Как вы понимаете выражение прикладная биология

Как вы понимаете выражение «прикладная биология?»

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Прикладная биология.

Прикладной характер наук означает их практическое значение, применение на практике. С этой точки зрения биология носит абсолютно прикладной характер, т.к. все фундаментальные открытия в области биологии находят свое практическое применение в медицине, в биотехнологиях, в бактериологии, в микробиологии, в генетике.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Наверное, корректнее начало вопроса сформулировать как «Что использует..», а не кто.

Такой способностью обладают растения: в процессе фотосинтеза при непосредственном участии солнечной энергии синтезируются органические вещества из углекислого газа и воды. При этом в атмосферу растения выделяют кислород.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Но есть несколько (кроме двоякого питания у некоторых водорослей) черт, которые отличают водоросли от других групп растений:

— Нет у водорослей и четкой сосудистой системы (для макроводорослей).

Кстати, эти характеристики не позволяются водорослям жить нигде, кроме влажных местообитаний (поэтому они так и названы водо. росли, то есть растущие в воде)

— для микроскопических водорослей характерно отсутствие органов полового размножения или они состоят из одной клетки

— дифференциации тканей и органов нет (для микроскопических)

— для зиготы не характерно многоклеточное строение (для микроскопических)

— отсутствуют устьица (для всех видов)

Кстати, в группе выделяются как эукариоты, так и прокариоты (последние все же чаще относят к бактериям, чем к водорослям.

Источник

Как вы понимаете выражение прикладная биология

Подробное решение параграф § 1 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2014

Какие достижения современной биологии вам известны?

установление молекулярной структуры ДНК

расшифровка генома человека и других организмов

Электронные сканирующие микроскопы

Экстракорпоральное оплодотворение и др.

Каких ученых-биологов вы знаете?

Линней, Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Павлов, Пастер, Гук, Левенгук, Броун, Пурнинье, Бэр, Мечников, Мичурин, Вернадский, Ивановский, Флеминг, Тенсли, Сукачев, Четвериков, Лайль, Опарин, Шванн, Шлейден, Чаграфф, Навашин, Тимирязев, Мальпиги, Гольджи и др.

Вопросы для повторения и задания

1. Расскажите о вкладе в развитие биологии древнегреческих и древне-римских философов и врачей.

Первым учёным, создавшим научную медицинскую школу, был древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Он считал, что у каждой болезни есть естественные причины и их можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма. С древних времён и по сей день врачи торжественно произносят клятву Гиппократа, обещая хранить врачебную тайну и ни при каких обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи. Великий энциклопедист древности Аристотель (384—322 до н. э.). Стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он называл «общественным животным, наделённым разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни. Древнеримский учёный и врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200), изучая строение млекопитающих, заложил основы анатомии человека. В течение следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.

2. Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в Средние века, эпоху Возрождения.

Резко возрос интерес к биологии в эпоху Великих географических открытий (XV в.). Открытие новых земель, налаживание торговых отношений между государствами расширяли сведения о животных и растениях. Ботаники и зоологи описывали множество новых, неизвестных ранее видов организмов, принадлежащих к различным царствам живой природы. Один из выдающихся людей этой эпохи — Леонардо да Винчи (1452—1519) — описал многие растения, изучал строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию. После того как был снят церковный запрет на вскрытие человеческого тела, блестящих успехов достигла анатомия человека, что получило отражение в классическом труде Андреаса Везалия (1514—1564) «Строение человеческого тела» (рис. 1). Величайшее научное достижение — открытие кровообращения — совершил в XVII в. английский врач и биолог Уильям Гарвей (1578—1657).

3. Используя знания, полученные на уроках истории, объясните, почему в Средние века в Европе наступил период застоя во всех областях знаний.

После падения Западной Римской империи в Европе наступил застой в развитии наук и ремесла. Этому способствовали феодальные порядки, установившиеся во всех европейских странах, постоянные войны между феодалами, нашествия полудиких народов с востока, массовые эпидемии, а главное — идеологическое закабаление умов широких народных масс римско-католической церковью. В этот период римско-католическая церковь, несмотря на многие неудачи в борьбе за политическое господство, распространила свое влияние во всей Западной Европе. Имея огромную армию духовенства различных рангов, папство фактически добилось полного господства христианской римско-католической идеологии среди всех западноевропейских народов. Проповедуя смирение и покорность, оправдывая существующие феодальные порядки, римско-католическое духовенство вместе с тем жестоко преследовало все новое и прогрессивное. Естественные науки и вообще так называемое светское образование были полностью подавлены.

4. Какое изобретение XVII в. дало возможность открыть и описать клетку?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов.

5. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

Труды Луи Пастера (1822—1895) и Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) определили появление иммунологии. В 1876 г. Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры и других болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы, бешенства. Первая прививка против бешенства была сделана Пастером 6 июля 1885 г. В 1888 г. Пастер создал и возглавил научно-исследовательский институт микробиологии (Пастеровский институт), в котором работали многие известные ученые.

Мечников, обнаружив в 1882 г. явление фагоцитоза, разработал на его основе сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета, за что получил в 1908 г. Нобелевскую премию совместно с П. Эрлихом. Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями.

6. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии в XX в.

В середине XX в. в биологию начали активно проникать методы и идеи других естественных наук. Достижения современной биологии открывают широкие перспективы для создания биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов, для лечения наследственных заболеваний и осуществления селекции на клеточном уровне. В настоящее время биология стала реальной производительной силой, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человеческого общества.

– Открытие пептидных связей в молекулах белков

– Изучение химической природы хлорофилла

– Описали основные ткани растений

– Открытие структуры ДНК

– Открытие ключевого этапа в дыхании клеток — цикла трикарбоновых кислот, или цикла Кребса

– Исследование физиологии пищеварения

– Наблюдал клеточное строение тканей

– Наблюдал одноклеточных организмов, клетки животных (эритроциты)

– Открытие ядра в клетке

– Открытие аппарата Гольджи — органоида клетки, метод приготовления микроскопических препаратов нервной ткани, исследование строения нервной системы

– Установил, что одни части зародыша имеют влияние на развитие других его частей

– Сформулировал мутационную теорию

– Создание хромосомной теории наследственности

– Сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

– Обнаружили усиление мутационного процесса под действием радиоактивного излучения

– Открыл сложную структуру гена

– Открыл значение мутационного процесса в процессах, происходящих в популяциях, для эволюции вида

– Установил филогенетический ряд лошадиных как типовой ряд постепенных эволюционных изменений родственных видов

– Разработали теорию зародышевых листков для позвоночных

– Выдвинул теорию происхождения многоклеточных организмов от общего предка — гипотетического организма фагоцителлы

– Обосновывает наличие в прошлом предка многоклеточных — фагоцителлы и предлагает считать его живой моделью многоклеточное животное — трихоплакса

– Обосновали биологический закон «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»

– Написал и опубликовал работу «Географическое распространение животных» — труд, убедительно показавший, как велико значение генетической связи вымершей и современной фауны

– Утверждал, что многие органы многофункциональны; в новых условиях среды одна из второстепенных функций может стать более важной и заменить прежнюю главную функцию органа

– Выдвинул гипотезу возникновения билатеральной симметрии живых организмов

7. Назовите известные вам естественные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления: вирусология, биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Успехи экологии, а также всё более актуальные проблемы охраны природы способствовали развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии. На рубеже XX и XXI вв. с огромной скоростью начала развиваться биотехнология — направление, которому, несомненно, принадлежит будущее.

Подумайте! Вспомните!

1. Проанализируйте изменения, произошедшие в науке в XVII—XVIII вв. Какие возможности они открыли перед учёными?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов. В XVIII в. шведский натуралист Карл Линней (1707—1778) предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную (двойную) номенклатуру для наименования видов. Карл Эрнст Бэр (Карл Максимович Бэр) (1792—1876), профессор Петербургской медико-хирургической академии, изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства и вошёл в историю науки как основатель эмбриологии. Первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, стал французский учёный Жан Батист Ламарк (1774—1829). Палеонтологию, науку об ископаемых животных и растениях, создал французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832). Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна (1810—1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804—1881).

2. Как вы понимаете выражение «прикладная биология»?

Прикладная биология – это отрасль биологии, которая определяется потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстро развиваются бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), космическая биология (изучение биологического действия факторов мирового пространства в проблем освоения космоса), астробиология или экзобиология (исследование жизни вне Земли), а также регенеративная биология и медицина. Многие современные науки, такие как генетика, молекулярная биология, экология, решают свои актуальные задачи, используя для исследования животных. Тесно связана с практической деятельностью человека прикладная зоология, которая включает сельскохозяйственную, лесную, медицинскую зоологию, паразитологию и другие разделы. В настоящее время активно развиваются прикладные отрасли ботаники: растениеводство, лесное хозяйство, фармакология и парфюмерная промышленность. Велика роль ботаники в увеличении продуктивности культурных растений, в решении мировой продовольственной проблемы. На первый план выходят такие задачи, как рациональное использование и сохранение растительного мира, защита растений от неблагоприятных факторов.

3. Решение, каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

4. Проанализируйте материал параграфа. Составьте хронологическую таблицу крупных достижений в области биологии. Какие страны в какие временные периоды были основными «поставщиками» новых идей и открытий? Сделайте вывод о связи между развитием науки и другими характеристиками государства и общества.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Страны, в которых произошли основные биологические открытия относятся к развитым и активно развивающимся странам.

5. Приведите примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, не упомянутые в параграфе. Что является предметом их изучения? Попробуйте предположить, какие разделы биологии могут возникнуть в будущем.

Примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук: палеобиология, биомедицина, социобиология, психобиология, бионика, физиология труда, радиобиология.

Разделы биологии могут возникнуть в будущем: биопрограммирование, ИТ-медицина, биоэтика, биоинформатика, биотехнология.

6. Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы. Сравните схему, созданную вами, с результатами, которые получились у ваших одноклассников. Одинаковы ли ваши схемы? Если нет, объясните, в чём их принципиальные отличия.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

7. Оцените роль биологических знаний в формировании мировоззрения современного человека. Составьте 10—15 тезисов, раскрывающих значимость биологической информации в жизни каждого.

1) Человечество не может существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее

2) Биология возникла в связи с решением очень важных для людей проблем.

3) Одной из них всегда было более глубокое постижение процессов в живой природе, связанных с получением пищевых продуктов, т.е. знание особенностей жизни растений и животных, их изменение под воздействием человека, способов получения надежного и все более богатого урожая.

4) Человек – продукт развития живой природы. Все процессы нашей жизнедеятельности подобны тем, которые происходят в природе. И поэтому глубокое понимание биологических процессов служит научным фундаментом медицины.

5) Появление сознания, означающее гигантский шаг вперед в самопознании материи, тоже не может быть понято без глубоких исследований живой природы, по крайней мере, в 2-х направлениях – возникновение и развитие мозга как органа мышления (до сих пор загадка мышления остается неразрешенной) и возникновение социальности, общественного образа жизни.

6) Живая природа является источником многих необходимых для человечества материалов и продуктов. Нужно знать их свойства, чтобы правильно использовать, знать, где искать их в природе, как получать.

8) Проблема качества воздуха и воды – одна из экологических проблем, а экология – биологическая дисциплина, хотя современная экология давно перестала быть только ею и включает в себя много самостоятельных разделов, зачастую принадлежащих к разным научным дисциплинам.

9) В результате освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства, промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид восстановить невозможно. Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает уникальным генофондом.

10) В данный момент особенно быстро развиваются молекулярная биология, биотехнология и генетика.

8. Организационный проект. Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год. Разработайте программу вечера (конкурса, викторины), посвящённого этому событию.

Примеры ближайших событий 2016-2017 гг.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

– Разделение на группы

– Вступительное слово – описание события, историческая справка события, ученого

– Придумать название команд (по теме викторины)

– 1 раунд – простой: например, закончить предложение: Защитная реакция растений на изменение длины светового дня (листопад).

– 2 раунд – двойной: например, найди пару.

– 3 раунд – сложный: например, изобразить схему процесса, нарисовать явление.

Источник

Как вы понимайте выражения» прикладная биология»?

Как вы понимайте выражения» прикладная биология».

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Прикладной характер наук означает их практическое значение, применение

С этой точки зрения биология носит абсолютно прикладной

К. все фундаментальные открытия в области биологии находят

свое практическое применение в медицине, в биотехнологиях, в

бактериологии, в микробиологии, в генетике.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Я не понимаю, как делать экскурсию по биологии?

Я не понимаю, как делать экскурсию по биологии.

Тема вроде простая «Живые организмы весной».

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Помогите с биологией?

Помогите с биологией.

Пропустила урок, не понимаю ничего.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Я не понимаю задачи по биологии, может поможет кто нибудь?

Я не понимаю задачи по биологии, может поможет кто нибудь?

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии?

Какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии?

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Как вы понимаете выражение полноценная еда?

Как вы понимаете выражение полноценная еда.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Что такое биология я не понимаю?

Что такое биология я не понимаю.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Помогите пожалуйста, не понимаю биологию?

Помогите пожалуйста, не понимаю биологию!

Сообщение на тему «Движение растения за солнцем».

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Что понимают под возрастом вида?

Что понимают под возрастом вида?

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Что понимают под эволюцией природы в современной биологии?

Что понимают под эволюцией природы в современной биологии.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

(Биология)Как решать задачу ((( не понимаю?

(Биология)Как решать задачу ((( не понимаю.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Может как попадет? Слово дезентерия не о чем не говорит? Если есть не мытую пишу то можно получить этого обитателя к себе в организм.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Будут выделяться пузырьки. Это кислород. При помощи фермента пероксидазы картофель разлагает перекись.

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

1. Для всех живых организмов характерен обмен веществ, который проявляется в автотрофном или гетеротрофном питании, дыхании и выделении различных веществ в окружающую среду. 2. Растения образуют органические вещества, поглощают углекислый газ и выде..

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

1. Живые организмы — важный компонент биосферы. Клеточное строение — характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий : отсутствие оформленного ядра, мит..

Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биология

Мой выбор это электронный микроскоп так как этот микроскоп более удобен для изучения клеток.

Источник

Значение практической биологии

Из истории практической биологии

Вся история становления и развития науки биологии показывает, что во все времена практическая (прикладная) часть знаний о живой природе, то есть «практическая биология», играла важную роль в жизни людей и природы. Особенно большое значение биология имеет для сельского, лесного, промыслового хозяйства и медицины.

Уже первоначальное познание растений и животных, как показывает история материальной культуры, было связано с непременным использованием их в быту и хозяйстве человека (для питания, изготовления одежды, врачевания). Сбором пищевых растений, охотой и примитивным рыболовством люди начали заниматься еще в каменном веке.

Примеры прикладной биологии

Известно, что и в настоящее время все необходимые человеку для питания белки, углеводы, жиры, витамины, а также энергию он получает, главным образом, из культурных растений и от домашних животных. Знание биологических законов генетики и селекции, микробиологии, физиологии позволяло совершенствовать технологию выращивания биологической продукции, создавать более продуктивные сорта растений и породы животных. В итоге многие животные и растения, давно введенные в культуру, полностью изменили свой первоначальный облик, стали высокоустойчивыми к различным заболеваниям и более продуктивными. Например, у кукурузы древних сортов в початках содержалось лишь 45-48 мелких зерен, тогда как в початке современной зубовидной кукурузы содержится около 1000 довольно крупных, плотно расположенных зерен (рис. 5).
Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биологияРис. 5. Размер и форма початка кукурузы современного сорта в сравнении с початками кукурузы древних сортов, которую возделывали ацтеки в Центральной Америке

Интродукция

Благодаря знаниям из области биогеографии и экологии человечество пополняет разнообразие культурных растений и домашних животных новыми видами с помощью интродукции или акклиматизации. Интродукция (от лат. introductio — «введение») — это внедрение отдельных видов растений и животных в новые климатические или биогеоценотические условия. Акклиматизация (от лат. ab — «к», «при» и греч. klima — «климат») означает преднамеренный или случайный перенос особей и видов в какую-либо страну или область с новыми для них, непривычными природными условиями или на территорию, где они ранее обитали, но по каким-то обстоятельствам исчезли, и их приспособление к новой среде обитания. Последнее явление обычно называют реакклиматизацией. Человек часто специально внедряет некоторые виды из дикой природы в культуру. Так произошли культурные растения и домашние животные. Интродукция продолжается и в настоящее время.
Рис. 6. Облепиха

Например, облепиха (Hippiphae) — колючий кустарник с сочными костянковидными плодами, произрастающий по берегам рек и озер в горах Тибета, Тянь-Шаня и Алтая, — около 30 лет назад была введена в культуру (рис. 6). В настоящее время облепиха выращивается на обрабатываемых землях новых для нее регионов, поскольку является ценным лекарственным растением. В любительских садах облепиху высаживают даже в северных районах России, например в Ленинградской области и Карелии. При этом уже созданы ее разные сорта, в том числе и облепиха без колючек.

В последние 25-30 лет активно входит в ягодное садоводство сибирский кустарник жимолость съедобная (Lonicera edulis) с ароматными кисло-сладкими, сочными ягодами, богатыми витаминами. Селекционеры вывели ее многочисленные сорта, различающиеся по вкусу ягод, их форме, по срокам созревания плодов и форме куста. Не так давно в культуру вошло лиановидное растение актинидия китайская (Actinidia chinensis), называемое обычно киви, в диком виде произрастающее в лесах Юго-Восточной Азии. Теперь оно выращивается на Кавказе, в Крыму, в садах Германии и других стран Европы и Америки. В Новой Зеландии существуют крупные плантации киви, плоды которой служат предметом экспорта во многие страны, в том числе и в нашу.
Среди животных в 80-е годы XX века на птицефермах началось активное разведение перепела японского как яйценосной и мясной породы. В качестве декоративной комнатной птицы самцы японского перепела издавна разводились жителями Японии, Китая и Средней Азии. Однако в производственных целях — для получения яиц, а позднее и мяса — перепел стал использоваться лишь с конца XX века.

Биотехнология и генетическая инженерия

В последние годы развитие генетической (генной) инженерии обеспечивает широкие возможности использования живых организмов в производстве необходимых лекарственных средств, например таких, как инсулин, гормон роста, интерферон и пр. Промышленное использование организмов, особенно микроорганизмов, стало особой практической областью биологии, получившей название биотехнология.

Биотехнология, теоретическую основу которой составляет биология, а практическую — генетическая инженерия, является новым и важным направлением в развитии материального производства. Она оказывает влияние на решение глобальных проблем, таких, как производство пищи и лекарств, выявление новых источников энергии, сохранение окружающей среды.

Современная биотехнология характеризуется многообразием направлений практического применения. В народном хозяйстве широко используются методы биологической очистки сточных вод, биологической защиты растений от вредителей и болезней, микробиологического синтеза кормовых добавок (белков, аминокислот) и биологически активных веществ (антибиотиков, ферментов, гормональных препаратов), генетической (использование рекомбинантной ДНК для получения человеческого инсулина — хумулина) и клеточной (выращивание из одной клетки новых форм растений, обладающих полезными признаками и устойчивых к неблагоприятным условиям внешней среды и болезням, например картофеля, садовой земляники, женьшеня и др.) инженерии.

Бионика (от греч. bion — «элемент жизни», «живущий») — это новое направление, основанное на использовании знаний из области биологии в технике для решения инженерных задач и создания более совершенных технических устройств, принципиально новых машин и аппаратов. Бионика занимается изучением аналогий в живой и неживой природе, то есть принципов построения и функционирования различных биосистем или их элементов для последующего применения полученных знаний в народном хозяйстве и коренного усовершенствования технических конструкций. В решении задач бионики вместе с биологами принимают участие физики, химики, математики, кибернетики, архитекторы и инженеры различных специальностей.

Многие животные используют эхо для ориентации в пространстве и для добычи пищи. Например, дятел отыскивает внутри ствола личинки жуков-короедов, ночная сова сипуха добывает пищу в полной темноте, летучие мыши и южноамериканская птица гуахаро, живущие в пещерах, во время ночной охоты издают щелчки и по отраженной звуковой волне определяют окружающие предметы и расстояние до них. Этот способ ориентации живых организмов в пространстве лег в основу создания радаров, с помощью которых определяют местонахождение объекта, направление и скорость его движения.

Дырчатые конструкции известковых скелетов глубоководных морских кишечнополостных животных послужили идеей для создания Эйфелевой башни. Подобных примеров заимствования секретов у природы великое множество (рис. 7).
Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть фото Как вы понимаете выражение прикладная биология. Смотреть картинку Как вы понимаете выражение прикладная биология. Картинка про Как вы понимаете выражение прикладная биология. Фото Как вы понимаете выражение прикладная биологияРис. 7. Дырчатые конструкции в живой природе и в технике

Изучение гидродинамических особенностей водных животных было использовано при проектировании кораблей: обтекаемая форма современных подводных лодок, покрытие их корпусов искусственной «дельфиньей кожей» (ломинфло). Архитекторы в своем творчестве очень часто используют полезные приспособления живых организмов при проектировании формы и расположения опорных элементов в конструируемых объектах. Так, бутон цветка послужил прототипом крупномасштабных строений без опорных крыш — некоторых выставочных павильонов (в Челябинске, Ереване), купола цирка в Казани.

Роль практической биологии в научных обобщениях

Знание свойств некоторых растений и животных с давних пор использовалось в лечебных целях. В далекое прошлое уходят связи биологического знания с медициной. Многие врачи прошлого были одновременно и выдающимися биологами. Среди них — Гиппократ (460-377 до н. э.), Клавдий Гален (129-201), Авиценна (980-1037), Андреас Везалий (1514-1564) и др.

Даже первоначальные сведения о строении человеческого организма служили хорошей основой для развития практической медицины, а накопленные фактические материалы о многообразии растений, животных, бактерий и грибов помогли сформулировать ряд важнейших теоретических положений: о свойствах живых организмов, системе органического мира, его эволюции, структурных уровнях сложных биосистем, закономерностях наследования и пр.

Все эти обобщения в виде идей, теорий, выявленных закономерностей, в свою очередь, обогащали практическую часть биологии. Например, появление клеточной теории помогло раскрыть причины многих патологических процессов. Исследования и открытия в области физиологии, микробиологии, иммунологии позволили выявить защитные реакции организма и найти способы предупреждения инфекционных заболеваний. Работы генетиков, посвященные проявлению действия генов у человека, выявили причины наследственных заболеваний. В настоящее время данные цитологии, анатомии, физиологии и биохимии, общей и молекулярной генетики, экологии, микробиологии, вирусологии служат теоретическим фундаментом для диагностики, лечения и профилактики многих болезней, в том числе и некоторых наследственных недугов человека.

Знание биологических закономерностей лежит в основе сохранения и поддержания здоровья человека, и медицина постоянно использует его в своей практике. Материалы, накопленные наукой о клетке и внутриклеточных процессах, произвели многочисленные обновления в практической медицине. Теперь многие заболевания вылечиваются лекарственными средствами, действующими на организм больного на внутриклеточном, клеточном и тканевом уровнях.

Развитие биологических знаний, произошедшее в XX веке, их возросшая практическая роль в жизни общества свидетельствуют, что биология становится реальной производительной силой и основой рациональных отношений между человеком и природой. Знания биологии являются условием существования и устойчивого развития человечества и всей природы в целом.

Человечество уже вошло в XXI век. В нем биология будет развиваться особенно активно в направлении расширения прикладных разработок, внедрения фундаментальных достижений биологической науки в практику с целью обеспечения устойчивого развития природы и общества, осуществления мероприятий по предотвращению природных катаклизмов и сохранению здоровья человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *