора: парикмахер, продавец, водитель.
Профессии третичного сектора: ученый, педагог, архитектор.
6. Как ы понимаете слова Н.Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития? Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?
Смысл слов Н.Д Кондратьева заключен в том, что накапливающиеся проблемы в экономике невозможно решить в итоге без качественного изменения ведущих производственных отраслей, определяющих ступень развития народного хозяйства, тянущих за собой все остальные отрасли, а вместе с тем решающие все остальные, менее существенные экономические проблемы.
Как вы понимаете слова Н?
Как вы понимаете слова Н.
Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития?
Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?
В зависимости как хочет рпзвиваться само хозяйство.
Развитие с / х так же зависит от жителей, от их интереса и общей силы, их сплочоности и договорённости.
Ну самое главное зависит от государства т.
Е. это разные машины, оборудования и т.
Проблемы современного развития народных промыслов в Цэр?
Проблемы современного развития народных промыслов в Цэр.
Какие экологические проблемы есть в вашем крае?
Какие экологические проблемы есть в вашем крае?
Каковы основные проблемы жилищного хозяйства в россии?
Каковы основные проблемы жилищного хозяйства в россии.
Какие отрасли хозяйства развиты в вашей местности (вилейка)?
Какие отрасли хозяйства развиты в вашей местности (вилейка).
Что является скелетом народного хозяйства?
Что является скелетом народного хозяйства.
Оказывают ли изменения в структуре хозяйства влияние на трудовые ресурсы?
Оказывают ли изменения в структуре хозяйства влияние на трудовые ресурсы?
Как вы думаете, какие требования выдвигаются к трудовым ресурсам по мере развития хозяйства?
Охарактеризуйте этапы развития хозяйства?
Охарактеризуйте этапы развития хозяйства.
1. Роль Волги в хозяйстве страны?
1. Роль Волги в хозяйстве страны.
2. Проблемы использования и загрязнение.
Продовольственная проблема не связана : а) с быстрым развитием транспорта и строительством транспортных путей б) с низким уровнем развития сельского хозяйства развивающихся стран в)с быстрым ростом на?
Продовольственная проблема не связана : а) с быстрым развитием транспорта и строительством транспортных путей б) с низким уровнем развития сельского хозяйства развивающихся стран в)с быстрым ростом населения г) с неравномерностью распределения продуктов питания на планете.
Что понимается под терминам структуры народного хозяйства?
Что понимается под терминам структуры народного хозяйства.
Купанг, парамарибо, дексонгвілл.
Стратосфера призвана защищать Землю от вредных ультрафиолетовых лучей. Данная функция реализуется через озоновый слой, который обладает, как положительными, так и отрицательными качествами. В частности, если люди страдают легочными болезнями, то их..
Песок осядет на дне ёмкости. Т. к песок тяжелее воды.
1 к 1000000 вроде так, удачи.
Европеоиды. Кожа светлая или смуглая. Волосы светлые или каштановые (это зависит от района : чем севернее, тем волосы и кожа светлее). Районы : Европа, Северная Америка, Индия, арабские страны. Креолы в Южной Америке, европейские переселенцы в Ав..
1) Углекислый 2) Кислород 3) Литосферы 4) Гидросферы 5) Растениям 6) Животных 7) Кислород 8) Углекислый газ 9) Растений 10) Животных 11) Микроорганизмами.
Попробуй найти на карте все (крупные) страны и сложить их все.
Развитие хозяйства России
Этапы исторического развития хозяйства отражают первичный, вторичный, третичный секторы экономики (рис. 74). Первичный и вторичный сектора включают отрасли производственной сферы, третичный — нематериальные услуги непроизводственной сферы.
Вплоть до XIX в. ведущую роль во всех странах мира играл первичный сектор, особенно сельское хозяйство. Но с конца XVIII в. (промышленной революции в Великобритании) начинается переход к крупному машинному производству (вторичный сектор) с использованием сначала угля и пара, а позднее электричества и нефти. Начавшаяся с 50-х гг. XX столетия научно-техническая революция (НТР) связана с использованием ядерной энергии, микроэлектроники и биотехнологии и принципиально новых технологических процессов. На первое место в отраслевой структуре передовых стран выходит сфера услуг, а первичный сектор сокращается.
В XX в. начали выделять и четвертичный сектор, связанный с «экономикой знаний», включающий производство и обработку информации. Это наука, проектноконструкторские работы, переподготовка кадров и т. д. Значение этой сферы для развития современного общества становится определяющим.
ХОЗЯЙСТВО ЛЮБОЙ СТРАНЫ ИМЕЕТ ОТРАСЛЕВУЮ, ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ.
«Циклы Кондратьева»
Экономисты выделяют в промышленности исторические этапы, названные технологическими укладами или «циклами Кондратьева». Русский учёный Н.Д. Кондратьев доказал, что развитие экономики происходит нс в виде прямолинейного роста, а поэтапно — циклами, блоками.
Выделение циклов связано с тем, что структура промышленности не остаётся неизменной. То одна, то другая отрасль выходит на первый план и тянет за собой все остальные отрасли. Ведущие отрасли промышленности определяют технический уровень развития хозяйства страны, способность её к самостоятельному развитию. Отрасли каждого предыдущего цикла, даже будучи очень развитыми, рано или поздно вступают в полосу кризиса: они вынуждены сокращать производство, менять его технологию или переносить его в другие районы (из Западной Европы к развивающиеся страны). К примеру, текстильные и угольно-металлургические районы Западной Европы уже прошли через полосу кризиса и перестроили своё производство с переориентацией на другие отрасли.
Экономика. Отрасль хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Секторы экономики.
1. Что такое хозяйство? Что нужно для его успешного развития?
2. Какие факторы определяют размещение производства в России? Сформулируйте основные факторы размещения одного из производств вашего района.
3. Как организовано хозяйство нашей страны?
4. Какой сектор экономики преобладает в России: а) первичный; б) вторичный; в) третичный?
5. Распределите профессии взрослых (родителей, родственников, соседей и др.) по секторам хозяйства (используйте рис. 74). Какой из секторов играет ведущую роль в вашем районе или таких нет?
6. Как вы понимаете слова Н. Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития? Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?
Сочинения к варианту №10 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик.
(1)Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. (2)Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. (3)Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик. (4)Весь день я искал его, всю ночь не спал, каждый час выходил на терраску и свистел. (5)Утром, только собрался было идти в город, в милицию, являются дети с Яриком: он, оказалось, был в гостях у Рябчика. (6)Я ничего не имею против дружбы собак, но нельзя же допустить, чтобы Ярик без разрешения оставлял службу у меня!
(7)Так не годится, сказал я строгим голосом. (8)Это, брат, не служба.
(9)А кроме того, ты ушёл без намордника. (10)Безобразный ты пёс!
(11)Я всё высказал суровым голосом, и он выслушал меня, лёжа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик — золотистый гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.
— (12)Не будешь больше ходить к Рябчику? — спросил я уже добрее.
(13)Он прыгнул ко мне на грудь. (14)Это у него значило: «Никогда не буду,
(15)Мы жили в дружбе недолго, всего только неделю, а потом он снова куда-то исчез. (16)Вскоре дети, зная, как я тревожусь о нём, привели беглеца: он опять нанёс Рябчику незаконный визит. (17)В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправил в тёмный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не приводили и не давали там ему пищи. (18)Мне хотелось, чтобы он вернулся по доброй воле.
(19)В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. (20)Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. (21)Наказание подвалом подействовало только на две недели. (22)Дети прибежали ко мне из города:
— (23)Так ничего же ему не давайте, — велел я. — (24)Пусть проголодается и придёт сам, а я подготовлю ему хорошую встречу.
(25)Прошёл день. (26)Наступила ночь. (27)Я зажёг лампу, сел на диван, стал читать, слушая музыку леса.
(28)Вдруг я увидел что-то краем глаза. (29)Я быстро поднял голову, и это исчезло. (ЗО)Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. (31)Вскоре там показалось нечто рыжее, стало красться в обход стола, и, я думаю, мышь слышней пробежала бы, чем это большое подползло под диван. (32)Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. (ЗЗ)Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватает ненадолго. (34)Встаю, выхожу на террасу и начинаю звать Ярика строгим голосом. (35)Так уверил я лежащего под диваном, что ничего не знаю о его возвращении. (Зб)Потом я закрыл дверь от бабочек и говорю вслух:
— Верно, Ярик уже не придёт, пора ужинать.
(37)Слово «ужинать» Ярик знает отлично. (38)Но мне показалось, что после моих слов под диваном прекратилось даже дыхание.
(39)В моём охотничьем столе лежит запас копчёной колбасы, которая чем больше сохнет, тем становится вкуснее. (40)Я всегда ем её вместе с Яриком. (41)Бывало, мне довольно только ящиком шевельнуть, чтобы Ярик, спящий колечком, развернулся, как стальная пружина, и подбежал к столу, сверкая огненным взглядом.
(42)Я выдвинул ящик — из-под дивана ни звука. (43)Раздвигаю колени, смотрю вниз — нет ли там, на полу, рыжего носа. (44)Нет, носа не видно. (45)Режу кусочек, громко жую, заглядываю — нет, хвост не молотит. (46)Начинаю опасаться, не показалась ли мне рыжая тень от сильного ожидания и Ярика вовсе и нет под диваном. (47)Трудно думать, чтобы он, виноватый, не соблазнился даже колбасой — ведь он так любит её. (48)Если я, бывало, возьму кусочек, надрежу, задеру шкурку, чтобы можно было за кончик её держаться пальцами и кусочек бы висел, как на нитке, то Ярик задерёт нос вверх, стережёт долго и вдруг прыгнет. (49)Но мало того: если я успею во время прыжка отдёрнуть вверх руку с колбасой, то Ярик так и остаётся на задних ногах, как человек. (50)Я иду с колбасой, и Ярик идёт за мной на двух ногах, опустив передние лапы, как руки, и так мы обходим комнату и раз, и два, и даже больше. (51)Так вот, зная, как Ярик любит колбасу, я не могу допустить, чтобы он был под диваном. (52)Делаю последний опыт, бросаю вниз не кусочек, а только шкурку и наблюдаю. (53)Но как внимательно я ни смотрю, ничего не могу заметить: шкурка исчезла как будто сама по себе. (54)В другой раз я всё-таки увидел, как мелькнул язык. (55)Ярик тут, под диваном.
(56)Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонечко спускаю вниз между коленками. (57)Язык показался. (58)Я потянул за нитку — язык скрылся. (59)Переждав немного, спускаю опять — теперь показался нос, потом лапы.
(60)Больше нечего в прятки играть: я вижу его, и он меня видит. (61)Поднимаю выше кусочек, Ярик поднимается на задние лапы, идёт за мной, как человек, на двух ногах, на террасу, спускается по лесенке на четырёх по-собачьи, опять поднимается, и так мы подходим к подвалу. (62)Ну вот теперь он понимает мою страшную затею и ложится на землю пластом, как черепаха. (63)А я отворяю подвальную дверь и говорю:
— Пожалуйте, молодой человек!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста П.А. Леканта: «Новое значение является результатом переносного употребления слова, когда название одного явления употребляется в качестве наименования другого».
Переносным называется вторичное лексическое значение слова, возникшее на основе прямого. По мнению современного лингвиста П.А. Леканта, благодаря переносному употреблению слово приобретает абсолютно новую окраску и толкование. Докажем справедливость данного утверждения с помощью примеров из текста.
Так, например, в 11 предложении пёс Ярик сравнивается с «рыжей, ничтожной, сплющенной черепахой». Таким образом автор подчёркивает, что «гордый ирландец» испытывает чувство вины и хочет попросить прощения у хозяина. У слова «черепаха» появляется новое значение, характеризующее эмоциональное состояние Ярика, который чувствует себя «виноватым и смущённым».
В 41 предложении есть метафорический эпитет: «огненным взглядом». Прилагательное «огненный» употребляется в переносном значении, чтобы подчеркнуть, насколько важным в обычное время является для Ярика кусок копчёной колбасы. Так рассказчик и делает шаг к примирению.
Таким образом, когда название одного явления употребляется как наименование другого, у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Это помогает автору создать яркий художественный образ.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 12-14 текста: «- Не будешь больше ходить к Рябчику? – спросил я уже добрее. Он прыгнул ко мне на грудь. Это у него значило: «Никогда не буду, добрый хозяин».
Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: рассказчику удалось найти взаимопонимание со своим псом. Герой очень хорошо понимает чувства Ярика, что позволяет им по-своему общаться друг с другом.
Так, например, в 17-18 предложениях говорится о том, как рассказчик наказывает Ярика, так как тот снова нанёс другому псу «незаконный визит» без разрешения хозяина. Герой пытается сделать так, чтобы собака вернулась к нему «по доброй воле». Он хотел добиться взаимопонимания: пёс должен был осознать свою ошибку и больше никогда её не совершать.
В 60-63 предложениях описывается то, как происходит примирение рассказчика и его собаки. Ярик чувствует себя виноватым, но он всё-таки приходит к хозяину и, по всей видимости, отныне будет верно служить ему.
Таким образом, герой и его пёс научились понимать друг друга, а это очень важно и для людей, и для животных. Без взаимопонимания мы были бы одинокими.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?
Взаимопонимание – это умение учитывать интересы другого человека, выслушивать его точку зрения, ставить себя на его место. Это ключ к доверительным взаимоотношениям.
Так, в приведённом фрагменте текста М. Пришвина рассказчик и его пёс находят общий язык. В 12-14 предложениях происходит примирение двух героев: Ярик обещает хозяину, что больше никогда не покинет дом без разрешения. Он прыгнул рассказчику на грудь, и тот сразу понял, что это означает.
К сожалению, не каждый из нас способен к взаимопониманию. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин нигде не может найти своё место, постоянно чувствует себя лишним. В разговоре с княжной Мери он объясняет это следующим образом: «Меня никто не понял, и я выучился ненавидеть». В «Герое нашего времени» поднимается важная проблема равнодушного отношения людей друг к другу. Именно это безразличие к чувствам других и мешает взаимопониманию.
В заключение хочется сказать, что умению слышать человека и понимать его мысли и желания следует учиться всю жизнь. Без взаимопонимания мы не сможем свободно общаться и получать от этого удовольствие.
Сочинения к варианту №5 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
В таком расположении духа я приехал на первый экзамен.
(1)Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. (2)По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.
(3)В таком расположении духа я приехал на первый экзамен. (4)Я хладнокровно смотрел на тех, кто подходил экзаменоваться, и даже позволял себе подтрунивать над некоторыми.
— (5)Ну что, Грап, — сказал я Иленьке, когда он возвращался от стола экзаменатора, — набрались страха?
— (б)Посмотрим, как вы, — сказал Иленька.
(7)Я презрительно улыбнулся на ответ Иленьки, несмотря на то, что сомнение, которое он выразил, на минуту заставило меня испугаться. (8)Но туман снова застлал это чувство, и я продолжал быть рассеян и равнодушен, так что даже обещался друзьям пойти перекусить в трактир тотчас после того, как меня проэкзаменуют. (9)Когда меня вызвали вместе с Икониным, я оправил фалды мундира и весьма хладнокровно подошёл к столу экзаменатора.
(10)Лёгкий мороз испуга пробежал у меня по спине только тогда, когда молодой профессор посмотрел мне прямо в лицо и я дотронулся до почтовой бумаги, на которой были написаны билеты. (И)Иконин, хотя взял билет с тем же раскачиваньем всем телом, с каким он это делал на предыдущих экзаменах, отвечал кое-что, хотя и очень плохо; я же взял другой билет и на другой ничего не ответил. (12)Профессор с сожалением посмотрел мне в лицо и тихим, но твёрдым голосом сказал:
— Вы не перейдёте на второй курс, господин Иртеньев. (13)Лучше не ходите экзаменоваться. (14)И вы тоже, господин Иконин, — добавил он.
(15)Иконин просил позволения переэкзаменоваться, как будто милостыни,
но профессор отвечал ему, что он в два дня не успеет сделать того, чего не сделал в продолжение года. (16)Иконин снова жалобно, униженно умолял; но профессор снова отказал.
— (17)Можете идти, господа, — сказал он тем же негромким, но твёрдым голосом.
(18)Только тогда я решился отойти от стола, и мне стало стыдно за то, что я своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина. (19)Не помню, как я прошёл залу мимо студентов, что отвечал на их вопросы, как вышел в сени и как добрался до дому. (20)Я был оскорблён, унижен, я был истинно несчастлив.
(21)Три дня я не выходил из комнаты, никого не видел, находил, как в детстве, наслаждение в слезах и плакал много. (22)Все тяжёлые, мучительные для самолюбия минуты в жизни одна за другой приходили мне в голову; я старался обвинить кого-нибудь в своём несчастий: думал, что кто-нибудь всё это сделал нарочно, роптал на профессоров, на товарищей, на отца; роптал на провидение, за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.
(23)Папа был недоволен мною, но, видя моё страшное огорчение, утешал меня, говоря, что, как это ни скверно, ещё всё дело можно поправить, ежели я перейду на другой факультет. (24)В этом внимании близких людей я видел гордое, оскорбительное для меня снисхождение к человеку, упавшему уже слишком низко. (25)Дня через три я немного успокоился; но никуда не выходил из дома и, всё думая о своём горе, слонялся из комнаты в комнату, стараясь избегать всех домашних.
(26)Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва.
(27)Я заплакал, но уже не слезами отчаяния. (28)Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твёрдо был убеждён, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность».
По мнению Г.Я. Солганика, повествование от первого лица придаёт истории «искренность, исповедальность». Я согласна с этим высказыванием, так как такой способ позволяет создать эффект доверительного разговора с читателем. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Например, в 4 предложении рассказчик говорит о своём эмоциональном состоянии в день экзамена по математике. Он «хладнокровно смотрел» на других учеников и даже посмеивался над ними. Благодаря подобной характеристике, мы понимаем, что герой ведёт себя достаточно самоуверенно и немного вызывающе.
В 26 предложении рассказчик отмечает, что после случившегося он почувствовал раскаяние и «в моральном порыве» решил следовать своим правилам жизни. Теперь молодой человек не хочет никому причинять боль и не собирается вести праздный образ жизни.
Таким образом, Л.Н. Толстой показывает, как меняется мировосприятие человека за небольшой промежуток времени. Благодаря перволичному повествованию читатель верит в искренность рассказчика. Действительно, форма изложения от первого лица напоминает исповедь и помогает автору более открыто говорить о переживаниях своего героя.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26: «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: в жизни каждого человека случаются переломные моменты, когда он переоценивает свои ценности и начинает по-другому смотреть на мир. То же самое произошло и с героем Л.Н. Толстого, которому предстоит сделать нравственный выбор.
Так, в 18-20 предложениях говорится о том, что рассказчик чувствует себя униженным после несданного экзамена по математике. Но дело даже не в этой неудаче, а в том, что другой ученик на глазах Иртеньева жалобно умолял профессора о возможности переэкзаменоваться. Рассказчик ощущает стыд за то, что он «своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в унизительных мольбах Иконина». Это подталкивает его к переоценке ценностей.
В 28 предложении рассказчик принимает важное решение: не делать ничего дурного и не бездельничать. Это значит, что он многое переосмыслил и больше не хочет совершать подобные ошибки. Разочарование в себе становится своеобразным источником вдохновения для героя.
Таким образом, каждый из нас совершает определённый нравственный выбор. Очень важно учиться на своих ошибках и делать всё возможное, чтобы избежать их в похожей жизненной ситуации.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Достаточно часто нам приходится принимать очень важные решения, которые могут оказать значительное влияние на наше будущее. Это и значит сделать нравственный выбор. А как он помогает понять характер человека?
Так, например, в приведённом фрагменте произведения Л.Н. Толстого рассказчик решает следовать чётким правилам и изменить свою жизнь в лучшую сторону. В 26-28 предложениях говорится о том, что герой чувствует раскаяние после экзамена по математике и пытается извлечь из случившегося жизненный урок. Рассказчик понимает, что больше не должен совершать безнравственные поступки, предаваться развлечениям и изменять своим принципам. Это характеризует героя как целеустремлённого и волевого человека.
Напротив, безнравственное решение принимает герой повести «Тарас Бульба» Андрий. С одной стороны, он следует зову сердца, потому что влюблён в полячку. С другой стороны, герой переходит на сторону врага и тем самым предаёт не только свой народ, но и семью – самых родных и близких людей. Андрий – тонкая, ранимая натура, но в данном случае он поступает легкомысленно.
Таким образом, нравственный выбор, который делает человек в той или иной ситуации, действительно помогает понять его характер. Борьба добра и зла, безусловно, всегда происходит в душах людей.