Как вы понимаете врачебное призвание
Как вы понимаете врачебное призвание
Прочитал я в нашей славной «Медицинской газете» статью В.Беляевой «Поклянись, вступая….» И подумал: да, живёт, живёт в нашей стране проблема призвания к докторской профессии, уже более 110 лет. Ещё в «Записках врача», первое издание которых вышло в 1903 г., В.В.Вересаев много говорил об этом. Да и затем очень многие наши крупные медики высказывались на эту тему. Их старательно цитирует в своей статье В.Беляева. И тезис этот в теории звучит убедительно. И вроде аксиома это: «Чтобы стать хорошим врачом, человеку нужно призвание». Но…
Но, скажите, а чтобы стать хорошим лётчиком, разве не нужно призвание? А хорошим слесарем или парикмахером? Очень даже нужно! Цитат и примеров этому можно привести сколь угодно много. Например…
Наличие склонности к тому или иному делу, призвание, талант – важные качества, необходимые для формирования хорошего специалиста любого профиля.
И всё же, нельзя не вспомнить доброе старое юридическое правило: «Audiator et altera pars» – «Пусть будет выслушана и другая сторона». Можно привести не меньшее число примеров из жизни людей, вроде бы не имевших поначалу никакого призвания к избранной профессии, но тем не менее ставших впоследствии крупными специалистами своего дела.
Известный русский терапевт профессор С.П.Боткин в молодости имел склонность к математике, готовился к математической карьере и поступил на медицинский факультет совершенно случайно. Всё же в последующем он стал одним из самых авторитетных врачей и учёных своего времени.
Немец Теодор Бильрот имел с детства склонность к музыке, делал в ней большие успехи и медицинское образование получил, лишь уступив настоянию родителей. В результате из этого, казалось бы, не имеющего призвания к медицине человека получился блестящий врач, один из корифеев медицинской практики и науки, хирург с мировым именем, увековечивший себя разработкой множества операций, которые производятся и сегодня и носят его имя.
Знаменитый отечественный хирург Н.И.Пирогов рос в семье казначея военного ведомства, не имея какого-либо определённого представления о медицине, и на медицинский факультет поступил случайно, по совету знакомого своего отца – известного московского врача Е.О.Мухина. Несмотря на это, Н.И.Пирогов стал одним из самых выдающихся хирургов, известных не только в России, но и во всём мире.
Думается, что достаточно примеров, показывающих, что не всегда призвание явно наличествует в начале карьеры выдающихся медиков.
Кроме того, прежде чем говорить о призвании, следует определиться: а что же это такое – призвание?
В известном словаре С.И.Ожегова говорится, что «призвание» – это «склонность к тому или иному делу, профессии» или «жизненное дело, назначение». Профессор Б.Г.Кравцов считал, что призвание – это «совесть, способность, интерес». И.А.Кассирский рассматривал призвание как «зов сердца».
Можно видеть противоречивость этих определений. Определение Б.Г.Кравцова даёт право считать, что призвание сродни таланту (врождённому, биологическому свойству) в сочетании с приобретаемыми – интерес, совесть. Ожеговское определение – «склонность к тому или иному делу» – это скорее расширенное изложение того же самого термина «призвание», чем расшифровка сути этого явления. А уж «зов сердца» – скорее романтическое представление, чем информативное определение. В целом же можно видеть, что все говорят о каких-то физиологических, психологических или суммарных, личностных и, возможно, социальных качествах человека. Что же это за качества?
Вот перечень (очень краткий, неполный) известных личностных положительных свойств человека: трудолюбие, коммуникабельность, внимательность, чуткость, отзывчивость, мягкость, тактичность, терпимость, великодушие, обходительность, мудрость, коллегиальность, честность, усидчивость, решительность, настойчивость, выдержка, хладнокровие.
Сразу возникает вопрос, какие же из них нужно иметь человеку, чтобы стать хорошим врачом? Все? Несколько? Или достаточно одного из них?
Н.И.Пирогов был одним из самых великих хирургов XIX столетия. Не исключаю, что у него были все вышеуказанные качества. Однако нет никакого сомнения, что великим его сделало одно из них – трудолюбие. Читая его «Дневник старого врача», в этом можно легко убедиться.
Человечество знает много блестящих специалистов своего дела, которых таковыми сделал в первую очередь огромный труд.
В советский период вопросами профотбора, в том числе и в медицину, занимались много и серьёзно. И многие специалисты отмечали, что как только мы переходим к применению этих положений на практике, то сразу возникают непреодолимые трудности.
В частности, сразу возникал вопрос: а кто точно знает, какие именно свойства нужны для того, чтобы стать хорошим врачом? Или: много ли вы знаете людей, обладающих всеми этими качествами в том возрасте, когда надо выбирать профессию медика?
Медицина, физиология давно показали, что многие психофизиологические качества личности не могут считаться раз и навсегда данными, постоянными, устойчивыми. В юности во все времена, тем более сегодня, у большинства людей превалирует эмоциональная сторона функции центральной нервной системы, а из свойств – эгоизм, эгоцентризм, высокомерие, заносчивость, жёсткая категоричность («юность жестока»), безжалостность, малая коммуникабельность со старшим возрастом и т.д.
Отсюда: если исходить из вышеуказанных представлений о необходимых для врача психофизиологических качествах, то большинство современных молодых людей не могут быть приняты в медицинские учебные заведения.
Кроме того, одной из кардинальных проблем применения требования «призвания» становится вопрос: кто же и как должен определить наличие призвания для желающих поступить в тот или иной вуз? Сам молодой человек? Или его родители? Или школа? Или какие-то комиссии?
В Древней Спарте склонность к профессии определяли следующим образом: в просторном зале выставляли множество различных предметов, орудий, инструментов, предназначенных для выполнения той или иной работы. В зал открывался доступ детям, которым доставлялась свобода выбора инструментов для игр, различных поделок. По истечении определённого срока у детей обнаруживалась склонность к тому или иному роду деятельности, и тогда родители без колебаний избирали для них соответствующую профессию. Такой выбор деятельности, как правило, оправдывался в последующем — люди, избравшие свою профессию таким путём, добивались наибольших успехов в работе. Однако, как это сделать на практике? Ведь то, что было пригодно в Спарте, малопригодно сегодня.
Спартанскому методу примерно соответствует предлагаемый некоторыми учёными: пусть поступающие в медицинские институты и училища год поработают санитарками и нянями. Подежурят бессонными ночами у постели тяжелобольных. И если они выдержат, значит, годятся в медики. Увы, увы! Если бы всё обстояло так легко! Нетрудно показать, что никакой гарантии выявления призвания такой отбор не даёт. Проверено в советские времена много раз.
Большое значение придаётся также привлечению в медицину детей медработников. Представляется, что юноши и девушки, выросшие в семьях медработников и решившие посвятить себя той же профессии, — это действительно люди, имеющие склонность к медицине. Однако и это мнение едва ли можно считать априорным. Преемственность поколений во врачебных семьях ещё не гарантирует от ошибок в выборе профессии будущего врача. Разве все дети во врачебных семьях мудры, человеколюбивы, добры и наделены способностями или очень трудолюбиво воспитаны? Отнюдь!
В.Беляева предлагает выявлять призвание, проводя собеседование до поступления в медвуз. Было это, было… Проходили мы такой этап. В советское время собеседованию уделяли очень много внимания и времени, и… не дало оно ничего. Ну не помогает никакое собеседование выявить у сидящего перед тобой 18-летнего призвание, и всё!
Из вышесказанного можно понять, что благое намерение или пожелание о необходимости «призвания» к профессии врача на практике чрезвычайно трудно претворимо в жизнь.
Кроме того, нельзя не отметить ещё одну нереальность требования призвания у каждого абитуриента медвуза. Допустим, мы согласимся с утверждением, что призвание, талант в данной области обязательны для формирования высококвалифицированного специалиста. В наши медицинские вузы ежегодно поступают десятки тысяч молодых людей. Можно ли серьёзно утверждать, что все они должны иметь призвание? Едва ли, если мы не хотим желаемое выдать за действительное. Ведь «врачебное призвание» – это не пустые слова. Хороший врач, врач, как говорят «от Бога» – это то же самое, что хороший писатель, хороший артист.
Если сегодня мы видим столько серости в таких, казалось бы, «самим Богом» положенных иметь этот «божий дар» профессиях, как писательская, актёрская, композиторская и т.д., то, что же говорить о врачах? Талант среди рода человеческого не такой уж частый гость, да и призванных не столь уж много.
Как же быть со всеми этими сложностями сегодня и отрицать ли нам необходимость призвания для того, кто хочет стать хорошим врачом? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Однако можно на него взглянуть с разных точек зрения, спокойно оценить и другие мнения.
Во-первых, признать, что призвание нужно и важно, однако его выявление на практике встречает большие трудности и нельзя рассчитывать на его наличие у всех желающих стать врачами.
Во-вторых, а что если поставить вопрос так: каждый студент может стать хорошим врачом, даже если у него на первых порах нет призвания.
Едва ли есть сомнение, что задатки хороших качеств есть у всех молодых людей и педагогам медвузов надо в течение всех 6 лет обучения стараться разбудить и развивать качества, из которых складывается призвание – интерес к предмету, чуткость, сострадание, стремление к самосовершенствованию, самопожертвованию и др. И вот здесь-то важнейшим элементом подготовки хорошего врача из каждого студента является фигура педагога. Очень многое зависит от его умения, хотения, добросовестности.
Известный польский врач и просветитель Владислав Беганьски ещё очень давно писал: «Реформируйте систему изучения медицины. Не только о знаниях там должна идти речь, но и о сердце. Развивайте в учениках сочувствие, прививайте им сознание долга. Учите, что больной не только «более или менее интересный патологический случай», но и несчастный человек, наш ближний, и учите при этом не только словами, но и собственным примером».
И именно здесь просто неоценимо «призвание» самого педагога медицинского вуза. От его умения зависит очень многое.
Сумеет преподаватель разбудить эти качества, заронить в душу будущего врача стремление к постоянному самосовершенствованию, трудолюбию, чуткости, умению общаться с людьми, наряду с постоянным пополнением профессиональных знаний – и задача воспитания хорошего врача во многом будет решена.
Каждый преподаватель вуза сам должен стать образцом для будущего врача. «Личный пример воспитателя – это луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», как говорил замечательный педагог К.Д.Ушинский.
Тем более что гол в ворота призвания сегодня раз и навсегда забит Минобрнауки в виде ЕГЭ. Молодые люди будут поступать в медвузы вовсе не по призванию, а по баллам ЕГЭ. И никуда никто от этого не денется, ибо это закон, против которого, как известно, не попрёшь.
Ибрагим ШАМОВ, профессор.
Махачкала.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВРАЧОМ. ПРИЗВАНИЕ ИЛИ ВЫБОР?
Каждый ребенок в детстве мечтает о своей будущей профессии. Все это выглядит в ярких и красивых красках. С возрастом понимаем, что нужно определяться с профессией и тут ставится один из главных выборов в жизни человека. Если профессию выбрать не верно, то работа не будет удовлетворять ни морально, ни материально. Поэтому перед выбором стоит хорошо подумать и оценить все риски, плюсы и минусы будущей профессии. В этой статье мы поговорим о выборе профессии врача. О необходимости этой профессии в нашей жизни, о становлении профессионала своего дела, и просто о призвании человека быть доктором.
Рассмотрим, какой трудный путь нужно пройти, чтобы стать доктором и добиться успеха в этой профессии, как не ошибиться в выборе этой профессии. Обсудим все плюсы и минусы в профессии врача. Чтобы сделать правильный выбор в своей жизни.
Чтобы стать доктором, нужно пройти нелегкий путь. Сначала хорошо учиться в школе, углубленно изучать биологию и химию, профильные предметы. Потом поступить в университет, что не так легко, конкурс всегда очень большой, а контракт, очень дорогой, поэтому не каждый может себе это позволить. Далее проучиться тяжелых шесть лет в университете, потом два-три года интернатуры, что зависит от выбора профессии.
Выбор специализации тоже нужно сделать осознанно и понимать, что больше привлекает в медицине, какое направление. И наконец-то можно сказать, что получили профессию врача. Но на этом путь учения доктора не заканчивается, и всю оставшуюся профессиональную деятельность врач будет учиться, повышать свою квалификацию и сдавать экзамены, ведь если врач не развивается и не идет в ногу со временем, теряется смысл этой профессии.
Всегда должен быть живой интерес к своей профессии. Каждый день наука придумывает, что-то новое, совершенствуется лечение, появляются новые химические формулы, следовательно, новые препараты. Необходимо посещать конференции, читать новые статьи, изучать новые протоколы и приказы. Только тогда можно будет сказать, что это призвание, а не выбор.
Врач должен обладать: острым умом, пониманием, сочувствием, отличной памятью, стрессоустойчивостью, тактичностью, терпением и выдержкой, уметь найти подход к пациенту, проявлять гуманность и сочувствие к боли человека, также вы должны быть готовы выполнять все за маленькую зарплату. Каждый пациент уникален, к каждому нужно уметь найти подход. Придется жертвовать личным временем, семьей.
В заключение стоит отметить, что при выборе профессии очень хорошо следует подумать. Если же все-таки ваш выбор упал на профессию врача, наберитесь терпения, чтобы дойти до конечной цели. Путь будет нелегким, но, если вы сделали правильный выбор, то получите удовольствие от работы, принесете большую пользу обществу, спасете не одну человеческую жизнь. Ваш труд обязательно оценят по достоинству.
«Вы знали, куда шли!» Почему я стал врачом, но не могу смириться с нищенской зарплатой и ужасными нагрузками
Давным-давно, где-то на стыке веков, подходило мое время оканчивать школу. Да, так любимая всеми школьная пора уверенно двигалась к своему логическому завершению — надо было определяться с выбором будущей профессии. Я не был круглым отличником. Даже не всегда был хорошистом. Математика, физика и геометрия у меня даже не хромали, скорее, бесконечно падали, ломая свои катеты и гипотенузы, настолько я их не понимал (что, кстати, невероятно бесило отца, весьма матерого инженера-физика). Гуманитарное направление не привлекало меня в принципе, хотя по русскому языку я имел твердую пятерку. Но история, обществознание и литература туда же. я не видел перспективы дальнейшего приложения этих знаний.
А вот химия и биология у меня всегда были на высоте. Они не просто хорошо шли, они мне именно нравились, вызывая стремление познавать. И я учил. Ну а к середине 10-го класса по совокупности предметов определился список факультетов для дальнейшей учебы: сельскохозяйственный, эколого-биологический и медицинский. Поэтому, взвесив все за-против, я начал готовиться к поступлению на медфак. Меня никто не уговаривал и не отговаривал. В моем роду не было врачей и других медицинских работников. Я не поступал по блату. По сути, я как раз-таки из тех докторов, которые в этой нелегкой профессии всего добивались своими силами. Но! Хотел ли я тогда быть, то есть работать врачом? Я не раз задавал себе этот вопрос, и, вы знаете, я не могу не него ответить. Даже себе. Итак, давайте рассуждать.
Данный монолог я бы хотел построить на фразе, которую так часто теперь можно услышать от любого человека. Этой фразой люди как бы пытаются объяснить положение врачей (да и вообще медработников) в обществе: «Вы знали, куда шли!» Чрезмерная нагрузка, отсутствие должного оборудования, низкие зарплаты, часто невыносимые условия труда — всё вложено в это высказывание.
Видите ли, я, допустим, не знал, куда шел. И мало кто знает. Причина проста: врачевание — это работа с людьми. А по нынешней системе образования студента подпускают к пациенту курсе на третьем. До этого времени изучаются фундаментальные науки о строении и функционировании человека, сдаются первые сложные экзамены, всё время тратится на то, чтобы не вылететь с факультета. Тут не до мыслей о будущем, выспаться бы успеть.
Проходит три года, и, хоп, перед будущими докторами, как говорят преподаватели, их первый пациент. И тут как повезет! От этого первого контакта зависит многое. Я не помню первого. Но помню одного из первых! Огромный потный мужик с необъятным пузом и весьма скверным (это я потом узнал) характером. Знаете, что он мне ответил на «Здравствуйте, это вы — Такой Такойтович?»? «Пошел-ка ты, очкастый!» — пробасил мне Такойтович, оторвав глаза от журнала и опустив их обратно. Я не нашел, что ответить. Но смутные зерна сомнений уже были посеяны. Вы представляете, сколько таких людей вокруг? Которые живы только потому, что существует статья 105 УК РФ. Да никто не представляет! Я не знал, что за невинный вопрос можно получить направление в эротическое путешествие. И это еще мелочи! Регулярные нападения на бригады скорой помощи, распускание рук всякой пьянью в приемном покое и другие проявления пациентской агрессии периодически будоражат общество. А противопоставить-то нечего! Потому что нам со студенческой скамьи в головы вбивают про этичное и деонтологичное отношение к пациентам. Но про уважение к доктору людям, видимо, рассказывать некому. Он же «знал, куда шел».
Пока длилось наше медицинское становление, нам регулярно говорили, что, когда «вы закончите учебу, всё будет хорошо и по-другому». Ну, по-другому оно стало — бесконтрольная модернизация и оптимизация, сокращения и увольнения, ликвидация и слияние медицинских организаций. Непропорциональное увеличение нагрузки, бессонные ночи, несколько мест работы — неполный список того, как сейчас работают врачи. И это не хорошо! А пациенту, видите ли, не нравится, что врач вышел к нему среди ночи заспанный, в мятом халате, с красными глазами! Пьяный, наверное. Ну его, у меня всё само пройдет, я лучше жалобу на него накатаю, типа, бухает на работе. А то, что доктор «с дня-в ночь-и снова в день», потому что у него жена, дети и ипотека, это никого не волнует. Он же знал, куда шел.
Многие уверены, что врачи должны работать по зову долга и сердца. В этом и заключается то самое благороднейшее врачебное призвание. Но хватит патетики, теперь очевидный факт. Большинство врачей работают потому, что хотят кушать. А чтобы кушать, надо работать. Он не умеет выращивать и обрабатывать зерно, не знает, как поднять и посадить пассажирский лайнер, и ни капельки не понимает в бухгалтерском учете. Он врач, он людей лечить умеет. И за это, вполне естественно, он получает зарплату. Не за долг и призвание, а за фактическую продукцию — здоровье человека. Завод выдает станки и тракторы, пекарня — свежий хлеб, так же и врач — сохраняет и восстанавливает самое ценное для человека. Вот жаль только, что это «самое ценное» весьма скромно оплачивается государством. Но врач терпит, он же знал, куда шел.
Нам часто ставят в пример медицину СССР, мол, было лучше – быстрее, качественнее и бесплатнее. Что греха таить, может, так оно и было. И были те доктора, которые работали за идею, которых уважали и любили. Но нет давно Союза. И многих тех врачей уже нет. Есть суровая современная российская реальность, в которой пышно цветет и развивается сфера «медицинских услуг». В которой пациент давно уже стал клиентом, который всегда прав (но в большинстве случаев оказывается наоборот). В которой благодаря навязанным стандартам и схемам лечится болезнь, а не человек. Но хорошие врачи будут всегда! И, несмотря на все приказы и указы, они будут помогать, лечить и выхаживать. Потому что знали, куда шли.
Профессия: врач
Врачи всегда были в почете. Эта древнейшая профессия веками набирала популярность, медицинские знания крепли и систематизировались. Это сделало профессию врача не только востребованной, но и высокооплачиваемой.
Сегодня поговорим о плюсах и минусах профессии, о том, где и как учиться на врача, сколько лет жизни нужно на это потратить и как это потом воздастся (об этом расскажут реальные врачи).
Врач – профессия или призвание?
От решений, которые принимает врач, зависят жизни и судьбы людей. Если он ошибется, кто-то может умереть. Поэтому врач должен владеть обширными теоретическими и практическими знаниями в медицине.
Но выучиться на врача еще недостаточно. Во врачебной практике невозможно обойтись без постоянного пополнения багажа знаний.
Врачи нередко сталкиваются с незнакомыми и сложными диагнозами. Они должны быть в курсе новых исследований и стандартов современной медицины. Это значит, что врач перестает учиться, только когда он перестает быть врачом.
«Все профессии – от людей, и только три – от бога: педагог, судья и врач». Сократ, древнегреческий философ
Но хватит ли просто знаний? Вряд ли. Без желания помогать людям, без терпения и усердия работать врачом будет непросто, а может, и вовсе невозможно. Врач – не только профессия, но и призвание.
История профессии
Врачеватели были еще в первобытные времена. Ученые выяснили, что наши далекие предки умели накладывать швы, править переломы и не прочь были полечить зубы. Даже трепанация черепа была в ходу.
Только древние врачи не были врачами в привычном тебе понимании. Они больше походили на жрецов – руководствовались заклинаниями, жертвоприношениями, а за лекарством от зубной боли обращались к духам.
Развитие медицины как науки началось с Гиппократа. Именно его клятву о «не навреди» дают все студенты-медики.
Развитие профессии чуть не завершилось в средневековой Европе. Все благодаря инквизиторам, которые преследовали ученых и обвиняли их в ереси. А почему? Да потому что ученые эти, в научных целях, выкапывали и вскрывали трупы, чтобы проникнуть в тайны строения человеческого тела. Плохо конечно, но без этого медицина бы не развилась до той, которой мы пользуемся сегодня.
Признали научную медицину уже в эпоху Возрождения: открыли рентген, появились первые вакцины, анестезия, инсулин. Тогда же началось распределение крови по группам. А после уже и операции научились проводить без привлечения потусторонних сил.
Плюсы и минусы профессии
Врач – уважаемая профессия, у которой, как у любой уважаемой профессии, есть свои плюсы и минусы. Давай обсудим.
Плюсы профессии
Итак, что хорошего в профессии врача:
Минусы профессии
Ну и минусы, конечно, тоже есть:
Как ни крути, решать тебе, с какими минусами мириться, а с какими нет. Главное, ты теперь знаешь, что они есть.
Противопоказания и показания
Во многих профессиях есть противопоказания к работе, и профессия врача – не исключение. При приеме на работу все супергерои проходят медкомиссию.
Противопоказания
И врачом работать не возьмут, если есть:
Лучше заранее пройти медкомиссию перед поступлением в медвуз, чтобы знать наверняка, сможешь ли ты работать в медицине.
Показания
А вот какими способностями нужно обладать, чтобы стать хорошим врачом:
Если ты подходишь по всем параметрам, а вот с памятью беда, не вешай нос — память можно прокачать.
Личные и профессиональные качества
Необходимые личные качества
Но всего перечисленного недостаточно. Ведь, как ты помнишь, врач – это не только профессия, но и призвание. Поэтому без некоторых личностных качеств тоже не обойтись. Каких?
Профессиональные навыки и знания
А теперь о самом интересном – о том, что нужно знать и уметь, чтобы стать врачом.
Выучиться на врача можно в специальном высшем образовательном учреждении. Чтобы поступить в такое заведение, нужно знать биологию, химию, русский язык и литературу. Не помешают знания по физики, основам жизнедеятельности и здравоохранения.
Выпускающийся врач должен:
Английский – международный язык медицины. Стать настоящим профессионалом своего дела без знания английского не получится.
За годы практики у врача накапливается опыт: как врачебный, так и опыт общения с людьми. Врач учиться понимать, на что жалуется пациент. Обращать внимание на симптомы, о которых больной умалчивает или не подозревает, суметь распознать их и объяснить диагноз пациенту. Врачи работают с разными типами людей и к каждому нужно находить свой подход.
Именно этими знаниями и навыками должен обладать хороший специалист.
Обязанности врача
В первую очередь, в обязанности врача входит лечение пациентов. Он осматривает человека, спрашивает «на что жалуетесь», определяет симптомы заболевания, проводит необходимые анализы и на их основании ставит диагноз. Затем «больному» выписывается лечение, и врач следит за тем, насколько его лечение эффективно.
Также врач должен уметь оказать экстренную медицинскую помощь, а в случае необходимости назначить серию реабилитационных или профилактических мероприятий.
Работой с пациентами обязанности врача не ограничиваются. Он также ведет всю необходимую документацию (карточки пациентов, результаты анализов, справки и отчеты) и регулярно занимается повышением своей квалификации (тут и обучение, и конференции, и съезды, и чтение профлитературы, и обмен опытом с коллегами).
Исследовательская работа тоже может входить в спектр обязанностей врача. Она заключается в проверке и внедрении новых лекарственных препаратов, в разработке новых методов диагностики, в поиске способов лечения пока неизлечимых болезней.
Просветительская деятельность врачам тоже не чужда. О том, как правильно чистить зубы, почему надо мыть руки и как сохранить зрение, врач тебе обязательно расскажет.
Ответственность и полномочия
Врач должен соблюдать все морально-этические принципы. И не просто «должен» — он дает клятву, в которой клянется не причинять вреда здоровью пациента, заботиться о нем, помогать и не разглашать историю болезни.
Врач обязан быть честным с пациентом и ответственным за свои слова и действия. Ведь он в ответе за жизнь своего пациента!
Он не имеет права скрывать от пациента его диагноз, каким бы безрадостным этот диагноз ни был. Плюс, врач должен уметь доступным языком объяснять пациенту все особенности его болезни и лечения. При выходе из кабинета врача у человека не должно остаться вопросов.
Ну и, разумеется, интимная связь между пациентом и его лечащим врачом недопустима.
Такая ответственность не может не сказываться на полномочиях. Врач вправе выписывать пациенту то лекарство, которое он считает нужным. А может и отказать в лечении, если «больной» не выполняет все его предписания. Еще из приятного: врач может передать часть своих обязанностей медсестре (в рамках своей компетенции, конечно).
Особенности профессии
Есть еще несколько особенностей профессии, о которых тебе нужно знать, если ты решишь стать врачом.
Медицина продолжает развиваться, а люди не перестают болеть. Поэтому, несмотря на все плюсы, минусы, трудности и противоречия, профессия врача всегда будет нужной и почетной.
Карьера врача
В профессии врача есть несколько направлений деятельности:
Карьерная лестница врача строится еще с вуза и интернатуры. Они дают базовые знания, которые годятся для базовой специализации. Чтобы сделать первый шаг по карьерной лестнице, нужно идти в ординатуру. Выпускники ординатуры имеют право работать в больницах.
Плюс, кроме получения базового образования, врачу необходимо регулярно повышать квалификацию. А можно и на профпереподготовку податься. От повышения профессиональной компетенции напрямую зависит и карьерный рост.
Места работы
Врачи работают в государственных медучреждениях (поликлиниках и больницах), в частных клиниках. Специалисты с большим опытом работы часто открывают собственные клиники. Если врач занимается исследовательской деятельностью, то его можно встретить в научных институтах и центрах.
Как стать врачом и где этому учат
Чтобы стать врачом, нужно учиться, учиться и еще раз учиться. В медвузах и колледжах. Обучение длиться не менее 6 лет, после чего идут 1-2 года практики в интернатуре или ординатуре. Только после прохождения практики у будущего врача появляется право прикасаться к пациентам.
В медицинский институт можно поступить как после школы, так и после коллежда. Особого преимущества у выпускников колледжей при поступлении в вуз нет. Однако они уже могут похвастаться базовыми знаниями, наличием небольшой практики и главное, моральной подготовкой к своей будущей профессии.
Медицинские профессии после 9 класса
Если чувствуешь в себе призвание и неконтролируемую тягу к врачеванию, то пойти учиться можно сразу после 9 класса. Вот какие медицинские специальности ты сможешь получить:
Как видишь, путей в медицине немало. Даже после 9 класса есть шанс получить профессию мечты и стать востребованным специалистом.
Где готовят врачей
Почти в каждом городе России есть медколледж или медвуз. Вот тебе небольшой список университетов:
Поступить в эти вузы можно как после школы, так и после колледжа.
Актуальны ли медицинские профессии и сколько за это платят
Тебя наверняка мучает вопрос, какие врачебные специальности самые востребованные, кем надо быть, чтобы работать в частной клинике (или открыть свою), и сколько врачи разных специализаций зарабатывают. Что ж, мы расскажем и об этом.
Во-первых, все врачи нужны и важны. И спрос на рынке труда есть на врачей всех специализаций. А на хороших врачей – тем более!
Востребованные профессии врачей
К самым востребованным медицинским профессиям в нашей стране относятся:
Стоматологи, гинекологи, ЛОРы, и окулисты тоже очень востребованы как раз из-за открытия частных клиник.
Сколько зарабатывает врач
Взгляни на список самых высокооплачиваемых медицинских профессий:
В среднем хороший специалист получает 50 000 руб. и выше. Вот от чего зависит зарплата врача:
Какой бы привлекательной ни казалась зарплата врача, нет смысла тратить 6-8 лет жизни на обучение, если ты идешь работать только ради зарплаты. Для врача этого недостаточно. Всегда помни о том, что это не только профессия, но и призвание. Призвание, наверное, даже в большей степени.
Отзывы врачей о работе
Многие взрослые в детстве мечтали стать врачами, играли в больницу, лечили друзей пластмассовыми скальпелями… Но врачами стали не все. К этой сложной профессии, которой нужно долго и упорно учиться, нужно обладать (или воспитать в себе) определенные качества.
Не все выбирают профессию врача. Кого-то выбирает она. Мы собрали реальные истории людей, которые стали врачами и не жалеют об этом.
Почему я стал врачом
Камила, 33 года, врач-рентгенолог:
Почему я захотела стать врачом? У меня папа врач; я по больницам вместо детского сада шлялась))
А если серьезно, то хотелось помогать людям, быть кем-то типа супергероя. Не знаю, герой я или нет, но, по крайней мере, мне тогда так казалось.
Про ожидание и реальность… Знаете, периодически наступает профвыгорание, когда тебе уже на все плевать. Но потом я вспоминаю, зачем работаю врачом.
Например, когда реально помогаю человеку, особенно, когда сообщаю хорошие новости. Что рак меньше стал, человек стал здоровее… Или наоборот, удается найти нужную патологию и успеть спасти пациента (например, при инсультах – там время на минуты идёт).
И вот именно это сил придаёт.
Виктория, 31 год, дерматовенеролог:
Я не выбирала эту профессию, она сама выбрала меня.
В моей семье до третьего колена нет ни одного врача. Мои родители инженеры, и сама я в старших классах мечтала стать певицей или актрисой. Но моя мама настоятельно рекомендовала мне приглядеться к медицине, в частности, к косметологии, так как это очень прибыльная профессия.
Я согласилась. Скорее из покорности родителям, абсолютно не представляя, что меня ждёт.
Гораздо позже я узнала, что путь к косметологии не близок: 6 лет медицинского университета, затем интернатура или ординатура по дерматовенерологии и только после этого первичная специализация по косметологии.
Студенческие годы давались мне крайне сложно, без энтузиазма, любви и вдохновения. Несмотря на это, я закончила с красным дипломом со средним баллом 4,87.
Жаль, что только на шестом курсе, узнав всю врачебную «кухню», у меня появился искренний интерес к своей профессии. Я подумала: «кто, если не я» будет реально помогать, стоять на страже здоровья людей?
Поэтому я решила сначала освоить терапию и выбрала интернатуру по терапии. Затем мама всё же настояла, и я прошла интернатуру по дерматовенерологии, где влюбилась в эту специальность.
Особенно вдохновлял профессорско-преподавательский состав – талантливые врачи, которые горят своим делом и заражают этим студентов. Меня не пугали пациенты с тяжёлыми кожными заболеваниями, а атлас по дерматологии с ужасающими фото вообще стал моей любимой книгой.
Тогда же я осознала, что косметология совсем не для меня. Мне казалось это несерьезным устранять косметические дефекты стареющих барышень, в то время как где-то мучается от реальной болезни человек, страдания которого я в силах хотя бы немного облегчить.
После окончания интернатуры устроилась в областной кожно-венерологический диспансер. Год работала на поликлиническом приёме и год – в круглосуточном стационаре.
Первое время, конечно, было непросто, но отзывчивые коллеги, благодарные пациенты и страсть к профессии помогали превозмогать трудности и усталость. Это были прекрасные времена!
Сейчас я работаю терапевтом, и эта специальность мне нравится не меньше дерматологии. Для меня огромное счастье видеть моих выздоравливающих пациентов, наблюдать, как они на глазах поправляются, хотя, конечно, не все… А некоторым становится уже лучше, если просто внимательно их выслушать и посочувствовать.
Безусловно, бывают и непростые случаи, и сложные пациенты. Но это нисколько не умаляет моей любви к профессии.
Несмотря на то, что выбор был сделан не мной (родители выбрали за меня), несмотря на то, что учёба давалась крайне трудно и без интереса, сейчас я уверенна, что врач – это действительно моя профессия.
Это одна из важнейших профессий, и я благодарна родителям, которые направили меня нужное русло.
Как говорил Чехов, «если есть в жизни смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье…». Твори добро!
Фильмы о врачах
Если тебе не хватает доводов о важном значении профессии врача, вот тебе список фильмов, связанных с медициной.
На врача учиться сложно, но можно. Эта профессия не исчезнет никогда и никогда не потеряет своей актуальности.
Если решишь стать врачом, готовься к тому, что будет непросто и учиться придется всю жизнь. Читать, сдавать экзамены для подтверждения квалификации (чтобы лицензию не потерять), взаимодействовать с людьми, выдерживать постоянный стресс и не забывать об ответственности.
Но работа в медицине открывает перед тобой огромные двери – двери в мир твоих излеченных пациентов, спасенных жизней и счастливого тебя.
Напиши в комментах, насколько велико твое желание стать врачом по шкале от 1 до 10.