Как вы понимаете выражение футлярность существования

Футлярность существования и духовная свобода в наши дни (Чехов А. П.)

А.П. Чехов в 19 веке писал о «футлярности» существования человека в маленькой трилогии». Внутреннее рабство и желание подчиниться людей системе ограничений, писаных и неписаных правил- «футлярность жизни». Например, на таких людях, как Беликов, держался царский режим.Футлярные люди хотели защитить учащуюся молодежь от «развращающего» влияния революционных замыслов.

Они ограничивали себе свободу действий, мыслей, чувств.Учитель греческого языка (Беликов) смог объединить в себе характерные черты, которые свойственны разным чинам: и высоким, и поменьше.

В 21 веке у нынешнего поколения тоже существуют свои «футляры». Например, живое общение заменили телефонные звонки и сообщения. Реальные чувства и эмоции заменили смайлы. У людей свой маленький мирок в виртуальном мире, из которого они не хотят выбираться, потому что там, как им кажется, лучше.

На самом же деле виртуальный мир затягивает человека, ограничивая свободу: часто он тратит драгоценное время на бесполезные дела: чтение ненужного контента, компьютерные игры, забывая о чём-то важном.

Стоит отметить, что в наше время на таких людях и держаться производители различных технологий. А мы, люди, можно сказать, их заложники…

О духовной свободе сложно говорить в наше время. Массовая идеология, шаблонная жизнь- всё это методы для управления человеком. Людская жизнь идет по отработанному руслу (учёба-работа-пенсия), а вместо освобождения труда век нанотехнологий преподнёс нам монотонные работы, из-за которых человек ощущает бессмысленность трудовых будней и лишь на досуге он чувствует жизнь как свою собственную, реализованную лично для себя. Время меняется, а проблемы у человечества всё те же, но только немного с иным характером. Чтобы преодолеть их, нужно, чтобы каждый человек осознал свою значимость и захотел сделать мир лучше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Футлярность: что это, откуда взялся термин, что такое «футлярная» жизнь

Футлярность – это термин, берущий начало из рассказа А. Чехова «Человек в футляре». Обозначение является емкой формулировкой, позволяющей передать стереотипные формации человеческого поведения. Первым, что такое футлярность, объяснил Антон Павлович на примере персонажей из знаменитой трилогии. В нее вошли три рассказа, каждый описывает различные вариации замкнутости людей в рамках общественных или собственных принципов. Рассказы трилогии:

Чехов вкладывает в это понятие зависимость людей от привычной жизни, установленных шаблонов, общественного мнения. Каждый рассказ показывает, как герои отказываются от собственного счастья по искусственно созданным причинам. Они не хотят рисковать, двигаться к новым вершинам, бороться за свое счастье. Главное задание произведений – показать читателю, что нельзя бояться следовать за своими чувствами, останавливаться на достигнутом результате, поддаваться давлению. Автор поднимает три главные темы:

Героями трилогии движут страх, сомнения и зацикленность. Каждый из них самостоятельно отказывается от собственного счастья, придерживаясь правил или принципов.

Что такое футлярная жизнь в рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре»

Тема футлярной жизни поднимается в трилогии Чехова с различных сторон. Все герои слишком поздно осознают свою ошибку. Жизнь преподносит им урок, когда ничего уже нельзя изменить. Автор, как учитель, подробно описывает различные ситуации, формируя футлярный образ. Существует определенный класс людей, для которых зона комфорта является главным в жизни. Именно такая жизнь и называется футлярной. Рассмотрим некоторые рассказы:

«Человек в футляре» А.Чехов

Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова

1. «Футлярная» тема в творчестве Чехова. 2. «Человек в футляре». 3. Образ жизни учителя Беликова.

Художественный мир произведений А. П. Чехова населен различными героями, объединенными интересом писателя к бытовой жизни, житейским мелочам, привычной повседневности. Автора интересует жизнь чиновника. Он изучает образ жизни своего героя, пытается художественно переосмыслить его. Галерея чиновников у Чехова включает в себя различных представителей: среди них есть даже противоположности — и приспособленцы, и мечтатели. Повседневная рутина — их постоянный, привычный образ жизни. Главное, что объединяет их, — меткое название человек «в футляре». Для Чехова жизнь «в футляре» — актуальная тема, он выступает против равнодушия и футлярности людей, которые замкнулись в себе и самодовольно и сыто пребывают там, наслаждаясь своим счастьем. По мнению автора, человек не может довольствоваться лишь этим, а должен стремиться к чему-то большему.

Герои рассказа в разговоре упоминают, что явление это, когда люди стремятся уйти в свою скорлупу, как улитка или рак-отшельник, нередкое — так и жена старосты, Мавра, нигде не бывала, а «последние десять лет… только по ночам выходила на улицу». Что это — наследственность или черта характера — герои не могут решить. Автор посредством рассказчика Буркина выражает свое мнение — такими людьми руководит страх перед жизнью. Мысли его тоже ограничены рамками футляра. «Как бы чего не вышло» — вот лейтмотив жизни мнительного и чрезмерно осторожного Беликова. Ему было свойственно воспринимать как руководство к действию только запреты. В разрешении ему всегда чудилось подозрительное.

Удивительно, что учитель, боявшийся начальства и окружающих, довольно тихий человек, держал в страхе гимназию целых пятнадцать лет, высматривая везде нарушения. Коллеги чувствовали огромное давление этого маленького тихого человечка, когда он вздыхал, ныл о нарушении циркуляров и высказывал опасения. Странный ритуал «поддержания добрых отношений с товарищами» больше пугал учителей и директора — в молчаливом присутствии Беликова у всех складывалось мнение, что он что-то высматривает, например, нет ли дома у хозяев нарушений. Дошло до того, что его влияние распространилось не только на гимназию, но и на весь город. Люди стремились не допустить того, что могло быть, по мнению Беликова, недозволенным. Гиперболизируя действительность, автор показывает картину искаженного, неполноценного образа жизни героя — ведь в его жизни нет радостей, нет свободы от самого себя, от условностей, которыми учитель греческого окружил себя. Мало того, мы видим и пагубное влияние героя на окружающих. Чехов критикует такие черты общественного строя, как неприятие просвещения и поощрение наушничества, доносительства.

Герой настолько привык к своему вечному футляру, что, когда ему предоставляется возможность изменить жизнь, жениться, он замыкается в себе все больше. Его невеста Варенька — открытая, подвижная, свободно и громко выражает свои эмоции. Беликов стал опасаться, что женится и попадает с ней в какую-нибудь историю: «…я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий». Брат Вареньки, Михаил Коваленко, терпеть не мог Беликова. Это единственный герой, который называет вещи своими именами: учитель греческого — фискал, «глитай абож паук», а гимназия превратилась в управу благочиния; и там «воняет, как в полицейской будке».

Пока Беликов раздумывал о женитьбе и взвешивал свои будущие обязанности и ответственность, произошло событие, изменившее его намерения. Распространили карикатуру на парочку под названием «влюбленный антропос», и вдобавок Беликов был поражен зрелищем Вареньки на велосипеде. Он считал, что женщинам так вести себя неприлично. Придя к брату невесты за тем, чтобы уверить его, что он не давал повода к такой карикатуре, Беликов начинает и его поучать, что учителю гимназии так вести себя неприлично, ведь может дойти до директора и до попечителя. Михаил же иного мнения: он не любит, чтобы вмешивались в его домашние дела, и говорит, что никому нет дела до их езды на велосипеде. Осторожный Беликов видит в этом неуважение к властям и говорит, что будет вынужден рассказать о беседе директору. Коваленко, приезжий человек, делает то, что не сделал никто до этого: он говорит прямо, что честный человек и не хочет разговаривать с Беликовым, потому что не любит фискалов, и спускает его с лестницы. Внизу учителя встречает раскатистым смехом Варенька. Женитьба отменяется.

С тех пор Беликов еще сильнее закрылся в своем футляре, а через месяц умер, обретя свой вечный футляр, достигнув идеала: «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Рассказчик выражает мысли автора: хоронить таких людей, как учитель греческого — большое удовольствие. Коллектив учителей из двух гимназий и семинарии вернулись с кладбища с ощущением свободы, но после этого не стало лучше, потому что не один «человек в футляре» был на свете. Один из действующих лиц, Иван Иваныч, говорит: «Мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?» Приходится жить среди тех, кто лжет, и не сметь сказать правду, самому лгать и терпеть унижение из-за чина — вот приметы времени, отмеченного всеобщим страхом. Автор показывает, что это явление — не норма жизни, а уродливое отклонение от нее. В слепом рвении исполнения чиновничьей службы герой закрывает себя в футляр — это, по мнению Чехова, неизбежное влияние социального строя.

Футлярность в рассказе «О любви»

В рассказе речь идет о двух влюбленных – Анне и Алехине. Ввиду общественных канонов они отказываются от борьбы за свои чувства. Не один год пара скрывала свою любовь от окружающего мира. Герои обманывали себя, стараясь продолжать вести привычную, футлярную жизнь. Они загнали любовь в дальний уголок души, заставляя себя мучиться.

Анну останавливало наличие семьи, чувство признательности по отношению к супругу. В семье давно не было любви, но царило уважение. Внешне Анна с супругом выглядели идеальной парой, муж был уверен в счастье жены. Недостаток смелости признаться в своих чувствах заставляет женщину продолжать играть роль, терзая собственную душу.

Герои боятся трудностей, осуждения, проблем. Они отдают предпочтение обыденной жизни, потому что так проще. При этом персонажи отказываются от настоящего счастья. Это яркий пример того, как страх общественного мнения может загнать человека в ловушку.

Популярные сочинения

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми — им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» — слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

Н.А. Добролюбов однажды сказал: «Человек, который не страдал и не ошибался, никогда не сможет познать истинного счастья». Но есть такие люди, которым просто не под силу принимать непредвиденные события. Вот кто такие «футлярные люди» и о них пойдет речь.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки — это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки — это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.

Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.

Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.

Источник

Образы футлярных людей в рассказах Чехова сочинение

Сочинения

Антон Чехов — писатель, который в свое врем был очень наблюдательным. Это его качество давало возможность выявлять все человеческие пороки, которые автор раскрывал в своих произведениях. Так в своих рассказах писатель касался философских и нравственных проблем, среди которых проблемы футлярности жизни общества. Раскрыл данные вопросы Чехов в своих работах О любви, Крыжовник, а также в рассказе Человек в футляре, о котором мы сегодня напишем сочинение.

Человек в футляре сочинение

Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.

Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.

Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть фото Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение футлярность существования. Картинка про Как вы понимаете выражение футлярность существования. Фото Как вы понимаете выражение футлярность существования

Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.

Проблема футлярности жизни

Герой рассказа подчиняется правилам, он понимает только те статьи что печатают в газетах, где имеются запреты, другую информацию не приемлет, особенно, если там имеются какие-то разрешения. Что самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, он пытается повлиять и на окружающих, пытаясь подчинять их своим правилам.

Беликов зажат, его внутренний мир полон страхов, он не уверен. Все это мешает жить Беликову полноценно, вкушать все прелести жизни. Очень сложно жить таким людям, как Беликов, который болезненно воспринимает любую трудность в жизни. Такие люди не счастливы. Загоняя себя в рамки, они себя морально уничтожают.

Герой рассказа умирает, не выдержав морального унижения в глазах любимой, умирает от внутреннего страха перед чем-то новым. Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.

Хоронили Беликова все вместе, и учителя надеялись, что со смертью героя придет к ним свобода, но прошли дни и жизнь потекла привычным руслом. Все так же бестолково, сурово и утомительно, а все потому, что героя похоронили, однако осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова Человек в футляре актуален и по настоящее время.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности — в упомянутом выше рассказе.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть фото Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение футлярность существования. Картинка про Как вы понимаете выражение футлярность существования. Фото Как вы понимаете выражение футлярность существования

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку — девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего — образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

С точки зрения психологии

В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.

Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.

Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть фото Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение футлярность существования. Картинка про Как вы понимаете выражение футлярность существования. Фото Как вы понимаете выражение футлярность существования

Тема «футлярности» в рассказах Чехова

В своих рассказах А.П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить.
В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который … защитил бы его от внешних влияний». Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло», привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете. В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретённой земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и всё больше — на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника.

Рассказ «О любви» ведётся от имени помещика Алёхина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней и её семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду». Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить её семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алёхину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни … всего этого дома», где его так любили и где ему так верили.

В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы её участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы её любовь к Алёхину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы.

В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадёжность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив её одним точным словом – «футлярность». Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч», «Вишнёвый сад», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» — но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры «всех форм, цветов и размеров».

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди — на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей — «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все — члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил — лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»?

В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в обра­зе главного героя?

«футлярность жизни» — это внутрен­нее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы лич­ных отношений. «Футлярность» противо­поставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к лю­дям. Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты «футлярности жизни». Он «футлярный» человек, прежде всего, внешне: даже в хо­рошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате. Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стрем­ление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира. В изображении Беликова происходит нарастание трагической то­нальности, углубление представления о том зле, которое несет «футлярность» и самому учителю греческого языка, и ок­ружающему обществу, а затем приобре­тает широкое обобщающее социальное значение. За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрыва­ется Чеховым. Боязнь настоящего и пре­увеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Бели­кова, но и качество, присущее определен­ной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно. Еще страшнее, узнаем мы далее из рас­сказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боя­лись и учителя, и директор. Все назван­ные свойства «футлярности жизни» тра­гически отразились в судьбе самого ге­роя — и это также свидетельствует, на­сколько страшно это явление. Похоронив Беликова, учителя надеялись насладить­ся полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удо­вольствием. «Но прошло не больше не­дели, и жизнь потекла по-прежнему, та­кая же суровая, утомительная, бестолко­вая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало луч­ше. И в самом деле, Беликова похоро­нили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще бу­дет!» Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым «футлярности» на уровень ти­пического явления русской действитель­ности.

Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков. Его главный прин­цип, которым он руководствуется в жиз­ни, — «как бы чего не вышло». Конфликт с Коваленко основан на приеме антите­зы — Беликову и его установкам проти­востоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехав­шего с украинского хутора, естествен­ность противопоставлена «футлярности».

Один из основных приемов в создании образа Беликова — прием гротеска. Гро­тескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на ка­тание на велосипеде Вареньки. Гротескна и карикатура «Влюбленный антропос». Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: «выражение у него было кроткое, прият­ное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет».

Художественная деталь — выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть фото Как вы понимаете выражение футлярность существования. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение футлярность существования. Картинка про Как вы понимаете выражение футлярность существования. Фото Как вы понимаете выражение футлярность существования

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он — некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится — то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола — опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов — самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *