Как вы понимаете утверждение психика идеальна
Заключение
Психика человека является духовно – вещественной (идеально – материальной) субстанцией. Таким образом и психология, с одной стороны, не является наукой о нервной системе, а с другой — не является учением о душе. Она является учением о психике, как духовно – вещественной (точнее, душевно – телесной) субстанции. В соответствии с этим и лечение психики, в общем случае, может осуществляться двумя принципиально разными методами: духовными (молитвой, церковными таинствами и пр.) и вещественными (медикаментозными и хирургическими) средствами. И те, и другие методы, как известно, успешно применяются при лечении различных психических заболеваний [2] . Однако в этих методах имеются принципиальные различия:
● духовные методы излечивают как душу, так и тело, а вещественные методы — только тело. Таким образом, разные методы и лечат, соответственно, различные стороны (части, аспекты) психики;
● духовные методы излечивают относительно немногих и здесь нельзя заранее дать какой — либо гарантии излечения или улучшения состояния больного (ибо много званных, а мало избранных (Мф. 20: 16). То есть, результаты этих методов не носят (не имеют) массового и предсказуемого систематического характера. Однако здесь нет никаких пределов полноты излечения. Человек может быть мгновенно исцелен от любой болезни даже в последней стадии ее развития;
Вместе с этим очевидно, что поскольку психические явления производятся именно душой, а тело лишь оказывает при этом необходимое содействие душе, то, в первую очередь, следует излечивать именно душу. А с учетом кратковременности человеческой жизни на земле и определяющем значении результатов этой жизни для жизни вечной, только излечение души и приобретает обоснованный смысл жизни человека на земле, как необходимое средство для достижения Царства Небесного, то есть вечного блаженства в соединении с Богом.
«Итак, мы воскреснем, так как души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы во огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благое, как солнце, воссияют вместе с ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него, и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Святым Духом, в бесконечные века веков».
(Святой Иоанн Дамаскин) (38: 344).
[1] «Основной вопрос психологии есть вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи, или она представляет собою субстанцию, не зависящую от материи?» (1: 476).
[2] Вместе с этим «Зачастую, богословие отвергает достижения научной психологии, а наука в лице своих представителей стремится заменить собой Церковь и пастырство» (185. Гл. «Наука или религия: история конфликта»).
[3] В Библии приведены восемь поименованных случаев воскрешения умерших людей (то есть повторного соединения их душ с их телами, которые они имели при жизни на земле). Из них три — из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея — ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И пять случаев воскрешения — из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44); ученицы Тавифы в Иоппии (Деян. 9: 36-42); юноши Евтиха в Троаде (Деян. 20: 9-12). Кроме того, также говорится о воскрешении, в момент смерти Иисуса Христа, непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27: 50-53).
Отражение, психическое, сознание, идеальное
Философские науки
Похожие материалы
Непременным эмпирическим базисом категории идеального служат многообразные психические явления, которые описываются посредством обыденного языка и в терминах психологии. Поэтому тесная связь категорий психического и идеального не вызывает сомнений. Однако, как только мы пытаемся установить конкретные логические отношения между этими категориями, возникают немалые трудности. Они обусловлены недостаточной определенностью категории психического, тем, что в философских работах термин «психическое» употребляется в разных значениях.
Весьма часто «психическое» означает «сознание», «духовное», «субъективный образ» или даже употребляется как равнозначное «идеальному», что является данью традиции, идущей от тех времен, когда психология пребывала в лоне философии и еще не выделилась в самостоятельную науку. Подобное словоупотребление, конечно, в ряде случаев не мешает пониманию философского текста, но концептуальное соотнесение «психического» и «идеального» тогда утрачивает смысл. Нередко «психическое» берется в значении «психического отражения» (куда включается и психическое отражение животных). Иногда оно выступает в качестве центральной категории психологии, посредством которой обозначается весь круг явлений, изучаемых и описываемых этой наукой. Тут категория «психического» употребляется в двух значениях — широком и узком. В первом случае под ним понимается всякое психическое явление, присущее психике как человека, так и животного, во втором — только психические явления человека.
Не вдаваясь в более подробное рассмотрение различных значений «психического», встречающихся в философской литературе, отметим, что, на наш взгляд, наиболее адекватным является употребление этого термина для обозначения центральной категории психологии. Другими словами, использование термина «психическое» в философских значениях вряд ли целесообразно, ибо он чаще всего лишь дублирует содержание таких философских понятий, как «сознание», «духовное», «субъективный образ», «чувственное отражение» и т.д. Пожалуй, только в одном случае уместно четкое употребление указанного термина в философском смысле — когда речь идет о «психическом отражении».
Заметим, что «психическое отражение» далеко не совпадает по объему с «психическим» как центральной категорией психологии (даже если оставить в стороне специфику философских и психологических понятий). Категория психического охватывает не только субъективные образы и состояния, но также действия и многообразные свойства индивида, которые не могут быть без натяжки подведены под категорию отражения, например темперамент, характер и др. Понятие же психического отражения фиксирует главным образом те отражательные акты, которые совершаются в форме субъективных образов и состояний (в отличие от актов отражения в неживых системах и в простейших биологических системах, а также в определенных звеньях сложных биологических и социальных систем, которые исключают наличие каких-либо ощущений или эмоциональных состояний).
Учитывая, что психология в настоящее время стала самостоятельной научной дисциплиной, следует рассматривать категорию психического в качестве психологического, а не философского понятия. Это, конечно, не влечет отрицания тесных (исторически и логически обусловленных) связей между философией и психологией, между психологическими категориями и рядом философских понятий. Вместе с тем важно не упускать из виду специфику философской проблематики и соответственно содержания философских понятий. Хотя философские понятия сознания, мышления, идеального могут вполне корректно интерпретироваться посредством некоторых психологических понятий, вопрос о границах такой интерпретации остается в силе.
Предварительный логический анализ важен тут еще и потому, что одни и те же термины, используемые в философии и психологии, обозначают нередко далеко не тождественные по содержанию понятия: скажем, понятие сознания в философском смысле не тождественно понятию сознания в психологическом смысле. Содержательная близость этих понятий не должна заслонять их различий. Философское понятие сознания более абстрактно, определяется путем логического соотнесения с понятием материи. Оно интегрально отображает (и в наиболее общем виде) многообразие явлений человеческой психики, в то время как психологическое понятие сознания более дифференцировано, более конкретно по содержанию, обусловлено эмпирической феноменологией, описанием интроспективных данных и обобщением результатов психологических экспериментов.
Для ряда философских целей весьма полезно и продуктивно использование психологических понятий и обобщений как средства интерпретации, конкретизации и развития собственно философских утверждений и концепций. В этом проявляется, в частности, необходимая связь философии с наукой и практикой, что усиливает обратное мировоззренческое и методологическое воздействие философии на общественную практику и процесс научного познания.
Так, философский анализ структуры сознания, взаимосвязи категорий сознания и познания, чувственного и рационального предполагает опору на эмпирические обобщения психологии, использование новейших результатов психологических (а иногда и психопатологических) исследований. Вряд ли возможен в настоящее время глубокий философский анализ особенностей чувственного отражения без учета достижений психологических, а также некоторых психофизических и психофизиологических исследований, имеющих своим объектом ощущения и восприятия. Принципиальное значение для разработки диалектики чувственного и рационального в познании представляют, например, данные о категоризованности всякого восприятия, что особенно убедительно показано Дж. Брунером.
Все это говорит о наличии существенных связей между философскими и психологическими понятиями, показывает правомерность интерпретации ряда философских категорий посредством психологических понятий, обобщаемых категорией психического. Ниже мы будем употреблять категорию психического в узком смысле, специально оговаривая случаи ее употребления в широком смысле.
Вполне корректно утверждение, что сознание как отражение действительности есть психическое, что вне и помимо психического сознание не существует. Такого рода интерпретация философской категории сознания не означает, конечно, сведения сознания к психическому. Этим лишь конкретизируется одно из содержательных «измерений» категории сознания, ограничивается сфера существования сознания, устанавливается необходимая связь философского понимания сознания с эмпирической фиксацией явлений сознания в психологии и в терминах обыденного языка, в котором аккумулирован исторический опыт познания человеком своей психики.
Категория психического, помимо явлений сознания, охватывает многие другие объекты психологического исследования, в том числе и бессознательно-психические явления. Последние описываются обычно весьма нечетко. К ним относятся крайне разнообразные явления — как содержательно-определенные состояния и структуры интеллектуальной деятельности, так и психические регуляторные механизмы, явно не осознаваемые. Существуют к тому же и весьма различные истолкования того, что именуют бессознательно-психическим. Эти вопросы требуют специального исследования, что не входит в нашу задачу. Для нас важно подчеркнуть следующее.
Независимо от различных истолкований бессознательно-психическое является, по общему признанию, важнейшим фактором человеческой психики, учет которого необходим при философском анализе сознания. Однако понятие бессознательно- психического неправомерно соотносить непосредственно с философским понятием сознания и тем более с понятием идеального. Оно должно соотноситься с психологическим понятием сознания и только в связи с ним может использоваться для интерпретации философского понимания сознания. Поэтому абстрактные определения бессознательно-психического как идеального малопродуктивны.
Психическая деятельность человека представляет собой целостный контур сознательно-бессознательных информационных процессов. Специфика понятия бессознательно-психического обусловлена тем, что оно противопоставляется понятию сознательно-психического. Философское же понимание сознания охватывает и интегрально выражает не только сознательно- психическое, но и нерефлексируемые компоненты и структуры субъективной реальности, т.е. то, что в психологии рассматривается как разновидность бессознательно-психического. Отсюда следует, что по крайней мере некоторые бессознательно-психические феномены имеют существенное значение для понимания структурных, содержательных и процессуальных аспектов субъективной реальности. Но здесь необходим конкретный анализ, способный уточнить, какие именно бессознательно-психические феномены связаны с субъективной реальностью и какова мера этих связей. Абстрактное же утверждение, что все бессознательно-психические явления суть явления идеальные, представляется нам некорректным.
Мы еще вернемся к обсуждению этих вопросов. Предварительно лишь уточним один теоретически важный момент — различие между понятиями «психическое» и «психика». Первое характеризует всякое аналитически вычленяемое психическое явление (ощущение, эмоциональное состояние, мысль и т.п.), а также и всевозможные их синтезы; второе выражает только конкретный интеграл психических явлений. Например, ощущение есть психическое, но ощущение не есть психика, оно — элемент психики. Нельзя говорить, что всякое психическое есть психика, хотя любое психическое явление существует только в качестве элемента, фрагмента психики. Вместе с тем допустимо говорить, что психика есть психическое, ибо психика, несмотря на свою структурную сложность, может браться в ряде контекстов абстрактно, как единственное, и в этом смысле удовлетворять понятию психического.
Всякое отдельное психическое явление несет на себе печать той целостности, из которой оно извлечено. И эта целостность допускает различные способы дискретизации и, следовательно, различные наборы отдельных психических явлений, которые полагаются в качестве эмпирических объектов исследования и затем обусловливают ход теоретической реконструкции целостности.
Понятие психики в психологии, выражающее момент целостности (всегда личностной, индивидуализированной), является однопорядковым с философским понятием субъективной реальности как целостного духовного образования, включающего различные компоненты. Когда мы называем явление психическим, то всегда имеем в виду какой-либо компонент психики или психику в целом. Аналогично, когда речь идет об идеальном, подразумевается либо целостная субъективная реальность, либо ее отдельные компоненты.
Весьма часто возникает теоретическая необходимость четко указать конкретный смысл, в котором употребляется категория идеального: как целостная субъективная реальность или как всякое отдельно вычленяемое явление субъективной реальности. Одно дело, когда мы говорим: сознание идеально (здесь чаще всего акцентируется субъективная реальность как целостность); другое дело, когда утверждаем, что ощущение идеально. Оба этих содержательных плана категории идеального находятся в диалектическом единстве.
Подчеркнем, что аналитический план категории идеального весьма важен при исследовании структуры субъективной реальности, ее внутреннего многообразия, а также при размежевании различных подходов к проблеме идеального и выяснении их правомерности. Так, некоторые авторы, следуя определенным классическим традициям, ограничивают идеальное только абстрактно-логическим и понятийно-всеобщим. При таком подходе ощущение, чувственный образ, эмоциональное переживание не могут быть названы идеальными, что порождает серьезные теоретические неувязки, ведет к отказу от определения идеального как субъективной реальности.
Аналитический план содержания категории идеального предполагает специфическую задачу интерпретации явлений субъективной реальности посредством психических явлений, т.е. образует специфическую плоскость соотнесения категорий идеального и психического. По нашему убеждению, всякое явление субъективной реальности должно быть интерпретировано в качестве психического явления. Но, разумеется, не всякое психическое явление (в том числе не всякое бессознательно-психическое явление) может быть интерпретировано в качестве идеального. В равной степени все «целостные» характеристики субъективной реальности могут весьма плодотворно интерпретироваться посредством характеристик психики.
Таким образом, философское понятие сознания, а следовательно, и понятие идеального нельзя считать более широким, чем понятие психического. Тезис «сознание есть психическое» имеет принципиальный мировоззренческий и методологический смысл. Его принятие исключает объективно-идеалистическую и дуалистическую трактовки сознания (и идеального) как некоей сущности, находящейся за пределами психики реальных человеческих индивидов, как особой духовной субстанции.
Вместе с тем указанный тезис имеет важное методологическое значение при анализе проблемы сознания и в общественно-историческом плане, ибо не позволяет выносить сознание за пределы деятельной способности социальных индивидов и «помещать» его в «готовых» результатах сознательной деятельности, в социальной предметности как таковой. Сознание (идеальное) неотчуждаемо от психического, не существует вне и помимо психики реальных социальных индивидов.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Идеальное и материальное понимание психики
Теория единства.
Теория механического тождества.
Психфизиологического параллелизма.
Теории психики.
Уровни психического отражения.
Основные функции психики:
Структура психики:
1. Отражаемое (весь мир)
2. Отражающая система (органы чувств)
3. Отражённое психическое явление.
Психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные прямые не пересекаются и не влияют друг на друга. Т.О. предполагается наличие души, которая связана с телом, но живёт по своим законам.
Наоборот утверждает, что психические процессы по сути своей и есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток теории – психика приравнена к нервным процессам, не выделены качественные различия.
Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны, Психические явления соотносятся с совокупностями физиологических процессов.
Идеальное понимание психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно независимо от материи. Психика с точки зрения идеалистов – это проявление бесплотной нематериальной основы («Абсолютный дух», идея).
— психическое отражение идеально
— психические явления нельзя измерить обычными единицами измерения
— они доступны только самому человеку
-психическое отражение может осуществляться в различных формах, каждая из которых – это особый способ познания мира.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Отрасли психологии. Представление о психике в традиционной науке
Функции психики
Представление о психике в традиционной науке
Согласно научным представлениям психика идеальна, но ее функционирование связано с работой головного мозга и нервной системы. В ходе биологической эволюции психика возникла для обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Психикой обладают живые существа, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия.
1. Познавательная – способность строить образ внешнего мира и самого живого организма
2. Регулятивная – способность регулировать свое поведение. Чем сложнее среда, тем сложнее должны быть психические регуляторы поведения. Личность – психическое образование, позволяющее человеку эффективно регулировать свою деятельность.
3. Коммуникативная – способность передавать информацию.
Чаще всего психологию делят на общую психологию и специальную психологию.
Общая психология – изучение познавательных процессов, изучение личности, ее индивидуально-психологических особенностей, эмоции и воля.
· инженерная психология и эргономика
История развития психологии
Этапы становления психологии.
1. Донаучный (Первобытный мир). Впервые человек задумался о душе (из-за снов)
2. Философский – накопление знаний о психике, получаемых с помощью умозрительных рассуждений (яркий этап – 4 век до нашей эры, Аристотель, Платон). «Душа – способ существования тела, если глаза – это тело, то душа – это зрение»
3. Научный – начало научной психологии связано с проведением первых экспериментов, опытов – научных методов. (1879г – в Лейпциге открыта первая лаборатория – основатель В.Вундт). Изначально исследования опирались на слова Декарта, предмет исследования – сознание, цель – изучить, как оно устроено, разложив на простейшие элементы. Вундт использовал метроном, следовательно, сознание ритмично, объем сознания почти безграничен.
В 19 веке существовало два подхода к изучению сознания.
1. Структурализм (представитель – В. Вундт) – найти элементы сознания.
2. Функционализм – выяснить функции сознания (представитель – У. Джеймс)
Джеймс основал лабораторию в 1881 году в США. Сознание по Джеймсу – картиночка с фокусом и сферой. Метод исследования в обоих подходах – интроспекция (люди наблюдают за собой сами).
Начало 20 века – кризис психологии.
1. Психология сознания зашла в тупик (не смогла достигнуть поставленной цели)
2. Нет выхода на практику (негде применять полученные знания)
3. Отсутствие методов исследования, дающих более объективные результаты.
1. Изменение предмета психологии на изучение поведения – бихевиоризм
2. Сознание нельзя разложить на элементы – гешлатьтпсихология (критика структурализма)
3. Изменение предмета на бессознательное – психоанализ.
Представление о психике в традиционной науке
Понятие о психике
1. Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.
2. В ходе биологической эволюции психика возникла как необходимость обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю, психика – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Психикой обладают живые организмы, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия – те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ (объективный критерий психики А.Н. Леонтьева). Например, движение объекта, звук, свет не служат пищей и не разрушают организм, но они взаимосвязаны с биологически значимыми объектами. Способность реагировать на них существенно повышает возможности выживания живых существ.
3. Основные функции психики – регулятивная, познавательная, коммуникативная, предусматривающие, как минимум, отражение, то есть построение индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует организм, тем сложнее регуляторы активности живого существа.
Основные разновидности психических регуляторов активности человека [60]:
отображения объектов (любых предметов, природных, социальных, культурных процессов и систем, людей и продуктов их деятельности, включая теоретические и информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств) и репрезентативные образы (представления памяти, воображения);
отображения субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: потребности, эмоции и чувства, характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности, мировоззрение, ценностные представления;
отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» – знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях и обобщенный «Я-образ» или «Я-концепция» – я в прошлом, ныне, в будущем, я среди других, как член группы, я как представитель профессиональной общности, я как неповторимая индивидуальность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет