Как вы понимаете смысл выражения
Как вы понимаете смысл выражения
В ст. 17 Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «неотчуждаемость прав»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт реализации прав и свобод человека. Составьте рассказ о собственном опыте реализации прав и свобод человека, используя следующий план.
1) Какими правами человека, гарантированными Конституцией РФ, Вы пользуетесь чаще всего? Для чего необходимо конституционное закрепление прав и свобод человека?
2) Какими конституционными правами человека и гражданина Вы пока не можете пользоваться? Как Вы считаете, почему некоторыми правами граждане РФ могут пользоваться только по достижении совершеннолетия?
1. Никто не вправе лишать человека его основных прав или ограничивать их без веских оснований.
2. Рассказ об опыте реализации прав и свобод человека должен включать в себя:
— указание одного или нескольких прав человека, которыми подростки пользуются чаще всего;
— объяснение того, для чего необходимо конституционное закрепление прав и свобод человека;
— указание одного или нескольких видов конституционных прав человека и гражданина, которыми не могут пользоваться подростки;
— объяснение причины того, что подростки не могут пользоваться некоторыми правами.
Как ты понимаешь смысл выражений из литературных произведений
Существует великое множество выражений в русской и зарубежной литературе, наполненных скрытым образным смыслом. Это могут быть пословицы и поговорки, цитаты и афоризмы, различные высказывания в виде слов или целых предложений.
Умение толковать образные выражения развивает мышление человека. И это активно применяется в школе, поэтому-то учитель нередко говорит тебе: «Объясни, как ты понимаешь смысл выражений, например, «муки совести» (угрызения), «жестокая реальность», «сладкая месть», нечистая и спокойная совесть». Но, обо всем по порядку…
«Муки совести» (угрызения)
Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть»:
Есть также еще один фразеологизм – «Муки Тантала», или «Танталовы муки», означающий страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.
«Жестокая реальность»
Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»? Наверное, его смысл в том, что человеку свойственно идеализировать то, что он видит и знает, поэтому его воображение порой очень сильно искажает то, что есть на самом деле. Когда же он обнаруживает, что все не так, как ему хотелось бы, он восклицает: «О, жестокая реальность!». Ему кажется, что действительность враждебна по отношению к нему, хотя на самом деле это он предъявил к ней завышенные требования. Именно так я понимаю значение данного выражения: оно говорит о недовольстве, которое испытывает человек, разочаровывающийся в своих идеалах и обвиняющий в этом окружающий мир. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры.
Другой пример описал А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Устами Лопахина он говорит, что «жизнь дурацкая». Герой вообще отличается пессимизмом. Многие его реплики говорят о мрачном мировосприятии. Купец хоть и стал богатым и независимым человеком, все еще чувствовал социальное неравенство, пропитавшее все его отношения с людьми. На протяжении всей книги он намеревается сделать предложение приемной дочери Раневской, но не может преодолеть стену, разделяющую дворян и всех остальных жителей России. Почему же не может? Он ведь богат и решителен. А потому, что эта стена находится только у него в голове, в действительности ее не существует. Обнищавшие аристократы были бы счастливы поправить свое материальное положение в результате этого брака. Да и привилегии этого класса весьма сомнительны, поэтому глупо считать себя ниже их только потому, что они получили в наследство элитную бирку. Так что в своих комплексах и неудачах Лопахин должен винить не реальность, а себя самого. Но герою легче сетовать на абстрактную жестокость жизни, чем решать конкретные проблемы.
«Сладкая месть»
Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? Это ощущение безусловного удовольствия от своих действий, направленных во вред человеку, который так или иначе “перешёл дорогу” человека, который решился на месть.
Особенно она сладка, как говорят во многих фильмах и художественных произведениях, когда между нанесённой обидой и временем исполнения мести проходил длительное время. Обычно такой человек живёт этой самой мыслью о мести. Он детально продумывает, как и что сделает, и когда наступит подходящее время. Я считаю, что это самое отвратительное, что может быть в человеке. Потому что месть в порыве чувств и эмоций ещё можно оправдать. Но продуманная заранее и пронесённая через огромный промежуток времени с холодным умом и равнодушием в сердце – это отвратительно. И человек, испытывающий от такого ещё и удовольствие, “сладость”, априори не может быть порядочным и благородным. И в целом является отталкивающим и пугающим для меня.
К примеру, в произведении Александра Сергеевича Пушкина “Выстрел” Сильвио дождался момента, когда его обидчик будет дорожить своей жизнью. Ведь в первый раз дуэльной встрече он отнёсся так пренебрежительно к опасности, исходящей от Сильвио. Герой дождался момента, когда обидчик женится и испытает счастье. И именно в этот прекрасный момент он заявился на пороге его дома и напомнил ему о том, что у Сильвио остался тот злополучный выстрел, который он теперь собирается осуществить. Бедного человека будто поразило громом, но он признал справедливость этого решения и готов был умереть. Только случайность спасла его от жестокости Самуила. И разве главный герой стал от этого добрее? Каково ему было так долго ждать исхода? И разве он сделал этим чувством кому-то лучше? Странный выбор, на мой взгляд, – хранить столько времени месть. Благо, ему хватило благородство не завершить свою затею до конца и оставить в живых обидчика.
Другой пример придумайте, пожалуйста, сами – можно вспомнить бытовую ситуацию, когда ревнивый муж увёз жену в лес и отрубил ей кисти рук из-за того, что она подала на развод. Хотя это ведь сочинение, а не криминалистическая сводка, так что лучше придумайте что-нибудь подобрее. Таким образом, “сладкая месть” является отравляющим чувством, превращающим хорошего человека в жестокого и злого. Поэтому лучше подобных чувств избегать или же открыто с ними бороться, но не позволять этому чувству завладеть сердцем.
«Дисциплина хромает»
Выражение и словосочетание “Дисциплина хромает”, надо понимать так – это значит, что дисциплина то, в принципе есть, но только вот она (дисциплина), требует некоторой доработки, то есть введения каких-то новых правил, либо ужесточения контроля.
Выражение “дисциплина хромает”, часто можно услышать от учителей в школах и институтах, в детских садах.
«Дисциплина хромает» – это красивый фразеологизм, который в прошлом был очень популярен для обозначения нерадивых учеников и их отношения к учебе. В нем подразумевается, что если дисциплина захромала, она нездоровая, она заболела и следует срочно принимать меры. Мне видится здесь некая связь с выражением хромая лошадь, которая если ее не осмотреть, если не заменить подкову, может оказаться ни на что не пригодной, может охрометь окончательно. Так и хромающую дисциплину еще можно исправить, можно подтянуть, привести в соответствие с нормами. Ведь если она хромает, то значит, она еще существует и не все еще потеряно.
Как всегда – вчера и ныне,
Мы хромаем в дисциплине,
И без страха и оглядки,
Мы плодим все беспорядки.
«Лес с себя тайну совлек»
Слова “Лес с себя тайну совлек” мы находим в стихотворении Аполлона Майкова “Осень”. Именно так поэт описывает оголившейся, лишившейся листвы осенний лес:
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
сорван последний орех,
Свянул последний цветок.
Как же следует понимать эти слова?
Прежде всего, вспомним о том, что это художественный образ. Лес совлекает, раскрывает тайну, которую хранили его густые ветви, которую хранили его травы и кусты. Например, там же в стихотворении мы читаем про грузди, которые уже не поднимают землю – это тоже раскрытие тайны. Нет больше в лесу ничего секретного, он весь открыт человеческому взору.
Хотя конечно, это впечатление обманчиво, ведь даже под покровом опавшей листвы можно найти много таинственного и чудесного.
«Внутренний мир человека»
Как вы понимаете выражение «Внутренний мир человека», объясните?
Внутренний мир человека – это индивидуальный духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений самого человека о себе и об окружающей его действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
Внутренний мир человека, это сознательное его представление о каких-либо процессах, которые происходят в его жизни. Думаю, что можно процессы разделить на 2 вида – внешний и внутренний.
Сталкивается человек с какой-то ситуацией, которая его каким-то образом трогает. И вот вербальное описание, как он видит эту ситуацию и есть его внутренний мир на внешнее событие. Тут важно помнить, что напрямую работает процесс восприятия, который каким-то образом “преломляет” событие во внутренних переживаниях и взгляде на нее.
Человек может описывать свои внутренние переживания, ощущения, эмоции по отношению к какому либо событию, либо явлению. И это тоже внутренний мир человека. Так, например, такое явление как одиночество, разные люди по-разному будут описывать. И это и является определением внутреннего мира.
Думаю, что говоря про внутренний мир, самым главным вопросом тут является – КАК человек видит/воспринимает/переживает конкретную ситуацию, явление?
«Свобода это выбор»
Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода – это выбор».
«Нечистая совесть» и «спокойная совесть»
Смотрите значение выражений «нечистая совесть» и «спокойная совесть» вначале публикации в первом подзаголовке «Муки совести».
Понятия “муки совести”, “угрызения совести” и “нечистая совесть” схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от “нечистая совесть” до “муки совести”, если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот “спокойная совесть” понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.
«Нынешнее племя»
Каково значение слов «Нынешнее племя»? В стихотворении “Бородино” М. Ю. Лермонтова встречаются следующие выражения:
«Хороший вкус»
Как вы понимаете выражение “хороший вкус”?
«До срока созревший»
Как вы понимаете выражение “до срока созревший”?
В стихотворении Лермонтова “Листок” главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: “До срока созрел я”. В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь туда, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.
Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.
Это значит, что кто-то ведёт себя не в соответствии со своим возрастом, желает выглядеть старше, чем он есть на самом деле. Ярче всего иллюстрирует эту поговорку очень рано ставшая мамой девочка, или подростки, которые в погоне за модой пьют алкоголь, курят, нецензурные выражаются. А вот чтобы в положительном русле употребляли это выражение, не слышала никогда, хотя в теории мальчик, потерявший отца, берет ответственность за семью на себя тоже повзрослевший раньше времени, до срока созревший.
Выражение “До срока созревший” в стихотворении “Листок” Лермонтова можно понимать двояко. В прямом смысле, как раньше времени пожелтевший и сорванный с ветки, и в переносном смысле, если воспринимать листок как аллегорию, как намек на человека. Тогда раньше времени созревший будет означать выглядевший старше своего возраста, ведущий себя не по годам серьезно, повзрослевший после перенесенных страданий и испытаний.
«Политические предпочтения»
Как вы поняли выражение «политические предпочтения»?
Политические предпочтения – одобрение, схожесть взглядов, которое показывает человек по отношению к политической партии, политическому лидеру. Данное предпочтение выражается через членство в партии и голосование на выборах за определенного кандидата.
“Нравственный выбор”
Здесь можно предложить несколько вариантов сочинений, чтобы объяснить фразеологизм «Нравственный выбор».
Вариант 1:
Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.
Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.
Вариант 2:
Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
В тексте Э. Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.
В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.
Вариант 3:
Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием… Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор – это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В. Дроганова и личному опыту.
Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик, спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).
Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор – это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.
Вариант 4:
Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие… Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту.
Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.
Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор – это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.
«Каноссой наоборот»
Историю с пощёчиной папе Бонифацию нередко называют Каноссой наоборот. Как вы понимаете это выражение?
«Революция пожирает»
Как вы понимаете выражение: «Революция… пожирает собственных детей»?
Выражение: «Революция… пожирает собственных детей» означает, что в итоге те, кто начинал революцию оказываются не вполне истинными последователями провозглашаемых идей, и всегда найдутся более радикальные идейные люди, которые начнут уничтожать революционеров.
Это слова французского революционера Жоржа Жака Дантона, который погиб от руки своих бывших соратников по революции.
В 1794 г. якобинцы издали ряд декретов, которые положили начало «великому террору», который был направлен против всех «врагов народа», против тех, кто так или иначе «содействовал врагам Франции», пытался «нарушить, чистоту и силу революционных принципов» и т. д.
Стоя перед лицом революционного трибунала, Ж. Дантон с горечью бросил его членам: «Это я приказал учредить ваш подлый трибунал — да простят мне Бог и люди!»
Смысл выражения: логика послереволюционных событий такова, что борьба между самими революционерами становится неизбежной, и обычно люди, которых революция возносит на вершину государственной власти, гибнут первыми.
Как вы понимаете смысл выражения
В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
1. Как Вы понимаете смысл выражения «благоприятная окружающая среда»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт в сфере экологии и природоохранной деятельности. Составьте рассказ, используя следующий план.
1) Какие неблагоприятные для окружающей среды факторы есть в Вашем населённом пункте? Можно ли оценить экологическую ситуацию в Вашем населённом пункте как благоприятную (поясните свой ответ)?
2) В каких видах общественно полезного труда, направленного на охрану окружающей среды, Вы участвовали или могли бы участвовать? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
1. Состояние окружающей среды (воздуха, воды, земли), не содержащее угрозы жизни и развитию человека и всех других биологических систем.
2. Рассказ о собственных экологических знаниях и опыте участия в природоохранных мероприятиях должен включать:
— указание одного или нескольких неблагоприятных для окружающей среды факторов, имеющихся в населённом пункте;
— оценка экологической ситуации в населённом пункте и пояснение;
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, направленной на охрану благоприятной окружающей среды, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
Как вы понимаете смысл выражения
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
1) Ответ на первый вопрос, например: каждый сам решает, как и где ему работать, какую профессию получить; никто не может заставить человека трудиться вопреки его желаниям. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов деятельности, которые отражают содержание труда подростка дома;
— объяснение того, каковы цель и/или значение своего домашнего труда (перечисленных обучающимся видов деятельности);
— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки;
— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.
1. В ст. 17 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Гарантируются права и свободы»
Ответ: Государство признаёт и обеспечивает права и свободы человека и гражданина, их нельзя отменить, а ограничить можно лишь на основе закона в специально установленных случаях.
2. В ст. 17 Конституции РФ записано: «В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Объясните, как Вы понимаете смысл терминов: «права и свободы гражданина».
Ответ: Права и свободы, которые зависят от гражданства (принадлежности к государству).
3. В ст. 17 Конституции РФ записано: «В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «права и свободы человека».
Ответ: Права и свободы, которые предоставляются на территории государства любому человеку вне зависимости от его гражданства.
4. В ст. 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «свобода совести, свобода вероисповедания».
Ответ: Право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «общественные объединения».
Ответ: Организации, которые граждане (группы граждан) создают самостоятельно, независимо от государства, на основе своих интересов.
6. В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «непосредственно участвовать в управлении делами государства».
Ответ: Участвовать в выборах (референдумах), формировать органы власти.
7. В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «участвовать в управлении делами государства через представителей».
Ответ: Граждане, избранные народом в ходе выборов, управляют делами государства, представляя интересы избирателей.
8. В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия: «референдум».
Ответ: Голосование, которое выражает мнение граждан по важным государственным вопросам.
9. В ст. 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется. свобода вероисповедания».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения: «свобода вероисповедания».
Ответ: Право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не использовать никакой.
10. В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «родной язык».
Ответ: Язык, на котором говорят в семье и на котором начинает говорить ребёнок, усваивая его в раннем детстве.
11. В ст. 29. Конституции РФ записано: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «цензура».
Ответ: Государственный контроль содержания и распространения информации.
12. В ст. 30 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Ответ: Государство признает и защищает самостоятельную деятельность общественных объединений, не вмешивается в её осуществление.
13. В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для… не запрещённой законом экономической деятельности».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «экономическая деятельность».
Ответ: Создание материальных благ.
14. В ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «судебная защита».
Ответ: Судебная защита – осуществление правосудия судом, органом, специально предназначенным для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
15. В ст. 35 Конституции РФ записано: « Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «собственность».
Ответ: Принадлежность имущества и прав на это имущество кому-либо.
16. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на труд…, а так же право на защиту от безработицы».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «безработица».
17. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на отдых».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «право на отдых».
Ответ: Право работника, в соответствии с которым устанавливается время, в течение которого он свободен от исполнения трудовых обязанностей; это время он может использовать по своему усмотрению.
18. В ст. 36 Конституции РФ записано, что «семья находится под защитой государства».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «семья».
Ответ: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
19. В ст. 41 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «охрана здоровья».
Ответ: Различные действия и способы сохранения и укрепления жизни и здоровья человека, помощь человеку в случае утраты здоровья.
20. В ст. 41 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека…»
Объясните, как Вы понимаете смысл словосочетания «финансироваться государством».
Ответ: Получать денежные средства из государственного бюджета.
21. В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…»
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «благоприятная окружающая среда».
Ответ: окружающая среда, условия которой способствуют нормальной жизнедеятельности человека и других живых организмов.
Объясните, как Вы понимаете смысл понятия «основное общее образование».
Ответ: Обучение в 5-9 классах, обязательный уровень образования в РФ.
23. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «способности к труду».
Ответ: Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями, которые предъявляют к ней.
24. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «доступ к культурным ценностям».
Ответ: Приобщение к культурным ценностям, их духовное потребление.
25. В ст. 17 Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц».
Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «неотчуждаемость прав и свобод».
Ответ: Государство признаёт и обеспечивает права и свободы человека и гражданина, их нельзя отменить, а ограничить можно лишь на основе закона в специально установленных случаях.