Как вы понимаете утверждение психика идеальна

Заключение

Психика человека является духовно – вещественной (идеально – материальной) субстанцией. Таким образом и психология, с одной стороны, не является наукой о нервной системе, а с другой — не является учением о душе. Она является учением о психике, как духовно – вещественной (точнее, душевно – телесной) субстанции. В соответствии с этим и лечение психики, в общем случае, может осуществляться двумя принципиально разными методами: духовными (молитвой, церковными таинствами и пр.) и вещественными (медикаментозными и хирургическими) средствами. И те, и другие методы, как известно, успешно применяются при лечении различных психических заболеваний [2] . Однако в этих методах имеются принципиальные различия:

● духовные методы излечивают как душу, так и тело, а вещественные методы — только тело. Таким образом, разные методы и лечат, соответственно, различные стороны (части, аспекты) психики;

● духовные методы излечивают относительно немногих и здесь нельзя заранее дать какойлибо гарантии излечения или улучшения состояния больного (ибо много званных, а мало избранных (Мф. 20: 16). То есть, результаты этих методов не носят (не имеют) массового и предсказуемого систематического характера. Однако здесь нет никаких пределов полноты излечения. Человек может быть мгновенно исцелен от любой болезни даже в последней стадии ее развития;

Вместе с этим очевидно, что поскольку психические явления производятся именно душой, а тело лишь оказывает при этом необходимое содействие душе, то, в первую очередь, следует излечивать именно душу. А с учетом кратковременности человеческой жизни на земле и определяющем значении результатов этой жизни для жизни вечной, только излечение души и приобретает обоснованный смысл жизни человека на земле, как необходимое средство для достижения Царства Небесного, то есть вечного блаженства в соединении с Богом.

«Итак, мы воскреснем, так как души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы во огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благое, как солнце, воссияют вместе с ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него, и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Святым Духом, в бесконечные века веков».

(Святой Иоанн Дамаскин) (38: 344).

[1] «Основной вопрос психологии есть вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи, или она представляет собою субстанцию, не зависящую от материи?» (1: 476).

[2] Вместе с этим «Зачастую, богословие отвергает достижения научной психологии, а наука в лице своих представителей стремится заменить собой Церковь и пастырство» (185. Гл. «Наука или религия: история конфликта»).

[3] В Библии приведены восемь поименованных случаев воскрешения умерших людей (то есть повторного соединения их душ с их телами, которые они имели при жизни на земле). Из них три — из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея — ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И пять случаев воскрешения — из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44); ученицы Тавифы в Иоппии (Деян. 9: 36-42); юноши Евтиха в Троаде (Деян. 20: 9-12). Кроме того, также говорится о воскрешении, в момент смерти Иисуса Христа, непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27: 50-53).

Источник

Отражение, психическое, сознание, идеальное

Философские науки

Похожие материалы

Непременным эмпирическим базисом категории идеального служат многообразные психические явления, которые описываются посредством обыденного языка и в терминах психологии. Поэтому тесная связь категорий психического и идеального не вызывает сомнений. Однако, как только мы пытаемся установить конкретные логические отношения между этими категориями, возникают немалые трудности. Они обусловлены недостаточной определенностью категории психического, тем, что в философских работах термин «психическое» употребляется в разных значениях.

Весьма часто «психическое» означает «сознание», «духовное», «субъективный образ» или даже употребляется как равнозначное «идеальному», что является данью традиции, идущей от тех времен, когда психология пребывала в лоне философии и еще не выделилась в самостоятельную науку. Подобное словоупотребление, конечно, в ряде случаев не мешает пониманию философского текста, но концептуальное соотнесение «психического» и «идеального» тогда утрачивает смысл. Нередко «психическое» берется в значении «психического отражения» (куда включается и психическое отражение животных). Иногда оно выступает в качестве центральной категории психологии, посредством которой обозначается весь круг явлений, изучаемых и описываемых этой наукой. Тут категория «психического» употребляется в двух значениях — широком и узком. В первом случае под ним понимается всякое психическое явление, присущее психике как человека, так и животного, во втором — только психические явления человека.

Не вдаваясь в более подробное рассмотрение различных значений «психического», встречающихся в философской литературе, отметим, что, на наш взгляд, наиболее адекватным является употребление этого термина для обозначения центральной категории психологии. Другими словами, использование термина «психическое» в философских значениях вряд ли целесообразно, ибо он чаще всего лишь дублирует содержание таких философских понятий, как «сознание», «духовное», «субъективный образ», «чувственное отражение» и т.д. Пожалуй, только в одном случае уместно четкое употребление указанного термина в философском смысле — когда речь идет о «психическом отражении».

Заметим, что «психическое отражение» далеко не совпадает по объему с «психическим» как центральной категорией психологии (даже если оставить в стороне специфику философских и психологических понятий). Категория психического охватывает не только субъективные образы и состояния, но также действия и многообразные свойства индивида, которые не могут быть без натяжки подведены под категорию отражения, например темперамент, характер и др. Понятие же психического отражения фиксирует главным образом те отражательные акты, которые совершаются в форме субъективных образов и состояний (в отличие от актов отражения в неживых системах и в простейших биологических системах, а также в определенных звеньях сложных биологических и социальных систем, которые исключают наличие каких-либо ощущений или эмоциональных состояний).

Учитывая, что психология в настоящее время стала самостоятельной научной дисциплиной, следует рассматривать категорию психического в качестве психологического, а не философского понятия. Это, конечно, не влечет отрицания тесных (исторически и логически обусловленных) связей между философией и психологией, между психологическими категориями и рядом философских понятий. Вместе с тем важно не упускать из виду специфику философской проблематики и соответственно содержания философских понятий. Хотя философские понятия сознания, мышления, идеального могут вполне корректно интерпретироваться посредством некоторых психологических понятий, вопрос о границах такой интерпретации остается в силе.

Предварительный логический анализ важен тут еще и потому, что одни и те же термины, используемые в философии и психологии, обозначают нередко далеко не тождественные по содержанию понятия: скажем, понятие сознания в философском смысле не тождественно понятию сознания в психологическом смысле. Содержательная близость этих понятий не должна заслонять их различий. Философское понятие сознания более абстрактно, определяется путем логического соотнесения с понятием материи. Оно интегрально отображает (и в наиболее общем виде) многообразие явлений человеческой психики, в то время как психологическое понятие сознания более дифференцировано, более конкретно по содержанию, обусловлено эмпирической феноменологией, описанием интроспективных данных и обобщением результатов психологических экспериментов.

Для ряда философских целей весьма полезно и продуктивно использование психологических понятий и обобщений как средства интерпретации, конкретизации и развития собственно философских утверждений и концепций. В этом проявляется, в частности, необходимая связь философии с наукой и практикой, что усиливает обратное мировоззренческое и методологическое воздействие философии на общественную практику и процесс научного познания.

Так, философский анализ структуры сознания, взаимосвязи категорий сознания и познания, чувственного и рационального предполагает опору на эмпирические обобщения психологии, использование новейших результатов психологических (а иногда и психопатологических) исследований. Вряд ли возможен в настоящее время глубокий философский анализ особенностей чувственного отражения без учета достижений психологических, а также некоторых психофизических и психофизиологических исследований, имеющих своим объектом ощущения и восприятия. Принципиальное значение для разработки диалектики чувственного и рационального в познании представляют, например, данные о категоризованности всякого восприятия, что особенно убедительно показано Дж. Брунером.

Все это говорит о наличии существенных связей между философскими и психологическими понятиями, показывает правомерность интерпретации ряда философских категорий посредством психологических понятий, обобщаемых категорией психического. Ниже мы будем употреблять категорию психического в узком смысле, специально оговаривая случаи ее употребления в широком смысле.

Вполне корректно утверждение, что сознание как отражение действительности есть психическое, что вне и помимо психического сознание не существует. Такого рода интерпретация философской категории сознания не означает, конечно, сведения сознания к психическому. Этим лишь конкретизируется одно из содержательных «измерений» категории сознания, ограничивается сфера существования сознания, устанавливается необходимая связь философского понимания сознания с эмпирической фиксацией явлений сознания в психологии и в терминах обыденного языка, в котором аккумулирован исторический опыт познания человеком своей психики.

Категория психического, помимо явлений сознания, охватывает многие другие объекты психологического исследования, в том числе и бессознательно-психические явления. Последние описываются обычно весьма нечетко. К ним относятся крайне разнообразные явления — как содержательно-определенные состояния и структуры интеллектуальной деятельности, так и психические регуляторные механизмы, явно не осознаваемые. Существуют к тому же и весьма различные истолкования того, что именуют бессознательно-психическим. Эти вопросы требуют специального исследования, что не входит в нашу задачу. Для нас важно подчеркнуть следующее.

Независимо от различных истолкований бессознательно-психическое является, по общему признанию, важнейшим фактором человеческой психики, учет которого необходим при философском анализе сознания. Однако понятие бессознательно- психического неправомерно соотносить непосредственно с философским понятием сознания и тем более с понятием идеального. Оно должно соотноситься с психологическим понятием сознания и только в связи с ним может использоваться для интерпретации философского понимания сознания. Поэтому абстрактные определения бессознательно-психического как идеального малопродуктивны.

Психическая деятельность человека представляет собой целостный контур сознательно-бессознательных информационных процессов. Специфика понятия бессознательно-психического обусловлена тем, что оно противопоставляется понятию сознательно-психического. Философское же понимание сознания охватывает и интегрально выражает не только сознательно- психическое, но и нерефлексируемые компоненты и структуры субъективной реальности, т.е. то, что в психологии рассматривается как разновидность бессознательно-психического. Отсюда следует, что по крайней мере некоторые бессознательно-психические феномены имеют существенное значение для понимания структурных, содержательных и процессуальных аспектов субъективной реальности. Но здесь необходим конкретный анализ, способный уточнить, какие именно бессознательно-психические феномены связаны с субъективной реальностью и какова мера этих связей. Абстрактное же утверждение, что все бессознательно-психические явления суть явления идеальные, представляется нам некорректным.

Мы еще вернемся к обсуждению этих вопросов. Предварительно лишь уточним один теоретически важный момент — различие между понятиями «психическое» и «психика». Первое характеризует всякое аналитически вычленяемое психическое явление (ощущение, эмоциональное состояние, мысль и т.п.), а также и всевозможные их синтезы; второе выражает только конкретный интеграл психических явлений. Например, ощущение есть психическое, но ощущение не есть психика, оно — элемент психики. Нельзя говорить, что всякое психическое есть психика, хотя любое психическое явление существует только в качестве элемента, фрагмента психики. Вместе с тем допустимо говорить, что психика есть психическое, ибо психика, несмотря на свою структурную сложность, может браться в ряде контекстов абстрактно, как единственное, и в этом смысле удовлетворять понятию психического.

Всякое отдельное психическое явление несет на себе печать той целостности, из которой оно извлечено. И эта целостность допускает различные способы дискретизации и, следовательно, различные наборы отдельных психических явлений, которые полагаются в качестве эмпирических объектов исследования и затем обусловливают ход теоретической реконструкции целостности.

Понятие психики в психологии, выражающее момент целостности (всегда личностной, индивидуализированной), является однопорядковым с философским понятием субъективной реальности как целостного духовного образования, включающего различные компоненты. Когда мы называем явление психическим, то всегда имеем в виду какой-либо компонент психики или психику в целом. Аналогично, когда речь идет об идеальном, подразумевается либо целостная субъективная реальность, либо ее отдельные компоненты.

Весьма часто возникает теоретическая необходимость четко указать конкретный смысл, в котором употребляется категория идеального: как целостная субъективная реальность или как всякое отдельно вычленяемое явление субъективной реальности. Одно дело, когда мы говорим: сознание идеально (здесь чаще всего акцентируется субъективная реальность как целостность); другое дело, когда утверждаем, что ощущение идеально. Оба этих содержательных плана категории идеального находятся в диалектическом единстве.

Подчеркнем, что аналитический план категории идеального весьма важен при исследовании структуры субъективной реальности, ее внутреннего многообразия, а также при размежевании различных подходов к проблеме идеального и выяснении их правомерности. Так, некоторые авторы, следуя определенным классическим традициям, ограничивают идеальное только абстрактно-логическим и понятийно-всеобщим. При таком подходе ощущение, чувственный образ, эмоциональное переживание не могут быть названы идеальными, что порождает серьезные теоретические неувязки, ведет к отказу от определения идеального как субъективной реальности.

Аналитический план содержания категории идеального предполагает специфическую задачу интерпретации явлений субъективной реальности посредством психических явлений, т.е. образует специфическую плоскость соотнесения категорий идеального и психического. По нашему убеждению, всякое явление субъективной реальности должно быть интерпретировано в качестве психического явления. Но, разумеется, не всякое психическое явление (в том числе не всякое бессознательно-психическое явление) может быть интерпретировано в качестве идеального. В равной степени все «целостные» характеристики субъективной реальности могут весьма плодотворно интерпретироваться посредством характеристик психики.

Таким образом, философское понятие сознания, а следовательно, и понятие идеального нельзя считать более широким, чем понятие психического. Тезис «сознание есть психическое» имеет принципиальный мировоззренческий и методологический смысл. Его принятие исключает объективно-идеалистическую и дуалистическую трактовки сознания (и идеального) как некоей сущности, находящейся за пределами психики реальных человеческих индивидов, как особой духовной субстанции.

Вместе с тем указанный тезис имеет важное методологическое значение при анализе проблемы сознания и в общественно-историческом плане, ибо не позволяет выносить сознание за пределы деятельной способности социальных индивидов и «помещать» его в «готовых» результатах сознательной деятельности, в социальной предметности как таковой. Сознание (идеальное) неотчуждаемо от психического, не существует вне и помимо психики реальных социальных индивидов.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Идеальное и материальное понимание психики

Теория единства.

Теория механического тождества.

Психфизиологического параллелизма.

Теории психики.

Уровни психического отражения.

Основные функции психики:

Структура психики:

1. Отражаемое (весь мир)

2. Отражающая система (органы чувств)

3. Отражённое психическое явление.

Психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные прямые не пересекаются и не влияют друг на друга. Т.О. предполагается наличие души, которая связана с телом, но живёт по своим законам.

Наоборот утверждает, что психические процессы по сути своей и есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток теории – психика приравнена к нервным процессам, не выделены качественные различия.

Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны, Психические явления соотносятся с совокупностями физиологических процессов.

Идеальное понимание психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно независимо от материи. Психика с точки зрения идеалистов – это проявление бесплотной нематериальной основы («Абсолютный дух», идея).

— психическое отражение идеально

— психические явления нельзя измерить обычными единицами измерения

— они доступны только самому человеку

-психическое отражение может осуществляться в различных формах, каждая из которых – это особый способ познания мира.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Отрасли психологии. Представление о психике в традиционной науке

Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна

Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна

Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Смотреть картинку Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Картинка про Как вы понимаете утверждение психика идеальна. Фото Как вы понимаете утверждение психика идеальна

Функции психики

Представление о психике в традиционной науке

Согласно научным представлениям психика идеальна, но ее функционирование связано с работой головного мозга и нервной системы. В ходе биологической эволюции психика возникла для обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Психикой обладают живые существа, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия.

1. Познавательная – способность строить образ внешнего мира и самого живого организма

2. Регулятивная – способность регулировать свое поведение. Чем сложнее среда, тем сложнее должны быть психические регуляторы поведения. Личность – психическое образование, позволяющее человеку эффективно регулировать свою деятельность.

3. Коммуникативная – способность передавать информацию.

Чаще всего психологию делят на общую психологию и специальную психологию.

Общая психология – изучение познавательных процессов, изучение личности, ее индивидуально-психологических особенностей, эмоции и воля.

· инженерная психология и эргономика

История развития психологии

Этапы становления психологии.

1. Донаучный (Первобытный мир). Впервые человек задумался о душе (из-за снов)

2. Философский – накопление знаний о психике, получаемых с помощью умозрительных рассуждений (яркий этап – 4 век до нашей эры, Аристотель, Платон). «Душа – способ существования тела, если глаза – это тело, то душа – это зрение»

3. Научный – начало научной психологии связано с проведением первых экспериментов, опытов – научных методов. (1879г – в Лейпциге открыта первая лаборатория – основатель В.Вундт). Изначально исследования опирались на слова Декарта, предмет исследования – сознание, цель – изучить, как оно устроено, разложив на простейшие элементы. Вундт использовал метроном, следовательно, сознание ритмично, объем сознания почти безграничен.

В 19 веке существовало два подхода к изучению сознания.

1. Структурализм (представитель – В. Вундт) – найти элементы сознания.

2. Функционализм – выяснить функции сознания (представитель – У. Джеймс)

Джеймс основал лабораторию в 1881 году в США. Сознание по Джеймсу – картиночка с фокусом и сферой. Метод исследования в обоих подходах – интроспекция (люди наблюдают за собой сами).

Начало 20 века – кризис психологии.

1. Психология сознания зашла в тупик (не смогла достигнуть поставленной цели)

2. Нет выхода на практику (негде применять полученные знания)

3. Отсутствие методов исследования, дающих более объективные результаты.

1. Изменение предмета психологии на изучение поведения – бихевиоризм

2. Сознание нельзя разложить на элементы – гешлатьтпсихология (критика структурализма)

3. Изменение предмета на бессознательное – психоанализ.

Источник

Представление о психике в традиционной науке

Понятие о психике

1. Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

2. В ходе биологической эволюции психика возникла как необходимость обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю, психика – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Психикой обладают живые организмы, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия – те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ (объективный критерий психики А.Н. Леонтьева). Например, движение объекта, звук, свет не служат пищей и не разрушают организм, но они взаимосвязаны с биологически значимыми объектами. Способность реагировать на них существенно повышает возможности выживания живых существ.

3. Основные функции психики – регулятивная, познавательная, коммуникативная, предусматривающие, как минимум, отражение, то есть построение индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует организм, тем сложнее регуляторы активности живого существа.

Основные разновидности психических регуляторов активности человека [60]:

отображения объектов (любых предметов, природных, социальных, культурных процессов и систем, людей и продуктов их деятельности, включая теоретические и информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств) и репрезентативные образы (представления памяти, воображения);

отображения субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: потребности, эмоции и чувства, характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности, мировоззрение, ценностные представления;

отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» – знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях и обобщенный «Я-образ» или «Я-концепция» – я в прошлом, ныне, в будущем, я среди других, как член группы, я как представитель профессиональной общности, я как неповторимая индивидуальность.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *