Как вы понимаете слова лихачева
Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? Аргументы М. А. Шолохов «Судьба человека», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Литература — огромный источник информации. В книгах можно найти всё: сведения об окружающем мире, отражение своих переживаний, вдохновение, темы для размышления. Например, художественная литература, как правило, обогащает духовный мир, а научная пополняет знания об устройстве действительности. Любая книга — это опыт человека, поколения, общества в целом.
Представьте нашу жизнь без книг: количество информации бы заметно снизилось, а её качество пострадало. Даже сеть Интернет заполнена информацией из литературы. В ней мы можем найти и описание исторических событий, и глубокие переживания автора, и научные сведения. Письменные источники всегда передаются из поколения в поколение, потому содержат огромнейшее количество разных человеческих знаний, или, как считает Д. С. Лихачёв, «колоссальный опыт жизни». Литература может рассказать то, чего человек раньше не замечал или с чем не доводилось сталкиваться. Она также может предупреждать опрометчивые поступки, заставлять думать о последствиях своих действий. Именно поэтому литературу Д. С. Лихачёв называет «обширнейшим и глубочайшим опытом в жизни».
В литературе особое место занимает тема войны. Писатель описывает военные действия с целью показать, как тяжело приходится обычному человеку, какие трудности приходится преодолевать. Например, в произведении М. Шолохова «Судьба человека» показана жизнь простого солдата. От лица самого Андрей Соколова, читатель узнает о его нелёгкой судьбе: фронт, плен, голод, тяжёлая физическая работа, побег, потеря семьи. Его жизненный путь — это опыт как для самого героя, так и для читателя. Благодаря данному произведению, мы оцениваем войну не как политический конфликт, а как одну из самых страшных вещей для человека. Книги о войне заставляют нас задумываться о многих вещах. Например, почему нужно уважать ветеранов или почему стоит избегать физического насилия. Жизненный опыт Андрея Соколова должен послужить одновременно примером и стойкости солдата, и негативного влияния войны. Однако, война — не единственный источник опыта.
Часто людей волнуют и нравственные проблемы. Например, в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников ставит себя перед нравственным выбором: «Тварь я дрожащая или право имею?». Конечно, каждый читатель понимает, что герой совершает настоящее преступление, однако книга раскрывает мотивы и последствия поступка. Возможно, благодаря данной истории некоторые люди задумываются о своих недобрых намерениях. Опыт человека, который совершил преступление, тоже важен. Например, мы видим, как Родиона терзают сомнения, совесть, развивается паранойя, и это наталкивает нас на размышления: «стоило ли убийство своих последствий?». Опыт Раскольникова, скорее всего, не близок обычному читателю, но для этого писатель и освещает эту тему.
Таким образом, можно сделать вывод, что Д. С. Лихачёв в своём высказывании оценивает литературу как источник человеческого опыта. И действительно, книги раскрывают для читателя мир с разных сторон. Читая произведения различных авторов, человек обогащает свой собственный опыт, формирует мировоззрение. Благодаря литературе, человек задумывается над новыми вопросами и находит ответы на старые.
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни
Автор: Guru · Опубликовано 26.12.2016 · Обновлено 27.09.2017
Выдающийся советский исследователь Д.С. Лихачев сказал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Я думаю, что он имел в виду возможность читателя проживать тысячи жизней, примеряя на себя судьбу каждого узнанного героя. Мы можем не испытывать позора Сонечки Мармеладовой или умиротворения Веры Павловны, достаточно просто открыть романы Достоевского или Чернышевского, чтобы почувствовать эти состояния. Благодаря чтению мы можем путешествовать по разным мирам, странам и временам, не выходя из дома. Поэтому начитанный человек, как правило, имеет широкий кругозор и лучше разбирается в людях.
Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу примеры из литературы. В повести Тургенева «Фауст» показано сокрушительное влияние литературы, способное переменить жизнь человека, переломить ход его личной истории. Главная героиня Вера Николаевна до 28 лет не прочитала ни одной книги (из художественной литературы). Ее строгая мать полагала, что девушке вредно их читать. В дальнейшем Вера вышла замуж, занималась лингвистикой и естественными науками, но романы и стихи по-прежнему не интересовали ее. После того, как рассказчик прочел ей самое известное произведение Гете «Фауст», на Веру обрушился весь груз того опыта, от которого ее тщетно оберегали. Она познала любовь, страсть и другие сильнейшие чувства, что до этого момента никак не касались ее, она их просто не понимала. Не выдержав напряжения, героиня скончалась. Литература действительно дает нам обширнейший опыт жизни, который нельзя обрушить на неподготовленного человека, как мой опыт на младенца, например. Переживания, мысли и эмоции приходят к нам постепенно, как и серьезные книги, ведь проза и поэзия тоже являются источниками духовной материи, подобно жизни.
Другой пример можно найти в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня, в отличие от своей сестры, была начитанна и вдумчива. В то время, как Ольга легкомысленно и поверхностно относилась к жизни, Татьяна серьезно и основательно мыслила и чувствовала. Ее любовь к Онегину была глубока и сильна, ее нравственные устои непоколебимы, а проницательность и мудрость в финале покорили Евгения. То есть, начитанность во многом сформировала ее характер. Когда девушка отыскала библиотеку возлюбленного, она поняла его душу и простила ему холодность. Значит, именно книги дали совсем юному человеку знание жизни и необходимую эмоциональную зрелость, которые позволили Татьяне разобраться в создавшейся ситуации и принять ее.
Таким образом, можно сделать вывод, что Лихачев хотел сказать о роли литературы в формировании личности и в ее развитии. Чтение помогает нам приобрести мудрость раньше того момента, когда мы уже не сможем ею воспользоваться. Более того, книги дают нам возможность узнать, увидеть, почувствовать то, чего бы мы никогда не смогли пережить в своей жизни.
Как вы понимаете слова учённого,исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва:Мы должны быть
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Наши предки были мудры, добры и справедливы. В отличии от всего остального древнего мира, в древней руси было запрещено рабство. и уважение к человеку мы, нынешнее поколение, впитали с молоком матери благодаря тому, что такими были наши предки.
наше прадедушки всегда уважали женщин, не принижали их, как это делали римляне или древние греки. вот почему в россии женщины так рано получили право голосовать на выборах, быть предпринимателями.
Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачева: “Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни”?
Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой.
Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. Литературе отведено огромное место в жизни человека, так как ею предоставляется “колоссальный, обширнейший…опыт жизни” для нас.
Она способна сделать людей
Чтение книги – это осмысленное, вдумчивое занятие. Важно акцентировать свое внимание на каждой мелочи, ведь именно детали скрывают интересные и загадочные факты. Только для своего удовольствия необходимо погружаться в чтение, а не ради кого-то. Наиболее полезно читать классические произведения, что сумели выдержать испытание временем.
Хотя современная литература тоже обладает способностью дать ответы на вопросы, которыми озадачивается современный человек. По-настоящему полюбить книгу и прийти к ее пониманию
Литературе отводится роль способа развития в личности чувства красоты и осознания смысла жизни. Во время прочтения классики, возникает ощущение, что автор искусно умеет поделиться и высказать все, что имеется у него внутри. Это очень прекрасно, когда ты обладаешь возможностью вооружиться хорошей книгой и оказаться в мире ее персонажей.
Героине романа “Евгений Онегин” Пушкина Татьяне Лариной было присуще испытывать сильную любовь к книгам. Она их читала, воображая себя в качестве главных героинь романов. Татьяна настолько умела погрузиться в процесс, что начинала переживания те чувства, которые ими владели.
Роман-эпопея Толстого “Война и мир” тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за героев заставляет открывать снова и снова полюбившийся роман.
Related posts:
За что мы должны быть благодарными сыновьями великой матери-Древней Руси?
Задания по литературе для 5 класса 2. Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах, поступках)?
«ПРОШЛОЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТИ!»
В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, — вернее, происходило в прошлом, совершалось. Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких. положений: князья, иерархи Церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение.
Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности!
Из книги Д. Лихачёва «Земля родная»
Слова академика Дмитрия Лихачева можно трактовать по разному.
Прежде всего он пишет в своей книге о значении древнерусской литературы. То есть мы должны быть благодарны неизвестным летописцам и сочинителям, которые сохранили для нас множество исторических фактов, не позволили нашей истории кануть где-то в темноте веков.
Но также отметим, как высоко отзывается академик о героях древнерусской литературы. Ведь это были люди высоких стремлений и высокого духа. Во многом благодаря этим произведениям, которые несомненно были широко известны в народе, развилась народная духовность, отношение народа к добру и злу, тяга к справедливости и свободе.
«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.
Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.
Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.
Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.
Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.
Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.
Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.
В сказке «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» мы можем найти много интересных поучительных мыслей, и определить какая из них главная подчас сложно.
Далее можно найти мысль о том, что даже один в поле воин, если это не просто богатырь, а человек с умом и хитростью, предусмотрительный и осторожный. Ведь если бы Иван не подслушал разговор жен Чуда Юда, то погиб бы и он и его братья.
Наконец, самая главная мысль этой сказки, на мой взгляд в том, что как бы не было страшно зло, не следует его бояться, только с храбрым сердцем можно победить.
Можно просто заучить сказку «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.
Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:
Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.
Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.
И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.
Сказывание можно разбавить диалогами:
Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».
Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.
Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?
Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.