Как вы понимаете смысл фразы
Английскому писателю Ч. Диккенсу принадлежит следующее высказывание: «Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния».
1. Как вы понимаете смысл фразы «залог благосостояния»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему трудолюбие – душа всякого дела?
1. Основа материального благополучия / высокий уровень жизни.
2. Чтобы добиться материального успеха в любой сфере, включая предпринимательство, человеку необходимо приложить усилия, применить знания, использовать свои умения и опыт, то есть трудиться, без труда ничего не добьёшься.
3. Трудолюбие показывает отношение человека к его деятельности, если дела важно для человека, он готов трудиться для достижения цели.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание:
«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения».
1. Как вы понимаете смысл фразы «культурная среда»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему для развития культуры важные исторические традиции?
1. Культурное пространство / культурные интересы и устремления людей и возможности их удовлетворения в стране, регионе, городе и пр. / культурные ценности и учреждения культуры – библиотеки, архивы, театры и т.д., находящиеся в определённом месте.
2. Наша культурная среда должна формироваться на основе ценностей, которые объединяют российское общество, – его традиций и истории.
3. Культура – это достижения человечества в материальной и духовной жизни, память об исторических событиях и традиции, сложившаяся в обществе, тоже являются духовными ценностями; появление нового в культуре связано с преемственностью; обращение к истории и традициям помогает в воспитании людей, формировании личности; люди гордятся историческим наследием и чтят традиции.
Американскому предпринимателю Б. Гейтсу принадлежит следующее высказывание: «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса».
1. Как вы понимаете смысл фразы «вышел из бизнеса»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, в чём заключается роль Интернета в деятельности фирмы?
1. Разорился / отказался от предпринимательской деятельности.
2. В предпринимательстве будущего Интернет будет играть исключительную роль.
3. Через Интернет можно находить необходимую информацию и обмениваться информацией, с его помощью можно вести торговлю, рекламировать бизнес, вести документацию, находить сотрудников, проводить совещания, использовать удалённый доступ к работе.
Китайскому философу Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в жизни».
1. Как вы понимаете смысл фразы «работа по душе»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, чем нужно руководствоваться современному человеку при выборе профессии?
1. Работа, которая нравится человеку, соответствует его интересам и способностям.
2. Дело, которое соответствует интересам и склонностям человека, никогда не станет обузой, будет приносить удовлетворение.
3. Учитывать свои интересы и способности, учитывать общественные потребности, учитывать материальное вознаграждение за данный труд.
Американскому промышленнику Г. Форду принадлежит следующее высказывание: «Не работодатель выдает зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдаёт клиент».
1. Как вы понимаете смысл фразы «зарплату выдаёт клиент»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какую главную задачу выполняют участники экономической деятельности?
1. Клиент оплачивает произведённый товар или услугу, из этих средств работодатель выплатит работнику заработную плату.
2. При организации бизнеса нужно помнить, что его успех зависит от выбора клиентов (потребителей).
3. Участники экономической деятельности удовлетворяют общественные потребности и потребности отдельных людей в товарах и услугах.
Английскому писателю Ч. Диккенсу принадлежит следующее высказывание: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
1. Как вы понимаете смысл фразы «человек может усовершенствоваться»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какую помощь в вашем «усовершенствовании» оказывают вам окружающие люди?
1. Человек может стать лучше, развить лучшие человеческие качества, научиться новому, получить новые знания умения.
2. Человек формируется, взаимодействуя с другими людьми, помощи другим способствует саморазвитию личности.
3. Окружающие люди могут указать на недостатки, которые трудно заметить самому, можно учиться на чужих ошибках или на чужом примере.
Поэту и государственному деятелю Г.Р. Державину принадлежит следующее высказывание: «Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлён, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать её в своих подчинённых и быть примером в ней всему государству».
1. Как вы понимаете смысл фразы «государственный человек»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему патриотизм относят к высшим моральным ценностям?
1. Тот, кто находится на государственной службе.
2. Человек, который занимает государственную должность, должен быть патриотом. Его патриотические чувства должны воодушевлять подчинённых и служить примером в обществе.
3. Потому что любовь к Родине определяет нравственный выбор человека в критических ситуациях, помогает переживать жизненные тяготы, направляет его совершать поступки во имя общества.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Каждый из вас должен сам искать свой путь в жизни, брать свою судьбу в свои собственные руки. Только так. Только личная инициатива и напряженная работа над собой».
1. Как вы понимаете смысл фразы «брать свою судьбу в свои руки»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему поиск своего пути в жизни связан с работой человека над собой?
1. Самостоятельно выбирать свой жизненный путь.
2. Человек – хозяин своей судьбы, и при достижении своих целей он изменяется сам.
3. Если стремишься достичь какой-либо цели в жизни, нужно быть активным, много работать, не бояться трудностей. Движение к цели требует проявления и развития тех качеств, которыми человек, возможно, не обладал раньше.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Экономику нужно сделать высокотехнологичной, цифровой, включить элементы искусственного интеллекта, развивать беспилотники. Всё только для того, чтобы толкнуть производительность труда и на этой базе обеспечить рост благосостояния людей».
1. Как вы понимаете смысл фразы «толкнуть производительность труда»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какие факторы (явления, действия) влияют на производительность труда в современном обществе?
1. Повысить производительность труда.
2. Развитие современной экономики выражается в повышении производительности труда как основы повышения жизненного уровня населения.
3. Информационные технологии, искусственный интеллект, подготовка специалистов, отношение людей к своей работе, ресурсосбережение и прочее.
Российскому государственному деятелю В.Н. Коковцову принадлежит следующее высказывание о капитале: «Нужно. смотреть на него (на капитал) как на необходимое, неизбежное, единственное условие, которые вместе с природными богатствами и трудолюбием населения поможет развиваться нашей производительности».
1. Как вы понимаете смысл фразы «развиваться нашей производительности»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какой ресурс (не упомянутый в высказывании) необходим для того, чтобы заставить функционировать ресурсы, упомянутые высказывании?
1. Развивать экономику, хозяйство, производство, повышать производительность труда.
2. Для развития экономики нужно использовать ресурсы (факторы производства) – капитал, труд, землю.
3. Предпринимательская способность, связанные с идеями, риском, организационной деятельностью, объединяет и позволяет эффективно использовать другие факторы производства.
Русскому экономисту Н.И. Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества».
1. Как вы понимаете смысл фразы «требовать уничтожения налогов»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какие задачи, связанные с развитием общества, решаются благодаря обязанности людей и фирм (предприятий) платить налоги?
1. Выступать против системы налогообложения.
2. Налоги являются одним из условий существования современного общества.
3. Налоги составляют доходную часть государственного бюджета, через государственный бюджет государство перераспределяет полученные средства, вкладывая их в развитие экономики в (производство общественных благ), в социальные программы (просвещение, здравоохранение, социальные выплаты и льготы и прочее), которыми пользуются все члены общества.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Важно освободиться от руководства государством всем и вся и гарантировать соблюдение рыночных правил. Прежде всего – защищать права собственности, обеспечивать равные условия конкуренции».
1. Как вы понимаете смысл фразы «гарантировать соблюдение рыночных правил»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему в современной экономике государство играет важную роль?
1. Защищать рыночные отношения.
2. Государство должно отказаться от регулирования рыночных отношений и защищать основы рыночной экономики – частную собственность и конкуренцию.
3. Рыночная экономика наряду с положительными сторонами имеет значительное количество несовершенств или провалов: появление и развитие монополий в результате конкурентной борьбы, имущественное неравенство, экономические кризисы, инфляция, безработица, отказ от создания общественных благ. Государство защищает право собственности, конкуренцию, решает социальные проблемы, регулирует отношения между работниками и работодателями, участвует в создании общественных благ и пр.
1. Как вы понимаете смысл фразы «не налагать руку на самодеятельность в народном хозяйстве»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, каким образом государство участвует в экономической жизни?
1. Не мешать самостоятельной деятельности участников экономики, не препятствовать предпринимательской деятельности.
2. К функциям государства относится создание благоприятных условий для предпринимательства.
3. Разрабатывает экономическую политику, регулирует правовые вопросы, осуществляет денежную эмиссию, выполняет экономические функции.
Американскому предпринимателю Р. Кийосаки принадлежит следующее высказывание: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
1. Как вы понимаете смысл выражения «финансово грамотный»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему финансовая грамотность граждан положительно влияет на развитие экономики страны?
1. Разбирающийся в финансовых вопросов, принимающий решения, исходя из понимания экономической ситуации.
2. Основы богатства – финансовая грамотность.
3. Финансово грамотный гражданин рационально распоряжаться своими деньгами, инвестирует их в банковскую сферу или в реальную экономику, тем самым способствуя развитию экономики.
Японскому предпринимателю А. Морите принадлежит следующее высказывание: «Люди работают не только ради денег, и, если вы пытаетесь мотивировать людей, деньги не самый эффективный инструмент».
1. Как вы понимаете смысл фразы «деньги не самый эффективный инструмент»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, как предприниматель или работодатель может мотивировать работников к более эффективному труду?
1. Существуют стимулы к труду, которые действуют более эффективно, чем деньги.
2. Людей к активной трудовой деятельности можно привлечь не только материальными выгодами.
3. Воодушевить высокими целями, показать значение выполняемой работы, помочь в совершенствование профессиональных умений, сам труд и достижения профессиональных результатов могут быть интересны работнику.
Английскому философу Дж. Локку принадлежит следующее высказывание: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
1. Как вы понимаете смысл фразы «благосостояние всего народа»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, каким образом влияет развитие экономической сферы на систему образования и воспитания в обществе?
1. Уровень жизни людей.
2. Воспитание детей происходит в семье и школе, воспитание может помогать в формировании качеств, от которых зависят особенности их участия в экономической сфере общества, их отношение к труду (трудолюбие, ответственность, целеустремленность, честность и так далее), а может и препятствовать этому. Поколение, которое было воспитано правильно, будет полноценно трудиться на своё благо и на благо общества.
3. От развития экономической сферы зависит оснащение школ, семьи, которые не испытывают нужды, больше средств тратят на образование детей и предъявляют более высокие требования к системе образования, экономическая сфера требует специалистов определённой квалификации, поэтому учебные заведения будут готовить таких специалистов.
Выдающемуся певцу Ф.И. Шаляпину принадлежит следующее высказывание: «Я вообще не верю в одну-единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески».
1. Как вы понимаете смысл фразы «выдохнется большой талант»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, в чём проявляется связь таланта и труда при достижении цели?
1. Талант не сможет проявиться или не разовьётся.
2. Самый талантливый человек не добьётся успеха, если не будет работать.
3. Талант помогает достичь цели быстро, но в любом случае человек должен предпринять усилия, трудиться.
Американскому промышленнику Г. Форду принадлежит следующее высказывание: «Задача предприятия – производить для потребления, они для наживы или спекуляции. А условия такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дёшевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, они только одному производителю».
1. Как вы понимаете смысл фразы «задача предприятия – производить для потребления»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему развитие бизнеса важно для каждого члена общества?
1. Целью предпринимательства является удовлетворение потребностей потребителя.
2. В производстве качественных товаров, которые может купить множество людей, проявляется общественное значение производства и предпринимательства.
3. Бизнес создаёт товары и услуги, которые нужны людям, создаёт рабочие места, развитие бизнеса ведёт к конкурентной борьбе производителей, что, в свою очередь, заставляет повышать качество товаров и снижать цены.
Выдающемуся отечественному врачу Н.И. Пирогову принадлежит следующее высказывание: «Быть человеком – это значит научиться с ранних лет подчинить материальную сторону жизни нравственной и духовной».
1. Как вы понимаете смысл фразы «подчинить материальную сторону жизни духовной»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, в чём заключается связь нравственности и морали?
1. Направить удовлетворение материальных нужд на достижение духовных целей.
2. Больше внимания уделять духовным потребностям, а нематериальным.
3. Нравственность – это усвоенные человеком нормы морали, существующие в обществе, развитие общественной морали происходит под влиянием нравственно развитых людей.
Американскому писателю Э. Хаббарду принадлежит следующее высказывание: «Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу незаурядного человека».
1. Как вы понимаете смысл фразы «работа незаурядного человека»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, что изменяется в отношение к труду в эпоху искусственного интеллекта?
1. Работа, которую выполняет талантливый человек; работа, для выполнения которой нужны особые способности или качества.
2. Автоматизировать можно простой труд; работу, выполнение которой связано с проявлением индивидуальности человека (например, творческий труд), нельзя доверить машине.
3. В эпоху искусственного интеллекта, возможно, придётся отказаться от противопоставления человека и машины; искусственный интеллект также способен к выполнению творческого труда.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Мы должны четко понимать основные приоритеты мирового развития. что будет делать ту или иную страну великой. с точки зрения качества жизни людей. »
1. Как вы понимаете смысл фразы «приоритеты мирового развития»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему в современном мире качества жизни людей становится признаком величия страны?
1. Самое главное в развитии стран мира.
2. Великими являются те страны, в которых достигнуто высокое качество жизни людей.
3. В современном мире на первый план выходят потребности и интересы людей, которые связаны с экономикой социальной политикой государства, великое государство – то, которое стремится, чтобы условия жизни, возможность профессиональной деятельности удовлетворение духовных запросов граждан были на высоком уровне.
Экономисту А. Смиту принадлежит следующее высказывание: «Оставьте рынок на произвол судьбы, и он сам найдёт точку равновесия, которая принесёт стабильность и процветание».
1. Как вы понимаете смысл фразы «оставить рынок на произвол судьбы»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, в чём заключаются преимущества смешанной экономики?
1. Не вмешиваться в действия предпринимателей, обеспечить свободу предпринимательства.
2. Рыночная экономика способна к саморегуляции и достижению высоких результатов.
3. Смешанная экономика сочетает основы рыночных экономических отношений и элементы регулирования со стороны государства, которые позволяют преодолеть «несовершенства» рынка.
Писателю И.А. Ефремову принадлежит следующее высказывание: «Деньги не цель, а возможность. Если относиться к ним как к силе, дающий разные возможности, то ты будешь ценить деньги, но они не поработят тебя».
1. Как вы понимаете смысл фразы «деньги поработят тебя»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, какие потребности человека невозможно реализовать с помощью денег?
1. Человек живёт и действует ради денег.
2. Деньги полезны человеку, но не могут быть главной, определяющей силой его развития и его единственной целью.
3. Потребности в любви, дружбе, выражение искренних чувств.
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Именно тогда и только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию».
1. Как вы понимаете смысл фразы «бизнес должен рождать организаторов, меценатов и патриотов»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему развитие бизнеса важно для развития духовной сферы общества?
1. Предприниматели должны проявить себя как организаторы производства, как люди, занимающиеся благотворительностью, как люди, любящие Родину.
2. Социальный слой предпринимателей заслужит общественное уважение, если в бизнесе будут проявляться важные социальные качества предпринимателей.
3. Подъём экономики в целом способствует развитию всех других сфер общества, включая духовную; предприниматели могут способствовать развитию духовной сферы, спонсируя образование, культуру, науку.
Философу Н.А. Бердяеву принадлежит следующее высказывание: «Быть личностью трудно, быть свободным – значит взять на себя бремя».
1. Как вы понимаете смысл фразы «взять на себя бремя»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как вы думаете, почему свобода выбора – это ответственность?
1. Нести ответственность за что-либо.
2. Одним из свойств личности является самостоятельность в принятии решения; действуя самостоятельно, человек берёт на себя ответственность.
3. Принимая решение, человек действует по своему усмотрению, если он руководствовался низкими побуждениями или не думал о вреде, который может причинить его выбор, он так или иначе будет отвечать за свои действия.
Как вы понимаете смысл фразы
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
(6)Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. (7)Поэтому он однажды принёс
в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
(9)С этого и началось… (10)Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
(11)Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
– (12)Я ведь не зря принёс паука. (13)Я хотел приучить Асю ничего не бояться, а она опять испугалась.
– (14)Что ж, я верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. – (15)Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. (16)Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. (17)Мальчика звали Вова, а девочку – Аня. (18)Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. (19)А шла уже вторая четверть. (20)И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на санках», но Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! (21)Над нами будет хохотать вся школа. » (22)Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» (23)С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на санках Аню. (24)Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. (25)К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. (26)На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
– (27)А кем? – нетерпеливо спросил Андрюша.
– (28)Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. (29)Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. (30)А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
(31)Андрюша опустил глаза. (32)Так просидел он за своей партой долго. (33)Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
(34)Наутро Андрюша, конечно же, стоял у крыльца дома, где жила Ася. (35)Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой.
– (36)Доброе утро, – сказал Андрюша Асиной бабушке.
(37)Потом поздоровался с Асей.
– (38)Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.
(39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
– (42)С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
– (43)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
(44)И они пошли вместе. (45)Они шли мимо незнакомых собак
и шипящих гусей, не уступили дорогу бодливому козлу-задире. (46)И Асе не было страшно.
* Пермяк Евгений Андреевич (1902–1982) – русский советский писатель, автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества.
Замените просторечное слово «сподручнее» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «сподручнее» в предложении 42 можно заменить одним из данных стилистически нейтральных синонимов: спокойнее, безопаснее, лучше, удобнее.
считаю также правильным ответом «надежнее»
Да, возможен и такой синоним.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Андрюша принёс в школу паука, чтобы избавиться от Аси, напугав её.
2) Ася сначала испугалась предложения Андрюши пойти в школу вместе.
3) Андрюша был сыном известного лётчика боялся, что его постыдный поступок навредит репутации отца.
4) Андрюша после истории с пауком испугался, что учительница его накажет.
5) Учительница рассказала Андрюше историю о себе и мальчике Вове, чтобы показать на примере, что Андрюша может помочь Асе.
1) Андрюша принёс в школу паука, чтобы избавиться от Аси, напугав её. — Подтверждается предложениями 6−7.
2) Ася сначала испугалась предложения Андрюши пойти в школу вместе. — Подтверждается предложением 39.
3) Андрюша был сыном известного лётчика боялся, что его постыдный поступок навредит репутации отца. — Не подтверждается в тексте, что мальчик боялся навредить репутации отца.
4) Андрюша после истории с пауком испугался, что учительница его накажет. — Боязнь Андрюши быть наказанным не подтверждается в тексте.
5) Учительница рассказала Андрюше историю о себе и мальчике Вове, чтобы показать на примере, что Андрюша может помочь Асе. — Подтверждается предложениями 16−30.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться.
2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа. »
3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
1) То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться.
5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
Найдите в тексте синоним к слову ИСТОРИЯ (предложение 15). Напишите этот синоним.
Синонимы — слова, близкие по значению.
1. Самое удивительное изобретение человека — это язык. Однако, как и всякое изобретение, язык «раскрывается» в полной мере только в умелых руках. Не каждый может с легкостью передать свои мысли и чувства — этому необходимо учиться. Только в этом случае можно по достоинству оценить утверждение Л. А. Введенской: «Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют».
Подтвердим это примерами из текста Евгения Пермяка.
В шестом предложении для характеристики Аси используется слово «трусиха», которое точно передаёт отношение к ней Андрюши, служит для создания художественного образа. Этой же цели служат и слова с суффиксами оценки: «собачонки» (предложение 5), страшилище (предложение 8). Употребление слов с этими суффиксами помогает понять степень боязни девочки: её может напугать собачонка, маленькая, какая-то самая ничтожная, а паук кажется Асе страшилищем, великаном, приводящим в ужас любого.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Л. Введенской о том, что многие слова могут не только называть предмет, но и эмоционально его характеризовать.
2. В приведённом фрагменте текста употребляется фраза, сказанная учительницей Андрюше: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…» В этих словах Анны Сергеевны содержится её отношение к поступку мальчика: она пытается сказать, что Андрюша поступил неправильно, но сделал это не со зла.
Андрюша — не плохой мальчик, подтверждение этого находим в предложении под номером 2: «Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его». В отношениях с Асей в мальчике заговорил обыкновенный мальчишеский максимализм: не гоже Асе быть трусихой, раз она сидит с ним за одной партой. По-настоящему смело поступил Андрюша, когда решил защищать девочку и провожать её в школу. Вот об этом поступке Анна Сергеевна могла бы уже сказать без иронии: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…»
Примером настоящей дружбы в тексте могли бы стать отношения между Аней и Володей. Таким отношениям не страшны насмешки товарищей, трудности и испытания. Именно эта история и послужила для Андрюши примером.
Настоящий друг — тот, кто готов прийти на помощь. Дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.
3. Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.
Примером настоящей дружбы в тексте могли бы стать отношения между Аней и Володей из текста Евгения Пермяка. Таким отношениям не страшны насмешки товарищей, трудности и испытания. Именно эта история и послужила для Андрюши примером. По-настоящему смело поступил Андрюша, когда решил защищать девочку и провожать её в школу. Вот об этом поступке Анна Сергеевна мог-ла бы уже сказать без иронии: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…»
Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.
Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |