Как вы понимаете термин маньеризм
Маньеризм
Литература: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание’76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.
(итал. manierismo, от maniera – манера, приём), направление в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве сер. и кон. 16 в., отразившее кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения. Произведения маньеристов пронизаны ощущением трагических диссонансов бытия, власти над человеком иррациональных сил. Подражая внешним приёмам Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др. мастеров Высокого Возрождения, маньеристы утверждали служение «субъективной идее» художника в противоположность ренессансному принципу следования природе. На смену ясной гармонии пришли неустойчивость композиции, усложнённые, манерно изощрённые формы, деформированные фигуры, чрезмерные, внутренне напряжённые, нервные движения, никак не мотивированные сюжетом. Красота детали становилась важнее красоты и гармонии целого. В искусстве маньеризма, ориентированном прежде всего на утончённые вкусы аристократии, возродились некоторые черты рыцарской культуры Средневековья. Ведущими представителями маньеризма в живописи были Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, Р. Фьорентино, Дж. Вазари, Б. Бандинелли, Ф. Цуккаро, Дж. Романо; в скульптуре Б. Челлини, Джамболонья.
Ф. Пармиджанино. «Мистическое обручение св. Екатерины». 1525—27 гг. Национальная галерея. Лондон
Я. Понтормо. «Снятие с креста». Ок. 1528 г. Капелла Каппони церкви Санта-Фелисита. Флоренция
Ф. Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». Ок. 1524 г. Художественно-исторический музей. Вена
В др. европейских странах к маньеристам относятся Н. дель Аббате и представители Первой школы Фонтенбло – Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший и А. Карон (Франция), В. Кардучо (Испания), X. Голциус, К. ван Мандер, Ф. Флорис, Корнелис ван Харлем (Нидерланды), Арчимбольдо (Чехия). Отдельные черты маньеризма присущи произведениям Эль Греко. В архитектуре (Б. Амманати, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо) маньеризм проявился в произвольном смешении элементов различных ордеров, разрушении логичных связей между ними. Ренессансная ясность форм вытесняется стремлением к усложнённости декора, к подчёркиванию отдельных деталей.
Утверждение в итальянском искусстве рубежа 16–17 вв., с одной стороны, академистов болонской школы (братья Карраччи), а с другой – Караваджо и его последователей ознаменовало конец маньеризма и зарождение стиля барокко.
Маньеризм
История искусств #9
Маньеризм — стиль живописи, второй половины XVI в. родившийся в Западной Европе (Рим, Флоренця). Позднее он охватил Францию, Германию, Испанию. Но историками, как отдельный стиль не признан- его более относят к раннему барокко.
Возник в следствии общественно-политического кризиса, характерного для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.
Гуманистические идеалы Возрождения, воспевание человека как «меры всех вещей» ушли в прошлое. Маньеризм доводил до максимума проявления зла: боли, страданий, иррациональности поступков людей.
В то же время маньеристическая художественная практика породила феномен «субъективного видения мира». Такие, казалось бы, несовместимые черты, с одной стороны — внутренняя боль и отчаяние, с другой — внешняя холодность, чувственность и эротизм (конфликтующие между собой божественное и сатанинское начала в человеке) одновременно проявляются в маньеризме.
Элитарно-интеллектуальный маньеризм с его изысканно-вычурными композициями, знаменует собой индивидуалистичность изобразительного искусства, ведет диалог, строится по принципу взаимной беседы, вопроса и ответа, загадки и отгадки.
Особенно часто маньеристические тенденции в изобразительном искусстве проявляются в переходные периоды, когда старый эстетический идеал уже не может играть роль ценностно-смыслового выражения времени, а новый еще не сложился.
Сегодня маньеризмом именуется такая стилистическая вариация изобразительного искусства, в которой формальное начинает превалировать над содержательным.
Делиться на 2 этапа:
Ранний этап маньеризма
Первый из них включает в себя творчество ряда живописцев римско-тосканского и эмилианского круга. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают, в обстановке все сгущающейся феодальной реакции, новые проблемы которые ставила перед ними действительность- тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма.
Но одновременно в центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, — Флоренции, Риме, Парме и др. — выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести в действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла в стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны.
Это приводит маньеристов к утрате больших положительных идейных ценностей, потере веры в человека, обусловливает узость их эстетических позиций и идеалов, нарочито противопоставленных действительности и ее законам, приобретающих сугубо отвлеченный и формальный характер.
Отказ от ренессансного реализма, стремление противопоставить действительности мир субъективной фантазии художника приводит к характерному для живописи раннего маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме, иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему культу рисунка.
Высокий этап маньеризма
Второй этап маньеризма совпадает со временем стабилизации в Италии феодально-католической реакции. Он начинается в 1535 годы и простирается до конца 16 в. Поздние маньеристы, например Цуккари и Бароччи, работают в начале 17 в. рядом с Караччи и Караваджо.
Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран: школой Фонтенбло во Франции, романистами в Нидерландах и т. п.
Хотя так называемый «маньеризм» в других европейских странах существенно отличается от итальянского.
Искусство зрелого маньеризма, сложившееся на основе антиренессансных устремлений раннего маньеризма, не только противостоит передовым тенденциям в итальянском искусстве 16 в., но и открыто связано с идеологией феодально-католических кругов, подчинено задаче прославления церкви и государя.
Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности; эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере», как ее называют теоретики того времени; творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. К концу 16 в. маньеристическое направление полностью обнаруживает свою бесплодность, заходит в тупик.
Изобразительное искусство
Маньеристический эстетический идеал определяется абсолютно конкретными содержательными и формальными нормативами.
Если говорить о содержании маньеристического произведения, то оно часто опирается на мифологические события, показывающие страдания людей, тщету их устремлений и иррациональность поступков.
Если тема произведения рассказывает о будничной, повседневной жизни, в ней художник также стремится зафиксировать боль, страдания, аномию социальной жизни.
Культ безумия и страдания и торжество порока над добродетелью с особой силой запечатлены в «манифесте» маньеризма — «Лаоокооне» Греко.
В сюжетах на мифологические темы появляются образы фантастических существ: морских чудищ, единорогов.
Для выражения в образе маньеристического идеала художник часто обращается к мотивам сновидений, водной стихии, происходит его (образа) «маньеристическая дисперсия».
Маньеристичность подразделяют на внутреннюю, настроенческую, идущую от мироощущения, и внешнюю, так сказать, «орнаментальную», атрибутивную, проявляющуюся в ритме, линии, специфике композиционных схем, выборе иконографических типов.
Внутренняя маньеристичность имеет глубокие психологические корни. Творческая личность понимает, что созданное ею произведение — оригинально, уникально, ценно. Но иногда мастер именно под давлением личной ответственности за свое произведение гораздо глубже переживает невозможность его совершенства.
И тогда начинается борьба противоположностей, зарождение внутреннего смятения, дисгармония, нарушение целостности, иное самоощущение, стремление выплеснуть отчаяние и внутреннюю пустоту.
Формальные нормативы маньеристического идеала включают намеренную деформацию элементов произведения. Для этого стиля характерны удлиненные пропорции человеческих фигур, театральность поз, гротесковый характер композиций.
Изобразительное искусство периода маньеризма как бы забывает принципы «золотого сечения», столь почитаемые в период Ренессанса.
Происходит намеренное нарушение совершенства пропорций, фигуры «растягиваются», искажаются их формы и контуры, перспектива становится аномальной (обратной, сферической, птичьей и т.д.), деформируются светотень и колорит. В то же время художники демонстрируют тягу к усложненным композициям и любовь к богатой и пышной орнаментике.
Маньеризм экспериментирует с композицией, обыгрывает колористические фокусы, он самовольно присваивает цвет форме. Принцип «цитатного мышления» иногда приобретает в контексте маньеристической традиции характер эпигонства.
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни БаттистаНальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д.
Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианскойшколы — Тинторетто и Тициана.
За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императораРудольфа II- Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.
Архитектура
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.
Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима.
Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними.
Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила.
Интерьерам в стиле маньеризм характерны отсутствие определенных принципов организации формы. В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки- ложные двери, слепые окна и арки.
Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага.
Маньеризм
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Содержание
Общая характеристика стиля
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Маньеризм в изобразительном искусстве
Стилевые особенности
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
Живопись
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).
Скульптура
В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.
Маньеризм в архитектуре
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.
Маньеризм в литературе
Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В Италии влияние маньеризма заметно в творчестве Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; нередко к этому стилю целиком относят творчество последователей Марино — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).
Маньеризм в музыке
В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют [1] также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.
Влияние маньеризма
В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
Примечания
Внутренние ссылки
Ссылки
Литература о маньеризме
Полезное
Смотреть что такое «Маньеризм» в других словарях:
Маньеризм — (итал. manierismo, от maniera приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.… … Художественная энциклопедия
Маньеризм — Маньеризм ♦ Maniérisme Чрезмерное увлечение тонкостью стиля, обычно ведущее к барокко. Хрупкость и вытянутость форм, вычурность, а то и витиеватость композиции, трудно уловимые, почти неопределимые чувства, порой болезненные, складываются в… … Философский словарь Спонвиля
Маньеризм — Маньеризм. Парамиджанино. Женский портрет (т.н. Антея ). 1535 37. Национальный музей и галерея Каподимонте. Неаполь. МАНЬЕРИЗМ (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отошедшее от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МАНЬЕРИЗМ — (итал. manierismo от maniera манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф.… … Большой Энциклопедический словарь
МАНЬЕРИЗМ — МАНЬЕРИЗМ, маньеризма, мн. нет, муж. (франц. maniérisme) (иск.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
маньеризм — сущ., кол во синонимов: 1 • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Маньеризм — (итал. manierismo – манера, стиль) – направление в западно европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Маньеристы утверждали неустойчивость и трагичность бытия, власть иррациональных сил, субъективность… … Энциклопедия культурологии
маньеризм — а, м. maniérisme m. 1. Стиль в искусстве, отличающийся злоупотреблением какими л. приемами, какой л. манерой, обычно формально воспринятыми от большого мастера или школы; характеризуется манерностью, вычурностью. БАС 1. Очень удобно иметь в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Маньеризм — (от итал. manierismo вычурный, причудливый) маргинальный художественноэстетический стиль, сочетавший (как правило, эклектично) свойства таких «больших» стилей, как Ренессанс и барокко, и существовавший в европейской культуре на протяжении XVI… … Эстетика. Энциклопедический словарь
маньеризм — (итал. manierismo, от maniera – приём, манера), стиль европейского искусства позднего Возрождения (14–17 вв.), проявившийся в живописи, литературе, архитектуре, музыке. Термин принадлежит художнику Дж. Вазари, который видел в маньеризме интерес к … Литературная энциклопедия