Как вы понимаете смысл слова сострадание
Значение слова «сострадание»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОСТРАДА’НИЕ, я, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое с. к кому-н. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить с. в ком-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сострада́ние
1. сочувствие к чужому страданию; участие, возбуждаемое горем, несчастьем, бедой другого человека ◆ Движимая состраданием, Аксинья потянулась через плетень, обняла Дуняшку, крепко поцеловала ее в щеку. Шолохов, «Тихий Дон. Книга четвёртая», 1928–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но когда он лежал беспомощно на моей груди, измученный и разбитый болью, когда он засыпал на этой груди, обессиленный страданьем, то чувство ненависти во мне смягчалось, стихало ― и я чувствовал только одно сострадание. Н. П. Вагнер, «Сказки Кота-Мурлыки», 1872 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вадим, сказал я, почувствовал сострадание к нищим и остановился, чтобы дать им что-нибудь; вынув несколько грошей, он каждому бросал по одному Лермонтов, «Вадим», 1833 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова антипапа (существительное):
Что такое сострадание — преимущества его проявления в повседневной жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. О страдании – переживании собственного несчастья – мы знаем не понаслышке. Свой внутренний мир нам хорошо знаком и происходящее в нем зачастую понятно.
Мне больно – я плачу, грустно – грущу. Однако не все люди могут понять, каково другому в такой ситуации – что такое сострадание. Одно дело, испытывать позитив, когда видишь, что кому-то хорошо.
А вот перенимать чужую болезненную витальность (что это?) не так просто, да и не всегда хочется. Для чего нужно уметь сострадать, что это дает – тема сегодняшней статьи.
Сострадание — это.
Слово «сострадание» можно разбить на две части:
Таким образом, сострадание означает присоединение к чужим болезненным чувствам, умение встать на место другого и прожить то, что переживает он в данный момент времени.
В психологии такое личностное качество называется эмпатией: человек-эмпат умеет искренне радоваться, грустить, удивляться, злиться, быть счастливым и т.д. вместе с другим, тонко улавливая внутренне настроение собеседника.
Сострадание также называют сопереживанием, сочувствием, означающими готовность личности взять на себя часть боли, которую испытывает ближний, чтобы последнему стало лучше.
Вспомните ситуацию, в которой вам было плохо на психическом уровне. Если рядом находящийся говорит что-то типа «Успокойся, возьми себя в руки, не расстраивайся», то такое утешение не облегчает негативного состояния.
В этот момент кажется, что другой обесценивает твои чувства, не понимает их, поэтому хочется прервать контакт с ним. Ощущение, что ты остаешься один на один со своим горем, только усиливает переживания.
А если близкий человек скажет: «Я знаю, как тебе плохо, я чувствую тебя, я переживаю то же самое, что и ты, я буду с тобой рядом, пока тебе плохо», то картина меняется. Страдающий ощущает сильную поддержку, плечо, оперевшись на которое он может дать волю своим переживаниям и не упасть духом. А главное, он не чувствует себя одиноким.
Умение сострадать не является врожденным: оно закладывается с рождения в процессе воспитания.
Если родители обладают эмоциональным интеллектом – умеют распознавать свои чувства, говорить о них и выражать их экологичным путем, то и ребенок научается тому же. У холодных в эмоциональном плане взрослых, живущих, как роботы, вырастит человек, который не слышит ни себя, ни других.
Это приводит к тому, что индивид чувствует себя несчастным, так как не различает своих потребностей и не удовлетворяет их. По этой же причине его коммуникация с окружающим миром нарушена: он не имеет возможности брать желаемое и отвечать другим взаимностью.
Сострадание в повседневности
Данное качество не является изолированным от других: оно идет рука об руку с другими чертами характера:
Иногда сострадание путают с любовью, используя эти понятия, как синонимы. На самом деле в их основе лежат разные механизмы.
Любовь — это чувство, которое исходит из личных побуждений, живет вопреки всему, а иногда в ущерб себе и своим интересам. Внутри сострадания находится потребность помогать другим, спасать, выручать.
Как проявляется сострадание в повседневной жизни:
Неприятная сторона
Сострадание является чувством, а потому всегда субъективно. Часто, находясь в роли страдающего, нам кажется, что те, кто нам сопереживает, дает совсем не то, чего бы нам хотелось. Например:
Настоящее сострадание исходит из высоко развитой духовности, внутренней силы человека, способного поступить иногда в противовес тому, что от него просят.
Поэтому уметь сопереживать не так уж просто. Это не о том, что сделал другому приятно, получил кучу благодарностей и погладил себя по голове, мол, какой я молодец. Здесь нет места личной выгоде и корысти в любом ее проявлении.
Что дает человеку сострадание
В последнее время морально-нравственные аспекты существования, к сожалению, становятся все менее и менее ценными.
Доброту, умение прощать, альтруизм часто принимают за слабость, мягкотелость и простодушие. Люди боятся быть открытыми, чувствительными, показывать свое нутро из-за страха быть использованными или осмеянными, пристыженными.
Однако, это все заблуждения, имеющие место в мире из-за политической и экономической нестабильности.
Что дает человеку такое качество, как сострадание:
Сострадать – не значит отдавать нуждающимся последние штаны, еду, деньги, жилье, любимого человека и т.д. Это проявление искреннего сочувствия, моральная поддержка и посильная, материальная помощь, оказав которую вы не будете страдать ни физически, ни психически.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
сострадания для сопливых неудачников
Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.
Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности.
К сожалению, сострадание присуще не многим, есть на удивление черствые душой люди, которым все равно на чужое горе. Давайте будем внимательнее и добрее друг к другу!
Умение сострадать — это положительное качество, но проявлять его нужно разумно. Ведь очень многие люди хотят воспользоваться чужой добротой в корыстных и непорядочных целях.
А должны ли волонтёры сострадать? Эти люди выполняют определённые функции, на них лежат конкретные обязанности, не думаю, что сострадание будет им помогать в их деле.
Как вы понимаете смысл слова сострадание
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста современного лингвиста М. А. Кронгауза:
«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
— (2)Смотри-ка. рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!
(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.
— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.
— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.
— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.
(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.
— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.
— (16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди. я ей устрою штуку! (19)Будет она знать.
(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.
— (21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.
(22)Прошло несколько дней.
. (23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.
— (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
— (25)Ну что я могу думать, — усмехнулся отец. — (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы.
— (29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину. (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!
(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.
— (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.
— (35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.
(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и
медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.
— (38)Подлизывается. (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата. (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!
(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
(46)И ребята не выдержали.
— (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они.
(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.
(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:
— (50)Да чего вам от меня надобно-то?
— (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.
— (53)Ишь ты. (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.
(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:
(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.
— (61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»
1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.
2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.
3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».
Правильный ответ указан под № 3.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоять» (предложение 41).
1) не двигаться некоторое время
2) подождать, не торопиться
3) защитить, не дать обидеть
4) не поскупиться на что-нибудь
Правильный ответ указан под номером 3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное пред-ложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
В приведенном тексте В. Осеевой широко используется диалог. Диалог служит для передачи устной речи. Посмотрим, как строится диалог у Осеевой. Обращает на себя внимание частое использование многоточия в тексте. Многоточие служит для передачи незавершенности мысли, порой, неуверенности героев в своих размышлениях. Примером могут стать предложения № 38—40: (38) «Подлизывается. »; (39) «А вредная всё-таки, — он покрутил головой.»; (40) «— И правда, сама виновата…».
Этой же цели служит и использование односложных назывных предложений. Так, с помощью назывных предложений № 58 («Мурлышка!»), № 59 («Усатенький. ») передается радость ребят после возвращения кота. Эмоции героев помогает передать также и использование восклицательного предложения (№ 58), предложения с многоточием (№ 59).
Приведенные примеры подтверждают, что прав был Борис Шергин, когда утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Приведём примеры сочинений-рассуждений
15.1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание М. А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым».
Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложении 10 (Ну и наплевать! — сказал Лёвка) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью: использование грубого слова не лучшим образом характеризует героя.
Предложение 33 (Ребятки, вы не видели Мурлышку?) приводит нам речь другой героини – Марьи Павловны. Предложение осложнено обращением, причём, это обращение – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом — так одно слово в речи героини уже позволяет проникнуться к ней с симпатией.
Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был М. А. Кронгауз, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.
15.2. В приведённом фрагменте текста отец с осуждением называет тех, кто мог бы украсть любимого кота соседки, подлецами, даже не догадываясь, что эти самые подлецы рядом. Кот – единственное живое суще-ство, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит, лишить её самого дорогого, что у неё было.
Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Угрызения совести заставили-таки мальчишек отправиться на поиски кота. Вот почему после встречи с Мурлышкой, они почувствовали себя освобождёнными от груза своего стыда. Неслучайно в предложении номер 60 об их возвращении с котом домой сказано, что они шли «торжественно».
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Герои В. Осеевой обладают этими качествами, поэтому, вероятнее всего, в жизни будут избегать поступков, противоречащих их нравственным ориентирам.
15.3. Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.
Мальчишки, герои текста В. Осеевой, решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. Страх сподвиг их на подлое дело. Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Они поняли, что кот – единственное живое существо, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит, лишить её самого дорогого, что у неё было.
Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности.
Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |